Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬДХЕЛЬМ [лат. Aldhelmus, Althelmus, англ. Aldhelm, Ealdhelm, Ældhelm, Adelme] (ок. 640-25.05. 709, Даултинг, графство Сомерсет; погребен в аббатстве Малмсбери), св. (пам. зап. в Англии 25 мая), еп. Шерборнский, зачинатель лат. словесности в Англии. Происходил из королевского рода Уэссекса, воспитывался ирландцем Майлдубом. Примерно с 670 г. входил в окружение архиеп. св. Теодора Кентерберийского , с 675 г. аббат Малмсбери, ок. 690 г. совершил паломничество в Рим, в 705 г. стал первым епископом Шерборна. Своей лит. славой А. обязан помимо писем, содержащих биографические сведения и сведения по церковной истории Англии, и серии стихов в честь отдельных церквей и алтарей также следующим произведениям: адресованному кор. Нортумбрии Альдфриду «Посланию о стихосложении, правилах иносказания и построения стопы» (Epistula ad Acircium de metris et enigmatibus ac pedum regulis), к-рое содержало рассуждения о символике числа 7, диалог между учителем и учеником по поводу построения гекзаметра, 100 стихотворных загадок и полный свод метрики; «Трактату о девстве» (De virginitate), адресованному аббатисе Хильдилите и ее сестрам, частью написанному прозой, частью - в стихах, восхвалявшему целомудрие мужчин и женщин и содержавшему перечень добродетелей и пороков. Прозаический стиль А. характеризуется нек-рой манерностью, обилием грецизмов и аллитераций (возможно, под воздействием ирл. лит. школы). Творчество А. оказало существенное влияние не только на формировавшуюся лит. и духовную традицию Англии, в т. ч. св. Бонифация , но и на культуру Зап. Европы эпохи Каролингского возрождения . Соч.: MGH. AA. T. 15. Ист.: Beda Venerabilis. Historia ecclesiastica gentis Anglorum. V 18; Faritius. Vita Aldhelmi//PL. 89. Col. 63-84. Лит.: Browne C. F. Aldhelm, his life and times. L., 1903; Fowler J. Aldhelm. Sherborne, 1947; CPL. P. 1331-1339; Brunh ö lzl F. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. Münch., 1975. Bd. 1. S. 200-206; Winterbottom M. Aldhelm " s prose style and its origins//Anglo-Saxon England. 1977. N 6. P. 39-76. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ГЕРМАН († 448), еп. г. Автиссиодура (совр. Осер, Франция), свт. (пам. 31 июля, зап. 22 сент. (перенесение мощей из Равенны) ДАВИД (VI в.), еп. Меневии, почитается как покровитель Уэльса, св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 1 марта)

http://pravenc.ru/text/114110.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМБИТУС [лат. ambitus - объем], категория григорианского лада (церковного тона - см. Григорианское пение ; Modus ), обозначающая диапазон мелодии, совокупность звуков от нижней до верхней ее границы. В хоральном репертуаре различают узкообъемные мелодии, укладывающиеся в кварту, и мелодии с расширенным объемом. Пожалуй, самый большой А. (2 октавы) имеет офферторий «Tollite portas» (Поднимите врата) на текст Пс 23. 7, 9. В теории григорианских ладов А. является основным определителем разновидности парных ладов с общим заключительным тоном - финалисом. А. нечетного тона (см. Автентический лад ) лежит квартой выше четного (парного) тона (см. Плагальный лад ) (А. дается в совр. буквенной записи) Как термин модальной теории А. стал регулярно употребляться в трактатах XIV-XV вв. (впервые - в анонимной «Summula musicae Guidonis», позже - у Гобелина, Адама Фульдского , Тинкториса и мн. др.), хотя понятие «А.» существовало несомненно раньше. В значении объема мелодии это слово впервые употребил Гвидо д " Ареццо в 15-й главе трактата «Микролог» (ок. 1025). Лит.: Guidonis Aretini Micrologus. Cap. XV/Ed. by J. Smith van Waesberghe//Corpus scriptorum de musica/American Inst. of Musicology. [N. Y.], 1995. Vol. 4. P. 169; PL. 41. Col. 395; Sherr R., Powers H. Ambitus//NGDMM. L., 1980. Vol. 1. P. 11. С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова Рубрики: Ключевые слова: A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах

http://pravenc.ru/text/114324.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММОН (30-е гг. IV - нач. V в.), прп. (пам. в субботу сырную — в Соборе всех преподобных), еп. Антинойский (?). Автор «Послания об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора», из к-рого известно, что он род. в Александрии, в языческой семье; в 17 лет обратился в христианство и, услышав однажды прославлявшую монашеское житие проповедь свт. Афанасия Великого , решил стать иноком. Примерно в 351 г. А. отправился в Пбоу , одну из пахомиевских обителей, где и пробыл 3 года, окормляясь у прп. Феодора Освященного . Затем он стал нитрийским монахом и епископом неизвестного города (по одной из гипотез, Антинои Египетской). В самом кон. IV в. А. описал по просьбе Патриарха Феофила Александрийского жизнь пахомиевских иноков, запечатлев в «Послании» свои юношеские