119 Почему родители Марии призывают для сопровождения её непорочных дев с зажженными светильниками – это объясняет нам само же протоевангелие. Иоаким и Анна беспокоились о том, чтобы их дитя не развлекалось, не обратило бы к ним своих взоров во время пути и не сделало бы несколько шагов назад, что считалось дурным предзнаменованием. Они ставят Марию на одну из ступеней храма. В то время, когда переменяли путевые одежды свои на более торжественные, Мария без сторонней помощи взошла по 15-ти ступеням храма. Апокрифы удивляются не этому обстоятельству (восхождению Марии), а скорее тому, что, восходя по лестнице, она ни разу не обернулась назад, протоевангелие главным образом и обращает вникание только на это последнее обстоятельство. 120 «И получил свой жезл Иосиф, и вот голубь вылетел из жезла и сел на голову Иосифа». Протоеванг., гл. 9, стр. 18, Evang. Аросг., Teschendorf. 121 По протоевангелию: «И отвечал Иосиф: «Стар я и имею сыновей, она же юна. Я боюсь быть посмешищем у сынов Израилевых». Тогда сказал священник Иосифу: «Побойся Господа Бога твоего и вспомни, что сотворил Бог Дофану, и Авирону, и Корею, как разверзлась земля и они поглощены ею за свое сопротивление. Побойся же, Иосиф, чтобы не случилось того же и с домом твоим». И, убоявшись, взял её Иосиф на соблюдение к себе и сказал: «Мария, вот я взял тебя из храма Господня и теперь оставляю тебя в доме своем, и ухожу строить строения свои, но скоро возвращусь к тебе, Господь хранит тебя (гл. 9, Evangel. Apocr., Tischend., p. 18 и 19. 122 «Возьми из сынов Израилевых по единому жезлу, жезл от всех князей их, по домам отечества их, двенадцать жезлов, имя же каждого напиши на жезле его. Имя Аарона напиши на жезле… и да положи их в скинии свидения… и будет человек, его же аще изберу, жезл его прозябнет». 123 «Понеже станетъ царь на старомъ пути, на начал обоихъ путей, еже волхвовати яко же вскипти жезлу и вопрошати ваяныхъ и вражити во утробхъ» и проч. 142 Sota V, 1, см. Selden «Uxor Hebr. lib. III, стр. 13. sq., Fabric. Bibliogr. Antiquar. p. 420. ed, 11. Leben Iesu n. d. Apocryph. R. Hoffm., p. 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

(11, 2–4) Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Это все пословно истолковано в упомянутой главе. И пусть даже некоторые слова здесь изменены, но и они сохраняют то же самое значение, и подводятся к сходному толкованию. А научив молитве, Он желает показать также, что настойчивость в молитве доставляет то, к чему стремишься, и использует подходящую для этого притчу. Составлена же она весьма искусно, чтобы быть и более убедительной. (11, 5–7) И сказал им: кто 418 из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы 419 три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему. А тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Некоторые говорят в духовном смысле (ναγωγικς), что друг – это вочеловечившийся Бог, приходит же к нему в полночь и просит три хлеба тот, кто в подходящее время просит три богословия, Отца, Сына и Святого Духа, чтобы предложить их другу, прибывшему к нему от непостоянной и презренной жизни и нуждающемуся в такой пище. И Бог, наконец, отвечает изнутри, то есть, незримо: «Не беспокой Меня», – ведь именно это означает: «Не доставляй Мне трудов» 420 , – «ныне дверь богословия заперта перед тобой, поскольку для тебя еще не пришел срок этой благодати». И продолжение этой притчи хотя и взялись некоторые объяснить в духовном смысле, но не смогли согласовать это с ее целью. Поэтому я пропускаю духовное толкование этих слов как излишнее, полагая, что они помещены лишь для выражения того, что отказ – вполне обоснован. Ведь отец, спящий со своими детьми, с полным основанием отказывается встать в неурочное время, чтобы не разбудить их. И мне представляется, что вся предложенная притча не выражает ничего другого, кроме крайней нужды прибегнуть к просьбе и самого основательного отказа не нее, дабы показать, что проситель был услышан по причине его настойчивости, и тем самым увещание (Спасителя) стало бы убедительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

