В действительности пр. Симеон требует от своего ученика углубить благочестие и сделать его более внутренним, имея целью просвещение Духа. 214 Theol 3.34—37. 215 Theol 3.37—46. 216 Theol 3.46—69. 217 Euch 2.338. 218 Hymn 45.120—127. 219 Hymn 52.149—153. 220 Hymn 46.7—10. 221 Hymn 35.1—7. 222 Hymn 41.7—16. 223 Hymn 45.1—3. 224 Hymn 49.68—71. 225 Hymn 47.69—75. 226 Hymn 49.17—19. 227 Cat 23.65—94. 228 Cat 30.70—97. 229 Cat 9.344—346. 230 Cat 18.224—227. 231 Cat 27.80. 232 Cap 3.100. 233 Eth 7.437—445. 234 Eth 11.161—166. 235 Этот текст молитвы Иисусовой существовал по крайней мере с VI века в Палестине и, можно предположить, в Египте. См. нашу статью «Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы» в Вестнике Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 10, стр. 35—38, Париж, 1951 236 См. по этому вопросу прим. 1 к настоящей главе 237 Cat 22.30 238 Cat 22.30. 239 Cat 22.47—51. 240 Марк Пустынник. О духовном законе, гл. II, P.G.65.908A. 241 Cat 22.58—66. 242 Cat 22.74—87. 243 Cat 22.88—91. 244 См.: Часть IV. Видение света. Сн.2. 245 Там же. Сн.8. 246 Cat 16.86—91. 247 Ер 2.89. 248 Hymn 58.349—353. 249 Hymn 58.354—361. 250 Eth 7.203—206. 251 Сар 3.15. 252 Заслуга Фёлькера состоит в том, что он уделил в своем труде достаточное место аскетическому учению пр. Симеона и показал его близость с древними отцами в этой области 253 Euch 1.19—25. 254 Euch 1.252—255. 255 Euch 2.52—73. 256 Euch 2.73—75. 257 Euch 2.129 258 Euch 2.160—165. 259 Eth 7.435—445. 260 Eth 7.399—405. 261 Eth 4.151—159. 262 Eth 6.258—328. 263 Hymn 4.25—30. 264 Cat 1.167—170. 265 Cat 8.56—64. 266 Cat 8.64—67. 267 Cat 17.117—125. 268 Hymn 14.109—113. 269 Ер 1.445—456. 270 Ер 3.1—3 271 Ер 3.66—72. 272 Ер 3.78—80 273 Ер 3.92—96. 274 Ер 3.196—202. 275 Ер 3.241—247. 276 Ер 3.262—266. 277 Ер 3.321—324 278 Ер 3.462—466. 279 Ер 3.610—623. 280 Ер 3.754—760. 281 Ер 3.770—789. 282 Ер 3.824—834. 283 Ер 4.103—109. 284 Ер 4.111—115. 285 О общем отношении пр. Симеона к крещению см. Часть II. Сакраментальное крещение и крещение Духом 286 Ер 4.121—126.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

241 Опубликовано: Юдина М.В. Лучи Божественной Любви. Литературное наследие. М.; СПб., 1999. С. 308. (Примеч. сост.). 242 Символика сновидений. 1917. (Рукопись) [Приведенный текст входит в IV главу второй части цикла «У водоразделов мысли», завершенного о. Павлом Флоренским около 1922 года. Во второй редакции рукописного текста глава эта получила название «Символика видений». В настоящее время опубликовано: Флоренский П.Α., свящ. У водоразделов мысли. Сочинения: В 4 т. М., 1999. Т. 3(1). С. 429; примечания на с. 587]. 243 Философская антропология. 1918 (Рукопись) [Цитата приведена из «Приложения 1» II части цикла «У водоразделов мысли». См.: Флоренский П.Α., свящ. Сочинения: В 4 т. М., 1999. Т. 3(1). С. 41. – Примеч. сост.]. 245 Моленные иконы преподобного Сергия [Флоренский П.