В современной науке распространен взгляд, согласно которому среди апостолов Иисуса были женщины. Мария Магдалина. К. Кривелли. Ок. 1480 г. Так, например, Р. Бокэм считает, что Иоанна была женщиной-апостолом. В силу созвучия имен ученый отождествляет ее с Юнией, упоминаемой апостолом Павлом: Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа ( Рим. 16:7 ). Реконструкция облика Иоанны-Юнии, предпринятая ученым, не лишена остроумия, но все же относится скорее к области научной фантастики, чем к числу исследований, основанных на источниках. Та информация, которую мы имеем в Евангелиях, не позволяет нам сделать вывод о том, что апостольская миссия, возложенная Иисусом на двенадцать мужчин, распространялась также на кого-либо из женщин. В то же время мы знаем из последующей истории Церкви, что некоторые женщины были удостоены титула равноапостольных и именно в этом качестве вошли в церковный календарь. Первой из них была та самая Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов ( Мк. 16:9 ). Святая царица Елена. Фреска. XIV в. В числе других равноапостольных женщин – святая царица Елена (327), мать императора Константина; святая Нина, просветительница Грузии (335); святая Ольга (969), бабушка князя Владимира, крестителя Руси. Ни одна из женщин не унаследовала то сакраментальное служение, которое от апостолов передалось последующим поколениям епископов, а от них священникам: эта линия преемства касалась исключительно мужчин. Однако в проповедническом и просветительском служении принимали участие и женщины. Роль женщин в окружении Иисуса, что бы ни говорили современные исследователи, в целом соответствовала той роли, которую женщины играли в израильском обществе времен Иисуса. Женщины были на заднем плане: они служили мужчинам, пока последние занимались важными делами. Апостольская община была сообществом, состоявшим исключительно из мужчин. Однако если говорить о Церкви в целом, то уже на самом раннем этапе ее бытия к ней стали присоединяться и мужчины, и женщины ( Деян. 5:14; 8:12; 17:4,12,34 ). И уже в первом поколении христиан прозвучало слово апостола Павла, обращенное ко всей общине учеников Иисуса: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Видение пустыни 311 . 1 . Подобно буре, несущейся по пустыне, идущей из пустыни, 2 . Видение страшное и грозное открыто мне: преступник совершает преступление, беззаконник поступает беззаконно 312 ; на меня еламитяне и послы персов идут на меня. Ныне всем воздыханиям положу конец 313 . 3 . От этого чресла мои ослабели, и муки схватили меня, как рождающую. Я напрасно старался 314 не слышать и пытался не видеть 315 . 4 . Сердце мое трепещет 316 , и беззаконие потопляет меня 317 , душа моя замерла 318 от страха. 5 . Приготовляйте 319 стол, ешьте, пейте, вставайте, князья, готовьте щиты! 6 . Ибо так сказал мне Господь: поди, поставь себе сторожа, и что увидишь 320 , скажи. 7 . И увидел я 321 двух всадников на конях, всадника на осле и всадника на верблюде. «Слушай 322 долго с большим вниманием, 8 . И позови Урию на стражу Господню». И он 323 сказал: стоял я весь день, и у полчища я стоял всю ночь, 9 . И вот едет на паре лошадей 324 самый главный всадник 325 . И в ответ он сказал: пал, пал Вавилон 326 ; и все кумиры его и изваяния лежат на земле разбитые. 10 . Послушайте, оставшиеся, и болеющие 327 , услышьте: что я услышал от Господа Саваофа, то Бог Израилев возвестил нам. Видение на Идумею. 11 . Зови 328 ко мне из Сеира. Стерегите 329 укрепления. 12 . Стерегу 330 утром и ночью. Если ищешь, ищи, и у меня живи 331 . 