38:26), то есть она настолько праведнее меня, насколько грешнее были сыновья мои, потому что не дал я ей Силома, сына моего. Она праведна, тогда как я по одной лукавой мысли моей отказал ей в сыне моем Силоме. Так Иуда, несправедливо отказавший Фамари, когда просила она о законном браке, оправдал её, когда впала она в блуд. И ту, которую изгнал за смерть двух первых сынов своих, возвратил к себе и принял в свой дом за других двух сынов, но не имел её себе женой, потому что была она женой двух первых сынов его. Не взял себе также и другой жены, потому что была она матерью других двух сынов его.   Глава 39 Иосиф же приведен бысть во Египет Мадианитянами. И купи его Пентефрий евнух фараонов архимагир (Быт. 39:1). И Пентефрий (Потифар) стал богат через Иосифа, как и Лаван обогатился через отца его. Полюбила же Иосифа госпожа его и сказала ему: пребуди со мною (Быт. 39:7). Но когда, употребив все хитрости, не могла склонить его, тогда, чтобы победить его, обманом ввела его в ложницу свою. Когда же она ухвати его за ризы и он, оставив ризы своя в руку ея, убеже… вон (Быт. 39:12), тогда, опасаясь стать посмешищем в глазах рабов своих, закричала громким голосом, и собрались живущие в доме, чтобы стать свидетелями не того, что хотела она сделать, но того, что намеревалась сказать. Иосиф мог при этом бежать и возвратиться в дом отца своего, но бегство было ненавистно тому, кто спасся от прелюбодеяния. И решил он терпеть, пока не увидит, как исполнятся сны его. Пришел господин Иосифов, выслушал слова жены своей, и свидетели подтвердили слова её. Видел он также одежду Иосифову, которая явно обвиняла его. А потому вверг его без одежды в темницу, как без одежды же ввергнут он был и в ров в пустыне.   Глава 40 Кто был утешением для рабов в доме Пентефрия, тот принес утешение и заключенным с ним узникам. И истолковал он в темнице два сна двум слугам фараоновым. И один был повешен в тот самый день, в какой предсказал ему Иосиф, а другому, по истолкованию же Иосифову, возвращена была чаша, которую подавал он фараону.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

39 в десятый месяц. Скорее, «в десятый день месяца», поскольку очевидно, что речь идет о январе 588 г. до Р.Х. 39 в одиннадцатый год... в четвертый месяц, в девятый день. Т.е. в июле 587 г. до Р.Х. Таким образом, осада продолжалась полтора года. 39 расположились в средних воротах. Исполнение сказанного в 1,15. 39 о Иеремии Навуходоносор... дал такое повеление. Иеремия был известен не только иудеям, но и другим народам (1,5). Возможно Навуходоносор считал пророка сторонником Вавилона. Глава 40 4045,5 Данные главы описывают служение Иеремии в период после падения Иерусалима. 4041,10 Пророк повествует о времени правления Годолии, покровительствовавшему пророку Иеремии и коварно убитому Исмаилом. 40 к Иеремии... среди прочих пленных. Вавилоняне не сразу узнали Иеремию. 40 собирайте вино и летние плоды, и масло. В момент, когда совершается Божия кара над Иудеей, эти слова предстают первым знаком будущего благословения. Ср. 14,1–6. Глава 41 41 они ели вместе. Эта подробность подчеркивает вероломство Исмаила. 41 из Сихема, Силома и Самарии. Эти города являлись религиозными центрами прежнего северного царства, которое пало в 722 г. до Р.Х. Люди, о которых идет речь, принадлежали к тем немногим уцелевшим израильтянам, что совершали паломничество в Иерусалим в дни великих праздников (см. Исх. 23,14–17 ). Праздник Кущей приходился как раз на описываемое время года («седьмой месяц», см. ст. 1). с обритыми бородами... изранив себя. Символы скорби, причиной которой, без сомнения, было падение Иерусалима. в дом Господень. К этому времени иерусалимский храм уже не существовал, однако место, где он был расположен, продолжало почитаться святым. 41 города. Т.е. Массифы. в ров. См. 38,6. 41 Ров... сделал царь Аса. См. 3Цар. 15,22 . 4144,30 Пророческое служение Иеремии продолжается в Египте, куда он попадает вместе с иудеями, которые покидают Палестину, спасаясь от вавилонского плена. В пророчествах Иеремии речь идет главным образом о суде над иудеями, которые, оказавшись в Египте, вновь предались идолопоклонничеству (44,1–30).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