Α., свящ. Сочинения: В 4 т. М, 1996. Т. 2. С. 398399]. 249 О символе. 1916 (Рукопись). [См.: Флоренский П.Α., свящ. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. М., 1992. С. 157158]. 260 [Из письма от 1920.IV.1936. См.: Флоренский П.А., свящ. Сочинения: В 4 т. М., 1998. Т. 4. С. 442]. 266 На Маковце. 1913 (Рукопись). [См.: Флоренский П.Α., свящ. Сочинения: В 4 т. М., 1999. Т. 3 (1). С. 32, 33 Примеч. сост.]. 270 [«Не восхищение непщева» в настоящее время опубликовано: Флоренский П.Α., свящ. Сочинения: В 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 143; «Песнь восхождения» – см.: В Вечной лазури. Сергиев Посад. 1907. С. 18. – Примеч. сост.]. 271 [Ср. с текстом: Флоренский П.Α., свящ. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. М., 1992. С. 157158. – Примеч. сост.]. 273 О докторе П.И. Якубе см.: ЦГИА. Ф. 682. Д. 582, 1527. Вполне вероятно, что именно он изображен И.Е. Репиным на портрете, помещенном в кн. Музей 7 (М., 1987. С. 56). 274 Выражаем признательность протодиакону Сергию Голубцову , любезно предоставившему составленную им схему расположения домов в Сергиевой Посаде, в которых в начале XX века жили деятели искусства, просвещения и науки. 277 Трубачева М.С. Из истории охраны памятников в первые годы советской власти. Комиссия по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры 19181925 годов. Музей 5. М., 1984. С. 152164. См. также: Вздорнов Г.И. Забытое имя. Памятники Отечества. 1987. Вып. 2 (16). М., 1987. С. 8389. Добавим, что в этот же период, в 1919 году, П.А. Флоренский преподавал в Сергиевском институте народного образования.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Hymn 22.33–34. 567. Hymn 22.50–52. 568. Hymn 30.18–32. 569. Hymn 23.186–194. 570. Hymn 23.174–180. 571. Hymn 23.230–235. 572. Hymn 55.132–136. 573. Hymn 52.46–47. 574. Theol 2.238–246. 575. Hymn 7.25–27. 576. Hymn 13.37–47. 577. Hymn 13.48–50. 578. Hymn 21.114–117. 579. См. прим. 7 к этой главе. 580. Hymn 21.246–266. 581. Hymn 21.1–3. 582. См. мою статью «Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого». Вестник 61, 1968. Стр. 47–55. 583. Hymn 23.174–177. 584. Hymn 7.28–29. 585. Hymn 24.6–11. 586. Hymn 24.12–19. 587. Hymn 30.156–166. 588. Hymn 30.263–267. 589. Hymn 1.1–26. 590. Hymn 1.26–29. 591. Hymn 1.30–37. 592. Hymn 1.38–42. 593. Hymn 50.198–202. 594. Hymn 50.238–246. 595. Более подробно — в моей статье « «Тварная сущность» и «Божественная сущность» в духовном богословии пр. Симеона Нового Богослова». Вестник, 75–76. 1971. Стр. 151–170, особенно 168–170 (по–французски) 596. Eth 4.552. 597. Eth 1.3.82–86. См.: Часть II. Святая Евхаристия. Пр. 4. 598. Сар 1.51–52; Cat 28.403–410 599. Eth 3.203–205; 243–253. 600. Eth 3.257–263. 601. Eth 3.375–385. 602. Eth 3.399–402. 603. Eth 4.424–429. 604. Eth 4.856–861. 605. Eth 4.249–259. 606. Eth 4.260–269. 607. Eth 4.917–924. 608. Eth 5.184–193. 609. Eth 5.114–125. 