Указатель имен Августин Аврелий (354–430), христианский теолог и философ, представитель христианской патристики. Авель (библ.), второй сын Адама и Евы, «пастырь овец», убитый своим старшим братом Каином ( Быт.4:2–8 ). Авраам (библ.), родоначальник еврейского народа. Адам (библ.), первый человек, созданный Богом и вместе с Евой изгнанный из Рая. Адлер Альфред (1870–1937), австрийский врач и психолог, основатель школы «индивидуальной психологии». Алданов (наст. фамилия Ландау) Марк Александрович (1886–1957), русский писатель и публицист, с 1919 г. в эмиграции. Александр из Гэльса, Александр Гэльский (ок. 1185–1245), средневековый богослов и философ, основатель францисканской школы в Парижском университете, которому приписывается обширный труд «Сумма теологии», составленный его последователями. Александр I (1777–1825), российский император с 1801 г. Александр II (1818–1881), российский император с 1855 г. Алексеев Николай Николаевич (1879–1964), русский философ и социолог, близкий друг и родственник Б. П. Вышеславцева . Анаксимандр (610 – ок. 540 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ансельм Кентерберийский (1033–1109), теолог, представитель схоластики. Аполлон (миф.), бог солнечного света, бог прорицатель и врачеватель, покровитель музыки и поэзии («Мусагет», т. е. «водитель Муз»), сын Зевса и Латоны. Арджуна, в древнеиндийской мифологии герой, третий среди братьев-пандавов, идеальный воин, у которого сила и мужество сочетаются с благородством и великодушием. Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ. Аристофан (ок. 445 – ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, одно из действующих лиц диалога Платона «Пир». Архимед (ок. 287–212 до н. э.), древнегреческий ученый, математик и механик, убитый римским солдатом при взятии Сиракуз. Аскольдов (наст. фамилия Алексеев) Сергей Александрович (1871–1945), русский философ. Афина (миф.), дочь Зевса, родившаяся из его головы, богиня мудрости. Бакунин Михаил Александрович (1814–1876), русский революционер, мыслитель, теоретик анархизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Эпоха мужей апостольских привносит мало чисто антропологических идей. В произведениях этого времени преобладает пастырско-моральный оттенок; это в большинстве своем послания увещевательного характера. Период апологетов представляет большой интерес в области антропологии, хотя их богословие носит не конструктивный, а обличительный характер. Христианская богословская мысль зарождается на пересечении двух линий: еврейской – традиции Ветхого Завета и философского наследия древнего мира. Поэтому характер богословия апологетов определяется прежде всего тем, откуда шли нападки. Иудейству следовало противопоставить твердую веру в Божественность Спасителя и в истинность Его Вочеловечения, отразив тем самым и усиливающийся докетизм. Эллинской мудрости противопоставлялось убеждение во Всеобщем Воскресении, в личном бессмертии, в прославлении человека. Гностицизму христианская мысль давала отпор своим учением о единстве человеческого рода, о достоинстве самого человека, о ценности плоти. Таким образом, в произведениях периода апологетов определенно намечается основная линия всего восточного учения о Боге, мире и человеке. После апологетов наиболее значительной фигурой в смысле философской ориентации может быть назван Филон Александрийский (21 или 28 до P. X. – 41 или 49 по P. X.). Богословские системы Климента Александрийского († 217), Оригена (185–254), святого Григория Богослова (329–389) и святого Григория Нисского (IV в.) отразили в себе мысли этого александрийского философа. Его след очень сильно заметен и в христианской антропологии. Сам по себе Филон Александрийский сочетал иудейскую философию с системами Платона (428/427348/347 до P. X.) и стоиков. Со своей стороны, он повлиял на Плотина (ок. 204/205 – 269/270), а через него, а иногда и непосредственно, – на христианскую мысль. Как известно, богословская заслуга каппадокийцев в истории христианской мысли заключается в выработке и уточнении тринитарной терминологии. Один только святой Григорий Нисский написал специальный трактат о человеке «Сотворение человека», который, однако, не может еще считаться системой антропологии. У каппадокийцев можно найти только отдельные мысли о человеке, содержащиеся в разных произведениях. Но вклад этих замечательных богословов в антропологию заключался именно в уточнении терминологии. Им в большей степени, чем древней философии, удалось выяснить, «что есть бытие в ипостаси». Исходя из формулы Аристотеля (384–322 до P. X.) «сущность отвлеченная