Итак, гораздо лучше не родиться, по мнению мудрого Соломона, которому и самые превосходнейшие философы последовали. Он у Екклесиаста так говорит: И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот. кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем. Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа ! (Еккл. 4:2–4.) Эти слова произнес тот, кто просил у Бога премудрости, чтобы познать состав земли, силу и действия стихий, течение года, расположение звезд, свойство животных, гнев зверей, ветров усилия и помышления людей. Когда же знал небесное, то как не мог знать смертное? Когда мог изведать мысли жены, присваивающей себе чужого младенца, когда свойство животных не было от него скрыто вдохновением благодати Божией, то мог ли он погрешить в рассуждении о своей природе? Это мнение не одного Соломона. Святой Иов также говорит: Погибни день, в который я родился. (Иов 3,3) Этот великий муж знал, что рождение есть начало всех зол, и потому желал погибнуть дню своего рождения, чтобы принять день воскресения. Соломон слышал также отца своего говорящего: Скажи мне Господи кончину мою, и число дней моих, какое оно, чтобы я знал, какой век мой. (Пс 39(38), 5.) Знал Давид, что нельзя здесь объять того, что совершенно, и для того устремлялся к будущим: ибо ныне разумеем и познаем отчасти, тогда же познаем, что совершенно, тогда откровенным лицом узрим не в гадании, но на самом деле величие и вечность Божию. Однако, никто не устремлялся бы к концу, ежели бы не избегал бедствий этой жизни; и потому Давид объяснил причину этого говоря: Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой, как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета всякий человек живущий. (Пс 38:6.) Итак, почему медлим бежать от суеты? Иди для чего приятно нам тщетно беспокоиться в веке сем, собирать сокровища и не знать какому наследнику оставим их? Да пожелаем отряхнуть от себя бедствия и выйти из лукавого века, не иметь беспрестанного странствования и возвратиться к тому отечеству и природному нашему дому. Ибо здесь, на земле, мы — странники и пришельцы: надлежит нам идти туда, откуда сошли, надлежит желать и тщательно молить, да избавимся от лести и нечестия клеветников. Давид хотя и знал средство против того, однако сожалел, что продолжились дни его и обитал с грешными и нечестивыми. Что сотворю я, который исполнен и грехами, и не знаю средства?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Отсутствие страха перед смертью, страха личного небытия, является характерной особенностью христианского отношения к смерти. Отношение к умершим в христианстве отличается и от языческого, и от ветхозаветного. «Человеческий мир, каким его видит и выражает в своей литургической и молитвенной практике Церковь, состоит из живых и с.277]. Слово «успение» (усопшие), заменившее слово смерть (мертвые), хорошо отражает эту разницу. Христос называл смерть «сном» (Лк 8:52, Ин 11:11-14), а также говорил в споре с саддукеями о Своем Отце: «Бог же не есть Бог не мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38). Апостол Павел призывает христиан не быть в печали об умерших «как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес 4:13), т.е. не вести себя как язычники. И далее он называет смерть сном, как называл ее и Господь, а умерших христиан — усопшими, т.е. уснувшими. «Если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших Бог приведет через Иисуса с ним. Ибо это мы вам говорим словом Господним, что мы живые, остающиеся до пришествия Господа, отнюдь не опередим усопших, потому что Сам Господь при призывном кличе, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; затем мы живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздухе, и так всегда с Господом будем: поэтому утешайте друг друга словами этими» (1 Фес 4:14-18). Физическая смерть не может отделить христианина от Христа (см. Рим 8:38-39), а значит и друг от друга. «И если живым что-то нужно от ушедших, то и ушедшие чего-то ждут от живущих» с.280]. «Молитвенная память и дела живых, как мы верим, помогают ушедшим в их посмертном бытии — и, с другой стороны, память и участие ушедших (с особенной очевидностью святых, к которым постоянно обращается Церковь, а, как известно, никого нельзя счесть святым до его кончины) сопровождают жизнь живых» [там же, с.279]. По словам апостола, «Бог предвидел о нас нечто лучшее, чтобы они (усопшие. — Н.А. ) не без нас достигли совершенства» (Евр 11:40). В эсхатологической перспективе наступления Царства Божия и «жизни будущего века» полнота жизни в единении с Богом ожидает как живых, так и усопших.

