1120 . Martin Ch. Proclus de Constantinople, Nestorius et le «bienheureux Nil» Ες τν νληψιν//RHE 1936. 32. 929–932. 1121 . Messana V. Πρ ξις et Θεωρα chez Nil d’Ancyre//StPatr 1989. 18:2. 235–241. [Влияния Евагрия и Иоанна Златоуста ]. 1122 . Messana V. La μεστης nel De voluntaria paupertate di Nilo d’Ancyre//StPatr 1989. 20. 274–282. 1123 . Muyldermans J. S. Nil en version arménienne//Muséon. 1943. 56. 86–90. 1124 . Ringshausen H. Zur Verfasserschaft und Chronologie der dem Nilus Ancyranus zugeschriebenen Werke. Frankfurt a. M. 1967. 1125 . Piscopo M. La tradizione manoscritta della parafrasi del Manuale di Epitteto di S. Nilo//Helikon. Rivista di tradizione e cultura classica. Roma 1969–1970.9–10. 593–603. 1126 . Piscopo M. Utilizzazioni cristiane di Epitteto in alcune parafrasi del manuale//Studi classici in onore di Quintino Cataudella. Catania 1972. 2. 601–605. 1127 . Quasten J. Nilus of Ancyra//Quasten. Patrology-3 4 .308). 496–504. 1128 . Sauget J.-M. Deux opuscules attribués à Nil d’Ancyre en tradition arabe//Autori classici in lingue del Vicino e Medio Oriente. Roma 1990. 125–134. 1129 . Stiglmayr J. Der Asketiker Nilus Sinaïta und die antiken Schriftsteller//ZKTh 1915. 39. 576–581. 1130 . Thümmel H. G. Neilos von Ankyra und die Bilder//BZ 1978. 71. 10–21. [С изд. письма IV 61]. 1131 . Vittis Ε. Ν. προσευχ κατ τν γιο Νελο τν σκητ// Κοινωνα. 1978. 21. 85–113. 1132 . Vittis Е. Ν. « Ες ψος νοητν...» » Λγος περ προσευχς» το γου Νελου το σκητο. θνα 1982. 1133 . Wotke С. Handschriftliche Beiträge zu Nilus’ Paraphrase von Epiktets Handbüchlein//Wiener Studien. 1892. 14. 69–74. См. также: Прохоров Г. M. 9 .1311). [Вкл. публ. текста: «Св. о.н. Нила о бесстрастии души и тела " ]. Иоанн Кассиан CPL 512–514; DHGE 11, 1321; DS 2. 214–279 Ок. 360-после 432. Систематизатор и аналитик монашеской жизни, основатель монашества в Галлии и проводник исихастской традиции на Западе. В 390–400 странствует по егип. обителям, изучая аскетич. практику. В 400 в Константинополе посвящен во диакона св. Иоанном Златоустом . С 405 на Западе, в Риме и затем Массилии (Марселе), где основал два монастыря по егип. типу и написал соч. «De institutis», ставшее основой мн. монашеских уставов, включая устав св. Бенедикта. В «пелагианских спорах» нач. V в. о благодати и свободе воли, не примкнув ни к Пелагию, ни к Августину, сформулировал (в соч. «Collationes») правосл. позицию в этой важнейшей для исихазма проблеме. Сочинения

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В силу этой общей позиции, главную часть «базы данных» Фуко должно составлять раннехристианское монашество, его аскетические практики. Однако реальная ситуация весьма амбивалентна. Фуко действительно уделяет большое внимание раннехристианскому аскетизму, описывает и анализирует его — но при этом он опирается на единственного автора аскетической традиции, Иоанна Кассиана (ок.360–432). Лишь его тексты подвергаются обычному для Фуко тщательному аналитическому прочтению . Все же прочие христианские (но уже не аскетические) авторы и их тексты отнюдь не изучаются, а только бегло используются для иллюстрации, подтверждения отдельных тезисов проводимой позиции (так что последняя представляется явно априорной, а не формируемой на базе источников). Но и таких авторов, играющих роль «прислуги на случай», совсем немного. Основательней других привлекается Тертуллиан, а точней, его небольшой трактат «О покаянии», служащий главным источником Фуко при обсуждении раннехристианского института публичного покаяния. Кроме того, многократно, в разных текстах Фуко упоминает трактат «О девстве» Григория Нисского: он рассматривает его как крупную веху на историческом пути «заботы о себе», ибо данная тут трактовка этого концепта, связывающая его с безбрачием, берется им в подкрепление своего центрального тезиса о самоотречении как сути христианского отношения к себе. Все же прочие фигурируют совсем мельком: Климент Александрийский — при общем сопоставлении античной и христианской