Venerable Arsenius the Great Commemorated on May 8 Saint Arsenius the Great was born in the year 354 at Rome into a pious Christian family, which provided him a fine education and upbringing. He studied rhetoric and philosophy, and mastered the Latin and Greek languages. Saint Arsenius gave up philosophy and the vanity of worldly life, seeking instead the true wisdom praised by Saint James “pure, peaceable, gentle, and easy to be entreated, full of mercy and good fruits” (Jas. 3:17). He entered the ranks of the clergy as a deacon in one of the Roman churches, dedicating himself to the service of God. The emperor Theodosius (379-395), who ruled the eastern half of the Roman Empire, heard about his erudition and piety, and he wished to entrust Arsenius with the education of his sons Arcadius and Honorius. Arsenius, however, protested that he had given up secular studies in order to serve God. Against his will, but in obedience to the will of Pope Damasus (December 11), Saint Arsenius agreed to teach the imperial children, hoping to teach them Christian piety as well. When he arrived at Constantinople, Arsenius was received with great honor by the emperor Theodosius, who charged him to educate his sons not only in wisdom, but also in piety, guarding them from the temptations of youth. “Forget that they are the emperor’s sons,” said Theodosius, “for I want them to submit to you in all things, as to their father and teacher.” With fervor the saint devoted himself to the education of the youths, but the high esteem in which he was held troubled his spirit, which yearned for the quietude of monastic life. Saint Arsenius entreated the Lord to show him the way to salvation. The Lord heard his prayer and one time he heard a voice telling him, “Arsenius, flee from men, and you shall be saved.” And then, removing his rich clothing and replacing it with old and tattered garments, he secretly left the palace, boarded a ship for Alexandria, and he made his way to Sketis, a monastery in the midst of the desert.

http://pravoslavie.ru/103583.html

361-362 362-367 367-371 ОСВАЛЬД (920-992, Вустер), св. (пам. зап. 28/29 февр.), еп. Вустерский (с 961) и архиеп. Йоркский (с 971) 371-372 ОСВОБОЖДЕНИЯ ТЕОЛОГИЯ богословское течение, возникшее в Лат. Америке во 2-й пол. XX в., основной задачей к-рого является осмысление христ. вести в контексте совр. проблематики социального неравенства 372-374 ОСЕТИНСКАЯ ДУХОВНАЯ КОМИССИЯ орг-ция, основанная Правительством Российской империи при участии груз. духовенства для просвещения горских народов на Кавказе 374-376 ОСИЙ († кон. 357 или 358), свт. (пам. 27 авг. и в воскресенье перед 12 окт.- в Соборе святых, в земле Испанской и Португальской просиявших), еп. Кордубы (ныне Кордова, Испания), сподвижник имп. Константина I Великого (306-337), участник арианских споров 376-379 ОСИНИН Иван Терентьевич (1833 - 188), магистр богословия, тайный советник, государственный и общественный деятель 379-382 382-385 ОСИОС ДАВИД (мон-рь Латому, Латомон, Латомос, мон-рь прп. Давида), церковь в Фессалонике, в верхней части города, в р-не Ано-Поли; бывший кафоликон визант. мон-ря Латому 385-387 ОСИОС ЛУКАС действующий муж. мон-рь, расположен в Центр. Греции в Беотии, недалеко от ее границы с Фокидой, принадлежит Фиванской и Ливадийской митрополии Элладской Православной Церкви 387-391 ОСИОС МЕЛЕТИОС жен. действующий мон-рь, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви 391-393 393-394 ОСИРИС древнеегип. бог загробного мира и покровитель умерших, олицетворение производительных сил природы 394-395 ОСИЯ ветхозаветный прор. (пам. 17 окт.), согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг малых пророков 395-413 413-414 414-435 ОСМОГЛАСИЕ система организации церковных напевов на 8 гласов, имеющих индивидуальные мелодико-формульные ладовые характеристики 435-441 ОСМОГЛАСНИК в рус. церковно-певч. традиции-песнопение, разделенное на 8 частей, каждая из к-рых распета на один из гласов 441-443 443-444 ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ Основное богословие, богословская дисциплина, задачей к-рой является анализ фундаментальных положений христ. вероучения с позиции интеллектуальных, моральных, культурных и др. общепризнанных норм и критериев

