119 Римл. X:4. 120 Апок. XXII:13. 121 Существенное различие между духовным и иерархическим священством будет выяснено нами ниже. 122 Исх. XIX, 6: XXIII, 22. 123 Исх. XXIII:22. 124 Исх. XIX:5. 125 Исх. XIX:5. Втор. VII:6; XIV, 2. 126 Втор. VII, 6 — 8; XIV, 2; Лев. III:17 и др. 127 Исх. XXIII:25 и др. 128 Лев. VI:25, 29. 129 1 Кор. X:18. 130 Пс. XLIX:12—23; Ис. XXIX:13; LXVI, 12; Ос. VI, 6 и др. 131 Пс. L:19; Ис. LXVI, 2 и др. 132 Цар. XV:22; Ос. VI:6. 133 Мих. VI:6—8; ср. Втор. X:12; Ис. LXVI:3; I, 11, 13, 16 — 18. 134 Исх. XXXIII:20. 135 Мф. XXVII:51. 136 1 Иоанн. IV, 18. 137 Римл. VIII:15 — 16. 138 1 Кор. III:16—17; ср. VI, 19. 139 1 Корф. VI, 15 — 20. 140 Апок. III:20 — 21. 141 Напр., Деян. XXVI:18; Римл. И, 7; VIII, 27; 1 Коринф. I:2; VI, 2; 2 Коринф. I:1; XIII, 12; Еф. I, 1: II, 19; V, 3; VI, 18 и мн. др; 142 S. Leonis Magni opera, Sermo 3, ed. 1700 an, t. 1 p. 53. 143 Евр. X:14. 144 Евр. X:19 — 20. 145 Евр. X:22. 146 Евр. XIII:15. 147 Римл. XII:1. 148 Петр. II, 3 — 5, 9. 149 ποησεν μς βασιλες χα ερες τ θε Πατρ ατο («п«к. I, 6; V, 10; XX, 6.) 150 1 Корф. VI, 20; Рим. XII:I; Кол. III:17. 151 Послание к Ефесян., гл. IX стр. 380 и мн. др. 152 «ρχιερατικν τ ληθινν γνος σμαν το θεο, ς κα ατς θες μαρτυρε, επν τι ν πνπ τπ ατ κα καθαρς προσφροντες; ο δχεται δ πα οδενς θυσας θες, ε μη δι τν ερων ατο». (Творения св. Иустина «Разговор с Трифоном иудеем» гл. 116 стр. 318 — 319 русского перевода). 153 Vani erimus, si putaverimus, quod Sacerdotibus non liceat, laicis licere. Nonne et laici sacerdotes sumus» Q. S. F. Tertullian, opera omnia t. II. de exhortatione castitatis c. 7. p. 125, ed. 1787 an. 154 μες δε γνος τ κλεκτν, τ βασλειον ερτευμα, θνος γιον, λας περιοσιος — глава IV стр. 52. Творения Климента Александрийского, т. I изд. 1715 года. 155 «Aut ignoras tibi quoque, id est omni Ecclesiae Dei, et credentium populo sacerdotium datum» Audi quomodo Petrus dicit de fidelibus: genus, inquit, electum, regale sacerdotium, gens sancta, populus in acquisitionem. Habes ergo sacerdotium, quia gens sacerdotalis es, et ideo offerre debes Deo hostiam laudis, hostiarn orationum, hostiam musericorduae, hostiam pudumimiae, hostiam justitiae hostiam sanctitatis... Omnes enim quicunque unguento sacri chrismatis delibuti sunt, sacerdotes effecti sunt, sicut et: Petrus ad omnes dicit Ecclesiam: Vos autem genus electum et regale sacerdotium, gens sancta. Estis ergo genus sacerdotale et ideo accedumis ad sancta. Sed et unus quisque nostrum habet in se holocaustum suum, et holocausti sui ipse succendit altare, ut semper ardeat. Ego si renunciem omnibus quae possideo, et tollam crucem meam, et sequar Christum, holocaustum obtuli ad altare Dei; aut si tradidero corpus meum ut ardeam, habens charitatem, et gloriam martyrii consequar, holocaustum meupsum obmulu ad altare Dei... et ipse meae hostiae sacerdos efficior» — IX беседа на Левит, Origenis opera omnia Parissiis 1573 an. t. I p. 93 — 94, 97.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

