Очень много тщательно проверенных и систематически-подобранных масоретских примечаний и счислений находится у Френсдорфа: Die massora magna (Leipz. 1876 г.), и у Бэра и Делима в критически-обработанном издании еврейского текста ветхозаветных книг, в приложениях (Leipzig. 1869–1895...). Содержанием масоретских трудов служили следующие исчисления. Вышеупомянутые, записанные в талмуде, соферимские счисления слов, среднего слова, буквы и стиха разных Священных книг, критические замечания соферимов: ittur – и tikkun – soferim, keri velo ketib, ketib velo keri, keri u ketib; замечания талмудистов о буквах больших (majusculae), малых, обороченном нун, о знаках разных закрытых и открытых парашей и т.п. – все это внесено в масору, лишь с некоторыми пополнениями и точными указаниями на количество разных счислений и замечаний. Кроме того, сами масореты и предшествовавшие им еврейские ученые занялись самостоятельным, еще более скрупулезным исчислением слов и букв священного текста и плоды своих гигантских трудов записали в масору. Так, в талмуде было записано количество стихов (pesukim) лишь некоторых книг: Пятикнижия, Псалтири, Паралипоменон, – в масоре исчислены стихи всех до одной книг: в Быт. 1534 , в Исх. 1209 , Лев. 859 ... Нав. 656, 3–4 Цар. – 1534, Иер. 1365 ... 12 мал. прор. 1050... Притч. 915 и т.д. Средний стих соферима-ми и талмудистами определен лишь в Пятикнижии и Псалтири, – в масоре в каждой книге: Быт.27:40 ; Исх.22:28 ; Числ.17:20 ... Нав.13:26 ... 3–4Цар. в 3Цар.22:6 ; Иер.28:11 ; Иез.26:1 ; Мих.3:12 ... Затем, масореты вычисляли величину всех стихов и состав их и нашли, что самый большой стих в Иер.21: 7 – из 40 слов и 160 букв; 3 стиха состоят каждый из 80 букв; напр. Числ.36:8; 14 стихов состоят каждый из 3 слов; 7 стихов состоят каждый из 15 слов; в 26 стихах употребляются все буквы алфавита, напр. Иез.38:13 , Соф.3:8 ; два стиха в Законе начинаются буквой самех ( Исх.32:8 ; Числ.14:19 ); 11 стихов начинаются и оканчиваются буквой нун ( Лев.13:9 ...); в 3 стихах употребляется однажды: и четырежды ( Числ.11:19 ...); в трех стихах употребляется трижды и трижды ( Исх.29:5 ...); три стиха начинаются словом и оканчиваются и заключают мысль о том, что Господь памятует во веки ( Втор.31:3 ...); в трех стихах соединяются слова и – совершать грех ( Иез.18:3 ...); в 10 стихах употребляются и в 10 – и – Быт.33:5 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

154) Тому, кто не очистился прежде от страстей, не должно касаться рассматривания естественных вещей, потому что образы чувственных вещей могут вовлечь в страсть ум, не совершенно освободившийся от страстей. Ибо ум, из угождения чувственности долго останавливающийся в мечтаниях своих на видимостях чувственных вещей, бывает производителем нечистых страстей и чрез созерцание к сродным ему мысленным вещам перейти не имеет силы 75]. 155) Кто во время восстания страстей мужественно заключит чувство, совершенно изгонит мечтание и память о чувственных вещах и совсем подавит естественные движения ума к исследованию того, что вне его: тот победоносно посрамит, с помощию Божественной благодати, восставшее на него злое и тиранское насилование страсти и диавола 76]. 156) Когда бывают ум безумен, гнев неудержим, похотение скотско, и вследствие того неведение, своеволие и срамные движения овладевают душою: тогда греховный навык с силою выступает, сплетшись с разными чувственными сластями 77]. 157) Уму, научившемуся разумно избегать невидимых схваток или столкновений (с невидимыми врагами), не следует ни приступать к естественному рассуждению, ни что-либо другое делать во время нападения злых сил, но только молиться, утомлять трудами тело, пресекать со всем тщанием вещественное мудрование и блюсти стены града, – разумею, – сторожевые душевные добродетели, или способы хранения добродетелей, т. е. воздержание и терпение; чтобы как-нибудь враг, прельстив душу десными и похитив ее склонение на свою сторону, не отдалил ее от Бога, напаяя ее развращением мутным (Авв. 2, 15), и мнимым добром не увлек сердца, ищущего лучшего, к худшему 78]. 