823. Никольский Н. Древний Вавилон. М., 1913, с. 434 + 6, 824. Никольский Н. Культура древней Вавилонии. Минск, 1959, с. 183. 825. Рагозина 3. История Ассирии. СПб., 1902, с. XVI + 500. 826. Редер Ц. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965, с. 120. 827. Смирим А. Покаяние ниневитян. — ЧОЛДП, 1879, с. 70-111. 828. СЭЙС А. Ассиро-вавилонская литература. СПб., 1879, с. 55. 829. Флиттнер Н. Искусство и культура древнего Двуречья. М., 1964, с. 297. 830. Beljawski V. A. Der politische Kampf in Babylon in den Jahren 562-556 v. Chr. — «In memoriam Echard Unger» Beitrage zur Geschichte, Kultur und Religion des Alien Orients. Baden-Baden, 1971. 831. Bohl de, Liagre P.M. Th. Die Religion der Babylonier und Assyren. — «Christus und die Religionen der Erde», II, 1951. 832. Heissner В. Babylonien und Assyrien, 1-2, 1920-1924. 833. Klengel-Brandt К.. Reise in das alte Babylon. Leipzig, 1971. 834. Olmstead A. The History of Assyria. N.Y., 1929. 835. Parrot A. Assur. Paris, 1961. 836. Smith S. Babylonien Historical Texts relating to the Capture and Downfall of Babylon. London, 1924. 837. Unger E. Babylon, die heilige Stadt, 1951. 838. Wiseman D.J. Chronicle of Chaldean Kings. London, 1956.   20. ИРАН, ЗАРАТУСТРА, МАЗДЕИЗМ 839. Абаев В. Пятый столбец Бехистунской надписи Дария Первого и антидэвовская надпись Ксеркса. ВДИ, 1963, с. 113-115. 840. Его же. Скифский быт и реформа Зороастра. — «Archiv Orientalni», Прага, 1965, 24, ст. I, с. 23-56. 841. Его же. Антидэвовская надпись Ксеркса. — «Иранские языки», 1945, 1. 842. Алиев И. История Мидии. Баку, 1960, с. 361. 843. Бертельс E. Отрывки из Авесты. — «Восток». 1925, с. 3-11. 844. Беттани и Дуглас. Великие религии Востока, т. 1. Пер. с англ. М., 1899, с. 270. 845. Боголюбов Н. Философия религии, т. 1, 1918, с. 173-189. 846. Г. В. Риг-Веда, Зендавеста и Гаты в их отношениях к Божественному откровению. — ХЧ, 1886, с. 19-44; с. 257-333; с. 625-662. 847. Герасимов Н. Нирвана и спасение. М., 1914. 848. Глаголев С. Очерки по истории религий, ч. 1. Серг. Посад, 1902.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Лит.: Garcia de Caralps A. J. Historia de S. Oleguer, arçobispo de Tarragona y obispo de Barcelona. Barcelona, 1617; Morera y Llaurad ó E. Tarragona cristiana: Historia del arzobispado de Tarragona y del territorio de su provincia (Cataluña la Nueva). Tarragona, 1898. Vol. 1. P. 374-396, 561-564; Mas J. Notes históriques del Bisbat de Barcelona. Barcelona, 1906. Vol. 1: Taula dels altars y capelles de la Séu de Barcelona; 1914. Vol. 10-11: Rúbrica del «Libri Antiquitatum» de la Séu de Barcelona. Pt. 2; 1915. Pt. 3; Puig y Puig S. Episcopologio de la sede barcinonense. Barcelona, 1929; Rius Serra J. Los procesos de canonización de san Olegario//Analecta Sacra Tarraconensia. Barcelona, 1958. Vol. 31. P. 37-64; Rod é s M. Ollegario//BiblSS. Vol. 9. Col. 1172; McCrank L. J. Restauración canónica e intento de reconquista de la sede tarraconense (1076-1108)//Cuadernos de historia de España. Buenos Aires, 1977. Vol. 61/62. Р. 145-245; idem. The Foundation of the Confraternity of Tarragona by Archbishop Oleguer Bonestruga, 1126-1129//Viator. Turnhout, 1978. Vol. 9. P. 157-177; idem. Norman Crusaders in the Catalan Reconquest: Robert Burdet and the Principality of Tarragona, 1129-1155//JMedH. 1981. Vol. 7. P. 67-82; idem. Santo y héroe: Oleguer de Barcelona//Butlletí Arqueològic. Tarragona, 1998. N 19/20. P. 231-243; Mart í Bonet J. M. Sant Oleguer i l " aplicació de la reforma gregoriana//Analecta Sacra Tarraconensia. 1998. Vol. 71. P. 537-579; idem. Oleguer, servent de les esglésies de Barcelona i Tarragona. Barcelona, 2003; Aurell M. Prédication, croisade et religion civique: Vie et miracles d " Oleguer († 1137), évêque de Barcelone//Rev. Mabillon. P., 1999. Vol. 10. P. 113-168; Abe T. The Ecclesiastical Policy of the Counts of Barcelona in a Conquered Region: The Relationship between the Counts and the Archbishopric of Tarragona in the 12th and 13th Cent.//Life and Religion in the Middle Ages/Ed. F. Sabaté Curull. Camb., 2015. P. 67-102; Smith D. J. The Men Who Would Be Kings: Innocent II and Spain//Pope Innocent II (1130-43): The World vs. the City/Ed. J. Doran, D. J. Smith. L.; N. Y., 2016. P. 181-204.

