Но когда все тое долготерпение Божие презрели и в такое дерзновение пришли, что «Господа славы» ( 1Кор. 2, 8 ), Который их пришел спасти, распявше убили,-конечному Божию гневу и мщению подпали, так что как место их и храм «разорен до основания» ( Мф. 24,2 ), так и сами во все языки разсеяны и от Бога отвержены, и «отнялося от них царствие Божие, и далося языку творящему плоды его» ( Мф. 21, 43 ). Подобно мстительную руку Божию дознали на себе Содомляне, которые дознавали благость Божию и долготерпение, и не хотели обратитися и покаятися от беззаконий своих; исполнили бо меру беззаконий, паче же и прешли; сего ради огнем с небесе пожжены, и сошли во ад пити вечнаго гнева Божия чашу ( Быт. 19, 24–25 )... Такожде читаем, что всех жителей всея земли, которые были при Ное, праведный Божий гнев погубил; яко не хотели от нечестий своих обратитися и покаятися, чего «ожидаше Божие долготерпение во дни Ноевы, делаему ковчегу, в немже мало, сиречь, осьмь душ спасошася от воды» ( 1Пет. 3, 20 ), которое долготерпение когда презрели, то уже дознали на себе ужасный Божий гнев, и всемирным потопом со скотами и зверьми покрылися и погибли нечестивии ( Быт. 7, 17–24 ). Сии примеры, из Писания Святаго приведенные, показуют нам, что благость Божия и долготерпение Его, от грешников презренное, обращается им в большую погибель. Тыяжде судьбы Божия и ныне видим. Тойжде Бог и ныне наказует нечестие, котораго ненавидит, и казнит нечестивых, которые «о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадят» (3:360–361). Христиан, не хранящих закона Господня, постигает гнев Божий (5:8, см. ХРИСТИАНИН , 1109) (2:13, см. СЛОВО БОЖИЕ , 926). От непослушания христианин подпадает праведному гневу Божию (3:65, см. НЕПОСЛУШАНИЕ , 606). Через непослушание Адам подпал гневу Божию (3:71, см. НЕПОСЛУШАНИЕ, 605). Признак гнева – когда не проповедуется слово Божие (2:14, см. СЛОВО БОЖИЕ, 901). Бог наказывает христиан не от гнева, но от любви за согрешения их (4:15, см. ИСПЫТАНИЕ , 420). Гнев Божий за грехи и НЕЧЕСТИЕ На нечестивых изливает гнев ярости Своея, и «потребляет от земли память их», и лишая временныя жизни, лишает и вечныя: каковое наказание было при Ное жившим, Содомлянам, Фараону и прочим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Инструкция учителям, како им в должности звания своего поступать. I, 242. Искушение. I, 171, 215, 225; II, 53 (§ XCIX), 94 (§ CXXXV); III, 16 (§ 284), 101, 103 (§ 4–5), 91–94 (пис. 79–81), 152 (§ 49). Исповедание и благодарение Христу, Сыну Божию. V, 227. О Испытании себе самаго. V, 178 (сл. 1), 272 (пис. 9), 269 (пис. 8); IV, 169 92) О Истинной печали, или жалении. III, 311 (гл. 14), 240 (§ 403) II, 60 (§ CVIII); V, 12 (пис. 13); 15 (пис. 15). Истинному христианину все дела свои во славу Божию творити должно. III, 331; II, 37 (§ LXV). См. еще Хищник. О Истинном Христианстве. Т. II-III. О Истине Св. Писания. V, 246 (пис. 2-е). О Истине Евангельскаго учения. V, 232. Исшедший из тьмы, из темницы, из плена (обратившийся от беззаконнаго жития к Богу). IV, 110. К Какие знаки живой веры в человеке? V, 260 (пис. 5). См. еще о Вере. Какия добрыя и как худыя мысли у души. V, 112–115. Какия душевныя болезни. V, 111. Како может человек свое сердце исправить. V, 102. Како Бог призывает грешника на покаяние. II, 197. Како христианин может себе утешать в приключающихся скорбех. III, 269, гл. II-я: а) в духовном искушении, которое бывает чрез помыслы, к отчаянию склоняющие: 276, § 421 (см. еще: к Отчаявающемуся в своем спасении, Евангелие, о Надежде и утешении хотящим каятися, о Любви Божией к человеку, Искушение, и под.); б) в искушении, которое бывает чрез злые и хульные