340,20-21: ad suprascriptos episcopis (вм. episcopos). 341,25: Concilium... habitu (вм. habitum). 343,76: episcopalem iudicium (вм. episcopale). 345,147-148: sedes apostolicam (вм. sedem, повторяется в аппарате). 387,24: Vt sacramentum... non dentur (либо sacramenta non dentur, либо sacramentum non detur). 387,54: Vt episcopus... non proficiscantur (та же несогласованность числа). Поскольку русского перевода в книге нет, трудно сказать, как автор трактует места вроде: 341,32: sacrilegem damnationis doctrinae. 341,33-34: ad episcopos proum byzacenem. 346,168: certis et causis. На более серьезные размышления наводят грубейшие ошибки в пунктуации. Так, А.Ю. Митрофанов игнорирует правило, согласно которому частицы типа autem (371,145; 391,157) или enim (375,232; 382,407) ставятся на втором месте после слова, начинающего предложение (т.е. за одно слово до них должна быть точка, колон или, по крайней мере, запятая). Иногда предложения разбиваются знаками препинания так, что возникает впечатление не очень хорошего понимания текста издателем (391,38; 393,210). Однако больше всего настораживают ошибки при словоразделении (которого, как известно, в рукописях нет). 345,130: distincte quae (вм. distincteque). 345,143: inea (вм. in ea). 347,201 pro creatione (вм. procreationem). 356,155: inquibus (вм. in quibus). 382,408: ne que. 390,120: quibus quae (вм. quibusque). 390,121: suisternos (вм. suis ternos). 392,171: quibus cumque. 395,253: cuius quae (вм. cuiusque). 395,254: trans marinos. Все вышеизложенное не только позволяет заключить, что Ю.А. Митрофанов не обладает достаточной филологической квалификацией для издания латинских текстов, но и заставляет поставить под сомнение качество его непосредственной работы с первоисточниками там, где необходимо выйти за пределы компилирования достигнутых другими учеными результатов. Ввиду исключительно важного места, которое «Квеснеллово собрание» занимает в рецензируемой работе, а также того обстоятельства, что содержание диссертационного сочинения Ю.А. Митрофанов практически полностью соответствует книге, прошу считать данную рецензию отзывом о диссертации.

http://bogoslov.ru/article/2256437

1347 ...царю Онорию... – Флавий Гонорий (384–423), младший сын Феодосия Великого, по смерти которого и раздела Римской империи в 395 г. стал первый западноримским императором. Его правление прошло во все менее успешной борьбе с местными узурпаторами и вторжениями варваров. 1349 Стиллик – Флавий Стилихон (ок. 360–408), полководец, опекун малолетнего Гонория. Вел непрерывную борьбу с варварами в Британии, на Рейне, на Дунае. В 402 г. разбил Алариха и в 405 г. – германские полчища в северной Италии, не пропустив их в пределы Римской империи. Но в 408 г., рассчитывая использовать вестготов в борьбе с местными узурпаторами, требования Алариха удовлетворил, за что был казней по приказу Гонория. Аларих же, не встречая больше серьезного сопротивления, дважды подступал к Риму, уходя с огромный выкупом, а в августе 410 г. захватил и разграбил Вечный город. 1352 ...а готфы от него – Вставка кого-то из ранних переписчиков. Ни в «Театре», ни в тексте I вида ее нет. 1353 Бонфиний – Антонио Бонфини (ок. 1427–1502/1505), итальянский историограф. В 1486 г. приглашен королем Матиашем Корвином писать историю Венгрии и по исполнении этого труда удостоен венгерского дворянства. Известен также переводами греческих авторов. См.: История венгров. I. 2 (ср.: Зонара. Анналы. XIII. 21). 1355 Тереньтий Варо и Павл Амилий – Гай Теренций Варрон и Луций Эмилий Павел, консулы 216 г. до н. э. Потерпели страшное поражение в битве с Ганнибалом при Каннах (на юге Италии). Эмилий погиб, Теренций спасся бегством (Фронтин. Стратегемы. IV. 5. 5–6). 1356 Анибал – Ганнибал (246–183 до н. э.), карфагенский полководец. Перейдя в 218 г. Пиренеи и пробившись сквозь Альпы в Италию, в нескольких битвах опрокинул римские легионы и полтора десятка лет вел опустошающую войну на итальянской территории. 1357 ...храбрый подвиг Фабиев... воев анибаловых поби... – Квинт Фабий Максим Веррукс, «Кунктатор» (289–ок. 207/203 до н. э.), римский полководец; назначенный в 217 г., после поражения римлян при Тразименском озере, военным диктатором; вызволил из окружения разбитые легионы второго диктатора Марка Минуция Руфа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

