Северная стена проходила примерно в 200 м южнее современной южной стены Старого Города. Западная шла по гребню восточного холма, она была полностью разрушена в римское или византийское время. Мало что осталось от самого раннего города, возникшего, видимо, в XVIII в. до Р.Х. Но несколькими столетиями позже были уже построены террасы в направлении с севера на юг, которые свидетельствуют о характере городской планировки, хотя ничего не осталось от конкретных, строившихся на этих террасах зданий. Мы можем представить себе, образно говоря, лишь «скелет» города иевусеев. Когда его захватил Давид, он не стал – или не мог – расширять его. Он построил Милло (см. 2Цар. 5, 9 ) – никто не знает, что значит это слово. Соломон тоже построил Милло (см. 1 Пар, 9, 15): может быть, милло и представляли собой террасы с каменным наполнением. Для более позднего времени восточная стена позволяет проследить шесть последовательных перестроек с 700 до 586 г. до Р.Х. В настоящее время иерусалимские археологи продолжают раскопки «Града Давидова». В силу разновременных наслоений на территории одного раскопа рядом оказываются строения времен арабских халифов и открытый в 2008 г. дворец царицы Елены Адиабенской – той самой, которая устроила для своей семьи знаменитые Гробницы царей. Святыни Сиона От древнего «города Давида» дорога идет вверх, к вершине горы Сион, на которой находятся Горница Тайной Вечери, церковь Успения Пресвятой Богородицы и дом Каиафы. Дальше дорога уходит к Яффским воротам, а ее ответвление соединяется с Вифлеемским шоссе. Горница Тайной Вечери, или Сенакль, как ее называют в Иерусалиме (на старофранцузский лад, от латинского coenaculum – «помещение для обеда», «столовая»), связана с событиями последней трапезы Господа с учениками, двукратного явления Его им после Воскресения и, наконец, Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Базилика на этом месте – «Матерь церквей» – была воздвигнута архиепископом Иоанном (386–417 гг.). Сожженная персами в 614 г., она была реставрирована архимандритом Модестом. Крестоносцы в XII в. воздвигли здесь храм, известный под названием святой Марии Сионской, его разрушил Саладин. Позже, в 1335 г., пребывавшее в развалинах святое место приобрели францисканцы, которые восстановили его и занимали более двух веков, пока также не были изгнаны (в 1552 г.) мусульманами – на сей раз турками-османами. Турки устроили здесь мечеть Наби-Дауд, т.е. посвященную царю-пророку Давиду. Дело в том, что еще с XII в. с легкой руки известного путешественника, испанского еврея Вениамина Тудельского, распространилась легенда о том, что в этом же доме, в нижнем этаже, находится «гробница Давида». Этой легенде дружно верили и крестоносцы, и сменившие их в Иерусалиме сельджуки, и мамлюки, и францисканцы, и османы. В 1948 г. место перешло к иудеям, превратившим мечеть в синагогу, а саркофаг, именуемый Гробницей Давида, стал одним из религиозных и почти государственных символов Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

