Чем вызван был такой энтузиазм, такой массовый духовный подъем, который охватил народ? Жажда правды неотделима от природы человека. Иногда она присутствует в душе в столь малой степени, что не ощущается ни окружающими, ни самим человеком. Но когда среди людей появляется подлинный праведник, стремление к правде, то есть к настоящей, полной, достойной человека жизни, у окружающих усиливается многократно. И тогда человек оказывается способным принять такие решения, которые могут перевернуть всю его жизнь. Мы, христиане, называем это обращением. Такое произошло со многими из тех, кто приходил к Иоанну Крестителю. Впрочем, не со всеми. Для кого-то это был только душевный порыв, который волнует, много обещает, но быстро проходит. Так или иначе, все, приходившие к Иоанну креститься, намеревались изменить свою жизнь. Это же намерение должно присутствовать и в душах тех, кто приходит к крещальной купели сегодня. И хотя то крещение, которым крестил людей Иоанн Креститель и то, которым крестит сегодня Церковь Христова, — совсем не одно и то же, не вспомнить Иоанна, говоря о таинстве, нельзя. Как сам Иоанн был Предтечей Иисуса Христа, так его крещение было предтечей нашего крещения. Крещение и покаяние Приходящим креститься Иоанн говорил: «Покайтесь…» В чем выражалось для приходящих это покаяние? Современный человек часто думает, что покаяться означает то же, что раскаяться. То есть, признаться на исповеди в совершенных грехах, искренне сожалея о них и обещая постараться больше их не повторять. Все это верно, и те, кто приходили на Иордан, исповедовали грехи свои, как повествует Евангелие. И все же настоящее покаяние подразумевает большее. Осознать свои падения, признаться в них и постараться больше не падать — конечно необходимо, но это только начало подлинного покаяния. Люди это чувствовали и спрашивали Иоанна: «Что же нам делать?» ( Лк.3:10 ) В ответ они слышали: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же». ( Лк.3:11 ). Наверно, Иоанн говорил что-то и кроме этого, но евангелист называет главное. Если обобщить смысл этих конкретных указаний, он сводится к необходимости преодолеть свой эгоизм, увидеть рядом с собой тех, кто нуждается в помощи, поддержке, защите и послужить им, чем только можем, то есть к тому, что называем мы деятельной любовью к ближнему. И хотя наше крещение иное, чем Иоанново, в этом плане у нас все так же. Без покаяния оно не имеет никакого смысла. Когда на Апостолов в День Пятидесятницы сошел Дух Святой и они вышли на первую свою проповедь, говоря о воскресении Христовом, люди, слушавшие их, «умилились сердцем и сказали Петру: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян.2:37-38 ). Разумеется, эти слова обращены не только к тем, кто тогда стоял рядом с Петром и другими Апостолами, но к каждому, кто услышал благую весть о жизни, смерти, воскресении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/kreshhenie-gagarin

Проповеди, произносимые в храме и потом напечатанные в академических журналах. Одни из них были сказаны в систематической связи и последовательности, представляя полное изложение богословского учения нашей церкви – О приготовлении рода человеческого к пришествию Спасителя (шесть слов: Воскр. Чт. XXII. 35, 36, 37, 38, 39, 40). Другие были произносимы независимо одна от другой, представляя раскрытие разных предметов по поводу общих или особых случаев. Сюда относятся слова на церковные празднества, напр., слово в 14 неделю по пятидесятнице. (Воскр. Чт. XVI. 32). Слово на страсти Господни (Труды Киевск. Акад. 1861 г. апр.) и др. Слова на дни высокоторжественные: в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (Труды Киевск. Акад. 1861 г. май), в день св. равноапостольного князя Владимира (там же, июль), в день рождения Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны (там же, август); слова и поучения на особые случаи: слово над гробом профессора Василия Трейерова (Воскр. Чт. XIX. 22), слово перед панихидой, совершаемой в Киевской духовн. Академии ежегодно 31 декабря (XXI. 44), речь перед совершением таинства брака (XXV. 5) и друг. Кроме глубокого и ясного разумения истины веры и нравственности христианской, проповеди профессора Фаворова отличаются превосходным практическим тактом: умение всякую истину поставить к слушателям живой её стороной, т. е. найти в ней такие стороны, которые имеют самое близкое отношение к текущему ходу жизни и к душевному строю слушающих, умение в то же время найти для своей мысли самое рельефное выражение, тон всегда спокойный, рассудительный, полный живого участия, уважающий в слушателе личное его чувство и право сознания, но в то же время тон всегда твердый, решительный, одушевленный искренним убеждением в евангельской истине, – эти качества дают проповедям профессора Фаворова достоинство произведений образцовых. В его поучениях истина является не только ясной, но и приятной, и в то же время живой и убедительной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Между тем евангелист Иоанн дает определенные указания на то, что Спаситель наш по крещении Своем (1:31–34) удалился· одиноко в Галилею (1:43; 2:12), но отсюда совершил пять путешествий в Иерусалим. Таковы – первое на первый праздник Пасхи (2:13,23), когда Он властво изгнал из храма торговцев и менял и явил Себя великим пророком анонимным; второе путешествие Спасителя – на праздник Пятидесятницы (5:1), когда он при купели Вифезда совершил исцеление разслабленного; – это было уже после второй (неупомянутой лишь) Пасхи в период служения Иисуса Христа (на третью же Пасху, (названную в 6:4), Он в виду злодейских замыслов иудеев (7:11) не приходил в Иерусалим, а проповедывал только в Галилее (3–4), не бывав в Иудее и Иерусалиме около 1½ лет); третье путешествие в Иерусалим – на праздник Кущей (7:14,2); четвертое – на праздник обновления храма (10:22); пятое – на последнюю Пасху (12), с каковым путешествием можно соединить скорое шествие Спасителя в Вифанию (11:1,17–18). Не вступая здесь в обследование вопроса об усматриваемом критиками противоречии между четвертым Евангелием и синоптиками, мы не можем не сказать лишь о том, что Господь Иисус, как Мессия, не мог все годы служения посвятить только отдаленным провинциям Палестины, вопреки предписанию Моисеева закона, не посетивши ни однажды теократическую столицу даже во время великих еврейских праздников. Притом, в переданных синоптиками событиях и изречениях Иисуса Христа имеется немало прозрачных, хотя без хронологического обозначения, указаний на пребывание Его в Иудее и Иерусалиме ( Ин. 11:1 , Мф. 26:6–7 ; Ин. 19:38 ; Мф. 27:57–60 ; Мф. 23:37 ; Лк. 13:34 ). Справедливо полагать, что в повествовании синоптиков отдельные путешествия Спасителя в Иерусалим представлены безраздельно, слитно в одном большом или важном по трагическому исходу путешествия туда на Пасхальный праздник, и оно, как общее целое, видимо противополагается различным проявлениям галилейской проповеднической Его деятельности, одинаково объединенной в нераздельном пребывании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

О том, что в день Господень молящимся не должно преклонять колена А 20-е правило I Собора полагает, что не должно преклонять колена ни в день Господень, ни во все дни Пятидесятницы. Причины же ясно раскрывает Великий Василий в 37-й (27-й) главе (послания) к святому Амфилохию 279 , что и ищи во 2-й главе буквы Ε. А 90-е (пр.) VI Собора говорит: поскольку от божественных отцов нам заповедано не преклонять колена в дни воскресные ради чести воскресения Христова, то, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, никто не должен преклонять колен до вечера воскресного дня, когда опять бывает вход священнослужителей, ибо с того времени воссылаем молитвы к Господу, преклоняя