и материальная», они увидели в «сущности», и «ипостаси» различие общего и частного, дали богословское определение лица, найдя благодаря этому метафизическое обоснование для ипостаси человека или, что то же, осмыслили богословски персональную ценность личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Перипатетик, перипатетици (от гр. «разхождащ се») – философи, последователи на Аристотел (384–322 г. пр Хр.), който провеждал философските си занятия по време на разходка. Вярвали, че всяко познание води своето начало от опита. Перипатетическата школа просъществувала от 335 г. пр. Хр. до 529 г. след. Христа. Персия – древна азиатска държава близо до Персийския залив. Първоначално била зависима от различни съседни народи, но с възцаряването на династията на Сасанидите (от 226 г. пр.Хр. до VII в.) персите станали политически самостоятелен народ и водели често войни с Гръко-римската империя. Виж също Месопотамия, Сирия. Петдесетница – 1) Петдесетият ден след Възкресение Христово. 2) у евреите един от най-големите празници, установен за спомен на дадения им от Бога закон на планината Синай. Виж също: Възкресение Христово, църковни празници. Пети вселенски събор (Триглав събор) – вселенски събор, свикан през 553 г. в Константинопол, за да осъди учението на трима сирийски епископи, което е в основата на несторианството, но учението им не било осъдено от предходните Трети и Четвърти вселенски събори. Съборът осъдил учението на тези «три глави» (Теодор Мопсуестийски, Теодорит Кирски и Ива Едески), а също и учението на Ориген . Извън речника: Пети вселенски събор. Ориген . Петокнижие – сборно име на първите пет книги от Библията: Битие, Изход, Левит, Числа и Второзаконие. Извън речника: Мойсеевото петокнижие. Пиетизъм (от лат. pietas – благочестие) – мистическо течение в протестантството (най-вече в немското лютеранство) от края на XVII-XVIII век. Пиетизмът отхврълял външната църковна обрядност и акцентирал върху емоционалната страна на молитвата, призовавал към задълбочаване на вярата и пълен отказ от светското, обявявал се против греховните развлечения (танци, театър, нерелигиозни четива). В широк смисъл – религиозно-мистическо настроение и поведение. Пимен Неврокопски (Деян Неделчев Енев) (1906–1999) – български иерей, митрополит, оглавил през 1996 година т.н. политически разкол в Църквата.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

3. Аристотель (384–322 гг. до н.э.) вводит единичную самостоятельность отдельной вещи (это нечто – tode in) фиксируемая чувствами именуется «первичная сущность» 30 . «Аристотель определял человека как политическое животное», только человек способен к восприятию таких понятий, как «добро» и «зло», «справедливость» и «несправедливость» и т.п.» 31 . Душа состоит из трех частей, свойственных растениям, животным и человеку 32 , она форма, не отделимая от своего тела, его энтелехия 33 . В разумной части души находится ум, нус, Первое – страдательный, воспринимающий, пассивный ум (noys pathetikos) – рассудок, обращенный к чувственным образам, выявляющим в нем понятия. Второе – деятельный ум (noys poietikos) – разум 34 . Растительная и чувствующая компоненты души гибнут вместе с телом, и возможно влекут за собой рассудок, активный же ум отделен от тела (О душе, III, 4), и, следовательно, только он бессмертен 35 . Таким образом, фактически Аристотель разделяет человека на тело-душу-ум 36 . 4. Стоики – Зенон из Китиона (ум. 262/261 г. До н.э.), Клеанф и Хрисипп (ум. ок. 208–204 г. До н.э.) – Древняя Стоя 3–2 веков, Панетий и Посидоний (Средняя Стоя 2–1 веков), Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий (Поздняя Стоя I–II века) 37 . Бог стоиков – разумный воздухоогонь – семенной логос-разум (logos spermatikos), обладающий прородительной способностью 38 . Души – особое тело «теплая и огненная пневма», Зенон разделяет душу на восемь частей, выделяя ведущую часть, пять чувств, способность речи и сперматическое начало 39 . Можно сказать, что у стоиков господствующим является тело – страстное начало 40 . 5. Неоплатонизм – основоположник Плотин (204–270) 41 вводит понятие Единого (to hen), нередко именуемого божественным, оно совершенно непознаваемо, неизреченно (arreton), но его невозможно мыслить без такого атрибута, как вневременность, вечность и важнейшего свойства – динамизма 42 . У Плотина более непознаваемое рождает на путях эманации более познаваемое, сначала Единое, оставаясь абсолютным Благом, образует космический Ум (Noys), эманационное излучение Ума рождает Мировую Душу, именуемую «логосом ума» (IV 3), завершающую триаду – Единое – Ум – Душа и являющуюся средоточием и источником жизни 43 . В Душе вечность трансформируется во время, материя – результат полного исчерпания энергии божественного света Первоединства и может быть названа мраком, тьмой 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

