Слово архимандрита Аксия (Лобова) при наречении во епископа Нерчинского и Краснокаменского 3 червня 2017 р. 21:15 3 июня 2017 года в Тронном зале Патриарших покоев  Троице-Сергиевой лавры  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  возглавил чин наречения архимандрита Аксия (Лобова) , насельника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря , во епископа Нерчинского и Краснокаменского. При наречении архимандрит Аксий обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, Святители Божии! Решение Священного Синода о назначении моего недостоинства епископом Нерчинским и Краснокаменским воспринимаю как призыв Божий ко мне, и восклицаю вслед за пророком Самуилом: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар. 3:10). Но нахожусь в смущении перед тяжестью возлагаемого на мои рамена креста, ибо чем «похвалюсь, разве только немощами моими» (2 Кор. 12:5). Глядя на множество предстоящих дел, нахожу укрепление в словах Божиих, сказанных пророку Исаие: «ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:9-10). Исповедуя, что все в жизни Церкви совершается в соответствии с промыслом Божиим, и Сам Господь Иисус Христос правит Церковью Своей, приемлю предложенный крест и «нимало вопреки глаголю». Еще будучи совсем юным отроком, я пришел в храм, где встретил добрых пастырей, явивших мне пример самоотверженного и жертвенного служения Богу и людям. Сила Божественной благодати привлекала мою душу в дом Божий, и постепенно созревало во мне желание стать священнослужителем и монахом. Несомненное действие воли Всеблагого Бога вижу и в том, что мои иноческие труды совершались в обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, первоначальников монашеского жития на Соловецких островах «в отоце окияна моря» 1 обители, некогда славной монашескими подвигами, и ставшей поистине «всероссийским антиминсом» в годы безбожного лихолетья.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4921905...

Апологетические беседы. «Господи, помилуй!» Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице» , изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья» , выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г. Все богослужения Православной Церкви проникнуты молитвенным воплем: «Кирие элейсон» — «Господи, помилуй!» Это древнейшая молитва человеческая. Предание Церкви говорит, что согрешившие и изгнанные из рая наши прародители, сидя «прямо рая», начали свой благословенный путь покаяния, обеспечивший возможность спасения Христом человеческого рода, именно этим покаянным криком души: «Помилуй!». «Милостиве, помилуй мя, падшаго!» Священнейшие ветхозаветные творения, псалмы и пророчества неустанно повторяют это слово: «Помилуй». «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс 50, 3). «Молитесь Богу, да помилует нас», — говорит пророк Малахия (Мал 1, 9). Первая молитва, раздавшаяся в первом построенном на земле храме истинного Бога, была: «Господи Боже, услыши и помилуй!» (3 Цар 8, 30). Это первая молитва, которую выучивает православный ребенок, и это же последняя молитва, которую повторяет предсмертно тускнеющее сознание умирающего. И если в спокойные дни, в трясине повседневной будничной жизни, очень часто равнодушно повторяются, как привычный затверженный припев, слова «Господи, помилуй!», — то в моменты, когда или опасность, или мука, или жгучее сознание бездны своего падения потрясают душу, тогда этот краткий молитвенный вопль внезапно пропитывается глубочайшим смыслом и силой. И как осужденный на смерть перед судьей, во взоре которого прочитывает он последнюю надежду на помилование, как опасно больной в мольбе к врачу, могущему спасти, начинает душа человеческая кричать ко Всемогущему Богу: «Господи, помилуй!» Много вдохновенных, ярчайших молитв сложено человечеством. Но когда смерть заглядывает в глаза или когда нестерпимый огонь стыда жжет душу, тогда не может человек найти в себе силы, чтобы повторять спокойные слова молитв, но, вместо всех иных молитвословий, вопиет он: «Господи, помилуй!» — обретая в этих двух словах подпочвенную основу всех молитвенных прошений.