158 И убо провид гладни огненосий лук... – Место испорчено; принимается во внимание греческий текст. 159 Хощеши ли, – рече, – о царю... – Перевод сделан в соответствии с греческим оригиналом; вместо «хощеши ли» следовало бы «хощет». 161 ...а еллином поручи, да оставят братися и способствовати им. – Перевод сделан с учетом греческого текста: речь идет о том, что Ахиллес, возмущенный убийством Паламеда, отказывается вместе со своими воинами-мирмидонянами помогать остальным грекам (эллинам). В «Илиаде» это решение Ахиллеса вызвано его ссорой с Агамемноном из-за пленницы Брисеиды. 162 ...Мемнон... – Об участии в Троянской войне эфиопского царя Мемнона упоминают лишь послегомеровские мифы. 163 ...Ахилей вид Поликсению. – Рассказ о любви Ахиллеса к юной дочери Приама Поликсене встречается у Дарета, который заимствовал его из поздних греческих мифов. В трагедии Еврипида «Гекуба» говорится, что Поликсена была принесена в жертву тени Ахиллеса. См. также «Метаморфозы» Овидия (кн. XIII, 439–504), где описана скорбь Гекубы после заклания Поликсены. 164 ...Диифов убо присне любляше Пилея, филея... избеже з Диифовомъ. – Текст испорчен. Греческое слово «филес» («любимого, милого») не переведено. Убийцей Ахиллеса античная традиция называет обычно Париса, реже – его брата Гелена. 165 ...Диоген Еа Теламонянин. – Славянский переводчик сохранил греческое слово «Диоген» («божественный» – эпитет Эанта), видимо, приняв его за личное имя. 166 ...Пира Ахилеова, новаго Птоломя, сущаго от Диидамие. – Пирр Неоптолем (это имя ошибочно переведено как «Новый Птоломей») – сын Ахиллеса и Деидамии, дочери царя Ликомеда, у которого воспитывался юный Ахиллес. 169 Обретает и сродника сии... нареченную обручницу. – Речь идет о судьбе брата Менелая – Агамемнона. Он был убит своей женой Клитемнестрой и ее любовником Эгистом. Сын Агамемнона Орест отомстил за отца, убив мать и Эгиста. Слово «растаявша» – неудачный перевод греческой глагольной формы со значением «убившего». 170 ...Феодосе посаждаетца, егоже царь Аркадие зачат от Евдоксии. – Феодосий II, восточноримский (византийский) император (408–450), сын нмператора Аркадия (395–408).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУННЫ [греч. Οννοι, лат. Hunni], древний народ, пришедший в Европу из Азии. Впервые упомянуты в источниках в связи с описанием бегства значительной части герм. народа визиготов на территорию Римской империи в 376 г. Визиготы были напуганы слухами о страшных пришельцах - Г., разгромивших в Сев. Причерноморье родственных им остроготов. Перед этим Г., продвинувшись с востока, покорили ираноязычных аланов, живших на территории от Сев. Кавказа до донских степей. Гипотеза о связи Г. с разгромленным китайцами центральноазиат. народом хунну (сюнну) разделяется мн. специалистами, но не имеет бесспорных доказательств. Язык Г. неизвестен, по ряду оценок он относился к древнему пласту тюрк. языков. Есть гипотезы о принадлежности Г. к угорским народам, к народам, близким к кетам. Несомненны лишь принадлежность к монголоидной расе, кочевой образ жизни и связь Г. с областями, близкими к Центр. Азии. После покорения аланов и вост. групп готов Г. подчинили ряд др. народов юга Вост. Европы и к кон. IV в. стали здесь ведущей военной и политической силой. Известно, что в 70-х гг. IV в. могущественнейшее из объединений Г. возглавлял Баламбер, при этом др. группы Г. действовали отдельно. Напр., группировка Г. наряду с готами и аланами входила в объединение, возглавляемое Алатеем и Сафраком, участвовавшее в разгроме