Затем когда Иосиф поклонился до земли своему умиравшему отцу, и подвел к нему детей своих для благословения, – вдохновенный Израиль крестообразно возлагает руки свои на усыновленных внучат (Ст. 8–14), к произносит следующие слово: Бог, пред которым ходили отцы мои, Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих! (Ст. 15. 16). По замечанию преосвящ. митр. Филарета, в сих словах патриарха Иакова есть указание на ветхозаветное почитание Бога в Троице; ибо Иаков призывает Бога Промыслителя, Избавителя я Освятителя 356 . .... да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих, Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли. Сими словами усыновляя себе детей сына своего Иосиф, Иаков молит Бога, дабы, в силу оного усыновления, внуки его причтены были к обетованному племени Израилеву, и сподобились великих обетований, данных отцам его Аврааму я Исааку! Подобно сему имя Божие нарекается на нас, поскольку мы чада Божии 357 . И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову младшего Ефрема, а левую на старшего Манассию, ... и прискорбно было ему это (Ст. 17). Ибо правая рука служила в ветхом завете символом преимущественного достоинства 358 , также благодати и полноты благословений 359 , я равно и избрания к славе 360 . Когда Иосиф хотел поправят мнимую ошибку своего отца, и переложить его десницу на своего первенца Манассию, то Иаков не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его; и от семени его произойдет многочисленный народ. (Ст. 19). Последующая история Евреев действительно показывает, что колено Ефремово было одно из самых могущественных и превосходило численностию Манассиино колено 361 . По отложении же 10-ти колеи от сына Соломонова, Ефремово колено стало во главе царства Израильского, и всегда отличалось воинским духом 362 . Посему-то конечно пророки все царство Израильское называли нередко одним именем Ефрема 363 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Иез. 16 :4. И рождение 341 твое (таково): в день твоего рождения не обвязали сосцов 342 твоих, и не обмыли тебя водою на спасение 343 , ни солию не осолили 344 , ни пеленами не повили. Иез. 16 :5. И око Мое не сжалилось над тобою, чтобы сделать что-либо из всего этого из сострадания к тебе 345 . И брошена ты была на поле, за коварство 346 души твоей, в день твоего рождения. Иез. 16 :6. И Я проходил мимо тебя, и увидел тебя покрытою 347 кровию твоею и сказал тебе: „от крови твоей ты жива будь“, и сказал тебе 348 : „в крови 349 твоей жизнь твоя“! Иез. 16 :7. Увеличивайся, как полевое растение Я сделал тебя. И выросла, и возвеличилась, и вошла ты в лучшие города, сосцы твои поднялись, и волоса твои выросли 350 , но ты была нага и безобразна 351 . Иез. 16 :8. И Я прошел мимо тебя, и увидел тебя, и вот время твое-время посещающих 352 . И простер Я крылья Мои на тебя, и покрыл наготу твою, и клялся тебе, и вошел в завет с тобою, говорит Господь Бог, и ты стала Моею. Иез. 16 :9. И Я омыл тебя водою, и смыл с тебя кровь твою, и помазал тебя елеем. Иез. 16 :10. И одел тебя в узорчатое платье, и обул тебя в красныя (сандалии) 353 и опоясал тебя виссоном 354 , и возложил на тебя головной убор 355 . Иез. 16 :11. И украсил тебя убором, и положил запястья на руки твои и ожерелье 356 на шею твою. Иез. 16 :12. И дал серьги в ноздри твои и кольца в уши твои и прекрасный венец на голову твою. Иез. 16 :13. И ты украшена была золотом и серебром, и одежды твои из виссона плетеныя 357 и узорчатыя; лучший пшеничный хлеб 358 , и мед и масло, ты ела, и стала весьма и весьма красива, и возвысилась до царствования 359 . Иез. 16 :14. И пронеслось по народам имя твое ради красоты твоей, потому что она была совершенно великолепна при том уборе, который Я устроил тебе, говорит Господь Бог. Иез. 16 :15. А ты понадеялась на красоту свою и (пользуясь) именем своим 360 соблудила, и расточала блудодеяние свое 361 со всяким мимоходящим: тому ты была (предана) 362 , кому не следовало 363 . Иез. 16 :16. И взяла из одежд своих и сделала себе сшитых 364 идолов, и соблудила с ними, (но) не войдешь и не будет 365 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Псалом 30 В конец. Псалом Давида. При исступлении 356 . На Тебя, Господи, я уповал, да не постыжусь во век: по правде Твоей избавь меня и спаси меня. Приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня, будь