Содержание 1. Творение мира. Участие в творении всех Лиц Святой Троицы    Все, кто признает бытие одного единственного Божества, так или иначе признают это Божество Первопричиной или Виновником бытия мира.    Одни утверждают, что Бог представляет собой имманентное миру начало или внутреннюю основу мира. Бытие Бога и бытие мира мыслятся ими в неразделимом онтологическом единстве, сливаются воедино. Таковы пантеисты (от греч. πν — все и Θες — Бог).    Другие мыслят Бога и мир не сливающимися друг с другом, считают бытие Бога и бытие мира несопоставимыми, иноприродными. При этом они утверждают, что мир произошел и существует в результате воздействия Божия на извечно существовавшую, наряду с Божеством, материю. Таковы дуалисты, сторонники мнения о совечности двух разноприродных начал. Виднейшими представителями дуализма в древнегреческой философии были Платон (428—348 гг. до н. э.) и Аристотель (384—322 гг. до н. э.).    Платон характеризовал материю как «не сущее» (το μ ν), хотя и не в собственном смысле, то есть не как совершенно несуществующее (οχ ν), а лишь по сравнению с истинно сущим ( ντως ων) Богом. Бога Платон именовал Высшим Благом. Профессор протоиерей отец Иоанн Мейендорф так изображает платоновское понимание отношения между миром и Богом: «Согласно Платону, все существующее существует вечно, а Бог — Демиург (то есть деятель, образователь), который занимается установлением порядка».    Аристотель различал бесформенную материю (λη μορφος) и формы, в которых она существует. Высшую из форм, или так называемую «чистую» форму он называл Перводвигателем или Богом. Известный философ Сергей Николаевич Трубецкой (1862—1905) в своем «Курсе истории древней философии» (М., 1912) говорит, что «Бог Аристотеля не есть личный Бог; это лишь условие мирового движения, мирового бытия, первая причина вселенной».    Отцы и учители Церкви (святой Феофил, епископ Антиохийский, вторая половина II века; Тертуллиан, пресвитер Карфагенский, около 160—120; святой Афанасий, архиепископ Александрийский, около 296—373) указывали на несовместимость дуалистического воззрения с высоким христианским учением о Боге, Который не нуждался для сотворения мира в каком-либо материале, но создал мир из ничего одним мановением Своей воли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

Отвечает протоиерей Андрей Лоргус , священник, психолог, антрополог, ректор Института христианской психологии. Пусть мама поверит . Как надо и как не надо говорить с родителями о Боге . Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – ноябрь 2018. – С.20-25. – (рубрика « Вопрос номера. Привести родителей к вере »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает председатель Комитета Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов //Фома. - — ноябрь 2018. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.26-47. Школа «Фомы». Именины: Филипп. [Иллюстрированная информация: Значение имени : Филипп – имя греческого происхождения и переводится как «любитель лошадей». В древности только богатый человек мог позволить себе коня, поэтому имя Филипп принято также трактовать как «знатный» и «благородный»;   Дни памяти : 27 ноября – день памяти  апостола Филиппа; Апостол Филипп. Один из 12 апостолов Спасителя, бывший когда-то рыбаком. Родился и вырос в Вифсаиде. После Пятидесятницы и сошествия Святого Духа на апостолов Филипп проповедовал Евангелие в Галилее, а затем отправидся в Грецию, откуда прибыл  в город Иерополис . Подготовил Тихон Сысоев ;   Другие святые и известные люди с именем Филипп :  Святитель Филипп, митрополит Московский (1507-1569), игумен и строитель Соловецкой обители, обличитель злодеяний царя Ивана Грозного. Филипп де Шампань (1602-1674), известный фламандский художник эпохи барокко. Священномученик Филипп (Григорьев) (1870-1933), протоиерей, новомученик, погибший в годы сталинского террора.  Филипп Гласс (род. в 1937 году), знаменитый американский композитор, трижды получал награду «Золотой глобус» за лучшую музыку к фильму; Интересные факты ]. Ил.: Апостол Филипп. Антонис ван Дейк. 1619-1621; Руины города Иераполиса (в современной Турции), где проповедовал апостол Филипп; Гробница апостола Филиппа, найденная итальянскими учеными в 2011 году на территории Иераполиса. Фото Владимира Ештокина; Скульптурный портрет оратора Демосфена (384-322 до н. э.), выступавшего с филиппиками — обличительными речами против врага Афин — Филиппа II Македонского; Лев Толстой в открытой им бесплатной школе для крестьянских детей, среди которых учился герой его повести «Филиппок» - Филипп Макаров. Фото; Святитель Филипп, обличительные письма которого царь Иван Грозный называл «Филькиными грамотами». Художественное полотно//Фома. - – ноябрь 2018. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-187...