http://pravenc.ru/text/2578297.html

Первое публичное выступление состоялось в Палате общин. Ахмед Эльгвахари говорил: — Моя мама и сестра отравились дымом и сгорели в башне. Перед гибелью они звонили мне, и я слышал, как они умирают. Мне пришлось смотреть, как наша квартира горит два дня. Если это не пытка, то я не знаю, что это такое. Слушатели были ошеломлены. С этого момента «Грэнфелл Юнайтед» обрела общественный и политический голос. Некоторые общественники отказались от работы и уделяли все время защите интересов жителей Грэнфелла. Самый молодой из них, 21-летний Тиаго Алвес, спасшийся с 13-го этажа, отказался от степени по физике в Kings College London. «Грэнфелл Юнайтед» стала их призванием. — У меня не было выбора, — сказал Муссилхи. — Со мной и моей семьей, соседями, друзьями произошло нечто ужасное. Я должен что-то изменить. «Они подвели нас» Но спустя два года между жителями Грэнфелла и властью по-прежнему пропасть. Эд Даффарн планирует изменить стратегию общественного объединения. Он считает, что более 30 встреч с министрами и государственными служащими недостаточно. Этой весной Эд получил обратно несколько вещей из своей любимой квартиры: дневник, часть кофейного сервиза, который оставила ему мать, и магнит на холодильник, который почти полностью сгорел. — Нам пришлось сделать нечто хорошее из плохого. Мы имели право кричать на чиновников и расстраиваться, потому что переживали горе. Мы этого не сделали, потому что решили договариваться с ними. Мы работали и добились многого, — говорит Даффарн. — Единственное, чего боятся власти — это социальная напряженность. И это правильно. Она все еще есть. Боль и гнев не покидают людей. Мы впустую потратили 22 месяца, чтобы это изменить, и теперь мы найдем другое решение. Мы многому научились, потому что они подвели нас. Источник: The Guardian Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/24-lestnichnyh-proleta...

В 1998 г. израильский археолог Н. Нааман высказал предположение, что рассказ о реставрации И. храма должен был базироваться на некой надписи ( Na " aman N. Royal Inscriptions and the Histories of Joash and Ahaz, Kings of Judah//VT. 1998. Vol. 48. Fasc. 3. P. 333-349). В янв. 2001 г. в Иерусалиме при невыясненных обстоятельствах была обнаружена на плитке из аркозового песчаника размером 30×60 см т. н. надпись царя Иоаса. В ее тексте упоминается реконструкция храма, предпринятая И. (4 Цар 12). 18 июня 2003 г. израильское Управление по делам древностей на основании собственного расследования официально признало эту надпись подделкой. Недоверие к надписи основано на том, что ее обнаружение связано со скандально известным антикваром Э. Голаном, на к-рого было заведено уголовное дело за изготовление поддельных артефактов. Специалист по евр. эпиграфике И. Наве из Еврейского ун-та на основании анализа текста надписи пришел к выводу, что начертания букв носят смешанный характер и составлены из образцов евр., арам. и моавитского письма IX-VII вв. до Р. Х. Мн. исследователи отмечают существенные ошибки в написании и терминологии, считают надпись подделкой (см., напр.: Cross F. M. Notes on the Forged Plaque Recording Repairs to the Temple//IEJ. 2003. Vol. 53. P. 119-122). Подделкой называют надпись специалисты по евр. эпиграфике Х. Мисгав, Ш. Ахитув, А. Горовиц, И. Эфаль (см., напр.: Ephal I. The «Jehoash Inscription»: A Forgery//Ibid. P. 124-128). При этом ряд ученых отстаивают лингвистическую достоверность текста надписи (напр.: Sasson V. Philological and Textual