Несмотря на то что «почти невозможно отличить друг от друга (несторианские) тексты самых разных эпох» 384 , в эпоху, которую мы сейчас рассматриваем, в несторианском богословии произошли некоторые перемены, причем весьма решительные. В немалой степени они были сделаны «творцом несторианской догматики» 385 Бабаем Великим. Сочетая традицию, аскетику и спекуляцию несторианского богословия, а также присущую ему духовность, Бабай, касаясь учения о Христе, наделил персидскую церковь тем воззрением, которое было гораздо менее двусмысленно, нежели прежнее несторианское учение. Формально персидская церковь приняла несторианство уже в 486-м году, когда собор в Селевкии, названный «Собором Мария Акакия», возвестил, что его вера «сообразна воплощению Христа в исповедании двух естеств, Божества и человечества». Эти два естества существуют «неслитно и неизменно», так как каждое сохраняет характерные для него свойства. Они едины в поклонении «единству лица нашего Господа», в котором «совершенный Бог» и «совершенное человеческое существо» пребывают в неразрывном единстве, однако и в неослабной цельности каждого естества 386 ). Такое определение в какой-то мере привело церковь к принятию идеи вселения Логоса. Вклад Бабая заключается в том, что в начале 7-го века он придал всему сказанному цельную, непротиворечивую картину, которую и завещал последующим столетиям. «Именно Бабай ввел формулу «два естества, две ипостаси, одно лицо сыновства» 387 . Свое учение о лице Христа он воссоздавал на основе догмата о Троице 388 , и в каком-то смысле несторианскую догматику можно воспринимать как стремление поместить христологию в контекст православного тринитарного богословия. Формально споров относительно догмата троичности не было: «Мы спорим с ними не о крещении, не о Божестве в Троице, не о Троице в Божестве, не о божественном и человеческом естествах Господа Христа, а о соединении последних» 389 . Даже среди халкидонитов и монофизитов можно найти жемчужину тринитарного учения, которая, однако подпорчена их христологией 390 . Тем не менее в несторианской христологии идеи и даже язык никейской триадологии стали определенным мерилом, чего не скажешь о тех, кто считал, что учение о Боге было разработано в Никее, а о Христе – в Эфесе и Халкидоне. Несмотря на то что в Евангелии от Иоанна ( Ин.1:14 ) сказано, что Слово стало плотью, это «становление» нельзя толковать буквально, ибо, если бы это действительно было так, такое утверждение посягнуло бы на учение о Троице 391 . Никейское определение, согласно которому Божестве во Христе является одной ипостасью Троицы, но не всею Троицей, с необходимостью предполагало, что в таком случае в Его лице должна быть представлена одна божественная и одна человеческая ипостась 392 . Говоря о Христе, термины «ипостась», «естество» и «лицо» надлежало использовать так, как это делалось в учении о Троице 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 1994р. СПб., 2003; О-в С. К историографии гонений на христиан в царствование имп. Адриана и от воцарения Галла до воцарения Диоклетиана (251-285)//ЧОЛДП. 1888. Март. Отд. 1. С. 269-301; Июль. Отд. 1. С. 74-106; Сент. Отд. 1. С. 219-256; он же. Гонения на христиан в царствование Коммода//ПО. 1890. 11/12. С. 697-705; Z. Характер первых двух гонений против христиан//ПО. 1888. 10. С. 231-253; 11. С. 432-465; Neumann K. J. Der Römische Staat und die allgemeine Kirche bis auf Diocletian. Lpz., 1890; Буасье Г. Падение язычества: Исслед. последней религ. борьбы на Западе в IV в./Пер. с франц. под ред. и с предисл. М. С. Корелина. М., 1892; Addis W. E. Christianity and the Roman Empire. L., 1893; С-цкий Н. К вопросу о падших в римской и северо-африканской Церквах в III в.//ВиР. 1893. 9. С. 559-591; 11. N. 691-710; Павлович А. Нероново гонение на христиан и политика императоров Флавиева дома по отношению к ним//ХЧ. 1894. Ч. 1. Вып. 2. С. 209-239; он же. Гонения на христиан в Римской Империи в первые два века (до 170 г.)//Там же. Вып. 3. С. 385-418; Ramsay W. M. The Church in the Roman Empire before A. D. 170. L., 18954; idem. The Letters to the Seven Churches of Asia and their Place in the Plan of the Apocalypse. N. Y., 1905; Gregg J. A. F. The Decian Persecution. Edinb., 1897; Болотов В. В. Гонение на христиан при Нероне//ХЧ. 1903. Ч. 1. 1. С. 56-75; Allard P. Histoire des persécutions pendant la première moitié du troisième siècle. P., 19053; Healy P. J. The Valerian Persecution. Boston, 1905; Гарнак А. Церковь и государство до установления гос. Церкви//Общая история европ. культуры/Под ред. И. М. Гревса и др. СПб., 1907. Т. 5. С. 247-269; Mommsen Th. Der Religionsfrevel nach römischen Recht//Gesammelte Schriften. B., 1907. Bd. 3. S. 389-422; Canfield L. H. The Early Persecutions of the Christians. N. Y., 1913; Мелихов В. А. Из истории иудейско-римских гонений на христиан//ВиР. 1913. 16. С. 486-500; 17. С. 651-666; Ярушевич В. Гонения на христиан имп. Декия (249-251)//Там же.

