А. Малинин Введение § 1. Юлианский год . В пасхальных вычислениях Православной Церкви средняя продолжительность года признаётся равной 365 ¼ с. Для того чтобы иметь дело с целыми числами, принято в нормальном году считать 365 с. Ежегодно опускаемая таким образом четверть суток в течении четырёх лет превращается в целые сутки, которые присоединяются к четвёртому году. Этот последний, называемый високосным годом, или високосом 1 , является равным 366 с. Год Рождества Христова в пасхалии принимается первым по високосе. Следовательно, 4-й, 8-й, 12-й и вообще все годы по Р. X., без остатка делящиеся на 4, суть високосы. Изложенный способ летосчисления называется юлианским, потому что он введён во всеобщее употребление Юлием Цезарем (по совету греческого астронома Созигена). § 2. Тропический год . Тропическим годом называется время от одного весеннего равноденствия до другого. Длина тропического года несоизмерима с длиною суток; она не может быть выражена целым числом их 2 . Для 1900 г. она (по Ганзену) равняется 365,2421977 с. (375 д., 5 ч., 48 м., 45,2 с). Продолжительность тропического года в настоящую эпоху ежегодно уменьшается на 0,0000000624 сут. Впрочем, все эти данные выведены из наблюдений последних 150 г.; поэтому они не могут быть названы точными, так как измерение длины тропического года нуждается в гораздо более продолжительных наблюдениях. Дело в том, что продолжительность тропического года есть величина переменная. Главной причиной изменчивости года служит постоянное перемещение точек весеннего равноденствия (предварение равноденствия, прецессия). Законы прецессии пока ещё не изучены. Кроме того, на изменение длины года имеют влияние морские приливы и отливы; вследствие их трения в последние две тысячи лет земля запоздала на 22 секунды. Наконец, продолжительность года может изменяться вследствие противодействия движению земли междупланетной среды, по причине увеличения массы солнца падающими на него метеоритами и пр. Влияние всех этих условий на продолжительность года ещё не изучено в достаточной мере. – Юлианский год более тропического приблизительно на 0,0078 сут. В 128 л. эта разница достигает почти 1 сут. Вследствие различая между юлианским и тропическим годами весеннее равноденствие, бывшее во времена первого вселенского собора 21 марта, в настоящее время совпадает с 8-м марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

У европейских народов за единицу измерения времени принимается год – период, в который Земля сделает полный оборот вокруг Солнца от данной точки пути до той же точки, – это год «тропический», или «астрономический». Но ни этот год, ни лунный не заключают в себе числа полных дней. Отсюда в разные времена у разных народов явились неодинаковые системы времяисчисления, имеющие целью согласовать астрономические периоды (неполные дни) с удобствами повседневного обихода (счет полными днями). У нас употребляется юлианский календарь, установленный еще Юлием Цезарем по указанию греческого астронома Созигена в 46 г. до Р.Х. и принятый Вселенским собором в Никее (325 г.). До Петра Великого в России счет велся с сотворения мира (за 5508 лет до Р.Х.), причем начальным месяцем до 1343 г. считался март, а с 1343 г. – по примеру Александрийской Церкви – сентябрь. Со времени Петра Великого исчисление времени началось с 1 января и с Р.Х. Только в церковном счислении до сих пор остается начальным месяцем сентябрь, а в пасхальных вычислениях – март. По юлианскому календарю, полагая год круглым счетом 365 1/4 суток, принято считать из четырех лет три по 365, а четвертый в 366 дней, так называемый год високосный, когда к февралю месяцу прибавляется день для возмещения накопившегося за четыре года лишка. Юлианский календарь основан на неверной продолжительности года: год юлианский (365 суток 6 часов) несколько больше истинного тропического – на 11 мин. 14 сек. Сознание неточности юлианского календаря повело к его преобразованию в XVI веке; так как запаздывание в счете лет при юлианском календаре в конце XVI века равнялось 10 дням, то по распоряжению папы Григория XIII к 1582 году прибавили десять дней, постановив считать 5 октября – 15-м октября, а во избежание ошибки в счете лет на будущее время положили принимать за простые те по счету юлианскому високосные годы, которые оканчиваются двумя нулями. Новое счисление получило название григорианского, или нового стиля, оно было введено в западноевропейских странах, а юлианское (или «старый стиль») осталось в России (за исключением Царства Польского и Великого Княжества Финляндского). С 1900 г. разница старого стиля и нового – тринадцать дней. Вопрос о введении нового стиля в России специально был поднят в 1880 г., когда учрежден был при Академии Наук особый комитет.