пер. 218 Ис 49:2,6, в Синод, переводе и соделал Меня стрелою изостренною И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим. — Прим. пер. 219 Лк 24:32, в Синод, переводе не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? — Прим. пер. 220 Песн 2.6, в Синод, переводе обнимает меня. — Прим. пер. 221 Ср. Прем 7:27. 100 Числ 24:9, в Синод, переводе лежит как лев и как львица. — Прим. пер. 222 Притч 3:16, в Синод, переводе долгоденствие. — Прим. пер. 223 Букв.: «часть руки от локтя до кисти». — Прим. пер. 224 Иез 13:18, в Синод, переводе горе сшивающим чародейные мешочки подмышки и делающим покрывала для головы всякого роста. — Прим. пер. 225 Исх 20:12, в Синод, переводе чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. — Прим. пер. 226 Песн 2:7, в Синод, переводе Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями. — Прим. пер. 227 Песн 2:7, в Синод, переводе не будите и не тревожьте возлюбленной. — Прим. пер. 228 Ис 1:21, в Синод, переводе Правда обитала в ней. — Прим. пер.. 229 Числ 24:9, в Синод, переводе лежит как лев и как львица. — Прим. пер. 230 Мф 8:23 и сл. 231 Быт 27:27. 232 Песн 2:7–8, в Синод, переводе не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно. Голос возлюбленного моего! — Прим. пер. 233 Песн 2:8, в Синод, переводе скачет по горам, прыгает по холмам. — Прим. пер. 234 Песн 2:9, в Синод, переводе Друг мой. — Прим. пер. 235 Ср. Втор 14:4. 236 " Серна " (греч.). — Прим. пер. 237 См. Лк 24:32. 238 Ориген производит слово dorkas от δρκωμα " видеть " . — Прим. пер. 239 Пс 73:13, в Синод, переводе Ты сокрушил головы змиев в воде. — Прим. пер. 240 2 Кор 10:5. 241 Греч, " иноплеменники " ; так Септуагинта называет филистимлян. — Прим. пер. 242 Песн 2:9, в Синод, переводе Вот он стоит у нас за стеною. — Прим. пер. 243 Песн 2:9, в Синод, переводе заглядывает в окно. — Прим. пер. 244 Иер 9:20, в Синод, переводе (Иер 9:21) входит в наши окна. — Прим. пер. 245 См. Мф 5:28. 246 Песн 2:9, в Синод, переводе мелькает сквозь решетку. — Прим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Псалом 35 В конец, отроку 243 Господню Давиду. «Давид привнес, – говорит бл. Феод., – в слова псалма и Богословие и пророчество; почему надписание и отсылает читателя к концу». По мнению сего толкователя, псалом сей написан после того, как Давид, нашед Саула спящим, не только не погубил, но и другим запретил умерщвлять его. Саул, по-видимому, примирился с Давидом, но после, по наущению злых людей, снова стал преследовать его (1Цар. XXVI). В это-то время бл. Давид написал псалом сей, осуждая живущих порочно и возвещая на все простирающийся промысл Божий (Бл. Феод.). «Настоящий псалом, – говорит св. Афан., – содержит в себе обвинение в гордости и обличение в злобе народа Иудейского, а также песнопение во славу праведных судов Божиих, и еще благодарение Отцу за благодеяния, явленные в Иисусе, сверх сего этого – молитву, предохраняющую от падения в гордыню. 2 . Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима его. «Воспитанный в злобе думает, что никто не видит сокровенных замыслов души его. Сказано: глаголет, вместо: думает или предполагает... Решившись однажды преступить закон, удаляет от очей своих страх Божий» (Афан.); или: «потому так решается грешить, что нет страха Божия в душе его» (Бл. Феод.). С Евр.: «Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его». 3 . Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое, и возненавидети. Т.е. он сам себя обманывает, что открывает беззаконие свое, чтобы возненавидеть или отвергнуть его. «Добровольно он остается в неведении, не имея охоты поверить дела свои, и возненавидеть сделанное худо» (Св. Афан. и блаж. Феодор.). С Евр.: «Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его». 