18 Т ερατοσκποι — собственно наблюдатели за чудодейственными, необыкновенными явлениями природы 19 Μθραις Μθρας — персидский бог, обозначавший, прежде всего, ясный день и светлый эфир, а потом — солнце. Служение этому богу было распространено и на западе Римской империи, особенно во время Траяна и Домициана. 20 Σαβαδοις ­ σαβιζοις по другой рукописи Σαβαζος — фригийское божество, похожее на Вакха. Служение этому божеству, как и Вакху, сопровождалось различными оргиями. 21 Геката — дочь Персея и Астерии; в позднейшее время — подземное божество, которое управляет тенями и властвует над злыми и вредными демонами, вызывает души умерших из преисподней и устрашает людей призраками и привидениями. 22 т. е. фактом способности простой христианской веры производить нравственный переворот в жизни людей. 23 Школа философа Платона (р. 427 г., ум. 347 г. до Р.Х) иначе называемая академической. 24 Так называлась школа Аристотеля (р. 384 г., ум. 322 г. до Р.Х), ввиду того, что этот философ, излагая свое учение, обыкновенно прохаживался ( περιπατν ) по саду гимназии ( λκειον ), находившейся в Афинах при храме Зевса Лицейского 25 Эпикурейская школа была основана Эпикуром (р. 341 г., ум. 270 г. до Р.Х), который основой вещей признавал атомы, приводимые в движение случаем, а в нравственном учении возводил в принцип служение удовольствию ( δον ). 26 т. е. при условии возможности рассудочного обоснования и освещения вопросов человеческого знания. 27 Цельс, очевидно, намекает на свое близкое знакомство с вероучениями христиан и на свое желание узнать от них разумное основание самих догматов христианства. 28 δια μωρας σον π τ κηργματι — Ориген, приравнивая христианскую веру к юродству, очевидно, имел в виду оттенить взгляд иудеев и язычников на христианскую проповедь о распятом Христе. Этот сокровенный пункт христианской догматики действительно был соблазном для иудеев, которые ожидали пришествия славного Мессии-Царя, устроителя могущественного иудейского царства, а для язычников представлялся безумием по своей непостижимости с точки зрения обыденных представлений мирской языческой мудрости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3777...

Разделы портала «Азбука веры» сайт о саде и огороде Календарь — важнейший инструмент планирования земледельческих работ. Но все ли календари одинаково хороши? Земледелие и скотоводство издревле играло в жизни человека существенную роль — они были, наряду с охотой, источниками пропитания. Библия повествует, что потомки первых людей кормились от земли и разводили скот: «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» ( Быт. 4:2 ). Земледелие и одомашнивание животных, развиваясь с течением времени, легли в основу сельского хозяйства, как основного занятия людей в различных регионах мира. Историческая справка Земледельцы, постепенно накапливали и передавали наиболее ценные наблюдения и практический опыт от одного поколения к другому сначала устно, а потом и письменно 1 . Известны труды по земледелию в Месопотамии, записанные на глиняных табличках. Аристотель (384–322 г. до н. э.) написал несколько трактатов по сельскому хозяйству – «Естественная история», «О возникновении животных» и др., в которых сделана первая попытка классификации растений и животных, приведены способы их возделывания и содержания. В Древнем Риме (IV—II в. до н. э.) литература по земледелию представлена трудами выдающихся натуралистов того времени – Магона, Катона, Варрона, Вергилия, Колумеллы 2 . Агрономия древности носила эмпирический знахарский характер, но была забыта на века. Второй период развития сельского хозяйства пришелся на эпоху феодализма, но из-за застоя в развитии естественных наук оно не получало сильных толчков вплоть до 18 в., когда начались существенные экономические преобразования, послужившие развитию земледелия и скотоводства. В России огромная роль в развитии сельского хозяйства принадлежит М. В. Ломоносову (1711—1765), который считал, что его подъем возможен только с помощью науки. По инициативе М. В. Ломоносова в 1765 г. было основано Вольное экономическое общество (ВЭО), сыгравшее важную роль в развитии отечественной агрономии. Труды этого общества издавались в течение 105 лет; в них опубликовывали результаты первых научных исследовании и накопленный опыт по сельскому хозяйству.