Скачать epub pdf Глава 35. О познании Бога В Первосвященнической молитве на Тайной Вечере Спаситель молился о том, чтобы всем, кого даровал Ему Бог-Отец, даровал Он и Жизнь Вечную: Сия же есть Жизнь Вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ). В высшей степени знаменательно: Вечную Жизнь, восхищение Царства Божия Иисус Христос связывает прежде всего с познанием. Мы давно привыкли к этому слову. Культура, которая окружает нас, включает в себя и научное, и историческое, и эстетическое, и всякое иное познание, и нам психологически трудно бывает соединять это слово с тем, что мы называем спасением. Спасение – это дело милости Божией, дело веры, подвигов, добрых дел, а познание есть как бы нечто автономное, давно отделившееся от той сферы жизни, которую мы привыкли считать религиозной. Конечно, Иисус Христос говорил не о познании просто, но о познании единого истинного Бога. Однако догматы нашей христианской веры говорят нам о том, что мы веруем в Бога, Который есть Бог неописанный, безначальный и неизглаголанный (Чин великого освящения воды), того Бога, Кто, по слову святого Дионисия Ареопагита (9–110), «пребывает превыше умопостижимых вершин святейшего Своего пребывания». Как в таком случае определить познание, о котором говорил Христос, когда призывал его ради Жизни Вечной, когда фактически ставил знак равенства между этой блаженной вечностью и Богопознанием? Мы знаем, что познать Бога всегда стремились и величайшие мыслители всех веков. Но это познание, когда оно происходило не в рамках христианского Откровения, всегда оказывалось в замкнутом пространстве, как бы в умозрительном тупике. Перводвигатель или Первопричина Аристотеля (384–322 до P. X.), Единое Плотина (ок. 204/205 – 269/270), Брахман Шанкары (предположительно 788–820), Бытие Спинозы (1632–1677), Абсолютный Дух Гегеля (1770–1831), хотя и таили в себе какие-то догадки и прозрения, но не только не открывали, а скорее заслоняли собой Бога Живого. «Бога философов», как его стали называть вслед за Паскалем (1623–1662), можно было познавать, но от него нельзя было ожидать участия или любви, милости или спасения. Такой «Бог» был не только объектом нашего земного человеческого разума, он был и его искуснейшим изделием, к тому же присваивавшим себе прерогативы Бога истинного, то есть идолом. Именно против такого «Бога» предостерегает нас заповедь: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху ( Исх. 20:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В час ночи мы пошли на штурм укреплений переднего края с задачей сорвать замысел противника, блокировать его доты, имеющие 2-3 бревенчатых наката, засыпанных полуметровым слоем снега и облитые водой, чтобы невозможно было подползти и забросать гранатами амбразуры, причем каждый метр нейтральной полосы простреливался кинжальным огнем и постоянно освещался ракетами, при этом мы могли переползать только из воронки в воронку. Мне выпала большая честь из 44-х лет военной службы 36 лет посвятить военному оружию, из них 25 — созданию, становлению и развитию Ракетных войск стратегического назначения и непосредственно принимать участие в решении задач по организационным вопросам разработки оргштатной структуры, штатов и табелей, комплектованию частей, соединений, ВУЗов, полигонов, арсеналов, учреждений рядовым, сержантским составом и мобилизационным мероприятиям. Кроме того, в разные годы оргмобуправление выполняло задачи службы войск, мобпланирования вооружения и техники, участие в работе по уборке урожая. За время службы в центральном аппарате с 1949 года прошел путь от капитана до генерал-майора на должностях офицера, старшего офицера, заместителя начальника, начальника отдела и более 17 лет заместителя начальника оргмобуправления ГШ РВ. Родился 10 июня 1921 года на Украине, после семилетки учился в ФЗУ, затем окончил педагогический техникум, около года работал учителем. В