е. невозможно быть кроткими, не победив в себе своих гнусных похотей. Человек, мучимый плотской любовью или ревностью, не знает покоя ни днем, ни ночью, он не только постоянно раздражителен сам и постоянно раздражает предмет своей страсти или ревности, но его раздражение нередко оканчивается даже убийством или самоубийством. Человек похотливый и ревнивец слишком далек от того покоя души, который является только даром кротости. Пьянство также никогда не может быть соединено с христианской добродетелью, на которую указывает Господь наш Иисус Христос в третьей заповеди блаженства. Мы не имеем у себя под руками точных статистических сведений, но тем не менее имеем достаточное основание быть уверенными в том, что если бы мы распросили всех тягчайших преступников, наполняющих наши тюрьмы и все ссылочные пункты, в каком состоянии они решились на совершение своих роковых преступлений, то мы узнали бы, что не менее 9–10 всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Но ни одно преступление не может быть совершено без предварительного гнева, раздражения, злобы. Ясно, что всякий человек пьющий, желающий быть кротким, предварительно должен подавить в себе страсть к пьянству. А сколько бывает раздражений, ссор и неприятностей из-за денег, по побуждению страсти корыстолюбия и любостяжания, – об этом нет надобности и говорить. Очевидно, что для приобретения кротости нужно победить в себе и все эти страсти, все эти чувственные похоти. Трудность подвига в деле приобретения христианской кротости усложняется еще тем, что нередко многие страсти, трудные для борьбы и каждая порознь, овладевают человеком иногда совместно и одновременно. Оттого-то среди людей так много лиц, подавленных этими страстями; оттого-то и так нелегко достигнуть истинно христианской кротости (См. соч. Пр. Т. Буткевича «Нагорная проповедь», стр. 123–124). Что значит наследовать землю? (в третьей заповеди блаженства). У Псалмопевца мы читаем: «Благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся» ( Пс.36:22 ); «праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» ( Пс.36:29 ); «душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю» ( Пс.24:13 ); «уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю» ( Пс.36:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Затем, в 86 гл. ст. 9 читаем: «в пятый год Иоакима, сына Иосии, царя иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицом Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов иудейских». Некоторые из толковников, как, например, Гитциг и др. (Comm. Keil, s. 51), смотрят на этот пост, как такой, который установлен был пред нашествием на Иерусалим Навуходоносора, установлен, с целью – путём раскаяния умилостивить гнев Божий и предотвратить грозу. Основанием для такого понимания выставляется то, что, по поручению пророка Иеремии, во время этого поста Варух прочитал пред народом записанные в свитке грозные пророческие предсказания, между которыми особенно выдаётся следующее предсказание 81 ст. «И посещу его, – грозил Господь устами пророка Иоакиму, – и племя его и слуг его за неправду их, и наведу на них и на жителей Иерусалима и на мужей Иуды всё зло, которое Я изрёк на них, а они не слушали». Если пророк поручает Варуху прочитать пред народом в 5-й г. Иоакима грозные предсказания о суде Божием над царём и царством его; то, заключают отсюда, значит, этот суд Божий ещё не наступал и пост 5 года, значит, был установлен не в воспоминание суда совершившегося, а в предупреждение суда грядущего. Но прочтение предсказаний не может служить несомненным признаком того, чтобы исполнение сих предсказаний ещё не вступало в силу, ещё не начиналось, Если бы пророк поручил Варуху прочитать пред народом те предсказания, которые возвещены были ему Богом именно в 5 г. Иоакима; то, разумеется, прочтение сих предсказаний служило бы несомненным признаком того, что исполнение таких предсказаний ещё предстоит в будущем. Между тем в данном случае дело было иначе. Варух, по поручению пророка, должен был прочитать все те грозные предсказания, которые пророк изрёк пред народом, начиная с первого года своего служения и до 4 г. Иоакима (36:1), которые он, по повелению Божию, записал в книгу (36:2) и исполнение которых отчасти могло начаться в предыдущие годы; и потому особенные угрозы 31 ст., изречённые царю за то, что он сжёг свиток (36:29) записанных и прочитанных пред ним грозных предсказаний, не исключают собой осуществления в предыдущем 4-м году факта взятия Иерусалима Навуходоносором, а возвещают только, как дело предстоящее, полное и окончательное осуществление предречённого суда, а именно разрушение Иерусалима и царства Иудейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Молитва к Богу о народе израильском ( Сир. 36:1–19 ) Глава 36, 1. Спаси нас, Боже всех, 2. и наведи страх Твой на все народы; 3. подними руку Твою на чуждый народ, чтобы увидели они могущество Твое! 4. Как Ты пред ними явил в нас святость Свою, так пред нами яви на них славу Свою, 5. чтобы узнали они, как мы знаем, что нет Бога, кроме Тебя. 6. Обнови знамения и повтори чудеса, 7. прославь руку Твою и правую мышцу Твою; воздвигни ярость и пролей гнев, 8. смири противника и низвергни врага. 