рим. армии в 378 г. у Адрианополя, а в 382 г. получившее статус федератов Рима и земли для поселения в Паннонии. Какие-то группировки Г. привлекались имп. Феодосием I Великим для борьбы с узурпаторами в 388 и 394 гг. В 395-398 гг. отряды Г. совершали набеги на Закавказье, доходя до Сирии, а также на Балканы. В нач. V в. в Н. Подунавье сильнейшим было объединение Г. (им были подчинены скиры и ряд др. народов) во главе с Ульдисом (Ульдином), в 400 г. они пленили бежавшего за Дунай мятежного рим. полководца Гайну, родом гота, отправив его голову в К-поль; в 408-409 гг. нападали на Вост. Римскую империю, но были отбиты. Наряду с этим отряды Г. использовались западнорим. полководцем Стилихоном для борьбы с группировкой Радагайса, вторгшейся в 405-406 гг. в Италию, а также против вестготов. У имп. Гонория был отряд гвардейцев из Г. (перебиты в 409). В 405-408 гг. у Г. в качестве заложника жил Аэций. Ок. 412 г. известно о правителе Г. Донате, умерщвленном при участии римлян, и «первом среди вождей» Харатоне. Ок. 415-420 гг. или в 421 г. Г. совершили поход против Персии.

http://pravenc.ru/text/168331.html

1 Императора, 282. 2 284-305. 3 Герону Александрийскому, ок. 200 н. э. 4 308-324 – маловероятно. 5 Возможно Первого, 362-375. 6 Первого, 379-395. 7 395-408. 8 Неизвестен. Возможно, титул – аналог consularis – значит “консул”. 9 Вероятно, имеется в виду, только руки и лицо из слоновой кости.     12. Когда стратег Манаим 1 разбил скифов с силою, он был сочтён достойным оказания почести изваянием в так называемом Орреуме 2 , некоторыми также называемом Модионом. Там была так называемая мера, где сейчас стоят колонны и апсида, рядом с домом, сейчас называемым домом Кратера. Бронзовая мера также стоит там, как и зернохранилище, и две бронзовых руки на пиках. Касательно Модиона, нужно упомянуть и то, что был он возведён во времена Валентиниана. В это время народу Константинополя были даны государственные меры, и он установил ценой за двенадцать мер [зерна] серебряную монету, так как номисма тогда чеканилась из серебра. Феодорит описывает это яснейшим образом. Бронзовые руки были установлены над ним [Модионом], потому что когда император установил полную меру и наказал корабельщикам не противиться, один из корабельщиков, продававший зерно для зерновых пайков императору, лишился правой руки у входа в Модион, когда некто из присутствующих обвинил его в мошенничестве. И вот потому эти бронзовые руки были поставлены для продающих и покупающих, в предупреждение тем, кто будет восставать против установленного. А изваяние императора Валентиниана, держащего меру в правой руке, было снято, чтобы заплатить выкуп за Курия протектора 3 во второй год правления Юстиниана, потому что оно, хоть и небольшое, тоже было из серебра. 1 Неизвестен из иных источников. 2 Императорском зернохранилище, букв. 3 Начальника императорской гвардии. 4 Неизвестно, Юстиниана I или II, латинский титул «протектор» скорее указывает на Юстиниана I. 5 Неизвестно, Юстиниана I или II, латинский титул «протектор» скорее указывает на Юстиниана I. [Примечание. Название «Модион» происходит от модия, меры измерения пшеницы. Пассаж описывает две бронзовых руки на пиках, установленные в предупреждение купцам, которые обманывали правительство, и обозначающие наказание за это преступление – отрубание рук. В 455 Валентиниан III установил официальную цену пшеницы из Африки: 1 солид за 40 модиев, также использовалась цена в 30 модиев за солид. При неурожаях или в случае голода, однако, цена могла подниматься до 12 модиев за солид. Автор постоянно путает цены и меры, например, утверждая, что солид (номисма) изначально был серебряным. Во времена автора зерновые пайки могли уже не существовать в том же объёме, но известно, что в 713-715 Артемий (Анастасий) наполнил императорские зернохранилища продуктами, готовясь к продолжительной осаде. Орреум мог быть одним из таких хранилищ на случай осады.

