Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВПРАКСИЯ Евпраксия († ок. 393), прп. (пам. 12 янв.), мать прп. Евпраксии (пам. 25 июля). Сведения о Е. содержатся в Житии ее дочери (BHG, N 631-631m). Наиболее полное описание, по-видимому, находится в неизданном тексте (BHG, N 631b) - Житии Антигона сенатора, жены его Е. и дочери их Евпраксии. Согласно Житию прп. Евпраксии, ее мать Е., богобоязненная христианка, была знатного происхождения и вступила в брак с сенатором Антигоном, родственником имп. Феодосия I Великого (379-395), наместником Ликии. Благочестивые супруги раздавали свое имущество нищим, после рождения дочери они решили жить в браке как брат и сестра. Через год Е. овдовела; не захотев 2-й раз вступать в брак, к к-рому ее склоняла императрица, она вместе с малолетней дочерью покинула К-поль и отправилась в Египет, в район Н. Фиваиды, где у нее были обширные владения. Е. посещала мон-ри и церкви, делая щедрые пожертвования. Придя в жен. обитель, где подвизалось ок. 104 монахинь (в Житиях святых, составленных свт. Димитрием Ростовским, упом. 130 монахинь - С. 574), Е. и Евпраксия были поражены строгостью устава. Мать хотела принести щедрый дар в 20 или 30 литр золота, чтобы сестры молились о ней, о ее дочери и об Антигоне, но Феодула, настоятельница мон-ря, сказала, что примет только немного елея для лампад и фимиам. Через некоторое время Евпраксия, к-рой не исполнилось и 7 лет, пожелала остаться в обители. После ухода дочери в мон-рь Е. продолжала путешествовать по мон-рям Египта и помогать нуждающимся, она усилила свой духовный и телесный подвиг, не пила вина, не вкушала ни мяса, ни рыбы и принимала пищу 1 раз в день, вечером. Прошло неск. лет, и Феодуле во сне было открыто, что через 3 дня Е. отойдет ко Господу. Настоятельница объявила Е. о близости ее кончины. Е. дала последние наставления дочери и с миром почила. Она была похоронена в обители, где подвизалась прп. Евпраксия. В нек-рых рукописях Синаксаря К-польской ц. (кон. X в.) семейства М (по классификации И. Делеэ) под 11 янв. содержится указание на некую св. Евпраксию без к.-л. пояснений, является ли она матерью прп. Евпраксии или речь идет об одной и той же святой (т. е. о Евпраксии-дочери). В совр. календарях Греческой Церкви Е. не упоминается.

http://pravenc.ru/text/187263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ, НЕСТАВ И ЗИНОН [греч. Ευ j σβιος, Νεστβος, Ζνων] († 361-362), мученики Газские (пам. греч. 21 сент.). Церковный историк Созомен сообщает ( Sozom. Hist. eccl. V 9), что во время гонения имп. Юлиана Отступника (361-363) братья-христиане Е., Н. и З. в Газе (Палестина) сначала были брошены в темницу и подвергнуты побоям, а затем растерзаны толпой язычников, обвинивших их в том, что они «пользовались обстоятельствами прошедшего времени для истребления и оскорбления язычества» (в правление имп.-христианина Констанция II, при к-ром имперское правительство, формально заявляя о своей терпимости к язычеству, под различными предлогами закрывало языческие святилища). Мучеников умертвили «жесточайшим образом»: их били палками и камнями, «женщины, выходя из-за станков, кололи их веретенами, а харчевники на площади то схватывали с очагов котлы горячей воды и выливали ее на мучеников, то пронзали их вертелами». Тела мучеников сожгли за городом в том месте, где обычно сжигали трупы павших животных, и перемешали их кости с останками верблюдов и ослов. Однако по Божественному откровению останки мучеников были найдены некой христианкой, проезжавшей в то время через Газу, и переданы их родственнику, к-рого также звали Зиноном. Во время расправы над мучениками он бежал в соседний г. Антедону, где также претерпел побои от язычников. При имп. Феодосии I Великом (379-395) Зинон стал епископом Газы (более вероятно, Маюмы Газской - газского порта, ср.: Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 1027), воздвиг за городом молитвенный дом, в к-ром поместил мощи мучеников вместе с останками исп. Нестора, к-рый при жизни был другом Е., Н. и З. Схваченный толпой вместе с братьями-мучениками, Нестор претерпел жестокие побои, но язычники, увидев его красивое лицо, сжалились и бросили его полуживого за городскими воротами. Он скончался в доме Зинона, несмотря на все усилия вылечить его. Юлиан Отступник, осудивший в послании к александрийцам убийство язычниками Александрийского еп. Георгия Каппадокийца (24 дек. 361), в послании к жителям Газы даже не упомянул о происшедшем событии. Более того, император сместил тогдашнего правителя пров. Палестина Первая за то, что последний, поступив по закону, взял под стражу нек-рых зачинщиков расправы над Газскими мучениками.

