Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММИАН МАРЦЕЛЛИН [лат. Ammianus Marcellinus] (ок. 330, Антиохия - ок. 400, Рим), наиболее значительный позднерим. латиноязычный историк. Род. в греч. семье знатного куриала. Служил офицером личной имп. гвардии (protector domesticus); в 353 г. направлен к магистру конницы Урсицину, под началом к-рого служил на Востоке, в Германии и Галлии, в Месопотамии; после отставки Урсицина (360) вернулся в Антиохию. В 363 г. А. М. принял участие в персид. походе Юлиана Отступника , закончившемся гибелью императора. Вскоре после этого А. М. вышел в отставку и путешествовал по Египту, Греции и Фракии; в 80-х гг. IV в. переехал в Рим, где и написал свое знаменитое произведение по рим. истории. Был вхож в кружок образованной рим. языческой аристократии, возглавляемый сенатором Квинтом Аврелием Симмахом . Главный труд А. М. (1-я ч. опубл. в 392) - «Res Gestae» (Деяния) в 31 книге, посвящен рим. истории от начала правления имп. Нервы (96-98) до 378 г. До нас дошли лишь последние 18 книг (352-378). В историографии принята т. зр., согласно к-рой А. М. следовал рим. лит. и исторической традиции, прежде всего Тациту. Испытал влияние греч. историков Полибия и Диона Кассия. «Деяния» не выдержаны строго в жанре тацитовского повествования, но и не сводятся к биографическим описаниям в стиле Плутарха; они представляют собой своеобразное описание в свободной форме анналов характеров лиц (в первую очередь императоров) в контексте событий рим. истории. Основным источником «Деяний» были наблюдения автора и рассказы очевидцев; др. исторические сочинения и документальные свидетельства А. М. использовал в гораздо меньшей степени, хотя привлекал и архивные документы, напр. выдержки из протоколов судебных заседаний (XXII 2. 4). А. М.- приверженец традиц. античной философии. Его религ. представления можно охарактеризовать как веру в единое высшее верховное божество, к-рое правит миром и судьбами людей. Философские взгляды А. М. формировались под влиянием неоплатонизма, прежде всего философии Плотина . Кроме того, он испытал влияние и др. мистических доктрин своего времени, в частности учения герметизма . Мир для А. М.- эманация небесного божества, человеческие души - эманация мирового разума. В вечной и бесконечной вселенной царит порядок. Верховное божество также вечно и бесконечно и проявляет себя в действиях судьбы. Судьба, к-рая есть воля единого, невидимого, непознаваемого и всемогущего божества, по мнению А. М., главная движущая сила истории наряду с волей и действиями отдельных исторических личностей.

http://pravenc.ru/text/114488.html

352 4:9 Точное название этих болезней растений не известно. 353 а 4:10 Исх 9:1–7. 354 б 4:10 Или: на стоянках ваших. 355 4:11 Букв.: как Бог ниспроверг Содом и Гоморру – Быт 19:1–29. 356 4:12 Очевидно, имеется в виду, наказание, предсказанное в 4:2, 3. 357 5:5 Или: Бет-Эль будет Авеном (уничижительное наименование Бет-Эля, т.е. Дома Божия). 358 5:7 Или: праведность. 359 а 5:10 Букв.: обличает в воротах ( города). 360 б 5:10 Букв.: искренне/ непорочное говорит. 361 а 5:12 Или: справедливого/ праведного. 362 б 5:12 Букв.: нуждающегося притесняете у ворот; или: отклоняете ( его прошение) у ворот. 363 а 5:15 Букв.: у ворот. 364 б 5:15 Букв.: над остатком Иосифа. Здесь имя Иосиф, очевидно, служит заменой названия Северного царства Израиля. 365 5:19 Или: стену – возможно, имеется в виду глинобитный забор с обильной растительностью вокруг него. 366 5:21 Букв.: не обоняю; слово «обонять» в ВЗ служило указанием на одобрительное принятие Богом жертвоприношений. 367 5:22 См. примеч. к Лев 3:1. 368 а 5:26 Друг. возм. пер.: ( нет), вы волокли за собой . 