Амвросий Медиоланский Аммиан Марцеллин Аммон, основатель монашества Аммоний и Зотик Аммоний, философ Амр ибн Матта Тирханский (XIV в.) Амр ибн Сад, эмир (VII в.) Амфилохий Иконийский Амфилохий, Псевдо Ананишо – см. Энанишо Анастасий I, византийский император Анастасий Синаит Анастасий, друг Дионисия в.) Андрей Самосатский Андрей, автор трактата по грамматике (X в.?) Андрей, апостол – см. Деяния Матфея и Андрея Андромеда Андроник и Афанасия Андроник, хронист Анна Антипатр из Бостры Антоний (Антун) Ритор (Тагритский) (IX в.) Антоний Великий – см. также» Житие св. Антония» Антоний Византийский Антоний Тагритский – см. Антоний Ритор Анфим, патриарх Константинопольский Аполлинарий Лаодикийский Аполлоний св. Арефа(Харит), мученик Арий Аристид – см. Апология Аристида Аристотель Аристотель, Псевдо Аркадий, еп. Кипра Армоний – см. Гармоний Архелид Асила, еп. Расаина (VI в.) Асклепий Асколий – см. Асила Ассемани (Assemanus) Илия и Ассемани, Иосиф Симеон Асуана Аттик, патриарх Константинопольский Афанасий I Гамала, сир. патриарх (594/595−630/631) Афанасий II из Балада, сир. патриарх (683/4−686/7) Афанасий Баладский – см. Афанасий II, сир. патриарх Афанасий Великий (Александрийский) Афанасий Великий , Псевдо Афанасий, священник Нисибинский – см. Афанасий II, сир. патриарх Афраат (Иаков, Афрахат, Персидский мудрец) (IV в.) Афрем – см. Ефрем Афтония – см. Иоанн бар Афтонья Ахикар (Хикар) – см. История Сеннахерима Ахрон – см. Аарон Ахудеммех, 16 еп. Тагритский, мафриан (VI в.) Бавай I, католикос Востока (498−503) Бавай бар Несивнайе 17 (Малый), основатель Малого монастыря на Изле (VII в.) Бавай Великий (Рабба), настоятель Великого монастыря на Изле (после 628) Бавай из Гевилты (VIII в.) Бавай Малый– см. Бавай бар Несивнайе Бавай Старший – см. Бавай Великий Бавой (Бавуай), католикос Востока (457−484) Баву Нисибинский Баддай из Аргула, св. 19 Балай (Балей) (V в.) Балаш, шаханшах Балей – см. Балай Бар Али – см. Ишо бар Али Бар Бахлул – см. Ишо бар Бахлул Бар Саливи – см. Дионисий бар Саливи Бар Шушан – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Сувор, Суворов : Сувор Игнатьев, слуга Калязина монастыря, конец XV в.; Алексей Иванович Сувор Монастырев [см. Монастырь], начало XVI в.; Горяин [см. Горяин] Суворов, служилый человек, 1482 г. 89 ; Постник [см. Постник] Суворов, дьяк Ивана IV, 1566–1572 гг.; Суворовы, XVI–XVII вв., Бежецк и Кашин [см. Махно, Махонины] Сувор – нелюдимый, молчаливый Суворин Базанин [см. Базанины], помещик, середина XVI в., Шелонская пятина Сугоняй Якуш, крестьянин, 1495 г., Новгород Сугон – погоня; сугнать – догнать Сугра Михаил, крестьянин, 1624 г., Устюг Судак ( Судок ), Судаков ( Судоков ): Семен Судоков, 1334 г., Новгород; Иван Федорович Судок Монастырей [см. Монастырь], 1445 г.; Иван Угримов [см. Угрим] Судоков, 1550 г., Новгород [см. Айда, Ерш, Обида, Терновский] Судимант Иван Кондратьевич , выходец из Литвы, 1474 г.; от него – Судимантовы [см. Максак] Судников Юрий, подьячий, писец Воротынска, 1626–1637 г., Москва Судница, Судницын : кн. Дмитрий Иванович Судница Шелешпанский, вторая половина XV в.; Тихон Судницын, игумен Калязина монастыря, 1535 г. Судовщиков Смирной [см. Смирной], гость, 1611 г., Кашира Судомоин Богдан Иванов, подьячий, 1546 г. Суемнев Семейка [см. Семейка], крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород Суета , Суторма, Неустрой и Булгак Васильевичи Бессоньевы [см. Суторма, Неустрой, Булгак, Безсон], землевладельцы, середина XVI в., Переяславль [см. Мергасов, Улыбышевы] Сука, Сукины Иван и Гридя [см. Гридя] Ивановичи, 1500 г., Новгород; Федор Иванович Сукин, казначей Ивана IV, 1552 г. Сукман Тимофей Топорков [см. Топорков], 1460 г.; от него – Сукмановы Ср. их вотчина деревня Сукманиха на р. Воре в Московском уезде Сукман – кафтан из домодельного грубого сукна Суков Елка [см. Елка], дьяк вел. кн., 1505 г.; Иван Афанасьевич Вязга [см. Вязга] Суков, дьяк, 1525 г.; Иван Васильевич Мичура [см. Мичура] Вязгин Суков, середина XVI в., Романов; у Елки сын Василий Елизаров Суковой, подьячий, 1553 г. [см. Кондырь] Суколенов Нелюб [см. Нелюб] Семенович, дьяк, 1603 г., Великий Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ибо написано: «Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем; такожде, и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» ( 1Кор.2:11 ). Будучи по естеству Богом, Дух Святой всеведущ (см. 1Кор.2:10 ; Ин.14:26, 16:13 ), всемогущ (см. 1Кор.12:7–11 ; Мф.12:28 ), вездесущ (см. Рим.8:9–16 ; 1Кор.3:16, 6:19, 12:7–13 ). Обладая всеми Божественными свойствами, Он имеет и все Божественные действа: возрождает крещением (см. Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; 1Кор.12:13 ), управляет Христовой Церковью (см. Деян.20:28, 13:2, 16:6–7 ; Еф.2:22 ), отпускает грехи (см. Ин.20:22–23 ), усыновляет людей Богу (см. Рим.8:14–16 ; Гал.4:6–7 ), делает людей Христовыми (см. Рим.8:9 ; Гал.4:6 ; Еф.2:22, 1:13, 3:16–17, 4:30 ; 1Кор.12:3 ; 1Пет.2:5 ), освящает, оправдывает и производит все благодатные действия (см. 1Кор.6:11 ; Рим.8:26 ; 1Пет.1:2 ), ибо Он – Источник истины и света (см. Ин.14:17, 26, 16:13 ), раздает духовные дарования (см. 1Кор.12:4, 8–11 ; Еф.3:4–5 ; Рим.5:5 ), содействует во всех добрых делах (см. Рим.8:26 ; Гал.5:22–23 ), творит чудеса (см. Мф.12:28 ; Лк.11:20 ), соделывает людей храмом Божиим, храмом Своим, ибо Сам Он – Бог (см. 1Кор.3:16, 6:19 ; 2Кор.6:16 ), делает Священное Писание богодухновенным, вещая через пророков и апостолов. Царство Божие – это Царство благодати Духа; оно – «правда и мир и радость о Дусе Святе» ( Рим.14:17 ). Именно Духом Святым оно становится реальностью (см. Ин.3:5 ; Мф.12:28 ; Лк.4:18, 11:20 ). Приписывая Святому Духу эти Божественные свойства и действа, Новый Завет ясно и бесспорно показывает, что Дух Святой во всем равен Богу Отцу и Богу Сыну. «Божество Духа Святого весьма ясно показано в Священном Писании, – говорит святой Григорий Богослов . – Обрати внимание на эти события: Христос рождается – Дух предшествует (см. Лк.1:35 ), Христос крещается – Дух свидетельствует (см. Ин.1:32–34 ), Христос искушается – Дух Его изводит (см. Мф.4:1 ), Христос творит чудеса – Дух содействует (см. Мф.12:28 ), Христос возносится – Дух Его наследует (см. Деян.2:4 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

3678. Ср.: fug. 6. 34: а также у блж. Иеронима (nom. hebr. 41. 16). 3679. Ср.: fug. 6. 34: а также у блж. Иеронима (nom. hebr. 14. 18; 33. 13). 3680. Ср.: у блж. Иеронима (nom. hebr. 3. 20; 41. 5). 3681. Ср.:1 Кор. 3:2. 3682. То есть о епископе. 3683. То есть к клирикам, которые жили в Верцеллах монашеской общиной. 3684. См.: Кол. 3:11. 3685. Ср.:1 Петр. 1:17; Иак. 2:1. 3686. Ср.: Мф. 5:3. 3687. Ср.: Откр. 3:12; 21:2. 3688. Ср.: Ис. 1:3. 3689. См.: Исх. 12:11. 3690. Ср.: Быт. 25:31–34; 27:1–35. 3691. См. примеч. к epist. 4. 17. 3692. См.: Быт. 28–30. 3693. См.: Быт. 33:1–10. 3694. См.: Ин. 1:29. 3695. Ср. у Вергилия (Aen. 4. 366); а также: Iacob. 2. 6. 27. 3696. Ср.: Кол. 3:13. 3697. См.: Исх. 33:7. 3698. См.: Исх 29:14. 3699. См.: Быт 18:3 и след. 3700. См.: Быт. 17:16 и след. 3701. См.: Быт. 19:2 и след. 3702. См.: Нав. 2:1 и след. 3703. Букв. «отлучайте от груди». 3704. См.: Исх. 20:12. 3705. Ср.: Лк. 9:23. 3706. См.: Ин. 19:25; а также: inst. u. 7. 49 и секвенцию Stabat Mater. 3707. См.: Мф. 27:51; Мк. 15:33; Лк. 23:44–45. 