Daniélou, J., Bulletin d " histoire des origines chrétiennes, in: Recherches de science religieuse, 53, 1965,121–170. Daniélou, J., La chronologie des oeuvres de Grégoire de Nysse, in: Studia patristica, 7, 1966, стр. 159–169. Daniélou, J., La chronologie des sermons de Grégoire de Nysse, in: Revue des sciences religieuses, 29, 1955, стр. 346–372. Daniélou, J., La colombe et la ténèbre dans la mystique byzantine ancienne, in: Eranos-Jahrbuch, 23, 1954, стр. 389–418. Daniélou, J., L " être et le temps chez Grégoire de Nysse, Leiden 1970. Daniélou, J., Eunome l " Arien et l " exégèse néoplatonicienne du Cratyle, in: Revue des Études Grecques, 69,1956, стр. 412–432. Daniélou, J., Grégoire de Nysse à travers les lettres de Saint Basile et de Saint Grégoire de Nazianze, in: Vigiliae christianae, 19,1965, стр. 31–41. Daniélou, J., примечания к Grégoire de Nysse, La création de l " homme, SC 6, Paris 1944. Daniélou, J., Grégoire de Nysse et le messalianisme, in: Revue des sciences religieuses, 48, 1960, стр. 119–134. Daniélou, J., Grégoire de Nysse et la philosophie, in: H. Dörrie – M. Altenburg – U. Schramm (изд.), Gregor von Nyssa und die Philosophie, стр. 3–18. Daniélou, J., Grégoire de Nysse et Plotin, in: Actes du Congrès de Tours et Poitiers, Association Guillaume Budé, Paris 1954, стр. 259–262. Daniélou, J., Grégoire de Nysse et le néo-Platonisme de l " école d " Ahtène, in: Revue des Études Grecques, 80,1967, стр. 395–401. Daniélou, J., введение и примечания к Grégoire de Nysse, La vie de Moïse, SC 1bis, Paris 1955 (=SC 1ter, Paris 1968). Daniélou, J., рецензия GNO III/1, in: Gnomon, 31,1959, стр. 612–615. Daniélou, J., рецензия GNO V, in: Gnomon, 36,1964, стр. 40–43. Daniélou, J., Le mariage de Grégoire de Nysse et la chronologie de sa vie, in: Revue des études augustiniennes, 2,1956, стр. 71–78. Daniélou, J., Platonisme et théologie mystique, Paris 1944. Daniélou, J., Saint Grégoire de Nysse dans l " histoire du monachisme, in: Théologie de la vie monastique. Études sur la tradition patristique, Paris 1961, стр. 131–141.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Т. XI. Отд. I. С. 11—24; Горчаков М. И. О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов, и Св. Синода (988—1738): Из опытов исследования в истории русского права. СПб., 1871; Милютин. О недвижимых имуществах духовенства в России//Чтения в МИО. 1859. Т. IV; 1860, Т. III; 1861, Т. II, III. 382 Макарий. Ibid. T. IV. Прилож. VIII. С. 319–322; Т. IV. С. 41. 383 Ibid. Т. IV. С. 70. 384 Новгородская Летопись//ПСРЛ. Т. III. С. 238. 385 См. эти грамоты в: Acta patriarchatus Constantinopoli/Edit. Miklosich Yindob. 1860. T. I. С. 261—271; перевод см. в: ЖМНП. 1847. Ч. LIV. Отд. II; Макарий лож. V. 386 Грамоты см. в: Макарий. Ibid. Т. IV. Прилож. VI, VIII. 387 См. подробности в грамотах 1361г. Константинопольского собора и патриарха//Acta patriarchatusConstantinopoli. T. I. С. 425—430; 434—436; грамоту 13–ю см. в: ЖМНП. Ч. LIV. Отд. II; Никоновская летопись//ПСРЛ. Т. IX. С. 207,214. 388 См. грамоту Константинопольского собора 1380 г. в: Acta patriarchatus… Т. II. С. 12. 389 Ibid. T. I. C. 580. 390 Ibid. С. 177, 582; грамоту 27–ю и 30–ю см. в: ЖМНП. Ч. LIV. Отд. 1 Т. IV. Прилож. XIII. 391 Acta patriarchatus Constantinopoli. T. II. С. 12. 392 Ibid. С. 116–129. 393 Макарий. Ibid. Т. IV. С. 84. 394 Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: В 6 т. СПб., 1846—1853. Т. 1 25; Никоновская летопись//ПСРЛ. T. IX; Ibid. Т. V. С. 52–54, 58–59; Т. П. С. 353; Т. III. С. 106 и др. 395 См.: Акты исторические… СПб., 1841–1875. Т. I. С. 275; ПСРЛ. Т. С. 169 и др. 396 См. грамоту о поставлении митрополита Алексия//ActapatriarchatusConstantinopoli. Т. I. С. 336; Макарий. Ibid. Т. V. С. 281. 