369 б 5:26 LXX: вы приняли скинию Молоха и звезду вашего бога Райфана, их образы, которые вы сделали для себя. 370 6:1 Или (ближе к букв.): именитым в первом среди народов. 371 а 6:2 Калне – город восточнее Антиохии на северо-западе Сирии, он, как и другие два города, названные ниже в этом стихе в риторическом вопросе, упомянуты с целью показать , что Израильское и Иудейское царства оказались в равном положении с соседними народами. 372 б 6:2 Друг. чтение: вами. 373 в 6:2 Букв.: этими царствами, т.е. Иудеей и Израилем. 374 6:3 Или: престол. Друг. возм. пер.: кто предвещает наступление черного дня и накликает ( колдовством) тяжелую неделю. 375 а 6:5 Точное значение этого слова в евр. неизвестно. 376 б 6:5 Или: придумываете музыкальные инструменты. 377 6:8 Или: жизнью Своей. 378 а 6:10 Или: тот, кто совершает сожжение для него (т.е. ради умершего). 379 б 6:10 Т.е. он выразит опасение, что пришедший хоронить умерших может вызвать и на себя гнев Божий, сказав: «Это сделал Господь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

344 Вставка Кройманна. 345 См.: Пс. 104 103:4. 346 Греческое слово διβολος означает «клеветник». 347 Ср.: Быт. 3:1. 348 Ср.: Быт. 3:4. 349 Ср.: Быт. 3:5. 350 Вставка Кройманна. 351 Ср.: Быт. 3:1. 352 Первый акт творения — создание идеального мира (Быт. 12:3); второй акт творения — создание реального мира (Быт. 2:4—25). 353 По словам Э. Эванса, идея, что животные из Быт. 2:18—20 суть ангелы, фантазия (fancy) Тертуллиана. 354 Ср.: Быт. 2:8. 355 Ср.: Лк. 10:18. 356 Ср.: Лк. 10:18; ср.: Ис. 14:12; Откр. 9:1. 357 A die conditionis conditus ut a bono conditore conditionum. 358 Ex quo apparuerunt laesurae tuae, — Тертуллиан не стремится к точному цитированию даже того библейского текста, который он сам только что приводил: donee inventae sunt laesurae tuae. 359 Ср.: Иез. 28:16. 360 Букв.: «отмеривает провиант». 361 Букв.: «Судией и суровым». Эти слова противоречат утверждению в Tert. Adv. Marc., II, 12, 3. 362 Отметим, что при полемике с еретиками, отвергающими мученичество, Тертуллиан, говоря о жестокости христианского Бога (crudelem deurn, qui non intellegit, credit — Tert. Scorp., 7, 5), делает Его образ похожим на образ Сатурна (См.: Stockmeier P. Gottesverstandnis und Sa-tumkult bei Tertullian/Studia patristica. 1979. Vol. 17. S. 830, 832). 363 Ср.: Быт. 3:16. 364 См.: Быт. 1:28. 365 Ср.: Быт. 2:20—22. 366 Ср.: Быт. 3:17. 367 Ср.: Быт. 3:18. 368 Ср.: Быт. 3:19. 369 Inmunis. Ср.: «без принуждения (inmunis) все давала земля» (Ov. Met., I, 101—102). 370 Ср.: Быт. 2:16. 371 Ср.: Быт. 3:21. 372 Два совмещенных варианта: 1) «ибо благость, если не управляется справедливостью, чтобы быть справедливой, не будет благостью», 2) «ибо благость не будет благостью, если будет несправедливой». 373 Ср.: Быт. 1:4. 374 Ср.: Быт. 1:5. 375 Ср.: Быт. 1:7. 376 Ср.: Быт. 1:10. 377 Ср.: Быт. 1:16. 378 Интерполяция, по мнению Кройманна. 379 Ср.: Быт. 2:9. 380 Ср.: Мф. 7:13. 381 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3; Мф. 9:13; 12:7. 382 Ср.: Иез. 33:11. 383 См.: Втор. 6:5; Мф. 22:37; Мк. 12:30; Лк. 10и в др. местах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

83 Это отец Гамалиила I. См. The Jewish Encyclopedia XI, 347. Prof. W. Bacher, Die Agada der Tannaiten I, S. 12. † Prof. E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes I, S. 555. II, S. 429. 84 Таннай 3-й генерации (II века). The Jewish Encyclopedia XI, 359–363. Dr. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums II, S. 1124–1133. Prof. W. Bacher, Die Agada der Tannaiten II, S. 70–149 и по указателю S. 568. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 93. 86 Палестинский аморай 2-й генерации (III века). Prof. W. Backer, Die Agada der palästinensischen Amoräer I, S. 552–566 и по указателю S. 579. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 102. I. Abrahams, A Short History of Jewish Literature, p. 22. 88 Таннай 2-й генерации (I–II в.). The Jewish Encyclopedia XII, 56–7. Dr. J. Hamburger, Real-Encyelopädie des Judentums II, 1196–7. Prof. W. Bacher, Die Agada der Tannaiten I, S. 342–352 и по указателю S. 494. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 89–90. † Prof. E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes II, S. 444–5. 89 Ulla bar Ismael, вавилонский аморай 3-й генерации (III–IV века). The Jewish Encyclopedia XII, 340. Prof. W. Bacher, Die Agada der babylonischen Amoräer, S. 98–7. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 107. 90 Филону в исследовании посвящен специальный, трактат (II, 213–425), а здесь выделяются частные пункты. См. еще диссертацию проф. В. Ф. Иваницкого, Филон Александрийский: жизнь и обзор литературной деятельности, Киев 1911. 91 Chananja b. Chizkija b. Garon, о котором см. у Prof. W. Bacher»Die Agada der Tamiaiten I, S. 18–19. 92 Ханина или Ханания, палестинский аморай 3-й генерации (III–IV века). The Jewish Encyclopedia VI, 206. Prof. W. Bacher, Die Agada der palästinensischen Amoräer III, S. 550–2. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 105. 93 Таннай 1-й генерации (I века), для которого более правильным считается имя «Ханания». Prof. W. Bacher, Die Agada der Tannaiten I, S. 51–3. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 85. † Prof. E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes I, S. 119; II, S. 322. 434–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

350 Каждан А. П. 1) Монастырское землевладение... С. 56; 2) Формы условной собственности. .. С. 2–3. 352 Тогда становится ясным смысл дарений монастырю. По новелле Романа I от 922 г. в данном случае не требовалось соблюдения права предпочтения, а новелла 5 Льва VI, как мы уже видели, разрешала монахам завещать часть внесенного имущества постриженика своим наследникам. 355 Литаврин Г. Г. Византийское общество... С. 12–21. – Некоторые исследователи предпочитают говорить о распаде общины в X-XI вв. (Ф. Дэльгер, А.П.Каждан). Но на наш взгляд, тенденцию нельзя преувеличивать. Видимо, государство, а также сами крупные землевладельцы не были заинтересованы в развале общины как сложившегося механизма хозяйственных связей. 358 Многочисленные хрисовулы XI в. позволяют говорить о том, что основным дарителем недвижимости монастырям оставался император. 361 Lemerle P. 1) The agrarian history. .. P. 204–224; 2) Esquisse... P. 146; Svoronos N. Etudes... P. 176–232; Ahrveiler H. La Pronoia. .. P. 13. 362 Lemerle P. Esquisse... P. 142; Svoronos N. 1) Etudes... P. 86–90; 2) Sur quelques formes... P. 111–112. 363 Dolger F. 1) Byzanz und... S. 17–23; 2) Der Feodalismus... S. 38; Beck H.-G. Theoreia und Praxis... S. 23–25. 364 Каждан А. П. Экскуссия и экскуссаты. .. С. 196–200. –Исследователь, кроме того, полагает, что в Византии не был развит судебный иммунитет; Острогорский Г. А. 1) К истории иммунитета... С. 96; 2) La Feodalite... P. 86. 367 Хвостова К. В. Пронин: социально-экономические и правовые проблемы//ВВ. 1988. Т. 49. С. 13–14. 377 Dolger F. Byzanz und... S. 86; Хвостова К. В. Пронин... С. 18–20. Основные точки зрения Н. Звороноса и Э. Арвейлер см.: Хвостова К. В. Социально-экономические процессы... С. 18. 393 См. комментарий Н. Звороноса. В нем он проводит исследование родственных связей Спартинов: Svoronos N. Sur quelqnes formes... S. 18. 407 Библиографию аграрных отношений в фессалийском регионе см.: Фepjan Hut) Б. 1) Последа породице семейства Малиасена//ЗРВИ. 1966. Т. 9. С. 46–67; 2) Породице семейства Малиасена//Зборник филозофского факультета. Т. 7. Београд, 1962. С. 241–249.