http://bogoslov.ru/article/782964

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 4. Недели по Троице 18-32 " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 1-я Неделя по Троице. Неделя Всех Святых I. Евангельское чтение. Евангелие от Матфея (10:32–42) 32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. 34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36 И враги человеку — домашние его. 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. 40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения В евангельском чтении первой недели, посвященной памяти всех святых, ветхозаветных и новозаветных, изображаются свойства истинного последователя Христова. Он должен: а) с верой сердца соединять исповедание веры, как необходимое ее выражение (ст.32–33); б) иметь любовь к Господу, аки смерть крепку, чтобы ни родство и дружба, ни радости и удовольствия не могли охладить этой любви(ст. 37); в) нести крест свой с терпением ради Господа и по Его примеру (ст.38); г) утешать себя надеждой на Бога, Который сторицей может вознаградить всякие для Него пожертвования и лишения, как в настоящей, так и в будущей жизни (Мф. 19:27–29 ); но при этом

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Богословское обоснование внутренней миссии В данной публикации постоянный автор портала проректор Ташкентской Духовной семинарии, председатель Просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии протоиерей Сергий Стаценко обосновывает актуальность миссии вообще и внутренней миссии в частности, находя подтверждение выдвигаемым тезисам в словах Евангелия, а также освещает особенности катехизаторской деятельности и подчеркивает ее значимость в настоящее время в Церкви. Статья Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, выделяя настоятельную необходимость внутренней миссии, дает богословский анализ необходимости катехизации, как формы деятельного, активного и искреннего воцерковления номинальных православных христиан: « " Кто будет веровать и креститься, спасен будет " (Мк. 16:16). Начало Церкви - события Пятидесятницы. Эти же события послужили началом апостольской проповеди (Деян. 2:1-36), сутью которой стало как провозглашение Благой Вести об Иисусе Христе, так и поучение перед Крещением (Деян. 2:38-40). Без евангельского свидетельства, как без молитвы и Таинств, невозможна жизнь Церкви. В день Пятидесятницы на вопрос слушателей, " что нам делать, мужи братия? " , Петр отвечает: " Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа " . " Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч " . Церковь родилась как община принявших Крещение, постоянно пребывающих " в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах " (Деян. 2:37-38, 41-42) » . Настоящее время отличается распространенностью проблемы «сеяния на каменистом месте и в терниях» (Мф. 13:5-7, Мк. 4:5-7). И сейчас возникла проблема, когда люди массово принимают крещение, но вместе с этим они, «не имея корня», забывают слово благовестия, которое некогда услышали: «… Но Крещение само по себе не определяет приобщения человека к опыту Церкви, а воспринятое формально, вовсе не является гарантом спасения человека(выделено автором работы – пр. С.С.) (ср.: Мф. 7. 21, Лк. 13. 25-27). «Что вы зовете Меня: " Господи! Господи! " - и не делаете того, что Я говорю?» - вопрошает Христос (Лк. 6. 46).