S. Gregorius Theologus. In laudem Athanasii (orat. 21)//PG 35: 1081–1128 (TLG). S. Gregorius Theologus. In laudem Cypriani (orat. 24)//PG 35: 1169–1194 (TLG). S. Gregorius Theologus. In novam Dominicam (orat. 44)//PG 36: 607–622 (TLG). S. Gregorius Theologus. In patrem tacentem (orat. 16)//PG 35: 933–964 (TLG). S. Gregorius Theologus. In Pentecosten (orat. 41)//PG 36: 428–452 (TLG). S. Gregorius Theologus. In Sancta Lumina (orat. 39)//PG 36: 336–360 (TLG). S. Gregorius Theologus. In Sanctum Baptisma (orat. 40)//PG 36: 359–428 (TLG). S. Gregorius Theologus. In Sanctum Pascha (orat. 45)//PG 36: 623–664 (TLG). S. Gregorius Theologus. In seipsum, cum rure rediisset, post ea quae a Maximo perpetrata fuerant (orat. 26)//PG 35: 1227–1252 (TLG). S. Gregorius Theologus. In Theophania (orat. 38)//PG 36: 311–334 (TLG). S. Gregorius Theologus. Liturgia sancti Gregorii [Sp.]//PG 36: 700–733 (TLG). S. Gregorius Nazianzenus. Oratio XXX//Discours XXVII–XXXI/Eds. P. Gallay, M. Jourjon. Paris, 1978 [Sources chrétiennes 250. Paris: Éditions du Cerf, 1978]. S. Gregorius Nazianzenus. Oratio XXXVIII//Discours XXXVIII–XLI/Eds. C. Moreschini, P. Gallay. Paris, 1990 [Sources chrétiennes 358. Paris: Éditions du Cerf, 1990]. S. Gregorius Theologus. Orationes//PG 36: 9–664. S. Gregorius Theologus. Poemata Dogmatica//PG 37: 397–522. Hermogenes. Περ δεν λγου//H. Rabe (ed.). Hermogenis opera. Leipzig: Teubner, 1913 (repr.: Stuttgart, 1969): 213–413 (TLG). Hippolytus. Commentarium in Danielem//M. Lefèvre (ed.). Hippolyte. Commentaire sur Daniel [Sources chrétiennes 14. Paris: Éditions du Cerf, 1947]: 70–386 (TLG). Hippolytus. Refutatio omnium haeresium (=Philosophumena)//M. Marcovich (ed.). Hippolytus. Refutatio omnium haeresium [Patristische Texte und Studien 25. Berlin: De Gruyter, 1986]: 53–417 (TLG). Homerus. Ilias//T. W. Allen (ed.). Homeri Ilias. Vols. 2–3. Oxford: Clarendon Press, 1931: 2: 1–356; 3: 1–370 (TLG). Iamblichus. De mysteriis//É. des Places (ed.). Jamblique. Les mystères d’Égypte. Paris: Les Belles Lettres, 1966: 38–215 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Императорское прощение позволило им вернуться, однако вновь возникшее насилие привело к их изгнанию. Прибыв в Милан в 370 г., Урсин был поддержан некоторыми арианскими епископами, и вместе они обвинили Дамасия в аморальности, однако он сумел оправдаться. Последний раз Урсин упоминается в письме Аквилейского собора (381 г.) императору, предостерегающем его против интриг антипапы. 464 Речь идет об астрологе Генетлиакосе, против которого резко выступал Макарий Римский, близкий друг Руфина. Этому Макарию приписывали апологию Руфина «За Оригена »: когда Руфин в 397 г. прибыл с востока в Рим, он встретился с Макарием, который, много слышавший об Оригене , хотел узнать о нем мнение Руфина. По его просьбе Руфин перевел книгу в защиту Оригена, а затем, по его же просьбе, принялся за перевод сочинения самого Оригена «О началах». По всей видимости, этого Макария следует идентифицировать с Макарием Магном, христианским апологетом, который ок. 400 г. написал Apocriticus. Этот труд состоит из 5 книг и рассказывает о 5-дневном диспуте между автором и языческим философом, вероятно Порфирием. 