http://pravenc.ru/text/187384.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН I († 2.04.432, Неаполь), св. (пам. зап. 3 апр.), еп. Неаполя (с 404/5). Согласно краткой заметке в «Деяниях Неаполитанских епископов» (IX в.), И. был 14-м епископом Неаполя и занимал кафедру 27 лет. Однако в этом источнике святой ошибочно назван современником Римских пап Дамаса I (366-384) и Сириция (384-399), императоров Валентиниана I (364-375), Валента (364-378), Грациана (375-383) и Феодосия I Великого (379-395). Основным источником сведений об И. является послание пресв. Урания к Пакату о кончине св. Павлина, еп. Нолы. Ураний назвал И. среди епископов, присутствовавших при кончине Павлина 22 июня 431 г. Далее в послании сообщалось, что после смерти Павлин явился И. в Великий четверг и предсказал тому скорую кончину. И. созвал клириков и нищих для раздачи милостыни, после чего совершил мессу и с 6-го ч. пребывал в молитве. В Великую субботу во 2-м ч. он совершил торжественную мессу и затем скончался. На погребении епископа в день Пасхи присутствовало множество новообращенных христиан. В неаполитанском Мраморном календаре (IX в.) указана дата погребения (лат. depositio) «нашего епископа Иоанна» - 3 апр. На этот день пришлась Пасха 432 г.; т. о., И. скончался 2 апр. В «Деяниях Неаполитанских епископов» И. назван весьма строгим (tanta severitate) человеком, а также сообщается, что епископ первоначально был погребен рядом со св. Ианнуарием в церкви, построенной им после перенесения мощей этого святого из Путеол (ныне Поццуоли) в Неаполь. Церковь св. Ианнуария у подножия холма Каподимонте стала основой катакомб св. Ианнуария, служивших местом захоронения Неаполитанских епископов до IX в. Во время археологических раскопок, проводившихся с 70-х гг. XX в., подтвердилась важная роль И. в становлении почитания св. Ианнуария. В 1971-1973 гг. была изучена крипта V-VI вв. с 8 аркосолиями и 10 асимметричными нишами, украшенная фресками и затем мозаиками. Вероятно, это было место захоронения Неаполитанских епископов. В центральном аркосолии обнаружено мозаичное изображение епископа в паллии и с кодексом в руках, в надписи на эстраде аркосолия упоминается имя епископа - св. Иоанн. Крипта была связана с построенной над ней базиликой, на перекрытиях к-рой сохранились изображения Неаполитанских епископов, возможно также относящиеся к V в.