помыслы: 284, § 422; в) потерпевший от клеветы: 286, § 423 (см. еще: т. I, 237, пис. 14-е, – 131, 224; II, 39, § LXVIII,–43, § LXXIX,–169 § 94); г) изгнанный из отечества и дома своего: 290, § 424; д) беззаступный, обиждаемый от сильнаго: II, 189 (§ 127); е) страждущий в болезни: 292 (§ 425); ж) утешение противу нищеты: 293, § 426 (см. еще т. II, 330, § 263). з) противу страха смертнаго: т. II, 221 (§ 163); и) сетующий по умершем: II, 223 (§ 164); и во всякой скорби и тесноте: III, 269–276 (§ 420), стр. 104 (§ 6–7), 374 (§ 488); II, 53 (§ XCIX), 283 (§ 220); IV, 186 100), 333; V, 68 (пис. 49), 325 (пис. 28), 333 (пис. 36); I, 211). См. еще: Счастие, о Терпении, Не бойся: Я с тобою, о Прибежище христианском, о Присутствии Божием с христианами с христианами в скорбех их, Отеческое Божие наказание, о Надежде, и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Христианин ложный, если не борется со страстями Златых, сребряных, медяных и деревяных идолов удобно храниться; но от тех, которые внутрь нас суть, то есть в сердце нашем, весьма неудобно. «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» ( Гал. 5, 24 ). Последовательно не Христовы суть, которые не распяша плоти со страстьми и похотьми. А когда не Христовы суть: то уже разсуди, что они суть пред Богом? какая их молитва? какая их жертва и приношение? О, колико есть ложных христиан! колико под именем Христианским идолопоклонников кроется! (4:184). Бог отрекается ложного христианина (3:65, см. НЕПОСЛУШАНИЕ , 606). Христианин плотской Видишь наконец, что есть «ложный христианин». То есть тот, который хотя Бога и Христа Сына Божия исповедует, и крещен во имя Святыя Троицы, но делами своими, как древо злое злыми плодами своими, себе не от числа христиан, но от числа язычников показует; како бо древо доброе от вкуса плодов добрых, так и христианин, от дел добрых познается; и как древо злое от вкуса злых плодов, так ложный христианин от злых дел показуется (3:59). Христианин, ищи одного Бога Не желай и не ищи ничего, кроме Бога и воли Его святой, последуя Пророку, который ни на небеси, ни на земли кроме Бога ничего не хотел: «что ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли?» и будешь искать Бога (4:157). Бог промышляет о христианах и защищает их (4:15, см. БОГ , 75). Бог наказывает христиан не от гнева, но от любви, за согрешения их (4:15, см. ИСПЫТАНИЕ , 420). Христианин призван не на легкую жизнь, но на крест Христиане, не на оперы, не на танцы, не на банкеты, не на веселости мира сего позваны, но на покаяние и скорби и кресты. Надобно всякому свой крест нести и Христу, понесшему крест, последовать, и тако за Ним и чрез Него в царствие Божие внити. Будет христианам слава, честь, богатство, наследие, блаженство, утешение, радость, веселие и великая вечеря услаждающая их, но в будущем веке, хотя бо и ныне они без утешения не оставляются (4:260) (также 4:160, см. ЦАРСТВО БОЖИЕ, 1147).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 7, «И ныне»: тропарь 4. 417 Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 6, тропарь 1. 418 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. 52, 2//ΒΕΠΕΣ. 42, 16 (15–18). 419 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Рим. 13, 5//ПСТ. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903. С. 644; Он же. Беседа на Первое послание к Коринфянам. 42, 2–3//ПСГ. Т. 10. Кн. 1. СПб., 1904. С. 434–437; Там же, 17, 3. С. 166–167. 