Укажем некоторые подробности внутреннего великолепного убранства храма, приводимые А. Алтарь весь и столпы и двери были сделаны из серебра; 4 стола в алтаре, 7 священнических мест и одно архиерейское – также из серебра, покрытого толстым слоем позолоты. «Теремиц иже над престолом» (ciborium, κιβριον), т. е. надпрестольная сень, также был серебряный, позлащенный, а вверху его массивный золотой шар, весом в 18 кентинариев, на котором воздвигнут был крест, весом в 75 кент. «Святая же трапеза» была сделана из золота, серебра и других металлов, а также драгоценных камней, так что отсвечивала то золотом, то серебром, то медью и др., возбуждая невольное удивление всех глядевших на неё. И наш автор восклицает: «кто без изумления может смотреть на святую трапезу? кто не удивится разнообразию её цветов? то она издает блеск золота, то серебра, то она на подобие сапфира; скажу проще, она испускает разноцветные лучи сообразно (её составным частям:) камням, мрамору и всякого рода металлам». Были украшены, конечно, и двери храма как внутренние, так и внешние, разнообразными рельефными изображениями и позолотой. Число их было 365. Даже пол хотел Юстиниан покрыть золотом, но, как сказано раньше, ему отсоветовали. Пышностью и великолепием отличалась также постройка амвона и солеи. В числе достопримечательностей храма были: «устье кладязя» (τ στομδιον το φρατος), привезенное из Самарии от того колодца, у которого, по преданию, И. Христос некогда беседовал с Самарянкой. Были в храме и 4 медные трубы, те самые, в которые трубили в дни Иисуса Навина при взятии Иерихона. Был и крест с распятием на нем, сделанным в меру роста И. Христа, измеренного верными людьми в Иерусалиме. Этот крест украсили серебром и драгоценными камнями. На каждой колонке, говорит автор, были помещены мощи какого-либо святого. Следует затем перечень различных сосудов, покровов и других украшений храма, на содержание которого были ассигнованы доходы с 365 поместий. Число священно- и церковнослужителей доходило до 1000, певцов было 100; все они получили особые помещения для житья при храме. Юстиниан, говорит далее автор, один начал и закончил постройку св. Софии. Храм представлял чудное зрелище для взора, отовсюду блистая золотом и серебром. Не менее удивительным был и пол храма, представлявший собою, благодаря удачному сочетанию кусков цветного мрамора, как бы море или 4 реки, исходящие от углов храма и названные именами райских рек. У крестилища были устроены по 12 каменных львов, леопардов и ланей, извергавших воду для омовения молящихся; была устроена также особая умывальница и для духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Рукопись АТ и ГТМ на 25 частично нумерованных листах в 4°, исписанных большей частью с обеих сторон рукой Т. Л. и С. А. Толстых и исправленных рукой Толстого. Начало: . Конец: . Не вполне исправная копия автографа. Начало ее (первые 2 листа) и 3 листа из середины перенесены в рукопись, описанную под 4. На 4-х листах рукой Толстого написана вставка, тут же переписанная рукой С. А. Толстой, причем вторая половина копии этой вставки также перенесена в рукопись 4. Оборотная сторона 4-го листа, занятого вставкой, зачеркнута, зачеркнута и лицевая сторона 5-го листа, на котором — продолжение текста вставки, а оборотная сторона этого листа, на котором написано продолжение зачеркнутого текста, вошла в состав рукописи, описанной под 3. Из крупных исправлений, сделанных в этой рукописи, отметим следующие. Текст от слов: «Да сколько теперь этих разводов», стр. 355, строка 3, кончая; «отчего это прежде не было?», стр. 355, строка 12, заменен вариантом, который печатаем под 1. Отрывок от слов: «Старик дожидался. Когда затихли», стр. 366, строка 9, кончая: «Что ж она вас ревновала или вы ее?», стр. 357, строка 4, заменен вариантом, который печатаем под 2. Отрывок от слов: «Он никогда не любил», стр. 360, строка 3, кончая: «Ну уж это я не понимаю», стр. 365, строка 14, зачеркнут и вместо него