колена: «Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни и праздник из тьмы во свет приводим, так что всецелую нощь и день торжествуем». О том, что в день воскресный не должно работать Ищи в 3-й (4-й гл.) главе буквы Ι правило 29-е собора Лаодикийского. Законы Воскресный день должен быть праздничным: ибо в этот день никому не делается напоминаний, ни от кого не требуется поручительство, ни казенный, ни частный долг, никто не подвергается суду, не совершается ни позорищных представлений, ни травли зверей, ни конского ристалища; если даже и день рождения царского случится в воскресный день, позорищное представление отменяется. А кто делает позорищные представления в воскресный день, тот лишается воинской службы и имущество его отбирается в казну. А договариваться и заключать условия и расторгать позволяется в воскресный день. А в другом месте закон требует непременно – прекращения дел в воскресный день, исключая земледельцев: ибо, может быть, им, при настоятельности работ, невозможно найти другого такого пригодного для их дел дня. А 54-я новелла императора Льва Мудрого определяет, чтобы и земледельцы прекращали работы в воскресный день. Глава 38-я – о кодикелле Кодикелл есть дополнение завещания, в котором недостаточно выражена воля завещающего, и письменно изложенная последняя воля относительно каких-либо лиц и письменных документов, упомянутых ли в завещании, или о могущих быть упомянутыми, кроме наследника и наследства.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Господь повелел сухорукому протянуть больную руку, и рука стала здорова. Фариссеи, уже неоднократно посрамленные в своих нападениях на Христа, в настоящем, случае потерпели особенно чувствительное поражение: их учение, что не должно исцелять в субботу, И. Христос отвергает пред всеми самым решительным образом, потому что это опровержение совершилось не только чрез слово, но и чрез дело – чудесное исцеление больного. Тогда фарисеи порешили между собою убить И. Христа для чего (по сказанию ев. Марка) они вошли в совещание с иродианами, приверженцами династии Ирода. Это показывает силу озлобления блюстителей закона против Христа: иродиане были приверженцы чужой, иноземной династии и потому были ненавистны фарисеям блюстителям закона и национальности; однако же последние входят с ними в союз, чтобы соединенными силами бороться против общего врага. 37. Пятидесятница 2-й Пасхи. Исцеление 38-летнего расслабленного при Вифезде. (И. 5:1–17) Ст. 1. О каком здесь празднике говорит евангелист, мнения толкователей различны. 1) Одни думают, здесь должно разуметь праздник Пасхи. Этот именно праздник у евангелистов иногда называется просто μεορτμ ( Мф.26:5 . Иоан. 4:45, 12:12 ) или ορτμ( Мф.27:15 . Мр. 15:6 . Лк.23:17 ). Другие праздники ев. Иоанн прямо называет их собственным именем 7:3. 10:22; и здесь он должен был бы сделать то же самое в случае если бы этот праздник был не Пасха, тем более, что впереди была речь о Пасхе (4:45 ср. 2:23); если же этого нет, то, кажется, есть основание думать, что здесь идет речь не об ином празднике, как о Пасхе. Но против этого замечают, что у ев. Иоанна ορτμ для обозначения Пасхи нигде не употребляется. Η ορτμ употребляется в том случае, когда из предыдущего ясно, о каком празднике идет речь (так 4:45 имеет отношение к 2:23); в рассматриваемом месте евангелист непременно должен бы обозначить праздник Пасхи по имени, если бы это была Пасха, потому что без такого прямого руководства читатель, на том основании, что этот праздник упоминается между двумя прямоуказанными пасхами (2:23 и 6:4), будет мыслить здесь какой угодно праздник в году, только не Пасху.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