610. Eth 5.212–214. 611. Eth 5.246–249. 612. Eth 9.239–245. 613. Eth 9.246–248. 614. Eth 9.303–305. 615. Eth 9.380–387. 616. Eth 9.390–407. 617. Eth 10.88–93. 618. Eth 10.697–713 619. Eth 10.813–821. 620. Eth 10.751–753. 621. Eth 11.157–186. 622. Euch 1.59–62. 623. Euch 1.152–154. 624. Euch 1.181–195. 625. Euch 1.196–211. 626. Euch 2.196–207. 627. Euch 2.208–224. 628. Euch 1.232–237. 629. Hymn 28.1–23. 630. Hymn 28.73–83. 631. Hymn 41.101–114. 632. Hymn 42.74–84 633. См.: Часть IV. Видение света. Прим. 71. 634. Hymn 42.120–125. 635. Hymn 55.82–92. 636. Hymn 50.91–109. 637. Hymn 23.13–19. 638. Hymn 23.122–128. 639. Hymn 23.267–268. 640. Hymn 23.319–326. 641. Hymn 23.346–354. 642. Hymn 23.394–414. 643. Hymn 23.517–520. 644. См.: Часть I. Братолюбивый Нищий.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

237. Ibidem. 238. Imperavit potius quam rogavit. Ibid. c. 20, 2. 239. Ibid. 25, 3. 240. Уместно вспомнить, что у другого социального радикала младшего поколения, (V в.) тесно связанного с аскетическими кругами Галлии (Лерин), у Сальвиана, в основе его ригоризма лежит тот же образ Иисуса: «вселенский Страдалец, самый бедный в мире, ибо чувствует беду всех». 241. Не понимаем, как мог Zöckler усмотреть в нем «eine Synthese von bischöflicher Regententugend und von asketischer Strenge». Askese und Mönchtum, В. II, p. 333. 242. Синтез епископской властности и монашеской строгости (нем.). 243. Мартин живет inter clericos dissidentes, inter episcopos saevientes, cum fere cotidianis scandalis. D. I, 24, 3. 244. Мартин живет среди несогласных клириков, среди обозленных епископов, в почти ежедневных оскорблениях (лат.). 245. Pauci tamen et nonnulli ex episcopis… impie repugnabant. V. Μ. c. 9. 246. немногие, однако, и некоторые из епископов… нечестиво противились (лат.). 247. Non alii fere insectatores eius, licet pauci admodum, non alii tamen quam episcopi ferebantur ib. c. 27, 3; Cf. D. I, 26, 3. 248. рассказывали, что те, кто его чуть ли не преследовал, пусть их было и немного, были, однако, не кто иные, как епископы (лат.). 249. Nec multum aberat, quin cogeretur imperator Martinum cum haereticorum sorte miscere D. III, 12, 2. 250. императора уже почти вынудили предать Мартина той же участи, что и еретиков (лат.). 251. D. III, 13, 6. 252. V. Μ. 25, 4. 253. D. I, 2,4; D. III, 16. Cf. V. Μ. 27,4: nosmet ipsos plerique (episcopi) circumlatrant. 254. и нас самих многие (епископы) облаивали (лат.). 255. V. М. 6, 4: adversus perfidiam sacerdotum solus paene acerrime repugnaret. 256. вероломству священников решительнеише противостоял всего лишь один (лат.). 257. D. 1.7.6. 258. «Un solitaire voyageur»: ВАВИТ, о. с. р. 193. 259. D. 1,17–19. 260. D. I, 10, 1. 261. Qui ab hominibus frequentaretur, non posse ab angelis frequentari. D. I, 17, 5. 262. кто общается с людьми, тот не может общаться с ангелами (лат.).

http://predanie.ru/book/219978-stati-192...