4 . Не восхоте разумети еже ублажити 244 . Не хочет знать т.е. закона и страха Божия, чтобы делать доброе. «В словах его нет истины, соплетены они лестию; не хочет знать, что прилично» (Бл. Феод.). С Евр.: «Слова уст его – неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Само по себе знание воли Бога не может усовершенствовать нас, если мы никак не стремимся исполнить Его святую волю. Писание категорично по данному вопросу. Сказано: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» ( Лк.12:47 ). То есть мы должны не просто знать волю нашего Небесного Владыки, но и должны быть всегда готовыми исполнить ее, то есть всецело покориться Его (Господа) власти. То упрямство, которое мы проявляем в нашем нежелании исполнять заповеди Бога, только увеличивает силу будущего адского пламени. Познание о Боге, не соединенное со стремлением исполнить Его Святой Закон, только усугубляет наше положение в глазах праведного гнева Божия, справедливо на нас движимого. Подобное состояние обусловлено тем, что мы не всегда понимаем разницу между такими выражениями: 1 . Я верю в Бога (то есть в Его существование) и 2 . Я верю Богу (то есть всецело доверяю Ему). На еврейском языке слово эмуна означает твердую веру, что все происходит по воле Бога, Его Божественного Промысла; а слово битахон означает всецелое доверие и упование на Бога, отчего возникает желание всецело подчинить свою волю воле Господа Бога, покориться Ему и признать над собою Его ВЛАСТЬ. Живой верою можно считать только ту, которая является абсолютным и полным проявлением упования на волю Создателя, полную и безоговорочную подчиненность ему. Такой верой обладал святой апостол Павел. Во время страшной бури на море апостол Павел проявил эту веру, сказав отчаявшимся людям: «Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано» ( Деян.27:25 ). Верить Богу – битахон – и верить в Его существование – эмуна, – как мы видим, разные вещи. Здесь и проходит грань между «мертвой» и «живой» верой. Вооружимся этими рассуждениями, для того чтобы нам лучше исполнить волю Бога в своей жизни и всецело подчиниться Его ВЛАСТИ. Как мы неоднократно говорили, апостасия (отступничество) начнется с Церкви. Сказано: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» ( 1Пет.4:17 ). Но почему Господь нам это попускает? Сказано блаженным Августином : «Господь, Который в высочайшей степени благ, никоим образом не позволил бы, чтобы в Его делах было хоть сколько-нибудь зла, если бы не был так всемогущ, чтобы и зло обратить в добро» 244 . То есть Господь попускает и в нашей среде быть отступникам, неверным, чтобы и сами верные в противостоянии им усовершенствовались в вере. Да сбудется сказанное в Писании: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» ( Откр.22:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Смотрите же, что делает кротость, терпением растворенная! Не один человек побеждается ею и на путь правый обращается, но и целый народ. И пример сей не единственный. Чем Господь обращал грешников от заблуждения пути их? Тоже кротостью; ибо что сказал жене грешнице, плакавшей у ног Его? Сказал: «Прощаются тебе грехи» ( Лк.7:48 )! Что сказал жене, также грешнице, приведенной к нему фарисеями? Сказал: «Женщина... никто не осудил тебя... и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин.8:11 ). Что сказал покаявшемуся разбойнику? Сказал: «Ныне же будешь со Мною раю!» ( Лк.23:43 ) – примечание электронной редакции. Что говорит и вообще всем грешникам? Говорит: «Придите ко Мне..., и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:28–29 ). А апостолы чем целые уже народы и царства обратили от