http://pravenc.ru/text/166129.html

Н., подаренные городом в 1545 г. Во время Французской революции капитул был упразднен (1790), его имущество конфисковано ( Sabarth è s. 1893. P. 318-338); церковь перешла в распоряжение прихода, но была закрыта в период диктатуры якобинцев. В 1794 г. представитель Конвента Э. Мийо велел уничтожить убранство храма и сжечь мощи П. Н., однако уже в 1795 г. пресв. Гийом Луи Шарль Тремольер возобновил богослужения. Верующие собрали уцелевшие частицы мощей, облачения и раки святого и возвратили их в храм (Ibid. P. 377-389). В XIX в. был проведен ремонт помещения, установлены новые алтари и выполнены росписи; тогда же был разрушен романский клуатр. В 1953 г. храм получил статус малой базилики. Ист.: BHL, N 6589-6590b; ActaSS. Mart. T. 3. P. 371-376; Devic C., Vaiss è te J. Histoire générale de Languedoc. Toulouse, 18753. T. 5. Лит.: MartRom. Comment. P. 107-108; Sabarth è s A. A. Étude historique sur l " abbaye de Saint-Paul de Narbonne. Narbonne, 1893; Duchesne. Fastes. T. 1. P. 302-303; Lef è vre-Pontalis E. Saint-Paul de Narbonne: Étude archéologique//Congrès archéol. de France: LXXIIIe session. P.; Caën, 1907. P. 345-367; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 329, 371, 422, 598; Griffe É . Histoire religieuse des anciens pays de l " Aude. P., 1933. P. 16-22, 255-263; idem. Les origines chrétiennes de Narbonne//RHEF. 1934. T. 20. N 86. P. 27-36; idem. L " ancien «Suburbium» de Saint-Paul а Narbonne: Essai de topographie ancienne d " après les documents//Annales du Midi. Toulouse, 1943. T. 55. N 219/220. P. 457-488; idem. Les origines chrétiennes de la Gaule et les légendes clémentines//BLE. 1955. Vol. 56. N 1. P. 3-22; Jannoray J. La nécropole paléochrétienne de Saint-Paul à Narbonne//Congrès archéol. de France: CXIIe session. P., 1955. P. 486-502; Viard P. Paolo, vescovo di Narbona//BiblSS. Vol. 10. Col. 261-262; Mund ó A. M. Sermó inèdit sobre S. Pau de Narbona atribuït al bisbe Oliba de Vic//Narbonne: Archéologie et histoire. Montpellier, 1973. T. 2. P. 105-113; Dellong E. et al. Narbonne et le Narbonnais. P., 2002. P. 56-57, 191, 297-312. (Carte archéol. de la Gaule; 11/1); Kr ü ger A. Südfranzösische Lokalheilige zwischen Kirche, Dynastie und Stadt vom 5. bis zum 16. Jh. Stuttg., 2002. S. 235-271, 337-339; Mercier J. La Vie de S. Paul (-Serge), Guillaume Hulard et le ms. 4 de la Biblioth. municip. de Narbonne//Hagiographie et culte des saints en France méridionale: XIIIe-XVe siècle. Toulouse, 2002. P. 285-323; Gray-Fow M. J. G. From Proconsul to Saint: Sergius Paullus to St. Paul-Serge//Classica et Mediaevalia. Cph., 2006. Vol. 57. P. 157-172; Riess F. Narbonne and its Territory in Late Antiquity: From the Visigoths to the Arabs. Abingdon; N. Y., 20162. P. 115-123.

