Иерусалим в это время представлял огромный лагерь пилигримов: площади, улицы (по сторонам), крыши домов, сады, дворы, окрестные поля, горы и долины – всё застраивалось палатками. Главные постановления и обычаи праздника содержали указания и намёки на те чудные дела Иеговы, которых свидетелем был Израиль в продолжение длинного времени странствования в пустыне. Совершавшаяся каждое утро во храме жертва возлияния напоминала о воде, чудесно изведённой из каменной скалы Моисеем. Брали в руки ветви древесные, особенно красивых дерев, пальмовые, широколиственные и вербу речную, и так веселились пред Господом. Так как праздник приходился вскоре после собирания плодов ( Втор. 16:13 ), то весело праздновали его, давали большие пиршества, и вина было немало по собранию винограда. Праздник был такой весёлый, что Плутарх сравнивал его с праздником в честь Бахуса (у язычников). Это был последний из великих праздников (осенний); такого праздника не было уже у иудеев до Пасхи (полгода). 3. Ин. 7:3 . Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ин. 2:12 ; Мф. 12:46, 13:55 п.; Деян. 1:14 ; 1Кор. 9:5 ; Гал. 1:19 . 4. Ин. 7:4 . Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ин. 3:20, 6:30, 18:20, 11:54, 14:22 . 5. Ин. 7:5 . Ибо и братья Его не веровали в Него. Пс. 68:9 . Братья Его: названные, а не родные (см. Мф. 13:55 и 3–5 парал.; Мф. 1 и прим.). – Сказали Ему и пр.: речь их объясняется тем, что они не веровали в Него, как замечает далее сам евангелист (ст. 5). – Выйди отсюда: т. е. из Галилеи, где доселе в продолжение полутора лет действовал Христос, и иди в Иудею, и именно в Иерусалим на праздник кущей, куда на то время стекалась со всех сторон огромная масса народа. – Чтобы и ученики Твои и пр.: под учениками разумеются, очевидно, последователи Господа в Иудее и других местах, кроме Галилеи. Что таковые были в Иудее, и во множестве, на это указывает прежнее замечание евангелиста о них – ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Он принес с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин.1:15 ; Рим.5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «первого» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо придти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор.15:45,48–49 ). Кто не придет ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр.1:5 ), того не касается и благодать искупления (ср.: Зах.1:3 ; Флп.2:12 ; Еф.2:1–9 ; Рим.11:17–23 ). Для таких людей эта благодать – всё тоже, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, жаждут, и наготуют ( Откр.3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученные, не откопают сокровища и не разделят его между собою... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:37–38 ; ср.: Ис.55:1 ; Ис.12:3 ; Иоиль.3:18 ). – Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин.4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпаюшие ее из источников спасения ( Ис.55:1 ; ср.: Ис.21:3 ; Ис.40:29–31 ). Ту же истину выразил Господь наш в Ин.15:1–7 . Он назвал себя там «виноградной лозой», а учеников своих «ветвями». И сказал Господь: «пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» ( Ин.15:4 ). Ясно, что людям необходимо быть в теснейшем единении со своим небесным учителем, чтобы преуспевать в добре. Кто же «не пребудет» со Христом, «извергнется вон, как ветвь, и засохнет» ( Ин.15:6 ), несмотря на то, что Господь пролил кровь свою «во оставление грехов» всего мира ( Мф.26:28 )). Подобным образом Ап. Павел сравнивает людей в их естественном, безблагодатном состоянии с «дикой маслиной».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