9. Ускорь конец и назначь время, чтобы все возвестили о великих делах Твоих. 10. Яростию огня да будут истреблены враги, и притеснители народа Твоего да найдут погибель! 11. Сокруши главы начальников вражеских, которые говорят: «нет никого, кроме нас»! 12. Собери все колена Иакова, чтобы они имели наследие, как в прежние дни; 13. умилосердись над народом, названным именем Твоим, над Израилем, которого Ты нарек первенцем. 14. Умилосердись над святым городом Твоим, над Иерусалимом, местом обитания Твоего. 15. Наполни Сион великолепием Твоим и храм Твой славою Твоею. 16. Дай свидетельство первому из созданий Твоих, оправдай пророчество, изреченное именем Твоим. 17. Дай награду уповающим на Тебя, чтобы оказались правыми пророки Твои. 18. Услышь молитву рабов Твоих, по милости Твоей к народу Твоему, 19. чтобы узнали все концы земли, что Ты – Бог вечный. Живо представив перед собою все несчастия народа израильского, притесняемого языческими народами (35:19–23), премудрый обращается к Господу с горячею молитвою, в которой просит наказать врагов народа еврейского, проявив на них силу Свою (36:1–11), собрать все колена израильские под Своим водительством и вновь пролить на Иерусалим Свои милости, чтобы все живущие на земле познали, что Господь – Бог вечный, не отменяющий слова Своего, изреченного через пророков (36:12–19; первые 12 стихов по иному счету обозначаются, как 33:1–13).   1–3. Молитва премудрого начинается просьбою о спасении народа израильского и об устрашении его притеснителей. Сл.: «Помилуй ны, Владыко, Боже всех, и воззри, И наложи страх Твой на вся языки: Воздвигни руку Твою на языки чужди (Остр.: тужда), и да узрят силу Твою».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Мудрец бичует и др. пороки, не подобающие добродетельному человеку: пьянство (19. 1-3), чревоугодие, болтливость (19. 6-10), тайный гнев (20. 1-3; «гораздо лучше обличить»), леность (22. 1-2), блуд и прелюбодеяние (23. 20-36), лицемерие (27. 24-32), злобу и мстительность (28. 1-6; «мстительный получит отмщение от Господа» - 28. 1). Здоровье, безусловно, большее счастье, чем богатство, т. к. последнее недолговечно и доставляет человеку гораздо больше хлопот и тревог, чем удовольствия (30. 14-31. 12). Заслуживает похвалы тот, кто получил богатство, но выдержал искушение золотом и остался непорочным (31. 10). Нужно почитать врачей, потому что их знание - от Бога, хотя главное в исцелении - молитва Богу (38. 1-15). Только тот, кто соблюдает закон и хранит заповеди, может «приносить жертву спасения» (35. 1), а к «жертвам беззаконников», приносимым «от неправедного стяжания» (36. 18), «Господь не благоволит» (ср.: 34. 18-26). Иисус Сирах сурово осуждает жителей Палестины, впавших в язычество: идумеев, филистимлян и самарян (51. 28). Образ ветхозаветных праведников В качестве примеров Иисус Сирах приводит праведников древности (44. 1 - 50. 26), к-рые жили согласно разуму и закону и к-рым Бог открывал Свою волю. Это праотцы человечества, патриархи и благочестивые цари, пророки и наставники Израиля - от Адама до первосвященника Симона, сына Онии. Мудрец верит, что наступят времена, когда все народы познают истинного Бога. Он молится: «Ускори время и вспомни клятву, и да возвестят о великих делах Твоих... Услышь, Господи, молитву рабов Твоих, по благословению Аарона, о народе Твоем,- и познают все живущие на земле, что Ты - Господь, Бог веков» (36. 9, 18-19). Связь с другими книгами ВЗ В И., с. С., к. встречается достаточно много параллельных тем (напр., Премудрость Божия, страх Божий, похвала добродетельной жене) и конкретных наставлений (напр.: Сир 30. 1 и Притч 29. 15) с Книгой Притчей Соломоновых. Это объясняется общим историко-культурным фоном и принадлежностью обеих книг к одному жанру. Тем не менее в Книге Притчей Соломоновых в отличие от И., с. С., к. гораздо больше примеров антитетического параллелизма.