мне Богом – защитником и домом прибежища, во спасение мне. Ибо Ты держава моя и прибежище мое, и ради имени Твоего наставляй меня и питай меня. Изведи меня из сети сей, которую затаили для меня, ибо Ты, Господь, защитник мой; В руки Твои предаю дух мой 357 . Ты избавил меня, Господи, Боже истины. Ты возненавидел почитающих суетное 358 напрасно, а я на Господа уповал. Возрадуюсь и возвеселюсь о милости Твоей, ибо Ты призрел на смирение мое, избавил от бедствия душу мою И не оставил меня в руках врагов, поставил на просторе ноги мои. Помилуй меня, Господи, ибо я скорблю, помутились от ярости 359 око мое, душа моя и внутренность моя. Ибо истощилась в болезни жизнь моя и лета мои (прошли) в воздыханиях, изнемогла в бедности сила моя и кости мои потряслись. У всех врагов моих я сделался поношением, а наипаче у соседей моих, и страшным для знакомых моих: видящие меня вон убегали от меня. Я был забыт в сердце (их), как умерший, я стал, как разбитый сосуд. Ибо я слышал хулу от многих, вокруг живущих, когда они собирались вместе на меня, совещались исторгнуть душу мою. Но я на Тебя, Господи, уповал, сказал: Ты – Бог мой! В руках Твоих жребий мой: избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. Яви 360 лице Твое рабу Твоему, спаси меня по милости Твоей. Господи! Да не постыжусь, что я призвал Тебя, да постыдятся нечестивые и да сойдут в ад. Да будут немы уста льстивые, с гордостью и презрением наговаривающие на праведника беззакония. Сколь велико множество благости Твоей, Господи, которую Ты сокрыл для боящихся Тебя, приготовил для надеющихся на Тебя пред сынами человеческими! Ты укроешь их под кровом лица Твоего от мятежа людского, укроешь их в скинии 361 от возмутительной речи 362 . Благословен Господь, что дивно явил милость Свою (как бы) в укрепленном городе 363 . А я сказал в исступлении 364 моим: я отвержен от очей Твоих. Посему 365 услышал Ты голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Стало быть, если ученик является духовным чадом учителя, то ищущий отца в любом случае должен искать того, кто родился духовно, кто на самом деле знает Бога и Отца своего, дабы он и его родил духовно и воочию явил сыном Божиим. Если он взыскует такового [учителя] и в таком отце имеет нужду (ибо говорится 353 : «У хороших учителей хорошие учения, а у дурных семян – дурные всходы» 354 ), а на житейском пути находятся вместе и хорошие отцы и учители, на которых указало Слово 355 , и с ними те, которые еще не родились и не познали сами себя и тем более Бога, но попросту лишь себя дерзко выставили отцами и учителями других, прилагая всяческое тщание привлечь к себе всяческими способами и ухищрениями недавно отрекшегося [от мира] и ищущего, как сказано, духовного отца, а если заметят, что он хвалит кого-то из истинно духовных, то сразу же хулят того [подвижника], несчастные, дабы помешать доверию и устремлению собирающегося уйти к нему и соблазнить душу брата, – если таковой соблазнится, повернет вспять, перебежит к оным соблазнителям и лишится пользы, которую, возможно, должен был получить от одного из святых мужей, то кто понесет наказание за это и за всех тех, кто был таким образом лишен пользы от духовных отцов и учителей и соблазнен словами оных [лжеучителей]? Не те ли, кто ввел их в заблуждение и приписал себе отцовство над ними, отвлекая их от благих учителей и не позволяя, чтобы они направлялись теми и вошли в Царствие небесного света? Истинно, от рук их кровь их взыщется, глаголет Господь 356 , так как, одержимые тщеславием и гордыней и полагающие себя «чем-нибудь, будучи ничем» 357 , сами поставляют себя во отцы и учители и становятся саморукоположенными апостолами, не получая, как те, благодати Святого Духа, не просветившись «светом ведения» 358 и не узрев проповедуемого [ими] Бога, чтобы Он открылся им по Своему неложному обетованию, ибо обещал Бог Слово всем верующим в Него, так говоря: «Если кто любит Меня, сохранит заповеди Мои. И Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» 359 , и снова: «Я и Отец придем и обитель у него сотворим» 360 , и опять: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную 361 и на суд не придет, но перешел от смерти в жизнь 362 " , и еще: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем» 363 , а также: «Жаждущий да придет ко Мне и пьет 364 , ибо кто