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Н.И. Державин Главные церковные праздники Церковный календарь Часто вызывает недоумение и путаницу существование так называемого «старого» и «нового» стилей. Как они появились и почему православные праздники не совпадают с западными? В 325 году Церковь на Никейском соборе избрала египетский календарь, установленный в 46 году до н. э. при Юлии Цезаре александрийским астрономом Созигеном. Этот календарь получил название «Юлианский». Юлианский год немного длиннее астрономического: он равен в среднем 365, 25 дням, тогда как астрономический равен 365, 2422 дням. Поэтому юлианский календарь немного запаздывает по сравнению с астрономическим, и за 128 лет это опоздание достигает почти целых суток. В 1582 году по инициативе папы Григория XIII и на основе проекта итальянского математика Луиджи Лилио во всем западном мире быд введен новый, так называемый «григорианский» календарь. Набежавшиес 325 года лишние десять дней были отброшены, и после 4 октября вместо 5-го наступило сразу 15 октября. Григорианский год в среднем тоже немного длиннее астрономического, но разница в один день накапливается лишь за 4240 лет. Ко времени перехода католиков на новый стиль Церковь была уже разделена на Восточную и Западную. Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Русская Православная Церковь не признали григорианский календарь. В 1918 году по решению Совнаркома Россия перешла на григорианский календарь, давно уже существовавший во всем мире. Церковь же оставила старый, юлианский, календарь, который с тех пор стал называться еще и «старым стилем». Поэтому во всех церковных календарях всегда указываются две даты – по старому и по новому стилю. В настоящее время разница между старым и новым стилем составляет 13 дней. Главные церковные праздники В христианской Церкви каждый день года посвящен памяти тех или иных святых, а также различным событиям Священной истории и истории Церкви. Существует определенная иерархия праздников: они делятся на великие, средние и малые. Самые главные христианские праздники связаны с событиями из жизни Иисуса Христа и Богородицы. Этих праздников двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми 55 . А все праздники этого годового Церковного круга венчает Пасха.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Тогур. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Церковь каменная, двухпрестольная, во имя Воскресения Господня и во имя св. и чудотворца Николая, построена в 1818 г. Земли при ней пахотной и сенокосной 122 десятины. Расстоянием от г. Томска 365 верст. Приход состоит из села Тогурского, 10 деревень и 4 юрт; прихожан обоего пола 3563 души. Причта по штату: один священник и один псаломщик. Содержание причта при готовых причтовых домах: жалование из казны 240 руб., руга от прихожан взамен пахотной земли 475 пуд. и доходов от треб 689 руб. 42 коп. Церковно-приходская школа в дер. Волковой, открыта в 1907 г., помещается в собственном здании. В дер. Северной церковная школа грамоты, в селе Тонгуре школа гражданского ведомства. Церковно-приходское попечительство существует с 1902 г. Священник Димитрий Николаевич Авдаков, псаломщик Ал. Ал. Чистосердов. Справочная книга по Томской епархии/составлена служащими консистории под руководством В.А. Карташева в январе-марте мес. 1914 г./Томск: Товарищество " Печатня С.П. Яковлева " , 1914 г. Приходская церковь. с. Тогур, Томского уезда от г. Томска 365 в. (ныне п. Тогур Колпашевского района), время постройки 1818 г., церковь имела два престола. Наименование приделов - во имя Воскресения Господня и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Материал постройки - камень (кирпич), архитектурный стиль - барокко. До каменной церкви существовала деревянная однопрестольная церковь, построенная в 1766 г. тщанием прихожан и сгоревшая около 1795 г. Новая, уже каменная церковь была выстроена на берегу Кети. Ее стены, почти метровой толщины, покоятся на основании из просмоленных лиственниц. Колокола доставили издалека зимним санным путем. Состав прихода (1914 г.): с. Тогур, Томского уезда, дер. Анисимова в 3 в., Волкова – 5 в., Майкова – 6 в., Мысовая – 7 в., Северная – 10 в., Комарова – 13 в., Жигалова – 17 в., Васильева – 9 в., Мартианская – 10 в., Петро–Павлова – 20 в.,, юрты Тегоновы – 16 в., Иготкины – 16 в., Эзынгины – 7 в.,Конеровы – 8 в. Прихожан об. п. 3563 д. (1914 г.). Имелась церковно–приходская школа в дер. Волковой (с 1907 г., в собственном здании). В д. Северной работала церковная школа грамоты. В 1902 г. в приходе открылось церковно–приходское попечительство.

