Варнава о пути гносиса (63,1) Точно так же и Варнава, который сам принимал участие в проповеди апостола и его походе к язычникам, говорит: «Я пишу для вас по возможности просто, чтобы вы могли понять». (2) Затем, раскрывая путь гностического предания, он пишет: «Что говорит им другой пророк Моисей? — «И сказал Господь Бог: (3) Пойди в благую страну, которую обещал Господь, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед». (Исх. 33:1—3) (4) О чем учит гносис: учись, верь, — говорит он, — в явившегося во плоти Иисуса, ведь человек — это страждущая земля, поскольку Адам был создан из глины, взятой с лица земли. (5) Что же он говорит о благодатной земле, где течет молоко и мед? Благословен наш Господь, братья, давший нам премудрость и знание своих сокровенных тайн, говорит здесь пророк. (6) Кто же уразумеет притчу Господа, как не умудренный, знающий и любящий его? И только немногим это доступно». (7) «Не из зависти, — далее говорит Варнава, — Господь возвещает, что «таинства мои есть достояние мое и чад дома моего», напротив, он таким образом дает возможность избранным пребывать в сохранности и в состоянии беззаботности, чтобы они, оценив значение ими сделанного выбора, были выше зависти». (8) Тот же, кто не обладает знанием того, что есть благо, является человеком недобрым. Ведь один только Отец благ и не знать его — равносильно смерти, а знать его есть «жизнь вечная» и участие в его несокрушимом всемогуществе. Не быть подверженным тлену — значит быть причастным божественному, а отказ от божественного гносиса влечет за собою разрушение. (64,1) Пророк говорит: «Я дам тебе сокровище, тайное, темное и невидимое, ради знания (gnw siv), что я Господь Бог». (Ис. 45:3.) (2) И Давид [Псавмопевец] восклицает: «Вот Ты возлюбил истину и внутрь меня вложил свою темную и скрытую мудрость». (3) «День дню передает речь», — то есть ту, что написана ясно, и «ночь ночи открывает знание», — сокрытое и таинственное, и «нет языка, и нет наречий, где не слышались бы голоса их», и «сотворит ли что во мраке и не увижу его?» (4) Поэтому учение называется «просвещением», открывающим сокровенное и Наставник открывает ковчег, в то время как Зевс изображается поэтами как закрывающий его и открывающий другой, содержащий зло. (5) «Уверен, — говорит апостол, — когда приду, то приду с полным благословением благовествования Христова». (Рим. 15:29.) Этот «духовный дар» и гностическое предание, которое он желает передать только лично, поскольку оно не может быть сообщено письменно, он называет «полнотой Христовой», (6) «о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена и через писание пророческое, по повелению великого Бога, возвещена всем народам для их обращения» (Рим.14:25.), то есть тем из народов, которые верят в нее. Но даже из них он немногим показал, в чем состоит таинство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1 . Истинно явилась нам благодать Христова и озарил нас свет благочестия; истинно воссияло у нас солнце правды и просветило концы вселенной. Явился Владыка небес и всю землю, как восхотел, обратил в небо, как было предсказано; Он небесный, явившись среди вас, делает вас небесными, и небесным даруется небесное: от верного верующим залог верности, от святого святым святое, от живого живущим жизнь. В это мы посвящаем вас в священных и царских палатах апостолов, когда касаемся учений пророческих, когда небо и земля поделили между собою голоса их: земля имеет Иоанна, говорящего: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» ( Мф.3:3 ); а небо имеет глас Отца, подтверждающего на деле, что «глас Господень над водами» ( Пс.28:3 ). Это мы вам предложили от себя; усердным это послужит к напоминанию, а верующим к утверждению. Следует знать, что повторение хорошего более укрепляет ваши души. Как землю мы тогда находим наилучшим образом обработанною, когда она одними и теми же плугами разрабатывается и за первой обработкой непосредственно следует вторая, улучшающая вид первой, так и душа, возделываемая словом Божиим, если напоминание уже сказанного, входя в ум, обновляет его, делается способнее к произведению плода добродетели. Но время уже нам обратиться к тому, о чем следует говорить, – что мы сами обещали и о чем вы думаете. Затем я прошу всех любящих Христа предоставить мне свои уши и ум, чтобы слухом без пропуска воспринимать то, что говорится, а умом тщательно обдумывать и усвоять учение. Речь будет