3 . Х XI [Абуладзе И. «Учения отцов» согласно рукописям X и XI вв. Тбилиси, 1955]. Эта публикация основана на следующих рукописях: Tbil. S–1139 (930–940), Tbil. Н–1662 (1040 г.), Tbil. А–1142, которая представляет собой копию Ath. 9 (977 г.). К этой группе принадлежит и рукопись Sinai geo. 36 (925 г.), которая была недоступна Абуладзе во время его работы над изданием «Учения отцов». 5 См. Pataridze Т. Discours Ascétiques d’Isaac de Ninive: Etude de la tradition géorgienne et de ses rapports avec les autres versions//Le Muséon. 2011. N 124. P. 27–58. 6 См. Pirard Μ. ββ σακ Σρου, Λγοι σκητικο. Κριτικ κδοση. ερ Μον βρων, 2012. Ρ. 187. 7 Это следующие Слова: 4, 5, 6, 35, 15, 36, 8, 10, 11, 13, 14, 12, 7, Иоанн Дальятский (2 по изданию Феотокиса), 16, 17, 30, 32, 63, 5, 2, Иоанн Дальятский 1], 33, 34, 37, 38, 39, 40, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 50, 57. Номера Слов приведены по изданию Беджана. 8 Об этих двух редакциях см. главным образом: Кессель Г. Рукописная традиция первого тома сирийского корпуса Исаака Ниневийского . Предварительные наблюдения (в печати; будет опубл. в сб. Муравьев Α., Жульен Ф., Каввадас Н., Кессель Г., Патаридзе Т., Пирар М. Map Исхак Ниневийский ( Исаак Сирин ): Книга о восхождении инока. [Т. I, трактаты 1–6]. М., 2014; Chialà S. L’opera di Isaaco di Ninive nella tradizione manoscritta siriaca: PhD Thesis. Louvain, 2007; Idem. Dall’ascesi eremitica alla misericordia infinita: ricerche su Isacco di Ninive e la sua fortuna. Firenze, 2002. (Biblioteca della Rivista di Storia e Letteratura Religiosa. Studi, 14); [Miller D.] The Ascetical Homilies of Isaac the Syrian. Boston, 1984; Pirard M. ββ σακ Σρου… 9 Эта рукопись разделена на три части: BnF syr. 378 (fol. 61–68), Milan, Ambr. A–296 (fol. 122–129) и Sinai syr 24. См. Briquel-Chatonnet F. Manuscrits syriaques de la Bibliothèque nationale de France (nos356–535, entrés depuis 1911). P., 1997. P. 76–77; Nau F. Analyse du manuscrit syriaque de Paris 378»//Revue de l’Orient Chretien. 1929–1930. N 7/27. P. 411–415; Géhin P. Manuscrits Sinaïtiques disperses I: Les fragments syriaques et arabes de Paris//Oriens Christianus. 2006. N 90. P. 23–43; Chabot J. B. Inventaire des fragments de mss. Syriaques//Le Muséon. 1936. N 49. P. 44; Smith Lawis A. Catalogue of the Syriac Manuscripts in the Convent of the S. Catharine. L., 1894. P. 41; Kamil M. Catalogue of All Manuscripts in the Monastery of St. Catharine. Wiesbaden, 1970. P. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/is...