сентябре 1940 года призван на Дальний Восток в 947 корпусной артполк красноармейцем — орудийным наводчиком. Перед войной направлен в Томское артучилище. В августе 1941 года досрочно получил звание младшего лейтенанта и направлен в 947 артполк 384 сд на должность командира взвода. Дивизия вступила в бой в феврале 1942 года и с этого времени воевал до конца войны на Северо-западном, Калининском, 1-ом Прибалтийском и 1-ом Белорусском фронтах в составе 947 ап 384 сд, 84 ап 55 сд, 322 ап 117 сд на должностях командира взвода, начальника боепитания дивизиона, помощника начальника артвооружения дивизии. Наиболее тяжелые бои были при окружении Демьянской группировки, под Старой Руссой, Витебском, Ковелем, Варшавой, Люблином, Лодзью, крепостью Познань, на плацдармах рек Висла, Одер, Зееловских высотах и штурме Берлина. Войну закончил под Магдебургом. В боях трижды ранен, в том числе одно тяжелое ранение.

http://pravmir.ru/vospominaniya-general-...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Жадность – 1) чувство жажды приобретательства, наживы, неумеренное потребление каких-либо благ; 2) скупость. Это слово синонимично таким понятиям как алчность, корыстолюбие, ненасытность. Иногда, правда, не все филологи с этим согласны, его используют в качестве синонима слова «хрематистика». В переносном смысле слова сильное или даже страстное желание чего-либо, глубокий интерес в чем-либо. Жадность как грех и страсть Восприятие жадности/алчности (и их производных: корыстолюбия, стяжательства, любостяжания, скопидомства, мшелоимства, сребролюбия, мздоимства) как греховной, неестественной (противоестественной) и, как следствие, пагубной наклонности существовало задолго до появления христианской этики. Значительную роль в негативном восприятии алчности/жадности сыграли работы Аристотеля (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.), в частности, в своем труде «Политика» он противопоставляет «экономику» и «хрематистику» (др.-греч. χρηματιστικ «обогащение» от χρματα «деньги»). Если «экономика» — это позитивное взаимодействие членов общества для увеличения блага общества (то есть античного полиса), то «хрематистика» это, по сути, паразитирование одних на других с помощью тех или иных финансовых инструментов. В основе «хрематистики» лежит страсть к наживе, алчность и жадность, но при этом нежелание приносить благо обществу, трудиться или выполнять общественно полезные действия. В то время как в основе «экономики» лежит умеренность в потреблении благ, труд, приносящий обществу видимую пользу и создающий материальные ценности. Иными словами, Аристотель говорит не о жадности как таковой, как о чувстве, а о ее конкретных видимых приложениях в мире – в ведении хозяйства, в финансовых операциях и пр. В рамках античного полиса жадность порицалась системно (и как было показано выше это порицание было формализовано), потому что представляло угрозу для выживания полиса. Ветхозаветная этика отличалась от приведенной выше античной, в частности, несмотря на то, что жадность и алчность порицается в отдельных случаях или в целом как чувство: «И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть» ( Ис.56:11 ), «Жадный до наживы наведет на свою семью беду, а ненавидящий взятки будет жить» ( Притч.15:27 ), «Жадный человек разжигает ссоры, а полагающийся на Господа будет процветать» ( Притч.28:25 ), «Кичится нечестивый страстями своей души, жадный до наживы клянет и ругает Господа» ( Пс.9:24 ). Однако, на уровне выражения жадности в видимом мире ветхозаветная этика в некоторых случаях расходится как с античной, так и с христианской – в случае с античной трактовой жадность и противостояние ей имеет ярко выраженное социальное измерение и значение, в то время как в Ветхом Завете жадность это в первую очередь индивидуальное чувство и определенная (греховная по своей сути) манера поведения отдельных людей.