И. посвящены особые гимны оффиция - «Praesul fuit Pictavensis nobilis Hilarius» (Предстоятелем был в Пиктавии честной Иларий) (23 четверостишия; впервые встречается в ркп. Paris. Lat. 196 (XI в.); AHMA. Vol. 11. N 274), «Hilario pontifici laudes refundant populi» (Иларию, епископу, хвалы воздают народы) (7 четверостиший, впервые в Бревиарии испан. происхождения - ркп. Lond. Brit. Lib. Add. 30849 (XI-XII вв.); AHMA. Vol. 16. N 253). Кроме того, известны особые молитвы в чине мессы (oratio, secreta, postcommunio) на память И. Согласно тридентским литургическим книгам, И. полагается общее последование учителям Церкви (3-го класса). В реформированных после II Ватиканского Собора книгах - общее последование пастырям (епископам) или общее последование учителям Церкви. Отрывки из сочинений И. включались в число уставных чтений: согласно Тридентскому Бревиарию, в среду внутри октавы праздника Тела Христова на 3-й ноктурне (7-е чтение) читался отрывок из трактата «О Троице» (De Trinit. 8), а также отрывки из толкования на Евангелие от Матфея - в 8-е воскресенье после Пятидесятницы (XX Matth. VI), 8 мая (Явление арх. Михаила) (Ibid. XVIII), в общей службе мученику (Ibid. X), в общей службе епископам-исповедникам (Ibid. XXVI), в общей службе учителям (Ibid. IV), в вотивной службе святым апостолам (Ibid. XX); в совр. литургических книгах на часе чтений в качестве 2-го чтения читается отрывок из соч. «О Троице» (De Trinit. I 37-38). Лит.: Szövérffy J. Die Annalen Der lateinischen Hymnendichtung: Ein Handbuch. B., 1964. 2 Bde. Э. П. Л. Базилика И. в Пуатье (Saint-Hilaire le Grand) впервые упоминается в описании чуда о кор. Хлодвиге, к-рое Венанций Фортунат датировал 511 г. Немногочисленные сведения об этом храме во 2-й пол. VI в. содержатся в сочинениях Григория Турского и Фортуната. Базилика находилась к юго-западу от городских стен, на территории позднеантичного некрополя, служила усыпальницей епископов. Вероятно, в VII в. при храме был основан мон-рь, однако точных сведений об этом не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/389089.html

Апостол – Недели Всех святых (Евр., зач. 330: XI, 33–XII, 2). Евангелие – Недели Всех святых (Мф., зач. 38: X, 32–33, 37–38; XIX, 27–30). Аллилуиарий (всех святых), глас 4-й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их»; стих: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь». Примечание. В Типиконе, Цветной Триоди и Апостоле в Неделю всех святых указаны прокимны и причастны воскресные и святых, а аллилуиарий – только святых . Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес...», и всех святых: «Радуйтеся, праведнии...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». Примечание. «На трапезе утешение братии, готовящимся к постному подвигу» (Цветная Триодь. М., 2002. Л. 288 об.). Примечание. «Подобает ведати, яко в пост святых апостол, и Христова Рождества, во вторник, и четверток, рыбы не ядим, но елей и вино точию. В понедельник, в среду и пяток ни елея вкушаем, ни вина, но постимся до 9-го часа, и ядим в тыя дни сухоядение. В субботы же и Недели ядим рыбы. Аще случится святый во вторник, или в четверток имеяй славословие, ядим рыбу; аще в понедельник, подобне. Аще среда и пяток, разрешаем на елей и вино точию; ядим же единою днем. Аще ли святый имеяй бдение, в среду, или пяток, разрешаем на елей и вино и рыбу. Аще ли случится память святаго, егоже есть храм, в среду, или пяток, творим подобне» (Типикон, глава 33-я, «зри»). 1 Как определить глас Недели? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8-й, а не 1-й, первый же глас начинается с Недели 2-й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8-й (из Православного церковного календаря на 1928 год. М., 1928). Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели. Как определить утреннее Евангелие данной Недели? – Номер Недели нужно разделить на 11. Остаток укажет порядковый номер утреннего Евангелия. Если остаток 0, это означает 11-е Евангелие. Неделям 1 – 11 соответствуют утренние Евангелия 1 – 11.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-30/