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр иерус. 389. 418. Петр Каливить 536. Петр конст. 487–8. 490. 494. 498. Петр магистр 540. Петр Монг 234. 301–2. 304. 332. 312. 322. 328-331. 332. 363. Петр никомид. 492. 495. 559. Петр пресв. алекс. (на III вс. соб.) 159. 219. Петр пресв. алекс. (на VI вс. соб.) 491. Петр протопр. римский 547. 549. Петр чтец 156. Пигасий еп. троянский 60. Piehl 204. Пипин 342. Пирр конст. 448. 475. 476. 479–482. 486. 490. 494. 498. Пист 54. Пий I папа 250. Платон игум. саккуд. 549. 567–9. Платон муч. 551. Платон филос. 7. 123. 352-3. Полемий аполин. 148. Полемон 551. Поликрат ефесский 253. Политиан алекс. 547. Полихроний 497–8. Понтиан карф. 394. Понтий диакон 164. Порфирий архидиак. 165. Порфирий газский 27–8 . 92. 97. 225-6. Порфирий неоплат. 93. Поссессор еп. 366. Потамий олисипп. 67. 68. Powell 351. Праилий антиох. 149. Претекстат префект Рима 109. Preuschen 175. Примасий карф. 403. Примасий еп. 403. 424. Приск зять Фоки 442. Проект еп. 215–6. Прокл конст. 149. 183. 228. 229. 235. 176. 179. 233-6. 237. 240. 242. 291. 304. 305. 369. 415. 416. Прокл неоплат. 93. 94. Прокл сенатора. 117. Прокопий кесар. 379. Прокул марсельский 264. Протерий алекс. 161. 166. 325-6. Протоген пресв. 161. Проэресий 68. Псой диакон 384. Птолемей 410–411. 423. Публия 65. Пульхерия 132. 179. 198. 238. 266. Раввула 232–3. 243. Rade 110. Revillout 281. Ревокат еп. 393. Reifferscheid 581. Ренат пресв. 256. Репарат карф. 402–3. Рихтер 17. 18. Розе (Rose) 305. Ромул 258. Ротруда 567. Руккгабер 469. 471. Рустик диак. 204. 291. 399-400. 426. 427. Рустик нарбоннский 147. 188. Руфин 244. 256. 28. 47. 83. 153-160. Руф фессалон. 150. 261. 212. Сабин диак. 102. Савва игум. студ. 549. 555. 557. 559. Савеллий 61. 141. Садов 289. Садоф (Шах-дуст) 24. Саламан подвижник 173. Сальвиан 94–5 . 147. Самуил диакон 360. Санктиссим пресв. 103. Сапор magister militum 110. Себеос 454. 455. Севастиан диак. 399–400. 426. Северин папа 416. Север аквил. 429. 430. Север имп. 30. Север еп. брутийский 144. 263. Север равеннский 187. Север схоластик 372.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

346 На этом пути истина не постигается, ибо самый основной элемент его – формальная абстракция – не истинен. 347 Все, чего бы ни коснулось это неверное «орудие» познания, оказывается раздробленным, деградированным, умерщвленным: разум, 348 дух, 349 бесконечность, 350 действительность, 351 жизнь, 352 организм, 353 понятие, 354 истина, 355 нравственность, 356 Бог, 357 – все искажается, все познается ложно, все разлагается на пустые и мертвые отвлеченности. Вот почему с абстрактным-формальным философия совсем не имеет дела, 358 пользуясь только его работой, подготовляющей до известной степени низменную материю чувственности. Мало того, если подойти ко всему этому рассудочному гнезду с высшей, спекулятивной точки зрения, то нужно будет признать, что «понятия» его не только не имеют эмпирического существования, но – что несравненно важнее – лишены и всякой метафизической реальности. Эти «банальнейшие абстракции», 359 дереализованные противоположением, 360 суть лишь выдуманные величины, 361 стоящие под категорией возможности, 362 пустые химеры, 363 бледные тени, 364 колдовской дым. 365 Они суть ничто 366 перед лицом истинной философии, и это метафизическое ничтожество 367 их делает их предметом уже не знания, а только мнения 368 и суеверия. 