Observations on the Controversial King Jehoash Inscription//Ugarit-Forschungen. Kevelaer, 2003. Vol. 35. P. 573-587). Анализ остатков патины, покрывавшей надпись, с помощью метода ускорительной масс-спектрометрии дает основания для вывода о ее подлинности ( Ilani S. et al. Archaeometric Analysis of the «Jehoash Inscription» Tablet//J. of Archaeological Science. L., 2008. Vol. 35. Issue 11. P. 2966-2972; ср. также упоминание о ее подлинности: Снигирев Р., прот. Библейская археология. М., 2007. С. 283). Однако анализ изотопного состава атомов кислорода патины не подтверждает этот вывод ( Goren Y. et al. Authenticity Examinatiom of the Jehoash Inscription//Tel Aviv: J. of the Inst. of Archaeology. 2004. Vol. 31. N 1. P. 3-16). Споры относительно подлинности этого артефакта ведутся в наст. время.

http://pravenc.ru/text/578034.html

Особый мифологизированный образ И. представлен в валлийской традиции. Во 2-й пол. XII в. валлийский интерполятор «Законника Эдуарда Исповедника» (Leges Edwardi Confessoris; сборник 39 законов, составленный ок. 1140 г. и приписываемый кор. Эдуарду Исповеднику) сообщал, что ангел избрал И. королем англов и сделал 1-м правителем всей Британии. И. взял жену из обл. Камбрия по имени Гуала, в честь к-рой область получила название Уэльс. Т. о., И. объединил под своей властью германцев и бриттов. Далее в «Законник...» включена похвала мудрости и справедливости И. Согласно Гальфриду Монмутскому, И. был племянником Алана, правителя бриттов Арморики (ныне Бретань), посланным в Британию для борьбы с англами и саксами. Ист.: Beda. Hist. eccl. IV 15; V 7// Baedae Venerabilis Opera historica/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. T. 1. P. 236, 294; The Anglo-Saxon Chronicle/Ed. B. Thorpe. L., 1861. Vol. 1. P. 64-75. Vol. 2. P. 35-39; Wilhelmus Malmesburiensis. De gestis regum Anglorum. 35-38//PL. 179. Col. 988-994; idem. De gestis pontificum Anglorum//Ibid. Col. 1543, 1619, 1631-1632, 1637, 1644-1645; idem. De antiquitate Glastoniensis ecclesiae//Ibid. Col. 1703-1707, 1724, 1729; Henricus Hantingdoniensis. Historia Anglorum//Ibid. 195. Col. 871-873, 876, 886, 888; ActaSS. Febr. T. 1. P. 905-912. Лит.: [ Stubbs W.] Ine, Ini, Ina//DCB. Vol. 3. P. 236-239; Hodgkin R. H. A History of the Anglo-Saxons. Oxf., 19392. P. 316-321; Stenton F. M. Anglo-Saxon England. Oxf., 19472; Bonser W. An Anglo-Saxon and Celtic Bibliography. Oxf., 1957; Brooke C. N. L. The Saxon and Norman Kings. L., 1963. P. 101-102; Kirby D. P. Problems of Early West Saxon History//EHR. 1965. Vol. 80. P. 10-29; Boyle L. Ine//BiblSS. Vol. 7. Col. 789-790; Wallace-Hadrill J. M. Early Germanic Kingship in England and in the Continent. Oxf., 1971; Folz R. Ina//DHGE. T. 25. Col. 1107-1108; The Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England/Ed. S. Keynes, M. Lapidge. Oxf., 1999. P. 251. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/389595.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАХАЗ [Иохаз; евр.  ,   греч. Ιωχαζ], имя 2 ветхозаветных царей эпохи разделенного царства. Иоахаз (ок. 814-800 гг. до Р. Х.), 11-й израильский царь, сын и преемник царя Ииуя (4 Цар 10. 35; 13. 1-9). Исследователи предлагают 2 др. датировки его правления: 815-802 гг. до Р. Х. ( Hobbs. 1992. P. 659) или 814-798 гг. до Р. Х. ( Тантлевский. С. 223). В 4 Цар 13. 