158) Кто рассудительным и всеобъемлющим воздержанием и терпением мужественно заключил чувства и чрез душевные силы входы к уму чувственных образов преградил; тот удобно расстроивает все злые козни диавола, обращая его вспять со стыдом тем же путем, каким пришел (4 Цар. 19, 33) 79]. 159) Кто во время восстания искушений воздерживается от помышлений о вещах, прилежит же молитве с собранием ума от всего к себе самому и к Богу, тот убивает грехотворную склонность и тем со стыдом обращает вспять диавола, восставляющего сказанную склонность, в надежде на которую он и подступил к душе с обычною ему дерзостию, гордостными восставая против истины помыслами: что и познав, и пострадав, и сделав, великий Давид, по опыту очень хорошо знавший порядок всех мысленных браней, сказал: внегда востати грешному предо мною, онемех и смирихся, и умолчах от благ (Пс. 38, 2, 3): и после него божественный Иеремия, повелевающий народу не исходить на нивы, и на пути не ходить, понеже меч вражий обитает окрест (Иер. 6, 25) 82].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Из сего да уразумеем, что как добрыми делами прославляется Бог, так и делами порочными славится враг. Когда, «отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы» (1 Кор. 6:15): тогда и слава от спасшего меня перенесена будет мною на погубившего меня. И неверующий изменяет «славу нетленного Бога» в образ «тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим. 1:23). Также воздающий честь и служащий твари вместо Творца приносит славу не Богу, но твари. Посему, кто говорит, что тварь есть нечто, и кланяется ей, тот да знает, куда будет вчинен жребий его. Итак, убоимся, чтобы, грехом своим доставляя славу и похваление диаволу, не подвергнуться нам вечному с ним стыду. А что грех наш обращается в славу тому, кто внушает его нам, уразумей это из подобия. Два военачальника вступают в сражение. Когда побеждает одно войско, — предводитель его приобретает славу; а когда одерживает победу противное войско, — вся честь принадлежит полководцу сего другого войска. Так в добрых делах твоих прославляется Господь, а в противных — противник. Не представляй, что враги далеко; и на военачальников смотри не издали, но обрати взор на себя самого, и найдешь совершенную верность подобия. Ибо когда ум борется со страстью, и своим усилием и внимательностию одерживает верх; тогда торжествует он победу над страстию, и успехом своим как бы увенчивает Самого Бога; а когда, ослабев, поддается сластолюбию, тогда, сделавшись рабом и пленником грехов, доставляет врагу случай к похвальбе, превозвышению и высокомерию… Итак, «Бог славы возгреме, Господь на водах многих.» Воды — это святые, потому из чрева их текут реки, то-есть духовное учение, наполняющее души слушающих (Ин.7:38). И еще: они приемлют в себя воду, текущую в живот вечный, которая в хорошо принявших делается «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). И на таковых водах — Господь. Припомни историю Илии, «когда заключено было небо три года и шесть месяцев» (Лк. 4:25), когда во время ясной погоды, на вершине Кармила услышал он голос вод многих, а за сим последовало и то, что гром был из облаков, и потекла вода(3 Цар.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