заблуждения пути их и покорили Христу? Опять кротостью. «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» ( 1Кор.4:12–13 ), – писал апостол Павел к коринфским христианам. Итак, значит, кротость есть подлинно действительное средство к обращению грешников от заблуждения пути их, да и едва ли есть другое действительнее его. Но, впрочем, зачем мы так сказали? Нет, есть и еще действительнейшее средство к обращению грешников, и это средство есть любовь. И когда она соединится с кротостью, тогда добрая победа над грешниками уже будет несомненною; ибо слово Божие неложно говорит, что «цель... увещания есть любовь от чистого сердца...» ( 1Тим.1:5 ). Аминь. 27-й день 244. Есть ли польза душам умерших от поминовения их на литургии (Из жизни Преподобного Стефана Печерского. Чет. Мин. апр. 27) Когда преподобный Стефан, епископ Владимирский, был игуменом обители Печерской, то «установил, – сказано, – да в монастыре его всегда Божественная литургия совершается за умершую братию и блаженных ктиторов». Что же, братие, таковое установление Стефана к полезным должно отнести или нет? И от принесения бескровной жертвы есть польза душам умерших или нет? Да, знайте, что установление преподобного должно отнести к числу весьма полезных и польза душам умерших от поминовения на литургии подлинно есть. Эту истину и св. отцы подтверждают, и примеры доказывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   Список источников и литературы 1. Акт об открытии в посту Корсаковском при тюремной церкви церковно-приходского попечительства 29 января 1889 г.//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 4. Д. 73. 2. Ведомости о состоянии церквей//РГИА ДВ. Ф. 1137. Оп. 1. Д. 1. 3. Ведомости о состоянии церквей//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 140. 4. Выписка из Высочайше утвержденных штатов 13 мая 1880 г. об управлении каторжными тюрьмами на острове Сахалине из Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета о том же//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 69. 5.  Дорошевич В.М . Сахалин. (Каторга)/В.М. Дорошевич. – Ю.-Сахалинск : Литературно-издательское объединение «ЛИК», 1991. 6.  Забелин П.П. Права и обязанности пресвитеров по основным законам Христианской Церкви и церковно-гражданским постановления Русской Церкви/Забелин П.П. – Киев, 1884. 2 т. 7.  Лебедев Л., прот. Заметки по пастырскому богословию/Л. Лебедев, прот. – Сан-Франциско: Русский Пастырь, 1999. 8.  Михайлов П.Б. История как призвание богословия/П.Б. Михайлов//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. – 2012. – 4 (47). 9.  Отчет о состоянии Камчатской епархии за 1867 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 440. Д. 1171. 10. Отчет о состоянии Камчатской епархии за 1878 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 786. 11. Отчет о состоянии Камчатской епархии за 1880 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 877. 12. Отчет о состоянии Камчатской епархии за 1883 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1005. 13. Отчет о состоянии Камчатской епархии за 1887 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1184. 14. Письмо настоятеля Александровской церкви иеромонаха Ираклия от 12 декабря 1883 г.//РГИА ДВ. Ф. 1009. Оп. 3. Д. 132. 15. Письмо начальника поста Дуэ в Камчатскую Духовную консисторию, декабрь 1875 г.//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 4. Д. 7. 16. Письмо причта Дуйской тюремной церкви о. Сахалин священника Митрофана Винокурова господину начальнику Александровского округа//РГИА ДВ. Ф. 1164. Оп. 1. Д. 11. 17. Письмо священника Сахалинской походной церкви Симеона Казанского от 6 сентября 1870 г.//РГИА ДВ. Ф. 1134. Оп. 3. Д. 2.

