Слов обличения он не собирал с торжищ. Пред ним всегда был светильник Слова Божия. Им он и освещал действительность. Тысячами смотрели на скромного библеиста-летописца ранившие его сердце, как сердце одного из многих. Но он, говоривший один за многих, не оттачивал стрел личного негодования. Старый городничий старорусского грязного уездного города увидит кругом себя «архиплутов», «протобестий», «козлиные бороды», «свиные рыла вместо лица» 58 . Беллетрист-писатель обратит внимание на верность такой характеристики «ошеломляющего» русского «тумана» и, не упомянувши о том, что он и сам, ведь, как городничий, сгущает этот туман 59 … Образы библеиста мягче, выразительнее. Он видит «лесных вепрей», «полевых зверей», объедающих «виноградную лозу», «лисиц, разрушающих ограду» и груды «мусора» 60 . Но слыша о вепрях и мусоре и видя их, библеист ищет священников – врачей души и тела 61 , благовестников Слова Божия 62 , зовет «Филиппов» дней апостольских «к евнухам», «в трудную и вместе самую важную для последних минуту» 63 – «в момент колебаний и искажения ими истины» 64 . Как бы соизмеряя три силы: Божескую, человеческую и дьявольскую, Андрей Петрович показывает, как две последних силы пытаются обессилить силу Божественную. «Сказал Бог: сотворим человека… да владычествует над землёю» ( Быт.1:26–28 ). «Сказал змей: вы будете, как боги, знающие добро и зло» (3:4–6). «Сказали (люди) друг другу: наделаем кирпичей и построим себе город и башню, высотой до небес, и сделаем себе имя» (11:3–4). В этих трёх призывах указан основной момент расхождения человека с Богом. Бог призывал человека к разумному и скромному «владычеству над землёй» 65 , но человек вышел «из круга дозволенного в область совершенно недозволенного». Покоряя природу себе, он, «как конь, как лошак несмышлёный» ( Пс.31:9 ), не хочет покорить своей воли Богу 66 . Человек не задумывается, быть может, над вопросами, которыми «Совершеннейший в знании» ( Иов.37:16 ) испытывал Иова. «Кто положил меру земле?.. Кто затворил море воротами? Нисходил ли ты в глубину моря? Обозрел ли ты широту земли? Входил ли ты в хранилища света? По какому пути разносится восточный ветер? Кто проводит протоки для излияния воды, и путь для громоносной молнии? Знаешь ли ты уставы неба? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы! Давал ли ты приказания…, чтобы земля изменялась, как глаза под печатью? ( Иов.38:4–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Так духовно исполнилось в церкви Христовой предвозвещенное пророками преображение мира. 5.8. Эсхатологическое толкование пророчеств Исаии и Осии о Христовом царстве мира на земле В раннем христианстве живо было эсхатологическое ожидание пришествия Христова с установлением им царства Божьего на земле. Это ожидание было созвучно иудейскому ожиданию тысячелетнего мессианского царства на земле. Позднейшие отцы всё более отходили от этого учения и таких ожиданий. В церкви это учение стало даже считаться хилиастической ересью, хотя ясных соборных определений по этому поводу так и не последовало. Опровержение хилиастического учения дано нами в Толковании на Апокалипсис Толк, на Апокалипсис, гл. 20 и Прилож. V и VI]. Но, поскольку некая загадка, имеющая открыться только по мере исполнения пророчеств так и остается, то приведем для полноты сведений суждения тех ранних отцов о грядущем царстве Христовом. Библейские тексты – пророчества Исаии (2,1–4; 11,1–11; 65:17–25), Михея (4:1–4), осии (2:18–19), а также св. Иоанна Богослова ( Откр. 20:1–7 ). В пророчестве Апокалипсиса сказано: И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельства Иисуса и за Слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет ( Откр. 20:4 ). Здесь отчетливо сказано, что первое воскресение относится к не принявшим антихриста (зверя), ни образа его, ни печати (начертания) его и только потом тысячелетнее царство Христово и, как видно из всего текста главы, имеющее осуществиться на земле. Видимо, именно этот текст заставлял так долго колебаться многих отцов в признании богооткровенности Апокалипсиса и включении его в канон священных книг Нового Завета. Толкования блж. Августина и св. Андрея Кесарийского , что всё это духовно происходит уже сейчас до воцарения антихриста, явная натяжка. Натяжкой является не утверждение о духовном царстве, а то, что всё тысячелетнее царство Христово будет до антихриста, хотя сказано, что оно будет после.