397 См.: Акты, относящиеся к истории Западной России… 23—25. 398 Акты исторические… Т. I. 39. 399 Ibid. 400 Макарий. Ibid. Т. VIII. С. 346. 401 Максим Грек. Сочинения. Казань, 1859. Т. III. С. 154—164. 402 Макарий. Ibid. Т. IX. С. 63–84, 68–69. 403 Ibid. С. 83. 404 Макарий. Ibid. Т. VI. С. 40,50. 405 Грамота патриарха Филофея по случаю поставления митрополита Алексия//Acta patriarchatus Constantinopoli. T. I. С. 339. 406 На митр. Феогноста — из Новгорода; на митр. Алексия — от Ольгерда и тверского князя; на митр. Фотия — от Витовта и юго–западного духовенства: на Митяя — от Дионисия Суздальского. 407 Макарий. Ibid. Т. VI. С. 2. 408

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

Албанские горы 144 Александр II («наследник») 174, 192 («Александр Николаевич») 282, 288, 345, 346, 359, 360, 388, 403, 406, 455 Альбано 132, 225, 394, 412 Альпы 58 («Альпийские горы»), 59–61, 105, 117, 390, 400 Англия 62, 183 Андросов Василий Петрович 13 Анна Федоровна, вел. княжна 73 Анненков Павел Васильевич («Жюль») 26, 28, 63, 83, 86, 96, 116, 135, 163, 376, 381, 385, 395–397 Антверпен 67, 378 Антоний, лицо неустановленное 203 «Арзамас» 399 Армфельд, проф. 24 Аттила 127 (Attila), 129 Афанасий, слуга 198, 218, 407, 410 Афанасьев, актер 12 Ахен 13, 49–51, 53–57, 64, 225, 374, 378 Б аден-Баден 13, 15, 16, 57, 58, 62, 104–107, 109, 113, 115, 375, 378, 386, 390, 401 Базель 14, 58, 62 Базилевский, знакомый Гоголя в Риме 194 («Б-ской»), 406 Базили Константин Михайлович 85, 198, 218 («Базиль»), 382, 407 — «Босфор» 85, 382 Байрон Д. 73 («творец „Шильонского узника“»), 379 — «Шильонский узник» 73 Бакунин Михаил Александрович 346, 451 Балабин Виктор Петрович 147 («братцы»), 396 Балабин Евгений Петрович 147 («братцы»), 396 Балабин Иван Петрович 147 («братцы»), 396 Балабин Петр Иванович 147, 231, 246, 387, 396 Балабина Варвара Осиповна 16, 105, 147 («маминька»), 159, 246 («маминька»), 273, 378, 386, 387, 396, 428 Балабина Мария Петровна 67, 106, 127, 129, 140, 176, 179–181, 185, 227, 231, 244, 246, 249, 375, 377, 387, 393, 395, 396, 404, 407, 412, 414, 417 Балабины 13, 15, 21, 58 («Встретил довольно знакомых»), 177, 195, 375, 377, 378, 396, 401, 425, 426, 428 Барант, жена фр. посланника 52 Баратынский Евгений Абрамович 100, 386 — «Разуверенье» 100 («Друг попечительный»), 386, 405 Барсуков Николай Платонович 14, 363, 369, 376, 379, 408, 428 Белинский Виссарион Григорьевич 11, 12, 22, 28, 363, 409, 443 — «Несколько слов о „Современнике“» 12 — О критике и литературных мнениях „Московского наблюдателя“» 11 Белли Джузеппе-Джоакито 143 («Belli»), 396 Белозерский Николай Данилович 33, 278, 364, 365, 430 Белосток 20 Белоусов, Николай Григорьевич 135, 395 Бенардаки Дмитрий Егорович 241, 416

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

– смерть 403 Е вангелие: порядок келейного чтения 437 евномианство 192, 204 – см. также ИУ (Евномий) Евхаристия 13839 – претворение Даров благодатью 473 единение 13, 175, 236, 276, 376, 392, 408, 421 – с Богом (Единым) 126, 198, 319, 328, 329, 341, 346, 347, 351, 362–364, 366, 380, 394, 395, 421, 451 – духовное 319, 390, 399 – мысленное 391 – любовное 420 единовидный, -но 24, 333, 338, 342, 350, 352, 371, 382, 387 – Единое 357, 382 – соединение с Единым 327, 331, 336, 341 – сокровенность 355, 356 – ум 366, 371 – простота 359 – основание 335 – положение 338 – устроение 340, 346, 371 – деятельность 334 – устремление 375 – представление 