А. Миллер. История ислама. Т. I, стр. 30–31. Йеменские цари у Пококка перечисляются в таком порядке: 1 – Кахтан, т.е. Иоктан, сын Евера. Он первый царствовал в Йемене и надевал диадему; 2 – Яараб, сын Кахтана. Он первый говорил по-арабски, и его сыновья впервые стали приветствовать его по-царски; 3 – Яшраб, сын Яараба; 4 – Абду-Шамс, сын Яшраба. Он устроил в стране Магриб знаменитую плотину и самый город Магриб, который после был городом Сабы; 5 – Химер, сын Сабы. Он изгнал Тамудин из Йемена в Хиджас. Его считают первым из химьяритских царей, возложившим на свою голову золотой венец; 6 – Ваил, сын Химьяра; 7 – Ас-Саксак, сын Ваила; 8 – Яафар, сын Ас-Саксака; 9 – Зу-Риаш; 10 – Ан-Нуман, сын Яафара; 11 – Асмах, сын Нумана; 12 – Шаддад, сын Ада; 13 – Лукман, брат Шаддада; 14 – Зу-Садад, брат Лукмана; 15 – Аль-Харет, сын Зу-Садада, прозванный Раяшем. Он первый принял царский титул тубба; 16 – Зуль-Карнайн Асааб, сын Харета Раяша; 17 – Зуль Мавар Абраха, сын Зуль-Карнайна; 18 – Африкас, сын Абрахи; 19 – Зуль-Азгар-Амру, брат Африка; 20 – Шахрабиль, из потомков Саксака; 21 – Аль Худхад, сын щархабиля, 22 – Балкис, дочь Худхада. Современница еврейского царя Соломона. Она царствовала 20 лет; 23 – Нашируль-Наам, сын Шархабиля; 24 – Шамар-Ярааш, сын Нашира; 25 – Абу-Малик, сын Шамара; 26 – Имран, сын Амира; 27 – Амру, брат Имрана; 28 – Аль-Акран, сын Абу-Малика; 29 – Зу-Хабшан, сын Акрана. Он изгнал племя Тасм и Джадис из Йемена; 30 – Тубба, сын Акрана; 31 – Кулайкарб, сын Туббы; 32 – Абу-Карб-Асаад. Он прославился за 700 лет до Мухаммеда и первый покрыл Каабу завесой. При нем начало распространяться иудейство в Йемене; 33 – Хасан, сын Туббы; 34 – Амру, сын Туббы, известный под именем Зуль-Авад; 35 – Абд-Куляль, сын Зуль-Авада; 36 – Тубба-Хасан; 37 – Аль-Харет, сын Амру. Он был предан иудейству; 38 – Марсад, сын Куляля; 39 – Вакия, сын Мурсада; 40 – Абраха, сын Ас-Сабаха; 41 – Сабхан; 42 – Зу-Шаватир. Это был нечестивейший человек, занимавшийся педерастией; 43 – Зу-Навас. Он бросал в ров всех тех, которые отказывались исповедовать иудейство; 44 – Зу-Джадан. Был последним из царей химьяритских, правление которых по Абульфеде продолжалось 2020 лет, а по другим – более 3000 лет. После Зу-Джадана Йеменом управляли восемь царей из Эфиопии, Абиссинии и Персии; 45 – Арьяд эфиоплянин; 46 – Абраха-Аль-Ашрам, упоминаемый в гл. 105 Корана; 47 – Яксум, сын Абрахи; 48 – Масрук, сын Абрахи. Он был последним царем Йемена из эфиоплян. Власть эфиопских царей над Йеменом продолжалась около 72 лет: Арьяд правил Йеменом 20 лет; Абраха – около 50 лет; Яксум – 2 года; 49 – Сайф-Ибн Зи-Язан был из химьяритов. Он был современником Ануширвана, царя персидского, при помощи которого и захватил в свои руки власть над Йеменом. По смерти его Йеменом правили ставленники персидских царей. Последним правителем Йемена был Базан, современник Мухаммеда, обратившийся в ислам. Сын Базана Шахр получил власть над частью Йемена уже от Мухаммеда (см. Specimen historiae arabum, p. 56–67).