http://azbyka.ru/garden/moon-calendar/

В V-IV вв. активно развивается ораторское искусство. В греч. традиции обычно выделяют 3 типа речей: политические, судебные и торжественные. Наибольшее развитие ораторское искусство получило в Афинах в связи с расцветом демократических институтов. Когда в эпоху эллинизма был составлен канон 10 лучших ораторов в истории Греции, то оказалось, что в этот список вошли только афиняне. Антифонт (ок. 480-411) стал первым издавать свои речи. Дошедшие до нас 12 речей образуют 3 специальные тетралогии, составленные для учебных целей. 4 речи Андокида (ок. 440 - ок. 390), особенно «О мистериях», являются важнейшими свидетельствами о событиях в Афинах в кон. V в. и содержат материал для изучения греч. религии. Одним из лучших представителей судебного красноречия является Лисий (ок. 435-380). Более чем из 233 его речей сохранилось только 34. Поскольку большая часть речей была написана Лисием для клиентов, к-рые должны были выступать самостоятельно в афинском суде, особое внимание он уделял этопее - искусству создания образа конкретной выступающей личности с помощью подбора слов, построения фразы, общего стиля. Исократ (436-338) открыл в Афинах одну из первых школ риторики и внес большой вклад в развитие теории ораторского искусства. Он разрабатывал вопросы ритмически расчлененного периода, композиции и основных частей речи. Из 21 сохранившейся его речи наиболее известны «Ареопагитик», «Панегирик», «Панафинейская речь». Исей (ок. 420-350) - автор 12 судебных речей, посвященных процессам о наследстве. Демосфен (384-322) был одним из важнейших политических деятелей Афин и блестящим оратором. От его творческого наследия сохранилось ок. 60 политических и судебных речей. Они отличаются продуманностью построения, силой чувств, мощью воздействия на слушателей. Наиболее известны речи, направленные против политики царя Филиппа Македонского по подчинению Греции (они получили наименование «филиппики»). Речи Эсхина, Гиперида, Ликурга и Динарха, отличающиеся своеобразием и мастерством, дошли до нас в незначительном количестве.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

У Аристотеля (384–322) лексика, связанная с понятием ценности, присутствует преимущественно при сопоставлении различных видов и степеней благ. Так, в “Риторике”, в разделе, специально посвященном критериям предпочтительности благ, утверждается, что сопоставительная ценность предметов наук сообразна со сравнительной ценностью самих этих наук. В другом случае сравнительная ценность благ соотносится с категорией цели: ценнее то благо, которое ближе к цели (например, само лекарство ценнее своих ингредиентов потому, что ближе к цели в виде здоровья); из двух благ, с другой стороны, ценнее то, которое является таковым не только для меня, но и “вообще” (1364b 10, 1365a 35) 8 . В “Никомаховой этике” аксиологическая терминология претерпевает существенные изменения в сравнении с платоновской. Слова, производные от xa, употребляются для обозначения самооценки (xwma) или добродетели “достоинство” (xion). Лексика же, связанная с “ценностью”, “ценимым”, “ценным” образуется от производных от слова tim (‘цена’). Из всех видов деятельности наиболее основательны сообразные с добродетелью 9 [, самые же ценные среди них — постоянные, ибо в них проводят время “блаженные” люди (1100b 15). Счастье в наибольшей степени ценимо по той причине, что оно есть начало любой деятельности — в значении конечная цель, так как все прочее совершается ради него (1101b 10, 1102a 5). Самое ценное для собственности — больше всего стоить, для дела, на которое человек потратился — величие и красота (1122b 15). Философия — “заглавная наука о том, что всего ценнее”. Потому она являет единство научного познания и “постижения умом вещей, по природе наиболее ценных”. В этой связи он называет мудрыми Анаксагора, Фалеса и прочих “натурфилософов”, но отказывается признать за ними рассудительность, ибо они изучали мироздание, не интересуясь наиболее полезным — благом (1141a 20, 1141b 5). Человеку следует сколь возможно возвышаться до бессмертия (оставляя все смертное) и “жизни, соответствующей наивысшему в самом себе” (чистому уму), то есть до интеллектуального созерцания, ибо “по силе и ценности” оно значительно превосходит все остальное как собственно человеческое начало индивида (1177b 30 – 1178a 5) 10 .

http://pravmir.ru/klassicheskaya-filosof...