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Хотя гл. 2–4, и 5-я предшествуют описанию «видения», но указания на последнее в них уже есть 52 . Если же признать, что не 2–4 и 5-я главы, а 6-я глава есть первая по времени происхождения, то становится непонятным помещение главы 6-й, содержащей рассказ о призвании пророка, не в начале книги 53 . Отдел 7–12 гл. Слова, которые пр. Исаия послан был возвещать народу (6:9–13), вскоре же начали исполняться, и в 7-й главе пророк описывает уже начальное их исполнение. «И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя иудейского, Рецин, царь сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать» (7:1). Когда было возвещено об этом дому Давидову, то сердце Ахаза и «народа его» всколебалось, «как колеблются листья в лесу от ветра» (2). Тогда, по внушению Божию, вышел навстречу Ахазу к концу водопровода верхнего пруда пророк Исаия с сыном своим Шеар-Ясувом, (3 ст.), имя которого обозначает: «остаток спасется». Пророк, по откровению от Господа, внушал Ахазу не страшиться и не унывать «от двух концов этих дымящихся головней», т. е. царей сирийского и израильского, ибо замыслы их – воцарить на престоле Давидовом сына Тавеилова – «не состоятся и не сбудутся»: Дамаск останется главою лишь Сирии и Рецин главою только Дамаска, «а Ефрем чрез 65 лет 54 перестанет быть народом» (4–9). «Если вы не верите», продолжал пророк, видя неверие Ахаза, который уповал вместо Бога на помощь царя ассирийского, ( 4Цар.16:17 ), – «то вы не утверждены» 55 : «проси себе знамения у Господа». Но Ахаз не хотел ввериться помощи Божией и отказался от знамения (9–12). Тогда сказал Исаия: «слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак, Сам Господь дает вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил (ср. Мф.1:22–23 ). Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе. Ибо прежде, нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, оставлена (или: опустошена) будет земля та (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Этим-то истинным носителям Божественных намерений и принадлежало собственно почетное название рабов Божиих или раба Божия. Если так назывался весь Израиль, то только ради них. Им то собственно и давались все обетования славного будущего. Они одни будут просветителями народов; через них явится спасение в Сионе и ими распространится на весь мир. Так говорит Иегова тем, которые оставили Господа, забыли Святую гору Его: «вот рабы мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будуть пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будуть веселиться, а вы будете в стыде... и убьет тебя Господь Бог , а рабов своих назовет другим именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины, и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины» ( Ис.65:11–16 ). В таких именно чертах изображает пророк освобожденный из плена народ и отношение к нему Иеговы. Это изображение Израиля, как раба Божия и служит тем фоном, на котором начертывает пророк образ Раба Божия, как определенной Личности. Если мы теперь сравним фон с самим образом, то без труда увидим в них нечто общее и сходное. Сходство между Израилем и Рабом Божьим, как Личностью , так значительно, что иногда затрудняешься сказать, где идет речь о целом народе и где об одной Личности. 1 Все приведенные выше места, в которых идет речь о рабе Божьем, несомненно относятся к народу израильскому, так как в них прямо указывается на коллективный характер субъекта. К местам же, предметом которых служит Раб Иеговы, как единичная Личность, относятся обыкновенно: Ис.42:1–7 ; Ис.49:1–10 ; Ис.50:4–10 ; Ис.53 . Рассмотрим, как изображается в них Раб Иеговы. Начнем с 42 гл ( Ис.42 ). " Вот Раб 2 Мой, Которого Я держу за руку». Это выражение в предшествующей главе в ст. 13 ( Ис.41:13 ) употреблено в применении к израильскому народу: «Я Господь Бог твой, держу тебя за правую руку и говорю: не бойся». Дальнейшие слова: «Избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя», по смыслу могут быть отнесены к Израилю, который весьма часто называется избранным Божиим ( Ис.45:4, 44:2, 41:9  и др.), возлюбленным ( Ис.44:2 ), многоценным ( Ис.43:4 ) и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