На Вила вавилоняне «издерживали каждый день двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец и вина шесть мер. Царь чтил его и ходил каждый день поклоняться ему» ( Дан.14:3-4 ). Такое наивное представление язычника-царя о божестве, вызвавшее у пророка улыбку ( Дан.14:3 ), — самое типичное и распространенное среди народов, не знавших истинного Бога. Язычники, в большинстве своем, со всею искренностью верили, что божества удовлетворяются тем же, чем удовлетворяет свои материально-физиологические потребности человек, и полагали, что принесением им вещественных жертв их можно умилостивить, снискать их благоволение, покров, защиту, сделать их своими союзниками ( Прем.13:3-14,1 ). Полной безнравственностью и еще большей степенью религиозного извращения отличаются обычаи язычников в тех культах, где в жертву богам приносится девство и целомудрие, проявляется грубая чувственность или где совершаются человеческие жертвоприношения ( 3 Цар.14:3-24 ; Иер.2:3 ; Ис.57:3 ; Пс.105:3-38 ). Боги язычников здесь — их собственные страсти и пороки, олицетворенные и затем воплощенные искусством ваятелей и художников в видимые кумиры ( Прем.14:3-14 ; Ис.40:3-20 ). С точки зрения Божественной воли всякая жертва только тогда может себя истинно оправдывать, когда она отвечает двум условиям: во-первых, по форме и цели своего совершения не выступает за рамки, по крайней мере, положительной общечеловеческой нравственности и, во-вторых, по достижении намеченной цели доставляет своему совершителю большее благо, чем то, ценой которого она была совершена. На этом основании вещественные жертвоприношения богоизбранного «народа, не сопровождавшиеся должным внутренним расположением и не приводившие к исправлению жизни и нравов, названы Богом через пророка «тщетными» ( Ис.1:3 ). О жертвоприношениях же язычников следует словами Священного Писания сказать, что они — «мерзость» ( Втор.18.9-12; 29,17 и др.). Среди язычников были случаи жертв и истинному Богу ( 1 Езд.1:3-4, 6-7 ), но это редкие явления. В своих отношениях к истинному Богу язычники, как правило, не возвышались над уровнем отношений к своим собственным богам.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

Похороны сопровождались оплакиванием. Кроме женщин дома, в оплакивании принимали участие профессиональные плакальщики и плакальщицы (Иер. 9, 16; Ам. 5, 16; 2 Пар. 35, 25; Мф. 9, 23; Мк. 5, 38) – «певцы и певицы». Оплакивание сопровождалось возгласами: «увы, мой брат» или «государь» и т.д. Соблюдение траура составляет очень древний обычай. Иосиф скорбел по отцу в течение семи дней (Быт. 50, 10), по Моисею и Аарону скорбели 30 дней (Числ. 20, 29; Втор. 36, 8). В знак печали разрывали одежду (2 Цар. 3, 31 и др.). Облачались, кроме того, в траурный плащ – мешок («вретище», Ис. 15, 3 и др.), садились в прах и посыпали головы пеплом (Иов. 2, 8; Нав. 7, 6); били себя в перси и бедра (Иер. 31, 18), снимали обувь, покрывали голову. В более поздние времена вместе с усопшим клали в могилу скляницу со слезами скорбевших о нем . Как сказано в Слове Божием: время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать (Еккл. 3, 4). И в следующий раз, если будем живы и Господь позволит, – мы, сегодня поговорив о погребении, поговорим и о веселой свадьбе и сватовстве.   Дмитрий Ростовский , свт. Келейный летописец.  Но нам трудно говорить про Адама и Еву, тем более что древнейшее христианское предание утверждает, что Адам был положен на том месте, где потом возник город Иерусалим. И древние люди, когда они положили Адама на горе, не знали, что делать с мертвым телом: солнце светило ярко, и с черепа начала сползать кожа, начался процесс разложения. И тогда люди засыпали тело Адама землей, а эту гору стали называть «Голгофа» или «Гора черепа». И когда римляне совершали казнь Сына Божьего, они копали углубление, для того чтобы кресты утвердить в землю, и нашли череп. Этот череп они положили здесь же, рядом, и когда крест Господень вошел в выкопанную ямку, этим черепом его и придавили, чтобы надежнее крест стоял. И кровь Сына Божьего стекала прямо на мертвую голову Адама, нашего праотца. Но нам интересно посмотреть все древние предания, которые сохранились. В действительности, каждое из толкований, особенно если оно относится к древним временам, достаточно интересно.