http://pravenc.ru/text/2578557.html

архива иностран. дел. 57). 96 Подробное описание встречи мощей святителя Филиппа в Москве изложено в письме государя к казанскому воеводе князю Одоевскому (ААЭ. Т. IV. см. также Строев П. М. Выход царей… С. 260, 261 и Дворцовые разряды. Т. III. С. 320–322. Ростовский митрополит Варлаам скончался 9 июля во время самой встречи мощей святителя Филиппа (Там же. С. 321). 100 Дворцовые разряды. С. 324. Подарки Хованскому: серебряный золоченый кубок с крышкою, золотой и гладкий атласы, желтая камка куфтерь и 40 соболей (Рук. архива иностран. дел. 63). 101 Награды им объявились уже в сентябре 1652 г. Стольникам выдано к прежним годовым их окладам жалованья по 30 рублей, стряпчим по 20 рублей, кроме соболей (Рук. архива иностран. дел. 64, 65, 66, 67). Стрелецкий голова Зыбин и сотник Ковезин подали государю челобитную, в которой заявляли, что все бояре, ездившие в Соловки, награждены, только они не получили никаких наград, между тем как они со стрельцами были на карауле беспрестанно, все судовые поделки были поручены их надзору, а из Ярославля они со стрельцами несли мощи всю дорогу. 5 сентября царь указал наградить стрелецкого голову в том же размере, как и стольников, а сотника в половину против головы (Там же. 68, 69, 70, 71 и 72). 103 Дворцовые разряды. Т. III. С. 385; Строев П. М. Выход царей… С. 321, 344, 367, 389, 393, 410, 431, 453, 486, 508, 521, 541, 566. 590. 104 Строев П. М. Выход царей… С. 291, 334, 380, 448, 465, 554, 599, 641; Дворцовые разряды. Т. III. С. 631, 1505. 105 Приходно-расходные и указные книги печатного двора в московской синодальной типографии. 66. Л. 19 и 67. Л. 18. 107 Церковь на патриаршем дворе освящена собственно во имя апостола Филиппа, в честь ангела святителя Филиппа. 109 Запись этого видения патриарха Никона в 1660 году находится в московской Синодальной библиотеке в отделе свитков за 405 — столбец весьма ветхий и по краям истлевший. Поздний список этого видения — в сборнике Румянцевского музеума из собрания Ундольского 415. Л. 243–247; здесь видение неверно отнесено к 1654 г.

http://pravmir.ru/puteshestvie-novgorods...

Минь. Т. VII. С. 385. Творения. Т. VII. С. 360. 485. Добродетель – выше чудес Будем упражняться в добродетели: она составляет великое богатство и великое чудо… Если ты из жестокосердого сделался милостивым, то исцелил сухую руку; если, оставивши зрелище, пошел в церковь , то исправил хромую ногу; если отвратил глаза свои от красоты чужой жены, то отверз слепые очи; если вместо сатанинских песней выучил ты духовные псалмы, то, будучи прежде немым, стал говорить. Вот самые великие чудеса! Вот дивные знамения! Если мы непрестанно будем совершать такие чудеса, то посредством их и сами сделаемся великими и удивительными, и всех порочных привлечем к добродетели. Минь. Т. VII. С. 387. Творения. Т. VII. С. 361–362. 486. Как побеждать в борьбе за веру? БЕСЕДА XXXIII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 10:16–22 . Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать, хотя бы и бесчисленное множество волков нас окружало, но мы их преодолеем и победим. Если же будем волками, – будем побеждены, потому что отступит от нас помощь Пастыря (Он пасет не волков, а овец); Он оставит и удалится от тебя, потому что ты не дашь открыться Его силе. Когда ты показываешь в злостраданиях кротость, то вся победа Ему принадлежит; а когда сам нападаешь и сражаешься, помрачаешь победу. Минь. Т. VII. С. 389. Творения. Т. VII. С. 363. 487. Вера дороже всего с незлобием «Будите убо мудри яко змия, и цели, яко голубие» ( Мф. 10:16 )… Как змий ничего не бережет и, когда самое тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы только соблюсти голову, так и ты, говорит Христос, все отдай: и имение, и тело, и самую душу – кроме веры. Вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с бóльшей славой. Такой змеиной мудрости Господь требует для предостережения от опаснейших поражений, а голубиного незлобия – для предотвращения мстительности за обиды и отплаты за наветы, потому что нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием. Минь. Т. VII. С. 390. Творения. Т. VII. С. 364. 488. Настоящее в отношении к будущему