http://bogoslov.ru/article/3390465

Глава 39 Иосиф в доме Потифара Быт.39:1 . Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. После некоторого отступления, гл. 38, от нити рассказа об Иосифе ( Быт. 37:36 ), священнописатель продолжает историю последнего. Если в Ханаане, как показывает история Иуды, 38 гл., потомкам Авраама предстояла опасность сближения и даже слияния с хананеянами, то отведение Иосифа в Египет, в конце концов вызвавшее переселение всего потомства Иакова в Египет, предуказывало на необходимость развития и вступления богоизбранного племени в общество Господне в исключительных условиях жизни в Египте, где потомки Иакова, с одной стороны, позаимствовали многие блага египетской цивилизации, но, с другой стороны, при значительной изолированности своей от египтян (гнушавшихся евреями и другими номадами, Быт. 43:32 ), сумели сохранить свою национальную цельность и чистоту религиозного наследия. Быт.39:2 . И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. Выражение «был Господь с Иосифом» иудейские толковники понимают так, что, оторванный от отца и родной семьи, Иосиф постоянно имел Бога в мысли и сердце своем, почему и Бог, как Отец небесный, являл ему особое попечение (Мидраш делает сравнение, напоминающее притчу Господа о попечении Бога об одной заблудшей овце более, чем о 99 не заблудших). «В доме господина», т.е., по иудейскому толкованию, не был принуждаем к черным (земледельческим) работам. Быт.39:3–4 . И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. Благословение Божие на Иосифе и делах его не укрывается от взора язычника – господина его (ст. 3), как благословение Бога над Исааком было примечено филистимлянами ( Быт. 26:28 ); над Иаковом – Лаваном ( Быт. 30:27 ), и он облекает его полным доверием и властью в доме и сделал надсмотрщиком над своими рабами (в Риме такой надсмотрщик называется atriensis; надзиратели этого рода часто встречаются изображенными на египетских скульптурах, ср. Мф. 24:45–47 ; Лк. 12:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

§ 31. Божество Бога Сына и Его личное свойство Божество второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, подвергалось искажению и отрицанию с самых первых времен христианства и особенно со стороны еретика Ария, александрийского пресвитера. Арий учил, что Сын Божий сотворен Богом Отцом из ничего, что Он не совечен Отцу, и было время, когда Его не было, что Он – Бог по благодати, по природе же Он – тварь, хотя высшая, самая первая, даже через Него Бог сотворил прочие твари, следовательно, Он посредник между Богом и тварями. Это учение было отвергнуто, как еретическое, первым вселенским собором, на котором был составлен второй член символа веры , направленный к опровержению этого лжеучения. В нем И. Христос называется прямо Господом, Сыном Божиим, единородным, от Отца рожденным прежде всех век, светом от света, Богом истинным от Бога истинного, рожденным не сотворенными, единосущными Отцу, Творцом всего существующего. Такое учение о Божестве Сына Божия имеет твердые основания и в слове Божием. Истина единосущия Божия с непререкаемою ясностью засвидетельствована Самим И. Христом. Оправдывая пред Иудеями исцеление 38 – летнего расслабленного при овчей купели в Иерусалиме в субботу, И. Христос говорит: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю». И с этого времени, замечает евангелист, „еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу“ ( Ин.5:17–18 ). И Христос не только не показывает, что Иудеи ошибочно поняли мысль Его о равенстве Богу, но с особенною силою подтверждает ее в дальнейшей беседе с Иудеями. В другой раз, когда Иудеи в притворе Соломоновом спрашивали Христа: «если Ты – Христос, скажи нам прямо». Он ответил: «Аз и Отец едино есма, во Мне Отец и Аз в Нём» ( Ин.10:30:38 ). Равным образом, когда первосвященник Каиафа на суде спросил Христа: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий». Он отвечал: «ты рек еси», т.е. твои уста исповедали, что Я – Сын Божий. Так повествует св. Матфей (26:63–4), а св. Марк передает прямой утвердительный ответь Христа: «Аз есмь» (14:62).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