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Начало года, как видно из гезерской таблетки, а также Св. Писания и талмуда, полагалось осенью в первый месяц (тишри). Начинавшийся в это время год был естественным земледельческим годом. Кроме него, у них со времени Моисея был также церковный год, начинавшийся с первого весеннего месяца (нисана), в котором праздновался исход евреев из Египта (Ср. Иос. Фл. Antiquit. III, 3, 3) и полагалось начало первой «жатвы ячменя». Руководствуясь в определении начала и конца годового круга изменениями в жизни растительного царства, зависящими от годового обращения земли вокруг солнца, евреи в определении отдельных частей года руководствовались фазами луны, применительно к чему они делили год на двенадцать месяцев (йерахим). Так как двенадцать лунных месяцев составляют лишь 354 дня и т. о. не обнимают полного годового круга времени, заключающего в себе 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд, то для согласования своего времясчисления с солнечным годом евреи некоторые годы исчисляли в 12, а некоторые в 13 лунных месяцев. Последние назывались годами вставочного месяца (шенат гаиббур). Насколько можно догадываться на основании еврейского предания 89 , в частности – введенного у евреев в IV в. по Р. Хр. Гиллелом 2-м календаря, в основу которого положен цикл в 19-годов, из которых семь годов имеют вставочные месяцы, и который был составлен в согласии с прежним времясчислением евреев, а также – существовавшего у евреев счисления по юбилеям – пятидесятилетиям, у древних евреев каждое пятидесятилетие заключало 19 годов со вставочными месяцами, по два года в каждом пятилетии юбилея, за исключением последнего пятилетия, которое заключало лишь один год со вставочным месяцем, так что пятидесятый юбилейный год у евреев всегда имел только 12 месяцев. Согласно принятому со времени Гиллела 2 счислению, из общего числа 12 месяцев года шесть (1, 3, 5, 7, 9 и 11) месяцев имели по 30 и шесть (2, 4, 6, 8, 10 и 12) по 29 дней. Принятие Гиллелом 2 такого деления месяцев указывает на существование его у древних евреев. Месяцы в 30 дней назывались полными (йерахим мелеим), а месяцы в 29 дней – сокращенными (йерахим хасерим).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Как закатом и восходом Солнца определялись дни, так движением Луны определялись месяцы – вторая природная мера времени. И до сих пор на многих языках месяцем называют Луну и связанную с ней меру времени. Почти все народы Средиземноморья: кельты, германцы, а также иудеи и вавилоняне начинали отсчитывать месяц с появлением новой Луны ( Числа10:10. 28:11–15 ). Так как вращение Луны вокруг Земли совершается в 29 1 / 2 дней, [один оборот Луны вокруг Земли – лунный месяц – продолжается в среднем 29,53059 суток, или 12 часов 44 минуты 2,8 секунды. Это число, так же как и сутки (24час. 3мин. 56,5536 сек.), несоизмеримо с продолжительностью года. – Авт.] то и месяцы у евреев считались равными 29 и 30 суткам, причём первые назывались «недостаточными», а последние – «полными». Сначала они не имели особых названий и различались лишь по числовому обозначению: первый, второй месяц и т.д. ( Быт.7:11. 8:4–5 ). Во время Вавилонского плена иудеи усвоили халдейские названия месяцев, которые и вошли в окончательное употребление. Число месяцев было обыкновенно 12 ( 3Цар.4:7 ; 1Пар.27:1–15 ), но через каждые три года, чтобы уравнять лунный год с солнечным (который на 11 1 / 4 дней короче солнечного), евреи прибавляли к двенадцати обычным месяцам ещё один месяц – тринадцатый, названный Ве-Адаром, т.