http://azbyka.ru/zhadnost

Указатель имен Августин Аврелий (354–430), христианский теолог и философ, представитель христианской патристики. Авель (библ.), второй сын Адама и Евы, «пастырь овец», убитый своим старшим братом Каином ( Быт.4:2–8 ). Авраам (библ.), родоначальник еврейского народа. Адам (библ.), первый человек, созданный Богом и вместе с Евой изгнанный из Рая. Адлер Альфред (1870–1937), австрийский врач и психолог, основатель школы «индивидуальной психологии». Алданов (наст. фамилия Ландау) Марк Александрович (1886–1957), русский писатель и публицист, с 1919 г. в эмиграции. Александр из Гэльса, Александр Гэльский (ок. 1185–1245), средневековый богослов и философ, основатель францисканской школы в Парижском университете, которому приписывается обширный труд «Сумма теологии», составленный его последователями. Александр I (1777–1825), российский император с 1801 г. Александр II (1818–1881), российский император с 1855 г. Алексеев Николай Николаевич (1879–1964), русский философ и социолог, близкий друг и родственник Б. П. Вышеславцева . Анаксимандр (610 – ок. 540 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ансельм Кентерберийский (1033–1109), теолог, представитель схоластики. Аполлон (миф.), бог солнечного света, бог прорицатель и врачеватель, покровитель музыки и поэзии («Мусагет», т. е. «водитель Муз»), сын Зевса и Латоны. Арджуна, в древнеиндийской мифологии герой, третий среди братьев-пандавов, идеальный воин, у которого сила и мужество сочетаются с благородством и великодушием. Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ. Аристофан (ок. 445 – ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, одно из действующих лиц диалога Платона «Пир». Архимед (ок. 287–212 до н. э.), древнегреческий ученый, математик и механик, убитый римским солдатом при взятии Сиракуз. Аскольдов (наст. фамилия Алексеев) Сергей Александрович (1871–1945), русский философ. Афина (миф.), дочь Зевса, родившаяся из его головы, богиня мудрости. Бакунин Михаил Александрович (1814–1876), русский революционер, мыслитель, теоретик анархизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Терри Л. Мизи, Гари Р. Хабермас Скачать epub pdf Часть первая. Свидетельства философии Глава первая. Существование Бога: важность вопроса Введение: Важность вопроса Существование Бога и опыт Существование Бога и Священное Писание Существование Бога: личное значение Введение: важность вопроса Со времени возникновения философии, начиная с Сократа (при-близ.470–399 до н.э.) или Платона (427–374 до н.э.) и далее, через века, следуя путем Аристотеля (384–322 до н.э.), Блаженного Августина (354–430 н.э.), Фомы Аквинского (1224/5–1274), Джона Локка (1632–1704), Эммануила Канта (1724–1804), и многих других мыслителей, философия стремилась распознать существование сверх-физической реальности. 9 Вопрос о существовании Бога и о том, что мы можем о нем знать, будоражил, даже вдохновлял мыслителей на протяжении тысяч лет. «Существует ли Бог?» – это, похоже, самый важный вопрос, который мы можем задать по отношению как к высшей реальности, так и к повседневной личной жизни. За исключением периода последних двухсот лет (после Канта), развитие философии как формы мышления определялось, в основном, теми же вопросами, что и развитие богословия. Вся история философской мысли «вопиет» о важности этого вопроса. Даже Фридрих Ницше (1844–1900, известный как отец современного движения смерти Бога), пророчески предсказал свое сумасшествие: потеря Бога равнозначна безумию. 