К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67-ом году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге Quo Vadis или “Камо грядеши, Господи”. Апостол Павел 12 июля (29 июня по церк.кал.) Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедших из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями. Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом. Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиозного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске. Господь, усмотревший в нем “сосуд избранный Себе”, на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: “Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?” На вопрос Савла: “Кто Ты?” – Господь ответил: “Я Иисус, Которого ты гонишь” ( Деян.9:4–5 ). Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Мученицы Агапия, Ирина и Хиония 29 апреля (16 апр. по цер. кал.) Мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами, жившими около города Аквилеи в северной Италии в конце 3-го века. Осиротев еще в юном возрасте, они решили не выходить замуж и вели благочестивый образ жизни. Когда император Диоклетиан посетил Аквилею, он воздвигнул жестокое гонение против христиан, так что в скором времени здесь все тюрьмы оказались переполнены ими. Тогда и были схвачены эти три сестры-девушки и преданы различным истязаниям. В богослужении святым мученицам сказано, что они не устрашились ни нападения диких зверей, ни отсечения частей тела, ни других пыток. Во время их истязаний произошло несколько чудес, но мучители не вразумились. Наконец Агапию и Хионию сожгли на костре, а Ирину пронзили стрелами. Произошло это в 304-ом году. Тела святых мучениц были похоронены святой Анастасией, прозванной Узорешительницей, за то что она облегчала “узы” – трудности христиан, заключенных в тюрьмы. Эти три сестры имели такую крепкую веру в Бога, что не устрашились угроз мучителей, не пожалели своей юности и пострадали за Христа. Они отдали тленную жизнь, чтобы на Небе воспринять нетленную. Теперь они блаженствуют в Царстве вечного света. Их молитвами Господь да укрепит нас в христианском подвиге. Кондак: Крепко душу Ирина ополчила еси верою, яве лукавого посрамивши, и ко Христу привела еси тьмы людей множества, блаженная и порфиру от кровей носяща, со ангелы ныне веселитеся. Мученики Виктория (Ника), Леонид, Галина, Василисса и другие 29 апр. (16 апр. по церк.кал.) Мученики Виктория (Ника), Леонид, Хариесса, Галина, Калиса, Нунехия, Василисса и Феодора пострадали во время гонения на христиан при императоре Декии (249–251 гг.) в Коринфе, Греция. Язычники бросили их в море, но они не утонули, а пошли по воде, как по суше. Мучители догнали их на корабле, повесили им камни на шею и утопили около 251-го года. Тропарь: (смотри выше тропарь мученикам Павлу и Иулиании). Преподобный Виталий

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Вернувшись в тюрьму, Адриан вместе с другими мучениками был подвергнут страшным истязаниям: мученикам перебивали руки и ноги тяжелым молотом, отчего те в страшных мучениях умирали. Когда очередь дошла до Адриана, жена больше всего боялась, чтобы муж ее не смалодушничал и не отрекся от Христа. Она укрепляла Адриана и придерживала его руки и ноги, пока палач перебивал их молотом. Скончался святой Адриан вместе с остальными мучениками в 304-ом году. Когда их тела начали сжигать, поднялась гроза и печь погасла, нескольких же палачей убила молния. Тысяченачальник армии хотел жениться на Наталии, которая была еще молода и богата. Еще перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили выйти замуж. Теперь Адриан явился ей во сне и сказал, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия скончалась на гробе своего мужа в предместье города Византии, куда его тело перенесли верующие. Кондак: Жены богомудрыя божественная словеса в сердце положив, Адриане мучениче Христов, к мучениям усердно устремился еси, с супругою венец прием. Благоверный князь Александр Невский 12 сентября, 6 декабря (30 авг., 23 нояб. по церк.