13 . В дубраве 332 вечером уснешь, или по пути в Дедан. 14 . Живущие в стране Феманской, несите воды на встречу жаждущим, с хлебом встречайте бегущих, ради множества убитых 333 , 15 . И ради множества блуждающих, и ради множества мечей, и ради множества натянутых луков, и ради множества павших в битве. 16 . Ибо так сказал мне Господь: еще (один) 334 год, равный году наемничьему, и слава сынов кидарских 335 исчезнет. 17 . И остаток луков у сильных сынов кидарских будет мал. Так сказал Господь Бог Израилев. 319 Слав. уготовите соотв. греч. τοιμσατε в син., альд. и компл. спп.; в ват. и алекс. – τομασον ед. ч. 324 ναβτης συνωρδος – слав. всадник двоконный, т. е. едущий на паре лошадей, вернее, в колеснице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 49 (1) Обратите слух, острова, ко Мне 334 , И внимайте, народы, издали! Иегова от утробы призвал меня, От чрева матери моей Сделал памятным имя мое. (2) И положил уста мои, как меч острый, В тени руки своей Скрыл меня; И сделал меня стрелою изощренною 335 , В колчан свой спрятал меня. (3) И сказал мне: «раб мой – ты, Израиль... в тебе Я прославлюсь». (4) А я говорил: «напрасно я тружусь, Попусту и тщетно силу мою истощаю».... Но суд мой у Иеговы, И дело мое у Бога моего. (5) И ныне говорит Иегова, Образовавший меня от утробы в раба Себе, Чтобы возвратить Иакова к Нему (И Израиль к Нему соберется 336 , И я прославлюсь перед Иеговою, И Бог мой будет сила моя). (6) Так сказал Он: «мало, что ты будешь Мне рабом, Чтобы восстановить колена Иакова, И уцелевшее от Израиля возвратить, – Но Я даю Тебя в свет народам, Чтобы достигло спасение Мое до конца земли». (7) Так говорит Иегова, Искупитель Израиля, Святый его, Презираемому всеми 337 , Коего гнушаются народы, Рабу повелителей: «Цари увидят, И встанут князья, и поклонятся, Ради Иеговы, который верен, Святого Израилева, который избрал тебя». (8) Так говорит Иегова: «Во время помилования Я услышу тебя, И в день спасения помогу тебе; И буду охранять тебя, И дам тебя в завет народам, Чтобы восстановить землю, Чтобы возвратить наследства опустошённые, (9) Чтобы сказать узникам: «выходите»! И тем, которые во тьме: «покажитесь на свет»! Близ дорог будут пастись, И на всех холмах – пастбища их. (10) Не взалчут они, и не вжаждут, И не поразит их зной или солнце, Потому что Милующий их поведёт их, И на источники вод направит их. (11) И Я обращу все горы в дорогу, И пути мои поднимутся. (12) Вот они издалека придут! И вот одни от севера и от моря 338 , А другие от земли Синим 339 . (13) Торжествуйте, небеса, И веселись, земля! Издавайте, горы, крик радости! Ибо утешает Иегова народ свой, И страдальцев своих хочет помиловать. (14) И сказал Сион: «оставил меня Иегова, И Господь забыл меня». (15) Забудет ли 340 жена дитя свое, Чтоб оказать жалость к сыну чрева своего? –

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава 7 Пребывание Ковчега Завета в Кириаф-Иариме. Правление судии и пророка Самуила. 1Цар.7:1 .  И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа. На основании 1Пар.15:10–11 полагают, что Аминадав и его сын Елеазар принадлежали к колену Левия. В г. Кириаф-Иарим Ковчег Завета находился до времен царя Давида, который перенес его в новоустроенную им иерусалимскую скинию ( 2Цар.6:1 ). Что же касается самой скинии, находившейся в Силоме, то она была перенесена сначала в Номву ( 1Цар.26:1 ), затем – в Гаваон ( 1Пар.16:39,21:29 ; 2Пар.1:3 ) и, наконец, разобрана и сложена в одном из помещений Соломонова храма в Иерусалиме, совместно со скинией Давидовой. 1Цар.7:2 .  