е. дополнительный Адар. Он полагался между Адаром и Нисаном и состоял из 29 дней. По сути дела мы не знаем, какая была у иудеев система исчисления времени до вавилонской. Вероятнее всего, они пользовались лунно-солнечным календарём, так как лунный месяц (или лунный календарь) оказался неудобным средством измерения времени, поскольку смену времён года определяет не Луна, а Солнце. Таким образом, сутки и месяц стали основными мерами времени, и по этим вехам сложились первые календари у древних народов. Наша Земля, вращаясь в течение суток вокруг своей оси, одновременно движется вокруг Солнца и за год делает полный оборот. Полный оборот Земля совершает за 365 + 0,24219... суток. Или более точно: 365 суток + 5 часов 48 минут 46 секунд. Вот тут-то и возникает очень трудная задача. Если бы в году было целое число суток, тогда можно было бы создать точный и удобный календарь. Но из такой «добавки» (5час. 48мин. 46сек.) как ни старайтесь, целых суток не составите. Раз год несоизмерим с сутками, значит нельзя создать идеально точный календарь – это не только трудная, а просто неразрешимая задача. Вот почему древние календари (до юлианского) были неточными. Они расходились с Солнцем, не совпадали с фазами Луны и отличались друг от друга, тем самым создавая большие проблемы для современной хронологии. Но и юлианский календарь был далёк от совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Обещание восстановления Египта очень значительно (26б), но больше нигде не встречается (ср.: Ис. 19:23–25 ). Бог есть не только Бог суда, но и Бог спасения, уготованного всему миру. За пророчеством о Египте следует слово утешения иудеям рассеяния (27–28). Божий суд над народами станет для них восстановлением. Эти слова повторяются, начиная с 30:10–11, в длинной череде пророчеств о восстановлении Иудеи. 47:1– 7 О земле филистимской Время расцвета могучего государства филистимлян приходится на период, предшествовавший возникновению династии Давида, то есть за несколько столетий до рождения Иеремии. Тем не менее здесь говорится о нападении на них Египта, вероятно, во время той кампании, когда происходила битва при Кархемисе (1). Газа, прибрежная равнина, находилась на пути следования армии с севера на юг. Возникновение великих государств во времена Иеремии имело ужасные последствия для многих, живших в этом районе. Египет, хотя и неспособный превзойти Вавилон, мог нагнать страху на маленькую филистимскую страну (2; ср.: 46:7–8). И здесь изображена крайняя степень страдания (3–7). Катастрофа с Газой, для которой сложились определенные исторические предпосылки, показана в контексте долгой истории филистимлян и выглядит как наказание за все совершенное ими зло. Ее судьба – это суд Божий над ней; ее время пришло (4а, 7). Таким образом Бог утверждает Свое право руководить историческими событиями, даже когда они кажутся объяснимыми с чисто человеческой и политической точки зрения. 48:1–47 О Моаве Моав, один из исторических противников Израиля ( Суд. 3:12–14 ; 4Цар. 3:4–27 ), заключил союз с царем Седекией против Навуходоносора (27:3), но одновременно посылал свои войска воевать на стороне Вавилона против царя Иоакима ( 4Цар. 24:2 ). Данное пророчество, очевидно, относится к поражению, нанесенному Моаву Навуходоносором в 582 г. до н. э. после попытки мятежа. Названия, часто встречающиеся в этой главе, – это названия городов, расположенных по всему Трансиорданскому нагорью к востоку от Мертвого моря. Некоторые из этих городов были отданы Богом во владение колену Рувимову в те времена, когда под предводительством Иисуса Навина иудеи пришли в Ханаан ( Чис. 32:3, 37–38 ; Нав. 13:15–19 ). Об этом говорится не как о причине суда над Моавом, но частично это могло быть поводом для священной войны с Ханааном.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