369 Абсолютная абстракция и непримиримое противоположение суть начала антиспекулятивные, противные философии и подлинной метафизической реальности, а следовательно, враждебные истине, духу и Богу: абстрактное обособление есть начало зла. 370 Поэтому приверженность к этой формальной мысли; неспособность и нежелание расстаться с ней и убедиться, что она ничему не соответствует и все искажает; величайшее упрямство рассудка, 371 побуждающее его настаивать на своей правоте и выдавать свое заблуждение за истину – все это заводит ищущую душу в бездну бессмыслия, философской беспомощности и метафизической лжи. Рассудочная философия есть в глазах Гегеля проявление ограниченного упорства и познавательного бессилия. Нужно, конечно, самоотверженное мужество и научное бескорыстие для того, чтобы, сросшись с известным воззрением, вработавшись в известную точку зрения, отказаться от них как от неверных; предпринять коренную ломку привычных устоев; обновить не только теоретические допущения и воззрения, но и основной философский уклад души.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

М. Тареев (Продолжение следует). Кондамен А. Вавилон и Библия/Пер. Цветковой, под ред. С. Глаголева//Богословский вестник 1912. Т. 3. 10. С. 362–376 (2-я пагин.). (Продолжение.) 3540 —362— Мессианизм. – В Inscriptions cunéiformes et l’Ancien Testament, третьем издании первоначального труда Шрадера, совершенно переделанном и различном по основанию, форме и духу, Циммерн предается самым рискованным сближениям между полиморфными концепциями вавилонского пантеона и религиозными верованиями Ветхого и Нового Завета. Подле Мардука появляется Христос, Искупитель мира, полнота времен, Христос, ниспосланный Отцом, страсти, смерть Спасителя людей, Его воскресение и вознесение. Наряду с богиней Иштар помещают Деву Марию, Мать Господа. Эти сближения основываются на искусственном сходстве, число внешнем, материальном или словесном. Какое же действительное отношение существует, например, между Ану, вавилонским богом неба, стоящим рядом с другими богами, населяющими небо и землю, и идеей евреев, которые представляют себе небо жилищем Бога. Его царством, царством небес? (Die Keilinschriften und das Alte Testament, 3-e ed., р. 352:353). Иногда еврейская или христианская доктрина является плохо понятой и искаженной в этих натянутых параллелях: иногда же клинообразный текст плохо истолкован, как, например, тогда, когда Циммерн считает прототипом страдающего Раба Ягве личность, называющую себя верной, но страдающую без по- —363— корности Провидению и не имеющую ни малейшей мысли искупить преступления других, т. е. которой недостает характеристичных черт Раба Ягве, изображенного Исаией. Самое большее, эту личность можно сравнить, как это и делали, с Иовом. С другой стороны, справедливо похвалить высокую поэзию этой поэмы о Праведном страдальце (du Juste souffrant). А вместо того, чтобы цитировать некоторые отрывки из неё, лучше отослать к полному переводу, данному мною в Etudes (mars, 1903, t. XCIV, p. 803–806) или к переводу Дорма (Choix de textes…, p. 372–379). Можно с уверенностью сказать, что до сих пор в клинообразных текстах ничего не было найдено, что могло бы считаться прототипом или источником, чем-либо соответствующим или аналогичным мессианской надежде Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Перечень публикуемых документов Книга вторая 352. Беседа первого заместителя наркома иностранных дел СССР А. Я. Вышинского с посланником Королевства Югославии в СССР М. Гавриловичем. 1 апреля 1941 г. 353. Беседа первого заместителя наркома иностранных дел СССР А. Я. Вышинского с посланником Королевства Югославия в СССР М. Гавриловичем. 2 апреля 1941 г. 354. Телеграмма НКГБ УССР в НКГБ СССР Фитину о передвижениях немецких войск. 2 апреля 1941 г. 355. Справка 1 управления НКГБ СССР по сообщению «Захара». 2 апреля 1941 г. 356. Беседа первого заместителя наркома иностранных дел СССР А. Я. Вышинского с посланником Королевства Югославия в СССР М. Гавриловичем. 