С того дня, как остался ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать. И обратился весь дом Израилев к Господу. «И обратился весь дом Израилев к Господу»: под внешним влиянием филистимского гнета ( 1Цар.7:3 ) евреи раскаялись в своих увлечениях язычеством соседей и обратились сердцем к исполнению благого и совершенного закона Господня. 1Цар.7:4 .  И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу. Ваал и Астарта – языческие божества, чествовавшиеся в Ханаане, Финикии, Месопотамии и других странах Передней Азии. Культ Ваала говорил преимущественно о грозном могуществе божества; культ Астарты – о его производительной силе. Последний сопровождался различного рода распутством, возведенным до степени священного служения богине. (Подробнее см. в соч. М. Пальмова «Идолопоклонство у древних евреев». Спб. 1897, с. 217–246, 295–335.) 1Цар.7:5 .  И сказал Самуил: соберите всех израильтян в Массифу, и я помолюсь о вас Господу. «Массифа» Самуилова – город на северо-западе от Иерусалима, на юг от Гаваона. 1Цар.7:6 .  И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма десятая Псалом Давида, сынов Ионадава и первых пленников, не надписан у евреев, 70. 333 1 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовеки! 2 334 Силою правды Твоей избавь меня и исторгни меня! Приклони ко мне ухо Твое и спаси меня! 3 Будь мне Богом Защитником и оплотом спасения моего, ибо Ты твердыня моя и прибежище мое! 4 Боже мой, избавь меня от руки грешника, от руки беззаконника и обидчика. 5 Ибо Ты надежда моя, Господи, Господи, упование мое от юности моей! 6 Ты опора моя от рождения, еще от чрева матери моей Ты мой Покровитель; Тебя воспеваю непрестанно. 7 335 Ибо чуждались меня многие, но Ты Заступник мой крепкий. 8 Да исполнятся уста мои хвалою, и да воспою славу Твою, всяк день великолепие Твое! 9 Не отвергни меня в годы старости; когда оскудеют силы мои, не оставь меня! 10 Ибо твердили враги мои мне, и подстерегавшие меня совещались вместе, 11 Говоря: «Бог оставил его, преследуйте и схватите его, ибо нет у него избавителя!» 12 Боже мой, не удаляйся от меня! Боже мой, на помощь мне приди! 13 Да посрамятся и исчезнут все, кто клевещет на душу мою; да облекутся стыдом и позором все желающие мне зла! 14 А я буду всегда уповать на Тебя и умножать славу Твою. 15 336 Уста мои возвестят правду Твою, всяк день – спасение, дарованное Тобой, ибо не тверд я в мудрости книжной. 16 Войду в храм, облеченный силой Господней. Господи, помяну правду Твою, Единый! 17 Боже мой, поучал Ты меня от юности моей, и вот ныне я возвещаю о чудесах Твоих. 18 И даже до старости и одряхления, Боже мой, не оставь меня, доколе не возвещу всему роду грядущему о силе десницы Твоей, 19 Могущество Твое и правду Твою, Боже, высокую, как небеса, и все великое, что сотворил Ты мне: Боже, кто подобен Тебе? 20 Сколь многие и лютые скорби посылал Ты мне! Но, обратившись ко мне, возвращал жизнь и из пропасти земной выводил меня вновь. 21 Много раз являл Ты мне величие Твое и, обратившись ко мне, утешал меня и из пропасти земной выводил меня вновь. 22 И я прославлю Тебя среди народов, Господи, на струнах псалтири истину Твою, Боже; воспою Тебя на гуслях, Святой Израилев!