142 Лат. оригинал опубликован также: Denzinger 1976. 290–295 (fragm.); COGD I, 127–132. Греч. перевод также издан: Karmiris 1960. T. I. Σ. 161. Σημ. 3. 144 Лат. оригинал Флорилегия издан в качестве приложения к письму 165 свт. Льва, которое описано в CPG под указанным номером. 145 Греч. перевод содержит меньше выдержек из святоотеческих творений, чем оригинал. Перевод в ДВС сделан с греч. перевода (по изданию Mansi). 146 Для данного акта в оглавлении ДВС ошибочно указана начальная страница (229 вместо 228). Фрагменты этого акта являются цитатами из ДВС 278 (см. 228:26–30, 228:38–41, 229:7–11), ДВС 257 (см. с. 228:33–37), ДВС (см. с. 229:2–5), ДВС 279 (см. с. 229:14–16). В ACO им соответствуют следующие тексты: ACO II, 1, 2. P. 81.33–82.4 24), 82.13–16 25), 82.24–28 26) [ДВС 278]; 82.8–11 24) [ДВС 257]; 82.20–22 25) [ДВС 181]; 82.32–33 26) [ДВС 279]. 148 Акты ДВС 283–284 имеют следующие инципиты: «По прочтении епископ Евсевий сказал» (ДВС 283); «Константин, епископ Бострский, сказал» (ДВС 284). В конце акта ДВС 284 находится продолжение ДВС 283 (см. с. 236:6–29). В ACO ему соответствует следующий текст: ACO II, 1, 2. P. 12 23–30). 149 В конце данного акта находится продолжение ДВС 283 (см. с. 238:24–239:22). В ACO ему соответствует следующий текст: ACO II, 1, 2. P. 14–15 37–46). 150 В CPG к указанному подпункту 9002 относится только сам вызов Диоскору (ACO II, 1, 2. P. 12–13 31]). 151 В начале и в конце данного акта находятся продолжения ДВС 283 (см. с. 241:1–12, 243:38–244:14). В ACO им соответствуют следующие тексты: ACO II, 1, 2. P. 17 48–50), 19–20 51a-56). 152 В начале и в конце данного акта находятся продолжения ДВС 283 (см. с. 246:23–37, 248:19–38). В ACO им соответствуют следующие тексты: ACO II, 1, 2. P. 22–23 58–63), 24–25 65–69). 153 В CPG к указанному подпункту 9002 относится только сам вызов Диоскору (ACO II, 1, 2. P. 25 70]). 154 В CPG к указанному подпункту 9002 относится только приговор, вынесенный Диоскору (ACO II, 1, 2. P. 28–29 94–95]), а предшествующие ему рассуждения собора и имена епископов (после сентенции свт. Анатолия Константинопольского, см. следующее примечание) не включены в этот или иные подпункты.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

37 Из вышеупомянутой статьи «Поездка за границу» видно, что бывшее в Париже в 1872 г. собрание представителей реформатской церкви в первом же своем заседании без возражения приняло то положение, что пастырство есть не священный сан, а просто должность (le pastoral est une fonction) и что поэтому как только пастор перестает исправлять свою должность, он не более как мирянин. 39 Тульские епархиальные ведомости. 1878. 10. С. 1 – 11; 11. С. 341–351; 13. С. 5–14; 14. С. 49–54; 15. С. 58–63. 42 Недавно подобная же история случилась с ассирийским описанием потопа, найденном в Ниневии г. Смитом на 12 дощечках из обожженной глины, покрытых клинообразными письменами, относящимися к 660 г. до Р. Хр., и заключающих в себе копию с древнего вавилонского оригинала, сделанного в Эрехе около 1700 г. до Р. Хр. Как только были найдены эти дощечки, Генри Роулинсон заявил, что оригинал их писан около 6150 г. до Р. Хр., т. е. почти за 650 лет до сотворения мира по нашему летоисчислению, а Беросс составил хронологию, по которой оказалось, что оригинал был писан за 30 000 лет до Р. Хр., см.: Всемирная иллюстрация. 1873. 212. С. 59 и 66. 44 До чего иногда доходило неверие, особенно в лице философов XVIII века в их борьбе с христианством, трудно даже и поверить: были, например, философы, которые утверждали именем науки, будто «Христос не существовал исторически, а есть только астрономическое иносказание, равно и двенадцать апостолов обозначают лишь знаки зодиака» (см.: Домашняя беседа. 