420 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на 1 Послание к Кор. 24, 4. С. 240–241; Он же. О том, что никому не должно отчаиваться…//ПСТ. Т. 3. Кн. 1. СПб., 1897. С. 379. См. и Похвалу 1–й статии: «Живота камень во чреве прием ад всеядец, изблева от века яже поглотити мертвыя». Эту же истину выражает и следующее песнопение: «Токмо водрузися древо, Христе, Креста Твоего, основания поколебашася смерти, Господи, егоже бо пожре желанием ад, отпусти трепетом, явил еси нам спасение Твое, Святый: и славословим Тя, Сыне Божий, помилуй нас». (Минея, сентябрь 14–го дня. На Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста. Седален по первом стихословии). Муку, испытанную адом при виде Распятого Христа, очень выразительно описывает икос третьей Недели поста. Три креста воздвиг на Голгофе Пилат, два для разбойников и один для Живодавца. Ад, увидев последний крест, сказал своим служителям и силам: «О слуги моя и силы моя! Кто, водрузив гвоздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаются изрыгати Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми» (Триодь Постная. Неделя 3–я Поста, Крестопоклонная, икос). 421 Свт. Афанасий Великий. Послание к Эпиктету, еп. Коринфскому. Ст. 5//Творения. Ч. 3. С. 295. 422 Свт. Кирилл Александрийский. О вере истинной. Гл. 22//PG. 76, 1165. 423 Свт. Афанасий Великий. Против Аполлинария. Кн. 2. Ст. 15//Творения. Ч. 3. С. 355. 424 Αναστασου Σινατου. " Οδηγς. Κεφ. 13//PG. 89, 225 Α. 425 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Гл. 29. С. 197. 426

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Сердце очищается от ГРЕХОВ ПОКАЯНИЕМ Видишь зде, что кто хощет Христа приняти в сердце свое, тому надобно себе очистить истинным покаянием; от закона познать ГРЕХИ своя, и тые покаянием, жалением и СОКРУШЕНИЕМ сердца очистить, или паче, тех очищения от Бога просить, тако приидет к нему Христос Сын Божий с Своим Евангелием, и подаст ему утешение не мира сего, но такое, какого мир не может прияти (5:95). Покаяние состоит в перемене сердца (4:145, см. ПОКАЯНИЕ , 709) (2:59, см. ПОКАЯНИЕ, 708). Сердце новое – второй плод покаяния (2:232, см. ПОКАЯНИЕ, 710). Избавляться от грехов сокрушением сердца (4:96, см. ГРЕХИ, 268). Сердце печалью сокрушается от познания закона и грехов (5:104, см. УТЕШЕНИЕ , 1060). Кто хочет от Бога просветиться, приступать к Нему с сокрушенным сердцем (4:12, см. ПОКАЯНИЕ, 711). Печаль по Бозе приводит в сокрушение сердце (4:39, см. ПОКАЯНИЕ, 703). Сердце, наполненное печалью, извергает из себя слезы (2:230, см. ПОКАЯНИЕ, 704). Христианин должен от сердца исповедывать согрешения своя (4:15, см. ИСПЫТАНИЕ , 420). Должно непрестанно Бога МОЛИТЬ об исправлении и очищении сердца Понеже убо дело человеческое, как внутреннее, так и внешнее от сердца зависит, и каковое сердце, таково и дело – доброе или злое, и от природы имеем сердце растленное: того ради должно усердно и непрестанно молиться и просить у Сердцеведца Бога, Который из ничего все и из худаго доброе делает, просить сердца новаго и духа праваго, чтобы помышления и дела, от сердца происходящия, правыя, были и к единой Божией славе намереваемыя: должно, по примеру Псаломщика, всегда воздыхать: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс. 50, 12 ). А когда сердце правое будет, то и дела правы будут (2:123). Молитва к Богу об ограждении сердца от действий лукаваго Сыне Божий, Иисусе Христе, явивыйся во смиренной нашей плоти на земле, и посеявый доброе веры семя на селе мира сего! Огради страхом Твоим сердце мое, да не приходя лукавый восхищает посеянное слова Твоего семя и очисти сердце мое от терний печали века сего, лести богатства и всякия суеты, и сотвори тое доброю землею к приятию Божественного Твоего слова, да сотворю плод веры и имею часть со избранными Твоими, иже плод приносят Тебе ово сто, ово шестьдесят, ово тридесять, – яко благословен еси со Отцем и Святым Твоим Духом во веки, аминь (3:120).