http://pravenc.ru/vol/LIII.html

Апостолов (так наз. двукратного) и другого 879 г. в храме св. Софии. Несколько канонов было составлено не соборами, а отдельными отцами церкви, которые писали их обыкновенно в виде ответов на вопросы, кем либо предложенные, Эти ответы или пастырские послания сначала имели значение частного мнения или местного распоряжения; но Трулльский собор 692 г. усвоил им значение правил обязательных, наравне с правилами соборными. 2-м правилом Трулльского соб. такое значение дано правилам свв.: Дионисия Александрийского († 265), Григория Неокесарийского († 270), Петра Александрийского († 311), Афанасия Александрийского († 373), Василия Великого († 379), Тимофея Александрийского († 385), Григория Богослова († 389), Амфилохия Иконийского († 395), Григория Нисского († 395), Феофила Александрийского († 412), Кирилла Александрийского († 444), Геннадия Константинопольского († 471); впоследствии сюда же отнесено послание Тарасия Константинопольского к папе Адриану († 809). Кроме того Трулльский собор включил в число канонов правило Константинопольского соб. при патриархе Нектарии 394 г., а также постановление Киприана Карфагенского и бывшего при нем Карфагенского собора 255 г. Начиная с X в. органом законодательной деятельности в восточной церкви служит постоянный синод епископов при Константинопольской патриаршей кафедре. 2. В римско-католической церкви. Западная половина христианской церкви, называемая теперь католическою, в период вселенских соборов составляла нераздельную часть вселенской церкви, поэтом главные источники церковного права в западной церкви были те же, что и в восточной; но были у нее и не маловажные особенности в этом отношении 9 . Кроме того, на Западе признавались за источник права правила многочисленных поместных соборов, неизвестных на Востоке. Со времени разделения церквей созвание соборов, именуемых на Западе вселенскими, не прекратилось. Всех вселенских соборов римско-католическая церковь насчитывает 22 (последний был в 1869–70 г. – Ватиканский 10 , при чем особенное значение для римско-католической церкви имеют правила или декреты Триденского собора (1545–1563 г.), пересмотревшего и упорядочившего во многих пунктах дисциплину западной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Церкве божественный иерарх, и премудрости честный тайноглагольник, ниссийский бодрый ум Григорий, со ангелы ликовствуя, и наслаждаяся божественным светом, молится непрестанно о всех нас. Другой кондак, глас 1: Оком душевным бодрствуя святителю, бодр пастырь явился еси миру: и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим, вся отгнал еси злославныя яко волки, невредно соблюд стадо Григорие всемудре. 388 Философия (в переводе с греч. любомудрие) – наука мудрости – занимается, на основании изысканий человеческого разума, высшими, отвлеченными вопросами бытия: о сущности бытия, о Боге, о начале и законах мира и человека, о предназначении человека и конечных целях существования мира и т.д. 389 Юлиан Отступник – римский император, царствовал с 361 по 363 г. Не воздвигая открытого гонения на христиан, он, однако, стремился истребить христианство и восстановить язычество, для чего принимал всяческие меры. 391 Это было в начале 372 года. Нисса – город в северо-западной части Каппадокии (обширной восточной области Малой Азии). 393 Арианская ересь получила свое название от александрийского пресвитера Ария, учившего, что Сын Божий не рождается предвечно от Бога Отца, а сотворен Им из небытия во времени, не единосущен и не равночестен Ему. Эта ересь клонилась к ниспровержению всего христианства. 394 Понт – северо-восточная область Малой Азии, на берегу Черного моря, от которого и получила свое наименование (Понт – в переводе с греч. – означает собственно море, и Черное море в древности именовалось Понтом Евксинским). 395 Анкира – весьма древний цветущий город Галатии (небольшая провинция Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией, в средней части Малой Азии) – ныне Ангора, до сих пор остается одним из важнейших торговых городов Малой Азии. Собор в Анкире против святого Григория и низложение его последовали в 375 г. 398 Плодом беседы святого с его умирающей праведной сестрой было впоследствии сочинение Григория о «душе» и «воскресении». 400 Феодосий Великий – римский император – царствовал с 379 по 395 г.; был ревностным покровителем христианства и поборником православия против еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Cod. 122–102), из книг против Аполлинария (у Леонтия De sect. Libr. 3). Два последние сочинения (о других см. Assemani Bibl. Or. Т. 3. Р. 1. р. 28. Fabr. Bibl. 9. 