кал.) Из князей, защитников русской земли и Православной веры в период монгольского ига, в особенности прославился святой благоверный князь Александр Невский. Сын великого князя Ярослава, он родился незадолго до монгольского нашествия в 1220-ом году и под руководством своей благочестивой матери, святой княгини Феодосии, получил хорошее по тому времени образование, носившее глубоко-религиозный характер. Детство и юность свою он провел в Новгороде, где сначала княжил его отец, а затем и он в очень юные годы принял бремя правления. Новгородская область осталась свободной от татарского разорения, но подверглась усиленному натиску своих соседей с запада: литовцев, немцев и шведов. Святому князю Александру пришлось выдержать упорную борьбу с ними за самостоятельность Русской земли и за свободу Русской церкви от посягательств со стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Впоследствии в память пяти святых мучеников (Евгения, Авксентия, Евстратия, Мардария и Ореста) близ Царьграда в ограде монастыря Олимп построили храм. Молитвами святого Евгения и с ним пострадавших мучеников Господь да спасет наши души. Тропарь: Мученицы Твои Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша. Пророк Даниил 30 дек. (17 дек. по церк.кал.) Пророк Даниил происходил из знатного рода. При завоевании Навуходоносором Иерусалима в 606-ом году до Р.Хр. юный Даниил вместе с другими иудеями попал в вавилонский плен. Там 15-тилетнего Даниила и других самых способных юношей определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. С Даниилом учились три его друга: Анания, Мисаил и Азария. В течение нескольких лет они изучили местный язык и разные халдейские науки. При поступлении в школу этих трех юношей переименовали в Седраха, Мисаха и Авденаго. Однако, с принятием языческих имен, юноши не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но простую, растительную. Воспитатель согласился, с условием, что после десяти дней питания растительной пищей, он проверит их здоровье и самочувствие. В конце пробного периода эти юноши оказались здоровее других, питавшихся мясом с царского стола, и воспитатель им разрешил вкушать пищу по своему усмотрению. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках, и вавилонский царь, присутствовавший на экзамене, нашел, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов. После окончания занятий Даниил с тремя друзьями был определен на службу при царском дворе и здесь оставался в звании придворного сановника во все время царствования Навуходоносора и его пяти преемников. После покорения Вавилона он стал советником царей Дария мидийского и Кира персидского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Сосанна (Сусанна) диаконисса, мц. Описания иконы Сосанна (Сусанна) диаконисса, мц. - житие У автора pravicon.com нет уверенности, что житие относится именно к этой Сусанне. Мученица Сусанна 24 авг. (11 авг. по церк.кал.) Святая Сусанна была единственной дочерью римского пресвитера Гавания, родственника императора Диоклетиана (284-305 гг.). Воспитанная в духе христианской веры и в правилах благочестия, она изучила различные науки и считалась очень образованной и умной девицей. При своей внешней красоте она отличалась строгим целомудрием, твердой верой и горячей любовью ко Христу. Ради всецелого служения Богу целомудренная Сусанна отказалась от предложенного Диоклетианом супружества с Галерием (впоследствии императором) и пожелала остаться девой, подражая Деве Марии. Диоклетиан, чтобы склонить ее на брак, повелел поселить ее в своем дворце и поручил своей супруге, царице Сирене, убедить ее выйти замуж. Но царица была сама тайной христианкой и радовалась твердой решимости Сусанны. Узнав от царицы о непоколебимости Сусанны, Диоклетиан дал своему сыну Максимиану разре[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-2929

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится его акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556-ом году. Кондак: Божественными добродетельми Духа, измлада украсився, Романе премудре, Церкви Христове пречестное украшение был еси, пением прекрасным украсив ю, блаженне. Тем молим тя, подаждь желающим божественного дарования твоего, яко да вопием ти: радуйся, отче преблаженне, красото церковная. Блаженный Андрей Христа ради юродивый 15 окт. (2 окт. по церк.