http://sobory.ru/article/?object=20835

В первые годы существования в издании выделялись следующие рубрики: «Статьи», «Движение идеи [объединения]» (летопись, документы, обмен мнениями, обзоры и библиография), «Наши труды» (о жизни мон-ря). Авторы статей и публикаторы документов и обзоров знакомили западных читателей с учением, богослужением, аскетикой Вост. Церкви. В первых номерах были опубликованы программная статья Бодуэна «Запад в школе Востока» (L " Occident à l " école de l " Orient//1926. N 1. Р. 10-20; N 2. Р. 65-73); обзорные статьи о рус. богословии иером. Льва (Жилле) «Владимир Соловьёв» (1926. N 1. Р. 20-26) и «Направления современной русской религиозной мысли» (Les orientations de la pensée religieuse russe contemporaine//Irénikon-collection. 1927. N 1); о богослужении и таинствах православной Церкви - статьи диак. Г. Цебрикова «Пасхальная радость в православной Церкви» (La joie pascale dans l " Église orthodoxe//1927. N 1. Р. 11-14) и «Дух Православия» (L " esprit de l " Orthodoxie//1927. N 7); о правосл. мон-рях - статьи Р. Дюге «Соловецкий монастырь» (Le monastère de Solovki//1928. N 10/12. Р. 492-502), пресв. Т. Бельпера «Письма с Горы Афон» (Lettres du Mont-Athos//1929. N 1. Р. 20-44; N 2. Р. 168-201; N 3. P. 332-365); о рус. церковном искусстве - статья Г. Беннигсена «Иконы в Русской Церкви» (Les Icônes dans l " Église russe//1928. N 3/4. P. 129-134; N 5/6. P. 244-251); об истории идеи объединения Церквей - статьи пресв. К. Королевского «Униатство» (L " uniatisme//1927. N 5/6), пресв. А. де Лилиенфельда «Об унии (документы и библиография)» (Pour l " Union (documents et bibliographie)//1927. N 10), Р. Бельмона «Патриарх Кирилл Лукарис и объединение Церквей» (Le Patriarche Cyrille Lukaris et l " Union des Églises//1938. N 4. P. 342-362; N 6. P. 535-553; 1939. N 2. P. 127-138; N 3/4. P. 237-247); о восточном обряде в католичестве - статья Королевского «Переход и адаптация к восточному обряду жителей Запада» (Le passage et l " adaptation des Occidentaux au rite Oriental//1929. N 4. P. 457-487; 1930. N 2. P. 136-166; N 3. P. 257-275; N 4. P. 402-419; N 5. P. 538-551; 1931. N 3. P. 282-322). В журнале публиковались статьи видных католич. и униат. иерархов, напр. проповеди о единстве христиан кард. Дезире Жозефа Мерсье (Paroles//1927. N 3/4), статья греко-католич. митр. Андрея Шептицкого «Два менталитета (православный и католический)» (Deux mentalités (orthodoxes et catholiques)//1926. N 5. P. 229-238; N 6. P. 261-266).