пьет от воды, которую Я дам ему, не будет жаждать никогда, но она сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» 365 , и снова: «Кто верует в Меня, реки воды живой потекут из чрева его» 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Куно, гр. энингенский, см. Конрад, герц, швабский Куно, с. энингенского гр. Куно 189, 189 Куно, гр. байхлингенский (уб. в 1103 г.) 231, 232, 233, 233–234 Купан, еп. одной из венгерских епархий (уб. в 1099 г.) 362, 362 Курце Ф., см. Kurze F. Кучера М. П. 59 Кучкин В. А. 183 Кюрбис Б., см. Kürbis В. Лаврентий, еп. одной из венгерских епархий (уб. в 1099 г.) 362 «Лаврентьевская летопись» 82 Лавров П. А. 103 Лайош (Людовик) I Великий, кор. венгерский (1342–1382) 353 Ламберт (==Свентеполк?), с. польского кн. Мешка I (ум. после 992 г.) IV, 51, 66 Ламберт, с. венгерского кор. Белы I (ум. ок. 1095 г.) V, 357–358 Ламберт, гр. брабантский и лувенский (нач. XI в.) 231 Ламберт, венгерский гр. (уб. в 1132 г.) 368 Ламперт Херсфельдский, немецкий историограф (ум. после 1078 г.) 112, 115–121, 157, 230, 329, 340 Ланка (Анна?, Елена?), ж. тмутороканского кн. Ростислава Владимировича (?), д. венгерского кор. Белы I (?) (ум. после 1099 г.) V IXa, 361, 361 Лаппенберг И., см. Lappenberg J. J. Ласло (Владислав) I Святой, кор. венгерский (1077–1095) V, VIII, IXa, 104, 175, 175–176, 231, 231, 302, 302, 355, 355–358, 357–358, 360, 360–362, 365 Ласло (Владислав) II, (анти)кор. венгерский (1162–1163) V, 252, 370, 370 Ласло (Владислав) III, кор. венгерский (1204–1205) V Ласло (Владислав) IV, кор. венгерский (1272–1290) V, 291, 334, 348 Ласло (Владислав), с. венгерского кор. Кальмана (ум. в 1112 г.) V 363, 361 Ласло (Владислав) Лысый, двоюродный б. венгерского кор. Иштвана I Святого (перв. пол. XI в.) V 351, 351, 356, 356 Лев VI Мудрый, имп. византийский (886–912) VIII Лев IV, п. римский (847–855) 17 Лев VII, п. римский (936–939) 156, 156 Лев IX (в миру – Бруно, эгисхаймский), п. римский (1049–1054) II, 338–339, 338 Лев Диакон, византийский хронист (ум. после 992 г.) 39 Лев Марсикан, еп. остийский (1102/7–1115), церковный писатель 103, 163–165 Левенте, б. венгерских кор. Эндре I и Белы I (ум. в 1046 г.) V, 137, 351, 351–352, 355–356, 355 Леопольд (Лютпольд) I, мгр. австрийский (Баварской восточной марки) (976–994) 189

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Длинные зимние вечера 362–3 года Юлиан проводил в составлении тщательного опровержения христианства, каковой труд он продолжал и закончил после выступления в свой поход в Персию 1080 . По своему возвращению, он намеревался вновь приступить к построению иудейского храма 1081 . Какова могла бы быть его политика в других отношениях, если бы его жизнь продлилась, об этом можно делать только предположения; но так как его вражда к христианству, очевидно, возрастала, то вероятно тот образ действия, которого он доселе держался со столь малым успехом, был бы изменен на систему открытого гонения. Его смерть, последовавшая вследствие раны, полученной в ночной стычке 1082 , была приветствуема христианами с радостью (28 июня 363 г.). Среди них уже раньше ходили предсказания и видения о его кончине 1083 . Некоторые предполагали, что он получил свою смертельную рану от ангела. Созомен , отвечая на безосновательную инсинуацию Ливания 1084 , что она была нанесена не персом, а христианином, забывая о своем собственном христианстве, доказывает, что такой подвиг был бы похвален в пользу дела Бога и религии 1085 . 2 . Обратимся теперь к внутренней истории церкви. Юлиан, по своему восшествию на престол (362 г.), возвратил всех, кто были сосланы из-за религии. Эта мера имела двоякую цель – достигнуть похвалы в свободомыслии и в тоже время нанести христианству вред, давая полную волю раздорам различных партий 1086 . Но в последней надежде он разочаровался. Ариане, будучи лишены императорской опоры, потеряли всякую энергию и жизненность, и общая опасность от возрождения язычества даже сглаживала споры, которые свирепствовали так долго и так сильно 1087 . Афанасий, изгнанный из Александрии в 356 году, удалился в пустыни Египта. Среди своих верующих приверженцев-монахов он нашел убежище, давшее ему возможность избегнуть вражды Констанция, который пытался схватить его и усиливался воспрепятствовать его приему в Эфиопии, если бы он бежал в эту новообращенную страну. Во время шестилетнего изгнания (356–362 г.), епископ зорко следил за всеми событиями в церкви и благовременными сочинениями боролся с ересью, которая лишила его принадлежащей ему кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