http://pravoslavie.ru/2827.html

Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа да умножится! Богатый в милости Господь сподобил нас и в этом году дожить до светлого праздника Рождества Христова. Снова мы слышим родное нам с детства и милое: «Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите!» Снова мы мысленно встречаем Христа, сходящего с небес на спасение рода человеческого. Радостно и дерзновенно поем мы: «С нами Бог! Разумейте, языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!» С этой победной песнью наши предки строили святую Русь. С этой песнью они и умирали за Русь, отражая нашествия разных иноплеменников. Верный их заветам, не дрогнул наш народ и пред нашествием фашистов. Воспользовавшись неожиданностью, враг успел захватить и опустошить немалую часть нашей земли, разрушить много городов и селений, истребил сотни тысяч мирных жителей. Враг предвкушал уже захватить и ограбить Москву. Но для нашего народа-богатыря тут-то и началась настоящая война; тут-то он и встал во весь свой богатырский рост. Началось соревнование в самопожертвовании между фронтом и тылом. Развернулся подлинно всенародный подвиг, в котором народы СССР один перед другим выявляли свою доблесть и верность общей родине: лучше-де умереть, чем видеть родину растоптанной врагом! Однако это было не отчаяние, когда умирают, чтобы только не пережить позора. Народ наш не колебался жертвовать всем и самою жизнью, потому что твердо верил в свою конечную победу и в то, что каждая жертва внесет свою часть в то всенародное благо, которым будет жить родина после победы. Вера эта коренится в сознании правоты нашего дела: не мы начали войну; нас вынудили взяться за оружие, чтобы защитить родину… Прошло полтора года войны, и мы теперь не только верим, но и видим, что победа определенно перешла на нашу сторону. «Лук сильных изнеможе, а немощствующие препоясашася силою» (1 Цар. 2, 4). Немцы, кичившиеся своей якобы образцовой армией, первоклассной военной техникой и искусством своих полководцев, теперь сами должны убедиться, что их хваленая военная сила «изнемогла» и уже не добудет им победы. Наоборот, те, кого фашисты, в своем слепом самомнении, считали «немощствующими», — наша доблестная армия по-прежнему стоит «препоясанная силою», по-прежнему готова продолжать борьбу, уверенная в своей победе. Воистину «Господь поборает за нас!» (Исх. 14, 14). Итак, «укрепитесь руки опустившиеся и колена ослабленныя; ободритесь, малодушные; укрепитесь, не бойтесь» (Ис. 35, 3 — 4). Пусть самый «слабый скажет: я — силен» (Иоил. 3, 10). Будем все мужественны, как мужественна наша Красная Армия, как мужественен наш великий народ. Скажем нашим врагам: «Страха вашего не убоимся, ниже смутимся. Хоть бы вы и снова собрались с силами, снова побеждени будете» (Ис. 8, 12, 9), яко с нами Бог! Тому — слава, и держава, и победа во веки. Аминь. Патриарший местоблюститель Сергий, митрополит Московский и Коломенский. Ульяновск. 25 декабря 1942 года.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-poslan...

Слово (Тарасова) при в Острогозького, 17 вересня 2011 р. 17:30 17 сентября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Покровском кафедральном соборе г. Воронежа возглавил наречение архимандрита Андрея (Тарасова) во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии . При наречении архимандрит Андрей обратился к Святейшему Патриарху и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка, милостивый отец и Первосвятитель! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Ныне изволением Святаго Духа Церковь Христова призывает меня принять жребий архипастырского служения. Действием благодати Божией и возложением святительских рук предстоит мне приобщиться к многовековому преемству, которое берет начало от святых апостолов Христовых и продолжится до скончания века. Находясь перед Вами — епископами Церкви, я таинственным образом предстою пред Лицом Самого Господа и Спасителя Иисуса Христа и, внимательно прислушиваясь к голосу совести: насколько безукоризненно пронес я данные мне дары священства и монашества, — осознаю свое недостоинство. Вместе с первоверховным апостолом Петром коленопреклоненно восклицаю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). Вместе с древним пророком Моисеем вопрошаю: «Кто я, чтобы мне идти…Господи! пошли другого, кого можешь послать» (Исх. 3:11; 4:13). Но смиренно внимая Божественному призыву, вступаю в область великого служения и с пророком Самуилом отвечаю на этот призыв: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар. 3:10.). Библейские пророки и апостолы, все святые архипастыри Церкви Христовой всегда осознавали свою немощь, взирая на предстоящее служение, которое может быть лишь жертвенным и бескорыстным. Вечным ответом Господним на этот человеческий трепет, несомненно, являются слова, сказанные Спасителем святому апостолу Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9), и действительно, благодатная помощь Божия ни на мгновение не оставляла меня во все дни моей жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1625398...