написан новый текст, покрывающийся текстом окончательной редакции. После слов: «готов показывать и руководить», написанных вместо зачеркнутых: «и такая простота», стр. 364, строка 22, на полях дописан текст, который печатаем в вариантах 3). Абзац: «Но нет, она не сделала»... стр. 365, строки 5—11, заменен новым незаконченным абзацем, который печатаем в вариантах 4). Последний абзац рукописи («На следующей станции» — «что он не был ее отец» стр. 369, строки 24—26) зачеркнут. В этой рукописи Позднышев открывает себя и говорит об убийстве жены, уже не прикрываясь личностью своего знакомого. Слово «Позднышев» и относящиеся к нему «он», «его» и т. п. заменены всюду словами «я», «меня» и т. п. Исповедь свою он обращает не к трем оставшимся пассажирам, а лишь к рассказчику. В тексте сделан ряд стилистических исправлений. Так, слова «Ну что ж, скучно, известно, а всё же ее жаль, еще жалче. Помочь надо» стр. 357, строки 29—30, исправлены так: Ну что жъ, обидно, досадно, а все жъ жена, съ ноги не снимешь, какъ сапогъ. Слова «с Евреем свела шашни», стр. 358, строка 17, исправлены так: съ некрещенымъ, съ Евреемъ, съ сказать, свела шашни. Во фразе «Старик подозвал кондуктора и отдал билет», стр. 358, строка 21, после слова «и» добавлено: нсколько трясущейся, сморщенной рукой. В конце текста фраза: «Боже мой», что сделал. Я только что, сам не зная зачем, хотел упасть на колени, просить чего то», стр. 369, строки 4—5, исправлена так: Мн не жалко было, Мн было только гадко. И одинъ вопросъ мучалъ меня. А что, какъ я ошибся?

http://predanie.ru/book/220187-kreycerov...

21 Эпакты луны – ежегодное приращение возраста луны к началу года, составляющее примерно 11 дней. Зная эпакты данного года, легко вычислить лунную фазу того или иного дня. 25 По всей видимости, именно такой тип 19-летнего цикла мы встречаем в славянской Толковой Палее – памятнике, датировка и происхождение которого до сих пор остаются предметом научных споров. В представленном здесь вычислении лунных фаз началом года считается 1 января, а «скачок луны» приходится именно на 12-й год ( Иванова Н. П., Цыб С. В. Историческая хронология. Барнаул, 2003. С. 131). 28 Средний лунный месяц у «упятеряющих» равен 29,51 дней, что безусловно хуже параметров классической эннеакайдекаэтериды (29,53085 дней) по отношению к действительной продолжительности синодического месяца (29,5306 дней). 29 Здесь и далее под «еврейской пасхой» понимается первое весеннее полнолуние, указываемое в христианской пасхалии. К датам празднования иудейского Песаха она не имеет прямого отношения, т.к. они вычислялись по совершенно другой системе. 30 Serruys D. De quelques ères utilées chez chroniqueurs byzantins//Revue de philologie, de littérature et d’histoire anciennes. 1907. T. 31. P. 182. 33 Впервые эта дата встречается, по-видимому, у Евсевия Кесарийского в несохранившихся трактатах «О пасхальном торжестве» и «Об опресноках» (apud: Eliae metropolitae Nisibeni Opus chronologicum. Pars II/Ed. et tr. I.-B. Chabot. Textus. Parisiis; Lipsiis, 1909. (PO, III ser., 8 (t)==Syr. 22); Versio. Romae; Lipsiis, 1910. (PO, III ser., 8 (v)==Syr. 24)). P. 51–52, 108 (textus); 73, 118 (versio). 35 Длина классического цикла Метона составляет 6940 дней: на каждые 19 лет по 365 дней в нем прибавляются 5 дней (19Å 365+5=6940). В юлианском цикле за 19 лет за счет високосов набегает 4. дня. Сочетание цикла Метона с юлианским годом превращает его в намного более точный 76-летний цикл Калиппа: каждые 4 лунных цикла (76 лет) целиком «поглощают» прибавки 19-ти високосных циклов. 37 Karnthaler F. P. Die Chronologischen Abhandlungen des Laur. Gr. Plut. 57, Cod. 42, 154–162//Byzantinisch-Neugriechische Jahrbücher. 1933.Bd. 10. S. 1–64.