Из него мы узнаем, что Роман был родом из Сирии, служил диаконом церкви в Бейруте. По мнению русского церковного историка, архиепископа Черниговского Филарета, святой Роман был хиротонисан во диакона в Константинополе Патриархом Евфимием (389-486 гг.) Византолог Васильев склоняется к тому, чтобы видеть в преподобном Романе монаха, может быть, игумена. Придя в Константинополь в правление Императора Анастасия, он служил в храме Пресвятой Богородицы, где чудесным образом и получил дар составления кондаков. В хронологическом отношении упоминание имени Анастасия является особенно ценным. В истории Византии известны два императора с этим именем: Анастасий I (годы правления 491-518) и Анастасий II (годы правления 713-715). — И которого из них следует иметь в виду при чтении жития святого Романа Сладкопевца? — Церковная традиция относит прибытие Романа в Константинополь ко времени Анастасия I. Подтверждение этого факта исследователи видят именно во вступлении кондака на праздник Сретения Господня. Этой точки зрения придерживается, в частности, и Васильев. Слова проименона «но умири во бранех жительство» вполне подходят ко времени Анастасия I, поскольку в основе политики правительства Анастасия лежало стремление к умиротворению страны. В то же время, как известно, усиление Персии существенно обострило положение на востоке Империи: началась длительная эпоха персидского наступления на византийские владения в Сирии. Преподобному Роману, происходившему из Сирии, эти события на востоке страны должны были быть хорошо известны и особенно близки. О них он и говорит. Таким образом, проименон «во утробу Девичу» не дает повода, как указывает Василевский, менять установившийся традиционный взгляд на время жизни преподобного Романа: конец V — первая половина V века. История развития византийской литературы не только не ставит под сомнение традиционный взгляд, который некоторые исследователи (в частности, Крумбахер), считали совершенно поколебленным, как указывает Васильев, но наоборот, его подтверждает.

http://pravoslavie.ru/59499.html

б) За следующие, предусмотренные светскими уголовными законами („Улож. наказ.” и „Устав. наказ., нал. мир. судьями”), преступления и проступки: аа) кощунство („Улож. наказ.” ст. 182); бб) отступление и отвлечение от Православной веры („Улож. наказ.” ст. 185, 188, 190 и 192); вв) уклонение от исполнения постановлений Церкви („Улож. наказ.” ст. 207, 208 и 209); гг) нарушение благочиния во время богослужения в церкви и вне оной („Уст. наказ.” ст. 35 и 36); дд) соединенные с соблазном действия в публичном месте („Уст. наказ.” ст. 42 и 43); ее) оскорбления чести, наносимые духовным и светским лицам, угрозы и насилие („Уст. наказ.” ст. 130–141 включительно); жж) нарушение правил о погребении („Улож. наказ.” ст. 859); зз) нарушение правил о выдаче видов на жительство („Улож. наказ.” ст. 978 ч. 1); ии) отлучка без разрешения начальства („Улож. наказ.” ст. 956); неисправное ведение и хранение метрических и обыскных книг и исповедных росписей („Улож. наказ.” 1442); кк) нарушение постановлений о браке („Улож. наказ.” ст. 1552 ч. I. 1557 ч. I, 1569 ч. I, 1572 ч. I, и 1577); лл) построение церкви без дозволения надлежащего духовного начальства („Улож. наказ.” ст. 1066); мм) употребление в проповедях и духовных речах слов, оскорбительных для добрых нравов и противных благопристойности („Улож. нак.” ст. 1003). в) За преступления и проступки против должности духовной, судебной и административной, которые не влекут за собою наказаний, соединенных с лишением, или ограничением прав состояния („Улож. нак.” ст. 329 – 331, 333, 335 – 337, 341, 343, 344 ч. I, 347, 348 ч. I, 349 – 352, 354 ч. I и 2, 356, 357, 360, 364 ч. I, 369 – 372, 380, 381, 383 – 388, 389 ч. II, 390 – 394, 397 – 407, 409 – 423, 426, 427, 429 – 431, 432 ч.I, 433, 434, 470 – 475, 476 ч. I, 477, 478 ч. I, 479 ч. I, 480 ч. I, 483, 484, 486 – 491, 492 ч. I, 494, 496, 497 ч. I, 498, 499, 501 – 504 46 . Глава II. О наказаниях, налагаемых духовным судом. 