http://bogoslov.ru/article/1872253

80 . Пролог от Сентября до Марта месяца, Москва. 15 декабря 7150 (1641) г. – 16 декабря 7151 (1642) г., при патриархе Иосифе, в л. ц. б. Выписки на стр. 24–25, 122–124, 193, 225–226, 262, 280–281, 313–314, 395. Указ. на стр. 5, 282. 81 . Пролог от Марта до Сентября месяца, Москва. 15 декабря 7151 (1642) г. – 6 декабря 7152 (1643) г., при патриархе Иосифе, в л. ц. б. Выписки на стр. 55, 226–227,281–282, 395–396. Указ. на стр. 68, 141, 215. 82 . Просветитель преподобного Иосифа Волоколамского, старописьменная, библиотеки А.И. Хлудова, под 71, и печатана в Казани, в «Православном Собеседнике» за 1859 г. и отдельно 673 ц. в. Выписки на стр. 195–196, 335–336, 453–457. Указ. на стр. 335. 83 . Святцы с летописью, Москва. 21 сентября 7155 (1646) г. – 6 декабря 7155 (1646) г., при патриархе Иосифе, в четвертку, ц. б. Выписки на стр. 184–185, 396. Севаста Константина Арменопула, см. Константина . 84 . Скрижаль , Москва. 7164 (1656) г. в четвертку, ц. б. Выписки на стр. 80–81. 85 . Соборник большой, Москва. 5 апреля 7155 (1647) г. – 29 июня 7155 (1647) г., при патриархе Иосифе, в лист, ц. б. Выписки на стр. 8, 53, 85, 172–173, 373–374, 397, 408–409, 420, 423, 424–430, 437, 446–447, 452–453, 477–478, 483–484. Указ. на стр. 419. 86 . Соборник Малый , Москва. 20 апреля 7150 (1642) г. – 26 августа 7150 (1642) г., при патриархе Иосифе, в четвертку, ц. б. Выписки на стр. 246, 277–278, 287, 336–338. 87 . Стоглав старописьменный 16 века, принадлежащий библиотеке А.И. Хлудова, 82, Казань. «Православный Собеседник» за 1862 г. и отдельно, г. в. Указ. на стр. 93. 88 . Симеона блаженного, архиепископа Солунского (Фессалонитского), рукописная, библиотеки А.И. Хлудова, 68, и напечатана в «Христианском Чтении» за 1856–1857 гг. в. русском переводе. Выписки сделаны из рукописной книги, на страницах: 59, 61, 70, 87, 107–111, 119–120, 126–127, 147–148, 152–153, 161–165, 184, 190–192, 216–218, 224–225, 260–261, 457–458. 89 . Тактикон препод. Никона, игумена Чёрной горы, Почаев. 14 ноября 7303 (1795) г., в лист, ц. б. Выписки на стр. 14, 87–88, 211–215, 219, 249–250, 255. Указ. на стр. 136, 370.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vypiski-...

Далеко не все самодержцы Европы и Византии могли бы похвастаться такими успехами, и ещё меньшее число из них сохранили необыкновенный запас любви, веры, честности и преданности Богу и отечеству, какие демонстрировал святой император во все дни своей жизни. И не будет преувеличением, если, подытоживая, заметим, что о личности святого Феодосия Великого все можно сказать одним словом, некогда действительно произнесённым св. Амвросием Медиоланским : «Любил я этого мужа…» . VII. Императоры Аркадий (394–408) и св. Гонорий (395–423) Спасши Римскую империю от развала, фактически заново отвоевав её у готов, св. Феодосий Великий всё же не смог решить главную задачу – восстановления того привычного портрета Империи, который она имела в последние века. Да, внешне Империя являлась всё ещё единым государством, но лишь потому, что никто из врагов и не пытался создать на захваченных или фактически оккупированных территориях свой политический союз. Она не распалась, поскольку это было тогда ещё физически невозможно, исходя из специфики политических понятий того времени и уровня сознания варваров. Для римских граждан Империя представляла собой всю Вселенную, окруженную редкими по численности государствами, цивилизованными варварами, к которым римский надменный ум без сомнения относил даже могучую Персию с её древней историей. К IV b. все известные современные государства были захвачены Римом или находились под римским протекторатом; вокруг его границ оставались лишь кочующие племена и орды варваров, не обладающих никакой государственностью. Поэтому провинции, захваченные готами, продолжали оставаться под властью римской администрации, хотя бы сам император и не имел никакой практической возможности управлять ими. Их вожди, хотя и присягали василевсу и даже нередко получали высокие и почётные римские