3708. См.: Лк. 23:40–43. 3709. Ср.: hymn. 5. 19. 3710. Ср.: hymn. 5. 19. 3711. См.:1 Петр. 2:18. 3712. Письмо написано, скорее всего, в 393 г. (см.: Zelzer. P. CXXVII). Римский епископ Сириций (384–399) сообщает об отлучении от Церкви Иовиниана и его последователей. Иовиниан, который был прежде монахом, выступил против аскетической практики и подвига девства. Противниками его учения были блж. Иероним (adu. Iou.); блж. Августин (bon. coniug. 2. 48; haeres. 82). Письмо было послано в Милан, где на соборе епископы одобрили решение Сириция (см. ниже: epist. 15). Это письмо епископа Сириция, сохранившееся среди писем свт. Амвросия, впервые говорит о первенстве девства над брачным состоянием (см.: Hunter D. Rereading the Jovinianist Controversy: Asceticism and Clerical Authority in Late Ancient Christianity/Journal of Medieval and Early Modern Studies. 2003. 33:3. P. 453–470). 3713. Иовиниан и его последователи. 3714. Ср.: epist. 62. 7, где говорится о покровении невесты епископом во время совершения христианского брака.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Роман Стравороман 100, 101, 467 Ромуальд Салернский 472, 498, 503, 518, 606 Росмик 13, 353 Рудольф Швабский, Ландульф 83, 84, 459, 460 Руйар Г. 482, 504 Рупений, см. Феодор Рупений Рупений, см. Лев Рупений Русель 9, 39, 57–61, 91, 441–444, 455 Рэнсимен С. 548, 567, 572, 584, 587 Самуил, царь болгарский 209, 533, 534 Саниск, см. Боэмунд Тарентский Сапфо 19, 392, 421, 624, 625 Сарацин, граф (убит в Могленах) 165, 505 Сарацин, граф 351 Сатанаил 419, 421, 624 Саул 124, 480 Саца 201 Святослав, русский князь 612 Седекия, иудейский царь 209, 534 Сезан М. 584 Сен-Жилль, см. Раймунд Тулузский Сервлий 174, 512, 513 Сеслав 201, 530 Сибилла 457 Сибт ибн аль-Джауза 523, 580 Сигельгаита, см. Гаита Сикеот, см. св. Георгий Симон 372 Симон, брат Балдуина 378 Синадин 92, 464 Синадин, см. Александр Синадин Синадин, см. Феодул Синадин Синадин, см. Кавасила Синадин Синадина 464 Синесий 214, 224, 238, 542 Сиф 185, 186, 520 Сишельгаита, см. Гаита Скабаланович Н. 451, 468, 476, 478 Скалиарий (Скалиарий Илхан?) 200, 268, 351, 554 Скилица, см. Иоанн Скилица Скилицы Продолжатель 19, 29, 444, 455, 462, 467, 476, 484, 485, 549 Склир 331 Склир, см. Варда Склир Склиры 590 Скутариот, см. Феодор Скутариот Слуцкая С. 49 Соломон, венгерский король 203, 530, 531 Соломон, см. Иоанн Соломон Соломон, царь (библ.) 418, 480 Софокл 18 Софоклес 602 Спарефра 326, 588 Стагирит, см. Аристотель Стефан Блуасский 305, 571, 572, 575, 578, 581, 582 Стефан Бургундский 582 Стефан Вукан 263 Стефан Контостефан 355, 595 Стефан Скилица 594 Стилиан 418, 621 Стипиот, см. Михаил Стипиот Стипиот, раб Михаила Стипиота 402 Стравовасилий 402 Стравороман, см. Мануил Стравороман Стравороман, см. Никифор Стравороман Стравороман, см. Роман Стравороман Стратигий, слуга Аарона 342, 343 Стратигий Страв 315, 316 Сулейман, султан никейский 22, 136, 137, 189, 190, 196, 198, 446, 449, 489, 523, 526, 528 Сулейман, см. Мелик-Шах II Сюзюмов М. 9 Танкред, племянник Боэмунда Тарентского 28, 299, 301, 309, 311, 313, 317–320, 322, 323, 336, 363, 367, 375–377, 379, 568, 570–572, 580, 582, 583, 586, 587, 596, 606–608