375 – знание 14 – разумение 388 – истина 389 – созерцание 320, 347, 354, 356, 363, 366, 369, 371, 387 – наслаждение 364 – свет 355 – просвещение 362 Единое 319–398 passim – есть причина всего 336 – выше несозданных умопостигаемых существ 343 – и единица 341 – созданное 333 единообразный, одного образа жизни 12 единство 12 – Бога 218, 251, 465 – двух природ Христа 458 – ума 320 – веры 375 ересь, -и 70, 73–74, 452, 457, 458, 460, 465 – Е., в которые впадают противники Паламы 183–205 – контактные зоны между Е. и православием 137 – см. также акиндинисты, арианство, богомильство, варлаамиты, евномианство, латиномудрствие, манихейство, мессалианство, монофелитство, монофизитство, моноэнергизм, несторианство, платонизм, полуариане, савеллианство, теопасхизм; ИУ (Арий, Аэтий, Варлаам, Гонорий Римский, Григорий Акиндин, Димитрий Кидонис, Диоскор, Евагрий, Евномий, Евтихий, Иоанн Калека, Иоанн Кипариссиот, Ирина Хумнена, Исаак Аргир, Макарий Антиохийский, Македоний, Маркелл Анкирский, Несторий, Никифор Григора, Ориген , Павел монофелит, Павел Самосатский, Пётр Константинопольский, Петр Гнафей, Петр Трусливый, Пирр, Прохор Кидонис, Савеллий, Севир, Сергий Константинопольский, Тертуллиан , Феодор Дексий, Феодор Фаранский, Фотин) еретики 212–213, 215, 216, 218, 220, 225, 227, 229, 249, 457, 458, 460, 465, 467, 475 Ж елание, -я 24, 26, 29, 103, 118, 346, 395, 396, 398, 421, 460, 474

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Grabar, Andre. Beginnings of Christian Art, 200–395. Translated from the French by Stuart Gilbert and James Emmons. London: Thames & Hudson, 1967. 7, 325 p. 313 illus. (The Arts of mankind; v. 9.) Originally published as Le Premier art chretien (200–395). Paris: Gallimard, 1966. Bibliography: p. 307–313. -. Byzantine Painting: Historical and Critical Study. Translated by Stuart Gilbert. Geneva: Skira, 1953. 200 p. (The Great centuries of painting.) Bibliography: p. 194. -. Byzantium: Byzantine Art in the Middle Ages. Translated from the German by Betty Forster. London: Methuen, 1966. 216 p. 62 plates (Art of the world; a series of regional histories of the visual arts.) Bibliography: p. 209–210. -. Byzantium: From the Death of Theodosius to the Rise of Islam. Translated from the French by Stuart Gilbert and James Emmons. London: Thames & Hudson, 1966. 9, 416 p. 475 illus. (The Arts of mankind.) Bibliography: p. 383– 392 . Translation of L’age d’or de Justinien. -. Christian Iconography: A Study of Its Origins: the A. W. Mellon Lectures in the Fine Arts, 1961, the National Gallery of Art, Washington, DC. Translated from the French by Terry Grabar. London: Rout-ledge & Kegan Paul, 1969. ii-1, 175 p. 202 plates, 346 illus. (The A. W. Mellon lectures in the fine arts, 1961.) Bibliography: p. 149–158. -. Early Christian Art: From the Rise of Christianity to the Death of Theodosius. Translated by Stuart Gilbert and James Emmons. NY: Odyssey Press, 1968. 325 p. (The Arts of mankind, v. 9.) Translation of Le Premier art chretien (200–395) Bibliography: p. 307–313. -. Early Medieval Painting From the Fourth to the Eleventh Century. Mosaics and Mural Painting, A. Grabar; Book illumination, Carl Nordenfalk. Translated by Stuart Gilbert. NY: Skira, 1957. 241 p. (The Great centuries of painting.). Bibliography: p. 223–225. -. Golden Age of Justinian, From the Death of Theodosius to the Rise of Islam. Translated by Stuart Gilbert and James Emmons. New York, Odyssey Press, 1967. 408 p. 392 illus. (The Arts of mankind.) Translation of L’age d’or de Justinien. Bibliography: p. 381 – 392 .