1965. Vol. 41. P. 451-477). Отвечая тем, кто считал, что Сын един с Отцом не по природе, а вследствие некоего единства волений, он пишет: «Ведь если действительно «Слово стало плотью» и истинно мы принимаем в Трапезе Господней Слово как Плоть, то как можно считать, что Он не пребывает в нас по природе? - Тот, Кто, родившись человеком, и нераздельно усвоил Себе природу нашей плоти, и смешал природу Своей Плоти с природой вечности в таинстве Плоти, которому мы приобщаемся. Ведь так все мы едины, поскольку и Отец во Христе, и Христос - в нас. Следовательно, отрицающий, что Отец во Христе - по природе, пусть сначала откажется от того, что Христос - в нем, и он - во Христе... Ведь Он Сам говорит: «Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие. Кто ест Плоть Мою и пиет Кровь Мою, во Мне пребывает и Я в нем» - для сомнения в истинности Плоти и Крови не оставлено места. Так что и по свидетельству Самого Господа, и по вере нашей [Дары] суть истинно Плоть и истинно Кровь. Принимаемые и испиваемые, [Дары] совершают то, что и мы - во Христе, и Христос пребывает в нас. Разве это не истина? Пусть изобличит [тот вывод], будто это не истина, тех, кто отрицает, что Иисус Христос не есть истинный Бог! Итак, Он в нас через Плоть, и мы - в Нем» ( Hilar. Pict. De Trinit. VIII 13-14). В Е. верные получают единство со Христом, и через него «достигают единения с Отцом» (Ibid. VIII 15). Приобщение Христу в Е.- «природное» (naturalis), «через Плоть» (per carnem - Ibid. VIII 16-17); эти слова свт. Илария ярко свидетельствуют о последовательно реалистическом понимании Е. Немаловажен и экклезиологический аспект таинства: Христос потому «Сам есть Церковь, так как Он полностью содержит Ее в Себе через таинство Своего Тела» ( Idem. In Ps. 125. 6). Др. лат. автор, блж. Иероним Стридонский († 420), проведший на Востоке значительную часть жизни, однозначно высказывался в пользу реального присутствия Христа в Св. Дарах. Напр., в пространном письме к Гедибии он пишет: «Мы считаем, что Хлеб, который преломил Господь и дал Своим ученикам, есть Тело Господа Спасителя» ( Hieron.

http://pravenc.ru/text/348067.html

19 И не отступим мы от Тебя; верни нам жизнь, и мы призовем имя Твое! 20 Господи Боже сил, возврати нам милость Твою, яви нам сияние лица Твоего, и спасемся! 1 412 В конец, о точилах, псалом Асафа, 80. 2 413 Радостно пойте Богу, Подателю помощи, восклицайте Богу Иаковлеву! 3 414 Воспойте псалом и возьмите тимпан, сладкозвучную псалтирь и гусли! 4 415 Вострубите в новолуние трубою, в торжественный день праздника вашего! 5 416 Ибо таково повеление Израилю, приговор Бога Иаковлева! 6 417 Откровение даровал Он Иосифу, когда тот покидал землю Египетскую; там слышал он язык, ранее ему неведомый. 7 418 Снял Он бремя с хребта его, когда руки его насыпали землю в корзину. 8 419 «В скорби призвал ты Меня, и избавил Я тебя; услышал тебя в таинственной буре; испытал тебя у источников во время раздоров. 9 420 Внимай, народ Мой, Я свидетельствую тебе, Израиль, слушай Меня: 10 Да не будет у тебя бога нового, да не поклонишься богу чужому! 11 Ибо Я, Господь Бог твой, Я вывел тебя из земли Египетской! Отверзи уста твои, и вложу в них слово Мое 12 Но не послушал народ Мой гласа Моего, Израиль не внял Мне; 13 И дал Я им волю следовать желаниям сердец их; да пойдут они путями своими! 14 421 Если бы народ Мой слушался Меня, если бы Израиль держался путей Моих, 15 Немедля смирил бы Я врагов его и на оскорбителей его наложил бы руку Мою! 16 Враги Господни обманулись бы, а благоденствие народа Моего длилось бы вечно; 17 422 И Я напитал бы его тучной пшеницей и мед из камня источил бы ему». Слава: Псалом Асафа, 81. 423 1 424 Бог стал в сонме именуемых богами, да над богами сотворит суд. 2 425 Доколе судить будете вы неправедно и брать под защиту грешников? 3 Сотворите правый суд сироте и убогому, смиренному и нищему явите правду! 4 Спасите нищего и убогого, от руки грешника избавьте их! 5 Не познали, не уразумели они истины, во тьме ходят! Да содрогнутся основания земли! 6 426 Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего! 7 427 Но вы, как и все люди, умираете, и как любой из князей, можете пасть. 8 Восстань, Боже, сотвори суд над землей, ибо Ты станешь Владыкой всех народов! 1 428 Песнь, псалом Асафа, 82.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