1 правление И. соотносится с царствованием иудейского царя Иоаса (ок. 835-796 гг. до Р. Х.) и составляет 17 лет (вероятно, И. был соправителем своего отца в течение 3 лет). В начале правления И. страна была ослаблена из-за регулярных военных столкновений с арам. царством Дамаска, к-рое, испытывая давление на востоке со стороны ассирийцев, расширяло экспансию на запад, в т. ч. и в Израиль. В результате сражений Израиль потерял большую часть своей территории и численность его армии уменьшилась; она составила «пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших» (4 Цар 13. 7). Пророчество из Книги прор. Амоса (Ам 1. 3) о жестокости арамеев, по мнению мн. комментаторов, вероятно, отражает события этого периода ( Paul S. M., Cross F. M. Amos: A Comment. on the Book of Amos. Minneapolis, 1991. P. 48). Упадок Израиля в правление И. и его зависимость от арам. Дамаска также отражены в цикле пророческих историй, связанных с прор. Елисеем (4 Цар 5-7, особенно 4 Цар 6. 26-30 - Hobbs. 1985. P. 80). Избавление Израиля от гнета арамеев началось в 805 г. до Р. Х. благодаря военной кампании ассир. царя Ададнирари III. Его войска разграбили и опустошили Дамаск (ANET. P. 81-82). Сообщение о правлении И. в 4-й Книге Царств содержит общепринятую оценку царей Северного царства. Он назван отступником, к-рый «делал неугодное в очах Господних, и ходил в грехах Иеровоама» (4 Цар 13. 2). Однако далее сказано, что, когда арамеи притесняли Израиль, И. помолился «лицу Господню» (4 Цар 13. 4). Т. о., И. оказался единственным израильским царем, о к-ром из Книги Царств известно, что он призвал имя Господа (евр.  ). Господь услышал молитву И. и даровал израильтянам «избавителя» (  ) или «спасителя» - 4 Цар 13. 5) от арамеев. Согласно мнению одних комментаторов, этот термин указывает на политическую или военную фигуру того времени, напр. на Ададнирари III. Вероятно, автор 4 Цар 13. 5 предпочитал не именовать ассир. царя как «избавителя» Израиля по имени ( Haran M. The Rise and Decline of the Empire of Jeroboam ben Joash//VT. 1967. Vol. 17. P. 267-268). Согласно др. гипотезе, структура этого отрывка повторяет модель рассказа о ходатайстве пред Богом прор. Моисея (Втор 26. 7-9) и дает основание предположить, что в этом «спасителе» отражена наиболее яркая пророческая фигура того времени,- прор. Елисей ( Gray J. 1 and 2 Kings. Westminster, 1963. P. 595; Hobbs. 1985. P. 167).

http://pravenc.ru/text/578136.html

Англия. Преемником Лепаж-Ренуфа в Британском музее является Бюдж (Е.А. Wallis Budge). С 1877 по 1905 г. он четыре раза был посылаем правительством в Судан для производства археологических изысканий; подробное описание этих поездок в повествовательной форме дано им в труде The Egyptian Sudan, its History and Monuments (I–II, bond. 1907), украшенном многочисленными иллюстрациями. Бюдж составил список всех дошедших до нас имен фараонов, ценное дополнение к совершенно устаревшему списку Лепсиуса (Budge. The Book of the Kings of Egypt, I–II. Lond., 1908) и издал фототипическим способом рукописи (о Св. вмч. Мине Египтянине), дающие нам —64— представление о нубийском язык за 1000 лет до нашего времени (Texts relating to Saint Mena of Egypt and Canons of Nicaea. Lond., 1909). Ему же принадлежат издание папирусов «Книги Мертвых», иероглифического словаря к фиванской редакции этого памятника (1911), Летописей нубийских царей (1912). Его научные интересы особенно сильно привлекает религия Египта, которой он посвятил ряд работ, не всегда, впрочем, имеющих научное значение: The Egyptian Magic, (1901) The Gods of the Egyptians. I–II (1904); The Egyptian Heaven and Hell. I–III (1906); The Liturgy of Funerary Offerings (1909); Osiris and the Egyptian