Центральным для развития христ. представлений о Л. как о враге человеческого рода стал засвидетельствованный в Евангелии от Луки ответ Иисуса Христа 70 ученикам, к-рые после исполнения своей миссии вернулись к Нему с радостью о том, что им «и бесы повинуются». Иисус говорит им: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк 10. 17-19). В христ. традиции Л., денница, противопоставляется Христу, Который Сам подобен «светильнику, сияющему в темном месте», и «утренней звезде (φωσφρος) в сердцах» верующих (2 Петр 1. 19). В кн. Откровение Иоанна Богослова, говорящей о последних временах, Иисус свидетельствует о Себе, что Он «корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр 22. 16; ср.: 2. 28). Отголосок библейского рассказа о падении денницы встречается в ветхозаветной апокрифической Еноха первой книге . Тайновидец повествует о том, как звезда, упавшая с небес, вступила в стадо пасущихся коров; за ней последовали мн. др. звезды, также присоединившиеся к коровам, к-рые после этого стали рождать слонов, верблюдов и ослов. Внутри стада возникла вражда, одни животные начали пожирать других, и все стадо внушало ужас «сынам земли», к-рые трепетали перед ним, пытаясь скрыться (1 Енох 86). В другой части книги падение ангелов описывается как схождение небесных стражей к земным женщинам (ср.: Быт 6. 1-4); их ждет наказание, и грех этот не может быть прощен (1 Енох 12). Первым из христ. авторов отождествил царя Тира из пророчества Иезекииля с диаволом Тертуллиан : «Ведь под именем князя Сора (Тира) подразумевается диавол: «И было ко мне слово Господа, гласящее: Сын человеческий, начни плач о князе Сора и скажи: Это говорит Господь; ты - то, в чем распечатывается подобие, т. е. ты снял печать с непорочности образа и подобия, венец красоты». Это сказано ему как самому выдающемуся из ангелов, как архангелу, как мудрейшему из всех» ( Tertull. Adv. Marcion. II 10. 3). Тертуллиан объясняет, что обличение пророка не могло относиться к земному царю, «потому что никто из людей не был рожден в Божьем раю, даже сам Адам, который туда, скорее, был перенесен; и никто не был поставлен вместе с Херувимом на святой горе Божьей, т. е. на небесной вершине, о падении сатаны с которой свидетельствует Господь» (Ibidem). Речь, по его мнению, идет об ангеле, к-рый был «мудрейшим до своего превращения в дьявола» и «настолько благ по установлению, насколько порочен по своей воле» (Ibid. II 10. 2).

http://pravenc.ru/text/2561096.html

6. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. 7. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, 8. и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. 9. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. 10. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. 11. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. 12. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. 13. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному. " ...эти два свидетеля, Енох и Илия, при кончине мира получат от Бога время для пророчествования в три с половиною года, означенных тысяча двумястами шестьюдесятью днями. Облечение во вретище означает, что тогда все живущие и отвращаемые от антихристовой прелести будут достойны плача и сетования. Под видом двух маслин и двух светильников указал на них и пророк Захария (гл.4; ст.2-3, 11-14), так как пища для умного света состоит в елее добрых дел. " Святые отцы: Ефрем Сирин («Слово на пришествие Господне») и Иоанн Дамаскин («Точное изложение Православной веры») определенно указывают, что в лице двух свидетелей, долженствующих явиться перед кончиной мира, следует разуметь святых пророков Илию и Еноха. В Четьи-Минеи (20 июля) мы читаем: «Святой Пророк Божий Илия, огненной колесницей с плотию взят был, жив есть даже и сейчас, в плоти виден был во время Преображения Господня на Фаворе тремя Апостолами и снова будет виден плотскими смертными человеки перед Вторым Господним на землю Пришествием. Избежав смерти прежде от меча Иезавелина, пострадает в то время от меча антихристова, и не только как пророк, но как мученик большой славы сподобится от праведного Мздовоздаятеля Бога».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2216