352. Гивароф ( Γηβαρθ), Аквила: в огородах, Симмах: Гаримоф ( Γαρημθ). 352. Гебарт (Gebarth), вместо чего Аквила переводит: в огородах, Симмах: в поселениях; читай Иеремию). 353. Гивин ( Γηβεν), о нем упоминает Исаия; и ныне есть селение Гива ( Γηβ), в 5 милиариях от Гуфн ( Γουφνν) по дороге в Неаполь. 353. Гебин (Gebin), о нем упоминает Исаия; и есть селение Геба (Geba), на пятом милиарии, от Гуфн (Guphnis), по дороге в Неаполь. 354. Гилон ( Γηλν), колена Иудина. 354. Гелон (Gelon), в колене Иудине. 355. Гимела ( Γημελ), страна Едома; в книгах же Царств Аквила и Симмах: ущелье соли. 355. Гемала (Gemala), страна Идумеев, что Аквила и Симмах переводять: долина соли. 356. Гир ( Γρ), здесь Ииуй ( ο) поразил Охозию, близ Иевлаама ( εβλαμ). 356. Гер (Ger), место, гтд Иеуй, царь Израильский поразил Охозию, царя Иудейского, близ Иеблаама. 357. Гилон ( Γιλν), откуда был Ахитофсл. 357. Гилон (Gilon), откуда был Ахитофел. 358. Гов ( Γβ), где была брань. 358. Гоб (Gob), где произошла битва. 359. Голафмаим ( Γωλαθμαεμ), место, которое переводится. . . . . . . 359. Голатмаим (Golathmaim), место, которое переводится: обладание, водою. 360. Голгофа ( Γολγοθ), краниево место, где был распять Христос; оно указывается в Элии, к С. от горы Сиона. 360. Голгофа (Golgotha), место краниево, на котором распят Спаситель за спасение всех и доныне указывается в Элии, к С. от горы Сиона. 361. Голгол ( Γολγλ) он же и Галгала ( Γλγαλα). Писание говорит, что близ него находятся горы Гаризип и Гевал. Галгала есть местность Иерихона. 361. Голгол (Golgol), он же и Галгал (Galgal), возле которого, как пишут, находятся горы Гаризин и Гевал. Галгал же есть местность возле Иерихона. Посему ошибаются Самаряне, желающие показывать горы Гаризин и Гевал возле Неаполя, так как Писание свидвтельствует, что они находятся возле Галгала. 362. Гоморра ( Γμορρα), один из Содомского пентаполя погибший с остальными. 362. Гоморра , (Gomorra), один из Содомских городов, погибший вместе с другими от Божественного мщения

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Третья часть символа Константинопольского (о Духе Святом) тоже согласна со словами Иерусалимского символа: и в Духа Святого, Утешителя, глаголавшего во пророках. Только в учении о Духе и в следующем затем исповедании касательно крещения заметны в Константинопольском символе очень сильные изменения, а именно предикаты касательно Духа Святого восполнены известными формулами, но тем не менее довольно видна и здесь Иерусалимская основа. Эти отступления от Иерусалимского символа объясняются в Константинопольском символе влиянием на него со стороны Символов, из которых один мы знаем из Апостольских постановлений, а другие встречаем а Антиохийской церкви. Новые предикаты, какие здесь, в символе Константинопольском, прилагаются к Духу Святому, лучше всего исторически объясняются через сравнение их с посланиями св. Афанасия к Серапиону, написанными между 356 и 362 годами. Следовательно, в Символе Епифания или, что то же, в символе Константинопольском мы имеем символ Древнеиерусалимский, который лишь вновь пересмотрен был между 362 и 373 годами; этот пересмотр уже предполагает начало спора духоборческого. Около 373–374 года Символ этот был в употреблении в Иерусалиме и вообще в Палестине, вероятно также на о. Кипре и предположительно в Памфилии. Кем сделан пересмотр Иерусалимского символа после 362 года и кем он пополнен через внесение Никейских и противодухоборческих выражений, в этом едва ли можно сомневаться; это сделано Кириллом Иерусалимским , который долгое время был предстоятелем Иерусалимской церкви. Эту гипотезу, саму по себе состоятельную, Горт, через строгий анализ теологии Кирилла и через сравнение её с прибавками, какие находим в Константинопольском символе, довёл до высшей степени вероятности. Он указывает при этом, что сначала Кирилл был «нерешительным» теологом, что он в своих «Огласительных словах», которые им произнесены незадолго до 350 года, ещё не учит определённо Никейской вере, но что впоследствии, а именно после 360 года, он всё решительнее и решительнее склоняется в пользу Православия и переходит под влияние теологии св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