http://pravenc.ru/text/673919.html

иеромонах Алексий (Кузнецов) Часть первая Глава I. Исторические данные о святых юродивых. Смысл и значение различных наименований св. юродивых. Определение слова «юродство».   1) Святая Исидора (10 мая), по Коптски – Варанкис, подвизалась в IV в. в монастыре, основанном преп. Пахомием на маленьком острове Тавенне, на Ниле, в округе Тентиры или Дендеры, между новейшим городом Гирге и развалинами древней Фивы 17 . Палладий, епископ елеонопольский (с 440 г.) повествует о ней в 420 г. 18 в «Лавсаике» (§ 37 и 38) и его сказание не подлежит сомнению, по мнению преосв. Сергия 19 , но св. Ефрем Сирин , посещавший пустыни Египта в 371 г., еще раньше предложил сказание о юродивой 20 . Св. Исидора, по мнению преосв. Филарета, архиеп. Черниговского, окончила свои подвиги не позже 365 г. 21 . 2) Серапион Синдонит (14 мая), египетский монах, жил в начале V века 22 . Извольский относит жизнь его к VI веку 23 . Назван так, по вероятному мнению преосв. Сергия 24 , оттого, что не носил ничего, кроме синдона – льняной одежды. Сведения о нем дает Палладий в своем «Лавсаике» 25 . 3) Виссарион египтянин (6 июня), жил в конце V-ro века 26 . Житие его в Патерике скитском 27 . 4) Симеон – палестинский монах (21 июля) родом из Сирии, родился в 522 году. Сведения о его жизни и деяниях почерпнуты из его же рассказов другу своему диакону Иоанну, который рассказал его житие Леонтию кипрянину, епископу Неапольскому 28 , призывая Бога во свидетели своих слов, что он не только ничего не прибавляет к своему повествованию, но многое с течением времени забыл. Историческая достоверность жития подтверждается также одобрительным свидетельством о жизнеописателе преп. Симеона, представленном на 4 заседании VII вселенского собора 29 . Евагрий схоластик , антиохийской церкви историк (431–594) в 4 книге, гл. 34 повествует о жизни своего современника Симеона Юродивого согласно с Леонтием; Симеон сконч. около 580 г. (по Вершинскому), а по мнению преосв. Сергия ок. 590 г. 5) Фома преп. Келесирийский – сириец (24 апр.) жил при императоре Юстиниане. Сведения о нем находятся у Евагрия 30 , в Луге Иоанна Мосха (§ 87) и в жизнеописании Марфы (4 мая), матери Симеона Дивногорца 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Енё Гергей СПИСОК ПАП И АНТИПАП Св. Петр, (33)-64(67) Св. Лин, 67–76(78) Св. Клет(Анаклет), 76(78)-88(90) Св. Климент I, 88(90)-97(99) Св. Эварист, 97(99)-105(107) Св. Александр I, 105(107)-115(116) Св. Сикст I, 115(116)-125 Св. Телесфор, 125–136 Св. Гигин, 136–140 Св. Пий I, 140-(154)155 Св. Аникет, (154)-(165)166 Св. Сотер, (165)166-(174)175 Св. Элевтерий, (174)175–189 Св. Виктор I, 189–199 Св. Зефирин, 199–217 Наталис (антипапа) (199-[?]) Св. Каликст I, 217–222 Ипполит (антипапа), (217–235) Св. Урбан I, 222–230 Св. Понтиан, 230.VII.21–235. IX.28 Св. Антер, 235.XI.21–236.I.3 Св. Фабиан, 236.I.10–250.I.20 Св. Корнелий, 251.III-253.VI Новациан (антипапа), (251–268) Св. Луций I, 253.VI.25–254.III.5 Св. Стефан I, 254.V.l2–257.VIII.2 Св. Сикст II , 257.VIII.3O-258.VIII.6 Св. Дионисий, 259.VII.22–269. XII.26 Св. Феликс I, 269. I.5–274. XII.30 Св. Евтихий, 275.I.4–28З.XII.7 Св. Гай, 283.XII.17–296.IV.22 Св. Марцеллин, 296.VI.30–304.X.25 Св. Марцелл I, 308.V.27–309.I.16 Св. Евсевий, 309(310)IV.18–309(310) VIII.17 Св. Мильтиад (Мельхиад), 311.VII.2–314.I.11 Св. Сильвестр I, 314.I.31–335.XII.31 Св. Марк, 