10 Когда человечество обнаружит, что оно утратило Бога, настанет вселенское безумие. Львиная доля философии Ницше основывается на отрицании того, что философия на протяжении тысяч лет считала Истиной. 11 Порой, во время просмотра вечерних новостей, кажется, что мы неумолимо приближаемся к этому предреченному сумасшествию. Существование Бога и опыт В последнее время считалось немодным говорить о том, что можно было бы «доказать» существование Бога. 12 Многие хорошие христиане, даже христианские философы ошибочно пытались сместить все «бремя доказательства» существования Бога исключительно на религиозный опыт. Это весьма плачевно как для христианской философии, так и для практического служения/евангелизма по нескольким причинам: 1) Опыт в чистом виде не является достаточным критерием истинности высказываний.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

У. Крейг, Дж. Морленд (ред.) 1. Проект естественного богословия Чарльз Талиаферро Естественное богословие – это практика философского размышления о существовании и природе Бога независимо от подлинного или мнимого божественного откровения или священного писания. Обычно естественное богословие связывают с оценкой аргументов за и против существования Бога и противопоставляют богооткровенному богословию, которое может разрабатываться в контексте явленного откровения или Священного Писания . Так, богооткровенное богословие может принять в качестве авторитетных определенные утверждения Нового Завета об Иисусе, а затем построить философскую или богословскую модель для понимания того, каким образом Иисус может быть и человеком, и Богом. Естественное же богословие разрабатывает аргументы, касающиеся Бога, исходя из существования космоса, из самого понятия Бога и из различных черт природы космоса, таких как его явная упорядоченность и ценность. На Западе и на Ближнем Востоке естественное богословие часто разрабатывалось в связи с теистическим представлением о Боге, то есть в связи с Богом иудаизма, христианства и ислама. Но естественным богословием занимались также те, кто отвергал такие религиозные традиции (так, Вольтер (1694–1778) был сторонником теистического естественного богословия, однако не принимал христианского откровения); кроме того, философы пользовались естественным богословием, чтобы привести аргументы в пользу того, что естество и свойства Бога не вполне таковы или вовсе не таковы, какими рисует их ортодоксальная теология. Философское учение о Боге, разработанное Спинозой (1632–1677), служит примером естественного богословия, в котором Бог предстает совершенно отличным от теизма иудейских и христианских современников этого мыслителя. Платон (428–348 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.) и их последователи в античной и средневековой философии разработали веские аргументы в пользу существования Бога, не опираясь на откровение. Ансельм Кентерберийский (1033–1109), Фома Аквинский (1225–1274) и Дунс Скот (1266–1308) относятся к наиболее знаменитым западным мыслителям, внесшим вклад в естественное богословие. Мусульманская философия также была богатой почвой для естественного богословия, особенно для космологических теистических аргументов. Отчасти это, пожалуй, связано с тем, что такие философы, как Ибн Сина (или Авиценна, 980–1037), особенно подчеркивали тезис о необходимой, неконтингентной реальности Бога в отличие от контингентного космоса.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nov...