3) Наказания, налагаемые духовным судом, суть следующие: а) замечания; б) выговор без внесения в послужной список; в) денежный штраф до 100 рублей; г) заключение в монастыре до трех месяцев; д) выговор со внесением в послужной список; е) перемещение с одного места на другое; ж) запрещение священнослужения на срок до трех месяцев; з) удаление от места; и) удаление от места с запрещением для священнослужителей священнослужения на время до трех месяцев; запрещение священнослужения с низведением в причетники на время до одного года; к) отрешение от места с воспрещением на всегда определяться вновь, но с сохранением священного сана; л) лишение священнослужителей сана, с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях, и лишение священ- номонашествующих сана, с оставлением в монашестве на покаянии; м) лишение священнослужителей сана, а священномонашествующих сана и монашества с исключением из духовного ведомства; н) исключение причетников из духовного ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Мабильон Жан (MabIIIon, 1632–1707), французский историк-медиевист, палеограф, издатель средневековых рукописей, ученый-бенедиктинец, член конгрегации мавристов в парижском монастыре Сен-Жермен де Пре – 44 Маврикий, византийский император в 582–602 гг. – 192, 238, 239, 242–245, 252,254,259,389 Мазарини Джулио (Mazarini, Mazarin, 1602–1661), кардинал с 1641 г., первый министр Франции с 1643 (в годы правления Людовика XIV) – 41 Максенций (Марк Аврелий, ок. 280–312), римский император в 306–312 гг. – 94,100,102 Максим Исповедник (ок. 580–662), византийский богослов, один из основных оппонентов монофелитской ереси, в своих сочинениях подвел итоги ранне-византийской патристики, умер в ссылке – 303, 304, 312 Максим Эфесский (IV в.), философ-неоплатоник – 124 Максимиан (Марк Аврелий Валерий, ок. 250–310), римский император в 286–305 и 307–310 гг. – 94, 115, 116 аль-Мамун, арабский халиф в 813–833 гг. (седьмой халиф из династии Аббасидов) – 367, 868, 370, 396, 397 Манойлович M. (Manoilovili), сербский византинист – 222 Мануил I Комнин , византийский император в 1043–1080 гг.486 Мардоний , учитель имп. Юлиана – 123, 124 Марк Аврелий (Антонин, 121–180), римский император в 161–180 гг., философ-стоик – 127 Маркиан , византийский император в 450–457 гг. – 121, 162, 163, 165, 233 Mapp Николай Яковлевич (1864–1934), кавказовед, археолог, филолог и лингвист – 414, 416 Марсэ Жорж (Mareais), французский востоковед – 69 Мартин I , папа Римский в 649–655 гг. – 303, 304, 305 Мартина , жена имп. Ираклия – 266 Маслама (греч. Масалмас, нач. VIH в.), арабский полководец – 318 Масперо Ж. (Maspero), французский византинист – 259, 287 Масуди (ал-Мас " уди, Абу-л-Хасан " Али ибн ад-Хусейн, ум. 965), арабский географ и историк – 296 Матфей Эдесский (XI в.), армянский историк – 410 аль-Махди, арабский халиф в 775–785 гг. (третий халиф из династии Аббасидов) – 321 Мел (нач. XI в.), глава антивизантийского восстания в Италии – 432 Меиандр Протектор (VI в.), византийский историк – 202, 252, 253 Меркати Сильвио Джузеппе (Mercati, род. 1877), итальянский филолог-классик, историк-византинист и палеограф, инициатор издания первого византиноведческого итальянского журнала «Studi bizantini е neoellenici» (1924 г.)-76

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