По мнению Ф. Нарборо, с тем, что известно о жизни Павла, невозможно согласовать одно биографическое указание: если ап. Павел говорит о себе, что вере он «научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал 1. 12; ср.: Еф 3. 3: «Мне через откровение возвещена тайна»), то автор Е. П. указывает на то, что христ. учение утвердилось в нем слушавшими Господа, т. е. апостолами (Евр 2. 3) ( Narborough. 1930). Но формально противоречия здесь нет, поскольку обращение ап. Павла, по его признанию, было уникальным. Автор Е. П. иначе интерпретирует Авв 2. 3-4 (ср.: Евр 10. 37-38 и Гал 3. 11; Рим 1. 17) и 2 Цар 7. 14 (ср.: Евр 1. 5 и 2 Кор 6. 18). В целом цитаты из ВЗ вводятся в Е. П. иначе - формулой «говорит Дух Святый» (λϒει τ πνεμα τ ϒιον) (Евр 3. 7) или «[Бог] говорит» (λϒει) (Евр 1. 6, 7; 5. 6; 8. 5, 10), тогда как в др. Посланиях ап. Павла - «написано» (ϒϒραπται) или «Писание говорит» (λϒει ϒραφ). В Е. П. используются частицы и местоимения, никогда не встречающиеся в бесспорно подлинных Павловых Посланиях: θεν (посему) (Евр 2. 17; 3. 1; 7. 25; 8. 3; 9. 18; 11. 19), νπερ (если только) (Евр 3. 14; 6. 3), μποτε (чтобы не) (Евр 2. 1; 3. 12; 4. 1; 9. 17; у ап. Павла только однажды в 2 Тим 2. 25). При этом в Е. П. нет типично Павловых ρτι (теперь), δη (уже), πειδ (ибо), ετε (ли), ε τις (если кто), ε δ κα (если же, а если), κτς ε μ (разве, если только, как), μ πως (чтобы не), μηκτι (впредь, более не), να (да), διπερ (и потому, итак), επερ (если только), σν (с), τ ον (что же?), τ ϒρ (ибо что?), λλ ρε τις (но скажет кто-нибудь), τ ον ρομεν (что же скажем?), ρες ον (итак, скажешь), μ ϒνοιτο (да не будет!), ρα ον (итак, посему), οκ οδατε (разве не знаете?), τοτο δ φημι (но я скажу вам). Гипотезы об авторах Критическая библеистика тем не менее не смогла дать однозначного ответа на вопрос: кем же составлен данный текст? В наст. время существует несколько гипотез. I. Ап. Варнава в качестве возможного автора называется впервые Тертуллианом ( Tertull. De pudic. 20. 2). Б. Уэсткотт полагал, что под Посланием Варнавы Е. П., возможно, упоминается в Кларомонтанском каталоге, поскольку указанное там количество строк соответствует скорее Е. П., чем Посланию Варнавы ( Westcott. 1889. P. xxviii-xxix). Гипотеза авторства Варнавы была воспринята рядом крупных ученых в XIX-XX вв. ( Weiss. 1897; Dibelius. 1910; Wickham. 1910; Riggenbach. 1922; Robinson. 1976; Hughes. 1979). Варнава, по свидетельству кн. Деяний св. апостолов, был левитом (Деян 4. 36), а потому хорошо знал храмовое богослужение (что отразилось в Е. П.). Поскольку он родился на о-ве Кипр, то мог иметь эллинистическое образование, достаточное для написания Е. П. Кроме того, сторонники гипотезы сопоставляют указание на Варнаву в Деян 4. 36 как на «сына утешения» с Евр 13. 22, где Послание названо «словом увещания». Однако объяснить исчезновение имени Варнавы из заглавия крайне трудно.