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В эти тяжкие годы Могилёвское братство получало поощрительные и утешительные письма от некоторых братств, как например от Виленского братства, так и от некоторых архипастырей православной церкви. —364— Так, в 1620 году братство получило от пребывавшего некогда в России и пользовавшегося гостеприимством братства Пелагонского митрополита Иеремии послание, в котором он прямо писал: «добрый есть бег ваш», и поощрял братчиков мужаться и крепиться до конца, а лиц, нападающих на православных, называл не христианами 498 . А. Папков Попов И. В. О самоубийстве 499 : (Публичная лекция)//Богословский вестник 1898. Т. 1. 3. С. 365–400 —365— От самоубийства ежегодно погибает в Европе 50.000 человек. Если бы все эти люди собрались в одно место и поразили бы себя в один и тот же час, весь мир был бы потрясён ужасом и негодованием. Цифра эта ежегодно возрастает с постепенностью, внушающей тяжёлые опасения. Юные и даже малолетние, едва вступив в жизнь, находят её уже слишком тяжёлой и спешат освободиться от её бремени. Это показывает, что общественный организм, к которому мы принадлежим, отравлен каким-то ядовитым началом. Вполне уместно, поэтому обратить внимание на эту зияющую рану человечества. Настоящее чтение посвящается выяснению четырёх вопросов: 1) о преступности самоубийства, 2) о вменяемости самоубийства, 3) о причинах самоубийства, и, наконец, 4) о мерах против самоубийства. I Итак, прежде всего, мы подвергнем самоубийство нравственной оценке. Преступно ли оно, или же каждый вправе покинуть жизнь, когда ему угодно? Если взять человечество в его целом и не принимать во внимание исключений, оно всегда порицало самоубийство, как преступление. Разница только в том, что языческая древность относилась к нему снисходительнее, а христианство строже. Нравственная оценка явлений основывается на чувстве народов, инстинктивно осуждающем одни явления и оправдывающем другие. Моралисты только ясно формули- —366— руют голос народной совести и дают ему то или иное обоснование. Ужас, который внушает самоубийство простому и свежему нравственному чувству, выражается, прежде всего, в суеверных представлениях, которыми народная фантазия окружает акт самоубийства и несчастные могилы погибших от него. Акт самоубийства кажется настолько неестественным, что считается каким-то насилием со стороны злых духов. Места, забрызганные кровью самоубийц, внушают ужас и отвращение, пугливо настраивают воображение, создают призраки, которые ложатся в основу уверенности, что души ушедших от жизни преждевременно долгое время не могут оторваться от земли и бродят вокруг своих могил в виде странных или жалких привидений. Эти суеверия, как показывают сочинения классических писателей, были широко распространены уже в дохристианской древности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О.В.Пржигодзкая Скачать epub pdf Синезий, будущий епископ Птолемаидский, родился между 370 и 375 гг. в городе Кирене (Syn. Ep.4; 50; 94; 101; 103). В литературе, посвященной исследованию жизни и творчества Синезия, нет единой точки зрения о дате его рождения. Исследователи XIX в. по-разному определяют эту дату. Так, Ф. Краус полагал, что Синезий родился в период между 370 и 370 гг. 1 ; Р. Фолькман придерживался промежутка 365–370 гг. 2 ; Х. Дрюон останавливался на 370 г. 3 Историки двадцатого столетия А.Х.М. Джонс и Р. Мартиндейл придерживаются промежуточной датировки 365–375 гг. 4 В отечественной историографии установилась дата, принятая К. Лакомбрадом – 370–375 гг. 5 Город, в котором появился на свет Синезий, к моменту его рождения имел уже тысячелетнюю историю: в IV в. Кирена являлась главным городом области Киренаики на северном побережье Африки, в которую, помимо Кирены, входили еще четыре города. 6 По своему географическому положению Киренаика располагала жителей к выращиванию олив, ведению торговли и мореплаванию. Город Кирена по преданию, изложенному Геродотом в IV книге его «Истории» (Herod. IV, 145–162), был основан переселенцами-дорийцами с острова Феры приблизительно в VII в. до н. э. 7 История Кирены насчитывает череду войн с Египтом и Карфагеном, а около 540 г. до н.