См., в частности, 109. с. 249–256. 251 Второй Вселенский собор в Константинополе, 381 год правило 3 (149, II, с. 173). 252 149, II, с. 281. 253 Ср. 101, с. 97–153. Некоторые византийские антилатинские полемисты использовали легенду, по которой апостол Андрей Первозванный проповедовал в Византии. В русле этой традиции Константинополь расценивался как «апостольский» престол, равный (или даже превосходящий) престолам Рима, Антиохии, Иерусалима и т. д. (36, с. 138–299). У главных исихастских писателей этого периода мы этого взгляда не встретим. 254 149, II, с. 237. 258–259. 255 Это мнение комментатора XII века Зонары (149. II. с. 260): ср.: А. Павлов, «Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права», Православное Обозрение, 1879, ноябрь, декабрь. 256 149, II, с. 240. 257 См. библиографию в: 14, с. 487. 258 24, с. 222–224. 259 Иоанн Хила, митрополит Эфесский (XIV в.) — 24, с. 396; ср. также с. 389. 260 149, II, с. 224. 261 Ср. 112. с. 1–20 и 24. с. 42–88. 262 О кандидатах в патриархи в Византии см. 14, с. 482–486. Брейе отмечает преобладание монахов среди кандидатов на патриаршую кафедру в палеологовский период и относительно роста престижа монашества считает решающим моментом избрание монаха Афанасия I (1289 год). Можно, однако, возразить, что монах Арсений (1255–1259, 1260–1265 гг.) своей оппозицией Михаилу еще более утвердил престиж монашества. После 1289 года только два патриарха были не из монахов: Иоанн Гликис (1315–1319 гг.) и Иоанн Калека (1334–1347 гг.). 263 Сам Палама говорит об Афанасии как о святом и как об образце для исихастов (107, с. 99 и 109, с. 34, прим. 34). 264 О личности и творчестве Афанасия см. 174; ср. также 12 и недавние работы Н. Д. Барабанова. 265 См. выше, гл. 4. 266 88, с. 136. 267 Второе послание к императору. Изд. 174, с. 6. 268 Проповедь 45, изд. S. Oikonomos, Афины, 1861, с. 45–49: Кавасила, 149 (150), стлб. 728–794. 269 Ср. 149, CL I, стлб. 12Д, 16В и стлб. 292. 270 Cod. Athon. 229 (Chilend. 8), s.XV, pp. 126–130 271

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

481 Одна из групп трезвенников, проповедующих религиозное спасение путем отказа от алкоголя и табака. Получила название по имени ее лидера И. Н. Колоскова (1874–1932). Примыкала к евангельским христианам. 482 Имеется в виду Иоанно-Предтеченский (или Ивановский) женский монастырь в Москве (точная дата основания обители неизвестна, в исторических актах впервые упоминается в 1614 г). Здесь во времена Михаила Федоровича Романова подвизалась блаженная схимонахиня Марфа (ум. 1638) (схима – в православии высшая ступень монашества, требующая соблюдения особо строгих правил). В 1918 г. монастырь был закрыт, его помещенияˆперешли к ВЧК–ОГПУ–НКВД. Соборный храм Иоанна Предтечи и больничная Елизаветинская церковь еще несколько лет находились в пользовании общины верующих, состоявшей из сестер и прихожан монастыря. 21 сентября 1926 г. принимается решение о выселении монахинь, занимавших тогда 16 комнат. 1 марта 1927 г. в связи с окончательным закрытием монастырских храмов обшина обращается к властям с просьбой захоронить гроб с останками схимонахини Марфы на Ваганьковском кладбище. Было получено разрешение на перезахоронение, однако где именно и когда это произошло, точно неизвестно. В 2001 г. бл. схимонахиня Марфа прославлена в лике местночтимых московских святых. 483 Скорее всего, имеются в видутак называемые иеговисты-ильинцы («Сионская весть») – секта, сочетающая элементы христианства и иудаизма, основанная в России в 1840-х гг. капитаном артиллерии Н. С. Ильиным. 484 См. коммент. 389. 15–18 ноября 1927 г. в Московском Донском монастыре прошел так называемый предсоборный съезд «григориан», На нем присутствовало около 100 делегатов, прелседательствовал архиеп. Григорий (Яцковский). возведенный н сан «митрополита». Главными вопросами были отношения ВВЦС (Временный высший церковный совет) с государством и другими церковными течениями. 486 Это было одной из задач Всероссийского меннонитского сельскохозяйственного общества (ВМСХО), ликвидированного в 1928 г. 487 Имеется в виду акционерное общество «Русско-каналско-американское пассажирское агентство» (Рускапа) (1922–1930) – совместное предприятие, организующее выезды за рубеж.