титулы, составлявшие ранее исключительную прерогативу римской аристократии, но в действительности действовали, руководствуясь своими довольно обыденными желаниями пограбить и явить примеры воинской доблести. Они могли в некоторых случаях защитить захваченную территорию от других варваров, в других – соединиться с ними и заселить без всяких разрешений другие римские земли, а когда и просто возвратиться к родным землям, откуда ранее пришли. Власть императора носила для них характер личной договоренности и основывалась на его личном авторитете, если, конечно, тот не имел возможности наказать их за нарушение прежде заключённых соглашений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Латинская церковная историография в древний период находилась под сильным влиянием греческой. Сочинение Евсевия было переведено на латинский язык пресвитером Руфином в 410 году, который также продолжил рассказ о жизни Церкви до 395 года. «Истории» продолжателей Евсевия перевел по желанию сенатора Кассиодора в VI веке схоластик Эпифаний. Собственно же отцом латинской историографии является Лактанций , автор сочинения «О смертях преследователей». 2. Нехристианские письменные памятники –  Сочинения античных авторов, в том числе критиков христианства К данной группе относятся сочинения упоминавших о христианах античных авторов. Некоторые из этих авторов критиковали Христианство как с позиции «здравого смысла», с философских, культурологических позиций, в которых не просматривается апологии определенной религии, так и с религиозной точки зрения. К данному направлению можно отнести Лукиана, Цельса, Цецилия, Порфирия, Гиерокла, Фемистия, Юлиана, Ливания, Симмаха, а также античных историков Тацита, Светония, Аммиана Марцеллина, Евтропия, Секста Аврелия Виктора, Евнапия, Зосимы. –  Иудейские источники Свидетельство о Христе имеется уже в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия (книга 18, глава 3:3). Однако о подлинности данного фрагмента ведутся споры. Поскольку Христианство уже в I веке отделилось от иудейства, чему способствовала непримиримая позиция самих иудеев, иудейские авторы либо не писали о Христианстве, либо подвергали Христианство нападкам и критике. 3. Юридические источники Основную часть этой группы источников составляют акты императорской власти. Ввиду обилия накопленного юридического материала предпринимались первые попытки кодификации римского права, которые сначала осуществлялись частными лицами. В V веке кодификация становится государственным мероприятием. По приказу восточного императора Феодосия II (408–450) комиссией из 16 юристов был составлен первый официальный сборник императорских конституций, который был опубликован в 438 году в 16-ти книгах. Этот сборник известен как Кодекс Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II, стб. 617 (1180 г.); «помилуй мя, сыне великого царя Владимера», – писал своему адресату Даниил Заточник – Слово Даниила Заточника (указ. изд., стр.11); волынский Роман Мстиславич «бе царь в Роуской земли» (ПСРЛ, т. II, стб. 808); в битве на Руте воины славили Изяслава Мстиславича, «яко царя и князя своего», – стб. 439 (1151 г.); когда он умер, то «плакася по нем вся Руская земля и вси чернии слобуци, яко по цари и господине своем», – стб. 469 (1154 г.). 395 ПСРЛ, т. II, стб. 711 (1199 г.): «великыи князь Рюрик кюр Василий»; НПЛ, стр. 50 (1209 г.); «Кюр Михаил побеже переди ис Пронска»; ср. ПСРЛ, т. II, стб. 524 (1165 г.): «Прибеже ис Царягорода братан царев кюр Андроник»; о Фридрихе Барбароссе «царь немецкий» – стб. 667. 396 В «Слове о законе и благодати» Илариона. – «Памятники древнерусской церковно-учительной литературы», вып. 1. Изд. А. И. Пономарев. СПб., 1894, стр. 59. 397 Суздальский Юрий Долгорукий предлагал волынскому Изяславу Мстиславичу мировую, требуя себе доли – «причастья» в «Русской земле» за согласие уступить тому киевский стол («а ты седи царствуя в Киеве») – ПСРЛ, т. II, стб. 380 (1149 г.). 