http://bogoslov.ru/article/5847019

Л. 1 песнь 1-я. «13» 2-я. «26 об.» песнь 3-я. «35 об.» песнь 4-я. «46» песнь 5-я. «64» песнь 7-я. «74» 8-я. «83 об. Песнь 9-я не полна, оканчивается 434-м стихом, а всех в этой песни должно быть 561 стих. Эта рукопись была посылаема Миллером к Маттею. См. предисловие к его Каталогу греческих рукописей Синодальной и Типографской библиотек, Спб. 1780, 4. Замечателен счет Илиады secundum ordinem alphabeticum, так считали в древности, когда счет не превышал 24. См. каталог Баварской библиотеки т. I, стр. 488·, т. II, стр. 17; т. III, стр. 260. [Эта рукопись – начало известной Лейденской. На рукописи находится значительное число примечаний, сделанных рукою архим. Дионисия Янинского]. V (собрания князя М. А. Оболенского греч. ркп. 1). Евангелие – апракос , (неполное), XI–XII в., писано на пергамине, в два столбца, по 23 строки, прекрасным почерком, в лист, на 99 листах. Заглавные буквы написаны золотом с красками, преимущественно красной и синей; названия евангельских чтений (κ τον κατ Λονχαν, κ του κατ Ματϑαον) писаны золотом. На л. 12 находится заставка, исполненная золотом с красками, и заглавие большими буквами (также золотом): τη επαριον της πεντηκοστης. VI (ркп. 8). «Литургия св. апостола Иакова без начала и конца». VII (собрания кн. М. А. Оболенского греч. ркп. 14). Паисия Лигарида каталог антиохийских патриархов. Одно введение на 4-х листах, в лист. [Листы эти оторваны от какой-то другой рукописи и имеют пагинацию, сделанную крандашем: «241–244». На обороте 244 листа в конце крандашем же отмечено: «итого 244 листа» (пометы эти принадлежат, кажется, В. М. Ундольскому). Лист 241 начинается киноварным заглавием: Πασον του πανιερωττον κα σοφολογιωττον μητροπολτον της ϑεοσστον πλεως Γζης πατριαρχικς κατλογος της ενκλενσττης Θεου πλεως " Αντιχειας, εκ διαφρων στοριογρφων σνλλελεγμνος. Πρλογος. На обороте сего листа Πρλογος ετερος. На л. 243 Προλεγμενον πρτον περ διαιρσεως της Συρας πλατιμερως. Статья эта не кончена и на 244 л.]. При подлиннике приложена копия и перевод, сделанные по распоряжению владельца собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Wilcox, M. «»Upon the Treé- Deut 21:22–23 in the New Testament». JBL 96 (1977): 85–99. Zevit, Z. «egla Ritual of Deuteronomy 21:1–9». JBL 95 (1976): 377–390. Глава 22 Carmichael, C. «A Time for War and a Time for Peace: The Influence of the Distinction upon some Legal and Literary Material (in Dt)». JJS 25 (1974): 50–64. Derrett, J. D. « 2Cor 6:14 : A Midrash on Dt 22:10». Bibl 59 (1978): 231–250. Fishbane, M. «Biblical Colophons, Textual Criticism and Legal Analogies». CBQ 42 (1980): 438–449, особенно c. 447–449. Wenham, G. J., and McConville, J. G. «Drafting Techniques in some Deuteronomic Laws». VT30 (1980): 248–252. Глава 23 Craigie, P. C. «Deuteronomy and Ugaritic Studies». ТВ 28 (1977): 155–169. Phillips, A. C. «Uncovering the father " s skirt». КГ(1980): 38–43. Wevers, J. W. «The Earliest Witness to the LXX Deuteronomy». CBQ 39 (1977): 240–244. Глава 24 Hobbs, T. R. «Jeremiah 3:1 and Deuteronomy 24:1–4». ZAWZb (1974): 23–29. Wenham, G. J. «The Restoration of Marriage Reconsidered». JJS 30 (1979): 36–40. Wevers, J. W. «The Earliest Witness to the LXX Deuteronomy». CBQ 39 (1977): 