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статистика Афона. – Такое заглавие дано самим преосвящ. Порфирием сборнику в 2-х книгах, состоящему из 486 листов (или из 971 страницы) большого формата, писанных частью рукой преосвящ. Порфирия, частью разными другими руками. 1-я книга (IIA11), (368 листов=736 стр., начиная с 236-й, так как счет листам идет с 2-й книги), после общего заглавия, носит еще и другое: «Состояние монастырей (было: и скитов) и число келий и монахов с 1422 года по 1861-й»; она заключает в себе следующее: α) «Краткое изъяснение о первоначальном распространении и ныне опаснейшем положении святой Афонской горы», – составленное, как отметил преосвящ. Порфирий на поле 1-го листа, «Зографским архимандритом Анатолием, который долго жил в Петербурге и возвратил Зографу бессарабское имение, называемое Киприана». β) Метеорология Афонская, – где приведены свидетельства из разных сочинений о погоде на Афоне, начиная с жития препод. Евфимия афонского (IX века). γ) Βαρλαμ κα Παλαμ, – где приводятся: a) рассказ об варлаамитской ереси из истории Ник. Григоры (кн. IX, гл. 10), и b) заметка: Πο ν τ " Αθωνι, κθισεν Βαρλαμ из описания Афона, составленная Феодоритом, игуменом есфигменским (1806–1813 гг.). δ) Отрывки из описаний Афона в разных новых сочинениях, а именно из: а) Christ. Bondelmontii Florentini Libr. insular. Archipelagi. Lipsiae et Berolini. 1824; b) P. Belonii Cenomani Observationes. Raphelengii. MDCV; c) Turcograec. а Μ. Crusio. Basileae; d) 1-й ч. Сношений России с востоком по делом церковным Муравьева. Спб. 1858: Состояние монастырей на святой горе Афонской в 1582 – 4 годах; е) Оттуда же, ч. II, стр. 169: Состояние монастырей Афонских в 1634 году; f) Ricaut: Histoire de l " estat present de l " eglise grecque et de l " eglise armenienne. Amsterdam, 1698; g) P. Luccas: Voyage. Amsterdam, 1714; h) Heineccii Abbildung der alten und neuen griechischen Kirche. Leipz. 1711; и) Elsner Neueste Beschreibung der griechischen Christen in der Türckey... Berlin. 1737. ε) Состояние монастырей, скитов и внешних келий на св. горе Афонской в 1744 год) из путешествия В. Барского по академическ. изданию, стр. 103–844, откуда преосвящ. Порфирий и сделал свое извлечение (стр. 389–839), а по изданию Православного Палестинского общества, ч. III, стр. 5–412. ξ) Отрывок, касающейся истории афонско-иверского монастыря, из книги Броссе: Additions et eclercissements à l " histoire de la Géorgie. St.-Pétersbourg. 1851. η) « Yποσημεωσις Νικοδ μου μοναχο περ τν ν τ γ ρει το A= θω μοναστηρων, κελλων κα σκτεων из Πηδλιονа того же Никодима. » ν A= θν. 1841, стр. 479 (стр. 856). θ) Περιγραφ το ρους το Αθω, – составленное есфигменск. игуменом Феодоритом (стр. 856–933), но рукописи афонско-григориатского монастыря. В конце описания находится такая же запись, какую я привел ниже (стр. 213). ι) Число монахов в монастырях св. горы Афонской в 1744 г. (из путешествия о. Василия Барского), стр. 936–947. κ) Киевлянин Василий Григорович Барский-Плака-Альбов (биографический очерк).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

148 . S. Nicodème de Naxos. Célébration du 150 e anniversaire de sa mort le 21 décembre 1959. Athènes 1960. 149 . Tachiaos A.-E. N. Nicodemo l’Aghioritä un esempio di vita per i laici ortodossi//NA 7 .132). 193–204. 150 . Theoklitos, monachos Dionysiou. γιος Νικδημος γιορετης κα τ ρθδοξα ατματα// κκλησα. 1956. 33. 258–259. 151 . Theoklitos, monachos Dionysiou. γιος Νικδημος γιορετης. βος κα τ ργα του, 1749–1809. θναι 1959. 380. 2 1978. Kirchmeyer Т.//RAM 1960. 36. 509–510. 152 . Toumpakaris I. γιος Νικδημος γιορετης κα Χρσανθος Ατωλς// ΝΑΝ 7 .133). 218–238. 153 . Tsernoglou Α. σιος Νικδημος γιορετης// ρθοδοξα. 1955. 30. 99–114, 388–389. 154 . Vaporis N. The price of faith: Some reflections on Nikodemos Agiorites and his struggle against Islam, together with a translation of the «Introduction» to his New Martyrologion//GOTR 1978. 23(3/4). 185–215. 