http://pravenc.ru/text/187302.html

Например, «О Лазаре», слово II, т. I, стр. 796. 183 Например, слово XXIII «О милостыне и страннолюбии», т. 12, стр. 659. 184 Там же, стр. 664. 185 Малах. III:10. 186 «О Лазаре», слово II, т. I, стр. 796; сравни: слово ??? «О корыстолюбии», т. XII, стр. 593; беседа LXIII на Ев. Матфея, т. VII, стр. 645—646 и др. 187 «О граде Божием», гл. 27, т. VI, стр. 232—233. 188 Беседа на Пс. CXLVII, цит. по Ульгорну, стр. 271. 189 Беседа на Пс. СХХХГ там же, стр. 269. 190 Письмо к Дамасу «о двух сыновьях», т. I, стр. 82 рус. перевода. 191 Там же, стр. 83. 192 Письмо 97 к Алгазию, т. III, стр. 190. 193 Письмо 57 к Павлину, т. II, стр. 130. 194 Письмо 21 к Евстохии, т. I, стр. 133. 195 Письмо 62 к Паммахию, т. II, стр. 223—224. 196 Письмо 88 к Евстохии, т. III, стр. 36. 197 Слова преосвященного Гавриила в его «Православном нравственном бого­словии», стр. 686. 198 «Несколько мыслей по поводу защиты смертной казни в русской богослов­ской литературе последнего времени», Киев, 1907, стр. 15—22. 199 Например, св. Иоанн Златоуст в беседе XVIII на послание к Евреям, т. XII, стр. 160. 200 Притч. X:15. 201 Притч. XIV:24. 202 Сир. XL:26. 203 Сир. XIII:30. 204 Сир. XXXI:8. 205 Например, 1 Цар. II:7; Сир. XI:21; Еккл. V:18 и др. 206 Тов. XII:8. 207 Притч. XV:16—17. 208 Притч. XIX:1. 209 Сир. XXXIV:20—22; сравни: Притч. XXVIII:6; Исх. X:2—3. 210 Пс. IX:23—33. 211 VIII, 4—7. 212 Исх. XXII:21—24. 213 Исх. XXII:24; Лев. XXV:36. 214 Втор. XXIV:6; Исх. XXII:26—27. 215 Втор. XV:7—11 и др. 216 Втор. XV:1—4. 217 Пс. CXI:9. 218 Притч. XXVIII:27. 219 Притч. XXIII:4—5. 220 Притч. XI:4, 28. 221 Пс. XLVIII:17—18. 222 Еккл. V:12—15. 223 Иер. IX:23. 224 Иов. XXXI:24—25. 225 Пс. LXI:11. 226 Притч. XV:16. 227 Еккл. V:11. 228 Сир. XXXI:1. 229 Притч. XXX:7—9. 230 Притч. XV:16, 33 и др. 231 Притч. XXII:1. 232 Притч. XIV:20. 233 Притч. XVIII:24. 234 Притч. XXII:7—9. 235 Еккл. IX:16. 236 Сир. XII:4, 24. 237 Сир. XXXVIII:19. 238 Сир. XL:29. 239 Притч. XIII:24; XX, 4; XXIV, 30—34 и др. 240 Втор. XV:11. 241 Иов. XXXVI:15.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

е. низлагающий гордость и умягчающий жестокосердие), Которого посылает пред Собою мимоходящий Господь?“ (3 Цар. XIX, – (Ч. 1-я, стр. 166). 203 Примеч. Представим здесь несколько библейских примеров вдохновения от Св. Духа. 1. Моисей: пойди; и Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить (Исх. IV:12). 2. Аарон: ты будешь ему (Моисею) говорить и влагать слова (Мои) в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас, что вам делать (Исх. IV:15). 3. Саул: когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него (Саула) Дух Божий, и он пророчествовал среди их (1 Цар. X:10). 4. Давид : Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня (2 Цар. XXIII:2). 5. Иеремия : и простер Господь руку свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои (Иер. И, 9). 6. Иезекииль : и нисшел на меня Дух Господень, и сказал мне: скажи, так говорит Господь: что говорите вы, дом Израилев и что на ум вам приходит, это Я знаю (Иез. XI:5). 7. Даниил : в третий год Кира, царя персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение (Дан. X:1). 8. Михей: а я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его (Мих. III:8). 9. Захария-священник : и Захария, отец его, исполнился Святого Духа. и пророчествовал (Лук. I:67.) 10. Симеон : тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный, и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святой был на нем (Лук. II:25). Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня (ст. 26). 11. Апостолы: и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать (Деян. II:4). 12. Петр : между тем как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя (Деян. X:19); встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   V. Давид: и поднял Давид глаза свои, и увидел ангела Господня, стоящего между землею и небом, с обнаженным в руке его мечем, простертым на Иерусалим; и пал Давид и старейшины, покрытые вретищем, на лица свои (1 Паралип. XXI, 16).    