именно о Христе; а все, что говорится о Христе, не есть простое проповедование, а таинство благочестия. Все домостроительство Христово называется таинством; а таинство не в письменах показывается, а возвещается на самом деле. Поэтому Св. Писание все домостроительство Христа называет таинством, как, например, говорит Павел: «тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:32 ), и еще: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( 1Тим.3:16 ), и еще: «потому что мне через откровение возвещена тайна..., то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой» ( Еф.3:3–4 ), и в другом месте: «мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем» ( Еф.3:8–9 ), это и есть домостроительство «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы» ( Кол.1:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Соф. 2 :7. И будет 26 полоса морская остатку дома Иудина: у них 27 будут пасти в домах Аскалона, а к вечеру будут собираться на ночлег 28 , от лица сынов Иудиных 29 , потому что посетит их Господь Бог их и возвратит 30 плен их. Соф. 2 :8. Слышал Я поношение Моава и укоризны 31 сынов Аммона, коими они позорили народ Мой и величались над пределами Моими. Соф. 2 :9. Посему, живу Я, говорит Господь сил Бог Израилев: Моав будет как Содома и сыны Аммона как Гоморра, и Дамаск оставлен будет как стог на гумне 32 и раззорен на век; и уцелевшие 33 из людей Моих расхитят их и остаток народа Моего наследует их. Соф. 2 :10. Это им за надменность их, за то что они поносили и величались над народом Господа Вседержителя. Соф. 2 :11. Явит Себя 34 Господь на них и истребит всех богов народов земли, и будут Ему покланяться, каждый с своего места, все острова народов 35 . Соф. 2 :12. И вы, Ефиопляне поражены будете Моим мечем. Соф. 2 :13. И прострет Он руку Свою на север, и погубит Ассириян, и обратит Ниневию в развалины, место безводное, как пустыня. Соф. 2 :14. И будут пастись среди ея стада и все звери земные и хамелеоны, и ежи поселятся в ея потолках 36 , и звери будут выть в ея развалинах и вороны в воротах ея, ибо кедр (был) превозношением ея 37 . Соф. 2 :15. Это — город 38 , презирающий других 39 , живущий безпечно, говорящий в сердце своем: «я, и нет кроме меня еще никого!» 40 . Как он стал запустелым, пастбищем зверям! Всякий, проходящий чрез него, свистнет и покачает руками своими 41 . Глава 3 Соф. 3 :1. О, знаменитый и избавленный город, голубица! 42 Соф. 3 :2. Не слушал голоса, не принимал научения, на Господа не надеялся и к Богу своему не приближался. Соф. 3 :3. Князья его в нем — как рыкающие львы, судьи его — как Аравийские волки, не оставляют 43 до утра. Соф. 3 :4. Пророки его — люди легкомысленные 44 , мужи вероломные, священники его оскверняют святыню и не почитают закона. Соф. 3 :5. А Господь праведен среди него и не совершает неправды, каждое утро являет суд Свой на свет 45 , и не укрывается и не знает неправды на суде 46 и обиды в распре 47 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

713.  Волки хищные (Мф. 7. 15). 714.  Обольщают сердца простодушных (Рим. 16. 18). 715. Быт. 3. 1, 15. 716. Варсонофий Великий Ответ 59. 717. Святой Исаак Сирский. Слово 30. 718. Пс. 118. 45. 719. Лествица. Слово 28, гл. 61. 720.  Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11. 29). 721. Слово 21, гл. 3. 722.  Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4. 7). 723. Слово 21, гл. 3. 724. Слово 38. 725. Выражение заимствовано у святого Иоанна Лествичника. Слово 21, гл. 3. 726. Поучение 2 о смиренномудрии. 727. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки о мытаре и фарисее (гл. 18). 728. Лк. 18. 729. Мф 9. 13. 730. 1-я из утренних молитв преподобного Макария Великого. Канонник. 731. Добротолюбие. Ч. 3, кн. 1, ст. 1. 732.   Научи меня исполнять волю Твою (Пс. 142. 10). 733.  Дух Твой Благой да ведет меня в землю правды (Пс. 142. 10). 734. О законе духовном, гл. 2. Добротолюбие. Ч. 1. 735.  Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13). 736. Преподобный Нил Сорский. Слово 5, «Помысел гордостный». 737. Алфавитный патерик. 738. Лествица. Слово 4, гл. 23, 24. 739. Ответ 210 740. Поучение 2. 741.  Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16. 15). 742.  Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд; Не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его (Мф. 12. 18–19; Ис. 42. 1–2). 743.  … Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его… будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал; но предавал то Судии Праведному (1 Пет. 2. 21, 23). 744. Слово 89. 745. Мф. 15. 27 и след. 746. 1 Цар. 25. 24. 747. Лк 16. 15. 748. Алфавитный патерик. 749. «Достопамятные сказания» и Алфавитный патерик. 750. Преподобных Варсонофия и Иоанна ответ 275. 751.  Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф 16. 26).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