http://pravoslavie.ru/109964.html

Восьмая песнь. Озия, Иона, Иеремия, Даниил, Азария. На ц.-сл. языке На русском языке Ирмос: Егоже воинства небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки. Кого прославляют воинства небесные и пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы, Того, все существа и творения, воспевайте, благословляйте и превозносите во все века. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Ты Озии, душе, поревновавши, сего прокажение в себе стяжала еси сугубо: безместная бо мыслиши, беззаконная же дееши; остави, яже имаши, и притецы к покаянию. Соревновав Озии, душа, ты получила себе вдвойне его проказу, ибо помышляешь недолжное и делаешь беззаконное; оставь, что у тебя есть и приступи к покаянию. (4 Цар. 15, 5). (2 Пар. 26, 19) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Ниневитяны, душе, слышала еси кающыяся Богу, вреищем и пепелом, сих не подражала еси, но явилася еси злейшая всех, прежде закона и по законе прегрешивших. Ты слышала, душа, о ниневитянах, в рубище и пепле каявшихся Богу; им ты не подражала, но оказалась упорнейшею всех, согрешивших до закона и после закона. (Иона 3, 5) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. В рове блата слышала еси Иеремию, душе, града Сионя рыданьми вопиюща и слез ищуща: подражай сего плачевное житие и спасешися. Ты слышала, душа, как Иеремия, в нечистом рве с рыданиями взывал к городу Сиону и искал слез; подражай плачевной его жизни и спасешься. (Иер. 38, 6) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Иона в Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов, разуме бо, яко пророк, Божие благоутробие: темже ревноваше пророчеству не солгатися. Иона побежал в Фарсис, предвидя обращение ниневитян, ибо он, как пророк, знал милосердие Божие и вместе ревновал, чтобы пророчество не оказалось ложным. (Иона 1, 3) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Даниила в рове слышала еси, како загради уста, о душе, зверей; уведела еси, како отроцы, иже о Азарии, погасиша верою пещи пламень горящий. Ты слышала,, душа, как Даниил во рве заградил уста зверей; ты узнала, как юноши, бывшие с Азариею, верою угасили разожженный пламень печи. (Дан. 14, 31); (Дан. 3, 24)

http://predanie.ru/post2016/velikij-kano...

в 172.80 фута, новгородская в 163.33„ киевская . . в 121.11 „ Тень в 172.8 ф. в Новгороде возможна только при d­ –1°25 " 6», т. е. 5. марта. Если бы новгородцы вообразили, что их город лежит под широтою С.-Петербурга, то это значило бы, что они принимают тень в 172.8 фута за равноденственную, т. е. наблюдают равноденствие на 3 дня ранее, чем следует. Вавилоняне, очевидно, полагали, что их город лежит севернее, чем это было в действительности. Гномон в 60 локтей (ср. Дан. 3, 1 ), поставленный в Бабиле 121 , в равноденственный полдень дал бы тень в 38.443 локтей длины, а под ф†35°0» в 42.013 локтя. Можно думать, что, кромт неточностей в наблюдении, в дело замешалась и эстетическая жилка, любовь древних круглым цифрам. Если халдеи предположили, что равноденственная тень в Вавилоне имеет 40 локтей длины 122 ,то это значит, что они способны были признать за равноденствие и тот момент, когда d ­ –1°7 " 7», т. е. могли „наблюдать равноденствие» тремя сутками ранее надлежащего. Приложение. Б. Имя «Астиаг». Набунаид в одном из своих памятников (Evers 7), величает Астиага „царем варваров». Мидяне, как варвары, может быть, держались того взгляда, что со стороны подданного будет или крайне непочтительно или даже преступно дерзко – называть своего государя по имени. Известно, что и абиссинские ныгусы при воцарении принимали „сма-мангыст», „имя царства», т. е. более или менее гремящий титул в роде Анбаса-ба-цар ­­ Лев для врага, Ванаг-Сагад ­­ Leo agustus – Лев поклоняемый. Вероятно и названия Kuaza " rh_s A=stua " gh_s были только nomina regni, а не имена личные. Если бы это были nomina propria, то вероятно они встретились бы и в дальнейшей персидской истории. Возможно (хотя мнение авторитетных иранистов мне неизвестно), что Koa_ksa " rh_s ­ древнеперсидское Uvahsatara значит самодержец, au=toxra " twr: в этом имени начальное kua несомненно ­­ древнеперс. uva – бактр. hva – санскр. sva ­­ русск. своё-, а окончание – atara ­­ или греч.