И есть истолкование, что Потифар воспылал гневом на свою жену, потому что он, общаясь с Иосифом, понял, что это особый человек. Но тут же он понял, что ему не уберечь Иосифа, если он будет оставлять его дома с такой женой. И он решил: так как он начальник тюрьмы, взять его лучше к себе – пусть лучше Иосиф будет находиться при нем в тюрьме, чем находиться на свободе рядом с такой блудливой женщиной! « И взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя » ( Быт.39:20 ). Вот свидетельство тому, что я сказал. Не просто к каким-то рабам бросили, а где были узники царя. А что значит « узники царя »? Сегодня царь посадил, а завтра простит, и опять он будет с ним рядом. Таких узников содержали очень хорошо. Иосиф оказался в такой привилегированной «зоне». « И был он там в темнице » ( Быт.39:20 ). И опять говорится: « И Господь был с Иосифом » ( Быт.39:21 ) – Бог не оставляет этого человека! Потому что этот юноша верил Господу, и Господь его не оставляет. « И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость 30 , и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех » ( Быт.39:21–23 ). Вот две истории, два сексуальных скандала. Один случай, когда женщина вынуждена была пойти на то, на что она пошла, и другой случай: целомудренный молодой человек знает, что Бог вездесущ и не хочет совершать преступление пред глазами Бога. И он оказался в тюрьме. Но даже в тюрьме он оказался не просто среди каких-то бродяг, а там, где сидели царские узники, узники фараона. И его поставили в тюрьме руководить всем: кого кормить, кого в какое время выводить на прогулку – он за все там отвечает. И Господь был с ним. А о том, как сложится судьба Иосифа в Египте, как он поможет своим братьям, что будет происходить потом, мы будем беседовать в следующий раз, если будем живы и Господь позволит. Помолимся, братья и сестры. Спаси вас Христос! Беседа третья

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иез.39:26 .  И по­чув­с­т­ву­ют они бес­честие свое и все беззакония свои, какие делали пре­до­ Мною, когда будут жить на земле своей безопасно, и никто не будет устрашать их, См. объяснение Иез.16.63 . Иез.39:27 .  когда Я воз­вращу их из народов, и соберу их из земель врагов их, и явлю в них святость Мою пред глазами многих народов. Израиль, как и язычники, мог сомневаться в могуществе Иеговы ввиду плена и рассеяния своего: возвращение из этого плена окончательно восстановит в Израиле правильное и твердое понятие о Боге, честь (святость) Его имени. Иез.39:28 .  И узнают, что Я Го­с­по­дь Бог их, когда, рас­сеяв их между народами, опять соберу их в землю их и не оставлю уже там ни одного из них; «Испытания Израиля, так как и благодеяния, полученные им от Бога, возвысят мысль его к Богу и покажут ему, что все с ним происходит по воле Божией» (Тр.). – «Рассеяв их между народами». LXX: «внегда явлюся им во языцех». – «И не оставлю уже там ни одного из них». «После падения Вавилона все израильтяне могли возвратиться в свою страну и те, которые добровольно остались на чужбине, имели, по крайней мере, в Ханаане свое отечество и в храме Иерусалимском место своего культа» (Генг.). Иез.39:29 .  и не буду уже скры­вать от них лица Моего, по­тому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Го­с­по­дь Бог. Через влияние Духа Божия на Израиля последний получит возможность жить в строгой сообразности с волей Божией ( Иез.11.19–20 ), греху не будет уже места, почему Богу не нужно будет отвращать гневного лица Своего от Израиля. Таким образом, этот стих – хороший переход к XL-XLVIII гл., излагающим именно те требования воли Божией, в которых Израиль будет ходить при теократии конца времен и который сделают его ненарушимо блаженным. – «Потому что Я изолью дух Мой». LXX: «зане излиях ярость Мою» – должно быть по Плач 4.22 ; Ис 40.2 , но против контекста. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иезекииля. 660-1158 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Изъяснение псалма 39-го. Пс.39:1 .  