466 Иоанн (ок. 356–417 гг.), племянник и наследник св. Кирилла как епископ Иерусалимский. В основном известен своей ролью в первом оригенистском споре, в котором он объединился с Руфином в защите Оригена против Епифания Кипрского и Иеронима. События развивались следующим образом. Когда в 386 г. Иероним прибыл в Палестину и поселился в Вифлееме, он, как и Руфин, находившийся тогда в Иерусалиме, был в тесном союзе с Иоанном Иерусалимским: их связывали в том числе и научные труды в изучении сочинений Оригена , о котором все они отзывались с похвалой. Но в 393 г. прибыли с запада паломники в Иерусалим во главе с Атербием, который требовал осуждения Оригена как еретика. Иероним, чувствительный к своей репутации строго православного, поступился своим уважением к Оригену и осудил его. Руфин же заперся в своем доме и не виделся с Атербием и поэтому не отрекся от Оригена. В 394 г. в Иерусалим явился Епифаний Кипрский , который долго жил в Египте и был противником оригенизма, откуда, по его мнению, вышло арианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. 1 (1852): Номоканон XIV титулов с толкованиями Феодора IV Вальсамона ; «О ересях и Соборах» Патриарха К-польского Германа I (С. 339-369); анонимный трактат о Вселенских Соборах (С. 370-374); часть послания свт. Фотия , Патриарха К-польского, Михаилу, кн. болгарскому (С. 375-388); «Синоптическое изъяснение о Святых и Вселенских Соборах» Нила, митр. Родосского (С. 389-395). Т. 2 (1852): Правила святых апостолов и Вселенских Соборов, а также К-польских Соборов 861 и 879 гг. с толкованиями Иоанна Зонары , Феодора Вальсамона и Алексия Аристина . Т. 3 (1853): Правила Поместных Соборов с толкованиями Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона и Аристина. Т. 4 (1854): Правила святых отцов с толкованиями тех же канонистов; Окружное послание свт. Геннадия I , Патриарха К-польского, и епископов К-польского Собора 459 г. папе Римскому о непоставлении на мзде (С. 368-374); Послание свт. Тарасия , Патриарха К-польского, папе Адриану I о том же (С. 375-385); канонические отрывки из сочинений свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , прп. Анастасия Синаита (С. 386-392); Синопсис канонов (С. 393-416); канонические ответы афонским монахам Патриарха К-польского Николая III Грамматика с толкованиями Феодора Вальсамона (С. 417-426); правила и канонические ответы свт. Никифора I , Патриарха К-польского (С. 427-431); отрывки из номоканона свт. Иоанна IV Постника , Патриарха К-польского (С. 432-446); 66 ответов Феодора Вальсамона на вопросы Патриарха Александрийского Марка III (С. 447-496); др. сочинения Феодора Вальсамона (С. 497-579), в т. ч. о постах в течение года (С. 565-579); сочинения, приписываемые прп. Анастасию Синаиту, «О трех постах» (XII в.) (С. 580-584) и «О посте Пресв. Богородицы» (С. 585-588); из 57-го слова «Пандектов» Никона Черногорца (С. 589-591); трактат Иоанна Зонары о запрете троюродным братьям (δισεξδελφοι, ξδελφοι δετεροι) последовательно жениться на одной женщине (С. 592-597), его же слово о том, является ли осквернением естественное истечение семени (С. 598-614). T. 5 (1855): Соборные решения архиепископов и Патриархов К-польских; новеллы визант. императоров (С. 186-340); ответы, письма, подписи под соборными деяниями и справки по различным каноническим вопросам (С. 341-627). Т. 6 (1859). Алфавитная синтагма Матфея Властаря на основе 3 парижских, 4 венских и 2 афинских греч. списков; индекс ко всей А. с. (С. 519-619).