Сретение — осуществление ожидаемого Праздник Сретения Господня знаменует собой смену Ветхого на Новое, смерти — на жизнь, печали — на радость 14 февраля, 2015 Праздник Сретения Господня знаменует собой смену Ветхого на Новое, смерти — на жизнь, печали — на радость Встретились ли мы со Христом? «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.»                                           Апостол Павел (Евр. 11, 1). Протоиерей Игорь Гагарин Говорят, что нет ничего более неприятного и трудного, чем ждать или догонять. Насчет «догонять» говорить пока не будем, а вот об ожидании самое время поразмышлять в канун СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ. Этот великий церковный праздник как раз напоминает нам об одном очень-очень долгом ожидании, увенчавшемся, наконец, ВСТРЕЧЕЙ. Слово «сретение» так и переводится на русский язык с церковнославянского – «встреча». Много веков ветхозаветный Израиль ожидал прихода в мир Того, Кого по-еврейски называли Мессия, по гречески — Христос. По-русски это слово обозначает «Помазанник», или, иначе говоря, «Царь». Не в том смысле, в котором называли царями тех, кто правил народами, вершил власть и суд, вел войны, казнил и миловал. Каждому всегда было понятно, как непрочна их власть, как порой неправеден оказывался суд, несовершенна милость. Если даже Соломон, мудрейший из мудрых, перед вступлением на престол умолявший Бога дать ему «сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло» (3 Цар. 3, 9-11) и получивший этот дар преизобильно, если даже этот помазанник не устоял и уклонился в конце жизни от правды Божией, то можно ли ожидать совершенного правления от кого бы то ни было? И невозможно было бы всякому мыслящему человеку не впасть в окончательный пессимизм и оставить всякую надежду на «лучшую жизнь», если бы не древнейшее обетование, данное Богом Своему народу через пророков. Каждый верующий знал: зло не всесильно, неправда не вечна. Наступит день, когда Бог вмешается в человеческую историю и пошлет в мир особенного Человека, Которого наделит такой властью и такой силой, какой до Него не было еще ни у кого, и будет Он прекрасным и совершенным, справедливым и добрым. Пророк Исаия так предсказывал о Нем и о Его Царстве: «И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия… Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине… И будет препоясанием чресл Его правда… Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11. 2, 4-6).

http://pravmir.ru/sretenie-osushhestvlen...

Феодор Абу Курра в защиту иконопочитания. Часть 3 ГЛАВА XVI Из-за непросвещенности ума древних Бог раскрывал для них свои тайны только через такие чудеса, в которых они смогли бы увидеть связь с божественными тайнами. Христиане не нуждаются в подобном. Тем не менее, ради варваров и колеблющихся христиан Бог продолжает являть такие чудеса, чтобы прославить христианские таинства и тех, чьи иконы мы называем чудотворными. Если говорят среди христиан, что следует почитать скрижали Завета, ибо облако Славы Господней спускалось на них, как об этом написано в книге Царств (3 Цар. 8:10-11), и что относительно икон, которые находятся в Церкви, ничего подобного мы не видим, то нам стоит напомнить им, что древние люди никогда высоко не ценили божественные чудеса, если собственными глазами не видели их величия. Поэтому сошел огонь на первые жертвы, принесенные в Ковчеге (Лев. 9:24), и даже на жертву, которую совершили в храме, построенным Соломоном (2 Чис. 7:1). Мы же, христиане, просвещенные Святым Духом, ни в чем подобном не испытываем необходимости. Потому, когда Господь наш давал Свое Тело и Кровь ученикам в Иерусалимской горнице, Он протянул им только хлеб и вино и сказал: " Сие есть Тело Мое… Сие есть Кровь Моя " (Мк. 14:22-24) (Мф. 26:26-28). Их разум глубоко проник в смысл Его слов, вне чувственного наблюдения какого-либо чуда над Дарами. Так христиане поступают до сего дня: они предлагают Дары, зная, что это истинные Кровь и Тело Христовы, хотя и не видят чувственным зрением никакой разницы между тем, что они положили на алтарь до Преложения и после. Как и в случае других таинств, так и в отношении икон нужно поступать благоговейно, даже если ничто в них не пугает и не наводит священный ужас. Однако мы зачастую слышим от разумных людей правдивые рассказы о том, что Бог демонстрирует силу и величие христианских таинств для неверующих. Св. Афанасий говорил, что видел это на примере мощей и икон святых. Сами мы видели чудесное действие мира, которое истекая от мощей и икон святых, излечивает недуги, превосходя по своим свойствам известные человеку способы исцеления. Многие видели, как бесноватые исцелялись перед раками святых, a демоны изгонялись прочь.