399 А. И. Неусыхин. Исторический миф третьей империи. – «Ученые записки МГУ», вып. 81. М., 1945, стр. 55 – 116; Н. Ф. Колесницкий. Исследование по истории феодального государства в Германии (IX – первая половина XII b.). М., 1959. 400 См. С. В. Бахрушин. Держава Рюриковичей. – ВДИ, 1938, 2 (3), стр. 88 – 98; А. Н. Насонов. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951; ср. наши соображения о структуре Древнерусского государства: ВИ, 1951, 2, стр. 58; 1953, 8, стр. 167; 1954, 1, стр. 122 – 123; «Вопросы формирования русской народности и нации». М. – Л., 1958, стр. 37 – 38; о древнерусской раннефеодальной империи пишет Б. А. Рыбаков (Древняя Русь. М., 1963, стр. 5). 405 Жители Вятичской земли платили «по беле и веверице от дыма» (ПВЛ, ч. 1, стр. 18), ниже сказано, что они платят «по щьлягу от рала» (стр. 47), так же платили и радимичи (885 г.). 406 Т. Lewicki. Ze studiów nad ródami arabskimi. – «Slavia antiqua», t. III. Pozna, 1952, str. 165. 407 «Adamus Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum». Ed. B. Schmeidler. Hannoverae et Lipsiae, 1917, lib. IV, cap. 14. 408 T. Lewicki. Arabskie legendy о kraju Amazonok na pónocy Europy. – «Zeszyty naukowe Universytetu Jagieonkiegó», 13, filologia, zesz. 3. Kraków, 1957, str. 290, 303. 409 Т. Левицкий думает, едва ли справедливо, что Lami – это емь (T. Lewicki. Ze studiów..., str. 172). О ней см. А. Н. Насонов. Указ. соч., стр. 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синоним С. – минологий (см.: литургия). Наиболее известный – С. Константинопольской церкви, созданный, вероятно, в середине Х в. Впервые издан известным французским агиологом Ипполитом Делайе в 1902 г. Синаксис – собрание верующих христиан, которое сопровождалось божественной литургией; иногда сама религиозная церемония. Сингенис – дословно с греч. «родственники», большая византийская семья, нередко насчитывавшая до 20–30 человек. В ее состав входили не только муж и жена, но и их женатые родственники, усыновленные, принятые дети, братья, сестры, крестные-анадохи. См.: иофесия, адельфопойя. Синдота – снаряжение стратиота в складчину. Синергия – возможность путем саморегуляции приобщаться к божественной благодати, часть византийской картины мира, идеи всеединства. Синесий Киренский (ок. 370/375 – ок. 413/414 гг.) – выходец из древнего аристократического рода, язычник, принявший христианство, ритор, поэт и писатель, церковный и общественный деятель эпохи императора Аркадия I (395–408 гг.). Оказал важные услуги своему родному городу Кирене. В 410/411 г. избран епископом Птолемаиды, крупнейшего города провинции (эпархии) Верхняя Ливия на североафриканском побережье Средиземного моря. Его труды представляют собой смешение христианства и неоплатонизма. К ним относятся «Дион Хрисостом, или О его образе жизни» и гимны. Кроме того, до нас дошло около 170 писем С. К., большинство которых относится к последним годам его жизни. Некоторые из них содержат тексты проповедей, произнесенных им как архиереем. Деятельность С. К. может служить примером сосуществования христиан и язычников в переходное время. Синетейя – дополнительная денежная подать; см.: парколутемата. Синисфора – чрезвычайный налог золотом, который с согласия Патриарха Константинополя брался ромейским государством со всех церквей в пределах их возможностей. Синифия – дословно с греч. «обычай»; 1) плата за диплом на должность, исчисляемая по доходности поста; 2) плата за возведение в сан священника или производство в должность церковнослужителя (см.: церковная иерархия); 3) «обычное», пошлина в пользу сборщика налогов (1 милиарисий с каждой номисмы подати); 4) обозначение феодальной ренты в поздней Византии. Синкел – 1) византийский титул, чаще всего жаловавшийся высшим духовным лицам столицы и провинций; его обладатели входили в состав синклита; 2) советник при епископе или Патриархе; как почетное звание появился в Х в. В X-XI вв. С. был первым после Патриарха духовным лицом и являлся как бы его наследником. В Тактиконе Филофея 899 г. стоял выше митрополита. С середины XI в. и особенно при Комнинах этот титул теряет свое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010