713. Волки хищные (Мф. 7. 15). 714. Обольщают сердца простодушных (Рим. 16. 18). 715. Быт. 3. 1, 15. 716. Варсонофий Великий Ответ 59. 717. Святой Исаак Сирский. Слово 30. 718. Пс. 118. 45. 719. Лествица. Слово 28, гл. 61. 720. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11. 29). 721. Слово 21, гл. 3. 722. Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4. 7). 723. Слово 21, гл. 3. 724. Слово 38. 725. Выражение заимствовано у святого Иоанна Лествичника. Слово 21, гл. 3. 726. Поучение 2 о смиренномудрии. 727. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки о мытаре и фарисее (гл. 18). 728. Лк. 18. 729. Мф 9. 13. 730. 1-я из утренних молитв преподобного Макария Великого. Канонник. 731. Добротолюбие. Ч. 3, кн. 1, ст. 1. 732.  Научи меня исполнять волю Твою (Пс. 142. 10). 733. Дух Твой Благой да ведет меня в землю правды (Пс. 142. 10). 734. О законе духовном, гл. 2. Добротолюбие. Ч. 1. 735. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13). 736. Преподобный Нил Сорский. Слово 5, «Помысел гордостный». 737. Алфавитный патерик. 738. Лествица. Слово 4, гл. 23, 24. 739. Ответ 210 740. Поучение 2. 741. Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16. 15). 742. Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд; Не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его (Мф. 12. 18–19; Ис. 42. 1–2). 743. … Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его… будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал; но предавал то Судии Праведному (1 Пет. 2. 21, 23). 744. Слово 89. 745. Мф. 15. 27 и след. 746. 1 Цар. 25. 24. 747. Лк 16. 15. 748. Алфавитный патерик. 749. «Достопамятные сказания» и Алфавитный патерик. 750. Преподобных Варсонофия и Иоанна ответ 275. 751. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф 16. 26).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Если ты вышел на послушание или идешь с братом на послушание или вышел купить себе небольшую утварь и напала на тебя усталость, не двоедушествуй, ибо во всяком деле человека сопровождают испытания. Ибо " в сокровищницах повсюду стоит западня " поэтому блюди себя в трезвении. Выходя из кельи своей, не выходи, как дикий осел, в неведении " и накинут на шею твою узду и путы на ноги твои " - узду из-за чрева твоего и путы из-за глаз твоих. Если случится тебе проходить по городу, береги глаза твои, да не впустишь искушение в келью твою и устанешь кричать, и не услышат тебя, потому что ты не берег глаз твоих. Разве не знаешь, что существуют вещи, которые вводятся помышлениями в сердце, и существуют такие, которые выносятся. Вводящие в сердце - это глаза, а выносящие - это злые помыслы, как написано в Евангелии, что " из сердца исходят злые помыслы " (Мф 15:19). 107. Итак, веди борьбу как в глазах твоих, так и в сердце, чтобы пребывать тебе спокойным, и будет окружать тебя всецелая чистота. Бог ведь любит святость, поэтому говорит: " Я свят и на святых почиваю " (ср. Лев 20:7-8) и " блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят " (Мф 5:8) и еще " мир имейте со всеми и святыню, без которых никто не увидит Господа " Мы знаем, что Бог очищает [нас], когда мы приносим плод, посему борись, чадо, чтобы всегда пребывать в святости глаз твоих и сердца и вернуться в свое изначальное состояние ( ου) малых детей, о которых Бог сказал: " Таковых есть Царство Небесное " (Мф 19:14). Примечания 1. Эти слова перекликаются с повелением, которое дал Бог Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего... (Быт 12:1). 2. Исх 4:10, в Синод. переводе я тяжело говорю и косноязычен. 3. Ис 64:6, в Синод. переводе вся праведность наша - как запачканная одежда. 4. См. Ин 10:2-3,14, в Синод. переводе входящий дверью есть пастырь овцам > ...> и овцы слушаются голоса его > ...> Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня; Ин 8:47, в Синод. переводе Кто от Бога, тот слушает слова Божии. 5. Букв. " руководящее начало " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/560/...

