Но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный ( Втор. 32:5 ). И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего ( Втор. 32:15 ). 336 Коллиандер Т. Узкий путь. – Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. – С.12. 354 Там же. С. 338–339. См. также: Преподобного отца нашего Феодора Едесского сто душеполезнейших глав. Гл. 93//Добротолюбие. Т. 3. – С. 342. 357 Евр. ‘1. Дерзко или надменно вести себя; поступать дерзко или надменно’ [Электронный ресурс]//URL: (дата обращения: 14.07.2016 года). 358 См.: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М.: Православный паломник, 1998. 364 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. – СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума. – С. 242. 366 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 618. 368 Макарий Египетский , прп. О том, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других//Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998. – С. 268–271. 369 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 619. 373 Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости.//Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. – Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. – С. 80. Электронная библиотека.//URL: (дата обращения: 27.06.2017 года). 382 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 384 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 397 Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. – Калуга: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000. – С. 91. 408 Коллиандер Т. Узкий путь. Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

281-283 283-284 284-285 285-286 288-289 289-290 290-291 291-293 293-295 295-297 297-298 298-299 299-301 301-302 302-303 БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии 303-304 304-305 305-306 306-307 307-308 БАПТИСТА МАНТУАНЕЦ (1447-1516), реформатор ордена кармелитов, блаженный католической Церкви (пам. зап. 20 марта) 308-310 310-328 328-329 330-331 331-332 332-333 333-334 БАРДИН Антон Иванович († 1841), московский мещанин, антиквар, фальсификатор древ. слав. рукописей 334-335 335-338 БАР-КОХБА прозвище Симона Бар Косибы, вождя последнего крупного антирим. восстания 132-135 гг. в Иудее 338-339 339-341 341-342 БАРМЫ накладное оплечье, возлагавшееся поверх одежды вел. государям во время венчания на царство 342-343 343-345 345-346 346-347 347-348 348-349 349-350 350-352 352-354 354-355 БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель 355-357 357-358 358-360 360-361 361-366 366-367 367-368 368-369 369-370 370-371 БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры 372-373 373-374 375-376 375-377 377-378 БАТЛЕР Джозеф (1692-1752), еп. Даремский, теолог и религ. философ, св. Англикан. Церкви (пам. 16 июня) БАТОВ Дионосий Васильевич (1825-1910), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия 379-380 380-381 381-383 383-384 384-385 385-387 387-388 БАУР Фердинанд Кристиан (1792-1860), нем. богослов, основатель протест. тюбингенской школы библейской критики 388-389 389-390 390-391 391-393 393-394 394-395 395-396 396-398 398-399 399-400 400-401 401-403 403-405 405-406 406-407 407-408 408-411 411-412 412-413 БЕГГА († 693), св., (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля) Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской 413-414 БЕГИНКИ члены женских полумонашеских общин, объединявшихся для ведения совместной благочестивой жизни и не принадлежавших ни к одному религиозному ордену

http://pravenc.ru/vol/iv.html

—135— вую картину действительной жизни русских людей того времени, так и дать отдельные характеристики частных явлений, наприм., состояния просвещения, воспитания и проч. В пятой главе автор делает обзор содержания тех проповедей, в которых проповедник говорил о воспитании и образовании юношества. И в данном случае, имея под руками весьма солидный материал, он не отделывается поверхностными, шаблонными фразами, а всюду является знатоком своего дела (289–334). В шестой главе автор ведет речь о социальных и политических воззрениях Платона и об отношении его к Императрице (334–366). В седьмой излагает взгляд Платона на отношение к иноверцам. Здесь автор необыкновенно краток (366–376). В восьмой обозревает речи м. Платона (376–384). В девятой чужие проповеди, произнесенные Платоном (384–390). В десятой дает характеристику проповедничества м. Платона с внешней и внутренней стороны (390–432). В одиннадцатой излагает гомилетическую теорию м. Платона (432–498). К числу достоинств рассматриваемого сочинения нужно, несомненно, отнести то, что автор проштудировал все сочинения м. Платона самым добросовестным образом. Он извлек из них почти все, что только можно из них извлечь. В этом отношении его работа лучше некоторых печатных, хотя бы даже и специальных исследований о проповедничестве Платона, так как авторы этих исследований не дали себе труда прочитать страницу за страницей все сочинения м. Платона. Вот почему автор часто не только не стоит от них в зависимости, а иногда и пополняет еще их (343 сл.). Иностранных слов в сочинении почти не встречается (41. 