Resurrection. I–II (1912); Legends of the Gods (1912). Он является также автором нескольких учебных книг по египетской грамматике: The Egyptian Language, First Steps in Egyptian и т. д. Но значение Бюджа в науке покоится, в сущности говоря, на его археологической деятельности и на изданиях папирусов. Большинство других его работ не отличается необходимой тщательностью и осторожностью выводов, обнаруживая склонность автора к фантастическим идеям и построениям. Выдающимися, точными, беспристрастными и умелыми исследователями являются в Англии лишь Гриффит и Гардинер. Гриффит (F.L. Griffith) – один из лучших знатоков демотической литературы. Он составил превосходный каталог демотических папирусов одной частной английской коллекции, каталог, заключающий в себе не только репродукцию текстов, но транскрипцию, перевод и ценное приложение (Catalogue of Demotic Papyri in the John Rylands Library. Manchester, 1909). Он же издал (совместно с Герб. Томпсоном) демотические папирусы Лондона и Лейдена (1909). Другую специальную область его занятий составляют загадочные мероитские надписи, в которых ему удалось несколько разобраться: он открыл значение трех мероитских букв и установил 12 соответствий с эфиопскими иероглифами (Karanög. The Meroitic Inscriptions of Shablûl and Karanög. 1911; Meroitic Inscriptions. I–II, 1911–1912).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ист.: Historiae Anglicanae Scriptores X/Ed. R. Twysden. L., 1652; Thomas of Elmham. Historia Monasterii S. Augustini Cantuariensis/Ed. C. Hardwick. L., 1858; Gregorii I papae Registrum epistolarum/Ed. P. Ewald, L. M. Hartmann. B., 1891-1899. 2 t. (MGH. Ep.; 1-2); Nova Legenda Anglie/Ed. C. Horstmann. Oxf., 1901. Vol. 2. P. 143-146; Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus/Hrsg. M. Tangl. B., 1916. S. 84, 173. (MGH. EpSel.; 1); Bede " s Ecclesiastical History of the English People/Ed. B. Colgrave, R. A. B. Mynors. Oxf., 1969; S. Gregorii Magni Registrum epistularum/Ed. D. Norberg. Turnhout, 1982. (CCSL; 140-140A); The Earliest Life of Gregory the Great/Ed. B. Colgrave. Camb., 1985. P. 93; Беда Достопочтенный. Церковная история англов/Пер., примеч., библиогр. и указ.: В. В. Эрлихман. СПб., 2001; Англосаксонская хроника/Пер.: З. Ю. Метлицкая. СПб., 2010. Лит.: Potts R. U. The Tombs of the Kings and Archbishops in St. Austin " s Abbey//Archaeologia Cantiana. L., 1926. Vol. 38. P. 97-112; Gordini G. D. Lorenzo//BiblSS. Vol. 8. Col. 129-134; Brooks N. P. The Early History of the Church of Canterbury: Christ Church from 597 to 1066. Leicester, 1984; idem. Laurence//ODNB. 2004. Vol. 32. P. 691; Meyvaert P. Le «libellus responsionum» à Augustin de Cantorbéry: Une oeuvre authentique de St. Grégoire le Grand//Grégoire le Grand: Actes de le Colloque intern.: Chantilly, Centre culturel Les Fontaines, 15-19 sept. 1982. P., 1986. P. 543-550; Sharpe R. The Setting of St. Augustine " s Translation, 1091//Canterbury and the Norman Conquest: Churches, Saints and Scholars, 1066-1109. Camb., 1995. P. 1-14; Macquarrie A. An 11th-Century Account of the Foundation Legend of Laurencekirk, and of Queen Margaret " s Pilgrimage There//The Innes Review. Glasgow, 1996. Vol. 47. N 2. P. 95-109; Clancy T. O. The Foundation Legend of Laurencekirk Revisited//Ibid. 1999. Vol. 50. N 1. P. 83-87; Flechner R. Dagan, Columbanus, and the Gregorian Mission//Peritia. Turnhout, 2005. Vol. 19. P. 65-90; Lapidge M. Laurentius//The Wiley Blackwell Encyclopedia of Anglo-Saxon England. Oxf., 20142. P. 284.