VI. Илия: и лег и заснул (прор. Илия) под можжевеловым кустом; и вот, ангел коснулся его, и сказал ему: встань, ешь (и пей). И взглянул Илия, и вот у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел, и напился, и опять заснул. И возвратился ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь (и пей); ибо дальняя дорога пред тобою (3 Цар. XIX:5—7). – Тогда ангел Господень сказал Илии, ?есвитянину: встань, пойди на встречу посланным от царя сацарийскаго, и скажи им: разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Вельзевула, божество аккаранское? (4 Цар. I:3). – И сказал ангел Господень Илии: пойди с ним (пятидесятником), не бойся его. И он встал, и пошел с ним к царю (там же, ст. 15).    VII. Седрах, Мисах и Авденого (Анания, Азария и Мисаил): (но) ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним. И выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их (Дан. III:49 – 50).    VIII. Иосиф: (но) когда он (Иосиф) помыслил это (отпустить св. Деву Марию), се, ангел Господень явился ему во сне, и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого (Мф. I:20). – Когда же они отошли, се, ангел Господень является во сне Иосифу, и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф. II:13). – По смерти же Ирода, се, ангел Господень во сне является Иосифу в Египте, и говорить: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю Израилеву; ибо умерли искавшие души Младенца (Мф. II:19 – 20).    IX. Захария священник: однажды, когда он (Захария) в порядке своей чреды служил пред Богом... досталось ему войти в храм Господень для каждения... тогда явился ему ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария; ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн... И сказал Захария ангелу: почему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстояишй пред Богом, и послан говорить с тобою, и благовестить тебе сие (Лук. I:8 – 13, 18 – 19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Таким образом справедлива немецкая поговорка: „легче одному отцу пропитать шестерых детей, чем шестерым детям — одного отца“. („Очерки хр. жизни», прот. В. Нечаева, ныне Виссариона, епископа костромского). Библейские тексты об обязанностях родителей к своим детям. Обязанности родителей к своим детям суть: научать их закону Божию : и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Ефес. VI:4). учить их страху Божию: прийдите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас (Пс. XXXIII, 12). повествовать им чудесные дела Божии: не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил (Пс. 77:4). повествовать им суды Божии: передайте об этом (словах Господа о суде) детям ваших; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду (Иоил. И, 3). увещевать и утешать их : вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы (апостолы) просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое царство и славу (1 Фессал. II:11, 12). исправлять и наказыват их : наказывай сына твоего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его (Притч. XIX:18). не раздражать их: отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Колос. III:21). научать свое дитя в начале его жизни, в молодые его годы : наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет (Притч. XXII:6). Небрежность в обязанностях родителей к детям строго наказывается : Я (сказал Господь) объявил ему (Илию), что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их (1 цар. III, 13). Побуждения к воспитанию детей : кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него, и среди знакомых будет хвалиться им. Умер отец его, и как будто не умирал; ибо оставил по себе подобнаго себе. При жизни своей он смотрел на него, и утешался, и при смерти своей не опечалился. Поблажающий сыну будет перевязывать раны его, и при всяком крике его будет тревожиться сердце его. Не объезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним, и после не скрежетать зубами своими. Не давай ему воли в юности, и не потворствуй неразумию его. Учи сына твоего, и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его (Сир. 30:2. 4. 5. 7. 3. 10. 11. 13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