278) во время споров с Несторием возбуждали обвинение против Диодора, как против предшественника Несториева. Это обстоятельство и навело на Диодора тень, несовместную с светоносным значением отца Церкви. н) Филастрий, Бриксийский епископ, жаркий обличителя ариан († 392). Оставил «Книгу о ересях» (изд. int. Op. Quirini Brixiae 1738, in Migne Patr. lat. T. 12). о) Немезий, префект Каппадокийский, к которому писал св. Григорий Наз. (бр. 79. 183–185), потом епископ Эмесский. Писал «О природе человека» (ed. in Ducdi Auct. Paris. 1624). п) Дидим, с 4-х лет слепец, по познаниям в грамматике, риторике, диалектике, географии, астрономии, в Свящ. Писании – чудо века, строгий подвижник, прозрел гибельную смерть Юлиана и умер в 395 г. (Палладий в 4-й кн. Лавсаика; Созомен 3, 15; 6, 2; Иероним De vir. illustr. 109; Руфин 2, 7); писал между прочим: Объяснение на Собор. посл. (Colon. 1531–8; Lücke quaestiones ac vindiciae Didymianae Gott. 1829–1832. 4 P.); о Св. Троице (ed. Mingarelii, Bonon. 1769); о Св. Духе (Colon. 1531, Helmstad. 1614); против манихеев (ed. Combefis. auct novis. T. 2, 1672; Galland. Bibl. Patr. T. 6; у последнего, как и у Миня, собраны и все другие сочинения). За уважение к Оригену Дидим подвергался нареканиям (Иероним Adv. Rufin. 2. p. 409;3. p. 463). p) Тимофей, с 379 г. преемник брата своего Петра на кафедре Александрийской; тех же расположений, как и брат, против св. Григория Богослова . Его канонические ответы у Вальсамона, в Беверджиевых Пандектах и в книге правил; письмо к Диодору Тарскому у Факунда 4, 2, изд. в 7 т. Галланд. библиот. Страд. мч. Мины в ркп. (Fabr. Bibl. 6, 549). В армянском переводе V в. сохранились: жизнь св. Афанасия; два слова о Пресвятой Деве (Neuman. Gesch. d. Armen. Litt. S. 77. с) Вигилий, Тридентский епископ († 402), писавший два письма о мучениях Сисиния и др. (изд. у Руипарта Act.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Августином и диак. Павлином. Сам Амвросий не руководствовался какими-либо личными интересами в данном случае ( Campenhausen H., von. Ambrosius von Mailand als Kirchenpolitiker. B.; Lpz., 1929. S. 216-217). С др. стороны, согласно существующей тогда на Западе традиции, останки святых не следовало извлекать из могил и переносить в церковь для поклонения ( Delehaye. Origines. 1933. P. 78). Спустя почти 10 лет после нахождения мощей Г. и П. свт. Амвросий обнаружил в Медиолане останки 2 др. мучеников - Н. и К. Это событие описал очевидец происшедшего - диак. Павлин, к-рый сообщил, что после смерти имп. Феодосия I Великого (379-395) епископ перенес в базилику св. Апостолов мощи Н., найденные им в саду за стенами Медиолана. Когда могила была открыта, все присутствующие там почувствовали благоухание. Амвросий увидел отделенную от туловища нетленную голову Н. с хорошо сохранившимися бородой и волосами и кровь мученика, к-рая была настолько свежа, словно святой пролил ее в тот же день ( Paulino. Vita di Ambrogio. 32. R., 1975). После того как мощи Н. положили на носилки, Амвросий отправился помолиться в некое место в том же саду. За ним последовали все остальные, поскольку прежде епископ не имел обыкновения молиться там. На основе этих обстоятельств Павлин сделал вывод, что епископ узнал из откровения, где находятся мощи К. Местные сторожа рассказали Амвросию, что их предки завещали им никогда не покидать сад, т. к. там спрятано величайшее сокровище. При перенесении мощей в базилику св. Апостолов некий одержимый нечистым духом стал кричать, что Амвросий мучает его. Епископ приказал бесу замолчать, сказав, что его терзает не он, а вера святых и собственная зависть, поскольку диавол видит, как люди восходят туда, откуда сам он был низвержен. Тотчас бесноватый упал на землю и не смог больше произнести ни слова ( Paulino. Vita di Ambrogio. 33. R., 1975). Почитание Н., Г., П. и К. довольно быстро получило распространение на Западе, а затем и на Востоке, в связи с чем возникла необходимость создать агиографические произведения, в к-рых рассказывалось бы о жизни и мученической кончине этих святых. На основе наиболее ранних источников об обретении их мощей (Послание свт. Амвросия к Марцеллине, «Житие Амвросия» диак. Павлина, «Исповедь» блж. Августина) были составлены сказания на лат. и греч. языках, где изначально Г. и П., Н. и К. не были связаны. Латинская агиографическая традиция