1873. Вып. 5. С. 143). Выступать на сцену с такого рода иносказаниями вопреки ясной исторической истине – что это, как не наглая ложь и самая постыдная клевета на ту самую науку, от имени которой провозглашаются за истину такие нелепости? Целый мир был свидетелем явления в Иудее Иисуса Христа и распространения Его учения апостолами; а тут вдруг от имени науки говорят, будто это астрономическое иносказание, а не историческая несомненная истина! Не ясное ли это безумие мнящих быть мудрыми? 46 Тульские епархиальные ведомости. 1880. 1. С. 9–18; 3. С. 65–74; 4. С. 108–116; 7. С. 219–230; 10. С. 327–340; 11. С. 355–366; 13. С. 10–25; 16. С. 98–113. 47 Под этим именем известен был один из второстепенных чиновников консистории, не пользовавшийся хорошей репутацией в среде духовенства. 48 Устав духовных консисторий существует в продаже в Москве, в синодальной книжной лавке; цена для всех доступная – не более 1 р. 50 к. с пересылкой. – Ред. Читать далее Источник: Рассказы/Прот. М.Ф. Бурцев. - Белев : Изд. Белевской еп., 2017. - 329, с. : ил., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

24 Retractationes II, epilogus. 25 Ennaratio in psalmum 99. 3. 2. 26 Contra litteras Petiliani 2. 9.22.  27 Sermo 213. 8.  28 Epistula ad catholicos de secta donatistorum 2. 2. 29 Ennaratio in psalmum 99. 3. 2. 30 Enchiridion.  31 Ennaratio in psalmum 118. 20. 1.  32 Sermo 341. 11. 33 De vera religione 5. 8–9.  34 Epistula ad catholicos de secta donatistorum 2. 2. 35 Contra litteras Petiliani 3. 16. 21. 36 Trapè Agostino. Saint Augustine//Patrology/ed. by Johannes Quasten. Vol. IV. Ch. VI. Allen, Texas, s.a. P. 447.  37 In epistolam Ioannis tractatus 1. 2. 38 Sermo 341. 1.  39 Ibid. 341. 11.  40 Ennaratio in psalmum 26. 2. 2.  41 Fleteren F., van. Deification, Divinization//Augustine through the Ages: An Encyclopedia/ed. by Allan D. Fitzgerald. Cambridge, 2009. P. 265.  42 Афанасий Александрийский, свт. Послание на ариан 1. 39//Творения. Ч. 2. Сергиев Посад, 1902. C. 227. 43 Sermo 13 de Tempore//PL. 39. Col. 1097–1098. 44 Sermo 192. 1. 1. 45 In Evangelium Ioannis tractatus 21, 8. 46 Ennaratio in psalmum 49. 1. 2.  47 Ibid. 146. 5. 11. 48 De praedestinatione Sanctorum 15. 31. 49 Sermo 130. 2. 50 Contra Faustum Manichaeum 19. 11. 51 Ibid. 19. 13. 52 Epistola 54. 1. 53 Ibid. 54 См.: Cutrone Emmanuelle J. Sacraments//Augustine through the Ages: An Encyclopedia. P. 742. 55 Epistola 54. 1.  56 Sermo 272. 1.  57 De civitate Dei 10. 5. 58 Предмет, сущность, суть (лат.). Слово «реальность» от латинского res.  59 In Evangelium Ioannis tractatus 26. 12. 60 Сила, энергия, дарование (лат.). 61 In Evangelium Ioannis tractatus 26. 12. 62 Sermo 57. 7. 63 Sermo 229 A.  64 Ambrosius Mediolanensis. De mysteriis 53//Собрание творений на латинском и русском языках. Т. 1. М.: ПСТГУ, 2012. С. 295. 65 Sermo 227. 1.  66 Sermo 228 b. 2.  67 Sermo 234. 2. 68 De Baptismo contra Donatistas 5. 9. 69 Ennaratio in psalmum 98. 9. 70 In evangelium Ioannis tractatus 80. 3. 71 «Этот хлеб является обычным хлебом только до слов освящения (verba sacramentorum). Как только наступит время освящения (consecra­tio), из хлеба он станет Телом Христовым» (Ambrosius Mediolanensis. De sacramentis 4. 14//Собрание творений на латинском и русском языках. Т. 1. С. 224). 

http://e-vestnik.ru/church/tainstvo_edin...