http://pravenc.ru/text/77096.html

Ср. ibidem, стр. XLV u CV; т. II, стр. 417. 393 Летопись евангелических общин в Москве. М. 1878 г., стр. 9 (оттиск из «Православного Обозрения»). 394 См. Опыт исследования о культурной роли Византии (исследования о главных направлениях в науке русской истории в связи с ходом образованности). Киевские университетские известия за 1869 год, кн. 1 и 2, стр. 56–58. Энциклопедический лексикон (Пдюшара), ч. X (Спб. 1837 г.), стр. 36. См. Д. В. Цветаева «Из истории иностранных исповеданий в России в XVI-XVII в.» (М. 1886 г., стр. 13–17). В рецензиях этой работы г. Цветаева ничего не говорится по этому предмету. См. отзывы: 1) Кареева Н. И. в Записках Академии Наук, 1888 г.; 2) М. О. Кояловича и Π. Ф. Николаевского в журналах заседаний совета Петербургской духов. академии за 1885/6 г., Спб. 1891 г., стр. 139–142 (Христианское Чтение 1889 г., 7–8). В другой работе Д. В. Цветаева «Протестанство и протестанты в России до эпохи Петра Великого», равно как и в рецензиях ее (Историч. Вестник 1890 г. август, стр. 399–403, – Д. Корсакова; Русский Вестник 1890 г., сентябрь, стр. 292–295; Вестник Европы 1890 г., сентябрь, стр. 386–390) нет никаких новых сведений, по нашему вопросу. Ср. А. Н. Пыпина «Иноземцы в Московской России» (Вестник Европы 1888 г., январь, стр. 255–296); также его же «Московская старина», ibidem, 1885 г., январь. (II. Объем и свойства научных сведений, стр. 294), февраль и март. – У Трусмана «Введение христианства в Лифляндии», Спб. 1884 г., говорится только о хрониках, относящихся к древнейшему времени (XIII в.). «История Ливонии с древнейших времен» Чешихина (вв. 1–7, тт. I-III, Рига, 1884–1887 гг), доведена только до XV века включительно. У Н. И. Костомарова (т. III-й Историч. монографий и исследований, Спб. 1867 г., стр. 43–172) и К. Бестужева-Рюмина (Журнал Министерства Нар. Просвещения за 1880 г., 9, стр. 167–185) в статьях о «Ливонской войне» обзор событий доведен до 1560–1562 гг. 395 См. выше на стр. 25, прим. 2 и З. Перечень работъ Клоссиуса у Recke und Napiersky Allgemeines Schriftsteller u.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Соломон, сын царя Давида, израильско-иудейский царь, библ. – 83, 98, 99, 198, 199, 215, 216, 326, 338–340, 348, 464, 471, 599, 604, 606–608, 613 Софроний, иерусалимский патриарх – 597 Софья, царевна, сестра Петра I – 405, 563 Спиридон, игумен Спасо-Введенского Воротынского монастыря – 8, 67, 68, 77, 78, 127, 141, 183, 192, 245, 258, 309, 319, 320, 398, 417, 423, 460, 518 Степанов Памфил, крестьянин – 389 Стефан, архидиакон, св. мученик – 101, 106, 218, 223, 341, 348, 610 Стефан, белевский священник – 405 Стефан Яворский , писатель – 391, 414 Строев П.М., историк и археограф, собиратель древних рукописей – 398, 494, 495 Субботин Н.И. , историк – 409, 483, 623 Сулейман Великолепный, турецкий султан – 606 Сумин Михаил, донской казак – 383 Сытин Я.Г., полковник русской армии – 405 Т атьяна, старообрядка – 391 Творогов О.В., историк языка и литературы – 470 Теофраст, древнегреческий философ – 616 Тимофеев Дмитрий, старообрядец – 408 Тит Флавий Веспасиан, римский император – 99, 216, 339, 607 Тихон, старец – 386, 387 Тихонравов Н.С., историк литературы – 402 Толкачев Степан, купец – 383 Толстой П.А., русский посол в Константинополе – 120, 238, 368, 382, 383, 409, 410, 412, 426, 459, 477, 485, 583, 584, 616, 617 Толстые, дворянский род – 499 Травников С.Н., историк литературы – 418, 421, 426, 455, 461, 467, 477, 485, 487, 623, 625, 626 Травникова A.C., исследователь – 533 Трефилий, старообрядец – 392 Трефильев Иван, старообрядец – 392 Трибунская К.В., исследователь – 533 Тромонин К., палеограф – 487, 488, 514, 627 Турилов A.A., исследователь – 533 Уваров A.C., граф, собиратель древнерусских рукописей – 466, 483, 486 488, 497 99, 513, 532, 624, 637 Ужанков А.Н., историк литературы – 458 Украинцев Е. И., государственный деятель петровского времени – 45, 285, 411, 574, 584 Ульяна (см. Устинья Тимофеева) Уманов А.И., историк – 626 Ундольский В.М., собиратель древних рукописей – 483, 489 Урван, старец – 391 Урия, муж Вирсавии, библ. – 612, 613 Усов Е.И., библиотекарь и археограф – 489, 490