Позднее рассматриваемое слово перешло в слав. языки (напр., в болг.- камбана). Колокольня в слав. странах может называться «камбанарня». В совр. рус. язык вошло также слово «кампанила» как название стоящей отдельно от храма колокольни-башни (круглой или 4-гранной, многоярусной) в итал. архитектуре средневековья и Возрождения. В рус. богослужебных книгах слово «кампан» стало использоваться сравнительно поздно. В списках Студийско-Алексиевского устава и в ранних списках Иерусалимского устава встречаются только термины «било» (великое, железное), «древо» (великое, малое), «клепалце» (малое) (напр.: РГБ. Троиц. 242. Л. 69, 202 об.-203, 205, 217-217 об., 221, 364 об.-365 об., 408 об. и др., 1-я пол. XVI в.). В рус. списках Устава форма «камбан» и ее производные эпизодически появляются в XV в., присутствуют и в старообрядческих Уставах (см.: Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 240). Согласно списку 2-й пол. XVI в. РГБ. Троиц. 244, в начале пасхальной службы «...другий [параекклисиарх]… ударяет с сущими с ними в камбанарии напрасно, и во вся древа и железное, и тяжкаа [к]амбаны, и клеплет доволно» (Л. 373). В рус. печатном Типиконе 1610 г. термин «камбан» используется в описаниях той же службы (Л. 128 об.) и воскресной утрени: во время пения степенн «...параеклисиарх исшед ударяет во един камбан или в железное било» (Л. 15). По Типикону 1633 г. на воскресном всенощном бдении перед великой вечерней кандиловжигатель «...исходит и ударяет в великий камбан, тяжких, 12, покосну» (Л. 2 об.); повторяется здесь и приведенное выше описание звона перед пасхальной утреней (Л. 243 об.- 244). В Типиконе 1641 г. «камбан» упоминается в связи со степеннами на воскресной утрене (Л. 15 об.) и в связи с началом пасхальной службы (Л. 29). В Чиновнике новгородского Софийского собора (между 1626 и 1634) для дня Пасхи содержится указание: «Благовест к утрени за 4 часа дни в большой камбан доволно» (см.: Голубцов. 1899. С. 209). В печатном издании Типикона 1695 г., которому соответствует Типикон, принятый в наст. время в РПЦ, слово «кампан» как единственное обозначение колокола встречается часто, заменив в большинстве случаев термины «било» и «древо»: на воскресной службе перед малой вечерней параекклисиарх «...изшед клеплет в малый кампан» (Гл. 1. Л. 1), перед началом великой вечерни он же «ударяет в великий кампан не скоро, поя непорочны, или глаголя псалом 50, тихо 12-ю... И тако паки изшед клеплет во все кампаны» (Гл. 2. Л. 2-2 об.), по чтении Деяний св. апостолов перед началом утрени он «...клеплет в великий, и в прочия кампаны» (Гл. 7. Л. 7 об.), во время воскресной службы без всенощного бдения «церковник» (т. е. параекклисиарх) перед началом повечерия и полунощницы «...клеплет в малый кампан, или в ручное клепало, по обычаю» (Л. 14 об.), на вседневном богослужении в начале и в конце 9-го часа кандиловжигатель соответственно «знаменует в кампан» и «знаменает в два, или в 4 кампана, по уставу» (Гл. 9. Л. 16 об.) и т. д.

http://pravenc.ru/text/1470141.html

Прав.-догмат. богослов. т. 1, стр. 423–428. Спб. 1850 г.), или небрежности переписчиков, по неосмотрительности допустивших здесь искажение, которое весьма легко было сделать в старину, когда и наречия и местоимения, оканчивающиеся на e, писали обыкновенно чрез ae (так: superbae loqueris, stultae egisti, ipsae dixit et facta sunt: бл. Иероним. творен. т. 1, стр. 4. Париж, 1643 г.). Во свидетели сего призываем – а) древнейший рукописный кодекс Библии, в котором первоначальною рукою написано ipse, а другою позднейшею сделано из сего ipsa (бл. Иероним. творен, т. 1, стр. 4. Париж, 1643 г.). Призываем – б) бл. Иеронима, который