воспоминания. «Послание» А., обнаруживающее несомненный лит. талант автора, принадлежит к числу агиологических произведений, являясь в то же время и похвалой ( энкомием ) монашескому житию. Строгость правосл. убеждений А. проявляется в его непримиримой оппозиции ко всякого рода ересям, прежде всего к арианству . В центре его повествования - благодатная личность прп. Феодора, чудесам, прозрениям и поучениям к-рого и посвящается основная часть «Послания». Это сочинение наряду с др. письменными источниками позволяет реконструировать образ жизни и миросозерцания как всего древнеегип. монашества, так и пахомиевского иночества в частности. Соч.: BHG, N 1397; CPG, N 2378; Письмо епископа Аммона к Феофилу, папе Александрийскому, о жизни и делах Пахомия и Феодора//ХЧ. 1827. Ч. 26. С. 3-65; Halkin F. Sancti Pachomii Vitae graecae. Brux., 1932. P. 97-121; The Letter of Ammon and Pachomian Monasticism/Ed. J. Goehring. B.; N. Y., 1986. (Patristische Texte und Studien; Bd. 27); Послание об образе жития/Пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 4. С. 79-103. Лит.: Троицкий И. Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Серг. П., 1906. С. 51-58. А. И. Сидоров Рубрики: Ключевые слова: АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/114498.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАГОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ [от греч. ναγογ - возведение], выяснение эсхатологического смысла Свящ. Писания, литургического чина и др. А. т. входит в четверичное число уровней смысла, рассматриваемых герменевтическим учением, впервые сформулированным прп. Иоанном Кассианом Римлянином в его 14-м «Собеседовании» с егип. отцами и воспринятым затем средневек. схоластами (см. Схоластика ). В соответствии с этим учением на базе выяснения букв. смысла священного текста следует его аллегорическое толкование с целью выяснения его вероучительного содержания, затем следует тропологическое толкование , имеющее целью нравоучение, и, наконец, наступает очередь А. т., цель к-рого - поиск указаний на исполнение всех Божиих обетований в грядущем Царстве Божием . Эти 4 смысловых уровня прп. Иоанн Кассиан иллюстрировал примером Иерусалима. На букв. смысловом уровне это евр. столичный город; на аллегорическом - он становится Церковью Христовой; на тропологическом - он уже душа человека; на анагогическом - небесный град (Collationes XIV. 8//PL. 49, 962ff.; Ibid.//CSEL. 13, 404ff.). В схоластической экзегезе анагогический смысл соответствует надежде, аллегорический - вере, а тропологический - любви. Лит.: Brown R. E. , Schneiders S. M. Hermeneutics: More-than-literal senses. (C) Middle Ages//NJBC. P. 1155; Strecker G. , Schnelle U. Einführung in die neutestamentliche Exegese. Gött., 19893. Прот. Михаил Дронов Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) «ЕВАНГЕЛИЕ ВЕЧНОЕ» библейское выражение, к-рое в средние века приобрело особую известность и новое значение, будучи применено к учению и сочинениям Иоахима Флорского АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философск. и пр. текстов

http://pravenc.ru/text/114670.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ († 449), еп. Самосаты Коммагенской (юго-восток М. Азии). Во время Всел. III Собора присоединился к Иоанну Антиохийскому и блж. Феодориту , противникам свт. Кирилла Александрийского , и написал опровержение на его анафематизмы, о содержании к-рого можно судить из ответов свт. Кирилла (PG. 76. Col. 315-386). А. считал, что свт. Кирилл якобы возрождает ересь Аполлинария, еп. Лаодикии Сирийской . Из-за такого отношения А. к свт. Кириллу Александрийскому прп. Анастасий Синаит называет его «драконом, исполненным несторианского яда» (Hodegos. Сар. 22). Следует, однако, отметить, что позиция А. была довольно умеренной: он, в частности, подчеркивал, что надлежит осуждать тех, кто считает Христа простым человеком (греч. ψιλν νθρωπον), и приветствовал примирительное послание свт. Кирилла «Да радуются небеса». А. приписывают 10 посланий к Александру, еп. Иерапольскому , еп. Иерапольскому, и др. епископам Востока, сохранившихся в лат. переводе, письмо к Раввуле , еп. Эдесскому, на сир. языке и фрагменты на греческом. Соч.: CPG, N 6373-6385; Epistulae//PG. 84. Col. 649, 669, 672, 691, 704, 713, 717, 719; Fragmenta varia//Ibid. 89. 292; Baumstark A. Ein Brief des Andreas von Samosata an Rabboula von Edessa und eine verlorene dogmatische Katene//Oriens Chr. 1901. Bd. 1. S. 179-181. Ист.: Anastasius Sinaita. Hodegos//PG. 89. Col. 291-294. Лит.: Le Quien M. OC. T. 2. Col. 935; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 194, 223, 228; Jugie M. André de Samosate//DHGE. T. 2. Col. 1604-1606; Bardenhewer. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Freiburg, 1924. Bd. 4. S. 249-250. В. В. Василик Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.)