155 . Yankou T. X. Il «Pedalion» in rapporto con le antiche raccolte canoniche//NA 7 .132). 223–241. [Иссл-ние «Кормчей книги» (см. выше 7 .85) – собрания церк. канонов, сост. преп. Никодимом]. 156 . Zacharopoulos Ν. γιος Νικδημος γιορετης ς διδσκαλος πνευματικς ζως// Θεολογικν συμπσιον. Θεσσαλονκη 1967. 463–486. изд.: Ib. 1967. 24. См. 8 .160. 500–520, и рум. иссл-ния: 13 .207, 248, 257, 258, 328. Добротолюбие DS 12(1). 1336–1352; ТВ ii. 999–1021 Осн. состав аскетич. рукописей, вошедших в прославленное первое венецианское издание «Добротолюбия» 1782 г., был разыскан и собран св. Макарием Коринфским в 1775–1777 гг., гл. образом, на Афоне, но отчасти также на оо. Патмосе и Хиосе. Макарий же дал название сб-ку, заимствовав его у св. Григория Богослова , к-рый назвал «Добротолюбием» составленную им антологию текстов Оригена . Преп. Никодим Святогорец по просьбе Макария проделал общее редактирование всего собрания, а также написал предисловие и краткие жития каждого из авторов. Продолжает обсуждаться вопрос о существовании прототипа – более древнего сб-ка сходного характера, к-рый доставил бы, по меньшей мере, ядро книги; но совокупность фактов и обстоятельств говорит более в пользу отсутствия прототипа.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

2-е, – см. стр. 356–361, 374, 389, 416–417 и др. 478 А. Коялович в статье «Детство и юность Гоголя» отмечает «две основные стихийные силы его характера: комизм и лиризм» (см. Москов. Сборник, Шарапова, М. 1887, стр. 210). – Де-Вогюэ и Скабичевский Гоголя-мыслителя называют представителем средневекового мировоззрения и возводят это последнее к отдаленным природным атавистическим чертам: к бездомному скитальчеству казака и аскетизму монаха. Revue des deux Mondes, 1885, 15 Novembre (статья Де-Вогюэ). «Северный Вестник», 1886, 1, стр. 89–90: «В исторических повестях и в том числе в повести «Тарас Бульба» особенно ярко высказался оригинальный взгляд Гоголя на женщину, взгляд, если хотите, вполне архаический, допетровский, принадлежащий к тем векам, когда в женщине видели сосуд диавола... В этом архаическом взгляде Гоголя на женщину сказалась его исключительная натура с одной стороны казацкая, с другой – религиозно-аскетическая» (статья Скабичевского: «Наш исторический роман в его прошлом и настоящем»). 481 Статья XVIII: «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ», Сочин., т. 5-й, изд. 11-е, редакция Н. С. Тихонравова, СПБ. 1893, стр. 94. 482 Воспоминания и критические очерки (1849–1868). Отд. 1. СПБ, 1877, стр. 190 (статья: «Н. В. Гоголь в Риме, летом 1841 г.»). 484 Критические опыты (1845–47), СПБ. 1889, стр. 4: «Неслыханная оригинальность «Мертвых душ» до того изумила всех, что почти никто (из критиков) не решился сразу признать в них исполнение общих законов художественности. А между тем сочувствие к гоголевской манере быстро возрастало и дало начало новой шкале искусства и критики» (статья «А.В. Кольцов»). 485 Сочинения, т. I, Спб. 1876, стр. 8 и 21 (статья «Русская литература в 1851 году», – из «Москвитянина», 1852 г.). 486 «Русская Старина», 1881 г., т. 30-й. стр. 414–415 (статья В. Стасова «Училище правоведения сорок лет тому назад, в 1836–1842 гг.). 487 В «Письма Η. В. Гоголя», I-IV т. Изд. Маркса, под ред. Шенрока. СПБ. т. I, стр. 98. Письмо из Нежина, 1828 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