этики и культуры себя, Василий Великий — как составитель первого монашеского устава, Иоанн Златоуст, Августин — при разборе отдельных духовных упражнений, воспринятых христианством из «философской аскезы» язычников, Антоний Великий, Афанасий Великий — в связи с ролью письма, фиксации феноменов и состояний сознания в аскетическом опыте. Наконец, особняком стоит солидный комплекс источников по католическим практикам покаяния и исповеди, в основном, в эпоху Контрреформации (16–18 вв.), на котором базируются две упоминавшиеся лекции Курса 1974–1975 гг.: хотя темой здесь служат «практики признания», которые и на позднем этапе всего больше занимали Фуко в христианстве, но в этом курсе тема проблематизируется еще не в призме практик себя. Как и во всех исследованиях Фуко, здесь проводится его собственный неклассический подход, концептуализующий изучаемые явления в терминах всевозможных практик, в «глагольном», деятельностном дискурсе; но главными для него тогда были практики власти. Курс утверждал: «Все эти феномены [феномены религиозной психологии, как то видения, одержимость и т. д.]… могут быть поняты не в терминах науки или идеологии, не в терминах истории умозрений…. но в рамках исторического изучения технологий власти» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

421 Juris ecclesiasticae graecorum historia et monumenta. 2 vols. Romae, 1864–1868. Издание включает греческие канонические источники от т.н. Апостольских постановлений до Номоканона, обычно приписываемого Фотию. С учетом научного Введения и многочисленных примечаний и комментариев издание представляет собой весьма полную историю византийского права. 423 Грациан (иногда неверно именуемый Franciscus Gratianus, или Johannes Gratianus, или Giovanni Graziano; точные даты рождения и смерти неизвестны – предполагают, однако, что он умер ранее 3 Латеранского собора, созванного в 1179 г., может быть – около 1160 г.; личная информация о нем ограничивается тем фактом, что жил он в 12 в. и, возможно, был монахом, по ряду мнений – бенедиктинским, монастыря Камальдоли и монастыря Св. Феликса и Набора в Болонье; позднее стали полагать, что Грациан был братом Петра Ломбардского, автора Liber Sententiarum, «отца теологии», и Петра Коместора, автора Historia Scholastica, «отца библейской истории», и даже епископом; вся эта информация ныне опровергается), известный канонист из Болонского университета, с 11 в. являвшегося важным центром правовых и канонических исследований, составил (возможно, около 1151 г., но может быть и ранее) компиляцию, известную под названием Concordia discordantium сапопит, позднее названную просто Декретом Грациана. 424 С позиций развития католического учения о Церкви (экклезиологии) важную роль сыграл изданный после Тридентского собора трактат De ecclesia («О Церкви»), который стал своеобразным образцом для всех последующих экклезиологий – как западных, так и восточных. В этом трактате Церковь рассматривается только как сакрально-общественный институт; ее космический и эсхатологический характер, на котором сосредоточивается святоотеческая письменность, практически не обсуждается. Богословская концепция, изложенная в трактате, важна для осмысления Церкви как источника канонического права и объекта правоприменительной практики. 425 Среди них: Эльвирский (ок. 300 г.; помимо прочего, он впервые ввел канонически целибат для клириков), Карфагенские соборы 345–348 и 387–396 гг.; испанские соборы в Сарагосе в 380 г. и в Толедо в 400 г.; Галльские соборы 374, 394 и 401 гг. и Туринский собор 398 г.; Арелатские (314, 443, 451, между 452 и 454, 463, между 470 и 475, 524, 554, 813 гг.), Медиоланские (316, 346/347, 347/348, 355, между 374 и 378 гг., около 380, 390,451 гг. и др.), Ариминский (359–360 гг.), Аквилейский (381 г.), Равеннский (419 г.), Сирмийские, Аравсионские или Оранжские (441, 529–531 гг.) и ряд Римских (313, 325, 337, 340/341, 342, 349, 352/353, 357, 362, 364, 372/373, 377, 378, 381, 386, 393, 400, 406, 415, 430, 431, 449, 465, 484, 485, 487, 495, 531, 595, 600 гг. и др.) соборов, Капуанский (392 г.) и Римские (369, 375, 417, 418 гг.; Сикстовы синоды 432–440 гг.; синоды 499, 500 гг.; два синода 502 гг. и др.) синоды, соборы в Градо (между 577 и 586 гг.) и Марано (589/590 гг.