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С этого времени с Гермогеном устанавливают связь патриоты из поднимавшихся на освободительную борьбу городов (Рязани, Нижнего Новгорода, Владимира) – П. П. Ляпунов, нижегородцы Роман Пахомов и Родион Моисеев. В конце декабря 1610 г. (как свидетельствует А. Гонсевский) появляются первые грамоты-воззвания от имени Гермогена. С 16 января 1611г. боярское правительство, стремясь к изоляции патриарха, устанавливает на его дворе стражу, лишает его дьяков и возможности писать, а впоследствии – и патриаршего сана. Умер Гермоген в заточении, по-видимому голодной смертью. 406 ...воеводы, князъ Григорей Борисович Долгорукой да Алексй Голохвастовъ... – Окольничий князь Григорий Борисович Долгоруков-Роща и Алексей Иванович Голохвастов, командиры небольшого отряда, помещенного Василием Шуйским в Троице-Сергиевом монастыре после утверждения Лжедмитрия II в Тушине. Во время осады Троице-Сергиева монастыря писали успокоительные реляции Василию Шуйскому и просьбы о помощи Авраамию Палицыну. 408 «Праздники ваша свтлыа... врыдание». – Приблизительная цитата из библейской книги пророка Амоса 8, 5. 409 ...столпъ огнян... – Видение огня, сошедшего с неба и вошедшего в окно храма Святой Троицы, – предвестие неодолимости монастыря для осаждающих. В повести о взятии Царьграда турками в 1453 г. Нестора-Искандера (см.: наст. изд., т. 7, с. 26–71) говорится о том, что перед падением города огонь вышел из окон храма Святой Софии и взошел на небо. 410 ...слуги монастырские. – Светские люди, исполнявшие роль монастырских чиновников. Эквивалентны государевым и архиерейским дворянам и детям боярским. 417 ...туры прикатити и наряд поставити. – Туры – фашинные укрепления батарей, представляющие собой сплетенные из тростника цилиндры, поставленные в несколько рядов и засыпанные внутри и снаружи камнями и песком, с амбразурами или промежутками для орудий. Наряд – орудия. 418 ...на Волкуше гор... противъ башни Конюшенных воротъ. – Первые четыре укрепления занимали войска Лисовского. Следующие пять – Сапеги. О расположении упоминаемых у Авраамия Палицына башен, ворот, дворов и прочего см.: Н. А–ий. Троице-Сергиев монастырь в первой половине XVII века. Историко-топографическое исследование//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1871. 10, 12; 1872, 3, 4; а также: Е. Голубинский . Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра – ЧОИДР. М., 1909. Кн. 3. С. 107–386. (Путеводитель по Лавре). 420 ...ис подгорья от мелницы возл надолоб на гору х Красным воротам... – С юго-востока к восточной стене, среди которой находились и находятся Красные, или Святые, главные ворота монастыря. Надолбы – заостренные деревянные столбы, врытые в землю, элементы укреплений монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергий Страгородский , патриарх 285, 317, 318, 364, 380, 381, 386, 389, 417, 418, 419, 421, 423, 424, 427, 428, 429, 430, 431, 432, 433, 434, 435, 436, 437, 438, 439, 440, 441, 442, 443, 449, 451, 471, 472, 474, 480, 485, 486, 496 Сергий Тихомиров , митроп. 313, 455 Сергий, архиеп. 468 Сергий,епископ 434, 435, 438, 468, 469 Сергий Шеин, архим. 379, 411, 412 Сергий, митроп. 284 Сергий, архиеп. 172 Сергий, епископ 74 Сергий, архим. 