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это ключевое положение свидетельства и учения старца Силуана о Духе Святом. Дух Святой помогает нам познать Бога, прежде всего – Христа, в Котором мы познаем Отца. Конечно, то же утверждает Писание 527 , то же встречаем мы и у святых отцов 528 . Но преподобный Силуан настойчиво повторяет эту мысль бесчисленное количество раз во всех своих творениях и в различных формах: «[Дух Святой] дает нам познать Бога» (с. 454); душа познает «Господа Духом Святым» (с. 306; ср. с. 308, 380, 381, 398); «Духом Святым познает человек Господа» (с. 417); «любовь эта познается Духом Святым» (с. 315; ср. 402, 407, 417); «Он [Христос] познается Духом Святым» (с. 473); Бог «дает нам познать Себя Духом Святым» (с. 303); «...Он нам, грешным рабам Своим, являет Себя Духом Святым...» (с. 335), «чудное дело: Духом Святым познает человек Господа...» (с. 354). Он убеждает потому, что это знание было дано ему в откровении, оно основано на его личном опыте: «...душа моя познала Господа Духом Святым» (с. 297; ср. 298, 301, 303, 315, 330, 355, 371, 383, 398, 433); «Господь... дал мне Духом Святым познать Его» (с. 383; ср. 454, 473); «... мы знаем Господа: Он Себя показал нам Духом Святым...» (с. 312). Его слова сопровождаются горячим желанием, чтобы остальные люди, все остальные люди, прикоснулись бы к этому опыту и тоже сумели бы познать Бога Духом Святым. Желание выливается во вновь и вновь повторяемую молитву: «...да познают Тебя Духом Святым все народы земли» (с. 302; ср. с. 383, 515); «...всем людям дай познать Тебя Духом Святым» (с. 384); «...дай им Духа Твоего Святого, да познают Тебя Духом Святым» (с. 515); «...дай им [детям земли] познать Тебя Духом Святым» (с. 388); «покажи Себя людям Духом Святым» (с. 320). Порой Силуан включает в эту молитву и себя: «...всех нас научи Духом Святым знать Тебя» (с. 333). Это знание даруется: «...Дух Твой дал мне познать Тебя» (с. 297), и преподобный Силуан в связи с этим говорит о божественном научении: «Он учит душу знать Господа...» (с. 301). Но он имеет в виду скорее не постепенное научение на протяжении всей духовной жизни, а откровение, которое подается на ее вершинах (хотя сам полагает, что находится на низшей ее ступени).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Старец Софроний постоянно ободрял, поддерживал пасомых духовно, водворял в их сердца стремление к небесной жизни, побуждал их к высшим подвигам и мужеству. Сам будучи строгим исполнителем церковных установлений, отец Софроний старался внедрить церковность в сердца всех, кто к нему обращался. И это старцем делалось с той целью, чтобы привить вопрошавшим любовь к церковным установлениям и приучить их быть послушными сынами Церкви. Кроме духовного окормления братий и богомольцев, старец Софроний совершал чредное священнослужение в Спасо-Илиодоровском скиту. Последний раз сведения о нем встречаются в послужных списках братии Глинской пустыни за 1911 год 934 . Время кончины его неизвестно. Архивные документы Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1885 год//ГАКО. ф. 20, оп. Зл, д. 89, л. 19 об,–20. Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках, указных и неуказных Глинской и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 год//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 109, л. 17 об.–18. Послужные списки настоятеля с братиею Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 18 об.–19. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 14 об.–15. Послужной список Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни настоятеля с братией за 1911 год//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 21 об.–22. Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым) . Магнитофонная запись. 