59. 64. 176 и др.), язык за немногими исключениями (58. 102–103. 168. 272. 356) правильный, литературный. Доброе впечатление, выносимое от чтения рассматриваемого сочинения, нарушает один коренной его недостаток, проходящий почти через все сочинение. Автор не выработал одного строго определенного плана, которого бы постоянно придерживался при анализе проповедей м. Платона. Много раз автор принимается говорить о стиле проповедей м. Платона, методе раскрытия им главной мысли в проповеди, отношении

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Без соборного суждения православной церкви – оно самочинное общество, но таким приговором можно только отдалить от себя брата; а это не согласно с идеей христианской любви. Если брат согрешает, надо прийти к нему и увещевать наедине, а потом и пред обществом, если он не исправляется. Диакон А. Вознесенский 1901 г. декаб. 18 д. Прага. Ν. [Автор не установлен.] Из академической жизни//Богословский вестник 1902. Т. 1. 2. С. 366–384 (2-я пагин.). —366— Приемные испытания и их результаты. – Пострижение в монашество. – Начало учения. – Внебогослужебные собеседования при академической церкви. – Богослужения и беседы в храме тюремного замка. – Ранние литургии. – Народные чтения. – Церковно-приходская школа при Академии. – Воскресная школа. – Философский студенческий кружок. Я стоял однажды на берегу моря. Предо мной расстилалась громадная, спокойная, величавая масса воды, убегая от меня куда-то в недозримую даль. Там на горизонте легкие облачка, что плыли плавно по небу, казались прямо купающимися в чудной синеве моря. Море было тихо и покойно. Поверхность его казалась как бы зеркальной. Только в редких случаях легкий ветерок, сорвавшись откуда-нибудь с гор, там или здесь зарябит воду на короткое время. А потом по-прежнему всюду царит тишина и покой. Но вот посмотрел я на самый берег. Откуда-то, как бы из самых водных недр, вдруг почти пред самым берегом, появлялась волна и катилась к берегу. Не успевала она достигнуть берега, как за ней уж мерно катилась другая. Отливая на песчаный берег, волны приносили с собой морскую траву, раковинки, камушки самых разнообразных цветов. Мягко разбивались они о берег и, погружаясь опять в бездны воды, уносили с собой почти все, что принесли. От этой картины моря мысленно я переношусь к вечности и наблюдаю здесь почти те же картины. Пред нами необъятная вечность. Мерной чредой, из недр ее, приходят к нам годы, принося с собой и горе, и радость. Рождаясь в лоне вечности, они возвращаются в тоже лоно, унося с собой почти все, что нам принесли. Еще недавно мы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См.: EOMIA. Fase. 1. Pars altera. P. 116–117, 186–187; S. 25. 190 См.: Magnin Ε. Art. «Agapetes»//DDC. T. 1. P. 3 1 1 – 3 1 5 . πεσακτος – форма, засвидетельствованная в новелле CXXI1I, С. 29 (C JC III. Р. 615). В новелле VI, С. 6 (Ibid. Р. 44) говорится о των καλουμνων αγαπητν [о так называемых агапитках]. 191 Впервые в переводе на латинский язык 3 прав, термин subintroductae появляется в Interpretatio Atticï EOMIA. Fase. 1. Pars altera. P. 116. Имеется он и у Дионисия: Ibid. P. 257. 200 Наиболее раннее изложение этой истории встречается у Сократа: Socrates. Historia ecclesiastica I, 11, PG 67, 104A. О зависимости пересказов Созомена и Геласия от Сократа см.: Gryson R. Les origines du celibat ecclesiastique. Gembloux, 1970. Р. 88–90. Мы можем считать ату историю вымышленной не только из-за молчания источников того времени, но и из-за путаницы в действующих лицах: Пафнутий был исповедником, принадлежал к мелетианскому расколу и вовсе не был епископом. Предание сохранило некоторые черты Потамона, православного епископа Гераклийского в Верхнем Египте. Об этом см.: Winkelmann Fr. Paphnutius der Bekenner und Bischof. Probleme der koptischen Literatur. Halle, 1968. S. 145–153. В опубликованной впоследствии статье Гризон полностью признает неаутентичность истории, переданной Сократом: Gryson R. Dix ans de recherches sur les origines du celibat ecclesiastique//Revue theologique de Louvain, 11. 