14) «Новая тварь» Гал.6:15 . «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь». Объясн. «Новой тварью» апостол, по словам Златоуста, называет нашу жизнь как в отношении к совершившемуся уже, так и к имеющему ещё совершиться. В отношении к совершившемуся: ибо душа наша, состарившаяся во грехе, чрез крещение: Ин.3:5 – вдруг обновилась, как бы вновь пересозданная, посему и требуется от нас жизнь новая и небесная. В отношении к будущему потому, что небо и земля и вся тварь вместе с нашими телами перейдут в состояние нетления: 1Кор.15:51–54 . Иди и живи в обновлённой жизни, и ты спасён. В полной же силе спасение твоё явится тогда, когда явится новое небо и новая земля: Ис.65:17–20 ; Откр.21:1–5 . 15) О детях Божиих Рим.9:7–8 . «И не все дети Авраама, которые от семени его; но (сказано): «в Исааке наречётся тебе семя» ( Быт.21:12 ). То есть, не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя». Объясн. Звания «детей Божиих» достигают те люди, которые незыблемо утверждены на основании апостолов, пророков и заповедей Самого Господа: Еф.2:20 ; Лк.10:16 ; Мф.10:40 , и которые исполняют волю Божию: Рим.12:1–2 . 16) О рождённых от Бога 1Ин.3:9 . «Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога». Объясн. Чтобы верующий имел право на звание рождённого от Бога, необходимо, прежде всего, чтобы семя – Слово Божие в нём пребывало: 1Пет.1:23 . Рождённый от Бога – это человек, осуществляющий в жизни своей слово Божие в подобном совершенстве, как осуществил его Сам Иисус Христос: Ин.13:15 . Далее, рождённый от Бога есть человек любящий Бога и ближнего своего: Ин.4:7 ; а любовь состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его: 2Ин.1:6 ; 1Кор.13:4–7 ; словом – любовь есть исполнение закона: Рим.13:8–10 . Под «детьми Божиими», «знающими Бога» – разумеются великие праведники, которые удостоены тесного общения с Господом и которые стали «своими Богу»: Еф.2:19 , такие люди не согрешают намеренно и сознательно: Лк.6:45 ; но не сознательно, по общей человеческой слабости, согрешать могут: 1Ин.1:8 ; Еккл.7:20 . Этим не ниспровергается необходимость исполнения заповедей Божиих и закона: Еф.2:20 ; 1Ин.2:3:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

181: «Не две ли малых птицы продаются»: Матфей 10:29. 181: «Верую, Господи»: Марк 9:24. 182: Иоанн Креститель: Матфей 11:1–7. Глава 10 189: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне»: Лука 19:38. 189: «Сказываю вам, что если они умолкнут»: Лука 19:40. 189: «Весь мир идет за Ним»: Иоанн 12:19. 191: «Я завещаю вам»: Лука 22:29. 191: «Я победил мир»: Иоанн 16:33. 191: «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду»: Иоанн 13:3–4. 192: «Но кто из вас больше, будь как меньший»: Лука 22:26. 192: «озирались друг на друга, недоумевая»: Иоанн 13:22. 192: «Не я ли?»: Марк 14:19. 193: «не знает Сего Человека»: Матфей 26:74. 193: «вошел в него сатана»: Иоанн 13:27. 194: «Отец, прости им»: Лука 23:34. 194: Гефсиманский сад: Матфей 26:36–56; Марк 14:32–52; Лука 22:29–53. 196: «Не так ли надлежало пострадать Христу»: Лука 24:26. 198: «заклинаю Тебя Богом живым»: Матфей 26:63–65. 198: «Ты Царь Иудейский»: Лука 23:3. 200: «проклят пред Богом всякий повешенный»: Второзаконие 21:23. 201: «Жажду»: Иоанн 19:28. 201: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой»: Лука 23:45. 201: «Совершилось»: Иоанн 19:30. 201: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»: Матфей 27:46; Марк 15:33. 202: «искупил нас от клятвы закона»: Галатам 3:13. 202: «не знавшего греха Он сделал»: 2 Коринфянам 5:21. 203: «Отняв силы у начальств и властей»: Колоссянам 2:15. 203: «Человек Сей был Сын Божий»: Марк 15:39. 203: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»: Лука 23:42. Глава 11 211: «А если Христос не воскрес, то и проповедь»: 1 Коринфянам 15:14. 212: «словами пустыми»: Лука 24:11. 212: «иные усомнились»: Матфей 28:17. 213: «со страхом и радостью великою»: Матфей 28:8. 213: «их объял трепет и ужас»: Марк 16:8. 214: «Ученики Его, придя ночью»: Матфей 28:13. 214: «Если Моисея и пророков не слушают»: Лука 16:31. 215: «А мы надеялись было»: Лука 24:13–39. 216: «Ты поверил, потому что увидел Меня»: Иоанн 20:29. Глава 12 226: «Я прославил Тебя на земле»: Иоанн 17:4–5. 227: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите»: Деяния 1:11.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