http://pravenc.ru/text/293952.html

Основная вина за грехи народа лежит на «пастырях Израилевых», которым Иезекииль посвящает отдельное пророчество. Вместо того чтобы заботиться об овцах, они лишь «пасли самих себя... ели тук... откормленных овец закалали, а стада не пасли» (Иез 34. 1-3). Те, кому поручено Богом укреплять слабых, врачевать больных и возвращать угнанных, покинули сынов Израилевых, которые «рассеялись... без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому» (Иез 34. 2-6). Бог накажет неверных пастырей - запретит им пасти овец и лишит их возможности «пасти самих себя» (Иез 34. 10). Он Сам соберет овец «из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный», будет пасти и «покоить их» на тучных пажитях, «на горах Израилевых» (Иез 34. 11-16). Бог обещает поставить над овцами истинного пастыря, раба Своего Давида, заключить с ними «завет мира» и даровать им благословение (Иез 34. 23-26). Его овцы «не будут уже добычею для народов», они перестанут гибнуть от голода и диких зверей. Обращаясь к сынам Израилевым, Бог называет их овцами и обещает Свое покровительство: «И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними... и что вы - овцы Мои, овцы паствы Моей...» (Иез 34. 28-31). По указанию Бога Иезекииль обращается к горе Сеир (по-видимому, речь идет о гористой местности, в к-рой жили идумеи; эта местность находилась восточнее долины Араба - Zimmerli. 1983. Vol. 2. P. 234). Бог отомстит горе Сеир за то, что ее жители враждовали с сынами Израилевыми и предавали их «мечу во время несчастья их» (Иез 35. 1-5). Он опустошит гору Сеир, сделает ее «пустою и безлюдною степью», пустыней, наполненной убитыми (Иез 35. 6-9). Ее жители радовались несчастьям «двух земель» (Израиля и Иуды), а потому и она будет наказана, «и вся Идумея вместе» с ней (Иез 35. 10-15). Пророчество о восстановлении нового Израиля Видение прор. Иезекииля. Роспись костницы Бачковского мон-ря, Болгария. 2-я пол. XII в. Видение прор. Иезекииля. Роспись костницы Бачковского мон-ря, Болгария. 2-я пол. XII в. От имени Бога Иезекииль обращается со словом утешения к сынам Израилевым. Чтобы вознаградить Свой народ, понесший «на себе посмеяние от народов» (Иез 36. 6), Бог призывает горы Израилевы: «...распустите ветви ваши и будете приносить плоды ваши народу Моему Израилю; ибо они скоро придут». Нынешнее опустошение сменится изобилием: Бог умножит «людей и скот, и они будут плодиться и размножаться», земли будут «возделываемы и засеваемы», «заселены будут города и застроены развалины» (Иез 36. 8-11). Земля, ставшая местом гибели для мн. людей, не будет «более слышать посмеяния от народов», потому что ее народ будет благоденствовать (Иез 36. 13-15).