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Григория. – Ред. 766 Ему Григорий написал похвальное Слово и семь эпитафий (см.: Свт. Григорий Богослов . Надгробия//Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 2. С. 389). Этот Амфилохий был отцом св. Амфилохия, епископа Иконийского. Во второй из эпитафий Григорий говорит определенно, что, составляя ее, он имел в виду словом возблагодарить его за слово, которому научился у него. 769 Гимерий был родом из Вифинии. Он был язычником (почему император Юлиан сделал его своим секретарем), но всегда относился к христианам с умеренностью и терпимостью. Фотию были известны 71 речь этого ритора, из которых в его «Библиотеке» сделано 36 выписок, а 24 речи его сохранились до нашего времени в полном составе и изданы сначала Вернедорфом (1790 г.), а потом Дюбнером (1849 г.). Проэресий был христианином, родом из Армении (см.: Сократ Схоластик . Церковная история. IV, 26; VI, 17). Будучи христианином, после известного эдикта Юлиана должен был прекратить свое преподавание в Афинах. В надгробии Проэресию Григорий Богослов говорит, что он «приводил в потрясение весь мир новородящимися речами» (Свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 2. С. 370). Подробнее об этих учителях Григория см.: Любкер Ф. Реальный словарь классической древности Пер. Модестова. СПб., 1884–1886. С. 486. 775 Василий Кесарийский (X в.). См.: Bandini. Fasciculus rerum ecclesiasticorum. Florentiae, 1763. 778 Григорий, муж красноречивейший, мой наставник, от которого я научился изъяснению Писаний (Блж. Иероним Стридонский . Жизнь знаменитых мужей, 117). См. также: Руфин Аквилейский . Кн. 1: «Quis apud Latinos par sui (Gregorii) est? quo ego magistro glorior et exsulto» [Кто есть среди латинян равный сему (Григорию)? Кем я похвалюсь как учителем?] 779 Вот отзыв Эразма (epist. praefixa edit. Claudii Chevalloni): «In Gregorio pietas prepemodum ex aequo certat cum facundia; sed amat significantes argutias, quas eo difflcilius est latine reddere, quod pleraeque sunt in verbis sitae. Tota vero phrasis nonnihil accedit ad structuram Isocraticam.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Тареева и Д.Г. Коновалова. Академическая церковно-приходская школа и возобновление внебогослужебных собеседований в академическом храме. Проводы помощника инспектора иеромонаха Бориса (Шипулина). Годичный праздник 1-го Октября и служение митроп. Владимира (М. И.) Б(енеман)ский. 1902, III, 11, 365–389. 673. Из академической жизни. Магистерский диспут и. д. доцента Академии П.В. Тихомирова . 1903, III, 9, 102–126. Ср. 39 и 40 настоящего указателя. 674. Из академической жизни. Магистерский диспут и. д. доцента Академии Иеромонаха Иосифа (Петровых) . 1903, III, 10, 305–330. Ср. 500 и 501 настоящего указателя. 675. Из академической жизни. Отъезд Ректора Академии, Преосвященного Арсения, в Псков. М. (И). Б(енеманский). 1904, I, 2, 353–361. 676. Из академической жизни. Магистерский диспут Ректора Подольской Духовной Семинарии Протоиерея Н.П. Малиновского. М. (И). Б(енеманский). 1904, II, 6, 254–273. Ср. 162 и 163 настоящего указателя. 677. Поправки и дополнения к статье: «Из академической жизни. Магистерский диспут Ректора Подольской Духовной Семинарии Протоиерея Н.П. Малиновского». А.Д. Беляев. 1904, II, 7–8, 594–602. 