Исследователи, видящие в 4ассоциативное «мы», а не диссоциативное и не замену «я», приводят тому две основные причины. Одна из них – та, что этот стих окружен другими «мы»; из них «мы» в стихе 13, без всякого сомнения, ассоциативно, «мы» в стихе 16, скорее всего, тоже. Гарнак и Джексон указывают, что «мы» в стихе 14 – десятое из двенадцати «мы» в стихах 11–16, и первые девять, как правило, считают ассоциативными 980 . Аргумент от контекста достаточно серьезен: чтобы его опровергнуть, необходимо ясное свидетельство самого стиха 14 о том, что «мы» в нем имеет иное значение, чем в предшествующих стихах. Однако, едва мы признаем наличие авторитетного «мы» в стихах 1:1–5, такое свидетельство у нас появляется. Среди всех стихов 4:11–16 лишь в стихе 14 используется лексика свидетельства: «Мы видели и свидетельствуем». Как отмечает Шнакенбург, это буквальная цитата из 1(«и мы видели и свидетельствуем») 981 . (В значении «видеть» здесь употребляются два разных глагола. Иоанн употребляет глаголы horan и theasthai, по-видимому, как полные синонимы; последний используется в 1и в 4:14. В обоих случаях они стоят в перфекте.) То же выражение встречается в Евангелии от Иоанна по отношению к кому-либо, ставшему очевидцем уникального события, которого не видели другие: «Я [Иоанн Креститель] видел и засвидетельствовал, что сей есть Сын Божий» (1:34); «И видевший [кровь и воду, вытекшие из бока Иисуса] засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» (19:35); «мы [Иисус] говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (3:11); «И что Он [Иисус] видел и слышал, о том и свидетельствует» (3:32). В одном из этих случаев (3:11) используется «мы» авторитетного свидетельства, как мы покажем далее, – и стоит отметить, что авторитет этого свидетельства укрепляется двумя параллелями: эмфатическим «я сам» (kagô) в 1и следующим утверждением («и видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его») в 19:35. Таким образом, лексика 4ясно показывает, что здесь речь идет не о том же «мы», что и в предшествующих стихах. Мы уже отмечали, ссылаясь на английское словоупотребление, что ассоциативное «мы» и «мы» как замена «я» в живой литературной речи легко чередуются. Такое же чередование наблюдается в 1и 1:6.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

(5) Ведь должны были знать совершающие беззаконие, съедающие народ Мой, (как) едят хлеб! Б-га они не призывали. (6) Там охвачены будут страхом, (где) нет страха, потому что Б-г рассеет кости обложивших тебя, пристыженных тобой, – ибо Б-г презрел их. (7) Дано было бы из Цийона спасение Йисраэйлю! Когда возвратит Б-г плененный народ Свой, возрадуется Йааков, возвеселится Йисраэйль! 54 (1) Руководителю: на негинот. Маскил Давида, (2) Когда пришли зифеи и сказали Шаулу: " Ведь Давид скрывается у нас " . (3) Б-же, именем Твоим спаси меня и силой Твоей вступись за меня. (4) Б-же, услышь молитву мою, внемли словам уст моих, (5) Ибо чужие восстали на меня и жестокие искали души моей, не имели Б-га пред собой. Сэла! (6) Вот Б-г помогает мне, Г-сподь поддерживает душу мою, (7) Обратит Он зло на врагов моих. Верностью Твоей истреби их! (8) Добровольно принесу жертвы Тебе, славить буду имя Твое, Г-споди, ибо (оно) благо, (9) Ибо от каждой беды Он спасал меня и (поражение) врагов моих видел глаз мой. (1) Руководителю: на негинот. Маскил Давида. (2) Внемли, Б-же, молитве моей и не скрывайся от мольбы моей. (3) Внемли мне и дай ответ мне, стенаю я в словах моих (горестных) и воплю (4) От голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они причиняют мне зло и в гневе враждуют (против) меня. (5) Сердце мое трепещет внутри меня, и ужасы смертельные напали на меня. (6) Страх и трепет пришел на меня, и ужас покрыл меня. (7) И сказал я: кто даст мне крылья, как у голубя? Улетел бы я и поселился (в покое). (8) Вот, странствовал бы я вдали, поселился бы в пустыне. Сэла! (9) Поспешил бы я в убежище для меня – от вихря, от бури. (10) Уничтожь (их), Г-споди, раздели языки их, ибо вижу я насилие и распри в городе, (11) Днем и ночью обходят его по стенам его; и беззаконие, и злодеяние среди него. (12) Несчастье среди него, и не сходит с