17) Мы очищены через слово Божие ( Ин.15:3 ), и поэтому таинства нам не нужны. Хотя апостолы и очищены были словом Господа Иисуса Христа от иудейских понятий о Нем, как земном царе, от неверия в Него, но должны были исполниться Духа Святого, сошедшего на них в день Пятидесятницы ( Деян.2:4 ); следовательно, очищение через слово было недостаточно для их духовной жизни. Слушатели апостольской проповеди в Иерусалиме очищены были ею от неверия во Христа, «умилились» ( Деян.2:37 ), однако апостол Петр не признал возможным ограничиться этим действием слова Божия на них, а повелел им покаяться и креститься для прощения грехов и после выполнения ими этих условий обещал им и дар Святого Духа ( Деян.2:38 ; ср. 8:12–17; 26–39 и др.). Вполне очевидно, что очищение через слово Божие не устраняет Святых Таинств. 18) Спасены ли вы? Да, спасены, т.е. все необходимое для спасения человека Господь уже совершил «единократным принесением (Своего) Тела» ( Евр.10:10–14 ), и человек должен, как мы видели выше, всю свою земную жизнь посвятить на усвоение плодов искупительной жертвы Христовой, для достижения личного своего спасения ( Флп.2:12 и др.). Предопределение Учение Церкви. Опровержение возражений. Православная Церковь так учит о предопределении Божием: «Веруем, что всеблагой Бог предопределил к славе тех, кого избрал от вечности; а которых отвергнул, тех предал осуждению; не потому, впрочем, что Он восхотел таким образом одних оправдать, а других оставить и осудить без причины, ибо это не свойственно Богу, общему для всех и нелицеприятному Отцу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Но поскольку Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил... Но то, что говорят богохульные еретики, будто Бог определяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, – это мы почитаем безумием и нечестием... Не безумно ли после сего без всякого основания утверждать, что Божественное хотение есть вина несчастия осужденных! Не значит ли это произносить ужасную несправедливость и хулу на небо? Но никогда, никогда не называли и не назовем виновником вечного наказания и мучений и человеконенавистным Бога, Который Сам изрек, что радость бывает на небе о едином грешнике кающемся. Верить таким образом или мыслить мы не дерзнем никогда, доколе имеем сознание, и тех, кто так говорит и думает, мы предаем вечной анафеме и признаем худшими всех неверных» (Послание патриар. Правосл-кафол. Церкви. Член. З). 123

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   Под словами: крестить и огнем — большая часть толкователей, согласно со св.Иоанном Златоустом, разумеют очищающее и воспламеняющее душу человека действие Святого Духа. Как Господь Иисус Христос под образом живой воды (Ин.4:14; 7:37—38) разумел благодать Святого Духа, обильно сообщаемую верующим, очищающую их и жаждущей душе их подающую неизъяснимое утешение (так изъясняют св.Иоанн Златоуст и Феофилакт); так под образом огня Предтеча Господень представляет силу Духа Свято­го, которая, как огонь, превращает каменное сердце человека в плотяное, уничтожает греховные его нечистоты, воспламеняет его душу любовию Божественною. Такое объяснение подтверждается тем, что евангелисты Марк и Иоанн, передавая те же слова Предтечи, упоминают об одном толь­ко крещении Духом Святым, умалчивая об огне, чего нельзя было бы сде­лать, если бы в указанном изречении Дух и огонь были предметы различ­ные. Нельзя, впрочем, согласиться с теми толкователями, которые разу­меют здесь сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян.11:1—7). Хотя Дух Святой и сошел тогда в виде огненных языков, но только на одних апостолов, между тем как крещение огнем, о котором го­ворит Предтеча, относилось ко всем его слушателям — иудеям. Притом это сошествие названо в книге Деяний крещением только Духом Святым (Деян.1:5). Как частные можно допустить мнения тех, которые под огненным крещением разумеют или испытание на суде, по сказанному у апостола Павла (1Кор.3:13), или бедствия и гонения, какие верующие во Христа претерпевали от неверных и терпят доселе (Лк.12:49), или гнев Божий, подвергающий нераскаянных грешников жестоким казням (Ис.5:24; 46:24; Мал.4:1—2; 2Фес.1:8), о чем далее говорит и сам Предтеча (Лк.3:12).    