77: «Иерусалим, Иерусалим»: Матфей 23:37. 78: «И когда Я вознесен буду»: Иоанн 12:32–33. 80: «Иисус, взглянув на него»: Марк 10:21. 80: «И по причине умножения беззакония»: Матфей 24:12. 80: «Я молился о тебе»: Лука 22:32. 80: «Не хотите ли и вы»: Иоанн 6:67. 80: «Возьми крест свой»: Матфей 16:24. 81: «ибо мы имеем»: К Евреям 4:15; 2:18. Глава 5 86: «который любит есть»: Лука 7:34. 87: «Могут ли поститься»: Марк 2:19. 87: «Как многие изумлялись»: Исайя 52:14; 53:2–3. 87: «Иоанн Креститель признал»: Иоанн 1:33. 88: «Душа Моя скорбит смертельно»: Матфей 26:38. 88: «Вера твоя»: Матфей 9:22. 88: «Израильтянином, в котором нет лукавства»: Иоанн 1:47. 90: «Чадо, что Ты сделал с нами»: Лука 2:48–49. 90: «Умолкни! Перестань!»: Марк 4:39. 91: «Если возможно, да минует Меня чаша сия!»: Матфей 26:39. 91: «Откуда у Него такая премудрость и силы?»: Матфей 13:54–55. 92: «род лукавый и прелюбодейный»: Матфей 12:39. 92: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне»: Иоанн 14:11. 93: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда»: Матфей 8:20. 95: «благодати и истины»: Иоанн 1:14. 96: «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»: Матфей 5:48. 96: «Вычислите издержки»: Лука 14:28. 96: «Он учил их, как власть имеющий»: Матфей 7:29. 96: «Вы слышали, что сказано древним»: Матфей 5:21. 97: «Он богохульствует»: Матфей 9:3. 97: «никогда человек не говорил так»: Иоанн 7:46. 97: «Замолчи и выйди из него»: Марк 1:25. 97: «Дух немой и глухой!»: Марк 9:25. 97: «А мы надеялись было, что Он есть Тот»: Лука 24:21. 97: «весь мир идет за Ним»: Иоанн 12:19. 98: «Сберегший душу свою, потеряет ее»: Матфей 10:39. 98: «Не знаете, чего просите»: Матфей 20:22. 99: «Неужели и вы так непонятливы»: Марк 7:18. 99: «Доколе буду терпеть вас»: Матфей 17:17. 99: «чтобы с Ним были и чтобы посылать их»: Марк 3:14. 100: «В тот час возрадовался духом Иисус»: Лука 10:21. Глава б 105: «Блаженны»: все заповеди цитируются по пятой главе Евангелия от Матфея. 125: «Ибо кто хочет душу свою сберечь»: Матфей 16:25. 125: «чтобы имели жизнь и имели с избытком»: Иоанн 10:10.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Fol. 192v) Царь Седекия послал к Иеремии вопросить о воле Божией, когда, увидев приближение к Иерусалиму егип. войска, вавилоняне поспешили временно снять осаду и отступить от города (Иер 37. 1-5). Иеремия призвал царя и всех жителей не обманываться временным военным успехом египтян и не заключать с ними союза против Навуходоносора, т. к. победа вавилонян предопределена Богом и потому неизбежна. Следствием этих пророчеств был арест Иеремии, которого заподозрили в желании «перебежать к Халдеям» (Иер 37. 14). Враги пророка, испросив позволение у царя Седекии, бросили Иеремию в яму (Иер 38. 6); он был спасен от смерти только благодаря заступничеству Авдемелеха, он же вытащил пророка из ямы с помощью веревок (Иер 38. 12-13). Придя к царю, Иеремия открыл ему единственный способ, как сохранить царю жизнь себе и своим подданным: «...если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем, и ты будешь жив, и дом твой» (Иер 38. 17). Седекия не внял совету пророка, и в 11-й год его правления город был взят (Иер 39. 2). Вавилонские воины схватили Седекию, пытавшегося скрыться в окрестностях Иерихона; его сыновья были заколоты по приказу Навуходоносора, а ему выкололи глаза (Иер 39. 4-7). Пророчества Иеремии исполнились: Седекия стал униженным слепым пленником Навуходоносора, к-рого в оковах повели в Вавилон (Иер 39. 7). Навузардан, начальник телохранителей Навуходоносора, получил приказ не делать Иеремии «ничего худого» и не препятствовать его желаниям; Иеремия «остался жить среди народа», т. е. среди тех бедных жителей Иудеи, к-рые после падения Иерусалима не были уведены в плен и продолжали жить на своей земле (Иер 39. 10, 12, 14). По предложению Навузардана Иеремия поселился в доме Годолии, назначенного новым правителем Иудеи. Годолия призывал народ жить в мире с завоевателями, что позволило бы им спокойно существовать на своей земле. Несмотря на многочисленные предупреждения, Годолия не поверил в заговор Исмаила, сына Нафании, хотевшего убить его и захватить власть.