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Св. Афанасий Александрийский (ок. 295–373) – епископ, богослов. Боролся с арианством. Констанций II (317–361) – римский император, поддерживал ариан. Ливерий (Либерии) – в 352–366 гг. был римским епископом. Сторонник св. Афанасия Александрийского в борьбе с арианством. Валент Флавий (ок. 328–378) – император восточной части Римской империи. Погиб в сражении с вестготами. Феодосий I Великий (ок. 346–395) – византийский император с 379 г. Преследовал ариан и язычников. Имеется в виду Второй Вселенский Константинопольский собор 381 г., созванный для решения вопроса об учении ариан об Иисусе Христе. Гонорий (384–423) – император Западной Римской империи с 395 года. Боролся с язычниками и еретиками. Пелагий – еретик, основатель пелагианства, возникшего в V в. Отрицал реальность благодати Божией, не православно учил о первородном грехе. Целестин (Целестий) – римский патриций, увлеченный учением Пелагия и открыто проповедовавший это учение. Л. А. Тихомиров имеет в виду Феодосия I Великого, но это был другой византийский император – Феодосии II Малый (408–450), женатый на Евдокии, Дочери афинского философа Афинаида. Монофизиты (монофиситы) – еретическое учение, возникшее в V в. Утверждало, что во Христе человеческое начало поглощено Божественным. «Разбойничий собор» происходил в 449 г. в Ефесе под председательством Александрийского патриарха Диоскора. Причинил много зла православным, в особенности константинопольскому патриарху Флавиану. Маркиан – византийский император в 450–457 гг. Василиск – отнял престол у законного преемника Зенона, правил в 475–476 гг. Зенон (Зинон) – византийский император в 474–491 гг. Анастасий 1 Дикор (ок. 430–518) – византийский император с 491 г. Юстин 1 – византийский император в 518–527 гг. Вигилий – папа римский с 540 по 555 г. Ираклий (575–641) – византийский император с 610 г. Сверг императора Фоку и занял престол. Монофелитство – еретическое учение, возникшее в VII в. Утверждали, что Господь Иисус Христос обладает двумя природами, но одной волей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Ослопная свеча — очень большая свеча (ослоп — жердь, кол, дубина). 74 Николай Иванович Миллер (ум. в 1889) — генерал-лейтенант, после службы в Измайловском полку долгое время был сначала инспектором, а потом директором Александровского лицея. Нарисованный Лесковым гуманный образ Н. И. Миллера исторически верен. Один из воспитанников Александровского лицея, вспоминая о муштре и шагистике, ставшей в николаевское время обязательной и для лицеистов, тепло отзывается о Н. И. Миллере, «который, по образу мыслей и научной подготовке, настолько был «статским» для того времени, что мог бесцельно коверкать нам ноги несомненно только с отвращением» («Записки барона Николая Александровича Корфа» — «Русская старина», 1884, т. XL1, стр. 573). 75 Кордегардия — помещение для военного караула. 76 Кокошкин — Кокошкин Сергей Александрович (ум. в 1861 г.), назначен петербургским обер-полицмейстером в 1830 году; в середине 40-х годов был харьковским генерал-губернатором и затем сенатором. 