С этого дня положили убить Его: речь Каиафы имела решительное действие; Синедрион определил последовать решению первосвященника и – умертвить Господа. «Об убийстве замышляли они и прежде сего, но слабо, и дело было скорее вопросом, чем решением; а теперь состоялся окончательный суд и решительный приговор» (Феофил., ср. Злат.). Решение было, как видно из дальнейших повествований, непоколебимое, изыскивали и придумывали только, когда и как лучше привести это решение в исполнение; этого пока ещё не решили определительно (ср. Мф. 26 и далее и парал.). – Не ходил явно: Господу, без сомнения, известно было кровавое определение Синедриона; но ещё не настало предопределённое время смерти Его. Как истинный Агнец пасхальный, Он должен был умереть в Пасху (а до неё давалось ещё несколько времени), и притом торжественно, а не тайно, как, может быть, желал того Синедрион ( Мф. 26:4 ). Потому Господь не ходил явно между иудеями, т. е. враждебно настроенной против Него партией иудеев в Иерусалиме и около, а удалился на время в уединение, именно в страну или местность (в противоположность городу – Иерусалиму) близ пустыни Иерихонской, в город, не большой и не важный, называемый Ефраим, недалеко от Вефиля ( 2Пар. 13:19 ; Флав. Bel. iud. IV, 9, 9) на северо-восток от Иерусалима, не в очень дальнем расстоянии от него. Эта местность была удобна для Господа в теперешнем Его положении. В уединении Он свободно мог предаться тому, к чему теперь влекло Его сердце, и окончательно приготовить Своих учеников к имеющим вскоре совершиться событиям. В случае поисков Его со стороны врагов Он мог удалиться в пустыню, но этого последнего не случилось, и Он оставался там с учениками Своими некоторое время. 55. Ин. 11:55 . Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. Ин. 6:4, 2:13 ; Притч. 30:17 ; Исх. 19:10 . 56. Ин. 11:56 . Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придёт ли Он на праздник? Ин. 7:11 . Приближалась Пасха: ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Глава 28 Путешествие жен мироносиц ко гробу, возвращение их оттуда и явление им Воскресшего ( Мф.28:1–10 ). Подкуп стражей ( Мф.28:11–15 ). Явление Воскресшего ученикам в Галилее ( Мф.28:16–20 ). Мф.28:1 . По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. «По прошествии субботы»: суббота – седьмой последний день еврейской недели, день праздничный, в который по закону нельзя было ничего делать, а должно было оставаться в покое (4-я заповедь десятословия: ср. Лк.23:56 ). – «Первого дня недели»: т.е. новой недели, следовательно, по нашему в воскресенье. – «Мария Магдалина и другая Мария» (см. прим к Мф.27:56 ; ср. Синаксар в день Пасхи): «первее убо воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо сидящей у гроба с Магдалиною, якоже глаголет Матфей – Мф.27:61 . Но да не сомнилося бы (чтобы не показалось сомнительным) воскресение за еже к матери присвоения (из-за того, что свидетельство о таковом величайшем событии присвоено матери), евангелисты глаголют: первее явися Магдалини Марии ( Мк.16:9 ), она же и на камне Ангела виде... И просто рещи, различно еже на гроб жен прихождение бысть, в них же бе и Богородица, та бо есть юже Иосиеву глаголет Марию Евангелие. Иосифов же бе сын сей Иосии»): Мироносиц был целый сонм (ср. Лк.23:49,55,24:1,10 ), и евангелисты не поименовывают всех их, а только немногих из них по своему усмотрению (ср. Мк.16:1 ; Лк.24:1,10 ; Ин.20:1 ). – «Посмотреть гроб»: как видно, они не знали о том, что ко гробу приставлена стража и он запечатан. Они приготовили масти и ароматы, чтобы помазать возлюбленного Учителя своего, и, взяв их, пошли посмотреть гроб Его, чтобы узнать, могут ли они исполнить свое благочестивое намерение, и если окажется возможность, то исполнить (ср. Лк.23:55–56,24:1 ; Мк.16:1–2 ). Мф.28:2–4 . И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему, Между ними были Мария Магдалина и Мария Мать Иакова а Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» ( Мф. 27:55–56 ). Из сопоставления этих текстов видно, что Мария Клеопова была матерью Иакова и Иосии, о которых и упоминается в Евангелии от Матфея 13:55 . Если бы у Пресвятой Богородицы были другие сыновья, кроме Господа Иисуса Христа, причем эти (двоюродные) братья Христовы причислены к лику апостолов, то незачем было бы Христу и поручать Пречистую Деву Марию ученику Своему Иоанну Богослову ( Иоан. 19:25 ). Неужели Христос не доверял бы своим братьям, что они позаботятся о своей матери. 