240–244. Глава 25 Carmichael, C. «Ceremonial Crux: Removing a Man " s Sandal As a Female Gesture of Contempt». JBL 96 (1977): 321–336. Kaiser, W. C, Jr. «Current Crisis in Exegesis and the Apostolic Use of Deuteronomy 25:4 in 1Cor 9:8–10 ». JETS 21 (1978): 3–18. Noonan, J. T. «The muzzled ox». JQR 70 (1980): 172–175. Wevers, J. W. «The Earliest Witness to the LXX Deuteronomy». CBQ 39 (1977): 240–244. Глава 26 Millard, A. «A Wandering Aramean». JNES 49 (1980): 153–155. Rice, G. «Egypt, the Desert, and Canaan (Three Themes in Dt 26:5–10)». JRelTht 18 (1961): 23–25. Wevers, J. W. «The Earliest Witness to the LXX Deuteronomy». CBQ 39 (1977): 240–244. 22. Благословения и проклятия Второзаконие (27–30, 31:1–6) Четыре главы, которые мы должны исследовать в этом разделе, составляют последние две главы второго обращения Моисея (главы 27–28) и третье краткое обращение Моисея (главы 29–30, плюс первые шесть стихов 31-й главы).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Нам доподлинно неизвестно, как сложилась жизнь первого сахалинского священника на материке, где он служил и сколько прожил лет после длительного периода нахождения на отдаленной территории России. Очевидно одно. Отец Симеон останется в истории как первопроходец, человек высокого призвания — быть священником и пастырем для людей, оторванных от большой земли. В истории Русской Православной Церкви он вошел в число духовных лиц, которые стояли у истоков островного Православия, своей деятельностью полагавших основание будущим приходским общинам. Отец Симеон не боялся входить в камеры к заключенным каторжанам, не тяготился длительными путешествиями до стойбищ коренных жителей Сахалина, помогая аборигенам находить путь ко Христу. Его повседневной заботой являлось духовное окормление вольных переселенцев, военных и их семей, представителей островной интеллигенции. Поэтому жизненный подвиг священника Симеона Никаноровича Казанского будет являться примером для подражания стойкости в вере и мужестве в служении Отечеству и людям. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА: 1. Журнал Камчатской духовной консистории//РГИА ДВ. Ф. 244. ОП. 4. Д. 7. 2. Костанов А.И., Назаров Е.Ф. Благовест над островами. Послужной список священника Симеона Никаноровича Казанского//РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 129. 3. Отчет о состоянии Камчатской епархии за 1870 год//РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 372. 4. Письмо об увольнении священника Симеона Казанского из Камчатской епархии//РГИА. Ф. 796. Оп. 160. Д. 1603. 5. Письмо священника сахалинской походной церкви Симеона Казанского//РГИА ДВ. Ф. 1134. Оп. 3. Д. 2. 6. Послужной список священника Симеона Никаноровича Казанского//РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 129. 7. Рапорт Дуйской церкви настоятеля иеромонаха Валериана и Анивской церкви священника Симеона Казанского в Камчатскую духовную консисторию//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 4. Д. 16. 8. Рапорт начальника поста Муравьевского//РГИА ДВ. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 8. 9. Рапорт священника Симеона Казанского епископу Камчатскому, Курильскому и Алеутскому Вениамину//РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 4. Д. 7.