и Марии Девы ,– же за нас при Понтии Пилате, – по писанием, –опять.... со славою. Впрочем, та или другая из этих добавок, именно последняя и предпоследняя могла также находиться и в Иерусалимском символе; мы знаем этот символ только из огласительных слов Кирилла Иерусалимского , на основании которых и восстанавливают его. Третья часть символа константинопольского (о Духе Св.) согласна тоже со словами Иерусалимского символа: и в Духа Святого, Утешителя, глаголавшего во пророках. Только в учении о Духе и в следующем затем исповедании касательно крещения, заметны в константинопольском символе очень сильные изменения, именно: предикаты касательно Духа Св. восполнены известными формулами, но, тем не менее, довольно видно и здесь Иерусалимская основа. Эти отступления от Иерусалимского символа объясняются в константинопольском символе влиянием на него со стороны символов, из которых один мы знаем из апостольских постановлений, а другие встречаем в Антиохийской церкви. Новые предикаты, какие здесь, в символе константинопольском, прилагаются к Духу Святому лучше всего исторически объясняются чрез сравнение их с посланиями св. Афанасия к Серапиону, писанными между 356 и 362 годами. Следовательно, в символе Епифания или, что тоже, в символе константинонольском, мы имеем символ древне-Иерусалимский, который лишь вновь пересмотрен был между 362 и 373 годами; этот пересмотр уже предполагает начало спора духоборческого. Около 373–4 года символ этот был в употребление в Иерусалиме, и вообще в Палестине, вероятно, также на о. Кипре и, предположительно, в Памфилии. Кем сделан пересмотр (revidirt) Иерусалимского символа после 362 тода и кем он пополнен чрез внесение Никейских и противодухоборческих выражений, в этом едва ли можно сомневаться; это сделано Кириллом Иерусалимским , который долгое время был предстоятелем Иерусалимской церкви. Эту гипотезу, саму по себе состоятельную, Горт чрез строгий анализ теологии Кирилла и чрез сравненио ее с прибавками, какие находим в Константиновольском сммволе, довел до высшей степени вероятности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Ак. 183), другая же в одном Синодальном 356) и в Дионисиевом. Но в служебнике 349 молитва «Господи Иисусе Христе» находится в чине исповеди, а не там, где в печатном, и исчисление грехов написано от третьего лица; в служебнике 356 она была сначала написана также на третье лицо, и только потом поправлена на первое, так что выходит, что разрешающий сам и каялся; причем и находится она и не в чине литургии, следовательно не была в числе приготовительных к литургии молитв. Молитва же «Господь премилостивый», следующая в этом служебнике за предыдущей молитвой, как написана, так и осталась на второе лицо (да ущедрит тя). В служебнике 362, с которого собственно был напечатан служебник 1602 года, написана молитва «Господи Иисусе Христе» и поправлена с третьего на первое лицо. Что-же касается, наконец, Дионисиева потребника, то он позднейшего происхождения и написан, вероятно, после печатного, так что присутствие в нем рассматриваемых молитв ничего не говорит в пользу их. Из всего сказанного можно заключить, что вымаранные исправителями две молитвы вовсе не употреблялись в древности в качестве приготовительных к литургии, и появление их в печатном служебнике в том виде, как они тут напечатаны, обязано исключительно тому справщику, который исправлял служебник 362 для печати, и потому наши исправители были, как нельзя более справедливы, когда говорили, что это «новоумышление». 433 Наконец, кроме указанных исправлений, исправители наши вписали в требник молитву храмин, «сыскав ее в старых потребниках», тогда как в печатном ее не было. Свидетельство об этом сохранилось только у Наседки, причем оно высказано им как-то мимоходом, случайно, почему исследователи исправления книг доселе опускали из внимания это обстоятельство. Чем руководились исправители, вписывая эту молитву в требник – неизвестно 434 . Может быть, они признали ее одною из тех, «нужнейших, потребных вещей», без которых «священному чину и всем православным христианам быть нельзя», и которые потому им велено было грамотою собрать в одну книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010