площади его обман и ложь. (13) Ибо не враг поносит меня – (это) снес бы я, не ненавистник мой возвышается надо мной – я скрылся бы от него, (14) Но ты, человек, равный мне по достоинству, друг мой и знакомый мой, (15) С которым вместе наслаждались мы советом, ходили в дом Б-жий в сонме народа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 3  голоса:  5.0 из  5) Здравствуйте! Мне в этом году исполняется 40 лет. Родственники в один голос твердят, что нельзя отмечать сорокалетие. Есть ли в этом смысл? Некоторые связывают число 40 – это как сороковины. Как поступить? День рождения – 1 июля. Спасибо. Галина Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Мнение, что нельзя отмечать сорокалетие, является обычным суеверием. Порождено оно совершенно произвольной ассоциацией. Общая причина появления таких предрассудков — отсутствие подлинной воцерковленности. Если мы начнем изучать Священное Писание, то увидим, что число 40 многократно там упоминается. Образуется оно путем умножения двух других символических чисел: 4 (символ пространственной законченности видимого мира) и 10 (символ относительной завершенности). Последнее число, в свою очередь, может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: 3 и 7. В результате число 40 выражает собой совершенную полноту. – Сорок дней и сорок ночей продолжался потоп ( Быт.7:17 ). – Сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жены Ревекку ( Быт.25:20 ). – Странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет ( Исх.16:35 ; Чис.14:33 ; Втор.8:2 ). – На три сорокалетия делится жизнь пророка Моисея, продолжавшаяся сто двадцать лет. Сорок дней и сорок ночей он провел на горе Синай ( Исх.24:18;34:28 ). – После рождения мальчика женщина сорок дней проходит очищение ( Лев.12:2, 4 ). Если она рожала младенца женского пола, то очищение продолжалось восемьдесят дней (40 + 40). – Иисус Навин говорит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю ( Нав.14:7 ). – После победы судии Гофониила над царем Месопотамским Хусарсафемом покоилась земля сорок лет ( Суд.3:1–11 ). Сорок дней приглашал филистимлянин Голиаф евреев вступить с ним в поединок (см.: 1Цар.17:16 ). – Цари Давид и Соломон правили по сорок лет ( 2Цар.5:4;15:7 ; 3Цар.2:11 ; 3Цар.11:42 ).

http://sueverie.net/sorok-let-v-obed.htm...

Глава 22 Сосредоточение израильских сил на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона. – Опасение моавитян за целость своей территории. – Союз с мадианитянами. – Посольство за месопотамским прорицателем Валаамом. – Прибытие Валаама. Чис.22:1 .  И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона. Закончив завоевание Аморреи и Васана, евреи сосредотачиваются в низовьях Иордана, против Иерихона. Чис.22:2 .  И видел Валак, сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аморреям; Чис.22:3 .  и весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочислен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых. Чис.22:4 .  И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Валак же, сын Сепфоров, был царем Моавитян в то время. Составляется антиеврейская коалиция из моавитян и мадианитян. Чис.22:5 .  И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; Как показывают последующие события, Валаам не был обыкновенным языческим волхвом или кудесником. Это была несомненно богато одаренная натура, способная возвышаться до понимания истинного Бога и до уразумения голоса Его ( Чис 24.3–4 ). Валаам принадлежал к тем немногочисленным среди язычников чтителям истинного Бога, которые сохраняли истины веры и нравственности путем предания. Он жил и действовал там, откуда вышел некогда родоначальник еврейского народа Авраам, где по преимуществу поселились потомки Сима, где особенно распространены были науки, исследовавшие движение светил небесных и утверждавшие мысль человека в идее необъятности могущества и премудрости Создателя. В церковных песнопениях Валаам называется звездочетом (троп. по 3 п. кан. 24 дек.), а волхвы, пришедшие, по указанию чудесной звезды, поклониться родившемуся в Вифлееме Христу, – учениками волхва Валаама (троп. по 5 п. кан. 22 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010