Начальнику хора. Псалом Давида. «В конец псалом Давиду». Иные толковали псалом сей о блаженном Иеремии, а иные о чудном Давиде, потому что тот и другой ввергаем был в ров, начало же псалма упоминает о рве; и обратив внимание на одно речение, толковники обратились к такому разумению. Иные же утверждали, что псалом сей приличен обитавшим в Вавилоне пленникам. Но я думаю, что псалом написан о случившемся с Давидом, и притом образно; относится же и ко всему человеческому роду, от Бога и Спасителя нашего приявшему надежду воскресения. А к сему разумению приводит нас божественный Павел, упомянув о некоторых словах из сего псалма в послании к Евреям. Пс.39:2 .  Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой. Пс.39:3 .  Извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои. «Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою». «И возведе мя от рова страстей, и от брения тины». Слова сии приличествуют и блаженному Давиду, потому что согласны с предшествующим псалмом. Там Пророк сказал: «услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи. Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду» ( Пс.38:13–14 ); а выше говорил: «и ныне кто терпение мое? не Господь ли? И состав мой от Тебе есть» ( Пс.38:8 ). Здесь же, как бы по принятии молитвы и исполнении прошения, говорит: «терпя потерпех Господа, и внят ми». Ибо, отвращаясь от греха, мне явил Бог свое благоволение, и внял прошению моему; и что же соделал, вняв оному? «Возведе мя от рова страстей, и от брения тины». Так божественному Писанию, как сказали уже мы пред сим, обычно называти самыя великия опасности. Но что даровал еще тебе, освободив от опасностей? «И постави на камени нозе мои». Не попустил мне колебаться и влаяться туда и сюда, но твердым соделал стояние мое. Ибо говорит: «на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф.16:18 ). «И исправи стопы моя». Устроил так, что невозбранно иду по пути правды, потому что, освободив меня от заблуждения, указал прямой путь истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

ли еси»; так как это животное, всегда бегающее и прыгающее, находится в движении, страхе и беспокойстве, «как, – говорит, – оно не выкидывает, а зародыш выходит целым?» Слова: «болезни же их разрешил ли еси» сказаны для большей выразительности: они рождают сами, не нуждаясь в повивании. А слова «вскормил же ли еси детища... без страха« яснее выражает Феодотион, говоря: «Когда дадут детенышей своих, будешь ли спасать их?». В словах «отслеши ли болезни же их», если »болезни« понимать в значении страдания при рождении, то »отслеши« употреблено вместо «прекратишь»: «прекратишь ли, – говорит, – болезни рождения?» А если »болезни« при смысле: «выстраданное при болях рождения и рожденное», то »отслеши " значит: «отошлешь это». Так это понял и Симмах, который перевел: «Что родили, оставляют». Когда вырастят новорожденных, предоставляют им ходить, где угодно. Такую мысль выражает и следующий стих. Иов.39:5 .  Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру ( Кто же есть пустивый осла дивияго свободна, узы же его кто разрешил?). «Кто, – говорит, – это установил, кто положил законы природы?» Так как законы постоянны и не терпят повреждения, животное остается сильным и неукротимым; хотя бы делал ты множество усилий, не подчинишь его своей власти. Иов.39:19 .  Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою? ( Или ты обложил еси коня силою (Феодотион и Симмах: первый перевел: «ржанием», второй: «криком») и облекл же ли еси выю его в страх?). Переводит речь к полезнейшим животным, упоминая о ручном коне, и многое говорит об этом животном: как он горд, смел, как полезен для войны, как годен для спасения человека. Видишь, что и он, и осел горд, но один подвластен человеку, а другой – нет. Иов.39:24 .  В порыве и ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы ( И не имат веры яти, дóндеже вострубит труба). «Слышит, – говорит, – трубу, знает этот знак войны и издали издает воинский звук». Иов.39:26 .  Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень? ( Твоею ли хитростию стоит ястреб, распростер криле недвижим, зря на юг?) Смотри, как в немногом говорит о многом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мы помним, что юного Иосифа продали в Египет в рабство. Один из древних истолкователей говорил, что его продали – он был очень молодой, очень красивый – для блуда, чтобы торговать им в публичном доме в Египте. Но Господь позаботился об Иосифе. Мы читаем 39-ю главу: « Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей » (Быт, 39, 1). В конце 37-й главы мы видим, что он был в руках мадианитян, а здесь он уже находится в руках измаильтян. То есть, его перепродавали – говорят, что до четырех раз. И вот он не попал в публичный дом, его купил египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей, то есть очень богатый человек, приближенный к фараону. « И был Господь с Иосифом (Господь не оставляет Иосифа, хотя он и в рабстве! – О. С.) : он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина » ( Быт.39:2 ). Знаете, вот эти две истории: история про Иуду, который решил свое вдовство утешить с проституткой, и поведение Иосифа, как он будет себя вести в доме царедворца, – это две противоположности. Нам дается два образа: в одном случае – обман, блуд и только потом раскаяние. Но к чести Иуды надо сказать, что Иуда сознался: ведь Фамарь никому бы не рассказала, что произошло, она только ему послала эти самые вещи, она не хотела позорить свекра. А он сознался! Почему он сознался? Истолкователи говорят: потому что он боялся наказания в будущей жизни больше, чем стыда в этой жизни. Он сделал правильный вывод. А теперь история Иосифа: он в этом блудилище, в Египте оказался. О Египте же пророки говорят такие грубые слова: египтяне, как ослы, похотливы на разврат (Езк. 23, 8). И вот Иосиф оказался в этом оккультном центре. « И был Господь с Иосифом » – Господь этого юношу не оставляет! « Он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. И увидел господин его, что Господь с ним 27 , и, что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех » ( Быт.39:2–3 ). Как понять « в руках его дает успех »?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Она праведна, тогда как я по одной лукавой мысли моей отказал ей в сыне моем Силоме». Так Иуда, несправедливо отказавший Фамари, когда просила она о законном браке, оправдал ее, когда впала она в блуд, и ту, которую изгнал за смерть двух первых сынов своих, возвратил к себе и принял в свой дом за других двух сынов, но не имел ее себе женою, потому что была жена двух первых сынов его, не взял себе также и другой жены, потому что она была матерью других двух сынов его. Глава 39 ( Быт.39:1 ) Иосиф приведен бысть во Египет мадианитянами, и купи его Пентефрий, евнух фараонов, архимагир. И Пентефрий стал богат ради Иосифа, как и Лаван обогатился ради отца его. Полюбила же Иосифа госпожа его и сказала ему: ( Быт.39:7 ) Пребуди со мною. Но, когда, употребив все хитрости, не могла склонить его, тогда, чтобы победить его, обманом ввела его в ложницу свою. Когда же ( Быт.39:14 ) ухвати его за ризы и он, оставив ризы своя в руку ея, бежа вон, тогда, опасаясь стать посмешищем в глазах рабов своих, закричала громким голосом, и собрались живущие в доме, чтобы стать свидетелями не того, что хотела она сделать, но того, что намеревалась сказать. Иосиф мог при этом бежать и возвратиться в дом отца своего, но бегство ненавистно было тому, кто спасся от прелюбодеяния, и решился он терпеть, пока не увидит, как исполнятся сны его. Пришел господин Иосифов, выслушал слова жены своей, и свидетели подтвердили слова ее, и видел он также одежду Иосифову, которая явно обвиняла его. А потому вверг его без одежды в темницу, как без одежды же ввергнут он был и в ров в пустыне. Глава 40 Кто был утешением для рабов в Пентефриевом доме, тот принес утешение и заключенным с ним узникам. И истолковал он в темнице два сна двум слугам фараоновым, и один был повешен в тот самый день, как предсказал ему Иосиф, а другому по истолкованию же Иосифову возвращена чаша, которую подавал он фараону. Иосиф просил этого виночерпия напомянуть о нем фараону. Но следствием сказанного им помяни мя, было только то, что два года забывали о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По основной мысли, содержанию и духу, характеру изложения и языка эти главы составляют одно непрерывное целое, которое резким переходом отделяется от предшествующего и рассматривается безотносительно к вопросу о подлинности, как вторая самостоятельная часть книги. Насколько заметен переход в изложении и насколько справедливо отделение этих глав в особую часть