http://pravenc.ru/text/469732.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОКИЯ СВЯТОГО ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ (Мокион) [греч. Μωκον], храм во имя сщмч. Мокия Амфипольского (пам. 11 мая), пострадавшего в кон. III - нач. IV в. в г. Византий (буд. К-поль). Находился, вероятно, на юго-западе совр. Стамбула. По преданию, эту церковь построил основатель К-поля имп. равноап. Константин I Великий (306-337), причем в самом начале строительства города, т. е. ок. 330 г., за его стенами, неподалеку от места казни мученика. Он же перенес в храм мощи сщмч. Мокия и положил их под алтарем. Однако самые ранние источники, фиксирующие это предание, относятся к VIII в. (Παραστσεις σντομοι χρονικα (ок. 750) см.: Patria CP. Pt. 1. P. 19-20); в них сообщается также, что равноап. Константин перестроил под храм во имя Мокия бывшее святилище Зевса. В Хронике Псевдо-Симеона (X в.) есть сведения о том, что языческий храм, на основании к-рого возник Мокион, был посвящен не Зевсу, а Гераклу ( Theoph. Contin. P. 478). Главными праздниками в Мокионе были память сщмч. Мокия и официальный день основания столицы (11 мая) и Преполовение Пятидесятницы; кроме того, в Мокионе особо отмечали память некоторых святых, напр. сщмч. Лукиана Антиохийского Также, согласно поздним источникам, при имп. Феодосии I Великом (379-395) храм был отдан изгнанным из К-поля арианам, к-рые занимали его 7 лет и оставили из-за ветхости. Впервые храм был отремонтирован при имп. Маркиане (450-457). Р. Жанен сомневается в том, что Константин I имел отношение к постройке этой церкви, т. к. более ранние источники, напр. «Церковная история» Созомена (V в.), не называют храм в числе построек равноап. Константина, хотя перечисляют таковых немало; исследователь также подвергает сомнению и всю хронологию, изложенную в более поздних источниках. Храм во имя Мокия упомянут у Созомена в связи с погребением в нем егип. отшельников, прп. Аммония Долгого и Диоскора, еп. Гермопольского (Долгих или Длинных братьев; † ок. 403) ( Sozom. Hist. eccl. VIII 17). Т. о., с уверенностью можно сказать только то, что храм существовал в нач. V в., а определить точное время его строительства не представляется возможным. На рубеже V и VI вв., при имп. Анастасии I (491-518), рядом с храмом была сооружена большая цистерна, называемая «цистерна Мокия».

http://pravenc.ru/text/2564030.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАВРА [Греч. Μαρα] (кон. IV - сер. V в.), прп. К-польская (пам. 31 окт.; пам. зап. 30 нояб. (?)), диаконисса, игумения мон-ря мц. Мавры (К-поль). Сподвижница прп. Домники (пам. 8 янв.), в Житии к-рой (BHG, N 562, 562c, d, f) и содержатся основные сведения о преподобной. М. была язычницей, уроженкой г. Карфагена (Сев. Африка), происходила из знатного рода. Вместе с Домникой и еще 3 девами-язычницами (в источниках приводится разное число спутниц М. и Домники) она приехала в К-поль, желая принять христианство. Их наставил в вере и крестил архиеп. К-польский Нектарий (381-397), к-рому было некое откровение о Домнике и М.; их он после крещения посвятил в диаконисы. Имп. Феодосий (вероятно, Феодосий I Великий (379-395), а не Феодосий II (408-450), как полагают некоторые совр. исследователи (ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 162)) выделил им участки земли за чертой города, на к-рых преподобные основали обители; М.- во имя мц. Мавры. Она была мудрой наставницей девам, стекавшимся под ее покровительство, и усердной молитвенницей. М. удостоилась блаженной кончины раньше прп. Домники († ок. 474), более точных указаний о времени кончины и возрасте М. нет. Основанная преподобной обитель скорее всего была посвящена мц. Мавре, пострадавшей с мужем Тимофеем в Фиваиде (см. в ст. Тимофей и Мавра , мученики (пам. 3 мая)). Точное место нахождения обители неизвестно. Церковь была реставрирована при имп. Юстиниане I (527-565). Мон-рь оказался в числе наиболее сильно пострадавших во время гонений при императоре-иконоборце Константине V (741-775). Согласно сведениям византийского историка Псевдо-Кодина (XIV в.), приводимым у Ш. дю Френа Дюканжа в «Истории Византии», инокини подверглись насилию и истязаниям, храм был разрушен. Впосл. обитель была восстановлена ( Du Cange Ch. Historia Byzantina: duplici commentario illustrata. P., 1680. Vol. 2. D. P. 155, 186). В зап. Мартирологах под 30 нояб. есть память Мавры К-польской, которая названа девой и мученицей. Трудно сказать, та ли эта святая, что и спутница прп. Домники. Поскольку другие одноименные святые в К-поле неизвестны, можно предположить, что мученицей М. названа по ошибке.