3–6 Необходимые предостережения 3, 4 . Ересь, о которой говорит Иуда, напоминает ту, которую проповедуют лжепророки в Ветхом Завете: суда над народом Божьим не будет вследствие особого благорасположения Бога к нему – учение, которое в итоге привело к греху ( Иер 6:14; 8:11; 23:17 ; Иез. 13:10,16 ; Мих. 3:5 ). Библейская благодать означает прощение и силу, дающую возможность преодолеть грех, а не позволение действовать, игнорируя нравственные нормы. Древние авторы часто использовали метафоры, описывающие военные сражения или спортивные состязания («подвизаться»), по отношению к духовным баталиям или нравственным достижениям. 5 . Все иудеи и даже большинство обращенных в христианство язычников того времени хорошо знали историю исхода. Факт искупления народа Богом сам по себе не являлся гарантией, что в случае отхода от Него они не будут уничтожены. 6. Согласно иудейским преданиям (за исключением большинства раввинов), «сыны Божий» в Быт. 6 » 1–4 были падшими ангелами, которые оставили предназначенное им место и вступили в связь с женщинами. Согласно самым ранним из этих преданий, в Енох, падшие ангелы были заключены в темницу и связаны; Азазель был брошен во «тьму» (которая во многих древних преданиях рассматривалась как преисподняя, место пребывания мертвых) В 1 Енох выражение «великий день» используется для описания суда. 7–16 Грех и суд 7 . Уже в Ветхом Завете, и даже в большей степени в позднейших иудейских преданиях, Содом становится олицетворением зла и распутства. «Иная плоть» – здесь могут быть ангельские тела, но, поскольку в иудейской традиции ангелам не приписывается «плоть», а жители Содома не осознавали себя ангелами ( Быт. 19:5 ), Иуда, возможно, имеет в виду попытки совершения акта гомосексуализма. («Иная» – букв.: «другая», что может означать «неестественная». В таком случае выражение «подобно им» может означать, что ангелы и люди вступали в сексуальные сношения друг с другом. Помимо Филона, не многие древние иудейские писатели подчеркивали склонность к половому извращению, к гомосексуализму у жителей Содома; большинство же вместо этого подчеркивали отсутствие у них гостеприимства, грех высокомерия или сексуальную распущенность в целом, которая, по иудейским представлениям, включала гомосексуализм, но не ограничивалась этим.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

11:3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Это мы верою познаём. 11:4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, ... ; ею он и по смерти говорит еще. Т.е. кровь Авелева разговаривает до сегодняшнего дня. Мы с вами как-то имели возможность говорить о том, что кровь разговаривает. Моисей поёт, а кровь разговаривает. Помните, у нас была передача о том, о чём поёт Моисей? Мы перебирали песни Моисея, человека Божия: из Старозакония, из книги Исхода, из Откровения. Моисей, оказывается, поёт. А кровь, оказывается, разговаривает. О чём поёт Моисей и о чём говорит кровь? Кровь разговаривает — зовёт месть на головы, проливших её. Она своё некое действие святое совершает, её земля пить не хочет. После Авеля Павел поминает Еноха: 11:5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его... Это один из тех двух маслин, перед Богом плодоносных, которые упоминаются в Апокалипсисе, и которые должны прийти во дни мерзкого антихриста, злодея и обманщика, для того, чтобы говорить об Истине перед лицом антихриста: «Глаголах пред цари и не стыдяхся». Енох и Илия — они оба не умерли: один — до закона, второй — уже в законе. Тут Павел добавляет: 11:6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. После Авеля и Еноха говорится о Ное, а потом много раз говорится об Аврааме: 11:8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Он был странником, пришельцем — называл себя такими именами, 11:10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Там Сара поминается: она, неплодная, будучи уже старушкой, получила обетование и не усомнилась, хотя и засмеялась, и родила сына по имени Смех (Ицхак). 11:12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-rad...