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Авторитет схим. Митрофана после кончины св. Паисия был очень велик. В частности, он помогает скиту Пояна Мерулуи, духовно близкому паисиевской общине. Это видно из адресации рукописей, записи из которых представлены ниже. Последняя датированная рукопись 1818 г. написана уже 81-летним старцем. Таким образом, схим. Митрофан представляется нам верным последователем и сотрудником прп. Паисия, пострадавшим за следование заветам своего старца и распространение его переводов. Он прожил долгую жизнь и был наставником и укрепителем традиций паисиевского братства. В результате работы в архивах России, Греции и балканских стран выявлено 28 написанных Митрофаном рукописей. Замечательно, что книги, написанные им, попали и в БАНР Румынии, имеются в России, Болгарии и Святой Горе Афон. Все рукописи написаны Митрофаном очень качественно, ровным понятным почерком. Иногда, по паисиевской традиции, он переписывает вместе с другим писцом, например со схим. Афанасием, схим. Платоном, схим. Климентом, а также с монахами Кириаком и Назарием. Рассмотрим кратко содержание и любопытные записи писца . Анализ последних позволяет лучше прояснить некоторые детали биографии схим. Митрофана за почти пятидесятилетний период деятельности.   БМН, 18. 1771 г. Прп. Максима Исповедника слово постническое . БАНР, slav. 373. 1773-74 гг. Беседы прп. Макария Великого и слово постническое свт. Василия Великого . БАНР, slav. 379. 1774 г. Слова постнические прп. Исаака Сирина (1-й перевод св. Паисия) . БМН, 15. 1774 г. Прп. Григория Синаита поучения . БМН, 211. 1775 г. Прп. Петра Дамаскина книга первая . БАНР, slav. 395. 1775 г. Прп. Петра Дамаскина книга 1-я . БМН, 199. 1778 г. Прп. Каллиста Ангеликуда поучения . БМН, 101. 1781 г. Никифор Феотоки. Ответ православного о насилии католиков. БАНР, slav. 384. 1781 г. Сборник аскетический . НАРМ 2119.2.16. 1781 г. Сборник аскетический . NMH, slav 23, 1781 г. Прп. Григория Синаита поучения . БМН, 122. 1782 г. Свт. Григория Паламы поучения . БАНР, slav. 375. 1784 г. Сборник аскетический .