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Еккл. 9 :14. Город малый и мужей в нем мало, и подступил к нему могущественный царь, и обложил его кругом, и устроил против него большия насыпи, Еккл. 9 :15. Но встретил в нем мудрого бедняка, который спас город своею мудростию, а (ни один) 312 человек не вспомнил об этом мудром бедняке. Еккл. 9 :16. И сказал я: мудрость лучше силы, но мудрость бедняка унижается и слов его не слушают. Еккл. 9 :17. (Однако) 313 слова мудрых (высказанныя) спокойно выслушиваются лучше, чем крик безумных властелинов. Еккл. 9 :18. Мудрость лучше воинских орудий 314 , но один согрешивший погубит много добра 315 . Глава 10 Еккл. 10 :1. Умершия мухи портят благовонную приправу елея 316 . Малая честь мудрости лучше большой славы безумия 317 . Еккл. 10 :2. Сердце мудраго-на правую сторону его, а сердце безумнаго-на левую его сторону 318 . Еккл. 10 :3. Но по какому-бы пути ни пошел безумный, у него не достанет разума 319 , и о чем-бы он ни размышлял, все-есть безумие. Еккл. 10 :4. Если (гневный) 320 дух властелина постигнет тебя, то ты не оставляй места своего 321 , ибо врачевание 322 остановит 323 (и) великие грехи 324 . Еккл. 10 :5. Есть зло, которое я видел под солнцем, которое как бы невольно исходило от лица властелина: Еккл. 10 :6. Безумный поставлен на большой высоте, а богатые 325 находятся в унижении, Еккл. 10 :7. Видел я рабов на конях, а князей, подобно рабам, идущих по земле 326 . Еккл. 10 :8. Копающий яму 327 сам упадет в нее, и кто раззоряет ограду 328 , того змей ужалит 329 . Еккл. 10 :9. Вынимающий камни 330 заболеет от них, колющий дрова потерпит беду от них: Еккл. 10 :10. Если спадет топор, то он сам лицем пострадает 331 , (хотя) и напряжет он (все) силы, но преимущество для человека-мудрость 332 . Еккл. 10 :11. Если ужалит незаговоренный змей, то не бывает преимущества 333 (в этом отношении) и для заклинателя змей 334 . Еккл. 10 :12. Слова (из) уст мудраго-благодать 335 , а уста безумного погубят его 336 . Еккл. 10 :13. Начало слов (из) уст его-безумие, а конец речи 337 его-лукавая прелесть 338 ,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

И отвечал он ему нехотя и сказал: «Я». И сказал ему старец: «Вставай, ибо имею сказать тебе нечто страшное». (15.6) Он же не внял от скорби, охватившей его. И спросил его старец, и поднял, и повел в некий церковный закоулок, и рассказал ему, что слышал от бесов. (15.7) Тот же, когда услышал это, вздохнул глубоко со слезами и сказал ему: «О, если бы ты, отче, пришел на час раньше. Ибо вот немного времени назад пришла одна девица, чтобы зажечь огонь в лампаде, и я впал с нею 334  в блуд». И когда он сказал это, тотчас упал и испустил дух. (15.8) И когда увидел это святой старец, объяло изумление и ужас, как Бог попускает и каким образом бесы ускоряются на погубление человека. И примечательно следующее: если бы не достоин был он , Бог не допустил бы до него бесов, чтобы каким-либо образом нападали на него. (15.9) Итак, теперь все спешно и всяким образом с помощью Божией да оградим себя от жилища бесовского, каковое суть жены. Ибо никакого иного не имеет орудия на нас враг рода нашего, кроме них. Мы же без лености всегда да умоляем милосердие Божие, да сохранит нас от подобных сетей бесовских». (16.1) Нам рассказывал авва Стефан, архипресвитер Святого и говорил: (16.2) «Я не хотел иметь никакого общения 335 со своими церквями 336 , как и с вами, ибо они поминали в молитвах 337  царя неправедного как который убил своего брата, и гнал правосудие, и сделал много зла. (16.3) И я не мог выйти из обители по немощи. И все кто были в обители, взяли благословение у игумена, чтобы ни хлеба мне не давать, ни кому-либо приобщать меня из обители 338 . И я был в большой скорби и затруднении немалом: ибо долгое время был без приобщения. (16.4) И в одну ночь увидел я во сне, будто я стою в церкви у гробницы святых мучеников и молюсь со слезами. И спустя немного времени увидел я воистину святую Госпожу и всехвальную Приснодеву Богородицу Марию, спускающуюся из алтаря. И Она подошла ко мне. Я же узнал Ее и поклонился. (16.5) И Она сказала мне: «Что с тобой случилось?» Я же рассказал причину своего затруднения и сказал: потому что «нет ни одной жертвы 339 , в которую бы верил, чтобы мне причаститься на празднике Господнем».