Что же сделало возможным практику поклонения Христу в иудеохристианских кругах I века? Ключевым текстом для развития ранней христологии стал Пс. 109:1: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», цитируемый в Новом Завете около двадцати раз . Хотя в литературе межзаветного периода этот псалом и имел мессианское прочтение, он не понимался как описание буквального включения мессианского царя в Божественную власть над всей вселенной . Очевидно, что ключевую роль в таком новом экзегетическом прочтении мессианского псалма сыграла традиция отождествления мессии с этим Господом, восходящая к самому Иисусу (Мк. 12:35-37), и визионерский опыт мистических откровений первых христиан . Согласно новозаветным текстам, вознесенный Христос воссел на престол одесную Бога (Мк. 14:62, Деян. 2:34-36, Рим. 8:34, Кол. 3:1, Евр. 1:3, 8:1, 10:12, 12:2, Отк. 3:21, 5:6, 7:17, 22:3) и получил всеобъемлющую власть над всем сущим, включая не только мир земной, но и небесный (Мат. 28:18, 11:27, Эф. 1:10,22, Кол. 1:20, Фил. 2:10, Евр. 1:2). Особое внимание обращает на себя беспрецедентное для иудейской традиции эпохи Второго Храма утверждение, что Христу подчинились все чины ангелов (1 Кор. 15:24-28, Эф. 1:20,21, 1 Пет. 3:22) . Такое возвышенное положение влечет за собой культовое поклонение Христу всех земных и небесных созданий (Ин. 5:21-23, Евр. 1:6, Фил. 2:10, 11 , Отк. 5:8-14, Посл. Полик. Смирн. к Фил. 2:1). Примечательно, что в межзаветной литературе эпохи Второго Храма не найти примера поклонения ангельскому созданию другими ангелами .    Чтобы увидеть всю новизну и смысл подобных утверждений, важно отметить, что, согласно ветхозаветной и межзаветной традиции, только Яхве имеет право, как монарх, восседать на небесном престоле (Пс. 102:19-22, Ис. 6:1, 1 Ен. 14:18), все остальные ангелы, включая архангелов, могут лишь стоять как слуги, выражая тем самым свое подчиненное положение (Дан. 7:10; 4Q530 2.18; 1 Ен. 14:22; 39:12; 40:1; 47:3; 60:2; 2 Ен. 21:1; 2 Вар. 21:6; 48:10; 4 Ездра 8:21; Зав. Адам. 2-9; Тов. 12:15; Зав. Авр. 7:11; 8:1, 9:7-8; ср. также Луки 1:19). Небесный престол — ключевой монотеистический символ Божественной суверенной власти над вселенной в библейской и околобиблейской литературе того периода (3 Цар. 22:19, Сир. 2:7, 1 Ен. 9:4, 2 Ен. 20:3, 2 Вар. 21:6, Апок. Авр. 18:3) . Примечательно, что на небесном престоле также восседает Премудрость, внутренне присущая Богу (1 Енох 84:2-3, Прем. Сол. 9:4, 10), а согласно Таргуму на нем восседает Мемра, принимая молитвы Израиля (Тарг. Псев-Ионаф. к Втор. 4:7). Таким образом, новозаветные тексты говорят на языке иудаизма Второго Храма, что Христос участвует в Божественной власти и разделяет славу Бога.