1966. ИЕРОМОНАХ ФЕОКТИСТ, СКИТОНАЧАЛЬНИК Иеромонах Феоктист (в миру Филипп Бородин) родился в в семье мещан г. Козлова Тамбовской губернии. В Глинскую пустынь он поступил при игумене Иннокентии в 1866 году. С первых дней жизни Филиппа в монастыре проявились такие его качества, как беспрекословное послушание, молчаливость, скромность и самоукорение. В обители, благодаря правильному духовному руководству, эти добродетели получили дальнейшее развитие. Через 8 лет после поступления в монастырь настоятель отец Иннокентий (Степанов) постриг его в мантию с именем Феоктист и поручил послушание пономаря, которое считалось в Глинской пустыни весьма ответственным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Говоря об отражении помыслов, св. Иоанн Кассиан пишет: «Это придет само собою, когда так приискренно соединимся с Богом, что Он будет действовать в нас… Что бы ни предпринимали мы с целью преодоления помыслов, не будет действенно, пока не станет чрез то действовать сам Бог… Тогда и наши немощные средства станут сильны и всепобедительны… тогда сила Божия будет совершаться в нашей немощи… Почему все внимание наше должно быть всегда устремлено на то одно, чтобы живо возвращать к памятованию о Боге помыслы (свои) от их блуждания и круговращения… Дух наш (должен утвердить), — говорит он же, — в себе любительную память Божию (память — любовь) как некий неподвижный центр» (Д II–99, 100, 101). В духовной жизни и духовной борьбе все возвращается к этому неподвижному центру, главный путь к которому — молитва. Вот почему молитва есть основное оружие в невидимой брани. «Сладостная память о Боге, т. е. Иисус, обыкновенно разрушает, с гневом сердечным и огорчением спасительным, все обаяния помыслов, разные внушения, слова, мечтания, мрачные воображения и все, чем вооружается всегубительный враг. Иисусе, будучи призываем, все попаляет легко» (преп. Филофей Синаит, Д III — 444, 454). Внимание и трезвение сочетаются с молитвой и делаются взаимными признаками. «Насколько бдительно внемлешь уму, настолько с теплым желанием будешь молиться Иисусу… Насколько небрежно надзираешь за умом, настолько отдалишься от Иисуса… Трезвение и молитва Иисусова взаимно входят в состав друг друга, — крайнее внимание в состав непрестанной молитвы, а молитва — в состав крайнего в уме трезвения и внимания» (преп. Исихий Иерусалимский, Д II–176, 177). «Трезвение справедливо называется путем, потому что оно ведет в Царство, — и то, которое внутри нас, и в будущее» (преп. Филофей Синайский, Д III — 444, 454). Сокровенная молитва (или «сокровенное поучение») святых — своим неусыпающим трезвением хранит в душе обретенное сокровище. Умирая, авва Виссарион сказал: «Монах, подобно Херувимам и Серафимам, должен быть весь оком» (От. 90).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

(Faye. 24–25). С внешней стороны учение их имело ту особенность, что было устным. 13 Reinkens, 11–14. Впрочем, по мнению Zahna (170–174), Климент был главой школы только с 200 по 202 или 203 год, а до того времени с 190 г. был только помощником Пантена. 16 В приветственном послании Антиохийцам по случаю избрания нового епископа (211 г.); чрез самого Климента это послание и было передано. Reinkens 18–19; Guerike 34; Cognat. 59–60. 17 по Reinkens’y (21) он умер не позже 217 г., по Lehmann’y около 217 или 218 г. (32; пр. 2); по Guerike (35) около 213 г., по Zahn’y (174) и Faye (27) не раньше 216 (или 215) года (ср. хронологию жизни Климента у Zahn’a, 176), причём, Guerike полагает, что с востока Климент возвратился в Александрию. (Ср. Cognat. 60). 19 Ibid. 32–33. Cognat 451–452. В западной церкви до папы Климента VIII Климента Ал. почитаем был как святой (память его, по Мартирологу Узуарда, праздновалась 4 декабря), но уже этот папа не внёс его имени в римский Мартиролог, равно как и его преемник Бенедикт Последний в послании к португальскому королю Иоанну V (от 1 июля 1748 г.) указывает и основания, по которым он присоединился к мнению своего предшественника, при новом издании римского Мартиролога. (Cognat, 452–454). Разбирая подробно эти основания, Cognat не признаёт убедительными и склоняется к противоположному взгляду (454–467). Reinkens (21) также не считает их состоятельными и добавляет: «attamen eum duco sanctum». Zahn (140–147) держится, впрочем, противоположного взгляда. 