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иез. 14 :20. А Ной, Даниил и Иов будут среди нея, живу Я, говорит Господь Бог, ни сыновей, ни дочерей не останется у них, а они праведностию своею спасутся и избавят души свои. Иез. 14 :21. Так говорит Господь Бог: если же и четыре наказания Мои тяжкия пошлю на Иерусалим: меч, и голод, и лютых зверей, и смерть, чтобы истребить в нем людей и скот, Иез. 14 :22. И тогда останутся в нем спасшиеся из него: они изведут (из него) 333 сыновей и дочерей, вот они выйдут к вам, и вы увидите пути их и помыслы их, и раскаетесь о бедствиях 334 , какия Я навел на Иерусалим, о всем несчастии, какое Я навел на него. Иез. 14 :23. И они утешат вас 335 , ибо увидите пути их и помыслы их, и поймете, что Я не напрасно сделал все то, что сделал в нем, говорит Господь Бог. Глава 15 Иез. 15 :1. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 15 :2. Сын человеческий! какое преимущество 336 имеет дерево виноградное пред всеми деревьями ветвистыми, находящимися в лесной чаще? Иез. 15 :3. Берут-ли из него обрубок, чтобы употребить на поделку? или делают из него шест, чтобы повесить какую-нибудь вещь? Иез. 15 :4. Только разве бросается для истребления в огонь, летния обрезки его истребляет огонь и сгорает (оно) до конца. Ужели оно тогда 337 годно будет на дело? Иез. 15 :5. И когда оно еще цело было, не годилось на дело, то тем более, когда огонь опалит его все будет ли оно годно потом на дело? Иез. 15 :6. Посему скажи: так говорит Господь Бог: как 338 виноградное дерево среди дерев лесных, которое Я отдал на истребление огню, так 339 отдам и жителей Иерусалима. Иез. 15 :7. И обращу Лице Мое на них: и из огня выйдут, и огонь пожрет их, и узнают, что Я-Господь, когда обращу Лице Мое против них. Иез. 15 :8. И предам землю опустошению, ибо они совершили преступление, говорит Господь Бог. Глава 16 Иез. 16 :1. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 16 :2. Сын человеческий! засвидетельствуй Иерусалиму беззакония его, Иез. 16 :3. И скажи: так говорит Господь Бог дочери Иерусалима: корень твой и происхождение твое из земли Хананейской: отец твой Амморей и мать твоя Хеттеянка 340 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Молитвенная настроенность Богоугодность молитвы зависит от создания в себе, путем особой подготовки, соответствующего настроения. «Прежде, нежели начнешь молиться, – учит Иисус, сын Сирахов, – приготовь себя и не будь как человек, искушающий Бога " 334 . Подготовка к молитве состоит: 1) в сосредоточении внимания на предмете молитвы; 2) восстановлении в себе чувства присутствия Божия; 3) оставлении злобы на людей; 4) приведении души к смиренным мыслям и чувствам в себе. 1 Молитва есть обнаружение любви к Богу всем сердцем, и всем умом ...и всею крепостию и стояние пред Ним в простоте сердца 335 . Единственность, целостность устремления души к Богу хотя и есть дар благодати, но дар, влагаемый свыше в личный труд самособранности или в борьбу с собственной рассеянностью. 