http://pravenc.ru/text/2561132.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Единство Империи и разделения христиан» Иоанна Мейендорфа — не просто ещё одно изложение истории Древней Церкви. Мейендорф пытается дать сбалансированную картину церковной истории, равно учитывающую как Запад, так и Восток, без обычных анахронизмов позднейших конфессиональных разделений. Как пишет сам автор: «проблема христианской историографии—как западной, так и восточной—в том, что авторы склонны рассматривать прошлое сквозь призму более поздних культурных и вероучительных разделений. Таким образом, стремление к равновесию продиктовано стремлением к подлинной христианской соборности; кроме того, это попытка соответствовать требованиям исторического метода и научности.[…] В мою задачу входит рассмотрение того периода истории Церкви, когда она— со своим богословием, своими учреждениями, богослужением и социальной деятельностью—вошла в общество Римской империи с ее политическими структурами, унаследованными от идеологии Рима. Этот период является решающим для нашего понимания Церкви сегодняшнего дня, и это касается не только особенностей в отношениях между Церковью и Государством, но также и тех решающих вероучительных выборов, которые выявились при расколах, разделивших христиан и до сих пор не изжитых. Церковь, неотделимая от своего Предания, не может решать сегодняшние проблемы без постоянного обращения к этим определяющим векам своего формирования […] Хронологическим началом моей работы могло быть как царствование Константина (305—337), давшего христианам религиозную свободу, так и царствование Феодосия I (379—395), первого крещеного христианина на императорском престоле, или же царствование Юстиниана I (527—565), подавившего последние остатки язычества и утвердившего законом существование Империи как монолитно христианского общества. В двух первых вступительных главах достаточно подробно анализируются идеологические и юридические принципы, установленные при Константине и Феодосии.

http://pravbiblioteka.ru/book/edinstvo-i...