77 Свиньин, Никита Петрович, уже в 1833 году был в чине полковника Измайловского полка. 78 …как у Ахиллеса, было слабое место. — По древнегреческой мифологии, у Ахиллеса, храбрейшего из греческих героев, было только одно уязвимое место — пятка (отсюда выражение Ахиллесова пята). 79 …скакать к великому князю Михаилу Павловичу…— Великий князь Михаил Павлович (1798–1848) командовал в это время гвардейским корпусом. 80 …«сорок тысяч курьеров»…— неточная цитата из «Ревизора» (д. III, явл. VI). У Гоголя: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!» 81 Перстное — плотское (от персть — земной прах, пыль, плоть). 82 Лао-тзы, или Лао-цзы — древнекитайский философ VI–V вв. до н. э. 83 В царствование императора Феодосия Великого…— Феодосий I Великий (346–395), римский император с 379 по 395 год. 84 Патрикий — сановник, крупный государственный деятель. 85 Епарх — управляющий провинцией. 86 …«оставь нам долги наши, яко же и мы оставляем»…— цитата из евангелия от Матфея, гл. VI, ст. 12. 87

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

«Всякое государство земное, – говорит Леонтьев, – есть явление преходящее, а душа моя и душа ближнего вечны и Церковь тоже вечна с. 340]. Сила Церкви необходимее для России, чем сила России для Церкви» с. 343]. Если народ России, по словам Леонтьева, ослабнет в вере, если безбожие и либерализм окончательно победят, то вечная Церковь найдет себе лучших сынов, ибо «не в русском народе центр тяжести, а в Православии самом» с. 610]. Но все-таки пока Россия стоит еще под знаменем Православия, Церковь отказаться от нее не может, и для христианина любой национальности должно быть дорого все то, что служит сохранению России, что кладет препоны либерализму и безбожию [см.: 10, с. 343]. Хотелось бы закончить пророческими словами Леонтьева: «Я верю, что в России будет пламенный поворот к Православию, прочный и надолго» с. 37]. Источники 1 . Леонтьев К. Н. Византизм и славянство// Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996. С. 94–155. 2 . Леонтьев К. Н. Владимир Соловьев против Данилевского//Там же. С. 466–511. 3 . Леонтьев К. Н. Воспоминание об архимандрите Макарии, игумене Русского монастыря святого Пантелеимона на Горе Афонской//Там же. С. 572–586. 4 . Леонтьев К. Н. Добрые вести//Там же. С. 587–600. 5 . Леонтьев К. Н. Записка о необходимости новой большой газеты в С.-Петербурге//Там же. С. 391–395. 6 . Леонтьев К. Н. Катков и его враги на празднике Пушкина//Там же. С. 278–287. 7 . Леонтьев К. Н. Кто правее? Письма к В. С. Соловьеву //Там же. С. 625–678. 8 . Леонтьев К. Н. Культурный идеал и племенная политика//Там же. С. 600–625. 9 . Леонтьев К. Н. Над могилой Пазухина//Там же. С. 678–684. 10 . Леонтьев К. Н. Наши окраины//Там же. С. 338–346. 11 . Леонтьев К. Н. О всемирной любви//Там же. С. 312–329. 12 . Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм , иеромонах Оптиной пустыни//Там же. С. 175–217. 13 . Леонтьев К. Н. Панславизм на Афоне//Там же. С. 56–80. 14 . Леонтьев К. Н. Пасха на Афонской Горе//Там же. С. 346–352. 15 . Леонтьев К. Н. Передовые статьи «Варшавского дневника» 1880 г.//Там же. С. 218–262.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/pri...