2:19, 23-24). Поэтому получив свободу, он отложил на некоторое время свой первоначальный план посетить Испанию (Рим. 15:24) и направился в Малую Азию, на что есть указание в 2 Тим. 4:13-20. Тут он в 65 году, обнаружив появление зловредных гностических ересей, распространяемых " хищными волками, не щадящими стада " , о которых предсказывал еще при прощании с ефесскими пресвитерами (Деян. 20:20-30), " умолил " сопутствовавшего ему Тимофея остаться и " пребыть во Ефесе " и поручил ему крепко " увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными " . Желая крепче соединить Тимофея с Ефесом, стоившим великому апостолу языков трехлетних напряженнейших трудов (Деян. 19:1-10), св. апостол Павел рукоположил его во епископа Ефесского, несмотря на относительную его молодость (от 30 до 35 лет), а сам направился далее в Македонию, куда неудержимо влекло его отеческое сердце (1 Тим. 1:3-4). Когда он находился в Македонии, до него дошли печальные слухи об усилившихся во Ефесе лжеучениях. Св. Тимофей никогда почти не разлучался со св. апостолом Павлом, а если и посылался куда-либо на время по поручению, то всегда действовал под ближайшим наблюдением и руководством св. апостола. Теперь он остался один на самостоятельном высоком посту. Отечески к нему расположенный апостол Павел не мог не видеть, как трудно ему отстаивать свою ефесскую паству от вторгшихся в нее " хищных волков " . Поэтому он и поспешил ему на помощь своим посланием, которое отправлено было из Македонии, вернее всего из Филипп, куда обещал св. апостол Павел прибыть и где имел побуждение побыть подольше. Временем написания этого послания был период между первыми и вторыми узами или четвертое путешествие св. апостола Павла, между 63 и 64 годами по Р. X. Цель написания первого послания к Тимофею Цель этого послания видна из слов самого апостола Павла: " Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины " (1 Тим.

http://sedmitza.ru/lib/text/430646/

2) Вторая же мысль о том, что одно внешнее, наружное богопочтение без внутреннего не только бесполезно, но даже гибельно, раскрывается так: «Беззаконник, закалывающий (для жертвы) тельца, является (в очах Божиих) подобным убивающему пса (яко убиваяй пса), приносящий в жертву семидальную муку – подобным проливающему (на жертвенник) свиную кровь, дающий (для жертвы) ладан в воспоминание – подобным богохульнику» (3 а ст.). Собак и свиней, как животных нечистых, по закону воспрещено было даже употреблять в пищу ( Лев. 11:3, 7, 27 ; Втор. 14:6, 8 ), поэтому принесение их в жертву (если бы кто решился сделать это) было бы грехом особенно тяжким, равным богохульству. Этому то тяжкому греху и приравнивает пр. Исаия внешнее, наружное богослужение беззаконников. Таковым, действительно и бывает внешнее богослужение беззаконников, которые, не исполняя закона и не понимая его духовного значения, думают получить прощение грехов чрез исполнение одних обрядов закона, тогда как, по словам ап. Павла, «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи ( Евр. 10:4 ). 3 b –4 ст. За указанное нечестие и особенно за то, что они не слушали вразумлений Божественных посланников, пророк от лица Божия возвещает им строгое наказание. «И как они избрали 104 свои пути (а не Богом указанные) и мерзости, какие угодны душе их (яже душа их изволи), так и Я (пророк говорит от лица Бога) изберу то, что будет служить поруганием, позором для них (изберу поругания их) и тем отмщу за грехи их (грехи их воздам им), потому что Я звал их, и они не послушали Меня, говорил им и они ослушались (преслушаша) и делали злое в очах Моих и чего Я не хотел (что было неугодно Мне), то избрали». Здесь повторяются мысли, высказанные в предыдущей главе (см. 65:6, 12). 5 ст. В виду предстоящего наказания пророк обращается к тем из иудеев, которые еще не утратили способности внимать Слову Божию (трепещущии словесе Его), и убеждает их выслушать слово от Господа и примириться с врагами своими для прославления имени Божия и посрамления этих врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