Преподобный Иоанн в своих наставлениях заповедовал прежде всего иметь смирение 9 апреля. ПРАВМИР. Преподобный Иоанн Прозорливый Египетский родился в начале IV века, жил в городе Ликополе (Средний Египет) и был плотником. В возрасте двадцати пяти лет он ушел в монастырь, где принял монашеский постриг. В течение пятнадцати лет преподобный Иоанн подвизался в разных обителях, потом, желая полного уединения, удалился в Фиваиду на Волчью гору. В уединении святой Иоанн провел пятьдесят лет, никогда не оставляя места своих подвигов. С приходившими к нему людьми он беседовал через небольшое окошко, через которое принимал и приносимую ему скромную пищу. Преподобный Иоанн уже после тридцатилетнего пребывания в затворе сподобился от Бога благодатного дара прозорливости. Так, императору Феодосию Великому (379 — 395) он предсказал победу над его противниками, Максимом и Евгением, и победоносную войну против галлов. Многим, навещавшим его, он предсказывал события их жизни и давал наставления. Святой подвижник раздавал приходившим больным освященный елей, помазуясь которым, они исцелялись от различных недугов. Преподобный Иоанн предсказал иноку Палладию, описателю его жития, что он будет епископом. Предсказание прозорливца исполнилось, и Палладий был поставлен епископом в Вифинии (Малая Азия). Преподобный Иоанн в своих наставлениях заповедовал прежде всего иметь смирение: «Подражайте по мере сил ваших добродетельной жизни святых отцов и, если исполните все, то на себя не уповайте и собою не хвалитесь. Есть много таких людей, которые, достигнув совершенства в добродетели и возгордившись, ниспали с высоты в пропасть. Тщательно наблюдайте: усердны ли ваши молитвы? Не нарушена ли чистота сердца вашего? Не занят ли ум ваш посторонними мыслями во время молитвы? Наблюдайте, всею ли душою своею вы отверглись от мира? Не ходите ли наблюдать за чужими добродетелями, тщеславясь в то же время своими собственными добродетелями? Заботитесь ли о том, чтобы представить собою добрый пример прочим людям? Смотрите, не возомните себя праведными, не возгордитесь каким-либо своим добрым делом. Смотрите, чтобы во время молитвы вам не приходили в голову мысли о вещах мирских, потому что нет ничего безрассуднее, как устами беседовать с Богом, мыслию же быть далеко от Него. Это часто случается с теми, которые не столько отрекаются от мира, сколько заботятся о том, чтобы угодить миру. Человек, помышляющий о многих вещах, предается попечениям о мирском и тленном, но, предаваясь попечению о мирском, человек не может уже духовными своими очами видеть Бога. Человеку, всегда помышляющему о Боге, должны быть чужды мысли о всем суетном. Тому же человеку, который достиг некоторого познания Бога (полного познания Бога никто не может достигнуть), открываются тайны Божий, и он видит будущее как настоящее и, подобно святым, творит чудеса и получает по молитве своей всё, что ни попросит от Бога…

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сегодня, 4 апреля, Церковь чтит память преподобного Исаакия Далматского 2 мин., 04.04.2024 Память раннехристианского подвижника преподобного Исаакия Далматского (+ IV в.), особое почитание которого в России связано с личностью императора Петра I, празднует Православная Церковь 4 апреля. Предполагается, что преподобный Исаакий был родом из Сирии. Изначально он подвизался в пустыне, однако потом услышал голос с небес, повелевший ему идти в Константинополь. В столице Византии, которая тогда была охвачена ересью арианства, святой Исаакий несколько раз обращался к императору Валенту (364-378) с просьбой открыть храмы и прекратить гонения на православных. Однако в ответ пострадал сам преподобный – его избили приближенные Валента, а затем бросили в зловонное болото, из которого никто не выбирался живым. Святой Исаакий смог выбраться, а помогли ему в этом два ангела Божиих. Посетив императора в последний раз, Исаакий Далматский предсказал ему поражение в войне с вестготами, за что святого бросили в темницу. Пророчество же сбылось – армия Валента была разбита, а сам он сгорел в амбаре во время бегства от противника. Освободили преподобного из темницы только с приходом к власти нового императора – Феодосия I Великого (379-395). После этого, согласно житию, преподобный Исаакий участвовал во II Вселенском Соборе 381 года, хотя в официальных списках Собора его имени нет. В дальнейшем святой хотел покинуть Константинополь, но его уговорили остаться ради духовных чад. Преподобный поселился в келье в пригороде столицы Византии, за стенами города. Сюда к преподобному Исаакию приходило множество людей, также он сам посещал горожан по их просьбам, чтобы помолиться с ними и благословить их жилища. Кроме того, известна щедрость святого, который даже встретив нищего на пути, отдавал ему свой плащ.     Спустя время вокруг кельи Исаакия был основан монастырь, впоследствии названный Далмата, считавшийся древнейшим в Константинополе. В нем-то преподобный и прожил до своего преставления. Почувствовав приближение смерти, святой созвал учеников, наставил их в вере и выбрал среди них одного, по имени Далмат, назначив своим преемником.