4) Православная Церковь , когда обращается к Пресвятой Деве Марии с молитвенным призыванием: «Пресвятая Богородице, спаси нас», то не учила и не учит, что Божия Матерь спасает нас собственными силами; она спасает нас своими молитвами и благодатью Сына Своего. Пророк Иеремия говорит: «Ибо Господь сотворит на земле нечто новое; жена спасет мужа. Так говорит Господь» (Иерем. 31:22–23). Сам апостол Павел говорит: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя " ( 1Тим. 4:16 ). «Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?» ( Рим. 11:14 ). «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор. 9:22 ). Читая эти места, никто из христиан не думает и не скажет, что св. апостол Павел, как и другие апостолы, спасал и спасает людей своими собственными силами, а не силою Божией. Точно также и признавая Пресвятую Богородицу, верующие не думают, что Пресвятая Дева Мария спасает нас своею собственною силою, а не силою Всевышнего. Сектанты, желая чем либо подорвать авторитет св. Православной Церкви, ссылаются на тексты Св. Писания, на основании которых хотят доказать, якобы Православная Церковь несправедливо учит о молитвенном призывании Пресвятой Деве Марии. В данном случае они ссылаются на 4-ю книгу Царств (2, 9), где будто бы говорится о том, что обращаться с молитвами к угодникам можно только при жизни их.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

3) Где в Писании говорится о приснодевстве Божией Матери? Пророк Исаия так говорит о Ней: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил“ (Иса. 7: 14). И Сама Богоматерь говорит Ангелу, благовествующему Ей о рождении Спасителя: «Как будеть это, когда Я мужа не знаю? “ На что Ангел отвечает Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим“ ( Лук. 1: 34–35 ). А св. пророк Иезекииль говорит о приснодевстве Божией Матери: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, – и они будут затворены“ ( Иез. 44: 2 ). 4) Почему ПресвятаяДева называется иногда в Писании «женою“? В св. Писании часто слова «муж“ и «жена“ употребляются просто для обозначения пола, а не брачного состояния известного лица. Так, напр., пророк Исаия предсказал и Ангел Богоматери благовествовал, что Спаситель родится от Девы, а ап. Павел пишет: «Бог послал Сына Своего Единороднаго, Который родился от жены“ ( Гал. 4: 4 ). Мария Магдалина не была замужем, но Ангелы говорят ей, ищущей во гробе Христа: «жена, что ты плачешь“? ( Иоан. 20: 13 ). Очевидно, и Богоматерь и Мария Магдалина названы женами в смысле женщин вообще, а не женщин замужних. В таком же смысле употребляется в св. Писании и слово «муж“; наприм., «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых“ ( Пс. 1: 1 ). Конечно, здесь под словом «муж“ разумеется вообще всякий мужчина, а не только женатый. (См. Деян. 1: 10–11. 2: 14. 5: 35. 13, 15 . Мф. 27 ;: 55–56 и др.). 5) Кто были упоминаемые в Евангелии «братья Господни“? Это были двоюродные братья Иисуса Христа, дети упоминаемой в Евангелии сестры Божией Матери, Марии Клеоповой ( Иоан. 19: 25 ): Иаков, Иосий, Симон и Иуда (Мф.: 27: 55–56). Божия Матерь нигде не называется матерью этих братьев, а всегда называется «Девою Мариею“ ( Лк. 1: 27 ); «Матерью Господа» (ст. 43), «Матерью Иисуса“ ( Иоан. 2: 1 и 2), или «Матерью Его“ ( Мф. 1: 18 . Лк. 2: 51 . Иоан. 19: 25 ). Равным образом и четыре «братья Господни“ нигде не называются сыновьями Девы Марии и сами себя называют не братьями Иисуса Христа, а Его рабами: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова ( Иуд. 1: 1 ); «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа“ ( Иак. 1: 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