20 Сочинения Климента выдержали несколько изданий (о сравнительном достоинстве их см. Faye, 305–308; Scheck 3–5), начиная с 1550 г. (P. Victorii, Florentiae). Последнее издание – G. Dindorfii (Oxonii, 1869 г.) – в 4 томах. Лучшим доселе признаётся издание I. Potteri, которым и пользовался автор предлагаемого исследования. Берлинской академией наук в настоящее время поручено Dr. Otto Stählin’y новое издание творений Климента. Dr. Stählin заявил себя основательными трудами по критике текста этих творений, и можно надеяться, что подготовляемое им издание будет стоять на высоте научных требований (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Вместе с тем авторы документы отказывались верить в то, что данное движение могло создать «свою обособленную белорусскую нацию с собственной культурой, стремящуюся к государственному самоопределению» с. 453]. Убежденность руководителей организации в неспособности к самостоятельному политическому и культурному бытию большинства народов Восточных Кресов была неоригинальной. Применительно к белорусам причиной такого положения считались, с одной стороны неблагоприятные, географические условия (бедность природными ресурсами, отсутствие естественных границ) и, с другой стороны, «свойства самого белорусского народа» с. 454]. Так, по мнению идеологов «Стражи Кресовой», национальное «самосознание способно сильно развиваться главным образом тогда, когда данный народ окружен соседями с иными этническими свойствами, когда он отличается от них языком, обычаями, психическим складом» с. 454]. Однако эти условия оказываются неприменимыми к белорусам, чья идентичность не имеет оформленных границ. Например, следует «лишь отметить, что, чем дальше на запад, тем больше белорус становится похожим на поляка, чем дальше на восток, тем он ближе к коренному русскому и легче с ним ассимилируется» с. 454]. Религия рассматривалась как фактор, препятствующий реализации особого национального самосознания. В записке считалось, что католичество и православие «представляют собой те силы, которые в настоящее время больше всего способствуют либо полонизации, либо русификации белорусского народа. На основании этого можно заключить, что 3 млн. белорусов, исповедующих католицизм, подготовлены к полной полонизации (частично они уже ополячены), остальные же 9 миллионов – православные – подготовлены к полной русификации» с. 454]. Юзеф Пилсудский. Источник: Интересно, что появление данного движения, за исключением возможности использования его внешними силами во враждебных целях, не стоило расценивать в качестве угрозы польской национальной безопасности. Сами по себе белорусы не смогут реализовать идеал политической независимости в силу того, что они, «будучи слишком слабыми, чтобы серьезно думать о полной самостоятельности, желая того или нет, будут вынуждены искать поддержки либо у Польши, либо у России» с. 454]. Выдвинутые идеи независимости при провозглашении Белорусской Народной Республики оценивались как следствие «известной экзальтации политических стремлений», на место которой неизбежно под давлением обстоятельств придет более скромная концепция, «которая будет опираться не на сугубо политические идеи, а на культурные и экономические возможности развития страны» с. 454].

http://ruskline.ru/opp/2023/08/29/beloru...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010