О непослушных сыновьях речь идет далее в 1:4 и 30:1, 9. Бог сам подчеркнуто говорит о «Моих сыновьях и Моих дочерях» (43:6) и о «Моих сыновьях» (45:11). В молитве приводятся слова Бога, который называет свой народ сыновьями, которые не солгут (63:8). Выразительно введенная в 1:2 тема «отечески-материнского отношения Бога» развивается в 42:13; 45:10; 49:14–21, 22 и находит окончательное разрешение в обращении к Богу «Отец наш» (63:16; 64:7) и в сравнении Бога с матерью (66:13). 3. Также глагол «возмутиться» («отпасть»), введенный в 1:2, представляет собой один из важнейших элементов, обуславливающих связность текста всей книги: оплакиваемое Богом отречение повторно констатируется Им в 43:27 (ср. 59:13). Название «отступник, прозванный так от чрева матери» в 48:8 представляет собой прямую аллюзию 1:2. В 53:12, где Бог защищает страдающего раба, который не противился, когда его считали мятежником и заступался за преступников, этот глагол повторяется. В последнем стихе книги этот глагол появляется вновь (66:24; ср. также 1:28 и 46:8). Еще один пример: слово «грех», употребляемое вместе со словом «народ». Понятие «народ» появляется в тексте в словосочетании «народ, обремененный (беззакониями) грехами» (1:4). О грехе впоследствии говорится еще неоднократно (ср. 5:18; 22:14; 30:13). В конце первого большого раздела книги народу, которому отпущены согрешения, разрешено поселиться на горе Сион (33:24). Бремя греха несет на себе раб Бога (53:11, ср. ст. 5–6). В заключительной части книги к Богу обращается просьба не вспоминать грехов (64:9). И, наконец: некий город изображен как «блудница» (1:21), она должна быть подвергнута суду и очищена (1:21–26). Под этим городом явно подразумевается Сион, как об этом прямо говорится в 1:27. Сион появляется в тексте также в образе отчаявшейся женщины (49:14). Но этот город будет утешен (51:3), к нему обращен призыв ободриться (52:1 слл.). Когда этой женщине обещается, что ее Творец будет ее супругом (54:5) и что Бог будет благоволить ей (62:4 слл.), то это метафора милости Божией к Сиону, Бог и теперь говорит о Сионе: «ты Мой народ» (51:16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

14 Сараф М. Я. Понятие универсума в философии Г. В. Лейбница//Пространство и время. 2011. 3 (5). С. 43–46, здесь: с. 44. 15 Соколов В. В. Философский синтез Готфрида Лейбница//Лейбниц Г. В. Сочинения. Т. 1. С. 3–77, здесь: с. 43. 17 Лейбниц Г. В. Опыт абстрактных доказательств//Его же. Сочинения: в 4 т. М., 1984. Т. 3. С. 647. 20 Лейбниц Г. В. Критика основоположений преподобного отца Мальбранша//Его же. Сочинения. Т. 1. С. 397. 21 Сергеев К. А., Коваль О. А. Монадология Лейбница: субстанция, субъект, истина//К 70-летию профессора Я. А. Слинина. Сер. «Мыслители». Вып. 10. СПб., 2002. C. 475–506, здесь: с. 475. 23 Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности//Его же. Боговидение: сб. ст./пер. с франц. В. А. Рещиковой; сост. и вст. ст. А. С. Филоненко. М., 2006. С. 645–657, здесь: с. 655. 28 Зеньковский В. В., прот. Неолейбницианство в русской философии. Козлов. Аскольдов. Лопатин. Лосский//Его же. История русской философии. М., 2001. С. 599–641, здесь: с. 629. 34 Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма//Его же. Избранное. М., 1991. С. 11–334, здесь: с. 52. 41 Майоров Г. Г. Лейбниц как философ науки//Лейбниц Г. В. Сочинения. Т. 3. С. 3–40, здесь: с. 34. 43 От греческого «αυτουργς» – «само-деющий» (αυτς и -ουργς), см.: Lampe G. W H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961. P. 273. 48 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. 1972. 8. С. 9–128, здесь: с. 29–30. 57 См., напр.: Тауфик И. Мусульманский атомизм как строгий финитизм//Вопросы философии. 2014. 6. С. 142–153. 59 Батурин В. К. Онтология Г. В. Лейбница: целостный взгляд с позиций современной философии и науки//Пространство и время. 2012. 1 (7). С. 51–55, здесь: с. 52. 65 Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии//Его же. Сочинения. Т. 2. С. 215. 103 См.: Лейбниц Г. В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла//Его же. Сочинения. Т. 4. С. 49–401. 104 Луцик Р. В., Колесникова А. В. Монадология и теодицея Лейбница в свете современной науки (Макс Планк и Лейбниц)//Гуманитарные и правовые проблемы современной России: мат-лы XIII межвуз. студенч. научн.-практ. конф. (Новосибирск, 27 апреля 2017 г.). Новосибирск, 2017. Ч. 2. С. 10–12, здесь: с. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010