194 Сергий, игумен 226 Серкиз, царевич 41 Сигизмунд I Старый, король 145, 146, 147 Сигизмунд II, король 146 Сигизмунд III,kopoль 165, 166, 167, 168, 169, 172, 177, 232, 247, 253 Сигизмунд Ваза, король 236, 240, 245 Сидор Прелестный 64 Сидоров Александр, свящ. 434 Сидоровский, прот. 313 Сильвестр, патриарх 153 Сильвестр Братановский, архиеп. 432 Сильвестр Коссов, митроп. 249, 250, 252, 255, 256 Сильвестр Кулебяка, епископ 306 Сильвестр Лебединский , епископ 314 СильвестрМедведев 227, 228, 229, 230 Сильвестр Обнорский, преп. 106 Сильвестр Холмский, архиеп. 270 Сильвестр, епископ 177, 317, 333, 356, 356, 365 Сильвестр, архим. 198, 365 Сильвестр, игумен 117 Сильвестр, священник 120, 125, 131 Сильвестр, временщик 77 Симеон, епископ 185 Симеон екклезиарх 106 Симеон Иоаннович Гордый, князь 49, 50, 129, 136 Симеон Метафраст 249 Симеон Новый Богослов 340 Симеон Полоцкий , иеромонах 194, 205, 209, 220, 225, 226, 228 Симеон Сербский, святой 88 Симеон Олелькович, князь 144 Симеон, епископ 47 Симеон, иером. 64 Симон, епископ 468 Симон безмолвник 106 Симон, митроп. 69, 70, 108 Симон Тодорский, архиеп. 273, 320 Симон (Симеон) Полоцкий, епископ 44 Симон, архиеп. 203, 471 Симон, еп. 18, 116, 119, 127 Скарга Петр 148, 236, 237, 241, 242 Скворцов В. 317 Скворцов-Степанов 419 Скипетров Петр, свящмуч. 381, 294 Скопин-Шуйский Михаил, князь 166, 175 Скуратов Малюта 82 Смелое Василий, «митрополит» 479 Смирнов (Иннокентий) 4 Смирнов Иоанн, свящ. 477 Смирнов, диакон 402 Смирнов 340 Смоленский С. 298 Смолятич Климент, епископ 36 Смотрицкий Герасим 148 Смотрицкий Мелетий, епископ, 245

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

стороны, они не ориентировались на строго халкидонские формулировки свт. Льва I Великого и его рим. последователей и поддерживали стремление визант. императоров достичь компромисса с монофизитами путем антинесторианской интерпретации вероопределений IV Вселенского Собора; 3) в отличие от грекоязычных вост. богословов, никогда не проявлявших значительного интереса к пелагианству, латиноязычные скифские монахи разделяли учение блж. Августина о благодати и считали пелагианство, сторонники которого оставались в Западной Церкви, крайне опасной ересью, поэтому при составлении корпуса антипелагианские трактаты М. М. были сохранены в его составе. Включение в корпус антиоригенистского текста и текстов, связанных со спором о «Трех Главах», является свидетельством идейной близости скифских монахов к имп. св. Юстиниану I (527-565). Содержание сборника позволяет отнести его составление ко времени правления имп. Юстиниана и приблизительно датировать его периодом между 530 и 550 гг. (см.: Ibid. P. VII-IX; Konoppa. 2005. S. 62-75). С т. зр. входящих в него текстов корпус может быть условно разделен на 3 части. Небольшую 1-ю часть образует антиоригенистское письмо Анастасия I , еп. Римского (399-401), Иоанну II, еп. Иерусалимскому (386/87-417); в письме содержится негативная оценка переводческой деятельности Руфина Аквилейского (IV-V вв.), способствовавшего распространению мнений Оригена в латиноязычной среде. К письму приложены 12 анафематизмов, озаглавленных «О вере» (De fide), в к-рых осуждаются богословские мнения Оригена; предположительно, они были составлены блж. Иеронимом (см.: Konoppa. 2005. S. 62-63). Причиной включения этих текстов в корпус могло быть отождествление составителем Руфина Аквилейского с упоминаемым М. М. Руфином Сирийцем; в этом случае целью составителя было подчеркнуть родство несторианства, пелагианства и оригенизма. В качестве 2-й части выделяются антипелагианские и антинесторианские сочинения и переводы М. М. В 3-ю часть входят тексты и лат. переводы, не принадлежащие М.