3 апреля 1941 г. 357. Сообщение «Рато» из Парижа от 3 апреля 1941 г. 358. Из письма премьер-министра Великобритании У. Черчилля к И. В. Сталину. 3 апреля 1941 г. 359. Записка наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова членам и кандидатам Политбюро ЦК ВКП(б). 4 апреля 1941 г. 360. Беседа первого заместителя наркома иностранных дел СССР А. Я. Вышинского с посланником Королевства Югославия в СССР М. Гавриловичем. 4 апреля 1941 г. 361. Беседа наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова с послом Германии в СССР Ф. Шуленбургом. 4 апреля 1941 г. 362. Сообщение «Софокла» из Белграда от 4 апреля 1941 г. 363. Сообщение «Софокла» из Белграда от 4 апреля 1941 г. 364. Сообщение НКГБ СССР наркому обороны СССР Тимошенко с препровождением агентурных сообщений из Берлина. 4 апреля 1941 г. 365. Записка НКГБ СССР наркому обороны СССР Маршалу Советского Союза Тимошенко с препровождением сводки агентурных сообщений. 4 апреля 1941 г. 366. Контрольный план проведения сборов высшего начсостава, игр, полевых поездок и учений в округах в 1941 году, утвержденный 4 апреля 1941 года начальником оперативного управления Генштаба Красной Армии генерал-лейтенантом Маландиным 367. Спецсообщение Разведуправления Генштаба Красной Армии об усилении группировки немецких войск на границе с СССР. 4 апреля 1941 г. 368. Договор о дружбе и ненападении между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Югославия. 5 апреля 1941 г.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

351–352 за π ρχς в ΙΙ, 13). Автор придает такую великую силу текстуальным удостоверениям, что следует им при самой внушительной древности других внешних свидетельств (стр. 301 для Ι, 9 за λεϑρον против λϑριον) и прямо отвергает менее обеспеченные текстуально чтения (стр. 330 прим. к ΙΙΙ, 6). Текстуальные факторы решают дело в пользу известного чтения, хотя бы оно было необычно (стр. 13 прим. о Деян. XVΙΙ, 4). Последнее качество получает преобладающий вес и начинает конкурировать с текстуальной засвидетельствованностью настолько, что рекомендуется предпочитать чтения именно необычайные (стр. 299 для Ι, 8) редкие (стр. 348, 1 об παντες ΙΙ, 12) и более оригинальные (стр. 370 прим. для ΙΙΙ, 6). Провозглашается верховенство Лахмановского принципа «praestat lectio ardua» до того, что лучшее по текстуальным данным (в Ι, 4) устраняется, как не первоначальное, по его обычности (стр. 282), которая служит плохой репутацией и способствует провалу (стр. 363,1 для ΙΙΙ, 3). Текстуальная удостоверительность существенно подрывается в своей показательной и вершительной энергии, но и необычность не заменяет ее вполне. Наоборот, иногда первая санкционируется собственно потому, что благоприятствует обыкновенному и более принятому (стр. 267–268 об Ι, 1–2). Объективный критерий для оценки текстуальных материалов исчезает, – и нам без надлежащих критических обоснований прямо заявляется, что в ΙΙΙ, 13 «форма ασητε, несмотря на то, что она засвидетельствовала лучше двух других [νασητε и γασητε] есть, по-видимому, позднейшая поправка» (стр. 374). Теперь открывается простор для индивидуального субъективизма, и пред нами выдвигаются уже «внутренняя вероятность» (стр. 346 к ΙΙ, 11) и гипотетическая догадочность (стр. 145,1). Во всем предшествующем проглядывается теоретическая неотчетливость в текстуально-критических вопросах, для решения которых существуют принципиальные нормы. Так, в собственно текстуальном предании наиболее важно генетическое соотношение mss., возводящее те или иные чтения к древнейшим общим первоисточникам в индивидуальных родоначальниках разных течений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010