э. на ее территории образовалось независимое государство, которое около 460 г. получило демократическое устройство. К середине V в. до н. э. относится расцвет философской школы киренаиков, основателем которой стал философ Аристипп. Кирена была родиной философа Карнеада, поэта Каллимаха, географа Эратосфена. 8 Семья, к которой принадлежал Синезий, вела свою родословную от Гераклидов через спартанского царя Еврисфена (Epp. 57, 113; Humn.V, 343). Впоследствии Синезий очень гордился своим происхождением, восходящим к глубокой древности, и, видимо, именно с этим обстоятельством связаны его взгляды на ситуацию в Римской империи в конце IV – начале V вв., когда стали видны признаки наступления новой эпохи. Безусловно, и происхождение, и дальнейшее воспитание в традициях язычества, которое еще сохраняло некоторые позиции в позднеримском обществе в качестве религии домашнего очага, определило во многом отношение Синезия к окружающему его миру. Как справедливо отмечает А. Остроумов, «Синезий был воспитан в фамильном аристократическом язычестве». 9

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Для каждого из 19-ти лет круга имеется своё основание луны. Происходит это вычисление исходя из основания луны предыдущего года. 12 лунных месяцев составляют приблизительно 354 дня (29,5 × 12=354). Если в некотором году основание луны было 23, то через 354 дня от 1 марта возраст луны будет тот же, что и 1 марта – 23 дня. Это значит, что через 365 дней от 1 марта возраст луны будет больше первомартовского на 11 дней (365 – 354=11), и составит, для нашего примера, 23 + 11=34 дня. Но возраст луны не может быть более 30 дней, поэтому период 30 отнимается, и остаётся 4 дня. Это и будет возраст луны на 1 марта (основание) следующего года. 19-летний цикл повторения оснований по временной последовательности называется КРУГОМ ЛУНЫ. Здесь следует заметить, что учёт чередования високосов и накапливающаяся погрешность (ведь мы считаем по средней продолжительности лунного месяца и условно считая, что все годы простые) приводят к тому, что в 19-ти летнем круге предусмотрена компенсация погрешности: один раз в круге на определённом месте происходит так называемый «скачок луны» – для вычисления основания луны для 17 года круга нужно к основанию 16 года круга прибавить не 11, а 12. В древности этот скачок объясняли мистикой, а на самом деле здесь только компенсация накапливающейся погрешности, и не более. Луна, конечно же, никуда не «скачет». При этом погрешность не уничтожается полностью, и каждые 304 года круг луны требует корректировки: нужно увеличивать все основания на 1. Это увеличение оснований на 1 день каждые 304 года называется поправкой Гиппарха, а цикл луны в 304 года называется циклом Гиппарха. Без этих подробностей нам трудно будет понять исторически сложившуюся традицию использования лунных календарей. Первым годом круга луны является 1 год от Сотворения мира. На эпоху I Вселенского Собора основание первого года круга луны было равно 11. Те, кто уже знаком с Пасхалией, приведённой в богослужебных книгах, возразят, что основание первого года круга луны там не 11, а 14, и поэтому остальные основания больше приведённых на 3. На это следует сказать, что в богослужебных книгах приведены основания для другой эпохи, а именно – для 14-го века. Так как со времени I Вселенского Собора до 1333 года прошло более тысячи лет, то основания увеличились на 3 согласно поправке Гиппарха. Эти основания, как они расписаны в богослужебных книгах, помещены в таблице I.2.2 (слева мелкими цифрами указаны годы лунного круга):