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II 60, 292 животное невежество 298, 307, 311, (31)2, 314, 342 идеализация товарищества 364, 348, 349, 450 идеализация естественного состояния 360, 359, 360, 361, 375, (37)6 посредством пирронизма достигается подобие естественного состояния. III 96 симпатия к музыке 230, 264 , 504, 503 — полное, но не только объясняемое историческим моментом, но и органическими свойствами его личности непонимание прогресса 504 505 IV. 38, 81 — непонимание личного прогресса. 174 — счастлив народ и величайший мудрец 207 истинная любовь к простому народу 221 мужество народа 222, 227; 232, 269 5) (Сомнения относительно) государства, законов, нравственных правил, бытовых форм и т. д. I 137 — условность обычая. 138. — относительность нравственных правил. 148. — Относительность законов. 261 — 262 — критика семьи 263. 322. 417, 418, 419, 420 — 421 сравнить с 384 — философский, абстрактный демократизм. 422, 423, 424.; 429, 430—432 — отрицание) роскоши II 36, 37; 360 — счастье дикарей без государя IV — 126—171 — сомнение в серьезности госуд(арственных) дел. 249 — отсутствие законов — благо. 256, 257; 258; 260 — отрицание законов . (Сомнения относительно) современных ему культуры и предрассудков I 58. — 59 116. II 143 III. 397. 485 — равноправие женщин и мужчин, но тоже конечно теоретически IV 2 — презирает примат честолюбия то же на 324 . IV 7 стр. презирает царскую власть с чисто личной точки зрения. 75 — презирает национальные различия. 186 — не верит в чудеса. 187 и дает им рациональные объяснения 189. в) Психология 1) Различные эмоции. I стр. 9 — то же. 77 страсть. 113 Сила воображения. 114, 115, 6. Он предчувствует современные настроения 119. 125, 126, 127. II 89, 92, 93 изменчивость настроения. 333 относительность чувства красоты. 521 — органы чувства единственный путь познания III 259 наследственность. 302 — наслаждение чужими страданиями — садизм и Достоевский. 329 — блестящая, художественная психология раскаяния. 382 — тонкая психология страха смерти. 2) Теория воспитания. 134—135; 183 — презрение к схоластике 207 — жизнь должна учить. 210—211 — независимость убеждений и рабство практической деятельности. 208, 209 215 — путешествия. 216; 227 — умственное переутомление в школах. 228—230 — протест против физических наказаний. 232. II 177. 178. III 177

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

85. Col. 72). В диавольском обмане - «не умрете» (Быт 3. 4) - В. видит корень всякого последующего отпадения от Бога, всякой ереси. Сотериология Единственный Виновник спасения мира - Господь. До Его пришествия об Искуплении свидетельствовали ветхозаветные пророки: одни - словом (Исаия, Иеремия), др.- собственной жизнью (Илия , Иона) , показав, что смерть есть начало бессмертия и из гроба произрастает жизнь (Ог. 13. 1//PG. 85. Col. 172). Господь, пожелав придать былую чистоту Своему образу и сообщить плоти бессмертие (θανατσαι τν σρκα), «сродным исцелил сродное» (τ συγγενε τ συγγενς θεραπεων - Or. 39. 3//PG. 85. Col. 432), дабы через Кого произошло мироздание, через Того же оно было спасено (Ibid. Col. 433). Он облекся единосущной нам плотью (μοοσιος σρξ), чтобы подобным спасти подобное (να τ μο τ μοιον νασσηται - Ibid. Col. 445), и стал во всем совершенным Человеком, дабы совершенно спасти созданного Им человека (Ibid. Col. 432). В Искуплении Господь обновил образ Божий в человеке (Hom. in Pascha//PG. 28. Col. 1076). Жертвоприношение Авраама (Быт 22) толкуется В. как прообраз крестной смерти Спасителя; по словам В., как нож не коснулся Исаака, так и крест не коснулся Божественной природы Христа (Ог. 7. 2//PG. 85. Col. 112). После крестной смерти Спасителя человеческая смерть уже перестает быть смертью и становится сном (Ог. 32. 