Показав иудеям, какие блага принесет им грядущий во след его Мес­сия, в дальнейших словах (Мф.3:12; Лк.3:17) он переходит ко второму славному Его пришествию, к последнему дню Страшного Его Суда. Чтобы поразить страхом тех, кого не могли возбудить к добру указанные благо­датные обетования и подвигнуть к неусыпной деятельности тех, которые, в последующее время сподобясь крещения Духом Святым, могли бы почи­тать себя уже принятыми в сонм избранных Мессиею и бездеятельно опо­чить на этой надежде, святой Иоанн раскрывает своим слушателям, что произведет Мессия в последний день мира, когда станет Он между време­нем и вечностью, между небом и адом, между жизнью и смертью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1) Можно, и гораздо полезнее, целое дневное Зачало постановить темой поучения, изъясняя оное либо догматически, либо нравственно, где нужно, филологически и т. д. Это есть наилучшая метода изъяснять Писание в проповедях, которой следовали знаменитейшие Учители церковные. Прекрасные образцы такой методы находим в толкованиях Св. Златоуста, в некоторых беседах Св. Дмитрия Ростовского , в приточнике Макария, в толковании воскресных Евангелий и Апостолов Никифора Архиепископа Астраханского, в толковании Евангелий на Господские и Богородичные праздники Варлаама, Экзарха Грузинского, в некоторых беседах Преосв. Михаила, Евгения Митрополита Киевского и проч. 2) Можно в одном поучении соединять два Зачала дневные, одно из Евангелия, другое из Апостола и проч. Повод к такому соединению подаёт сама Церковь , когда в некоторых дневных чтениях соединяет два Зачала под одно нераздельное; например, в неделю Всех Святых или первую по Пятидесятнице читается Евангелие от Матфея Зачало 38, гл. X, 32–35; к нему прибавляются 36-й и 37-й стихи из 39 Зачала, а к этим стихам присовокупляется ещё конец из 79 Зачала Мф.19:27–30 . Некоторый род двузачальных поучений находим у Св. Дмитрия Ростовского , полагавшего иногда два и три текста из разных мест Писания в основание одной беседы. Таковы его беседы в день Архистратига Михаила, на память Петра Митрополита Московского, и проч. Впрочем, подобное соединение можно делать только в случае очевидной пользы и с надлежащим благоразумием. 3) Но, может быть, лучше всего было бы, если бы проповедники буквально держались Церковного Устава, и тем восстановили древний образ проповеди. Церковь положила читать Слово Божие подряд, и для сего определила рядовые Зачала. Следовательно, по её намерению, проповедник должен изъяснять Слово Божие не по частям, не отрывкам из того или другого Священного писателя, а в ряд и цельно; должен иметь в виду не одно какое-либо Зачало, не одно предложение в Зачале, но целую книгу Священную. Что мешает усердному служителю Слова раскрывать Евангелие Иоанна в то время года, в которое Церковь положила читать оное, Евангелие Матфея излагать тогда, когда оно читается в храме и т. д.? Не так ли поступали древние учители Христианские? Св. Златоуст избирал для своих бесед не темы, не отдельные тексты из того или другого места Писания; нет, – он избирал целые книги библейские, и избранную дотоле не оставлял, пока не разобрал всю её пред своими слушателями. Только этой методой можно ввести слушателей в дух Писания, и только при этой методе можно сделать Писание учебной книгой для народа Христианского, а не отрывочными проповедями, не имеющими никакой между собою связи, как бы ни были хороши они 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010