3Езд.7:52 уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко, а мы ходили по путям злым. 52 (122). Ср. Uc IV:4–6 . 3Езд.7:53 Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство; 53 (123). «Нетленным пребывает райский плод, в котором насыщение (saturitas) и уврачевание». Все эти подробности нашли себе место уже у пророка Иезекииля (XLVII:12), а оттуда взяты в Апокалипсис (XXII:2). 3Езд.7:54 но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных. 54 (124). Ср. Npeм V:7 . 3Езд.7:55 Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица – чернее тьмы. 55 (125). Ад представляется то местом вечной тьмы и ночи, то местом неугасающего огня. Автор с горьким чувством отмечает недостижимость райских благ. Пусть человеку обещано бессмертие, но он творит дела мертвые; пусть у него живая надежда в будущем, но он до последней степени отдался суетным помыслам, которые так непостоянны. Рай создан не для живущих среди грехов. Покров Всевышнего осеняет лишь тех, кто живет непорочно (caste). Райское древо насыщает и исцеляет не тех, кто вращается среди нечестивых, в местах неплодных, где душа не может получать надлежащего воспитания. Прославление праведников наводит только на мысль о том мраке, в каком будут пребывать нечестивые. 3Езд.7:56 Мы не помышляли в жизни, когда делали беззаконие, что по смерти будем страдать. 3Езд.7:57 Он отвечал и сказал: это – помышление о борьбе, которую должен вести на земле родившийся человек, 3Езд.7:58 чтобы, если будет побежден, потерпеть то, о чем ты сказал, а если победит, получить то, о чем Я говорю. 57–58 (127–128). «Смысл борьбы, которую ведет человек, появившийся на земле, следующий: если он будет побежден, то потерпит то, о чем говорил ты, а если победит, то получит то, о чем говорю я». Выше Ездра все время говорит о печальной участи грешников, к которым он причисляет и самого себя; Ангел, напротив, чтобы утешить своего собеседника, рисует светлую будущность праведников. 3Езд.7:59 Это та жизнь, о которой сказал Моисей, когда жил, к народу, говоря: «избери себе жизнь, чтобы жить».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

—428— ная? Вот Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твоё из сапфиров ( Ис.54:7–11 ). „Скоро освобождён будет пленный, и не умрёт в яме и не будет нуждаться в хлебе... Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя“ ( Ис.51:14,16 ). Итак, выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина: так говорит Господь твой... отмщающий за свой народ: вот я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей, ты не будешь уже пить их, и подам её в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: „пади ниц, чтобы нам пройти по тебе“ ( Ис.51:21–23 ). Восстань, пленный Иерусалим; сними цепи с шеи твоей пленная дочь Сиона! Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого, выходите из среды его носящие сосуды Господни! ( Ис.52:2, 11 ). Так говорил Иегова народу своему. Радуется Он освобождению избранного Своего, радуется потому, что любил его, как Отец сына, как супруг жену юности. Израиль создание Иеговы. Он сделал его носителем Божественной мысли, посредником от вечности предопределённого намерения. Его Иегова сотворил для славы Своей, образовал и устроил ( Ис.43:7 ). Он вестник Иеговы, Его посланник. Иегова не мог оставить его, забыть о нём, ибо в нём была слава Самого Иеговы. Вот почему радуется Иегова освобождению его. Спасая его, Иегова спасал Свою мысль, Своё намерение. „Ради имени моего отлагал гнев Мой, ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это“. ( Ис.48:9,11 ). Он искупил Иакова и через то прославится в нём. Египтяне, Ефиопляне, Савейцы придут к Израилю, повергнутся пред ним и будут говорить: „у тебя только Бог, и нет иного Бога“. Видя возвращение его в отечество, все народы скажут: только у Господа правда и сила“ ( Ис.45:24 ). Освобождённый Израиль будет проповедником славы Иеговы среди народов, свидетелем, вождём, наставником ( Ис.55:4 ). Он призовёт к Иегове народ, которого сам не знал, и народы, не знавшие его, поспешат к нему ради Господа Бога его ( Ис.55:5 ). В возвещении всему миру имени Иеговы и в призвании всех народов к прославлению Его и состоит миссия Израиля. Он служит Богу, он раб Иеговы. „И