678. Из академической жизни. Магистерский диспут свящ. И.А. Орфанитского. 1905, I, 3, 579–608. Ср. 165 и 166 настоящего указателя. 679. Из академической жизни. Магистерские диспуты И.М. Громогласова и Д.Г. Коновалова. 1908, III, 12, 639–652; 1909, I, 1, 152–167; 2, 312–335. Ср. 377 настоящ. указателя. 680. Хроника академической жизни. Литературный вечер в память Н.В. Гоголя (23 Апреля 1909 г.) 1909, II, 5, 111–137. Ср. 486 настоящ. указателя. 681. Из академической жизни. Посещение Академии Обер-Прокурором Св. Синода В.К. Саблером. В. (В.А. Троицкий). 1911, II, 5, 252–257. д) Библиография 682. Обзор журналов. Статьи по истории русской церкви. I. Очень сомнительный юбилей. (Г. Ольховский, Важный момент в истории Холмской Руси. К вопросу о 900-летии Холмской епархии. Странник 1901 г. 8); II. Патриарх Гермоген по новым данным. (П. Васенко. Новые данные для характеристики патриарха Гермогена.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Канонизирован Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 42, 5, 56, 209; Оп. 44, 184, 242, 364, 400, 486, 488, 489, 497. Соч.: Феофилактово обличение поморским ответам. М., 1745; Увещание к раскольнику//ПС. 1861. Т. 3. Окт. С. 183-205; Нояб. С. 295-334; Увещание Мошенскому игумену Иоасафу//Там же; [Проекты восстановления Патриаршества]// Попов М. С. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912. Прил. 4. С. 7-25, 28-36. Ист.: Дело об Арсении Мацеевиче, бывшем митрополите Ростовском//ЧОИДР. 1862. Ч. 3. Смесь. С. 134-194; ПСПИР. Царствование императрицы Елизаветы Петровны. Т. 1, 378; Т. 2, 534, 602, 658, 749, 755, 924, 934; ОДДС. Т. 19, 19, 103, 170, 250, 341, 348, 475, 503; Т. 20, 59, 333, 334, 359, 452; Т. 21, 47, 156, 635, 647, 660; Т. 22, 102, 138, 139, 140, 365, 366, 450, 474, 488, 555, 1122; Т. 23, 15, 62, 114, 176, 191, 203, 338, 339, 496; Т. 26, 148, 183, 239, 240, 306, 316, 323, 324, 331, 367; Т. 28, 212, 233; Т. 29, 13, 24, 98, 224; Т. 31, 3, 68, 69, 128, 129; Т. 32, 13, 50, 100, 173, 230; Т. 34, 111, 162, 207, 322, 373, 468, 547; Т. 39, 5, 24, 53, 56, 112, 123, 177, 236. Лит.: Об Арсении Мацеевиче как обличителе раскола//ПС. 1861. Т. 3. С. 349-393; Арсений Мацеевич, бывший митр. Ростовский//ЧОИДР. 1862. Ч. 2. Смесь. С. 1-44; Чистович И. А. Материалы для биографии преосв. Арсения//День. 1862. 15, 16, 19, 25; 1864. 39, 40; К-ов Г. Н. Арсений Мацеевич, митр. Ростовский, как проповедник//Ярославские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. 35-52; Сулоцкий А. , прот. К жизнеописанию Арсения Мацеевича//ЧОИДР. 1864. Кн. 4. Ч. 5; Знаменский П. В. Чтения из истории Русской Церкви за время царствования Екатерины II//ПС. 1875. Апр. С. 392-418; Иконников В. С. Арсений Мацеевич//РС. 1879. Т. 25. С. 577-608; Т. 26. С. 1-34, 177-197; Морошкин И. Я. , свящ. Арсений Мацеевич, митр. Ростовский, в ссылке//Там же. 1885. Т. 45. С. 311-338, 611-628; Т. 46. С. 53-86; он же. Обзор литературы об Арсении Мацеевиче//Библиограф. 1896. 2. С. 28-36; 3. С. 41-64; Попов М. С. , свящ. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912; Покровский И. Средства и штаты великорусских архиерейских домов со времени Петра I до учреждения духовных штатов в 1764 г.//ПС. 1907. Сент. С. 389-420; Нояб. С. 695-734; Молчановский А. Два проекта восстановления Патриаршества в России в XVIII в.//ЖМП. 1944. 12. С. 52-58; Опись б-ки Ростовского митр. Арсения Мацеевича 1763 года/Публ. Е. В. Синицыной//Ярославский архив: Ист.-краевед. сб. М.; СПб., 1996. С. 39-69; Смолич. История РЦ. Ч. 1. С. 182-205; Диомид (Дзюба), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001; Митров О. , свящ. Житие сщмч. Арсения (Мацеевича), митр. Ростовского//2000-летию Рождества Христова посвящается: Спец. вып. «Вестника архивиста». М., 2001. С. 151-194.