2 Потому перед молитвой необходимо утвердить в себе мысль, что мы стоим пред всевидящим, всеведущим, всеслышащим и присноживым Богом-Духом, у Которого нет человеческого образа. Но Он с любовью внимает нам, видит нас и слышит, как премирная Личность. Молящийся пред Ним, Творцом бесчисленных миров, – маленькая и часто темная от страстей пылинка и вместе с тем одушевленный малый мир; Бог Троица ему родной Бог , «Бог мой». Отсюда, Богу любви должно молиться с теплым или горячим чувством или всецелым умом и всецелым сердцем, наподобие говорившего в молитве: «Кто я, Господи мой, Господи, и... что Ты так меня возвеличил! Господи мой, Господи; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль... Это уже по-человечески. Господи мой, Господи!.. Ты знаешь раба Твоего... По всему велик Ты, Господи мой, Господи! Ибо нет подобного Тебе... Раб Твой уготовал сердце свое, чтобы молиться... такою молитвою " 336 . Самособранность перед возношением молитвы оберегает человека от неисправности и небрежности предстояния Богу, придает молитвенным устремлениям горячность и глубину. И лучи солнца жгучи лишь при концентрации их в одной точке зажигательного стекла. Благодаря сердечной горячности пророк и псалмопевец Давид взывал ко Господу из глубины души, и молитва его возносилась к небу, как фимиам 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Некоторые впрочем понимали это древо только в смысле духовном, напр. Григорий Б., – в сл. на Богоявление – III ч. 200–201 стр. по изд. 1889 г., – Дамаскин. Точн. изл. в. II, 11, хотя самого рая и не представляли исключительно духовным. 328 Сын Сирахов в таких выразительных чертах изображает попечение Божие о первозданном человеке: Бог исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло. От положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание и дам им в наследство закон жизни; вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои. Величие славы видели глаза их, и славу голоса Его слышало ухо их (17:6–11). 331 Филарета митр. Моск. Слова и речи изд. 1848 г. I, 182. См. Городкова. Догм. Бог. по сочин. м. Филарета 104–105 стр. О том же апологетическое рассуждение см. у Эбрарда. Апологетика I т. §§ 132–133. 332 См. Теодоровича. Уч. Тридент. собора о первор. грехе и оправдании в связи с православным и протестантским учением о том же предмете. 1886 г. 4–18 стр. – Ястребова М. проф. Уч. лютеранских символов о первор. грехе. Киев. 1877 г. 1 и 3 гл. – Беляева Н. Я. проф. Полупелаг. принцип в рим. католичестве (Пр. соб. 1871 г. I т). 333 Символическое протестантство не полагает различая между образом и подобием Божиим в человеке. По их мнению, подобие Божие – тот же образ Божий, только взятый в его высшем обнаружении, – это imago simillima, или, что то же, justitia originalis (См. у Ястребова. Уч. лютер. симв. о первор. грехе. 103 стр.). Новейшее протестантское даже ортодоксальное богословие не следует строго символическим книгам в учении о первобытном состоянии человека (напр. известный Мартенсен). 335 Подробный разбор этого довода см. у В. Д. Кудрявцева в ст. Безусловный прогресс и истинное усовершенствование рода человеческого. Собр. соч. III т. 2 вып. 336 Вот что именно говорит Катрфаж: «ни опыт, ни наблюдение не дают нам ни малейших фактов относительно первого начала человеческого рода. Строгая наука должна поэтому оставить неприкосновенною эту проблему. Меньше удаляется от истины тот, кто признает в данном случай свое невежество, чем тот, кто не сознает его и старается навязать его другим» (Antropologie, 1876. р. 251. См. Рождественского, Апологетика II т. 294 стр.). Опровержение материалистического мнения о первобытном состоянии человека на основании данных самого естествознания см. в кн. проф. Глаголева. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010