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беседа шестнадцатая Сегодня мы с вами будем изучать 32-ю главу и начало 33-й. И этой лекцией заканчивается цикл, который называется «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов: Авраам, Исаак, Иаков». И если мы будем живы, и Господь позволит, то следующий цикл будет называться: «Иосиф Пракрасный: Или проблемы большой семьи». Мы начнем сегодняшнюю беседу с 31-й главы, 54–55-го стихов: « И заколол Иаков жертву на горе, и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб [и пили] и ночевали на горе. И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место » ( Быт. 31:54–55 ). И сразу начинается 32-я глава: « А Иаков пошел путем своим …» ( Быт. 32:1 ). Происходит размежевание дома Лавана и дома Иакова. И как я уже говорил, с этого момента родственные отношения между ними полностью прекращаются. И что мы читаем далее: «… [И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.] И встретили его Ангелы Божии » ( Быт. 32:1 ). Причем его встречает два полка Ангелов, на это указывает слово маханаим. И мы можем предположить, что это связано с тем, что один полк Ангелов защищает его от Лавана, а другой полк защищает его от возможного нападения Исава, потому что Иаков оказывается на территории между Лаваном и Исавом. Конечно, он волнуется, он переживает, и мы можем понять эти его настроения, переживания, когда опасность сразу с двух сторон. «После того, как разлучились Иаков и Лаван, встретили Иакова Ангелы Божии, и этим давали уразуметь Иакову, что если бы Лаван не послушал Бога, явившегося ему вечером, то на следующее утро и он, и все бывшие с ним были бы умерщвлены рукой ангелов, хранящих Иакова. Ибо, как при пришествии его, так и при возвращении Бог показывает ему ангелов, удостоверяя тем самым в сказанном ему: «Я пойду с тобою, Я и выведу тебя обратно» ( Быт. 46:4 ). Полчище ангелов было также показано Иакову для того, чтобы он не пугался Исава, потому что сопровождающие его многочисленней тех, которые идут с Исавом» 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вскъ сосдъ содланъ на т не блгопоспш, и вскъ гласъ, иже на т востанетъ на прю, долеши имъ всмъ: же тво бдтъ въ немъ. слжащымъ гдеви, и вы бдете мн првни, глетъ гдь. 17. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь. Ст. 17. Всё, что будет воздвигаться против церкви, не успеет в достижении своей цели; все, говорящие против неё, будут обличены в неправде. Слова: же тво бдтъ въ немъ, не имеют соотв. в евр.-м. т. Соответствующее им по 70 выражение у бл. Иеронима отмечено овелом и признано прибавкой не столько 70, сколько дурных писателей. Вместо =в р.-с. оправдание их, 70 читали: , почему: κα μες σεσϑε μοι δκαιοι, ср. слав. Глава 55 55 гл. содержит речь Господа, в которой все, жаждущие воды истинного учения, призываются прийти и насытиться благ Господних, чрез повиновение Господу и вступление в завет с Ним, в лице Отрока Его (ст. 1–5); при сем им указывается на нравственные качества обращающихся к Господу (ст. 6–7) и на возможность их духовного возрождения под влиянием слова Его (ст. 8–13). а. идите на вод, и не имате сребра, шедше кпите, и дите (и без сребра и цны и ткъ. 1. Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Ст. 1 ср. Ис.41:17; 44:3 . Следствием подвига Отрока Господня, вместе с воссозданием церкви, является также обильное излияние даров Духа Святого. К приятию их призываются все верующие, жаждущие воды истинно живой: аще кто жаждетъ, да ко мн и говорит Спаситель ( Ин.7:37–39 ); вода, юже азъ дамъ ем, бдетъ въ немъ источникъ воды текщи въ животъ вчный (ib. 4:14). Дары Св. Духа даются верующим туне ( Мф.10:8 ; Рим.11:6 ), так как Господу не нужны блага человека ( Пс.15:2 ). Приемлемые человеком они имеют для него такое же значение, какое вино и молоко – для истощённаго человеческого организма, т. е., укрепляющее и питающее. Бл. Иероним и св. Кирилл Александрийский в словах сего ст. находят также указание на евхаристию. Евр. =в р.-с. и ешьте, в ал. т. и некот. др. гр. сп. было переведено не φγετε, как в ват. и у Граббе, а πετε, что бл. Иероним объясняет произволом неопытных писцов, желавших здесь соблюсти последовательность; в слав. и пийте внесено в т., хотя ослаблено. Вместо =в р.-с. и молоко, 70 читали , почему: κα σταρ= и ткъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010