http://pravoslavie.ru/1742.html

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковное зодчество — профессия, в которой необходимы богословские знания 9 декабря 2014 г. 10:12 6 декабря 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , стал заслуженный архитектор Российской Федерации А.А. Анисимов. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о церковной архитектуре. У меня в гостях — заслуженный архитектор Российской Федерации Андрей Анисимов. Здравствуйте, Андрей Альбертович! А. Анисимов: Здравствуйте, владыка! В наше время восстанавливается много старых храмов и строятся новые. Но массовое строительство храмов — большая проблема, ведь не всегда результат оказывается столь же хорошим, как и в прежние годы, в прежние века. Мне бы хотелось поговорить с Вами на тему церковного зодчества: о его сегодняшнем состоянии, о его задачах и перспективах, о том, с чего оно начиналось, как возникли храмы, что такое храм, зачем он нужен. Митрополит Иларион: Массовое строительство храмов — это не проблема, а, наоборот, очень отрадное явление. Другое дело, что, действительно, архитекторам, зодчим иногда не хватает мастерства, и тогда их проекты  бывают с художественной точки зрения абсолютно неубедительными. Может быть, мы чуть позже поговорим об этом. Если говорить об истоках христианского храмоздательства, то, наверное, его предыстория (не в плане архитектурном, а в плане идейном) восходит к Ветхому Завету, к Иерусалимскому храму, который был задуман царем Соломоном и возведен по его приказу, как место присутствия Бога. «Я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» — обращается Соломон к Богу (3 Цар. 8:13). Храм всегда воспринимался как место особого присутствия Божия. Да, Бог присутствует везде, это все знали, но, в то же время, этот храм был единственным на весь Израиль. На Пасху в него стекались люди со всей страны.

http://patriarchia.ru/db/text/496427.htm...

Слово Силуана (Шаларя) при в Орхейського, 28 жовтня 2016 р. 17:41 28 октября 2016 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Силуана (Шаларя) во епископа Орхейского, викария Кишиневской епархии . При наречении архимандрит Силуан обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Преосвященные архипастыри нашей Святой Церкви!  Сегодня душа моя исполнена великого волнения. С особым трепетом стою я перед вами, святители Божии, и в вашем лице перед всей Православной Церковью. В моем сердце звучит глас святого псалмопевца и пророка Давида: «Скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду» (Пс. 142:8). Ныне призываюсь я, по неисповедимым судьбам Божиим, на священное делание в винограднике Божием в сане епископа — сане высоком и многотрудном для делателя. При размышлении о предстоящем поприще меня успокаивает и ободряет вера, что в избрании моего недостоинства совершилась на мне всесвятая, всеблагая и премудрая воля Божия. Верую всем сердцем, что Господь непременно подаст мне в избытке силы, так необходимые для достойного прохождения архипастырского служения. По образу пророка Самуила, отвечавшего на призывающий глас Господа: «Глаголи Господи, яко слышит раб Твой» (1 Цар. 3:9), и я, недостойный, внимаю велению Божию и всецело предаю себя в руце Его. Знаменательным для меня является тот факт, что мое избрание во епископа было совершенно именно в этом году, когда в Православной Церкви Молдовы были причислены к лику святых два великих для молдавского народа угодника Божия — святитель Гавриил, митрополит Кишиневский и Хотинский , и блаженная Агафия (Маранчук) . Их жертвенное служение Отечеству, непоколебимость в православной вере и послушание Святой Церкви Христовой, истинное смирение в несении монашеского креста да послужат мне примером добродетельной жизни во Христе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4651020...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОТЫ термин, использованный в рус. Синодальном переводе ВЗ для передачи смысла евр. слова  , обозначающего преимущественно место для отправления культа. Слово досемитского происхождения, возможно от формы  ; с незначительными вариациями корень найден во всех семитских языках ( Schunk. P. 139, 140). Соответствующие слова др. семит. языков имеют первоначальный смысл «спина», «туловище животного» (в аккад. и угаритском), а также «высокое место» (в аккад.). В ВЗ также встречается   - спина, выя (Втор 33. 29; обратная сторона облака - Ис 14. 14; Иов 9. 8 (в нек-рых евр. ркп.)). Др. значения: «хребет», «возвышенность» (Втор 32. 13; 2 Цар 1. 19, 25; Ам 4. 13 и др.); «возвышенность для богослужения», «святилище», «жертвенник» (1 Цар 9. 12; 3 Цар 14. 23; Иер 48. 35 и др., в этом смысле ок. 80 раз в ВЗ);   как характеристика местности (возвышенность) становится термином, обозначающим место для отправления культа (ср. объяснение имени   в Иез 20. 28, 29); и, наконец, «стела» (камень Меши (KAI 181. 3); в LXX Лев 26. 30; Числ 21. 28; 33. 52). Естественная возвышенность как место расположения  предпочиталась еще в доизраильский период (Числ 21. 28) у ханаанеев, а также у др. народов, живших рядом с Израилем (Иер 48. 35; Ис 15. 2). В. необязательно нужно представлять как холмы или горы (хотя на них восходили и с них спускались - 1 Цар 9. 13, 14, 19 и 9. 25; 1 Цар 10. 5), они встречались и в долинах (Иер 7. 31); согласно Иез 6. 3, Господь обещает лощинам и долинам, так же как горам и холмам, что Он разрушит В. на них. Кроме В., расположенных в окрестностях поселений, существовали В. и в самих поселениях (3 Цар 13. 32; 4 Цар 17. 9, 29 и др.). Суммируя возможные этимологические значения, Р. де Во вывел формулу: «Идея чего-то выступающего на определенном фоне, выдающегося над плоскостью» ( Vaux. P. 284). Однако этимология слова по-прежнему остается неясной. Кроме того, ветхозаветные В. были рукотворными: их строили (3 Цар 11. 7: «...построил Соломон капище... на горе»; 14. 23: «...устроили... высоты и капища»; 4 Цар 21. 3: «...и снова устроил высоты, которые уничтожил отец его»; 2 Пар 21. 11: «...высоты устроил он на горах Иудейских»), уничтожали (4 Цар 23. 8: «...и осквернил высоты», «...и разрушил высоты»; 2 Пар 31. 1: «...и разрушили высоты и жертвенники во всей Иудее») или даже сжигали (4 Цар 23. 15: «...и жертвенник тот и высоту он разрушил, и сжег сию высоту»).