http://pravenc.ru/text/293579.html

После разрушения Иерусалима и переселения иудеев в Вавилон жители города освободили пророка. Навузардан, начальник царских телохранителей, по повелению Навуходоносора предоставил И. выбрать место жительства. Пророк пожелал остаться в своем отечестве и быть советником Годолии, нового наместника Иудеи. Но вскоре Годолия был убит сторонниками военной партии, к-рые, совершив это преступление, решили бежать в Египет от гнева Навуходоносора. Они заставили И. идти с ними. Какое-то время он жил и проповедовал в иудейской колонии Египта. В последние годы Господь вселил в сердце престарелого пророка надежду на возвращение в землю обетованную. Один из циклов его речей, условно называемый «Книга утешения» (Иер 30-31), возвещал уже о новом завете (см. Иеремии пророка книга ). В поздней библейской литературе Автор книг Паралипоменон отмечает политические события, связанные со служением И. В 2 Пар 35. 25 упоминается плач, сложенный И. на смерть царя Иосии, к-рый погиб в 609 г. до Р. Х. у Мегиддо в битве с войсками фараона Нехао II (см. об этом также в ст. Иеремии плач ). В 2 Пар 36. 12 о царе Седекии говорится, что «делал он неугодное в очах Господа, Бога своего» и «не смирился пред Иеремиею пророком, пророчествовавшим от уст Господних». Аллюзиями на события Книги прор. Иеремии исследователи считают 2 Пар 36. 13, 15 ( Rudolph W. Chronikbücher. Tüb., 1955. S. 334-337; Wolff. 1976. S. 6). Указ Кира II об освобождении иудеев вышел «во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии» (2 Пар 36. 22). Иисус, сын Сирахов, среди ветхозаветных праведников упоминает И. (Сир 49. 6-7), к-рого цари иудейские «оскорбляли, хотя он еще во чреве освящен был в пророка, чтобы искоренять, поражать и погублять, равно как строить и насаждать» (Сир 49. 9). В 2 Макк 15. 12-16 сообщается о сонном видении Иуде Маккавею: он должен был «возбудить к мужеству» своих воинов. Вместе с первосвященником Онией ему явился др. муж, «украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием», это, по словам Онии, был И., «который много молится о народе и святом городе». Он дает Иуде золотой меч, чтобы поразить всех врагов. (Образ И. как небесного ходатая присутствует в последующей иудейской традиции.)

http://pravenc.ru/text/293630.html

1Мак.9:23 . И было после кончины Иуды: появились беззаконники во всех пределах Израиля, и открылись все делающие неправду. 1Мак.9:24 . В те дни был весьма большой голод, и страна эта с ними совершила отступничество. 1Мак.9:25 . И избрал Вакхид нечестивых мужей, и поставил их начальниками страны. 1Мак.9:26 . А они разведывали и разыскивали друзей Иуды, и приводили их к Вакхиду. Он же мстил им и издевался над ними. 1Мак.9:27 . И была скорбь великая у Израиля, какой не бывало с того дня, в который уже не явился у них пророк. 1Мак.9:28 . И собрались все друзья Иуды и сказали Ионафану: 1Мак.9:29 . После того, как брат твой Иуда скончался, нет подобнаго ему мужа, который вышел бы против врагов и Вакхида, и против неприятелей народа нашего. 1Мак.9:30 . Итак теперь мы тебя избрали быть нам вместо него начальником и вождем, дабы продолжать войну нашу. 1Мак.9:31 . И принял Ионафан в то время предводительство, и возстал вместо Иуды брата своего. 1Мак.9:32 . И узнал это Вакхид, и искал его смерти. 1Мак.9:33 . И узнал Ионафан и Симон брат его, и все бывшие с ним; и убежали в пустыню фекоэ, и ополчились у воды топи Асфарской. 1Мак.9:34 . И узнал это Вакхид в день субботный, и пошел сам со всем войском своим за Иордан. 1Мак.9:35 . И Ионафан послал брата своего, вождя народнаго, и просил Наватеев друзей своих о том, чтобы сложить у них большие запасы свои. 1Мак.9:36 . Но выступили сыны Ямвриновы из Мидавы, и схватили Иоанна и все, что он имел, и ушли с имуществом. 1Мак.9:37 . После же того, что разсказано, возвестили Ионафану и Симону брату его, что сыны Ямвриновы совершают брак важный, и ведут невесту из Надавафа, дочь одного из великих вельмож ханаанских. 1Мак.9:38 . Тогда вспомнили они об Иоанне брате своем, и взошли и притаились под защитою горы. 1Мак.9:39 . И подняли глаза свои и увидели; и вот ликование и приданое большое [Арабы поныне сундуки с приданым невесты носят на головах своих впереди свадебнаго поезда], и жених вышел с друзьями своими и с братьями своими на встречу им с тимпанами и музыкою и с разным оружием.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