в своих вопросах еврейских читал здесь ipse (бл. Иероним. творен, т. 2, стр. 510. Париж, 1699 г.), а о списках с своего перевода Библии отзывался так: «если найдешь ошибки в правописании, или даже описки какие-нибудь, препятствующие правильному разумению читаемого, то не мне вменяй их, но своим людям и невежеству писцев и небрежности переписчиков, которые пишут не то, что находят, но что разумеют, и когда стараются исправить погрешности чужие, обнаруживают собственные» (бл. Иероним Письм. к Люцинию: творен, т. 4, ч. 2, стр. 578. Париж, 1706 г.). Призываем – в) тексты: еврейский и греческий, с которых переводил ветхий завет бл. Иероним (бл. Иероним. Каталог. писат. церковных, Письм. 31, Прот. Руфин, кн. 2, Письм. 52 и 74; твор. т. 4, ч. 2, стр. 130. 243. 421. 429. 579. 627. Париж, 1706 г. Бл. Августин. О град. Бож. кн. 18, гл. 43: творен, т. 7, стр. 398. Антверпен, 1700 г.), текст халдейский (бл. Иероним. твор. т. 1, стр. 4. Париж, 1643 г.), текст италийский, составлявший до бл. Иеронима Вульгату, текст самаритянский, все древние переводы и пунктуацию мазоретскую, писателей и талмудистов еврейских: Филона, Онкелоса, Ионафана (христ. чтен. 1858 г. ч. 1, стр. 125), и – г) св. отцов и писателей Церкви (напр. св. Ирин. Прот. ерес. кн. 4, гл. 40, чл. 3 и кн. 5, гл. 21, чл. 1: твор. стр. 287. 318. Париж, 1710 г. Св. Киприан. Свидет. прот. иудеев кн. 2, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Враг искушает всякого идущего ко спасению (4:124, см. ИСКУШЕНИЕ , 410). Вражии козни, как сеть, мир опутали И так, куды ни обратится, везде ему сеть пагубы предлежит. Антоний Великий , как читаем в Церковной истории, видел весь мир от земли даже до небес сетьми исполнен; чего для и с воздыханием ко Господу воззвал: Господи! кто от сих сетей избавиться может? И подлинно, никто бы от них не избыл, аще бы Божия благодать не спасала всех (1:78). Враг, как сетью, уловляет христиан искушениями (4:114, см. ИСКУШЕНИЕ, 833). Всякому христианину следует искушение от диавола (4:243, см. ИСКУШЕНИЕ, 403). Козни врага диавола являются причиной греховного состояния по крещении (4:34, см. ГРЕХОВНОСТЬ , 284). Диавол прельщает и приводит человека к разорению заповедей (5:337, см. СЛЕПОТА , 886). Человек, нарушающий обеты, данные при святом крещении, отстает от Бога и пристает к сатане (5:28, см. КРЕЩЕНИЕ , 445). Неисполняющие слов Спасителя работают диаволу (3:177, см. НЕПОСЛУШАНИЕ , 556). Злоба и гнев открывают диаволу вход в душу (5:229, см. ЗЛОБА и ГНЕВ , 393). Сатана, враг наш, совлек с нас одежду благодати и спасения (2:100, см. БЛАГОДАТЬ , 35). Христианский неприятель диавол через помыслы разоряет дом души (3:229, см. ПОМЫСЛЫ , 742). Сатана прельщает христиан ко греху через злые помыслы (3:173, см. ПОМЫСЛЫ, 743). Сопротивляясь хульным помыслам, христианин возвращает злобу диаволу на его главу, а сам сподобляется венца (3:309, см. ПОМЫСЛЫ ХУЛЬНЫЕ, 745). Враг нападает через ПОМЫСЛЫ Сами вернии по вся дни дознают лютая их нападения, когда чрез злые помыслы, то веру их, яко основание всего духовнаго блаженства, разрушить, то любовь погасить и свои беззаконий плевелы на ниве сердец их посеять тщатся (3:442). Если не удается ИСКУСИТЬ через помыслы, диавол действует через людей Видишь, что сатана от Иисуса отыде до времени; не удалось ему тогда ничего, так после напал на Него, чрез своих служителей, книжников и фарисеев, и прочиих князей жидовских. Так действует он и рабам Христовым. Когда не удается чрез злые помыслы и прочия беды низложить их, то насылает на них злых людей, и чрез них гонит, озлобляет и мучит их (5:104).