3//PG. 85. Col. 360). Господь уготовил человеку разнообразные пути спасения, приспособленные как к особенностям тех или иных грехов, так и к особенностям тех или иных добродетелей («На слова: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф 18. 3)»; In illud: Nisi conversi fueritis et efficiamini sicut parvuli, non intrabitis in regnum coelorum. Or. 28. 1//PG. 85. Col. 313-317). Домостроительство спасения преодолевает смерть, будучи сильнее демонов, оно есть очищение от идолослужения, матерь свободы, оплот бессмертия (θανασας κρπολις), освобождение от рабства, раздаяние благ, царское облачение, пребывание на небесах (Ог.

http://pravenc.ru/text/150679.html

Выведена контрфорсная (террасная) стена, отделяющая площадь, где устроен бассейн, от нижней площади всей местности, где находится дом для богомольцев-женщин; стена диною 490 при средней вышине без фундамента 4, толщ. 2 1 / 2 фута, с отдельными лестницами для выхода с нижней площади на среднюю. Из бывшей временной кузницы устроено отдельное помещение для сторожей длиною 42, шир. 16 выш. 9 фут. Все площади вокруг здания спланированы, исключая одной малой части местности, прилегающей к ограде на Яффскую дорогу, за домом для богомольцев-мужчин. На площадях и в отдельных садиках: при Госпитале, доме Миссии и возле бассейна, посажены деревья. На все вышеописанные постройки израсходовано в Иерусалиме с начатия работ по 1 мая 1864 года: Количество Пиастры На наем мастеровых и рабочих из местных жителей: каменотесцев 147.706 1.626.475 каменщиков 47.885/2 742.867 плотников штукатуров 15.070 % 193.203 рабочих 218.144 1.227.836 поддувалыциков 22.803 хамалов для разноски воды по работам 52.533 Приемщиков камня в 1860 году На оптовую обтеску камня (какулли) поштучно в 1861 году 106.099 По отдельным счетам На русских мастеровых разных ремесел, нанятых в России и получавших месячную плату и харчевые, а также на некоторых мастеровых, помесячно нанятых из местных жителей 808.432 На жалованье: десятникам, присмотрщикам и сторожам 309.572 На жалование кавасу, двум забтиям и почтальону 52.334 На возведение каменной оградной стены 294.450 По контракту На возведение каменных служб и дома для сторожей 250.000 По контракту На столярные работы по всем зданиям 413.360 На делание из цинка водосточных труб с воронками и проч. 65.201 На малярные работы, клеевые и масляными красками 110.340 На стекольные работы со стеклами 52.271 На дымовые трубы из листового железа к чугунным печам На устройство 3х цистерн и площадей для сбора дождевой воды и прочее 159.487 Цистерны по контракту На цинковые желобки к окнам, штук На доставку разных материалов, купленных в г. Одессе, из Яффы в Иерусалим 86.053 На наем лошадей для переезда русских рабочих из Яффы в Иерусалим; на поездки в окрестные места для осмотра ломок и приискание рабочих; на перевозку извести из города к месту работ; на доставку модели Святогробского храма в Яффу и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Рефлексия над такого рода проблемами периодизации осуществлялась еще во времена зарождения и становления древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой, древнеближневосточной и древнерусской мысли. Она должна была ответить на вопрос о том, с чего начинается собственно история, какова ее движущая сила, куда направлен ее вектор, какие этапы она минула и на каком отрезке исторического пути пребывает ныне определенная страна, народ, общность, религиозная система, и определить перспективу дальнейшего революционного, эволюционного или инволюционного развития. Особую заинтересованность в решении такого рода вопросов проявляли культуры, где зародились и развивались теории исторического кругооборота. Так, например, в Древней Индии существовала достаточно развитая система единиц времени. Наименьшая из них – «трути» (1/5 сек.), 355 а наибольшая – «век Брахмы» (100 «лет Брахмы»). Каждый «год Брахмы», состоящий из 360 «дней Брахмы», равнялся 311 040 000 000 000 годам. «День Брахмы» (если он равнялся одной, а не тысяче «махаюг») делился на четыре неравные части и назывался «манвантара». Это Крита-юга (или Сатья-юга, условно – Золотой век) длительностью 4800; Трита-юга (Серебряный век) в 3600; Двапара-юга (Медный век) – в 2400 и Кали-юга (условно – Железный век) длительностью 1200 «божественных лет, что составляет соответственно 1 728 000, 1 296 000 и 432 000 «человеческих лет». 