И, 3). – Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу (Мр. X:27). – Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лук. I:37).    Бог свят: кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостию, досточтим хвалами, творец чудес? (Исх. XV, 11). – Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш (Лев. XIX:2). – Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш (1 Цар. II:2). – Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш (Пс. XCVIII, 9). – Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных (Ис. LVII:15). – Кто не убоится тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят: все народы и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои (Апок. XV:4).    Бог благ: благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь (Пс. XXIV:8). – (Ибо) Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя (Пс. LXXXV, 5). – Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него (Наум. 1:7). – Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог (Мр. X:18). (Но) вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лук. VI:35) . – (Ибо) так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. III:16), – Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. V:8). – Кто не любить, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви в Боге, и Бог в нем (1 Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Письмо 50 к Павлину, т. II, стр. 87—83.    Например, письмо 21 к Евстохии, т. I, стр. 133—134; письмо 54 к Павлину, т. II, стр. 136.    Письмо 21 к Евстохии, т. I, стр. 134.    Письмо 104 к Гавденцию, т. III, стр. 308.    Письмо 106 к Деметриоде, т. III, стр. 339.    Письмо 49 к Непоциану, т. II, стр. 67, 68.    Письмо 54 к Павлину, т. II, стр. 136.    В постановлениях Вселенских Соборов мы не встретили прямых указаний на отношение Церкви к богатству и бедности, что и естественно, так как первым предметом соборных рассуждений было установление православного вероуче­ния, а затем установление порядков внешней организации церковного управле­ния. Лишь случайно соборные постановления касались некоторых сторон инте­ресующего нас вопроса из области христианского нравоучения. Так, 16 правило седьмого Вселенского Собора говорит о том, что роскошь должна быть чужда «священнического чина и состояния». Точно так же определенно запрещается взимать священнослужителям рост с даваемого взаем (апост. прав. 44; первый Всел. 17; шестой Всел. 10; Лаод. 4; Карф. 21). В 21 правиле Анкирского собора говорится о богатстве, что, если оно соединяется «с правдой и благотворением», то отцами «не уничижается». Но непосредственно далее определенно говорится, что одобряется простота в одежде, а изнеженность отвергается.    Евр. VII:19.    Втор. XV:7—11.    Лев. XXV:35—37    Втор. XV:1—4.    Втор. XXIII:20.    XII, 4—7.    Мф. I:19.    Например, Мф. XV, 5 и др.    Притч. XXV:21—22.    Исх. XXIII:10—11; Лев. XIX:9—10; XXIII, 22; Втор. XXIV:19—21; Притч. III:27; Сир. IV:1—10; VII, 26; Зах. VII:10; Тов. IV:14—17 и др.    Сир. XXIX:23.    3 Цар. XVII:12—15.    Тов. IV:8.    Лк. III:11.    Мф. XVIII:12.    Втор. XII:17—18; XIV, 28—29; XVI, 11, 16—17; XXVI, 12—13.    Втор. XVI:9—10.    Притч. XIV:31.    Притч. XIX:17.    Сир. XII:2.    Тов. IV:7—11.    XII, 8—9.    Пс. ХЦ 2; Притч. III:9; XI, 25—26; XIX, 17; XXII, 7—9; Сир. XVI:15 и мн. др.    Ис. LVIII:6—10.    Ис. I:11—17.    VI, 6—8.    VI, 6.    Мф. IX:13; XII, 7.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В первые годы после плена, предположительно в период восстановления Храма (начало – 520г. до н.э.; освящение – 515г. до н.э.), возник третий «источник» Пятикнижия; из-за специфического языка и богословских установок его называют «священническим» или «жреческим» (обозначение P). Существование некоего «священнического» произведения не вызывает сомнений у исследователей Пятикнижия с конца XIX в.; более частные вопросы вызывают при этом разногласия (см. ниже, C.V). У самого этого произведения также была сложная история возникновения. Она начинается с появления повествовательной линии, ведущей от сотворения мира к кульминации (концу) истории Израиля – воздвижению святилища на Синае, что утверждает целью творения постоянное присутствие Яхве среди Израиля. Этот ранний вариант священнической истории был задуман как ответ на историко-богословскую концепцию Второзакония; впоследствии он был расширен за счет культовых текстов. Принимая во внимание это расширение, основной, ранний текст обозначается знаком P g , а знаком P s – расширенный, дополненный текст 24 . 