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Вси таковые пленники веры христианской не имеют, хотя и именуются христианами. Ибо вера подвизается противу всякаго греха, и не дает места диаволу, противится ему, якоже учит Апостол: «емуже» (диаволу) «противитеся тверди верою» ( 1Пет. 5, 9 ). А когда веры не имеют, то напрасно и именем христианским именуются. Что бо пользует имя без самой вещи? (3:448). Диавол страстьми и похотьми нашими борет нас (4:243, см. БРАНЬ , 120). Демоны борют христиан оружием страстей (4:48, см. БРАНЬ, 124). ДУША, страстями связанная, подобна человеку в темнице Видишь, что бедная душа, благородное сие создание, по образу и подобию Божию созданное, сими страстьми вредными, как человек в темнице седящий узами, есть связана и не может свободно делати и начинати, что ей, яко образу Божию, сходное; ибо не допущают ее сии злые стражи и враги. От сей беды и окаянства пришел избавить ее Иисус, Избавитель наш, Который глаголет нам: «Аще убо Сын вы свободит, воистину свободни будете» ( Ин. 8, 36 ). Без Него бо душа от того бедствия свободитеся не может (5:123). Страстями объятая душа подобна человеку, сидящему в темнице (4:85, см. ГРЕХ , 266). Человек страстями подобен скотам Подлинно человек приложися скотом несмысленным, и уподобися им. Тии страсти, которыя в скотах суть, видятся в человеке. Гордится и надымается скот: тоежде видим и в человеке; гневается и злобится скот: гневается и злобится и человек; завидит скот: завидит и человек; дерется скот со скотом: дерется и человек с человеком; похищает скот: похищает и человек; обжирается скот: обжирается и человек; похотствует скот: похотствует и человек, и проч. И, что горше того, вси тии страсти, которыя особенно во всяком скоте имеются, в едином человеке находятся. Он горд и кичлив, он гневлив и злобен, он завистлив, он похотлив и прихотлив, он обжорлив, он чуждаго добра желателен, и проч. (5:220). Страсть, как магнит, притягивает людей Многие стараются, чтобы от страсти, в которой находятся, свободиться, и окаевают себе и плачут, видя свою беду, и временем от ней отстают, но паки обращаются. Страсть бо, как магнит, к себе привлекает их. Сего ради, христианине, вооружись противу плоти твоея с начала, пока еще молод еси; вооружись противу плоти, которая со страстьми и похотьми воюет на душу твою, и хощет ее умертвить. Исторгай страсти и похоти из сердца твоего, пока еще молоды и не возрасли, да не возрастши, умертвят душу твою (4:203) (также 2:24, см. ПРИСТРАСТИЕ , 765).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

3. Это не значит, что Христос идет или придет, Он уже пришел, Он уже здесь (там же, с. 198). 4. Любой национальный флаг – символ суверенной власти нации (там же, с. 242). 5. Подобные изображения (символы национальной власти – орел, солнце, лев и т. д.) запрещены в Исходе 20:2–6 (заповедь об идолопоклонстве) (там же, с. 242). 6. ...Поэтому ни один свидетель Иеговы, который признает спасение только за Ним, не может отдавать честь национальному символу, так как он при этом нарушает заповедь Иеговы против идолопоклонства, записанную в Его Слове (там же, с. 243). Существование ада и вечного наказания 1. ...Христианство учит неприемлемой для Бога доктрине об аде, в котором души людей будут мучиться вечно (Let God be True, p. 88). 2. Совершенно ясно, что ад, о котором говорит Библия, есть братская могила человечества. Это понятно даже младенцу, но только не богословам религии (там же, с. 92). 3. Кто виноват в этой богоотступнической доктрине? Конечно, сатана. Он хотел отпугнуть людей от изучения Писания и внушить им ненависть к Богу (там же, с. 98). 