336.I.18–336.X.7 Св. Юлий I, 337.II.6–352.IV.12 Либерий, 352.V.17–366. IX.24 Феликс II (антипапа), (355–358; 365.XI.22) Св. Дамас I, 366.X.1–384.XII.11 Урсин (антипапа), (366–367) Св. Сириций, (384.XII.l5–399.XI.26) Св. Анастасий I, 399.XI.27–401.XII.19 Св. Иннокентий I, 401.XII.22–417.III.12 Св. Зосима, 417.III.18–418.XII.26 Св. Бонифаций I, 418.XII.29–422.IX.4 Евлалий (антипапа), (418.XII.29–419) Св. Целестин I, 422.IX.10–432.VII.27 Св. Сикст III, 432.VII.31–440.VIII.19 Св. Лев I (Великий), 440.IX.29–461.XI.10 Св. Иларий, 461.XI.19–468.II.29 Св. Симплиций, 468.III.3–483.III.10 Св. Феликс II, 483.III.13–492.III.1 Св. Геласий I, 492.III.1–496.XI.21 Св. Анастасий II, 496.XI.24–498.XI.19 Св. Симмах, 498.XI.22–514.VII.19 Лаврентий (антипапа), (498,501–505) Св. Гормизд, 514.VII.20–523.VIII.6 Св. Иоанн I, 523.VIII.13–526.V.18 Св. Феликс III , 526.VII.12–530.IX.22 Бонифаций II, 530.IX.22–532.X.17

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство священник Дионисий Свечников Свадьба в високосный год – плохо ли это? " decoding="" title="" > ( 15  голосов:  4.5 из  5) Выходить ли замуж в високосный год? Почему так распространены и откуда пришли в нашу жизнь суеверия, связанные с високосным годом? Мои знакомые очень боятся високосного года (2008 год как раз високосный!). Говорят, что в таком году нельзя выходить замуж и надо ожидать много болезней и смертей. Подскажите, пожалуйста, это суеверия или, действительно, правда? Елена Здравствуйте, Елена! Давайте для начала разберемся, чем отличается високосный год от всех остальных. Всего лишь одним днем – 29 февраля. Откуда же взялся этот один день? Попытаемся разобраться. Известно, что существует юлианский и григорианский календари. Юлианский календарь был введен в обращение Римским императором Юлием Цезарем в 46 году до Рождества Христова. Юлий Цезарь провел реформу старого римского календаря, который к тому времени был весьма хаотичным и сложным. Новый календарь был солнечным и распределял солнечный год по календарным дням и месяцам. Но, поскольку солнечный год не делится на ровное количество дней, была принята система високосного года, которая «догоняла» длину солнечного года. Продолжительность юлианского года составляет 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше солнечного на 11 минут и 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Юлианский календарь был прост в обращении, но не отличался астрономической точностью. Это и привело к смещению некоторых астрономических дат. Одна из них – день весеннего равноденствия. Именно этот день играет важную роль в вычислении дня празднования Пасхи. На I Вселенском Соборе 325 года было принято решение праздновать Пасху, Воскресение Христово, всеми поместными Церквями в один день. День весеннего равноденствия приходился тогда на 21 марта. Но поскольку каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, то реальное равноденствие стало наступать раньше. В 5м веке момент равноденствия наступил уже 20 марта, затем 19-го, 18-го, и т.д. Ко второй половине 16 века ошибка составила уже десять дней. В связи с этим папа Римский Григорий XIII в 1582 году предпринял реформу календаря. По его указанию день после четверга 4 октября предписывалось считать не 5, а 15 октября. Таким образом, день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта, где он и был во время I Вселенского (Никейского) Собора.