·- o " tero_s, или же греч. – a " twr. Что касается слова A=stua " gh_s Геродота A=stui " ga_s Ктесии, то с этим именем связана довольно поучительная история, из которой видно, что учёные, столь придирчиво критичные в одних случаях, в других с удивительным легковерием принимают невозможности, шитые совсем белыми нитками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

    5:33—39 Участие в пирах или пост?    См. коммент. к Мк. 2:18—22. Ветхий Завет также признает, что некоторые практики богослужения или объекты, поклонение которым когда-то считалось допустимым, должны быть упразднены (4 Цар. 18:4; Иер. 3:16).     5:33. Хотя Ветхий Завет предписывал больше праздновать, чем поститься, пост прочно и широко вошел в практику иудаизма; многие фарисеи постились дважды в неделю. Хотя аскетический пост был запрещен, некоторые, вероятно, постились именно как аскеты. Пост был важным компонентом молитвы или покаяния, поэтому ученикам (будущим раввинам) трудно было избежать его. Учитель отвечал за поведение своих учеников.     5:34,35. Свадебный пир продолжался семь дней. Во время свадьбы запрещалось поститься или соблюдать ритуальный траур, а также заниматься тяжелым физическим трудом. Иисус проводит аналогию, указывая натакую же неуместность поста во время Его пребывания с ними.     5:36—38. Иисус приводит два бытовых примера для иллюстрации Своей мысли. Старая одежда становиться ветхой от стирки. Вино держали либо в кувшинах, либо в мехах; мехи, в отличие от кувшинов, могут растягиваться. Старые мехи уже слишком растянулись, чтобы выдержать дальнейшее брожение; если их наполнить новым вином, они могут разорваться. За едой пили разбавленное водой вино.     5:39. Хотя еще не была изобретена дистилляция (перегонка) и вино получалось не столь крепкое, старое вино обычно предпочитали молодому, которое еще не начало бродить (это вошло в поговорку; см., напр.:    Сир. 9:10; раввины). Иисус, вероятно, объясняет, почему религиозные люди не одобряли радости учеников Иисуса: для них это было нечто новое.     6:1—5 Господин субботы    См. более подробный коммент. к Мк. 2:23— 28. Некоторые исследователи полагают, что «растирание руками» (ст. 1) на самом деле указывает на молотьбу, которая относилась к категории запрещенных работ в субботу. Хотя закон Моисея был особенно авторитетным для знатоков иудейского закона, в ветхозаветных повествованиях иногда иллюстрируются принципы, когда дух закона ставится выше его буквы (напр.: 2 Пар. 30:2,3). Если Иисус мог проиллюстрировать это на примере из Писания, то Его оппоненты не могли опровергнуть Его аргументацию, поскольку среди палестинских евреев не существовало единой точки зрения на то, как следует соблюдать субботу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    6. При воскрешении дочери Иаира присутствуют только родители умершей и три ученика Иисуса — или потому что были сильнее верой (а только вера делает человека способным видеть чудеса), или потому, что Иисус Христос не хотел, бы это дело оставалось без свидетелей: так как при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол (Втор. 19:15). Исцеление двух слепых, бесноватого немого и других больных в Галилее    (Мф. 9:27-38)    Воскрешением дочери Иаира ещё не кончился этот день, полный чудес. Едва вышел Иисус Христос от Иаира, как за Ним последовали двое слепых, прося у сына Давидова исцеления своих очей, и Он потребовал от них веры Себе, даровал им прозрение и запретил при этом разглашать о чуде; они же напротив, разгласили о сем по всей стране.    