1980. P. 157–185. Что же касается времени, когда Рим стал предпринимать попытки навязать новую практику целибата, Гризон в той же статье колеблется между папой Дамасом (366–384) и папой Сирицием (384–399). 201 М. Мень (Meigne M Concile ou collection d " Elvire?//RHE, 70.1975. P. 361–387) показал, что в данном случае мы имеем дело со сводом правил, элементы которого добавлялись с течением времени. Многие ученые принимают эту точку зрения. Однако один момент является предметом дискуссий. Речь идет о том, что именно запрещается прав. 33: Placuit in totum prohibere episcopis, presbyteris, et diaconibus vel omnibus clericis positis in ministerio abstinere se a coniugibus suis et non generare filios: quicumque vero fecerit, ab honore clericatus exterminatur [Угодно совершенно запретить епископам, пресвитерам и диаконам, то есть всем клирикам, поставленным на служение, воздерживаться от супруг своих и не рожать сыновей, а всякий, кто это совершит, лишается чести сана] (Hefele-Leclerq I, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

9. Константинополь (древнерус. и слав. - Царьград) - столица Византийской Империи. Основан 8 ноября 324 г. (освящён 11 мая 330 г.) на европейском берегу Мраморного моря, у залива Золотой Рог пролива Босфор, на месте мегарской колонии Бизант(ий) святым равноапостольным Константином I (306-337), который по преданию лично наметил копьём на земле границы будущего города. Перенесение столицы из Рима (основан в 753 г. до Р. Х. Ромулом) вызвало бурный рост города, получившего вначале название Новый Рим (Nova Roma). Для большего сходства с Римом на территории города было найдено семь холмов. В 1204-1261 гг. город был столицей Латинской империи. С конца XIV в. турки не раз пытались овладеть им. После длительной осады во вторник 29 мая 1453 г. Константинополь пал, став до 1923 г. столицей Османской империи. С 395 г. эта часть империи именовалась Восточной Римской империей или просто Империей (в особенности после падения Рима в 476 г.), а в 1562 г. Иероним Вольф (J.Wolf) из Гёттингена, издавший тексты византийских историков (Corpus Byzantinae Historiae), впервые употребил новый термин - Византия. 10. В Греции было два крупных церковных центра - Фессалоники и Коринф, находящиеся в юрисдикции Рима. Со времён Диоклетиана (284-305) Греция с ближайшими островами составляла часть префектуры Восточный Иллирик (Иллирия), которая с 364 г. относилась к Риму. Со времени окончательного раздела империи при Феодосии Великом (379 395) Иллирик отошёл к Восточной империи, но оставался в церковном подчинении Риму. Столицей префекзуры были Фессалоники (с конца IV в.). Поэтому Солунский епископ начал добиваться власти над другими епископами Греции. Для этого уже в 381 г. епископ Фессалоникский Ахолий устанавливает прямые отношения с папой Дамасом (366-384) и действует как его викарий; а в 385 г. папа Сириций (384-398) даёт другому Солунскому епископу Анисию право утверждать всех иерархов в Восточном Иллирике. Этим на Балканах фактически устанавливался патриархат, глава которого - епископ Фессалоникский - был подчинён папе.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

   На Западе течение, требовавшее от духовенства полного воздержания, очень рано стало господствующим учением Церкви. Как с удивительным постоянством и последовательностью показывают все источники, это течение принципиально не возражало против рукоположения женатых людей, но требовало, чтобы после рукоположения они воздерживались от супружеского сожительства. Причины такого подхода: 1) взгляд на половую жизнь как на проявление морально принижающей животности и 2) верность ветхозаветной идее ритуальной нечистоты, происходящей от сексуальных отношений (Лев. 15:18). Первая мотивировка этого, хотя и не исходила от блаженного Августина, нашла, однако, сильную поддержку в его строгих взглядах на «похоть» как путь распространения греха; второй аргумент ритуального характера был применен к христианской Евхаристии, которая, будучи совершаема ежедневно, делала воздержание постоянным требованием для совершающих ее.    