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О БОГЕ В ОТНОШЕНИИ ЕГО К МИРУ И ЧЕЛОВЕКУ РАЗДЕЛ I. БОГ КАК ТВОРЕЦ И ПРОМЫСЛИТЕЛЬ МИРА Глава 1. Бог как Творец мира Православное богословие учит, что Бог является Первопричиной – Виновником бытия мира. Другими словами, мир как совокупность всего конечного бытия, существующего в пространстве и во времени, имеет причину своего бытия в Боге. Мир не возник сам собой, самопроизвольно или случайно. В Священном Писании можно найти множество свидетельств того, что мир сотворен Богом: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ); Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Пс.134:6 ); Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ); Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое ( Кол.1:16 ). Происхождение мира от Божественного первоначала признается в той или иной степени практически всеми религиозными и многими древними философскими учениями. По содержанию учения эти различны. 1.1. Нехристианские концепции происхождения мира 1.1.1. Дуализм Термин «дуализм» происходит от латинского слова dualis (двойственный). Дуалистические учения предполагают существование двух равноправных начал – духа и материи, идеального и материального, бога добра и бога зла, познающего субъекта и познаваемого объекта и т. д. Существуют различные формы этих учений, по-разному раскрывающих картину происхождения мира. Дуализм греческой античной философии Согласно одной из распространенных в античности гипотез происхождения мира, мир мыслится как результат воздействия божественного начала на бесформенную материю, извечно существующую наряду с этим началом, т. е. признается совечность двух иноприродных начал. Наиболее детально подобный взгляд представлен у Платона (428–348 гг. до P. X.) и Аристотеля (384–322 гг. до P. X.). В диалоге Платона «Тимей» мироздание представлено в виде следующей картины. Существует высший неизменный мир божественных идей. Уровнем ниже пребывает некий Демиург 534 , который мыслится как создатель низших богов, мировой души, вселенной и человека. В отличие от христианского Бога Творца, Демиург не является всемогущим. Он не может творить все, что хочет, не может творить мановением своей воли, ему приходится преодолевать сопротивление косной материи – бесформенной, вечно находящейся в хаотичном движении. Материя, по Платону, есть «не сущее» (τ μ ν), однако не абсолютно «не сущее»: она называется таковой только по сравнению с истинно существующим, т. е. с миром идей. Вещи, возникающие в результате деятельности Демиурга, возделывающего материю по образцам вечных божественных идей, представляют собой тени, несовершенные копии этих идей, или эйдосов (εδος) 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Как он сам объясняет, его способность довольствоваться малым связана с его отношениями с личным и трансцендентным Божеством: «Все могу через того, кто укрепляет меня» ( Флп.4:13 ). 4. Киники 1 Среди малых сократических школ очень интересны киники, чей основатель, Антисфен, был старшим современником Платона, в Самый известный из его учеников – неприветливый эксцентрик Диоген Синопский (ок. 412 – 323 до н. э.), живший в большой бочке или сосуде. Когда к нему пришел Александр Македонский и спросил, что он может для него сделать, Диоген ответил: «Не загораживай мне солнце!» Киники учили максимальной простоте жизни. Путем крайней бережливости человек учился быть независимым от внешних обстоятельств, и тем самым достигать истинного счастья. Спасение – в возвращении к природе: давайте жить, как животные (слово «киник» означает «подобный собаке»), и нас не будут мучить условности мира сего, его амбиции, его хвала и хула. Будем встречать жизненные превратности с той оптимистической беспечностью, которая была присуща самому великому мудрецу: «Похороните меня, – сказал Диоген, – лицом вниз, ибо скоро все перевернется наоборот». Выходя на улицы и в поля, странствующие киники несли свою философию простым людям. В своей проповеди и увещаниях они разработали литературную форму, называемую диатрибой. Сейчас это слово ассоциируется с осуждением, но первоначально это была гомилия, проповедь , отличавшаяся живым и ярким полуразговорным языком. Литературная форма Павловых посланий часто напоминает киническую диатрибу, особенно в использовании серий вопросов и ответов (например, Рим.3:1–4:12  и 1Кор.6:2–19 , > с повтором «разве вы не знаете?..»). 5. Другие философские системы В первые века нашей эры процветали и многие другие философские школы. Например, хотя величие Аристотеля (384–322 до н. э.) не постигалось древними во всей полноте, некоторые из его последователей попытались популяризировать его энциклопедическое учение. Скептики считали своим основателем Пиррона из пелопонесского города Элиды (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010