http://pravenc.ru/text/293622.html

   Лк. 7:37—48 (см. с. 110).    Мф. 15:21—28: «Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлебу детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.»:     Феофилакт Болгарский на Лк. 23:39—43.    См. одно из мнений по этому вопросу, которое приводит блаженный Феофилакт (на Лк. 23:39—43): «Еще иный, и, кажется, весьма удачно, объясняет это так: обещанные нам блага суть не жизнь в раю или возвращение в оный, а Царство Небесное, почему мы и молимся: да приидет царствие Твое, а не жизнь райская. И не говори мне никто, что рай и Царствие одно и то же. Ибо благ Царствия ни глаз не видал, ни ухо не слыхало, и на сердце человеку они не приходили (см.: 1 Кор. 2:9). А рай и виден был глазом Адама, и ухо о нем слышало, ибо сказано: «от всякого дерева в саду ты будешь есть»:     Феофилакт Болгарский на Лк. 23:39—43; см. также: Евр. 11.     Феофилакт Болгарский на Лк. 23:39—43.     Феофилакт Болгарский на Лк. 22:54—62.     Феофилакт Болгарский на Лк. 18:9—14.     Феофилакт Болгарский на Лк. 10:17—20.     Феофилакт Болгарский на Лк. 7:44—50.     Феофилакт Болгарский на Мф. 15:23—24.     Феофилакт Болгарский на Мф. 15:28.     Феофилакт Болгарский на Мф. 15:28.    Обратим внимание на значение, которое придает Церковь воскурению фимиама за богослужением, — например, в начале Всенощного бдения или Божественной литургии. «Вслед за благовестом начинается в храме часть бдения, которую можно назвать безмолвною. Она состоит в каждении всего храма.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Всё это происходило так, чтобы, как в тени, был один образ вещей и сохранялась истина» (тв. т. 4, стр. 655–656; т. 6, стр. 953). «Иосифовы братья, вкушая вместе пищу, предали брата (ст. 25–28), заклав его в своём произволении; таким же точно образом и мерзкие иудеи, вкушая Пасху, заклали Спасителя» (тв. ч. 2, стр. 117). «Отрок Иосиф выведен был изо рва. И Христос воскрес из мёртвых, потому что не мог быть держим во рве. Не остался Христос и во аде» (св. Кирилл Александрийский тв. ч. 1, стр. 332). Гл. 39, 1 Иóсиф же приведéн бысть во Египет. И купи егó Пентефрий евнýх фараóнов архимагир, мýж Египтянин, от рýк Исмáилтян, иже приведóша егó тáмо Иосиф же отведён был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей «Пришествие Иосифа в Египет означает сошествие Спасителя нашего на землю» (св.Ефрем Сирин тв. ч. 2, стр. 217). Гл. 39, 7 И бысть по словесех сих, и возложи женá господина егó óчи своя на Иóсифа и речé: пребýди со мнóю И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною Гл. 39, 12 и ухвати егó за ризы, глагóлющи: лязи со мнóю. И остáвив ризы своя в рукý ея, убежé и изыде вóн она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках её, побежал и выбежал вон «Как Иосиф в чертоге Пентефрия попрал всю силу греха, приобретя себе светлый венец за победу над госпожой своей египтянкой; так и Господь наш, Спаситель душ наших, сошедши во ад, десницею Своею рассыпал там всё могущество самого несносного и неодолимого мучителя» (ibid.). Гл. 39, 20 и взéм господин Иóсифа, ввéрже егó в темницу, в место, идеже ýзники царéвы держáтся тáмо в твердыни и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице «Иосиф, когда победил грех сей, заключается в темницу до времени принятия им венца: так и Господь наш, чтобы взять на Себя весь грех мира, полагается во гроб» (ibid.). «Иосиф молчит и так же осуждается, как и Иисус Христос, потому что случившееся с Иосифом служит образом того, что произошло с Иисусом Христом» (св. Иоанн Златоуст «Беседы на Евангелие Матфея» ч. 3, стр. 454). Гл. 41, 1 Бысть же по двою лету дний, фараóн виде сóн: мняшеся стояти при реце По прошествии двух лет фараону снилось: вот, он стоит у реки