4. Несовершенный человек не станет мучить даже бешеную собаку, а просто пристрелит ее. Священники же утверждают, что Бог , Который есть любовь, будет совершать злодейства, мучая людей только за то, что им выпало несчастье родиться грешниками (там же, с. 99). 5. Доктрина о полыхающем аде, где нечестивых будут вечно мучить после смерти, неверна по четырем причинам: (1) она противоречит Писанию, (2) она неразумна, (3) она противоречит любви Бога, (4) она несовместима со справедливостью (там же, с. 99). Душа человека, его природа и судьба 1. ...Человек объединяет в себе две вещи, а именно: «прах земной» и «дыхание жизни». Взаимодействие этих двух вещей (или факторов) произвело живую душу или творение, именуемое человеком (там же, с. 68). 2. Мы видим, что утверждение церковников о бессмертии души человека, который тем и отличается от животных, не имеет оснований в Святом Писании (там же, с. 68). 3. Внимательное изучение Святого Писания дает неоспоримые доказательства того, что душа человека смертна. Бессмертная душа не может умереть, но Слово Божие в Иез. 18:4 говорит о людях: «Ибо вот, все души – Мои... душа согрешающая, та умрет» (там же, с. 69–70).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Лит.: Сильвестр (Медведев), мон. Оглавление книг, кто их сложил//ЧОИДР. 1846. 3. Отд. 4. С. 11-12. 33; Докучаев Н. О так называемой «Книге о вере единой»//Черниговские ЕВ. Прил. 1867. 17, 18; 1868. 8, 16, 17, 20, 21; 1869. 3; Дементьев Г. Критический разбор так называемой Книги о вере сравнительно с учением глаголемых старообрядцев. СПб., 1883; Завитневич К. «Палинодия» Захария Копыстенского и ее место в истории западнорус. полемич. лит-ры. Варшава, 1883; Калужняцкий Э. И. Игумена Нафанаила «Книга о вере», ее источники и значение в истории южно-западнорус. полемич. лит-ры//ЧОИДР. 1886. Кн. 4. Отд. 2. С. 1-36; Белокуров С. А. Арсений (Суханов). М., 1891. Ч. 1 (по указ.); Строганов П. Я. Патриарший Бизюков мон-рь: Опыт церк.-ист. исслед. Могилёв, 1914. С. 100, XLII-XLIII; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1. С. 118, 344; Rothe H. Zur Kiever Literatur im Moskau. II//Slavistische Studien zum IX. Intern. Kongress in Kiev, 1983. Köln; W., 1983. S. 417-434; Niess H. Kirche in Rußland zwieschen Tradition und Glaube. Gött., 1977; Mychalskyj A. «Liber de fide» Pseudo-Nathanaelis. R., 1967. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 1; 21); Заборовский Л. В. Католики, православные, униаты: Проблемы религии в русско-польско-украинских отношениях кон. 40-80-х гг. XVII в.: Документы. Исследования. М., 1998. Ч. 1. С. 124; Опарина Т. А. Иван Наседка и полемич. богословие Киевской митрополии. Новосиб., 1998. С. 243-284; она же. Число 1666 в рус. книжности сер.- 3-й четв. XVII в.//Человек между Царством и Империей: Сб. материалов междунар. конф. М., 2003. Ч. 4. С. 287-317; Флоря Б. Н. Положение правосл. населения Смоленщины в составе Речи Посполитой (20-40-е гг. XVII в.)//RES. 1998. T. 70. Fasc. 2. Р. 333-345; он же. Смоленщина и Моск. Патриархия накануне русско-польской войны//Слав. альманах. 2002. М., 2003. С. 49-53; Гурьянова Н. С. Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии. Новосиб., 2007. С. 291-319; Савельева Н. В. Кто был автором «Книги о вере»//Рус. лит-ра. М., 2010. 4. С. 149-154; она же. Неизвестный западнорус. автор иером. Гедеон, игумен Бизюкова мон-ря, и моск. книгопечатание сер. XVII в.//Книжная старина. СПб., 2011. Вып. 2. С. 82-131; она же. К вопросу о допечатной традиции «Книги о вере» иером. Гедеона, игумена Бизюкова мон-ря: Из истории бытования списка М. А. Оболенского//Старообрядчество в России, XVII-XX вв. М., 2013. Вып. 5. С. 15-38.

http://pravenc.ru/text/1841552.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010