http://pravenc.ru/text/76190.html

Г абсбурги, династия европейских правителей – 564 Ганжа Иван, уманский полковник – 574 Гедиминовичи, древний княжеский род – 575 Геннади Г.Н., исследователь – 624 Георгий, св. мученик – 73, 74, 76, 189, 191, 294, 315, 316, 318, 519, 520, 584, 594, 595 Георгий Дука, молдавский господарь – 575 Георгий Куропалат, грузинский царь – 596 Гиппократ, греческий врач и философ – 615 Гоголь Н.В., писатель – 438 Голицын В.В., государственный деятель петровского времени – 618 Голицын Д.М., князь, русский дипломат – 24, 144, 262, 410, 575 Головей Христофор, инженер – 609 Головин А., государственный деятель петровского времени – 616 Головин Ф.А., глава Посольского приказа – 375, 382, 383, 617 Головлев П.Т., добрянский мещанин, владелец рукописи – 496, 531 Головлев Тихон, добрянский мещанин, владелец рукописи – 496, 531 Голубев И.Ф., историк и археограф – 486, 625 Голубев СТ., историк церкви – 484, 624 Гордон П., государственный деятель петровского времени – 616 Григорий, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 176, 301, 397, 443, 453, 544 Григорий Михеич, упоминается в рукописи – 496 Григорович-Барский Василий, писатель-путешественник – 396 Григорьев Матвей, приказчик – 117, 236, 365, 383, 396, 554 Григорьев Яков, старообрядец – 408 Гулиц A.A., киевский губернатор – 618 Гурьянова Н. С., исследователь – 415 Гюльнюш Эметтулах султан, мать турецких султанов Мустафы II и Ахмеда III – 616 Д авид (Давыд), израильско-иудейский царь, библ. – 103, 105, 106, 220, 222, 223, 344, 347, 348, 459, 552, 595, 596, 599, 602, 606, 607, 611–613 Давыд Стефанович (Степанович), калужский купец – 16, 123, 136, 241, 253, 372, 524, 556 Далтабан Мустафа-паша, турецкий визирь-616 Даль В.И., писатель и исследователь – 525, 566, 569, 619 Даниил, игумен, писатель-путешественник – 462, 463, 477, 501, 614, 618 Даниил, пророк, библ. – 7, 471, 562 Данилов Иван, греческий купец – 39, 157, 277 Данциг Б.М., историк – 409, 485, 625 Дашкевич Евстафий, казачий атаман – 573 Дашков П.И., помещик – 387, 389 Девлет-Гирей II, крымский хан – 563, 584

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были. Судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор.11:28-32). Ясно, что мы должны предварителыю очиститься и явиться чистыми от всякаго супротивнаго дела и только тогда приступить к божественному таинству, чтобы оно не послужило на погибель наших души и тела. Ибо Бог через Моисея говорит Израилю: в роды ваша всяк человек, иже аще приступит от всякаго семени вашего ко святым, елика аще освятят сынове израилевы Господу, и нечистота его на нем будет, потребится душа оная от мене: Аз Господь Бог ваш (Лев.22:3). И в другом месте: И благоговейны сотворите сыны израилевы от нечистот их: и да не умрут нечистоты ради своея, внегда осквернити им скинию мою яже в них (Лев.15:31). Ибо и апостол говорит причащающимся недостойно, как выше сказано, что многие из вас немощны и больны и не мало умирают, т.е. больны и умирают. Потому и божественный Давид и бывшие с ним, когда пожелали есть хлебы предложения, служившие прообразом тела Христова, архиерей спросил их: аще сохранени отроцы суть токмо от жены, снедят (1Цар.21:4) Этот канонический ответ принадлежит св. Анастасию, антиохийскому патриарху (от 561 г.). Как видно, ответ этот касается того же предмета, которому посвящены и канонические предписания, приведенные нами выше под номерами 2, 5 и 6, а именно: когда и как надлежит принимать св. причастие? Примечания 46. Греческий текст см. в Аф. Синтагме, IV,386 [Ср. Migne, s.g., t.32, col.893-898. Предлагаемый здесь русский перевод заимствуется, с некоторыми, применительно к тексту Аф. Синтагмы, видоизменениями, из " Творений св. Василия Великаго " в русском переводе моск. дух. академии, 3-е изд. 1892 г., ч.7, стр.173]. 47. Греческий текст см. в Аф. Синтагме, IV, 389 [Ср. Migne, s.g., t.32, col.483-486. Предлагаемый здесь русский перевод заимствуется, с некоторыми, применительно к тексту Аф. Синтагмы, видоизменениями, из " Творений св. Василия Великаго " в русском переводе моск. дух. академии, 3-е изд. 1892 г., ч.6, стр.201-2].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1335...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010