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Совещание Православных Церквей, состоявшееся в Константинополе в мае 1923 г., выработало более совершенный метод, постановив, что лишь те календарные годы оканчивающиеся на два нуля (сотые), будут считаться високосными, цифра которых, будучи разделена на 9 даст остаток в 2 или 6, остальные же годы остаются обыкновенными (невисокосными), в 365 дней. Согласно этом) исчислению, из девяти последующих столетних годов, от 2000 до 2800, только два будут високосными (в 366 дней), а остальные семь будут невисокосными (в 365 дней). Таким образом, разница в отношении равноденственного дня низводится до минимума в Юлианском календаре, исправленном Православной Церковью. Фактически и по исчислению этого нового исправленного календаря календарный год будет длиннее тропического, но эта разница составляет всего лишь 2,02 секунды, что лишь через 42.772 года даст разницу в один день, а не через 4.000 лет, как это выходит по Григорианскому календарю. Больше приближаясь к действительному астрономическому году, старый Юлианский календарь, исправленный Совещанием Православных Церквей в Константинополе, является более совершенным по отношению к Григорианскому календарю с научной точки зрения. Разница между православным календарем и Григорианским календарем станет заметной лишь в 2800 г. С другой стороны, для того, чтобы уничтожить разницу в 13 дней, на сколько отстает в настоящее время день весеннего равноденствия в Юлианском календаре, Константинопольское Совещание Православных Церквей решило перенести этот день с 8 марта, когда оно приходилось по Юлианскому календарю, на 21 марта, каковая дата была положена в основу календарных исчислений I Вселенским Собором. Другими словами, были вычеркнуты те 13 дней, благодаря которым календарное равноденствие отставало от астрономического года, и, таким образом, была устранена неправильность, из-за которой дата празднования Пасхи непрестанно отдалялась от предельного срока, который был определен в этих целях. Следовательно, согласно с правилом, установленным св. Кириллом Александрийским (412–444), эта дата будет приходиться на период времени всего в пять недель, заключающийся между 22 марта и 25 апреля, но сообразно с астрономической действительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

науки XIII-XIV вв., характерной чертой к-рой был переход от углубленного усвоения античного наследия к активному освоению достижений средневековой вост. (арабо-персидской и индийской) математики и астрономии. Мн. математические сочинения и комментарии И. А. остаются неопубликованными, и их исследование - задача будущего. В большей мере изучены труды И. А. в области астрономии. Особое внимание он уделял классическим астрономическим расчетам Клавдия Птолемея и его продолжателя Теона, поставив задачу по адаптации их к визант. системе хронологических и географических координат. Для этого таблицы средних движений Солнца и Луны были пересчитаны им с егип. подвижного на рим. юлианский год и с широты и долготы Александрии на соответствующие параметры К-поля. Таблицы новолуний и полнолуний построены у И. А. не по 25-летним периодам, как у Птолемея, а с интервалом в 24 года (для удобства учета високоса) и указывают даты не по дням егип. месяца Тот, а по дням сентября (1-го месяца визант. года); астрономические аргументы (расстояние Солнца от апогея, лунная аномалия от апогея эпицикла и широта Луны от северного предела) пересчитаны для меридиана К-поля ( Halma. 1825. P. 1-6, 8-11; в издании есть опечатки). Однако И. А., подобно своему учителю Никифору Григоре, не довольствовался простым изучением системы Гиппарха-Птолемея, но пытался ее корректировать. Прежде всего это касается принятой в ней средней продолжительности тропического года, точность к-рой давно была поставлена под сомнение вост. астрономами. Уже Григора нашел разницу, на к-рую тропический год короче юлианского (365 1/4 дня), «чуть большей», чем указываемая Птолемеем доля в 1/300 суток ( Niceph. Greg. Hist. VIII 13. 2//CSHB. T. 1. P. 366-367). В этом направлении И. А. идет еще дальше, утверждая, что эта доля, «как считают персидские знатоки астрономии и как вычислили мы, в течение многих дней наблюдая летний солнцеворот восходящего солнца, больше 1/200; скорее же, мы находим частицу, к-рую нужно вычесть из 365 с четвертью, немногим меньше 1/100» (PG.