кал.) В Константинополе при императоре Льве Великом (886–912 гг.) служил телохранителем некий Феогност, человек состоятельный. Среди рабов Феогноста находился Андрей, родом славянин, отрок кроткого и доброго нрава. Феогност любил Андрея и дал ему образование. Андрей часто ходил в храм Божий, прилежно изучал Священное Писание и любил читать жития святых. Постепенно в нем окрепло желание посвятить себя Богу, и по особому повелению свыше Андрей принял на себя необычный и очень трудный подвиг юродства Христа ради, т.е. стал притворяться безумным. Как умалишенного, святого Андрея поместили при храме святой Анастасии и здесь присматривали за ним. Явившись ему во сне, святая мученица Анастасия укрепила его продолжать свой подвиг, и Андрей стал юродствовать, но до такой степени, что его признали безнадежно безумным и прогнали с территории храма. После этого святой Андрей скитался по улицам столичного города грязный, полунагой и голодный. Большинство людей сторонилось его, а некоторые глумились над ним и избивали. Даже нищие, которым святой Андрей отдавал свои последние монетки, гнушались им. Но святой Андрей кротко переносил свои страдания и молился за обижающих его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

После Рима Мария Магдалина отправилась в Ефес и здесь помогала в проповеди апостолу Иоанну Богослову. Обстоятельства ее смерти – неизвестны. При императоре Льве (886–912) ее нетленные мощи были перенесены в Константинополь. Во время крестовых походов они были увезены в Рим. Папа Гонорий II-oй (1216–1227 гг.) упокоил их под алтарем святого Иоанна в Латеране (это один из самых древних храмов в Риме). Тропарь: Христу нас ради от Девы рождшемуся, честная Магдалина Мария последовала еси, Того оправдания и законы хранящи: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем. Мученица Христина 6 авг. (24 июля по церк.кал.) Святая Христина была дочерью правителя города Тира в Лебаноне. Родители ее были язычниками, но по Божиему предусмотрению дали ей имя, которое предуказывало ее призвание стать христианкой. Не было среди отроковиц подобной ей по красоте. Желая сохранить ее девственницей, отец устроил особое помещение, поставил в нем идолов и приказал ей служить им. Живя в уединении, Христина часто любовалась звездным небом и, подобно великомученице Варваре, пришла к убеждению, что должен существовать единый Творец. Бог устроил так, что она познакомилась с христианами, которые рассказали ей о христианской вере, и она уверовала во Христа. После этого святая Христина с негодованием сокрушила идолов в своем доме, за что ее по отцовскому повелению предали различным мучениям. Ее нещадно избивали, строгали ее тело острым железом, жгли огнем, бросали в ров с ядовитыми змеями и проч. Наконец, воины закололи святую Христину мечами и пиками. Так эта святая мученица пострадала в 300-ом году. Память ее особенно чтится на Востоке. Кондак: Световидная голубица позналася еси, крыле имуще злате и к высоте небесней возлетела еси, Христино честная: тем же твой славный праздник совершаем, верою поклоняющихся твоих мощей раце: из нея же истекает всем обильно исцеление божественное, душам же и телом. Стратотерпцы князья Борис и Глеб

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Скончался отец Иоанн 20-го декабря 1908-го года на восьмидесятом году жизни. Несметная толпа сопровождала его тело из Кронштадта в Петербург, где он был похоронен в Ивановском монастыре, им же основанном. К месту его упокоения со всех концов России стекались молящиеся и постоянно служились панихиды. Крепкий в вере, горячий в молитве и в своей любви к Господу и ко всем людям, отец Иоанн Кронштадтский получил по милости Божией всероссийское почитание. Тропарь: Во Христе во веки живый, чудотворче, любовию милуяй сущия в бедах. Слыши чада твоя, верою тя призывающия, щедрыя помощи от Тебе чающия, Иоанне Кронштадтский, возлюблене пастырю наш. Кондак: От младенчества Богом избранный, и во отрочестве дар учения чудесного от Него приемый, и к пресвитерству в сонном видении преславно призван быв, пастырь дивный Церкве Христовы явился еси, отче Иоанне, благодати тезоимените. Моли Христа Бога всем нам с тобою в Царствии Божием быти. Святой апостол Иаков 5 нояб. (23 окт. по церк.кал.) Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51-ом году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора ( Деян.15 ). Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Мы дело рук Божиих, мы чада Его – Он об нас и промышляет. Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? [ Рим. 8, 32 ]. Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла (хотя и есть некоторые жестокие матери, забывающие своих детей), то Я не забуду тебя [ Ис. 49, 15 ]. Если не просящим подает всё в изобилии, то просящим ли не подаст нужного? А мы просим ежедневно: хлеб наш насущный даждь нам днесь. Ты пьешь Божественную Кровь ко общению с Самим Богом – принимай же радушно и с любовию всех, к тебе приходящих, паче же присных (своих, родственников) к общению своей трапезы, уповая, что неистощимый в дарах Бог не оставит тебя, но чем больше будешь с любовию другим уделять, тем Он больше будет тебе посылать. Аминь. Если бы кто сказал тебе, то есть твоему ветхому человеку (а нового у тебя почти нет), что ты – кал вонючий, то сказал бы сущую правду, ибо ты действительно безжизненный, бесплодный, вонючий кал, потому что ты весь грех, весь страсть, весь духовное зловоние, хуже всякой помойной ямы. Если же ты таков, что несомненно, ибо ты сам это чувствуешь своим сердцем, то как тебе не смиряться, не считать себя последним из людей и первым из грешников? Как не почитать и не любить всякого человека, как лучшего сравнительно с тобою? Как не молиться со всею горячностью Богу, чувствуя свое окаянство, бедность, нищету, слепоту и наготу? Итак, я весь грех, весь – мерзость, я кал нечистый, я попрание всех. Если что есть во мне доброе, то это всё дело благодати Божией, всё Божие. Великомученица Екатерина (Песоцкая). Иногда страдают люди кроткие и смиренные (дочь протоиерея Александра – Екатерина). Их поражают болезни тяжкие, необычные. Что это значит? Если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? [ Лк. 23, 31 ]. Они, как злато, в горниле пережигаются. Это те, которые пришли от великой скорби... [ Откр. 7, 14 ]. Смотри: если любишь деньги, Бога любить не можешь; если любишь пищу и питье, то есть наслаждение ими, Бога любить не можешь. Бога люби всем сердцем, а всё мирское считай за сор. Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа [ Флп. 3, 8 ], ибо иначе не приобресть... И они тотчас, оставльша мрежи, по Нем идоста [ Мф. 4, 20 ]. Вот беспристрастие к земному! Вот любовь к Богу и человеку! Вот простое, детское послушание! О, если бы мы, подобно апостолам, услышав зов Господа, тотчас, оставив каждый мрежи свои, коими связуемся, последовали вслед за Ним возвещать Царство Небесное и идти в Царствие Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

18:22), и тех, которые не отстанут от своей богомерзкой скверны, не сподоблять никакого христианского благословенья, но устраняться от них, по заповеди Апостола, говорящей: «аще который брат именуем будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или пияница, или хищник, или досадитель, с таковыми ниже ясти» (1Кор. 5:11). Если бы эта скверна не была весьма ненавистна Богу, то Он не сжег бы с нестерпимым гневом города Содомские, и не превратил бы землю их в смрадное озеро на показание и обличение мерзкой их скверны. Насколько же гнусен и безбожен грех со­домской скверны, показал и божественный апостол Па­вел в послании к Римлянам, говоря: «то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам » (Рим. 1:24—27). И если в этой жизни Бог предал их страсти бесчестия и в нечистоту, то ясно, что и в будущей Он заключит их в муки вечные и в нестерпимые томления, вместе с древними их со­общниками-содомлянами. О, какое окаянство, какое без­умное и беспримирное развращенье! Познайте себя, окаян­ные, какому скверному наслаждению вы предались! Отстаньте скорее от него, пока неизреченная благость Божия дает вам время к покаянно! Добровольно пребывая в бесчестии, неужели не разумеете, что вы раскапываете на­возную яму, берете исходящий оттуда смердящий кал, питаетесь им и глотаете его? О, какое беспримерное нечувствие и окаянство! о, какие нестерпимые муки, в которые вы будете ввержены! Содевая друг на друг такое гнусное беззаконье, какого нет и у бессловесных скотов, вы стали бессловеснее самых бессловесных. По­знайте же себя, окаяннейшие, познайте, что вы были со­зданы по образу и подобию Божии на добрые дела, чтобы создавали вас Бог прославлялся вами, и вы также взаимно прославлялись Им посредством получаемых от Него духовных дарований.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010