      Праздник Преображения празднуется и Восточной и Западной Церковью; они даже празднуют его в один и тот же день – 6 августа. Однако характер праздника различен. На Востоке преображение Христа на Фаворе празднуется с пятого столетия; на Западе же этот праздник стал общецерковным только в 1457 году. Он был провозглашен папой Каликстом Ш. Таким образом Западная Церковь начала его праздновать позднее Восточной на целое тысячелетие. Основа возникновения праздника на Востоке богословская: это размышления писателей и отцов греческой Церки о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе стимул к его празднованию носилобщественный характер, этому послужило поражение турков у Белграда в 1456 году. Что касается литургического ранга праздника Преображения, то он принадлежит к числу двунадесятых, наиболее значительных праздников Православной Церкви, таких как Рождество Христово, Крещение Господне, Пасха, Пятидесятница, Воздвижение Креста и других, которые особенно почитаются на Востоке. На Западе же этот праздник считается второстепенным, таким же как Новый Год, праздники апостолов и евангелистов.       Раннее установление праздника, глубокое его обоснование и высокий литургический ранг свидетельствуют о том, что праздник Преображения в Восточной Церкви особенно почитается и высоко оценивается. В чем же кроется особенное значение этого праздника? 1. ПРЕОБРАЖЕНИЕ  КАК  НОВОЕ  НАЧАЛО      Содержание праздника Преображения составляет одно из событий земной жизни Христа, о котором нам рассказывают Евангелия. Однажды Иисус, «взяв Петра, Иоанна и Иакова взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9, 28-29); такой белой, «как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3). Вскоре «явился им Илия с Моисеем» (Мк. 9, 4); которые, «явившись во славе» (Лк. 9, 31), «беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 4), «они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 31). Когда Петр, восхищенный увиденным, заметил, что Моисей с Илией «отходили» от Иисуса (ср. Лк. 9, 33), он сказал Ему: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9, 33). «Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их» (Лк. 9, 34); «облако светлое осенило их» (Мф. 17, 5) так, что они «устрашились» (Лк. 9, 34) и «пали на лица свои» (Мф. 17, 6). «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9, 35). Ученики посмотрели вокруг, однако «никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» (Мк. 9, 8). «Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь» (Мф. 17, 7). «Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9, 9). «И они умолчали» (Лк. 9, 36).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Мф.9:29 . «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.» «Чем большему числу людей испрашиваешь благ у Господа и чем выше эти блага, тем сильнее диавол противодействует молящемуся священнику, чтобы за его усердную, горячую молитву Бог не дал тех благ, ибо: по вере вашей, сказано, будет вам [ Мф. 9:29 ], и еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему [ Мк. 9:23 ]. Впрочем, где умножаются козни диавола, там избыточествует благодать Божия» т. 2, 394]. «Когда тебя просят помолиться о спасении кого-либо от телесной смерти, например от потопления, от смерти по причине болезни, от огня или другого какого-либо бедствия, похвали веру просящих об этом и скажи в себе: буди благословенна вера ваша; по вере вашей ( Мф. 9:29 ) да даст Господь исполнение моей