http://pravenc.ru/text/2462451.html

64 Перевод и транслитерацию текста мифа см.: Epics of Sumerian Kings: the Matter of Aratta/by Herman L.J. Vanstiphout; edited by Jerrold S. Cooper. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2003. (Writings from the ancient world; no. 20). 65 См.: Акимов B.B. Библейское повествование о потопе ( Быт. 6–9 ) и древняя ближневосточная литература//Материалы 10 Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, посвященных Дням славянской письменности и культуры, 24–26 мая 2004 г. Ч. 1. Минск, 2005. С. 138–150. 66 См.: Кассуто Умберто. Эпическая поэзия в Древнем Израиле//Библейские исследования: Сборник статей. Вып. 1. М., 1997. С. 113–150. 67 См.: Акимов В.В. Учение о Логосе в античной философии и христианском Откровении//Материалы 15 Международных Кирилло-Мефодиевских Чтений, посвященных дням славянской письменности и культуры (Минск, 21–24 мая 2009 г.). Минск, 2010. С. 156–167. 68 См.: Вейнберг И.П. Рождение истории: Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М., 1993. С. 316–318; фон Рад Г. Начало историописания в древнем Израиле//Библейские исследования: Сборник статей. Вып. 1. М., 1997. 69 В настоящее время эти рельефы хранятся в Британском музее. См.: Mitchell Т.С. The Bible in the British Museum. Interpreting the Evidence. London: The British Museum Press, 2001. P. 60–64. (Document 27). 70 См.: Акимов В.В. Эпоха правления иудейского царя Езекии: история и богословие истории//Труды Минской Духовной академии. 6. Жировичи, 2008. С. 103–112; Выдрин А., диак. Некоторые археологические свидетельства историчности повествования Летописца о царе Езекии в 2Пар. 29–32 //Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Вып. 3. Минск: Ковчег, 2012. С. 87–112. 71 См.: Compston Herbert Fuller Bright. The inscription on the stele of Mesa commonly called the Moabite Stone: The Text in Moabite and Hebrew, with Translation. London, 1919; Briend J., Caubet A., Pouyssegur P. La Louvre et la Bible. Paris, 2004. P. 206–207; Скнарь О., прот. Каменные страницы библейской истории. Исследования эпиграфических памятников Израиля и Иудеи периода Первого Храма вв. до Р.Х.). Т. 1. Киев: Послушник, 2013. С. 67–167.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Archaeologists in Norway find the church and altar of Viking king Olav Haraldsson Source: Norsk institutt for kulturminneforskning November 21, 2016 Photo: http://www.niku.no/      Archaeologists in Trondheim, Norway have uncovered the foundations of a wooden stave church in which the body of the Viking king Olaf Haraldsson, who later became Norway’s patron saint, may have been enshrined immediately after he was declared a saint. The rise of St. Olaf’s cult In his Chronicle of the Kings of Norway, the medieval Icelandic historian Snorri relates that, following King Olaf Haraldsson’s martyrdom in 1030, his body was buried in Trondheim, or Nidaros as it was known. The local population soon reported portents and miracles attributed to the martyred king. A year after his death, Olaf’s coffin was dug up and opened in the presence of the king and a bishop, revealing his miraculously well-preserved body. He was immediately declared a saint by popular acclaim, and his body was enshrined above the high altar in St. Clement’s church, which had been built by Olaf himself only a few years earlier. This royal church consequently became the first mausoleum for the saint. Olaf’s coffin stood here for some years before it was moved to a larger church. Eventually he was moved to the cathedral, which could better accommodate the increasing amount of pilgrims visiting his shrine as his cult grew rapidly in popularity, both nationally and internationally. St. Clement’s church discovered St. Clement’s Church was eventually destroyed, and its location has been a mystery - until now. Archaeologists working for the Norwegian Institute for Cultural Heritage Research (NIKU) have recently uncovered the stone foundations for a wooden stave church which they believe is its ruin. Dating evidence places its construction at the time Olaf ruled. During its excavation, the archaeologists uncovered a small rectangular stone-built platform at the building’s east end. This is probably the foundation for an altar – probably the very same altar on which St. Olaf’s coffin was placed in 1031! In addition, a small well has been found here which may be a holy well connected with the saint. In the words of the excavation’s director Anna Petersén: - This is a unique site in Norwegian history in terms of religion, culture and politics. Much of the Norwegian national identity has been established on the cult of sainthood surrounding St. Olaf, and it was here it all began! For more information: Thomas Wrigglesworth. thomas.wrigglesworth@niku.no or phone: +47 95877882 Norsk institutt for kulturminneforskning 21 ноября 2016 г. Рейтинг: 5.4 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Смотри также Комментарии Peter Brandm-Sшrheim 21 ноября 2016, 20:00 Hellige Kong Olav be for oss! Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/98820.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010