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Грешник ни во что вменяет благодеяния Божия Грешник окаянный все тое ни во что вменяет, и яко «муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих» ( Пс. 91,7 ). Хощет нас блаженными, праведными и святыми сослать Господь наш; хощет любитися от нас, как и Сам любит нас, и так дружество с нами имети; хощет приити к нам и обитель у нас сотворити; хощет Отцем нашим быти, и нас сынами Своими сотворити; хощет подати нам наследие небеснаго царствия и вечных благ. Что может быти большее и достойнейшее сего? Но грешник все тое Божие благоволение (о неблагодарности и неистовства!) пренебрегает. И так хощет Бог грешника омыть, очистить, освятить, спасти и прославить вечно (о человеколюбия непостижимаго!); но грешник отвращается, убегает так великаго Любителя своего и Благодетеля, и самовольно в вечную стремится погибель, диаволу и аггелом его уготованную! (3:342–343). Как Христос обличает за нерадение (1:16, см. ГРЕШНИК , 269). Жизнь христианина состоит в плаче о грехах (5:121, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ , 373). Подвиг против греха есть покаяние (4:205, см. ПОКАЯНИЕ, 720). Христианин должен исповедывать все согрешения своя (4:15, см. ИСПЫТАНИЕ , 420). Покаявшемуся прежние грехи не повредят Кающемуся и в новом житии Христианском живущему, уже прежнее его беззаконное житие не повредит: едино бо только от нас требуется, чтобы мы исправилися и переменили себя в лучшее (4:94). Грехи сейчас заглаждаются кающимся, а с непокаявшихся взыщутся Напишем убо и углубим в памяти нашей, возлюбленный брате, что Иисус ныне ко грешникам, обращающимся к Нему, и кающимся с сокрушенною мыслию, и просящим у Него прощения, есть как Агнец незлобивый, отъемлющий грехи их, – но тогда, то есть в день суда, будет как Судия, воздающий всем по делам их. Ныне как Агнец Божий, заглаживает кровию Своею грехи кающимся: но тогда Тойжде будет как Судия и мститель грешникам непокаявшимся (5:96). Познавшим немощи свои необходимо врачевать их покаянием и призыванием Врача – Христа Познавшему немощи своя надобно их целить истинным покаянием, жалением и призыванием Иисуса Христа, Врача душ и телес; якоже немощный телом не пренебрегает о себе, но лекаря призывает и просит от него исцеления; тако наипаче нам, христианам, видя в себе, то есть, в душах наших, многоразличные недуги, которыми души наши разслабляются и к вечной смерти клонятся, не должно коснеть и медлить и нерадеть, но призывать Иисуса Сына Божия, и от Него исцеления просить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Когда Бог требует от человека любви, то это ради пользы самого человека Хотя Бог и хощет, чтобы мы Его любили, однакож не ради Своей какой пользы хощет того, но ради нашей пользы. Бог бо, как совершенно Сам в Себе блажен есть, так и ничего не требует от нас, но нам все подает, и ради нас все делает, и ради того, когда любим Его истинно и нелицемерно, Ему отсюду никакой не бывает пользы, но только нам самим любовь сия пользу приносит. И отсюду можно всякому видеть, коль великую Он имел к человеку любовь, что, когда и любим быть от Него хощет, не ради Себе того хощет, но ради единаго человека. Польза же двоякая последует о любви Божией (2:281). Бог наказывает христиан не от гнева, но от любви за согрешения их (4:15, см. ИСПЫТАНИЕ , 420). Любящий Бога терпит в скорбях Истинный Божий любитель безропотно терпит всякую беду и напасть, ведая, что не без воли Божией все бывает; и хотя в таком случае немощная плоть и начинает смущаться, однако духом терпения усмиряет ее (2:277). Доказательство любви – ТЕРПЕНИЕ в