книги, можно видеть из сопоставления конца 39-й главы с началом 40-й. В 39-й главе повествуется о посольстве Меродаха Валадана, царя Вавилонского, к Езекии. Езекия, польщенный вниманием могущественного царя, по тщеславию показал посланным все свои богатства и запасы оружия. Пророк Исаия приходит к Езекии и от имени Иеговы объявляет ему: «вот приидут дни и все, что есть в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь. И возьмут из сыновей твоих которые произойдут от тебя, которых ты родишь; и они будут евнухами во дворце царя Вавилонского. И сказал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрек; потому что, присовокупил он, мир и благосостояние пребудут в дни мои». Этими словами Езекии, которыми он показал великое равнодушие к дальнейшей судьбе своей династии и своего народа, кончается 39-я глава. Без всяких посредствующих мыслей начинается 40-я: «утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима, и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы, что за неправды его сделано удовлетворение» и пр. Насколько нам известно, один только Löhr (в специальном исследовании о подлинности 2-й части книги Исаии 305 сделал попытку поставить эту часть в непосредственную связь с 39-й главой. Но попытка Löhr’a была вызвана напряженным желанием во что бы то ни стало спасти подлинность заключительных глав книги, измыслив хотя бы слабую соединительную нить между второю и первою частями ее, и в отношении к плану книги не привела к удовлетворительным результатам. Вторая половина книги пророка Исаии в указанном объеме глав (с 40 по 66 включительно) представляет собою один из самых замечательных памятников Божественного Откровения Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Поэтому блажен тот, для кого Господь – единственное упование и кто своего внимания не обращает «к гордым и к уклоняющимся ко лжи». Под последними разумеются нечестивые, обладающие, однако, ценными в глазах людей внешними средствами защиты, в виде ли богатства или своего высокого положения. Надежда на них, по Давиду, обманчива. Пс.39:6 .  Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобится Тебе! – хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число. Господь свои милости проявляет над людьми во множестве чудесных дел. Он творит и творил их, как в жизни Давида, так и среди евреев в таком количестве, что их невозможно и пересчитать. Дела Божии человеческим разумом необъяснимы, они выше его ограниченного понимания, и никто из людей не в состоянии своей мыслью, своим разумом представить ту степень любви и количество милости, какую Он изливает на человека. Пс.39:7 .  Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; 2 всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Пс.39:8 .  Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: Пс.39:9 .  я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. Также непонятно для человека, что Бог не требовал от Давида соблюдения обрядового Моисеева закона; Он не требовал от него ни жертвы (кровавой) и приношений (бескровных), ни всесожжений (мирных), ни жертвы о грехе, но в замен этого «открыл мне уши». Это указывает на обычай евреев прокалывать уши тому иудейскому рабу, который при окончании субботнего года изъявлял желание остаться у прежнего господина. Означенное выражение указывает на добровольное посвящение всего себя служению Богу, каковое посвящение выше обрядового жертвоприношения. У LXX: «уготовал мне тело» ( σμα), т. е. сделал мне тело, потребовал от Давида не служения Себе в обрядах закона, а служения всем своим телом, всем своим существом – мыслями, чувствами и поступками. Слово σμα означает человека с душой и телом. Оба выражения – еврейское и греческое, – означают таким образом одно и тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.39:10 .  Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь. Пс.39:11 .  Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим. «Благовестих правду в церкви велицей, се, устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси». «Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа». И блаженный Давид в Церкви великой, Божественною благодатию собранной в целой вселенной, дает обещание проповедывать правду Божию, истинность пророчества, досточудное спасение и безмерное милосердие. И само спасенное естество за свое спасение обещает учинить сие именно воздаяние, составить из себя Церковь , подвигнуть уста к песнопению, возвестить правдивый Божий суд, поведать неизреченную благопопечительность, доказать истину пророческих обетований. Выражение: «от сонма многа» Симмах перевел: «во множестве», а Акила и Феодотион: «в Церкви великой», чтобы из сего было видно, что говорится об одной и той же Церкви. Пс.39:12 .  Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно. «Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от Мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступит мя». И улучив спасение, Церковь Божия имеет снова нужду в том же о ней промышлении, по причине всякаго рода и людских и демонских востаний, о которых упоминает Пророк в следующих за сим словах. Пс.39:13 .  Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня. «Яко одержаша мя злая, им же несть числа; постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети. Умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя». Никто да не почитает сказаннаго несообразным с истолкованным выше. Ибо и три отрока, достигшие самаго верха добродетели, и украшенные победным венцем, когда молились в пещи, говорили: «согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом, отступили мы от заповедей Твоих, не соблюли оправданий Твоих» ( Дан. 3:29–30 ). Так говорили и чудный Даниил, и богомудрый Иеремия, и божественный Исаия, и премудрый Павел: «Христос Иисус, – говорит Павел, – прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз» ( 1Тим. 1:15 ); и еще: «несмь достоин нарещися Апостол» ( 1Кор. 15:9 ). Посему Божия Церковь , подвергшись треволнениям, воздвигнутым нечестивыми, не высокомудрствует, как подвизающаяся, но грехам и проступкам приписывает с нею совершающееся, и умоляет Спасителя даровать ей помощь. Сверх того не вся Церковь Божия состоит из совершенных, но есть в ней живущие безпечно и возлюбившие жизнь нерадивую и возжелавшие служить сластолюбию, – и поскольку тело Церкви едино, то как бы от одного лица произносится и то и другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Приложения Приложения 1 Фрагмент папируса Бодмера Р ( Ин. 7:32–38 ) Приложение 2 Хиастический план Евангелия от Иоанна Структура хиазма Краткое содержание Главы и стихи Параллельные секвенции а: 1:19–51 Иисус: первое пришествие 1:19–51 Иоанн: первое свидетельство о Христе Иисус и апостолы в Вифаваре, при Иордане Иисус Петру: «ты наречешься Кифа...» b: 2:1–12 Женщина в Кане: Мария, Матерь Иисуса 2:1–12 Рождение новой эры: вино А: с: 2:13–25 Иудейская Пасха 2:13–25 «Разрушьте храм сей, и... " «Он говорил о храме тела Своего» Разрушение и созидание b»: 3:1–22 Ночная беседа с Никодимом 3:1–22 Рождение свыше «неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» а: 3:23–36 Иоанн: последнее свидетельство об Иисусе «Ему должно расти, а мне умаляться.» 3:23–36 а: 4:1–38 Самарянская женщина 4:1–38 Верит Иисусу В тени горы Гаризим b: 4:39–42 Самаряне (не иудеи) 4:39–42 Верят Иисусу «Спаситель мира» В: с: 4:43–52 Царедворец язычник и его семейство 4:43–52 Слышит и верит, не видя b»: 5:1–47 Иудеи на празднике 5:1–47 Иисус делает себя «равным Богу» Иисус говорит о Боге как «Своем Отце» а: 6:1–15 Приближалась Пасха 6:1–15 10(12) Иисус на горе Галилейские иудеи неверно понимают слова о Хлебе Галилейские иудеи отвергают Иисуса а:б:16–17а b:6 С: с: 6:18 в»:6:19–21а а:6:21в Ученики на одном берегу Ученики одни на море Ветер на море (Чермное море и Исход) Иисус (подобно Ягве: «это Я») идет по воде Ученики прибывают на другой берег 6:16–21 а: 6:22–71 Приближалась Пасха Галилейские иудеи неверно понимают слова о Хлебе Галилейские иудеи отвергают Иисуса Иисус говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь... Я воскрешу его в последний день» 6:22–71 12 (10) Иудейские иудеи на празднике Кущей Иудейские иудеи слышат и отвергают Иисуса Иисус делает Себя «равным Богу» Иисус говорит о Боге как «Своем Отце» В»: с: 9:1–10:21 Фарисеи и слепорожденный Фарисеи видят и не веруют. Пастырь других овец, «не сего двора» 9:1–1010:22–39 b»: 10:22–39

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010