26 Оскверняются пути его во всякое время; о судах Твоих позабыл он; подчинил он себе врагов своих. 27 Ибо сказал он в сердце своем: «Не поколеблюсь! Из рода в род потомки мои не испытают зла»! 28 Уста его полны проклятий, горечи и лжи; на языке его тягота и мучение. 29 Сидит он с богатыми в засаде, в тайниках, готовый убить неповинного; очи его следят за нищим. 30 Подстерегает он тайно, как лев у логова своего, подстерегает, готовый схватить нищего, схватить нищего, накрыв его сетью своей. 31 Повергнет его на землю; но пошатнется и падет сам, одолев убогого. 32 Ибо сказал он в сердце своем: «Забыл про нас Бог , отвратил лицо Свое навек, – не видит Он нас». 33 Восстань, Господи, Боже мой, да вознесется в защиту рука Твоя, не забудь убогих Твоих! 34 Чем прогневал нечестивый Бога? Сказал в сердце своем: «Не взыщет Он!» 35 Но Ты видишь все, взирая на мучения и скорби. Прими убогого на попечение Твое! Тебе вверяется нищий, сироте даруй помощь! 36 Сокруши силу грешного и лукавого! Взыщутся грехи его, погибнет он, и следов его не найдут. 37 Господь Царь навеки и на все века! Исчезните, язычники, с лица земли Его! 38 Желание убогих услышал Ты, Господи, преданным 39 Тебе сердцам внимало ухо Твое. Сотвори правый суд сироте и смиренному, да не превозносится впредь человек на земле! В конец, псалом Давида, 10. 38 1 На Господа уповаю, как же говорите вы душе моей: «Улетай в горы, как птица»? 2 Вот грешники напрягли лук, наполнили стрелами колчан, чтоб стрелять во мраке в тех, кто праведен сердцем. 3 Ибо что Ты, Господи, сотворил, они разрушают; а праведник что совершил дурного! 4 Господь в храме святом Своем. Господь! На Небесах Престол Его; очи Его на нищего взирают, взор Его испытует сынов человеческих. 5 Господь испытует праведника и нечестивца; а любящий неправду ненавидит свою душу. 6 39 Как ливень, низведет Он сети на грешников; огонь, сера и вихрь бурный – участь их. 7 Ибо праведен Господь и правду возлюбил; правоту видят очи Его. Слава: 1 40 В конец, о восьмом дне, псалом Давида, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Гал.1:2 .  и все находящиеся со мною братия – церквам Галатийским: Апостол хочет сказать, что все, окружающие его в настоящее время, христиане (вместо «находившиеся» лучше перевести «находящиеся») сочувственно относятся к предпринятому им шагу по отношению к Галатским церквам и согласны с его взглядами. Гал.1:3 .  бла­го­дать вам и мир от Бога Отца и Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, Апостол не присоединяет, против своего обыкновения (ср. напр. вступление в посл. к Рим. и 1 Кор.), похвалы читателям за твердость их веры. Это показывает, что Апостол слишком сильно был огорчен поведением галатских христиан, которые в настоящее время держали сторону противников Павла – иудействующих. – «Благодать и мир» – ср. Рим.1:7 . Гал.1:4 .  Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Гал.1:5 .  Ему слава во веки веков. Аминь. Апостол конечно имеет здесь в виду иудействующих, которые, выставляя свое требование о том, что и в христианстве необходимо соблюдение обрядового закона Моисеева, этим самым как бы ослабляли силу искупительных заслуг Господа Иисуса Христа. Апостол говорит поэтому, что Христос «отдал Себя в жертву за грехи наши, для того чтобы согласно воле или решению нашего Бога и Отца, избавить нас от подчинения настоящему лукавому веку или, иначе, такому порядку жизни, при котором человек не мог не грешить». Если же Апостол называет этот порядок жизни «настоящим» ( ενεστς), то это не значит, что он еще продолжается: слово это равняется здесь выражению «сей» ( Рим.8:38 ; 1Кор.3:22 ) и представляет собою противоположность выражению «век будущий», как обозначается в Н. Завете времена мессианского спасения ( Мф.12:32 ; Рим.8:38 ). – Так как иудействующие, отнимая значение у заслуг Христа, вместе с этим унижали и Бога и Отца нашего, Который соблаговолил принять эти заслуги как вполне удовлетворяющую за грехи человечества жертву, то Апостол в конце приветствия воссылает славословие «Богу и Отцу». Гал.1:6–10 . Указывая на повод, по какому он обращается к Галатам с посланием, Апостол говорит, что Галаты позволили лжеучителям отвлекать себя от Бога, Который призвал их к общению с Собою во Христе. При этом он упоминает о том, что Галаты стали на сторону противников Павла. Итак отдаление от Бога и Христа и в то же время потеря доверия к их просветителю Павлу – вот что побуждает Апостола обратиться к Галатам с словом строгого увещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