22 . Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, 23 . которые за подарок оправдывают виновного, и правых лишают законного! „Горе винопийцам“, как многократно взывали пророки ( Ос. 4:11 ; Ам. 4и мн. др.). В настоящем месте пророка Исаии мы находим два преступления, как бы находящияся в связи: те, которых пророк иронически называет храбрыми пить вино, суть и неправедные судьи, готовые за подкуп извратить свой приговор. Нельзя забыть, что среди Израиля законом Божиим, преподанным чрез Моисея, они представляли собою суд Божий, и даже названы в книге Исход ( Исх. 22:28 ) и в Пс. 81 „боги“ Елогим 419 , так, как им вверено было применение в деле суда правды Божией. Плотоугодие ведет не только к нарушению этой правды, – но и прямо переходит в забвение всеведения Божия, в полный мрак мысленного ока и наконец в неверие. 24 . За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. Когда человек, или целое сословие или даже целый народ „отвергли закон Господа“ и небрегут о слове Всемогущего, то они, как лишенные влаги древесные насаждения, сохнут и суть готовый материал для сожжения 420 . Тление корня, о котором говорит пророк, относится к притче о винограднике пятой главы. Под именем корня разумеется корень той виноградной лозы, насажденной Господом, которой предсказано истребление. В настоящем пророчестве, очевидно, разумеется полное уничтожение нации; истление даже корня ее, – но в следующей VI главе милосердие Божие указывает, что из остатков этого корня, оно восстановит спасение: ср. Ис. 6:13 с Ис. 27и Ис. 37:31 . 25 . За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. Нечистота, пьянство, неправда, насилия, презрение Слова Божия доводят народ до состояния полного разложения, и пророку поручается объявить ему о грядущих наказаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

27:25 ), – запечатлены знаком месяца марта, который означает презрение 420 ; одним словом, [даже] бесы боятся Бога, вы же, распяв Бога, не покаялись в виду своей погибели. Как же вы не поняли, что это Сын Божий, когда померкло Солнце и разодралась надвое церковная завеса, тогда же воскресли тела умерших и распятого с Ним разбойника Он спас?! 421 Однако вашим грехом спасён мир 422 . Разве вы не видите своей погибели? Отчего вы попали в плен, вы, некогда победившие гордого Амалика 423 и наследовавшие землю обетованную, победившие многих царей «рукой крепкой и мышцей высокой» ( Втор. 5:15 ), отчего же вы были взяты в плен одними римлянами под предводительством Тита? 424 Или когда Сеннахерим, царь Ассирии, пошёл на Иерусалим с огромной силой и когда ваше войско победило его, то разве не ангелом Божиим были сражены его воины? 425 Отчего же теперь вы преданы в рабство народам, если вы были с Богом и Бог с вами? Когда вы отступили от Бога, то и Бог отступил от вас, некогда же забытые язычники теперь стали народом Божиим, и процвела у них вера, и явились чудеса 426 . Ты же, возлюбленный Им Израиль, почему не постиг Бога, питавшего вас манною (см.: Исх. 16:14–16 ) и отдававшего без оружия в ваше достояние города и страны язычников (см.: Чис. 33:51–56 ; Втор. 7:11 )? Затем к вам, забывшим Его имя и отступающим от Его благодати, Он послал к вам пророков, вы же одних избили, других истребили (ср.: Мф. 22:2–6 ). Затем преблагой, премилостивый и всещедрый Господь Бог, презрев все это то, сказал: «Так как вы избили моих пророков, Я пошлю к вам Единородного Сына своего, чтобы мой народ устыдился моего Сына» (см. Мф. 21:37 ). Когда родился Господь наш Иисус Христос Сын Божий от Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (но, как пишет [Иоанн] Богослов, не «от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа» ( Ин. 1:13 ), но так, как ведает Сам создавший всё Господь Бог, начало, и рождение, и конец всего), то «в мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал; пришёл к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