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Глава 39 1–14. Взятие Иерусалима халдеями и освобождение Иеремии из-под стражи. 15–18. Обетование Авдемелеху. Иер.39:1–14 . В одиннадцатом году правления Седекии Иерусалим был взят Навуходоносором; Седекию схватили во время его бегства из города и выкололи ему глаза, предварительно заставив его видеть казнь его сыновей; иудеи почти все, за исключением бедняков, были отведены в Вавилон. Иеремия же нашел себе благоволение в очах царя Вавилонского, который даровал ему свободу. Иер.39:1 .  В девятый год Седекии, царя Иудейского, в десятый месяц, при­шел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском сво­им к Иерусалиму, и обложили его. Об осаде Иерусалима см. Иер 32.1–2 ; Иер 34.1–7 и 4Цар 25 , где находится почти буквальное повторение нескольких стихов из рассматриваемой главы кн. Иеремии. Иер.39:3 .  И вошли в него все князья царя Вавилонского, и расположились в средних воротах, Нергал-Шарецер, Самгар-Нево, Сарсехим, начальник евнухов, Нергал-Шарецер, начальник магов, и все остальные князья царя Вавилонского. Навуходоносор, как можно заключать из ст. 1-го, сам только открыл действия против Иерусалима, а продолжение их предоставил своим военачальникам. Во время взятия города он находился в г. Риале (в Сирии). Военачальники халдейские, взявши город, рассуждали о дальнейшей судьбе его в средних воротах, которые вероятно вели из среднего города ( 4Цар 20.4 ) в северное предместье и, следовательно, принадлежали старой городской стене. Как место центральное они были удобным пунктом, откуда можно было наблюдать за всем городом, и военачальники здесь, очевидно, имели постоянное место собраний. Из военачальников названы здесь четыре лица с ассирийскими именами: «Нергал-Шарецер» (Нергал: защити царя!), «Самгар-Нево» (будь милостив, Нево!), «Сарсехим» (значение имени неизвестно) и еще другой «Нергал-Шарецер». Двое из названных обозначены по своим должностям: начальник евнухов (rab saris) и начальник магов (rab mag). Слово mag могло быть измененным ассирийским словом mahhu ­­ жрец. Что касается родства этого слова с персидским magu, то об этом нельзя сказать ничего достоверного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 39 Иосиф в доме Потифара Быт.39:1 . Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. После некоторого отступления, гл. 38, от нити рассказа об Иосифе ( Быт. 37:36 ), священнописатель продолжает историю последнего. Если в Ханаане, как показывает история Иуды, 38 гл., потомкам Авраама предстояла опасность сближения и даже слияния с хананеянами, то отведение Иосифа в Египет, в конце концов вызвавшее переселение всего потомства Иакова в Египет, предуказывало на необходимость развития и вступления богоизбранного племени в общество Господне в исключительных условиях жизни в Египте, где потомки Иакова, с одной стороны, позаимствовали многие блага египетской цивилизации, но, с другой стороны, при значительной изолированности своей от египтян (гнушавшихся евреями и другими номадами, Быт. 43:32 ), сумели сохранить свою национальную цельность и чистоту религиозного наследия. Быт.39:2 . И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. Выражение «был Господь с Иосифом» иудейские толковники понимают так, что, оторванный от отца и родной семьи, Иосиф постоянно имел Бога в мысли и сердце своем, почему и Бог, как Отец небесный, являл ему особое попечение (Мидраш делает сравнение, напоминающее притчу Господа о попечении Бога об одной заблудшей овце более, чем о 99 не заблудших). «В доме господина», т.е., по иудейскому толкованию, не был принуждаем к черным (земледельческим) работам. Быт.39:3–4 . И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. Благословение Божие на Иосифе и делах его не укрывается от взора язычника – господина его (ст. 3), как благословение Бога над Исааком было примечено филистимлянами ( Быт. 26:28 ); над Иаковом – Лаваном ( Быт. 30:27 ), и он облекает его полным доверием и властью в доме и сделал надсмотрщиком над своими рабами (в Риме такой надсмотрщик называется atriensis; надзиратели этого рода часто встречаются изображенными на египетских скульптурах, ср. Мф. 24:45–47 ; Лк. 12:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Есть такая легенда: «Потифар говорит Иосифу: «Подай мне горячий напиток!» Он ему наливает горячий напиток, подает. А Потифар любил