http://pravenc.ru/text/161089.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОВОАМ I [евр.  ,   греч. Ιεροβομ], основатель и 1-й царь Израильского царства (ок. 931-910 гг. до Р. Х.). Его имя, вероятно, означает «пусть возвеличится народ». И. род. в г. Цареда, был сыном Навата из колена Ефремова от Церуа (3 Цар 11. 26). Рассказ о пришествии И. к власти и о его правлении содержится в Книге Царств (3 Цар 11. 26 - 14. 20). Книга Паралипоменон уточняет и дополняет повествование нек-рыми деталями (ср. 3 Цар 12. 1-19 и 2 Пар 10. 1-19; 3 Цар 12. 21-24 и 2 Пар 11. 14). В Ватиканском кодексе LXX содержится более пространная по сравнению с МТ версия рассказа о восшествии И. на трон, повествующая о событиях, к-рые предшествовали конфликту между иудейским царем Ровоамом и И. (3 Цар 12. 24 a-z); впрочем, ее историчность оспаривается ( Gordon R. P. The Second Septuagint Account of Jeroboam: History or Midrash?//VT. 1975. Vol. 25. N 3. P. 368-393). В основе повествований о деятельности И. (1 Цар 11; 12, а также в нек-рых местах LXX) лежит предшествовавшее девтерономической редакции предание Северного царства. И. служил чиновником в царской администрации Соломона, в его обязанности входил контроль над наемными рабочими сев. израильских племен, занятыми на строительных работах в Иерусалиме (3 Цар 11. 28). Очевидно из солидарности с соотечественниками, И. восстал против деспотичной политики Соломона (3 Цар 11. 26), который обложил сев. племена огромными налогами. Мятеж мог быть также вызван передачей сев. израильских городов (3 Цар 9. 10-13) финик. царю Хираму ( Halpern B. Sectionalism and Schism//JBL. 1974. Vol. 93. P. 528). Спасаясь от царского гнева, И. укрылся при дворе егип. фараона Шешонка (Шишака, библ. Сусакима), надеясь получить от него поддержку в борьбе с Соломоном. Возможно, сам фараон надеялся обрести в И. союзника против царства Давида ( Malamat. 2001. P. 206). В LXX сообщается, что И. был сыном блудницы Сариры, что И. до бегства в Египет имел 300 колесниц (3 Цар 12. 24b), а также о том, что фараон выдал за него свою свояченицу, к-рая родила от И. Авию (3 Цар 12. 24е).

http://pravenc.ru/text/293676.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010