356 Такими огромными были масштабы отрезков истории, которые имели выраженную ценностную окраску. В священной книге зороастризма «Авеста» изложено учение о трех жизненных эрах. Первая – это древняя извечная жизнь, где в обоих мирах – телесном и духовном – царило добро, на земле владычествовали свет и человеческое счастье. Первым человеком, совершившим преступление, был правитель Йима, который, «чтобы ублажить людей», дал им поесть говядины. Пришел конец этой эры и началась следующая – теперешняя жизнь, где происходит жестокая борьба между духами Добра и Зла, а также между их земными сторонниками. Последняя эра – возрождение, «вторая» грядущая жизнь, которая, в конечном счете, установится в обоих мирах после победы сил Добра над Злом. По учению «Младшей Авесты», третья эра наступила с рождением и приходом в мир Заратуштры. 357 Деление истории на этапы существовало также в древнекитайской, древнеближневосточной философ-скоисторической мысли и историописании. 358

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf CASSIAN, JOHN CASSIAN, JOHN, St. (ca. 360-ca. 432). Born in Marseilles, he was a trusted adviser to Pope Leo the Great (q.v.). Though a Latin, it is in the Orthodox Church that Joh n is included in the calendar of saints. Familiar with Egyptian monasticism (q.v.) and especially with Evagrius of Pontus (q.v.) by virtue of a long stay in the monastic center of Scete, locale par excellence of the Desert Fathers (q.v.), Joh n became the vehicle through whom the spirituality and insights of the desert were transferred to the Western Church. He accomplished this both by establishing monasteries, notably his foundation at Lerins in southern Gaul, and through his writings, especially his Institutes and Conferences. His hesitations concerning-or outright rejection of-certain tenets of Augustine of Hippo (q.v.), especially the latter’s doctrines of “original guilt” and predestination, would make him suspect in the eyes of later Western theologians who labeled him “Semi-Pelagian” (which charges Eastern theologians consider false), though no such accusations affected him or his reputation greatly during his own lifetime. His career as a theologian is marked by its influence on Pope Leo, who held him in high esteem, especially for his seven volumes entitled De Incarnatione Domini, and whose opposition to Nestorius (q.v.) bears the marks of Cassian’s thought. The latter owes much both to the Cappadocian Fathers and to Joh n Chrysostom (qq.v.), who had ordained Cassian deacon at the turn of the 5th c. In the Orthodox East, Joh n is remembered as “St. Cassian the Roman,” on 29 February, and Nicodemus of the Holy Mountain, while compiling the Philokalia (qq.v.), included a selection from his writings under that heading. Читать далее Источник: The A to Z of the Orthodox Church/Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson - Scarecrow Press, 2010. - 462 p. ISBN 1461664039 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

о наказ., гласящая о нарушении священником правил для погребения мёртвых, и др., и, во-вторых – те статьи, подсудные светскому суду, которые определяют такие преступления, кои по свойствам своим скорее подлежат суду духовному, нежели светскому. Так, например, обвинение священнослужителя в кощунстве, т. е. в насмешках, доказывающих явное неуважение к правилам или обрядам Церкви православной, предусмотрено 182 статьёй Улож. о наказ.; но духовное лицо, обличённое в сем преступлении, прежде всего и по преимуществу является нарушителем правил Церкви и своих духовно-нравственных обязанностей. Таковы