забавляться с рабами, он говорит: «Нет, дай мне холодный!» А Иосиф говорит: «А он уже остыл. Посмотри, он уже холодный.» – «Нет! Дай мне вина!» – «А я тебе дал уже вино. Вот оно, прохладное, пей!» И действительно: все, что он делал – «Господь дает в руках его успех»! И хозяин не мог понять, какой же расторопный этот юноша Иосиф!» « И снискал Иосиф благоволение в очах его (Потифара. – О. С.) и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его » ( Быт.39:4 ). Истолковывая слова: « И он поставил его над домом своим », Златоуст, пишет: « Так всегда угодно Богу – не удалять от опасностей людей добродетельных и не освобождать их от искушений, а в самих искушениях являть им такую Свою помощь, чтобы и сами искушения делались поводом к торжеству. Поэтому и блаженный Давид говорил: «в тесноте Ты давал мне простор» ( Пс.4:1 ). Ты говорит, не отдалил скорби, не дал мне покоя, освободив от нее, но – что дивно и необычайно – среди самих скорбей привел в безопасность ». Потифар видел, что юноша так может всё организовать, что для хозяина уже всё есть, что хозяину уже не нужно думать о доме – только ходи на работу, получай зарплату, а Иосиф всё устроит. « И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле [его] » ( Быт.39:5 ). Всем уже распоряжался Иосиф! И тем, что в доме, и тем, что в поле, и тем, что на стол предложить… « И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел… » ( Быт.39:6 ). Это образное выражение: хлеб-то все равно приходится брать со стола и есть своими руками. А Иосиф всё остальное решал, решал все проблемы Потифара. «… Иосиф же был красив станом и красив лицем » ( Быт.39:6 ). Зачем Библия дает нам такое уточнение? Потому что сейчас мы увидим, как красота бывает зоной риска. Если девицы красивы, юноши красивы – у них могут быть проблемы. Иосиф действительно был прекрасен. Прежде всего, он был прекрасен в душе своей, но и внешне « красив станом и красив лицем ». Здесь это подчеркивается!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Жертвы и приношения Ты не восхотел (Пс.39:6). Очевидно, установленные законом. Приношение же здесь обозначает нечто отличное от жертвы, и я думаю, что этим именно обозначаются бескровные жертвы. Но тело уготовал Мне (Пс.39:6). То есть Ты определил, чтобы Тело Мое сделалось всесовершеннейшей жертвой. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Ни всесожжении, ни приношений за грехи Ты не восхотел, не счел достойными принятия. Имена же жертв были различны, очевидно, в силу различных причин: одни - за грехи (Лев.4:3), другие - за погрешности (Лев.6:5), иные - о спасении (Числ.6:14), другие - о милости (Числ.6:5), иные - обетов (Лев.27:7), и еще иные - об очищении (Лев.14:32). Итак, все жертвы были отменены, так как Ты не восхотел жертвы и приношения. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже (Пс.39:8-9). Видишь ли, что жертвы были отвергнуты еще до воплощения? Ибо после того, как Ты отвергнул жертвы, тогда сказал Я - Христос: вот, иду исполнить волю Твою. Воля же Бога Отца - в том, чтобы Сын был заклан за мир, чтобы люди оправдались, но не чрез жертвы, а чрез смерть Сына Его. Ибо, говорит, я возвещал правду Твою в собрании великом (Пс.39:10). Потом, между прочим, говорит: в начале книги написано о Мне. Так необходимо сочетать эти слова. Началом книги называет свиток закона или книгу Ветхого Завета. Итак, в этой книге написано о Моем пришествии и о том, что Я должен быть заклан за мир. Или началом книги называет начало книг Ветхого Завета. Ибо в первой книге Моисея, книге Бытия, когда говорит: сотворим человека по образу Нашему (Быт.1:26), дает разуметь о Божественности Христа. Сказав прежде, что " ни жертвы, ли приношения, ни всесожжении, ни жертвы за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил " , потом прибавил: " вот, иду исполнить волю Твою, Боже " . Сам Павел изъясняет слова Давида. Ты спросишь: что же? Разве жертвы по закону не были по воле Божией? Правда, были по воле Божией, но обозначение воли - двоякое.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010