недостойной, маловерной молитве и да приложит мне веру (Ср.: Лк. 17:5 )» 275]. Мф.9:33 . «И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.» «Чтобы явно показать, что слово дано только для выражения истины, Господь лишает людей слова, когда они сомневаются в истине Божией и не веруют ей. Пример Захарии (См.: Лк. 1:20 ). Что слово должно быть выражением только истины, это видим еще из того, что когда сердце человека наполнено диаволом – отцом лжи (Ср.: Ин. 8:44 ), человек не может говорить слов, служащих выражением истины Божией, и немеет. Так, в Евангелии встречаем пример человека, одержимого немым бесом. По изгнании беса немой заговорил (См.: Мф. 9:33 )» 555]. Мф.9:35 . «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.» Мф.9:36 . «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.» Мф.9:37 . «Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало» Мф.9:38 . «итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.» " Ст. 36–38. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам своим: Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Премудрость Отделение неба от земли и появление света. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Отделение неба от земли и появление света. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Почитание Премудрости Божией усиливается в Израиле в эпоху после Вавилонского плена. Премудрость олицетворяется (Притч 14. 1). Она - возлюбленная (Сир 14. 22 слл.), мать-хранительница (Сир 14. 26), жена, заботящаяся о пропитании (Сир 15. 2 сл.), гостеприимная хозяйка, приглашающая на свой пир (Притч 9. 1-6), в противоположность «женщине безрассудной» (Притч 9. 13-18). Священные писатели видят в Премудрости Божественную реальность, существующую предвечно и связанную с премудрым устроением мира (Притч 8. 22-26; Сир 24. 10). Исшедшая из уст Всевышнего как Его дуновение или Его Слово (Сир 24. 3), она - «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» (Прем 7. 25-26). Она обитает на небесах (Сир 24. 4), разделяет с Богом престол Его (Прем 9. 4), живет в близости с Ним (Прем 8. 3). Премудрость участвует во всем, что Бог совершает в мире. Присутствуя при творении, она «веселилась пред лицом Его» (Притч 8. 27-31; ср.: 3. 19 сл.; Сир 24. 5) и продолжает править вселенной (Прем 8. 1). На протяжении всей истории спасения она действует как ниспосланная Богом для определенного дела. Премудрость поселилась в Израиле, в Иерусалиме, как древо жизни (Сир 24. 7-19), проявляясь в конкретной форме Закона (Сир 24. 23-34). Она направляет историю (Прем 10. 1-11. 4), и она же обеспечивает людям спасение (Прем 9. 18). Ее роль аналогична роли пророков: она обращается с укором к нерадивым, возвещая суд над ними (Притч 1. 20-33), а послушных призывает воспользоваться всеми ее благами (Притч 8. 1-21, 32-36), сесть за ее стол (Притч 9. 4 сл.; Сир 24. 21). С самого начала Израиль не мог не восхищаться «Владыкой неба и земли» (Быт 14. 19), Тем, Кто «сотворил семизвездие и Орион», Кто «образует горы и творит ветер» (Ам 5. 8; 4. 13). Деяния Бога Творца становятся основанием для упования на Него как на Владыку истории: не есть ли творение столь прочное, величественное, могущественное - залог могущества и верности Бога (Ис 40. 12 сл.)? Его восхваляют за все, что является «делом рук Его»: за небеса (Пс 18. 2), за землю (Пс 101. 26) и за то, что Он поставил человека «над делами рук» Своих (Пс 8. 4-7). «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои» (Пс 144. 10), дивную красоту к-рых люди видят (Иов 36. 24 сл.). Сознавая себя творением Божиим, человек должен в этом убеждении, основанном на вере, черпать подлинное дерзновение, ибо Бог не может «презирать дела рук Своих» (ср.: Иов 10. 3), но также и глубокое смирение, ибо «скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»?» (Ис 29. 16; 45. 9; Прем 12. 12; Рим 9. 20 сл.).

http://pravenc.ru/text/149441.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010