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О БОГЕ В ОТНОШЕНИИ ЕГО К МИРУ И ЧЕЛОВЕКУ РАЗДЕЛ I. БОГ КАК ТВОРЕЦ И ПРОМЫСЛИТЕЛЬ МИРА Глава 1. Бог как Творец мира Православное богословие учит, что Бог является Первопричиной – Виновником бытия мира. Другими словами, мир как совокупность всего конечного бытия, существующего в пространстве и во времени, имеет причину своего бытия в Боге. Мир не возник сам собой, самопроизвольно или случайно. В Священном Писании можно найти множество свидетельств того, что мир сотворен Богом: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ); Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Пс.134:6 ); Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ); Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое ( Кол.1:16 ). Происхождение мира от Божественного первоначала признается в той или иной степени практически всеми религиозными и многими древними философскими учениями. По содержанию учения эти различны. 1.1. Нехристианские концепции происхождения мира 1.1.1. Дуализм Термин «дуализм» происходит от латинского слова dualis (двойственный). Дуалистические учения предполагают существование двух равноправных начал – духа и материи, идеального и материального, бога добра и бога зла, познающего субъекта и познаваемого объекта и т. д. Существуют различные формы этих учений, по-разному раскрывающих картину происхождения мира. Дуализм греческой античной философии Согласно одной из распространенных в античности гипотез происхождения мира, мир мыслится как результат воздействия божественного начала на бесформенную материю, извечно существующую наряду с этим началом, т. е. признается совечность двух иноприродных начал. Наиболее детально подобный взгляд представлен у Платона (428–348 гг. до P. X.) и Аристотеля (384–322 гг. до P. X.). В диалоге Платона «Тимей» мироздание представлено в виде следующей картины. Существует высший неизменный мир божественных идей. Уровнем ниже пребывает некий Демиург 534 , который мыслится как создатель низших богов, мировой души, вселенной и человека. В отличие от христианского Бога Творца, Демиург не является всемогущим. Он не может творить все, что хочет, не может творить мановением своей воли, ему приходится преодолевать сопротивление косной материи – бесформенной, вечно находящейся в хаотичном движении. Материя, по Платону, есть «не сущее» (τ μ ν), однако не абсолютно «не сущее»: она называется таковой только по сравнению с истинно существующим, т. е. с миром идей. Вещи, возникающие в результате деятельности Демиурга, возделывающего материю по образцам вечных божественных идей, представляют собой тени, несовершенные копии этих идей, или эйдосов (εδος) 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

пер. Г.А. Тароняна 3. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) а) Политика VII, 13, 1–2, 1332b 12 сл. (...) Поскольку всякое государственное сообщество состоит из правящих и управляемых, то теперь следует рассмотреть, взаимочередующимися ли должны быть правящие и управляемые или неизменными пожизненно. Ясно ведь, что и воспитание должно будет следовать соответствующее этому разделению. Стало быть, если бы одни были настолько отличающимися от других, насколько, по нашему мнению, боги и герои отличаются от людей, имеющие большое превосходство, прежде всего, по телу, затем по душе, так что превосходство правящих было бы бесспорным и явным для управляемых, то ясно, что было бы лучше, чтобы неизменно одни были правящими, а другие управляемыми раз и навсегда. А поскольку это нелегко встретить и не бывает так, как это, по словам Скилака, бывает у индов, у которых цари столь отличаются от управляемых, то ясно, что по многим причинам необходимо, чтобы все наравне были поочередно правящими и управляемыми. (...) б) Большая энциклопедия I, 17, 1189а, 16–22 (...) Таким образом, поскольку свобода выбора не есть ничто из этого 60 , то, может быть, то, что в соответствии с размышлением, составляет содержание свободы выбора? Или тоже нет? Мы ведь о многом размышляем и составляем мнения в соответствии с размышлением. Так разве во всем том, о чем мы размышляем, мы осуществляем и свободу выбора? Или нет? Мы ведь часто обсуждаем то да се у индов, но отнюдь не осуществляем и свободы выбора. Следовательно, и размышлением тоже не является свобода выбора. (...) в) Метеорология I, 13, 350а, 15 сл. (...) Поэтому, как мы сказали, самые большие реки текут, по-видимому, с самых больших гор. (...) Так вот, в Азии больше всего рек и самых больших течет, по-видимому, с горы, называемой Парнасе, а признается, что это самая большая из всех гора на зимнем востоке. (...) Течет с него и Инд, из всех рек самый полноводный поток. (...) II, 5, 362Ь, 21 сл. (...) Ведь пространство от Геракловых Столпов до Индийской земли больше пространства от Эфиопии до Меотиды и окраин Скифии, чем отношение пяти к трем, если считать пространство и по морю, и по суше, насколько возможно определять с точностью подобные пространства. В ширину-то до необитаемых мест мы знаем ойкумену: тут дальше не живут из-за холода, там – из-за жары 61 . А за пределами Индийской земли и Геракловых Столпов из-за моря, по-видимому, нет соединения в сплошной пояс всей ойкумены. (...) г) О небе 62

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010