же проступки, могущие быть учинёнными священно- церковнослужителями и предусмотренные Уложением о наказ, в статьях: 185, 188, 190, 192, 207–209, 859, 1442, 1552 ч. 1, 1557 ч. 1, 1569 ч. 1, 1572 ч. 1, 1577, 1066, 1003. Также и те статьи Улож. о наказ., которые предусматривают проступки и преступления светских лиц по службе государственной и общественной, каковые (за исключением тех, которые влекут за собой наказания, соединённые с лишением или ограничением прав состояния) могут быть применены и к духовным лицам, составив особую категорию проступков против должности духовной, судебной и административной (Улож. о наказ, ст. 329–331, 333, 335–337, 341, 343, 344 ч. 1, 347, 348 ч. 1, 349–352, 354 ч. 1 и 2, 356, 357, 360, 364 ч. 1, 369–372, 380, 381, 383, 388, 389 4.2, 390–394, 397–407, 409–423, 426–427, 429–431, 432 ч. 1, 433– 134, 470–475, 476 ч. 1, 477, 478 ч. 1, 479 ч. 1, 480 ч. 1, 483, 484, 486– 491, 492 ч. 1, 494, 496, 497 ч. 1, 501–504. Устав о наказ.: 35–36, 42–43, 100–141). Таким образом, восполнение материального права должно идти двумя путями: прежде всего за счёт церковных правил, а в случае недостаточности таковых – за счёт статей светского Уложения о наказаниях. Редакция статей при этом должна быть самая определённая, чтобы определение проступка было точно и полно, заключая в себе указания на существенные признаки проступка; например, при определении наказания за вымогательство следовало бы не просто выразиться так, как делает наш Устав: «Священнослужители, уличённые в вымогательстве за преподание треб, отрешаются от места и низводятся в причётники до раскаяния и исправления» (184 ст.), а хотя бы сказать так: «За всякие делаемые кому-либо священно- церковнослужителем притеснения, или угрозы, или предъявляемые требования, с целью получения от них денег или иных материальных выгод за совершение таких треб, которые должны быть отправлены по закону бесплатно, виновные»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. И. Пономарева. СПб., 1898. V1I+228 с. 5. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. (Выпуск 1). М.: Худож. лит., 1978. 413 с. 6. Памятники литературы Древней Руси. XII век. (Выпуск 2). М.: Худож. лит., 1978. 704 с. 7. Памятники литературы Древней Руси. XIII век. (Выпуск 3). М.: Худож. лит., 1981. 616 с. 8. Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. (Выпуск 4). М.: Худож. лит., 1981. 606 с. 9. Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века. (Выпуск 5). М.: Худож. лит., 1982. 688 с. 10. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. (Выпуск 6). М.: Худож. лит., 1984. 768 с. 11. Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. (Выпуск 7). М.: Худож. лит., 1985. 638 с. 12. Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. (Выпуск 8). М.: Худож. лит., 1986. 640 с. 13. «Изборник» (Сборник произведений литературы Древней Руси). М.: Худож. лит., 1969. 800 с. 14. Хрестоматия по древнерусской литературе. Составители М. Е. Федорова и Т. А. Сумникова. М.: Высшая школа, 1985. 256 с. 15. Сокровища древнерусской литературы. Русское историческое повествование XVI – XVII веков. Составление, предисловие, подготовка древнерусских текстов, перевод и примечания Ю. А. Лабынцева. М.: Советская Россия, 1984. 352 с. 16. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. Составители С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985. 368 с. 17. Лихачев Д. С. Прошлое – будущему. Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985. 576 с. 18. История русской литературы XI – XVII веков. Под редакцией Д. С. Лихачева. М.: Просвещение, 1985. 432 с. 19. Водовозов Н. В. История древней русской литературы. М.: Просвещение, 1972. 384 с. 20. Кусков В. В. История древнерусской литературы. М.: Высшая школа, 1982. 296 с. 21. Памятники русской литературы X – XVII вв. – ТОДРЛ, т. 25. М.-Л.: Наука, 1970. 360 с. 22. Художественная проза Киевской Руси XI – XIII веков. Составление, переводы и примечания И.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010