384 А выйдут ли они когда-нибудь, позволительно сомневаться, имея в виду, чтобы не ходить далеко, не удавшиеся пока опыты самого о. Ф. с начинавшимся даже изданием курса лекций, по читаемому им в Академии предмету, переводом Sohm " a и т. д. Упоминать ли о безусловно невыгодном для о. Ф. данном обещании еще в 19071908 гг. обнародовать рукописные сочинения о. Серапиона (Машкина). 387 Здесь, главным образом, имеется в виду пользование о. Ф. рукописными работами архим. Серапиона (Машкина), более или менее подобному выяснению какового вопроса будет уделено место несколько ниже. 389 См., например, примеч. 168 (к с. 119), 268 (к с. 175), 476 (к с. 272 837 (к с. 486). К слову сказать, при одном случае (примеч. 161 здесь над о. Ф. сбылась русская пословица «Не всякому слуху верь, ибо дониконовская редакция «Доследования Святые Пентикостии», не знает той асимметрии, на которую указал ему И. В. Попов . 390 Например, примеч. 16 (к с. 17), 91 (к с. 76), 94 (к с. 77), 99100 ( с. 81), 119 (к с. 92), 191 (к с. 137), 648 (к с. 364), 781 (к с. 435), 8 (к с. 466), 944 (к с. 552), 1018 (к с. 583), 1024 (к с. 584), 1051 (к с. 598). 392 Например, примеч. 42 (к с. 41), 250 (к с. 168), 373 (к с. 216), 5121 с. 287), 685 (к с. 381), 750 (к с. 425). 395 Разумею «Амулет Паскаля» (с. 577581), появление которое страницах «Столпа» обусловлено» тем, что автору этого последнего «кажется» (с. 577), будто «мысли, развиваемые им (в тексте «мною») в этой книге, и теории возрастания типов дают ключ к пониманию этой многосодержательной (sic!) и многозначительной (sic!) бумажки» (т. е. так называемого Амулета Паскаля). 397 Имеем в виду лишь по недостатку места сокращенное, признается автор (с. 587), «разъяснение» под заглавием «Гомотипия в устройстве человеческого тела» (с. 587592), а в ней особенно «Таблицу 1: гомотипия органов» (с. 588), положительно возбуждающую неприятные чувства, и вопреки заверениям о. Ф., что «низ человека как бы зеркальное отражение (курсив наш) верха его» (с. 266), представляющую с медицинской точки зрения лишь свободные аналогии, вольные параллели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Hukoльckiй Н.[К.] О литературныхъ трудахъ митрополита Климента Смолятича, писателя XII вка. СПб., 1892. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. Петрухин П.В. К проблеме реконструкции и перевода Повести временных лет//Русский язык в научном освещении. 2012. (23). С. 232–249. Понырко Н.В. Климент (Клим Смолятич)//Православная энциклопедия. М., 2014. Т. 35. С. 486–488. Поппэ А. Митрополиты и князья Древней Руси//Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси, 988–1237 гг. СПб., 1996. [Изд. 2-е, испр. и дополн. для рус. перевода] (Subsidia Byzantinorossica; 1). С. 443–497. Приселковъ М.Д. Очерки по церковно-политической ucmopiu Kiebckoй Руси X–XII вв. СПб., 1913. Соколовъ П. Pycckiй apxiepeй изъ Buзahmiu и право его назначенвя до начала XV вка. К., 1913. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998. Успенский Б.А. Митрополит Климент Смолятич и его послания//Slovne – Слов не: International Journal of Slavic Studies. 2017. Т. 6, С. 171–218. 1 Основную литературу и обсуждение вопросов, связанных с личностью и биографией Клима, см. в статьях [Понырко, 2014; Успенский, 2017]. 2 О чем свидетельствуют как обстоятельства его кончины [Виноградов, Желтов, 2014], так и занятая его сторонниками позиция в споре о постах [Виноградов, Желтов, 2018]. 3 Причем и киевской, и владимиро-суздальской, что подчеркивает важное значение этих коллизий для всей Древней Руси третьей четверти XII в. 5 Ср. описание событий у М.Д. Приселкова, даже не предполагающее иных вариантов прочтения летописного известия: «Соборъ митрополита и двухъ епископовъ приступилъ, какъ видимъ, въ boзcmahobлehiю правильной церковной жизни Kieba» [Приселковъ. С. 389]. 7 Ср. словарную статью «Служба (Служьба)» в «Словаре русского языка XI–XVII вв.» (М., 2000. Вып. 25. С. 120–124). 8 В частности, Клим «Вопрошания Кирикова», хотя и высказывается по вопросам евхаристической дисциплины (Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. М., 2011. (Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты; 8). С. 416, §30), не только ничего не говорит о каких-либо исправлениях в тексте литургии, но, наоборот, сам просит Нифонта разъяснить порядок совершения литургии Преждеосвященных Даров епископом (Там же. С. 417, §43).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010