" Кто будет веровать , – сказал Господь, – и креститься, спасен будет» ( Мк. 16:16 ). Поэтому и евнуху Ап. Филипп говорил: «если веруешь от всего сердца, можно» креститься ( Деян. 8:37 ). Также и темничному стражу Ап. Павел и Сила сказали: » веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» ( Деян. 16:31 ), а затем крестили его ( Деян. 16:33 ). В-третьих, для крещения нужно « обещание доброй совести », обещание нести подвиг добродетели. Поэтому и говорит Ап. Петр, что «крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести « ( 1Петр. 3:21 ). А Ап. Павел пишет: «мы погреблись с Ним (Христом) крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни » ( Рим. 6:4 ). В-четвертых, для крещения нужно погружение верующего в воды крещения. Когда Ап. Филипп крестил евнуха, то " сошли оба в воду , Филипп и евнух; и крестил его» Филипп ( Деян. 8:38 ). В-пятых, священнодействующий должен крестить «во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Что происходит в таинстве крещения? Во-первых, во св. крещении даруется прощение грехов, как говорил Ап. Петр: «да крестится каждый из вас для прощения грехов " ( Деян 2:38 ). Грехи крещающегося человека омываются в воде крещения. Поэтому Ап. Анания говорил призванному Самим Спасителем Павлу: «встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» ( Деян. 22:16 ). " Вы, – пишет Ап. Павел к Коринфским христианам, – омылись, осветились, оправдались» ( 1Кор. 6:9–11 ). Во-вторых, крещаемый присоединяется к обществу истинных исповедников Христовых, т.е. к Церкви Православной. Так и говорит св. Писание о последствиях проповеди Ап. Петра: «охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви " ( Деян. 2:41–47 ). Поэтому и Ап. Павел объясняет, что «все мы одним Духом крестились в одно тело, которое есть Церковь » ( Кол. 1:24 ). «Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор. 12:13 ) Как дикое дерево привитое к дереву хорошему, питается добрыми семенами этого последнего, так и крестившиеся прививаются к доброй маслине (Церкви), у которой корень и ствол – Христос, получают возможность питаться соками от Христа и приносить добрые плоды (ср. Ин. 15:1, 4–7 ; Рим. 11:24 ). Крестившемуся даруется все «потребное для жизни и благочестия» ( 2Пет. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Тень движется, а дерево – нет. И тем не менее, дерево живое, а не тень. Представления приходят и уходят, сменяя друг друга. Они постоянно движутся, а сущность человека не изменяется. И тем не менее, живое – это человек, а не его представления. 8. «…испытание вашей веры производит терпение, терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.» (Иак. 1:3-4). Хлеб Землю пашут, боронят, сеют в нее зерно – и земля не сопротивляется. Если бы она сопротивлялась, – откуда бы взялся урожай? Пшеницу перетирают в муку, из муки замешивают тесто, тесто ставят в жаркую печь. Если бы пшеница роптала на свою жизнь и отказывалась от обработки – откуда бы взялся хлеб? 9. «Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то» (Пс. 38:7). BR] Пугала на ветру Летом ставят пугала по полям и огородам. И у каждого пугала свой облик, ведь одежда на них хозяйская. А когда поднимается ветер, они машут рукавами, поворачиваются, кланяются, поскрипывают точно, как их хозяева. И для птиц эти пугала – настоящие живые люди. 10. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.» (Лк. 6:45). Столб претыкания На улице, у тротуара, установили столб с фонарем для освещения. Одни люди радовались, что темная часть улицы теперь освещена, и уже никто не оступится в темноте. А другие сердились, говоря: если фонарь погаснет, то уже наверняка можно будет о столб разбить голову. Так обычный столб может радовать одних и огорчать других. 11. «Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.» (Пс. 38:6). Несуществующий клад Один человек страстно мечтал найти клад и разбогатеть. Со временем он стал думать, почему бы этому кладу не быть у него в подвале? И так уверился в этой мысли, что приступил к поискам, пока не перекопал весь подвал. Потом он сильно сокрушался. Когда ему говорили, что нужно забыть об этом несуществующем кладе, он отвечал: «Но откуда же я взял, что у меня есть клад? Если бы его не было, я бы не стал его искать.

http://isihazm.ru/?id=103

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010