Начиная с Эльвирского собора (305г., правило 33) оба эти аргумента приводятся папами Дамасом (366—384), Сирицием (384—399), Иннокентием I (401—417), Львом I (440—461 ), распространившим требование воздержания даже на иподиаконов, и Григорием Великим (590—604). Те же аргументы приводятся западными соборами (Римским 386г., Туринским 389г., Карфагенскими 390г. и 401г., Толедскими 400 и 589гг. и несколькими соборами в Галлии) и принимаются такими авторами, как св. Иероним, св. Амвросий и св. Исидор Севильский. Постоянное повторение подобных предписаний показывает, что норма эта часто игнорировалась. Более полное признание она получила на Западе только после XI столетия, особенно после реформы папства.    Следует отметить, что ритуальное воздержание женатых священников, диаконов и иподиаконов накануне совершения Евхаристии требовалось также и на Востоке, но при отсутствии ежедневного служения оно не предполагало постоянного воздержания священников от сожительства со своими женами. Однако, как правило, на Востоке целибат и воздержание явно понимались не столько как ритуальная чистота, сколько как аскетическое предвосхищение эсхатологической парусии, где не будет «мужеска пола ни женска». Поэтому этот вид аскетизма обычно связывался с монашеской дисциплиной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Некоторые факты из церковной жизни этого времени без сомнения имели значительную долю влияния в деле пробуждения и быстрого развития папских тенденций; по крайней мере, сами папы могли видеть в них как бы сочувствие и поощрение своим стремлениям. Заслуживает упоминания в этом случае Собор Арльский 314 г., собственно, его письмо к рим. епископу Сильвестру. Здесь папа называется имеющим «высшую власть» и собор отправляет к нему свои постановления с тою целью, чтобы они через римск. епископа сделались известны всем. (Взято из «Quellen zur geschichte des Papstums» D. Carl Mirbt). Гораздо больше значения в этом отношении имеет Сардикийский (343 г.) собор, на котором римскому епископу в первый раз даны были права вне собственной церковной области. Собор этот предоставил папе Юлию право принимать апелляции от епископов, недовольных судом местных соборов; пересматривать спорные дела назначением других епископов для этого и даже посылать для этого от себя пресвитеров как своих —488— представителей (3, 4 и 5 пр. Сард. с. пер. Каз. Д. Ак.). Не остались, конечно, без влияния в деле укрепления пап в мысли о преимуществе своей власти и некоторые эдикты императоров. При папе Дамасе I (366–384) изданы были два эдикта: в 367 Валентиниан I издал эдикт, которым предоставлялась папе судебная власть над другими епископами; а в 380 г. 27 Февр. император Феодосий издал эдикт, в котором римский епископ объявлялся стражем правой веры. 2085 Под влиянием таких благоприятных обстоятельств идея папства обнаруживается более решительно, нежели в предшествовавшую эпоху, и самый идеал папства выступает более определенно и делается достоянием позднейшего времени. Папа Дамас I протестует против постановления 20-го вс. соб. (3 пр.) об уравнении прерогатив константинопольского патриарха с папскими, на том основании, что значение кафедр не может обусловливаться гражданским значением городов, как это делал собор. Очевидно, он выводил свои преимущества из божественных полномочий и он же, с полным сознанием своей власти, первый назначил Фессалийского еп. Асхомия своим викарием над Церквами Греции и Дакии. Преемник Дамоса, Сириций (384–398), дает начало обычаю пап издавать, так называемые, декреталии, в которых папы говорят тоном верховных учителей христианского мира и которые играют такую важную роль в римских канонических сборниках, начиная с Дионисия Малого. Тот же папа в письме к епископу Таррагонскому (Гимерию) 385 г. говорит о верховном авторитете папских посланий. Папы V-ro века продолжали дело своих предшественников. От папы Иннокентия I (402–417) осталось несколько посланий, в которых идея папства получает довольно определенное выражение. В письме к Собору Карфагенскому 48 г. можно находить такое заявление Иннокентия: «В целой вселенной ничего нельзя решить без сношения с римскою кафедрою, а особенно в делах веры все епископы должны обращаться к епископу Петру» («Quellen zur gesch. des papst.», стр. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ведь известно, что после той молитвы императора, которую он обратил к Богу, поднялся такой сильный ветер, что стрелы врагов летели обратно в тех, кто их пускал. И поскольку ветер все больше упорствовал, все копья, посылаемые врагами, были бессильны. Когда дух противников был сломлен или, лучше сказать, чудесным образом сокрушен, когда полководец Арбогаст тщетно, ибо ему противостоял Бог, упорно продолжал сражаться, Евгений со связанными за спиной руками был приведен к ногам Феодосия. И там был положен конец его жизни и сражению. 