http://sueverie.net/svadba-v-visokosnyj-...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Русская богослужебная музыка XVIII-XX вв. 2600. Асмус М., диак.; Асмус Н. С. Диакон Сергий Зосимович Трубачев и его духовно-музыкальное наследие/М. В. Асмус , Н. С. Асмус//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 244– 247. 2601. Диксон Г. Из английских впечатлений о Русской Церкви и ее музыке/Пер. с англ.: Е. И. Коляда//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 231–237. 2602. Димитров С. Из истории русского церковного пения//ДМ. 1994. Вып. 1. С. 61–92. Рус. церк. музыка XVIII–XIX вв.: Петербургская капелла, московские композиторы. 2603. Духовская Т. Д. Придворный обиход и его влияние на современную церковно-певческую практику//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 532–538. 2604. Парийский Л. Н. Отношение П. И. Чайковского к вере и Церкви и его значение в русской церковной музыке//ВРЗЕПЭ. 1964. 45. С. 64–74; 46/47. С. 169–179. 2605. Парийский Л. Н. Памяти церковного композитора А. Д. Кастальского//ВРЗЕПЭ. 1965. 49. С. 46–54; 50. С. 116–127. 2606. Плотникова Н. Ю. Древнее церковное пение в переложениях прот. Петра Турчанинова//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 360–365. 2607. Плотникова Н. Ю. К вопросу о партесных гармонизациях знаменного роспева//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 231–234. 2608. Щуровская Н. А. Современная церковно-певческая традиция и нотные издания конца XIX – начала XX вв.//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 235–243. См. также 3131–3133. Церковная археология (храмы, святыни) См. также: Библейская история и археология 231– 239); Общая история Церкви 505–572); Литургика 2152–2284); Археография 2875–2878); История письменности. Палеография 2881–2891). 2609. Баталов А. Л. К вопросу о первой церкви Троицы на рву//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 75–81. 2610. Беляев Л. А. Археология русских монастырей и проблема их восстановления: Тез. докл. Прил.: Археология мон-рей христианского Востока//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 163–175. 2611. Воронов А. А. Богоявленский Троице-Сергиев монастырь в Московском Кремле: Проблемы эволюции планировки и застройки//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 56–74. 2612. Дмитриев В. В. Исследования инженерно-геологических условий памятников истории и культуры//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 177–195.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Третий отдел ветхозаветных священных книг составляют в греко-славянской Библии книги «учительные», из которых пять – Иова, Псалтирь, Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней признаются каноническими, а две – Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова 1 неканоническими. В противоположность этому в еврейской Библии двух последних, как и всех вообще неканонических, совсем не имеется, первые же пять не носят названия «учительных», не образуют и особого отдела, а вместе с книгами: Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия, первая и вторая Паралипоменон, причисляются к так называемым «кетубим», «агиографам», – «священным писаниям». Сделавшееся у раввинов-талмудистов техническим обозначением третьей части Писания название «кетубим» заменялось в древности другими, указывающими на учительный характер входящих в ее состав произведений. Так, у Иосифа Флавия современные учительные книги, кроме Иова, известны под именем «прочих книг, содержащих гимны Богу и правила жизни для людей» (Contra Apionem, 1:4); Филон называет их «гимнами и другими книгами, которыми устрояется и совершенствуется знание и благочестие» (О созерцательной жизни), а автор 2-ой Маккавейской книги – « τ το Δαυδ κα πιστολς βασιλων περ ναθημτων» – «книги Давида и письма царей о приношениях» ( 2Мак 2.13–15 ). Наименование « τ το Δαυδ» тождественно с евангельским названием учительных книг «псалмами» ( «подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове и пророцех и псалмех о мне» Лк 24.44 ), а это последнее, по свидетельству Геферника, имело место и у раввинов. У отцов и учителей церкви, выделяющих, согласно переводу LXX, учительные книги в особый отдел, они также не носят современного названия, а известны под именем «поэтических». Так называют их Кирилл Иерусалимский (4-е огласительное слово), Григорий Богослов ( Σνταγμα. Ραλλη, IV, с. 363), Амфилохий Иконийский (ibid, с. 365), Вифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры, IV, 17). Впрочем, уже Леонтий Византийский (VI в. ) именует их «учительными», – « παραινετικ» (De Sectis, actio II. Migne 86 т., с. 1204).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010