http://pravenc.ru/text/115238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИПАТР [греч. Αντπατρος], свт. (пам. греч. и пам. зап. 13 июня). Стал епископом Бостры Аравийской вскоре после Всел. IV Собора (451). Был близко знаком с прп. Евфимием Великим († 473). Визант. имп. Лев I попросил А. в числе др. выдающихся клириков высказать мнение об этом Соборе, но его ответ императору не сохранился. А. является автором «Опровержения» (греч. Αντρρησις), где подвергнута критике апология учения Оригена , присущая воззрениям Евсевия Кесарийского (начало сочинения сохранилось в Актах Всел. VII Собора (787), отрывки - в трудах прп. Иоанна Дамаскина и Леонтия Византийского ). Им написаны гомилии, из к-рых сохранились полностью «На Богоявление» и «На начало Великого поста» (не опубликованы), нек-рые во фрагментах (в Актах VII Всел. Собора и у Анастасия Синаита ), «На Успение Пресвятой Богородицы» в лат., «На Рождество Христово» в арм. переводах. На слав. языке гомилии «На Богоявление» и «На Рождество Иоанна Предтечи» переведены во 2-й пол. XIV в. в Болгарии в окружении тырновского Патриарха св. Евфимия в составе т. н. студийской коллекции («студийского торжественника»); сохранились во многих южнослав. списках кон. XIV-XVII в. Соч.: CPG, N 6680-6698; Mansi. T. 13. Col. 14; PG. 85. Col. 1763 sq., 1792-1796; 86/2. Col. 2045, 2053, 2077; 96. Col. 468, 488-505 [фрагменты]. Ист.: ActaSS. Iun. T. 2. P. 685; idem. T. 3. P. 179. Лит.: Laurès B. Antipater de Bosra//DHGE. T. 3. Col. 713-714; Hannick Ch. Maximos Helobolas in der kirchenslavische homiletischen literatur. W., 1981. S. 174, 223, 260; De Nicola A. Antipater of Bostra//EEC. Vol. 1. P. 52. И. Г. Коновалова Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/115802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антропология (Творение и назначение человека) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви БИОЭТИКА область междисциплинарного знания о границах допустимого вмешательства в процессы жизни и смерти человека посредством новейших биомедицинских технологий БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ДИХОТОМИЗМ христ. антропологическая концепция, выделяющая в структуре единой человеческой природы 2 составляющие: тело и душу ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) НОВАЦИАН [Новатиан; Новат] (ок. 200-257/8), раннехрист. лат. церковный писатель и богослов, рим. пресвитер; после 251 г.- предводитель новацианского раскола и антипапа

http://pravenc.ru/rubrics/122422.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТАКЕС [арм. ], еп. (католикос) Вел. Армении (315-333/34), младший сын и преемник св. Григория Просветителя . Род. в Кесарии Каппадокийской, там же получил образование и стал священником. Нек-рое время был отшельником, но потом, призванный отцом, был возведен в сан епископа и помогал свт. Григорию в руководстве Армянской Церковью. По преданию, содержащемуся в соч. «Агафангел» , А. вместе с отцом сопровождал царя Армении Трдата III (298-330), объявившего христианство религией арм. гос-ва, в его путешествии в Рим к имп. Константину I Великому . В 315 г. свт. Григорий оставил свою кафедру сыну и удалился в пустыню, но время от времени возвращался в мир. В 325 г. А. был послан царем Трдатом в Никею на Всел. I Собор и привез в Армению соборные правила, вошедшие в состав «Армянской книги канонов». После кончины св. Григория (ок. 325) А. управлял Армянской Церковью еще 7 лет. Ок. 333 г. А. был убит Архелаем, правившим в Зап. Армении, к-рого он, будучи суровым аскетом, неоднократно осуждал за распутную жизнь. Похоронен в Тиле. Ист.: La version grecque ancienne du livre arménien d " Agathange/Éd. Z. Lafontaine. Louvain, 1873. § 805, 837-862, 876, 884-885; Agathangelos. History of Armenians/Transl. and comment. by R. W. Thomson. Albany, 1976. P. 415-417; The Epic Historics Attributed to Pawstos Buzand (Buzandaran Patmut‘unk‘)/Transl. and comment. by N. G. Garsoian. Camb. (Mass.), 1989. P. 79; Moses Khorenatsi. History of the Armenians/Transl. and comment. by R. W. Thomson. Camb.; L., 1978. P. 244-249, 255. Лит.: Grousset R. Histoire de l " Arménie des origines à 1071. P., 1947, 1973r. P. 127-128; Toumanoff C. The Third-Century Armenian Arsacids: a Chronol. and Genealogical Comment.