28 год по Р.Х. Первая Суббота по втором дне Пасхи Путь в Галилею 418 Мф. 12, 1–8 : Срывание 419 колосьев и спор о субботе. 28 год по Р.Х. Галилея Капернаум Лк. 6, 6–11 : Исцеление сухорукого в субботу в синагоге. Близ Капернаума, гора Блаженств 420 Мф. 12, 15–21 : Злоба фарисеев. Множество людей идут отовсюду за Христом. Лк. 6, 12–16 : Молитва 421 и избрание Двенадцати 422 Апостолов 423 . Краткая историческая справка – Двенадцать Апостолов: Господь избрал двенадцать апостолов. Их имена суть следующие: Симон, называемый Петром. Андрей, брат Петра. Иаков Заведеев. Иоанн Заведеев, брат Иакова. Филипп. Варфоломей, или Нафанаил. Фома, или Близнец, Фаддей. Матфей мытарь, иначе Левий. Иаков Алфеев. Иуда Иаковлев, брат Иакова Алфеева, иначе называемы Фаддеем. Симон Зилот, или Кананит, именно на его свадьбе, по преданию, Господь сотворил первое чудо в Кане. Иуда Искариотский, впоследствии сделавшийся предателем Господа. По Вознесении Господа, вместо Иуды предателя, жребием был избран и причтен к апостолам Матфий ( Деян. 1, 15–26 ). Наставления Господа Иисуса Христа апостолам содержатся в 10 главе Евангелия от Матфея. Нагорная проповедь Лк. 6, 17 : Множество народа, пришедших на проповедь Спасителя. Пророчество об обращении язычников: Пс. 17, 50 : “За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками, и буду петь имени Твоему”. Пс. 18, 1–5 : “Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их”. Пс. 116, 1–2 : “Хвалите Господа, все народы, и прославляйте Его, все племена; ибо велика милость Его к нам, и истина Господня (пребывает) вовек. Аллилуия”. Ис. 11, 10 : “И будет в тот день: к корню Иесееву 424 , который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава”. Ис. 35, 5–6 : “Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки”.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

31 Цитируется по Вульгате (лат. Vulgata versio – «общепринятая, общедоступная версия») — латинскому переводу Священного Писания, восходящему к трудам Блаженного Иеронима (ок. 345–420). В русском синодальном переводе этот стих звучит так: «Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны». 32 Бармицва (ивр. буквально – «сын заповеди») — термин, применяющийся в иудаизме для описания достижения еврейским мальчиком религиозного совершеннолетия. 33 Арии — самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии. 34 Брахма (санскр.) — бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одной из ипостасей «брахманической троицы» Тримурти. Вишну и Шива вытеснили Брахму с главенствующего места, сами же они были объявлены тождественными друг другу, хотя в действительности их культы остались раздельными. Согласно мифу, касты произошли от разных частей тела Брахмы: из уст его вышли брахманы, из рук были сотворены кшатрии, из бедер – вайшьи, из ног – шудры. 35 Веды (санскр. — «знание», «учение») — сборник древнейших индуистских священных текстов (ок. XVI–X век до Рождества Христова). 36 И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина ( Мф.8:26 ; Мк.4:39 ; Лк.8:24 ). 37 И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань ( Мк.5:41 ). 38 Вáйшьи (санскр.) – «преданность, зависимость») — представители третьей по значимости касты, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков. 39 Шýдры — представители четвертой касты, слуги. Шудрам запрещалось изучение Вед. 40 Бýдда Шáкьямуни («Пробужденный Мудрец из рода Шакьев»; 563–483 до Рождества Христова) — духовный учитель, основатель буддизма, живший в северовосточной части Индийского субконтинента. Создатель учения «Четырех Благородных Истин». 41 Сутра (санскр. — «нить») — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, а впоследствии – своды таких высказываний. В сутрах излагались различные отрасли знания и почти все религиознофилософские учения Древней Индии. Язык сутры характеризуется образностью и афористичностью, в них часто используются притчи. В буддизме сутры построены в основном в форме диалогов или бесед (обычно Будды, Бодхисаттвы или патриарха с учениками), в которых излагаются основы учения.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