5.1.7 Соединение девтерономического и священнического богословия После 450г. до н.э., когда под руководством Неемии осуществилось примирение различных групп, что было связано также с учреждением персидской провинции Иудея (Йехуд) (см. ниже, C.III.1), были предприняты попытки сгладить противоречия между девтерономическим и священническим богословием. Два исторических произведения – история Израиля, написанная в эпоху плена, и священническая история – были объединены в одно произведение («Большая послепленная история»: Быт.1:1 – 4Цар.25 ; объем – девять книг, «Девятикнижие»). На этом этапе редакции возникли многочисленные новые тексты. В языковом отношении они содержат в себе элементы как девтерономического, так и священнического произведений; в них по-новому расставлены богословские акценты. 5.1.8 Выделение текста Пятикнижия Быт.1 – Втор.34 Пятикнижие было выделено как самостоятельное произведение из совокупности текстов Быт.1 – 4Цар.25 («Девятикнижия») и торжественно оглашено Ездрой (Эзрой) в качестве Торы ок. 400г. до н.э. К этой ступени возникновения текста восходит его деление на пять частей и его финал Втор.34:10–12 («эпитафия Моисею»). Тексты Ис Нав – 4 Цар были присоединены к блоку «ранних пророков», что ограничило повествовательную линию Пятикнижия; оно заканчивается до обретения земли («открытый финал»). Это ограничение было компенсировано в процессе редакции следующим образом: по Быт.50 тело патриарха Иакова, умершего в Египте, было перенесено в Хеврон именно тем путем, которым шел, согласно «канонической» традиции Исх – Ис Нав, народ Израиля (не кратчайшим путем на север, но обходным, через восточный берег Иордана!). Таким образом, путь погребальной процессии, сопровождавшей тело Иакова, стал великим пророчеством для Израиля (о соответствиях между Быт.49–50 и Втор.33–34 см. также выше, С.1). 5.1.9 Дальнейшая работа над Пятикнижием

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Нав. 12:21), строительством Соломона, гибели от вражеских рук царей Охозии (4 Цар. 9: 27) и Иосии (2 Пар. 35:22). Но в отличие от местоположения других древних городов, никто до XIX в. не знал, где находится Мегиддон. Связь его с находящимся на краю Ездрелонской долины Телемом (арабы называли его «аль-Мутеселлим» – «Холм правителя») была впервые установлена, почти угадана, первооткрывателем, производившим здесь раскопки, – немецким инженером из Хайфы Готлибом Шумахером (он, кстати, строил наше подворье в Назарете в 1901–1904 гг.). Его имя носит теперь действующий при Хайфском университете Институт по исследованию вклада христианских общин (в том числе русской православной) в современную культуру Израиля. После Первой мировой войны раскопки продолжила группа археологов из Чикагского Восточного института во главе с известным египтологом Дж. Г. Брестедом. Построенное ими у подножья холма здание экспедиции и сегодня используется в качестве экскурсионного бюро музея-заповедника. Позже Институтом археологии Тель-Авивского университета была создана постоянно действующая Мегиддонская археологическая экспедиция. Одним из наиболее выразительных археологических памятников Мегиддона является упоминавшийся круглый алтарь ханаанского святилища эпохи ранней бронзы. Он имеет в окружности 9 м, высотой 1,5 м, к нему ведет спиральная лестница в 7 ступеней. Судя по большому числу костей животных, найденных вокруг алтаря (в том числе кость «царя зверей» – льва), здесь совершались частые жертвоприношения. ...Мы, конечно, не знаем точно подробностей языческих культов древнего Мегиддона. Очевидно, цикл праздников и жертвоприношений был тесно связан с аграрно-магическим мировоззрением. Неотъемлемой частью культа была храмовая проституция, воплощавшая идею плодородия. «И построила себе блудилища, и при начале всякой дороги устроила себе возвышение, и дарила красоту твою и раскидывала ноги для всякого мимоходящего», – так говорит устами пророка Иезекииля Господь, обвиняя Деву-Израиль в постыдном следовании ханаанским языческим обычаям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010