http://bogoslov.ru/article/6194467

В то время племена готов начали войну против Византии и, захватив Фракию, отправились на Константинополь. При выходе византийских войск из столицы, преподобный Исаакий обратился к императору Валенту с такими словами: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество, однако император не обращал внимания на слова монаха и самоуверенно продолжал путь. Более того, рассерженный Валент приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником; выйти из него было невозможно, так как на дне оврага было болото. Однако преподобный помощью Божией остался жив. С трудом он выбрался из рва, догнал императора и снова сказал ему: «Ты хотел погубить меня, но святые ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и содержать в заточении до своего возвращения. Пророчество святого вскоре сбылось: в сражении готы стали одерживать победу я преследовали греческие войска, а укрывшийся в сарае с соломой император вместе с военачальникомарианином были сожжены наступавшими. Так преподобный Исаакий «явился воистину пророком славным». Вскоре после известия о гибели императора святой был освобожден и отныне почитался как пророк Божий. Святой Феодосии Великий (379–395) после своего избрания на царский престол призвал к себе преподобного старца Исаакия по просьбе Сатурнина и Виктора и, встретив его с великой честью, просил его благословения и святых молитв. По совету преподобного император созвал Второй Вселенский Собор в 381 году в Константинополе, на котором святой Исаакий был решительным противником ереси арианства. После окончания собора сторонники еретика Ария были изгнаны из Константинополя, а храмы были возвращены православным. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор просили святого не покидать города и ограждать его своими молитвами. Для этого они построили старцу жилище в предместье Константинополя. К святому Исаакию стали собираться иноки, и постепенно на месте их поселения возникла обитель, игуменом и духовным наставником которой был сам преподобный. Он духовно окормлял также и мирян, помогая бедным и страждущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Император Маркиан (450–457) утверждает идею власти императора ромеев установлением коронации (450) 236 . Он принимает корону из рук патриарха Анатолия (449–458). По примеру ветхозаветных израильских царей патриарх помазывает императора святым миром. Тем самым Понтифекс Максимус получает освящение на управление христианским государством. В свою очередь он обязуется заботиться о чистоте веры и нравственности народа. Он же защитник христианского населения империи от иноверцев. Позднее патриарх Фотий (858–867 и вторично 878–886) в своем «Номоканоне» развивает теорию христианского государства, обосновывает приоритет власти христианского императора и уточняем правовые отношения между царем и патриархом 237 . Если императоры Константин Великий (324–337) и Феодосий Великий (379–395) предоставляли Церкви материальные средства и правовые льготы, содействовавшие интенсивному распространению христианства в империи, то коронованные императоры проявляют деятельность во всех областях внутренней жизни Церкви. Император Юстиниан издает указ, в котором предает анафеме Нестория и Ввтихия, он же составляет вероучительный гимн «Единородный Сыне», ему же принадлежит ряд новелл (новых законов), касающихся брачного права, церковной дисциплины и даже чисто литургических вопросов. Так, например, когда в нарушение древней традиции гласного чтения анафоры некоторые епископы и священники стали читать их тайно, Юстиниан издал распоряжение: «Повелеваем, чтобы все епископы и пресвитеры не тайно совершали Божественное приношение и бывающую при святом крещении молитву, но таким голосом, который хорошо бы был слышим верным народом, дабы души слушающих приходили от того в большее благоговение, богохваление и благословение» 238 . Многие императоры писали поучения народу по тому или иному вопросу веры и нравственности 239 . Некоторые сочиняли церковные гимны. Юстиниан, кажется, был первым императором – церковным гимнографом. Позднее Лев Мудрый (886–911) написал одиннадцать евангельских стихир соответственно одиннадцати утренним воскресным евангельским чтениям. Сочинение этих стихир имело целью подготовить народ к слушанию соответствующего утреннего Евангелия. Он же написал стихиру «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся» 240 . Стихира была предназначена для пения в день Святой Троицы и со стороны содержания представляла суммарное изложение ипостасных свойств Триединого Бога. Льву принадлежит и канон Божией Матери гласа 4-го «Отверзу уста моя» 241 . Сын Льва Мудрого император Константин VII Порфирородный (913–959) сочинил екзапостиларии к одиннадцати евангельским стихирам 242 . Кроме того, он писал духовные беседы, в которых наставлял народ в христианском доброделании (см., например, беседу о проведении Великого поста, сказанную императором в Мангаврском дворце 243 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

К средненабатейскому периоду относятся некоторые крупные постройки, в т. ч. расположенное в самой высокой части города прямоугольное здание с окружающими его комнатами, напоминающее крепость. В то же время появились набатейская круглая башня со ступенчатым подъемом, а также ряд зданий, на месте которых позднее были выстроены христ. базилики. В поздненабатейский период М. был существенно перепланирован. Главная улица, проложенная с севера на юг, отделила кварталы общественных зданий от жилых районов, на западе от нее были сооружены 3 больших здания. В позднеантичный период в М. появились христ. храмы. Наиболее значительны из них 2. По найденным в кладке стен монетам Негев датирует их строительство эпохой визант. имп. Феодосия I (379-395). Восточная церковь Расположена на самой высокой точке города, на месте набатейской цитадели. Она представляет собой комплекс зданий, в к-рый входят основное церковное помещение, боковая капелла, баптистерий, пристройки (возможно, монастырские), башня (могла быть колокольней) и небольшие термы. Размеры комплекса довольно крупные, 55 ´ 35 м. Строительная техника и качество постройки высокого уровня. Внешние стены возведены из хорошо обработанных квадров известняка. Их поверхность разделена плоскими лопатками, к-рые украшены розеттами в типичном набатейском стиле. Лопатки или пилястры такого типа редко использовались в ранневизант. архитектуре. В Палестине есть лишь несколько подобных примеров (храм св. Иосифа в Назарете), однако пилястры находили применение в декоре синагог IV-VI вв. в Галилее. В целом композиции из пилястр характерны для александрийской школы эллинистического и рим. периодов, откуда они и были скорее всего заимствованы в эту эпоху. К базилике с сев. стороны ведет широкий лестничный пролет. Главный тройной вход из-за особенностей рельефа находился не на западной, а на сев. стороне атриума. С зап. стороны были асимметрично расположены второстепенные входы; к ним вел узкий лестничный подъем. Атриум храма был оформлен 4 колоннадами, образующими квадрат. В центре атриума была устроена глубокая 4-метровая цистерна (6×5 м). Ее перекрытие поддерживалось 4 арками. Видимо, центральная часть атриума оставалась открытой, а боковые помещения были перекрыты.

http://pravenc.ru/text/2561798.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010