Вслед за сим Иисус Христос изгнал беса из одного немого, и немой стал говорить. Народ удивлялся всем этим чудесам и прилагался к Иисусу, а фарисеи старались подорвать доверие народа к Нему нелепой молвой, что Он о князе бесовстем изгонит бесы.    Оставленный своими руководителями или, лучше, ведомый по ложному пути, народ представлял собой расточенное стадо овец, не имущее пастыря и привлекал к себе милосердное сожаление Того, Кто как добрый Пастырь явился собрать расточенных и ввести их во двор овчий. Многа убо была жатва среди этого народа, но делателей мало. Итак, молитесь, — говорит Он Своим ученикам, — молитеся Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву Свою.     1. Под именем сына Давидова у Иудеев времён второго храма разумелся Мессия. Он был собственно тот сын, о котором Давиду говорено было Богом через Нафана вдалеко (2 Цар. 7:12-16,19).    Иудеи, соединяя все свои верования и чаяния с именем Мессии, любили обращать свои взоры к этому важному обетованию, данному Богом дому Давидову, и Самого Мессию называли сыном Давидовым. Таким образом, если теперь слепцы или другие Иудеи называли Иисуса сыном Давида, то очевидно не из лести и не потому только, что им было известно о происхождении Иисуса Христа из племени Давида, но потому что Он за Свои чудеса и учение, по их мнению, был достоин сей высокой чести: иначе, они не решились бы так легко играть самым священным в веровании их и всего народа именем сына Давидова, и не стали бы ожидать от простого учителя мессианских действий. Ожидание же слепцов получить от Иисуса прозрение, очевидно, основывалось на пророчестве Исаии (42:7; 61:1), возвестившаго, что Мессия придёт дать слепым прозрение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

75) Ведать надлежит иноку, что есть немощь, как в словах: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь (Пс. 6, 3), и что есть отступление от Бога, – сия болезнь диавола и ангелов его. 76) Как железо делается неприкосновенным от проникновения его огнем, так частые молитвы мощнейшим делают ум на брань с врагом; почему бесы всеми силами и стараются леностию расслаблять нас на терпеливое пребывание в молитве, зная, что она к ним враждебна, и уму споборательна в брани. 77) Давид принял усердие вышедших вместе с ним из Секелага против иноплеменников, хотя они, изнемогши, и остались на потоке Восорове . Почему возвратившись с победы над варварами и услышав, как иные говорили, что не следует давать части из добычи этим, сидевшим от изнеможения при потоке, – и видя, что они устыдились, не имея что сказать, – благостнейший Давид защитил их, говоря: они были посажены при вещах, чтоб беречь их, и отделил на них часть, равную той, какую дал ратникам, мужественно и благодушно воевавшим (1 Цар. 30, 21). Рассуди теперь, что, если в брате каком-либо, в начале показывавшем горячую ревность (к подвигам поста, бдения и проч.) и потом немного ослабевшем в них, предположить сохраненными вещи его (внутренние добрые расположения), – веру, раскаяние, смирение, плач, терпение, упование, великодушие и проч.; то этот, приседящий им и терпеливо в них пребывающий в чаянии о Христе Иисусе Господе, хотя и слаб в подвигах явных, улучит, как подобает, некий вечный дар. 78) Левитами и иереями названы те, кои всех себя всецело посвятили Богу, и деятельностию, и созерцанием; а скотами левитскими (Числ. гл. 3) называются те, которые, хотя бессильны неуклонно шествовать путем добродетелей, однако ж соуслаждаются добродетели, желают ее непрестанно и ревнуют о ней посильно, хотя невсегда успевают в том, по причине худа, отнимающего у них силы. Но во время подобающее и они, – можно надеяться, – получат дарование бесстрастия, по одному человеколюбию Божию. Ибо говорится: желание убогих услышал еси, Господи (Пс. 9, 38).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010