http://pravenc.ru/text/674145.html

Самое раннее пасхальное полнолуние в круге св. Ипполита приходится на 15 день перед апрельскими календами, т. е. на 18 марта, а самое позднее – на апрельские иды, т. е. на 13 апреля. Все эти данные и сопоставление таблицы пасхальных полнолуний с таблицей дней Пасхи приводят к следующим заключениям об основаниях пасхального круга св. Ипполита. 1 .   В основе пасхальных вычислений св. Ипполита лежит юлианское летосчисление со средней продолжительностью солнечного года в 365 ¼ дней, на что указывает как число високосов в каждом восьмилетии, так и чередование букв, обозначающих дни пасхальных полнолуний. В юлианском летосчислении один и тот же день гражданского месяца через каждые 4 года приходится на пять дней недели позднее, а через шестнадцать лет – на двадцать дней, т. е. на три недели без одного дня, вследствие чего и получается отмеченное нами чередование букв, обозначающих недельные дни пасхальных полнолуний. 2 .   Для согласования юлианского летосчисления с лунным св. Ипполит считал достаточным восьмилетний период времени и, очевидно, предполагал, что на восемь юлианских лет или 2922 дня приходится целое число лунных месяцев. Избирая восьмилетний период времени для согласования солнечного летосчисления с лунным, св. Дионисий, без сомнения, руководился примером греческих астрономов 686 и древних иудеев. По свидетельству Юлия Африкана , евреи считали лунный месяц равным 29 ½ дням, так что 12 лунных месяцев оказывались у них на 11 ¼ дней менее солнечного года, среднюю продолжительность которого Юлий Африкан определяет в 365 ¼ дней. Таким образом, по счету евреев, восемь солнечных лет были на 90 дней или на три месяца более 96 лунных месяцев. Вследствие этого как иудеи, так и греки для согласования солнечного летосчисления с лунным вставляли в каждом восьмилетием периоде по три лунных месяца, 687 распределяя эти вставочные месяцы по одному на три различных года в каждом восьмилетии и полагая на каждый из вставочных месяцев по 30 дней. Если бы эти предположения и основанные на них вычисления были астрономически точными, тогда восемь солнечных лет составляли бы ровно 99 лунных месяцев и через восемь лет полнолуние каждого лунного месяца падало бы на один и тот же день солнечного года и в течение каждого восьмилетия нужно было вставлять ни более, ни менее как три лунных месяца. Все это мы и видим в пасхальном круге Ипполита. Поэтому можно думать, что св. Ипполиту известны были и те вычисления, которые лежали в основе греческих и еврейских восьмилетних циклов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Сторонники же новой методики проводили умножение на 11 в два этапа – сначала на 5, а затем на 6, откуда и происходит их название. Смысл процедуры виден из приводимого прп. Максимом 22 примера по определению фазы для 17 апреля – даты, считающейся пасхальным полнолунием (14-м днем луны) в традиционной пасхалии (16 г. византийского=19 г. александрийского лунного цикла): 1) определяется порядковый номер искомого дня, начиная с 1 января 23 : n=107; 2) номер года в лунном цикле (N) умножается на 5: 16Å 5=80; 3) определяется добавка в лептах для года и дня: nÅ 1/60+NÅ 5/60=(n+N)Å 1/60=(107+80)Å 1/60=187/60=3 7 /60, в целых числах – 3 (на этом этапе и проявляется удобство раздельного умножения на 5 и 6); 4) номер года N умножается на 6: 16Å 6=96; 5) слагаемые суммируются: 107+80+3+96=286, что после вычитания целых 30-дневных месяцев (9Å 30=270) дает 16 (с точностью до лепт – 16 7 /60). Получается, что возраст луны 17 апреля по данной методике вычислений оказывается равным не 14, а 16 дням. Как указывает Максим Исповедник , «упятеряющие» получают вместо 14-го дня луны, указываемого в александрийской пасхалии, 16-й день в 16-м году своего цикла (что и доказано примером) и 15-й – в 5–15, 17-м и 19-м годах цикла 24 . Смоделировав описанную методику на компьютере, легко убедиться в том, что фазы дат, принятых за 14-е дни луны в александрийской пасхалии, оказываются в большинстве случаев 15-ми. Св. Максим резко критикует данный метод, считая его некорректным. Действительно, плавное приращение фазы по 61 лепте в сутки приводит к тому, что традиционный 19-летний цикл из 6935 дней (=19x365) включает не ровно 235 лунныхмесяцев, а на 35 лепт больше: 6935x 61 /60=7050 7 /12=(235x30)+ 35 /60. Дело в том, что в основу методики положено условие, согласно которому 365-дневный солнечный год превышает по продолжительности 12 лунныхмесяцев на 11 дней и 5 лепт (365 x 61 /60=371 5 /60=(12x30)+11 5 /60). Из-за этого возникает та ежегодная поправка в 5 лепт, которая учитывается при умножении порядкового номера года цикла на 5. Уже к 12-му году поправка достигает 60 /60=1 25 , являясь аналогом «скачка луны» 26 в конце традиционного 19-летнего цикла (эннеакайдекаэтериды). Однако накопление лепт продолжается и после 12-го года, достигая к концу цикла 35/60; чтобы цикл замкнулся и вновь начался с нуля, приращение, накопившееся с 12-го по 19-й год, необходимо отбросить. Такая математическая непоследовательность, как справедливо указано в трактате прп. Максима 27 , демонстрирует теоретическую несостоятельность рассматриваемой методики в целом 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010