http://foma.ru/segodnja-4-aprelja-cerkov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Ктиторская " Описания иконы Описание иконы Ктиторская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии История появления «Ктиторской» иконы Божией Матери следующая. Недалеко от Ватопедского Афонского монастыря, построенного в 395 году в период царствования Константина Великого, во время сильной бури упал с корабля в море царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого. Все думали, что он погиб. Однако недалеко от того места, где находился монастырь, под тенью одного из прибрежных кустарников спутники Аркадия увидели спокойно спавшего царевича. Проснувшись, он рассказал, как был чудесным образом избавлен от неминуемой гибели заступничеством Богоматери. В воспоминание этого события расположившемуся здесь монастырю было дано название «Ватопед», т. е. куст отрока. Император Феодосий Великий, узнав о чудесном спасении сына, в благодарность за это не только распространил, украсил и обогатил Ватопедский монастырь, но и пожертвовал обители сделанную из мастики икону Божией Матери. Эта икона была названа «Ктиторской» – в память о том, что император был ктитором (в переводе с греческого –[...] Икона Ктиторская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Находится икона в Ватопедском монастыре на Афоне. Пожертвована монастырю императором Василием Великим (379395 гг.), который считался ктитором – устроителем и украсителем монастыря, отсюда и название иконы. Прославился образ следующим образом. Когда в 862 году грабители-арабы напали на Святую Гору и были уже недалеко от Ватопеда, экклезиарх монастыря (человек, отвечающий за порядок богослужения) спрятал Ктиторскую икону Пресвятой Богородицы вместе с крестом в колодезе под помостом храма, за мраморною плитою, зажегши перед святынею свечу. Сам же он был схвачен варварами и взят в плен. В течение многих лет томился экклезиарх в плену, а когда по милости Божией получил свободу и возвратился в полуразрушенную обитель, то по его указанию были обретены крест и икона, причём с горящею перед ними свечою. Икона эта стоит в алтаре соборного храма, почему называется ещё «Алтарницей».

http://pravicon.com/icon-173

St. Meletius the Archbishop of Antioch Commemorated on February 12 Photo: Days.Pravoslavie.Ru Saint Meletius, Archbishop of Antioch, was Bishop of Sebaste in Armenia (ca. 357), and afterwards he was summoned to Antioch by the emperor Constantius to help combat the Arian heresy, and was appointed to that See. Saint Meletius struggled zealously against the Arian error, but through the intrigues of the heretics he was thrice deposed from his cathedra. Constantius had become surrounded by the Arians and had accepted their position. In all this Saint Meletius was distinguished by an extraordinary gentleness, and he constantly led his flock by the example of his own virtue and kindly disposition, supposing that the seeds of the true teaching sprout more readily on such soil. Saint Meletius was the one who ordained the future hierarch Saint Basil the Great as deacon. Saint Meletius also baptized and encouraged another of the greatest luminaries of Orthodoxy, Saint John Chrysostom, who later eulogized his former archpastor. After Constantius, the throne was occupied by Julian the Apostate, and the saint again was expelled, having to hide himself in secret places for his safety. Returning under the emperor Jovian in the year 363, Saint Meletius wrote his theological treatise, “Exposition of the Faith,” which facilitated the conversion of many of the Arians to Orthodoxy. In the year 381, under the emperor Theodosius the Great (379-395), the Second Ecumenical Council was convened. In the year 380 the saint had set off on his way to the Second Ecumenical Council at Constantinople, and came to preside over it. Before the start of the Council, Saint Meletius raised his hand displaying three fingers, and then withdrawing two fingers and leaving one extended he blessed the people, proclaiming: “We understand three hypostases, and we speak about a single nature.” With this declaration, a fire surrounded the saint like lightning. During the Council Saint Meletius fell asleep in the Lord. Saint Gregory of Nyssa honored the memory of the deceased with a eulogy.

http://pravoslavie.ru/101140.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010