http://bogoslov.ru/article/6025041

3. Кроме того, вера есть преимущественно наша добродетель, какбы наша собственность, по слову Господа: «вера твоя спасе тя» (Мк. 10:52). Итак будем блюсти ее, как нашу собственность. Сохраняя ее, как собственность, мы будем иметь в себе надежду, что получим и чужое, нам еще не принадлежащее. Это потому, что никто не вверяет своего имения моту, и изменников не награждают. Посему-то и написано: «иже имать, дастся ему, и преизбудет ему, а иже не имать, и еже имать, возмется от него» (Матф. 13:12). Опыт вполне оправдал эту истину. Так, верою, братие, Енох заслужил то, что, вопреки законам природы, переселен вместе с телом на небо. Верою Ной спасся от потопа, после котораго, вышед из ковчега, он никого, кроме своих домашних, не нашел, кому бы мог сказать, что был потоп. Верою Авраам стал другом Божиим. Верою Исаак прославился (Евр. 11). Вера укрепляла Иакова в борьбе с Богом (Быт. 32). Верою Иосиф стал господином Египта (Быт. 41). Вера сделала Моисею из вод Чермнаго моря две как бы стеклянныя стены (Исх. 14). Вера, по желанию Иисуса Навина, остановила обычный бег солнца и луны (Нав. 10). Вера безоружному Давиду дала победу над вооруженным Голиафом (1 Цар. 17). Вера не допустила Иова впасть в отчаяние среди многократных и тяжких бедствий. Вера исцелила слепаго Товита (Тов. 11). Вера в лице Даниила заградила уста львов (Дан. 6). Вера обратила кита в корабль для Ионы (Ион. 2). Вера дала мужество и победу сонму братьев Маккавеев (2 Макк. 7). Вера остудила огонь для трех отроков (Дан. 3). Вера в Петре показала, что по морю можно ходить как по суше (Матф. 14:29). Верою Апостолы исцеляли многих прокаженных, покрытых заразительными струпами и смрадными ранами, так что кожа их опять делалась гладкою и светлою. Верою те же Апостолы повелевали слепым видеть, глухим слышать, немым говорить, хромым ходить, разслабленным быть крепкими, демонам выходить из бесноватых, и мертвым возвращаться с кладбищ вместе с провожавшими их туда, так что, к изумлению всех, слезы горести обращались в слезы радости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4124...

2. И вот в этот ужас придет Илия , предтеча и вестник Мессии. Он должен навести порядок в хаосе, чтобы подготовить путь для Мессии. И, прежде всего, он должен был уладить все споры и ссоры. Когда придет Илия, Мессию уже придется ждать недолго. 3. А потом придет Мессия , то есть Помазанный Богом Царь. Иногда Мессию представляли царем из рода Давидова, но чаще – великой сверхчеловеческой личностью. 4. Все народы объединятся и выступят против Мессии. То же Пророчество Сивиллы изображает, как «цари народов набросятся на эту страну, неся с собой возмездие. Они попытаются разорить святыню всемогущего Бога... и поставят свои престолы вокруг города, окружив себя язычниками. И тогда мощным голосом обратится Бог к непокорным невежественным народам, и суд всемогущего Бога будет на них, и все они погибнут от руки Вечного». Эту погибель принесет им Мессия, Который «выступит в поход, поведет войну и разгромит великие и многочисленные народы» ( 3Ездр 12, 32–33 ). 5. За этим последует избавление и восстановление Иерусалима. Чаще всего под этим восстановлением представляли себе сошествие с небес Нового Иерусалима. Старые же строения будут удалены ((Енох. 90:28–29)). 6. Иудеи, рассеянные по всему миру, будут собраны в этот город. И до сегодняшнего дня в своей ежедневной молитве иудей просит: «Подыми знамя, чтобы собрать нас всех рассеянных с четырех концов света». 7. Новый мир должен был стать иудейским. Разумеется, во всем этом присутствовал националистический элемент. Палестина должна стать центром мира, и весь прочий мир будет подчинен ей. Будут покорены все народы. Иногда предполагалось, что это будет мирное покорение. Но чаще утверждалось, что язычников ждет полное уничтожение, чему Израиль возрадуется и восторжествует. Так об этом пишет книга «Успение Моисея»: «И Он явится, чтобы покорить язычников, и Он разрушит всех идолов их, и тогда, Израиль, ты будешь счастлив... И Бог возвеличит тебя ... И ты взглянешь с высоты, и увидишь врагов твоих в аду, и ты узнаешь их и возрадуешься» ((«Успение Моисея», 10:8–10)). Все умершие израильтяне при этом должны быть воскрешены, чтобы присоединиться к новому миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