скорбях Ничто бо так не показует любве Божия, как благодарное бед и скорбей терпение. Многие мнят о себе, что Бога любят; но нашедшая противность показует, истинное ли мнение их. В благоденствии и злые мнятся Богу благодарить, но в злоденствии ропщут. В благополучии же и злополучии быть Богу благодарным, единаго боголюбиваго сердца дело есть (2:300–301). Через скорби проявляется любовь Божия (4:352, см. СКОРБИ , 854). Сила любви есть духовная, она чем более претерпевает, тем сильней и крепче бывает (3:147, см. ЛЮБОВЬ, 488). Кто в беде отступает от Христа, тот и не любил Его Ложная есть любовь тех, которые вечно со Христом царствовать хотят, но смирения Его, страдания и поругания срамляются, и убегают от того. Таковые суть, которые в благополучии мнятся Богу БЛАГОДАРИТЬ, но в неблагополучии РОПЩУТ; не ТЕРПЯТ и обращаются к снисканию помощи от создания, дабы от нашедшей беды избавиться. Таковые самих себе и благополучие свое любят, а не Христа. Делают они подобно тени, которая во время сияния солнечнаго не отлучается от вещи, и стоит ли, или движется, и тень с нею; а когда нет сияния солнечнаго, тогда отступает и тень. Тако поступают и неистинные любители Христовы: хотят быть со Христом воскресшим и прославленным, но с обезчещенным, поруганным, посмеянным, уязвленным, распятым быть не хотят, ужасаются Его и убегают. Истинныя бо любви и дружества союз ничем разорваться не может (3:142).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Скорби посылаются человеку, чтобы он стремился к горнему Благочестивые души горести в мире вкушают, да не забудут отечества своего небеснаго, да не мир, как отечество, имеют, но туда мысли свои возводят и стремятся, где нет напастей, бед, болезни и воздыхания. Рассуждай сие, и в напастех лобызай и прославляй и величай благость Божию (5:77). Бог попускает на них напасти, чтобы они памятовали, что их не зде отечество, но на небеси, идеже отец их, и тако не любили бы суеты, не имели бы зде пребывающаго града, но грядущаго искали. «Егоже бо любит Господь, наказует», глаголет Апостол ( Евр. 12, 6 ) (1:173). Господь скорбями ведет ко СПАСЕНИЮ Коль полезно и нужно нам сие отеческое Божие наказание есть, не можно сказать. Разсуди, колико кроется в сердце нашем духовных немощей, которыя в плотском рождении родилися с нами: какая гордость, гнев, злоба, зависть, сребролюбие, нечистота; и прочая! Сии вси немощи всевидящее Божие око видит, и наведением скорбей и напастей, яко жестоким врачевством, хощет их исцелить, аще Ему в волю себе отдадим. Всякая бо скорбь, напасть учит нас смирению, терпению, кротости и прочему добру. Кто в болезни захощет злобиться и отмщевать? Кто в нищете, в темнице, в изгнании будет гордиться? Беда учит смиряться и все терпети. Беда подобна узде, которою свирепые кони воспящаются и укрощаются. Естество наше свирепеет и как бы беснуется, которое бедами и напастьми, как уздою, востягается и укрощается (3:296) (также 3:75, см. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ , 768) (4:15, см. ИСПЫТАНИЕ , 420). Скорби. Промысл Божий через скорби ведет ко спасению (5:76–77, см. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ, 768). Ради СПАСЕНИЯ терпеть все, что Промысл Божий пошлет Немощные все за благо приемлют и терпят, что от лекарей предписано ни будет, когда хотят исцелиться: тако должно и нам за благо принимать и терпеть все, что хощет и повелевает нам Врач наш Христос. Иначе спасительное Его нам врачевство ничего не поможет, как и немощному ничего не поможет врачевание лекарское, когда написанных правил не хранит; паче в горшее успевать будет немощь его (2:53).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010