http://bogoslov.ru/article/5800614

277 . Святая вера, изложенная 150 свв. отцами, согласная со святым и великим Собором Никейским. С. 216–217 141 . [Т. 2. C. 230–231.] Symbolum Nicaeno-Constantinopolitanum (CPG 9001.2t)//ACO II, 1, 2. P. 80–81 14–21). Mansi VI, 957–960. 5000/3. ДВС 24. 278 . Окружное или соборное послание святейшего Льва, архиепископа г. Рима, писанное к Флавиану, архиеп. Константинопольскому (против ереси Евтихия). С. 217–223. [Т. 2. C. 231–238.] Leonis Epistula ad Flavianum Constantinopolitanum (Tomus) (CPG 8922; ср. CPG 9001.5, CPL 1656 [ep. 28])//PL 54, 755–781. ACO II, 2, 1. P. 24–33 5). Греч. перевод: ACO II, 1, 1. P. 10–20 11); II, 1, 2. P. 81 22, incipit). Mansi VI, 960 (incipit); V, 1263–1290. 5000/3. Jaffe 423 142 . 279 . Свидетельства свв. отцов и исповедников. С. 224–228 143 . [Т. 2. C. 238–242.] Sanctorum patrum et confessorum Testimonia (Florilegium) (CPG 9097 144 ; ср. CPL 1656 [ep. 165])//PL 54, 1173–1190. ACO II, 4. P. 119–131 104.1–30). Греч. перевод: ACO II, 1, 1. P. 20–25 11.1–18) 145 . Mansi VI, 962–971, 369–384. 5000/3. Jaffe 542. 280 . Окончание рассуждений Халкидонского Собора (второго деяния). С. 228–230 146 . [Т. 2. C. 242–244.] Actio II (de fi de) (CPG 9001t)//ACO II, 1, 2. P. 81–84 23–45). Mansi VI, 972–976. 5000/3. ДЕЯНИЕ III (рассуждения Халкидонского Собора и чтение актов). С. 230–283. [Т. 2. C. 244–299]. ACTIO III (de Dioscoro) (CPG 9002t) 281 . [Вступительная часть]. С. 230–233. [Т. 2. C. 244–247.] Actio III (de Dioscoro) (CPG 9002t)//ACO II, 1, 2. P. 3–8 1–4). Mansi VI, 976–985. 5000/3. 282 . [Записка] святому и Вселенскому Собору … в … г. Халкидоне от Евсевия, еп. Дорилейского, защищающего себя и св. Флавиана … и православную веру. С. 233–234. [Т. 2. C. 248.] Eusebii Dorylaei Libellus ad concilium Chalcedonense (CPG 5943t; ср. CPG 9002.1t)//ACO II, 1, 2. P. 8–9 5). Mansi VI, 985–988. 5000/3. 283 . Продолжение рассуждений Халкидонского Собора и чтения актов. С. 234 147 . [Т. 2. C. 248–249.] Actio III (de Dioscoro) (CPG 9002t)//ACO II, 1, 2. P. 9–10 6–16). Mansi VI, 988–989. 5000/3.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Неодинаковость общего числа мечетей в 1833 г. (4,785), в 1840 г. (5,483), в 1845 г. (6,763), в 1855 г. (4,718) и в 1861–63 г. (4,220 мечетей) зависит, как нам кажется, от того, что иногда не из всех мест с магометанским населением доставляются сведения. Так не совсем точною мы признаем и сумму мечетей за последнее время (4,220). По нашему мнению, их гораздо больше. По „спискам населенных мест“ мы насчитали в казанской епархии 244 мечети, которые построены противозаконно, т. е. в таких деревнях, где нет даже меньшего полного, законом положенного для мечети числа душ мужеска пола (т. е. 200 человек). Именно, в уезде казанском 68, лаишевском 23, мамадышском 78, свияжском 11, спасском 4, тетюшском 32, царевококшайском 16 93 , чебоксарском 1, чистопольско 12. Таким образом в настоящее время число одних незаконно-построенных мечетей в казан. губернии (244) равняется законному их числу в той же губернии в конце прошлого столетия (стр. 18). Надобно удивляться, как возросло ныне число мечетей во всех губерниях с магометанским населением. В прочих пяти приволжских епархиях число незаконно-построенных мечетей также довольно значительно. В симбирской губернии таких мечетей мы насчитали 17, в самарской 48, в саратовской 39, в астраханской 16 и в нижегородской 1. Местное гражданское правительство должно непременно озаботиться поверкою числа приходских душ при означенных мечетях. Это важно по тем особенно обстоятельствам, что магометане получают сельские приговоры на построение в той или другой деревне мечетей и, по всей вероятности, не упоминают о числе душ в деревне. Конечно, к мечетям тех деревень, где незаконно они, по нашему мнению, построены, могут быть приписаны магометане других соседних деревень; но дело в том, что соседние-то деревни сами имеют часто не по одной, а даже по две мечети. Злоупотребление законом в одном случае влечет злоупотребление в другом. При этих напр. 244 (казанской епархии) мечетях, по всей вероятности, находится до 300, если не больше, незаконных тоже мулл.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010