– Семьдесят толковников в Септуагинте пытались подвести библейское летоисчисление под формы египетского. – Масореты, или еще более ранние раввины, намеренно сократили исчисляемое до потопа время, желая показать, что полнота времени (середина шестого дня, т.е. 5500 лет) еще не наступила, когда проповедовал и жил Иисус из Назарета, и Мессия еще только должен прийти. По масоретскому тексту, Иисус Христос родился в 4004 г. При такой логике, иудеям следовало бы ожидать Мессию в XVI в. по Р.Х. Такие ожидания в XVII в., действительно, привели к появлению среди иудеев в 1648 г. лжемессии Саббатая Цви. Кстати, интересен факт, что оба иудейских предания о пришествии Мессии через четыре тысячи лет от сотворения мира и о пришествии его в середине шестого дня (тысячелетия), нашли себе подтверждение, одно – в еврейском масоретском тексте, другое – в греческой Септуагинте. Последняя гипотеза ставит серьезный вопрос, действительно ли иудейская синагога масоретских времен могла совершить такой грандиозный подлог? Это ведь надо было бы изъять и уничтожить все, ранее существовавшие, свитки Торы и тем получить вовсе не такое уж убедительное свидетельство против мессианского достоинства Иисуса Назарянина. Ведь веруют в Иисуса Христа христиане, читающие Библию по переводу с масоретского текста, да и Вульгата совпадает с ним. Или это обвинение в адрес синагоги не имеет почвы? Совпадение Вульгаты с масоретским текстом уже освобождает, фактически, от этого обвинения масоретов. Произойти это могло только в вв. по Р.Х. Окончательный ответ, можно надеяться, еще будет дан библейской археологией. (Смотри таблицу 5). Хронология жизни допотопных праотцов Таблица 5 Имена праотцов Еврейский масоретский текст Самарянская Тора Греческий текст Септуагинта До рождения сына Остаток жизни Вся жизнь До рождения сына Остаток жизни Вся жизнь До рождения сына Остаток жизни Вся жизнь 1. Адам 3. Енос 4. Кианан 5. Малелеил 6. Иаред 7. Енох 8. Мафусал 9. Ламех 10. Ной До потопа Год потопа Поразительно долголетие праотцов, живших до всемирного потопа. Духовные и телесные силы их еще не были ослаблены в такой степени, как теперь. Да и сама природа земли до потопа была богаче, имела в себе больше жизненной силы, чем теперь. На местах крайнего севера, в безжизненных пустынях Африки и Азии были, некогда, цветущие леса и богатая растительность. Все это изменилось после потопа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

А это означает, что к приходу Спасителя некий (не географический) «Тир» как мировая финансовая система уже существовал. Именно подрыв этой системы должен был вызвать необыкновенную ярость врагов Мессии. Пс.48:6             Почто убоюсь в дни зла?                         Беззаконие пят моих окружает меня. " В дни зла» ра – также: в дни бедствия. Будь то зло или бедствие, не этого нужно бояться; «даже если пойду долиною смертной тени, не убоюсь зла» ( Пс.23 /22:4). «Беззаконие (авон) пят» – какие это согрешения? Авон – «вина» и «виновность», грех и вольный, и первородный (см. Пс.51 /50:4). «Беззаконие пят моих» – эти грехи прямо делают меня уязвимым от диавола, который «блюдет пяту» человека ( Быт.3:15 ). Если «беззаконие пят окружает» человека, то кто его охранит, чтобы он не убоялся в эти «дни зла»? Человек кругом уязвим от диавола, и ничто человеческое не подаст ему помощь 258 . Пс.48:12             Нутро их – домы их, [будто] вечные,                         [будто] селения из в род и род,                         и они именами своими, увы мне, называют земли. «Нутро», внутренность, утроба керев – у человека: и его внутренние органы, и его нравственная природа («дух в утробе», Пс.51 /50:12; «внутренность сердца», Пс.36 /35:2). О злодеях сказано: «нутро их – пагуба» ( Пс.5:10 ); в этом Псалме сказано о «глупцах» (ст.11), что «нутро их – домы их», как будто они «вечные»:        человек отождествляет себя (свое нутро) со своим достоянием и думает, что всевластен над ним – называет земли своим именем. Первым, кто завел такой обычай, был Каин. О Каине сказано: «назвал имя города по имени сына своего Енох» ( Быт.4:17 ). Обычай своими именами (грешных людей) называть земли – очень плох («увы мне», см. Пс.42 /41:5). «Не на небесах писаны их имена, а на земле» (ПсСвОт). Пс.48:13             И человек в чести 259 не останется 260 ,                         сравнится со скотами, они истребятся. «Со скотами» бехемот – одно из имен сатаны ( Пс.36 /35:7). Мысль этого стиха – настолько важна, что повторяется в этом Псалме в ст.21.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