2 Господи, могущество Твое возвеселит царя, и, спасенный Тобою, возрадуется он. 3 Чего желало сердце его, даровал Ты ему, и прошений уст его не отринул. 4 Ибо встретил Ты его благословением благостным, возложил на главу его венец с камнями драгоценными. 5 Жизни просил он у Тебя, и даровал Ты ему долголетие навеки. 6 Велика слава его, спасенного Тобой; славу и великолепие возложишь Ты на него. 7 Ибо даруешь Ты ему благословение навеки; возвеселишь его радостью перед лицом Твоим. 8 Ибо царь уповает на Господа, и по милости Всевышнего не поколеблется. 9 Да настигнет рука Твоя всех врагов Твоих, десница Твоя да настигнет ненавистников Твоих! 10 Ибо ввергнешь Ты их в пламя, словно в печь огненную, в час явления лица Твоего. Ты, Господи, в гневе Своем приведешь их в смятение и предашь их огню. 11 Плоды их трудов на земле Ты погубишь и потомков их исторгнешь из числа сынов человеческих. 12 Ибо задумали они Тебе зло, возымели намерения, но не могут их совершить. 13 И обратишь Ты их вспять, и поразишь лица их. 14 Вознесись, Господи, в силе Твоей! Воспоем и поем силу Твою. Слава: 1 64 В конец, о заступлении утреннем, псалом Давида, 21. 2 65 Боже, Боже мой, внемли мне! Почему Ты оставил меня? Удаляют меня от спасения грехопадения мои. 3 Боже мой, взываю днем, и не слышишь, в ночи взываю, но не внемлешь Ты, хотя и не греховен зов мой. 4 А Ты во святилище живешь, слава Израиля! 5 На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавил их; 6 К Тебе воззвали и спаслись; на Тебя уповали и не потерпели стыда. 7 Я же червь, а не человек, терплю поношения от людей и унижения от народа. 8 66 Все видевшие меня глумились надо мной, говорили устами, кивали головою: 9 67 «Уповал он на Господа, так пусть избавит его и спасет его, если угоден Ему!» 10 Но Ты исторг меня из чрева матери моей, уповал я на Тебя еще грудным младенцем. 11 К Тебе привержен я от рождения, от чрева матери моей Ты Бог мой! 12 Не оставь меня, ибо скорбь подступила, и некому помочь мне. 13 Окружили меня враги, как стадо тельцов, как тучные волы, обступили меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

33. После же святого и спасительного дня Пасхи, и именно с понедельника в последующие дни седмицы, ежедневно по окончании службы Божией, приходя на сие святое место, если благоизволит Бог, будете слушать иные огласительные слова и в них снова объяснены вам будут причины каждого совершаемого действия, представлены доказательства на это из Ветхого Завета. Сказано же будет сперва о том, что совершается пред самым крещением, а после этого, как Господь очистил вас «банею водною посредством слова» ( Еф. 5:26 ), как священнодейственно соделались вы общниками в имени Христовом, и как дана вам печать общения Святого Духа. И о совершаемых на жертвеннике тайнах Нового Завета, приявших начало здесь, услышите, что передают о них Божественные Писания, какая их сила, и как надобно приступать к ним, когда и как принимать их. А на конец всего, если соблаговолит Бог, сказано будет, как в последующее время должно вам вести себя достойно благодати, чтобы все вы могли насладиться вечною жизнию. 34. «Впрочем, братия, радуйтесь всегда о Господе, и еще говорю: радуйтесь» ( Фил. 3, 1; 4:4 ), «потому что приблизилось избавление ваше» ( Лук. 21:28 ), и спасения вашего ожидает небесное ангельское воинство. Слышится уже и «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу» ( Мф. 3:3 ). И Пророк взывает: «Жаждущие! идите все к водам» ( Ис. 55:1 ); и вслед за этим: «Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится» (2). И вскоре услышите чтение, в котором изрекается благая весть: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой» ( Ис. 60:1 ). Об этом Иерусалиме Пророк сказал: «тогда будут говорить о тебе: город правды, столица верная» ( Ис. 1:26 ), потому что «от Сиона выйдет закон и слава Господня из Иерусалима» (2:3); отсюда одождило оно целую вселенную. Этому Иерусалиму Пророк говорит о вас: «Возведи очи твои и посмотри вокруг, все они собираются, идут к тебе» ( Ис. 60:4 ). И он ответствует, говоря: «Кто это летят, как облака и как голуби к голубятням своим» (8)? Они – «облаки», потому что духовны; голуби – потому что простосердечны. И еще: «Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому? Возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться – родил сынов своих» (66:8). Все исполнится и неизглаголанной радости, потому что Господь сказал: «ибо вот Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью» (65:18).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010