//REArm. 1969. T. 6. P. 168-269; Chaumont M.-L. Une visite du roi d " Arménie Tiridate III à l " empereur Constantin à Rome?//L " Arménie et Byzance. P., 1996. P. 56; Shirinian M. E., Muradian G. The Armenian Collection of the Ecclesiastical Canons//ХВ. 1999. Вып. 1 (7). С. 125-127. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/75960.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРНУЛЬФ [лат. Arnulfus, Arnulf, франц. Arnoul] (ок. 582, близ Нанси, Лотарингия - 18.07.640, мон-рь Ремиремонт близ Меца), св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля), еп. Мецский (612-621), один из предполагаемых предков династии Каролингов , к-рые называются также Арнульфингами. Происходил из знатной австразийской семьи и служил при дворе франк. кор. Теодеберта II (595-612) в Меце. После того как его жена удалилась в мон-рь в Трире, А. занял епископскую кафедру в Меце. Вместе с майордомом Пипином Старшим († 639) он руководил заговором против королевы Брунгильды, приведшим к ее свержению и к объединению франк. земель под властью кор. Нейстрии Хлотаря II (613). Вместе с Пипином А. был регентом при малолетнем сыне Хлотаря Дагоберте I , получившем в управление Австразию, как его советник принимал участие в церк. Соборах в Клиши (626) и Реймсе (629). После того как Дагоберт занял трон короля всех франков (629), А. сложил с себя сан епископа и стал отшельником при бенедиктинском мон-ре Ремиремонт. Его останки были перенесены в Мец в ц. аббатства Святых Апостолов (затем переименованную в честь А.), ставшую одной из фамильных усыпальниц Каролингов. А. почитается с VIII в. как покровитель пивоваров и мельников. Изображается обычно с рыбой, держащей во рту кольцо, т. к., по легенде, А., только став епископом, выбросил в реку кольцо, моля о том, чтобы оно вернулось к нему как символ прощения грехов. Купив на следующий день рыбу, А. нашел в ней свое кольцо. Ист.: Vita S. Arnulfi//ActaSS. Iul. T. 4. P. 432-446; MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 426-446; Paulus Diaconus. Gesta episcoporum Mettensium/Ed. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 2. P. 264. Лит.: Seytre J. Histoire de S. Arneul, évêque de Metz. Nîmes, 1892; Depoin J. Grandes figures monacales des temps mérovingiens: St. Arnoul de Metz//Revue Mabillon. 1921. P. 245-258; 1922. P. 13-25, 105-118. Н. Д. Прокофьева Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/76160.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТЕМИЙ [лат. Arthemius, Artemius] († 405), свт. (пам. зап. 24 янв.), еп. Арверна (совр. Клермон-Ферран, Центр. Франция). Сведения о нем сохранились у Григория Турского ( Григ. Тур. Ист. франков. I 46). Уроженец Тревера (совр. Трир, Германия), А. происходил из знатного рода. В 386 или 387 г. А., «молодой человек удивительной премудрости и красоты», был послан с посольством в Испанию, но в дороге заболел лихорадкой и был оставлен в Арверне. Свт. Непоциан, в то время еп. Арверна, посетил больного и свершил таинство Елеопомазания , способствовав выздоровлению А. Под впечатлением от проповеди Непоциана А. оставил мирскую службу, расторг помолвку со своей невестой в Тревере и стал клириком. После смерти свт. Непоциана А., отличавшийся мн. христ. добродетелями, был избран пятым епископом Арверна (ок. 388). Святой был захоронен на северо-западе от города, впосл. над его могилой построили часовню, не сохранившуюся до наст. времени, однако улица, к-рая пролегает возле этого места, носит его имя. А. особо почитался как защитник от пожаров. Ист.: ActaSS. Iul. T. 3. P. 206-207. Лит.: Mosnier S. M. Les Saints d " Auvergne: Histoire de tous les personnages de cette province honorées par l " Église d " un culte public. P., 1899. T. 1. P. 144-149; Cregut R. Artème (7)//DHGE. T. 4. Col. 792. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЙДАН († 651), еп. Нортумбрии (с 635), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших; зап. пам. 31 авг.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),

http://pravenc.ru/text/76370.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010