413 Истинно, тогда религиозному императору была дарована победа над лживыми предубеждениями язычников более славная, нежели над поверженным тираном: пустая надежда и лживое наитие в гибели несли язычникам меньшее наказания, чем доставленный позор в жизни. Глава 34. О смерти Феодосия после победы и о детях его Аркадии и Гонории, наследниках власти Когда же после этого, предвидя будущее, император обеспокоился за приведенное в порядок государство, он сразу же отправил [поверенных] на Восток, где, собираясь пойти на войну, оставил сыновей под надежной охраной. И повелел, чтобы Аркадий-август сохранял там переданную ему еще раньше власть. В отношении же Гонория повелел, чтобы тот быстрее отправлялся в Западную империю. Устроив это и скрепив отеческими поцелуями и объятиями, передав ему управление западным царством, сам он, после того как в течение семнадцати лет счастливо правил Римской империей, перешел к лучшей жизни для обретения вместе с благочестивейшими императорами заслуженных наград. 414 369 Имеется в виду император Максимиан Галерий (293 – 311), один из инициаторов Великого гонения. 371 Император Лициний (308 – 324) женился на сестре Константина в 313 г. и правил Востоком в качестве августа и соправителя Константина. Впоследствии он был побежден и казнен Константином. 378 Константин II, император Британии. Галлии и Испании, потерпел поражение от брата Константа и погиб в 340 г. 381 Речь должна идти о Константине II, который, как император Галлии, вмешался в судьбу Афанасия. Афанасий вернулся в Александрию в 338 г. 399 Дамас стал епископом Рима 1 октября 366 г. и исполнял обязанности понтифика до 11 декабря 384 г. 409 Сириций стал Римским епископом в конце декабря 384 г. и занимал свой пост до 26 ноября 399 г. 410 По-видимому, корзина, наполненная плодами, символ плодородия. Вообще модий – римская мера сыпучих тел. Читать далее Источник: Рождение латинской христианской историографии : С приложением перевода «Церковной истории» Руфина Аквилейского/В.М. Тюленев. – Санкт-Петербург : «Изд. Олега Абышко», 2005. – 288 с. (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

451 Syn. Tur. 2. An. 567. С. 2; Syn. Bracar. 1. An. 561. Praef.; Zosimus. An. 417; Jaffe P. Regesta. Bd. 1. 349. 454 Первое упоминание о папских архивах встречается в актах собора, который был созван ок. 370 г. при папе Дамасе I (366–384); об архивах писал также папа Зосима ( Constant Р Epistolae Romanorum Pontificum. Paris, 1721. 500; Jaffe P. Regesta. Bd. 1. 350). Однако развитие папских архивов не спасало от появления подложных папских посланий, а подавляющая часть переписки пап первого тысячелетия со временем утратилась. 455 Collectio Dionysiana включает 1) собрание соборных постановлений, объединенных в два сборника – Codex сапопит Ecclesice Universce, дошедший по–гречески и по–латыни и содержащий каноны Восточных соборов, включая первые четыре Вселенских собора, и Codex сапопит ecclesiasticarum, который имеется только по–латыни и содержит практически те же документы, что и предыдущий; в то же время в нем опущены материалы Эфесского собора 431 г., зато включены т.н. «Правила апостолов», а также каноны Сардикского и Карфагенского (419 г., в числе 138) соборов; кроме того, сохранилось предисловие еще к одному билингвальному собранию греческих канонов, сделанному по указанию папы Гормизда (514–523); 2) собрание папских конституций ( Collectio decretorum Pontificum Romanorum) от Сириция до Анастасия II (384–498). 456 Рота – знак, составляющий папскую подпись, который состоит из креста, вписанного в два концентрических круга и разделяющего их внутреннее пространство на четыре квадранта. С времени Пасхалия II (1099–1118) во внутренних квадрантах располагались имена «князей апостолов» (Petrus Paulus) и имя папы (например: Paschalis PR II). Во внешнем круге были вписаны слова папского motto (например, для Пасхалия II: Verbo Domini coeli firmati sunt) . Внутри внешнего круга понтифик мог вписать нечто собственноручно. Рота использовалась также и на консисторских документах. 457 Bene valete – форма папской подписи (начиная с Льва IX, в 1049 г.) в виде монограммы, в которой папы иногда собственноручно вписывали некоторые знаки. Данная форма завершала привилегии с окончательно выраженной папской волей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010