В подкрепление устно передававшихся сведений о древнейших событиях, древние носители древних преданий, отдельные лица и целые народы, пользовались некоторыми особенными средствами, существенно к сему полезными. Такое значение, прежде всего, могли иметь собственные имена лиц, участвовавших в особенно важных в народной жизни событиях, и мест, на которых происходили подобные события. Библейские писатели нередко упоминают и даже сами выясняют историко-символическое значение многих имен древнейших лиц и мест. Например имя Ева значит: жизнь,– яко та мати всех живущих ( Быт.3:20 ); имя: Каин значит приобретение и выражает мессианскую, хотя и ошибочно приложенную к этому лицу, надежду ( Быт.4:1 ); такую же надежду выражало имя Ноя ( Быт.5:29 ). Историко-символическое значение придается именам Авраама, Сарры, Израиля, Иакова и многих других лиц древнейших времен. Вообще имена генеалогий допотопных и послепотопных патриархов ( Быт. 5 и 10 гл.) изъясняются современными толковниками в историко-символическом смысле, как выражение верований и надежд, то оживавших, то потухавших, на будущее обетованное в первоевангелии спасение и Спасителя человеческого рода (ср. Keil und Delitzsch. Com. üb. Genesis). – Современные ученые историки признают, что вообще и у всех народов, не только образованных, а даже и необразованных, имена предков имеют историко-символическое значение и заключают воспоминание об их выдающихся героических поступках. Они, посему, тщательно хранятся в народной памяти, составляют гордость и славу их часто очень неславных потомков, считающих однако же себя, по родству с ними, участниками их славных подвигов. – Такое же историческое значение имели и собственные имена мест, ознаменованных особо важными историческими событиями. Так, земля «скитания» Каина названа землей Нод, что значит: скитание ( Быт.4:16 ); первый город, построенный Каином, назван: Енох, по имени строителя – сына Каинова Еноха ( Быт. 4, 17 ). По именам сыновей и потомков сынов Ноевых названы были города и страны, в коих они поселились ( Быт. 10 гл.: Хуш, Мицраим, Ханаан – 6 ст., Ассур – 11 ст., Сидон – 15 ст. и мн. др.). Такое же историческое значение и в последующие времена получали имена разных городов и стран, в соответствие именам их владельцев. Так и евреи, особенно колено Даново, часто давали завоеванным городам свои новые имена вместо прежних хананейских имен ( Суд. 18 гл.). Историческое значение из патриархальных времен имели имена: Вирсавия ( Быт.21:31–34; 26:33 ), Иегова-Ире ( Быт.22:14 ), Вефиль ( Быт.28:19 ), Пенуэль ( Быт.32:30 ), Плач Египтян ( Быт.50:11 ) и мн. др. местности. – Этот обычай свойствен не только библейско-патриархальным временам и не только всем древним народам, но и современным образованным народам, чему примеры приводить излишне, да их и не перечтешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010