http://pravenc.ru/text/2562028.html

Francesco da Collo. Trattamento di Pace… Padoa, 1603. P. 2, 8, 10. 161 ПДС. Т. I. C. 376–377. 162 Подробнее см.: Синицына H. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998. 163 ПДС. Т. I. С. 411, 417–419, 425. 164 Альберт Кампенский. О Московии. — В кн.: Россия в первой половине XVI века: взгляд из Европы. М., 1997. С. 114—115. 165 Сборник Русского Исторического общества. Т. 53. С. 79. 166 Григорович И. Переписка пап с российскими государями в XVI в. СПб., 1834. С. 97–99; Шмурло Е. Ф. Рим и Москва. С. 107–108. 167 Сборник РИО. Т. 53. 168 Тамже. С. 118. 169 Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 344. 170 Синицына Н. В. Сказания о преподобном Максиме Греке. М., 2006. С. 74. 171 Горский А. В. Максим Грек Святогорец. — В кн.: Прибавления к изданию Творений святых отцов. Т. 18. М., 1853. С. 190; Голейзовский Н. К. Два эпизода из деятельности Новгородского архиепископа Геннадия//Византийский временник. М., 1980. С. 125—140. 172 Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40—70–х годов XVI в. М., 1972. С. 13—18 и др. 173 Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. XV?XVI вв. М., 1977. С. 174—182. 174 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею имп. Академии Наук. СПб., 1836. Т. 1. С. 141–145. 172. 175 Преп. Максим Грек. Сочинения. М., 2008. Т. 1. С. 119, 123; Серебрян- ский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1908. Кн. IV Отд. III. С. 508. 176 Послания Иосифа Волоцкого/Подг. текста А А. Зимина, Я. С. Лурье. М.; Л„ 1959. С. 366–369. 177 Там же. 178 Там же. С. 322—326. Полемика по поводу Собора 1503 года, факта участия в нем Нила Сорского и т. д. обострилась в 1977 году, когда участники семинара проф. Э. Кинана поставили под сомнение их достоверность и аутентичность (The Council of 1503: Source Studies and Questions of Ecclesiastical Landowning in sixteenth?Century Muscovy. Ed. by E. L. Keenan and D. G. Ostrowski. Cambridge. Mass. 1977); Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М., 2002. С. 330—386. Предварительные возражения см.: Синицына Н. В. Спорные вопросы истории нестяжательства, или О логике исторического доказательства//Спорные вопросы отечественной истории XI?XVIII вв.: Тезисы докл. и сообщ. I Чтений, посвященных памяти А. А. Зимина. М., 1990. С. 250—254; Скрынников Р. Г. Нестяжатели и иосифляне на Соборе 1503 г. — В кн.: Средневековое православие: От прихода до патриархата. Волгоград, 1997; Синицына Н. В. Типы монастырей в России и русский аскетический идеал (XV?XVI вв.). — В кн.: Монашество и монастыри в России. XI?XX века. Исторические очерки. М., 2002. С. 139—140. 179

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010