327 Фракия – земля к северо-востоку от Македонии. Древние жители Фракии ведут свое начало от Фираса, сына Иафета. 329 Селевк IV, Филопатр ( 2Мак. 3, 3; 4, 7; 5, 18 ) – сын и преемник Антиоха Великого, царь Сирийский. Нуждаясь в деньгах для уплаты Римлянам, и узнав о великих сокровищах в храме Иерусалимском, он посылал Илиодора похитить сии сокровища из Храма; но Бог особенным чудом защитил сокровищницу Храма. Илиодор был уже в сокровищнице; в это время он и все бывшие с ним были поражены страхом силы Божией, пришли в изнеможение и ужас, ибо явился им конь с страшным всадником, он поразил Илиодора передними копытами; явились еще два юноши, которые непрерывно бичевали его, налагая ему многие раны, так что Илиодор потом был при смерти и только по молитвам первосвященника Онии спасся от смерти. По возвращении Илиодор сказал царю: “На месте сем (в храме) истинно пребывает сила Божия; Он Сам обитающий на небе, есть страж и заступник того места, и приходящих с злым намерением поражает и умерщвляет” ( 2Мак. 3 ). 330 Соломония – мать семи сынов, пострадавших за веру во дни Антиоха Епифана. Ее имя мы знаем из предания. Страдания ее и сыновей, по преданию, происходили в Антиохии, столице царей Сирийских. 331 Имя Маттафия означает “дар Господень”. Иудейский священник из чреды Иарива. У него было 5 сыновей: Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан. Погребен в отечественном городе Моде. 332 Слово Маккавей означает в переводе с арамейского “молот”, “молоток”. Маккавеи, дети священника Маттафии, восстали на защиту истинной веры и отечества (106 г. до Р.Х.). Впоследствии Иудейский царь Ирод, сын Антипатра, совершенно истребил племя Маккавеев. Память их празднуется Церковью 1/14 августа. 333 Рим – столица Римской империи. Город расположен на берегах реки Тибра. По преданию, Рим был основан Ромулом в 750 г. до Р.Х. Город занимал территорию в 32 километра в окружности с народонаселением в 1.250.000 человек. В нем насчитывалось 420 языческих храмов. Вся Римская империя заключала в себе весь тогдашний цивилизованный мир с народонаселением более чем в 80 млн. человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

377.  …пламенный меч (Быт. 3. 24). 378.  …во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус (Евр. 6. 19, 20). 379.  …и тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13. 12). 380.  …не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2. 9). 381. Деян. 14. 15. 382.  А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор. 2. 10). 383.  Да даст вам по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, ее рою вселиться Христу в сердца ваши, … укоренные и утвержденные в любви (Еф. 3. 16–18). 384.  Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3. 17). 385.  Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8. 9). 386.  …в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4. 13). 387. Иак. 4. 4; Ин. 2. 15. 388.  …через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере (Гал. 3. 2). Беседа 37. 389. Древнеобразное изложение преподобным Марком его глубоких размышлений, иногда очень сжатое, иногда очень растянутое, принудило здесь, при переводе, обращаться нередко к значительной перестановки слов речи (к парафразу) с тою целию, чтоб назидательная мысль писателя всегда была ясною для читателя, чтоб назидание не скрывалось в темноте изложения. Наблюдалось это, хотя в меньшей степени, и в прочих выписках, помещенных здесь, из творений святых Отцов. Этим правилом руководствовались часто и Отцы даже в приводимых ими изречениях Священного Писания. 390. Слово о Законе Духовном, гл. 2. 391. Гл. 4. 392. Гл. 19. 393. Гл. 20. 394. Деян. 12. 10; Слово о Законе Духовном, гл. 21. 395. Гл. 25. 396. Гл. 29. 397. Гл. 30. 398. Гл. 31. 399. Гл. 42. 400. Гл. 43. 401. Гл. 44. 402. Гл. 45. 403. Гл. 49. 404. Гл. 51. 405. Гл. 56. 406. Евр. 4. 13; Слово о Законе Духовном, гл. 53. 407. Гл. 57. 408. Гл. 63. 409. Гл. 64. 410. Гл. 65. 411. Гл. 67. 412. Гл. 67. 413. Гл. 72. 414. Гл. 73. 415. Гл. 75. 416. Гл. 76. 417. Гл. 88. 418. Гл. 90. 419. Гл. 91. 420. Гл. 92.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010