Шевырев Борис Степанович 221 («Борис»), 411 ( «о его жене и сыне») Шевырев Степан Петрович 11, 19, 20, 192, 212, 213, 217, 220, 224, 233, 234, 241, 247, 251, 317, 368, 406, 409–413, 416, 417, 419, 422, 443 Шевырева Софья Борисовна 221, 222, 233, 234, 241, 411, 414 Шекспир Вильям 14, 73, 133, 193, 229, 230, 296, 306, 312, 374, 436, 438 — «Гамлет» 193, 230 — «Отелло» 219 Шенрок Владимир Иванович 12, 15, 17–19, 23, 25–27, 374, 375, 378, 380, 383–385, 390, 391, 396, 398, 399, 402, 407–412, 414–421, 423–425, 429, 432, 433, 436, 438–440, 442, 445, 447, 448, 451, 453 Шереметев С. Д. 399 Шиллер Фридрих 229, 294, 295, 433 Шильон 71 Ширяев, издатель 270 Шпицер С. М. 454 Штейн, антрепренер 34, 365 Штиглиц, банкир 89, 107, 111, 116, 134, 135, 162, 384, 387, 390, 395 Штутгарт 108 Щ епкин Д. М. 24 Щепкин Михаил Семенович 12, 13, 20, 23, 25, 37, 39, 41–43, 187, 265, 287, 296, 298, 301, 304, 307, 324, 331, 333, 365, 374, 379, 405, 420, 434, 436–439, 446 Э мские воды 57 Энгельгардт 225 Эстель (Estelle) 204, 211 Ю нгфрау, долина 105 Юра, цепь гор 63 Юшкова Варвара Афанасьевна 431 Я зыков Николай Михайлович 19, 27, 346, 347, 350, 356, 449–452, 454 Языков Петр Михайлович 13, 27, 346, 347, 449, 451 Яньский Богдан 391 Сокращенные обозначения источников АННЕНКОВ П. В. Анненков. «Литературные воспоминания». Предисловие Н. Пиксанова. Вступительная статья, редакция и примечания Б. М. Эйхенбаума. «Academia». Л. 1928. БАРСУКОВ Н. П. Барсуков. «Жизнь и труды М. П. Погодина». СПб. 1888–1910. Тт. I–XXII. ГЕРБЕЛЬ Гербель. «Гимназия высших наук и Лицей князя Безбородко». Изд. испр. и доп. СПб. 1881. ГИППИУС. «ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ» Вас. Гиппиус. «Литературное общение Гоголя с Пушкиным». — «Ученые записки Пермского государственного университета». Вып. 2. Пермь. 1931, стр. 61-126. «Н. В. ГОГОЛЬ. МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ» «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования» под ред. В. В. Гиппиуса. М. — Л. Изд. АН СССР. 1936. Тт. I–II. «ЗАПИСКИ» . «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем». СПб. 1856. Тт. I–II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Иоанн Л Комнен (1087–1143) – византийский император с 1118 года. Вел удачные войны с врагами Византийской империи. Епанагога (Эпанагога) – руководство для судий в Византии, составленное после 879 г. Халкидонский собор – IV Вселенский Собор 451 года, установивший 30 правил канонических. Заозерский Николай Александрович (1851–1919) – профессор канонического права Московской Духовной академии. Автор книги «О церковной власти». Сергиев Посад, 1894 (докторская диссертация). Лебо Шарль (1705–1788) – французский византинист. Автор книги «История поздней Империи». Т. 1–26. Второе издание исправлено и дополнено армено-ведом Сен-Мартеном и грузиноведом Броссе (21 том. Париж, 1824–1836). Св. Кирилл Александрийский – архиепископ (конец 70-х гг. IV в. – ок. 445), прославился борьбой с несторианством. Знаменитый богослов. Никейские соборы – церковные соборы, бывшие в г. Никее, в Вифании. Наиболее значительны из них два: Первый Никейский Вселенский собор (325 г). собрался по поводу ереси Ария. На соборе была наречена анафема на ариан. Был составлен Символ веры , предваренный великим спором о слове «единосущный». Второй Никейский Вселенский собор (787 г.) рассматривал вопрос о почитании икон. Св. Афанасий Александрийский (ок. 295–373) – епископ, богослов. Боролся с арианством. Констанций II (317–361) – римский император, поддерживал ариан. Ливерий (Либерии) – в 352–366 гг. был римским епископом. Сторонник св. Афанасия Александрийского в борьбе с арианством. Валент Флавий (ок. 328–378) – император восточной части Римской империи. Погиб в сражении с вестготами. Феодосий I Великий (ок. 346–395) – византийский император с 379 г. Преследовал ариан и язычников. Имеется в виду Второй Вселенский Константинопольский собор 381 г., созванный для решения вопроса об учении ариан об Иисусе Христе. Гонорий (384–423) – император Западной Римской империи с 395 года. Боролся с язычниками и еретиками. Пелагий – еретик, основатель пелагианства, возникшего в V в. Отрицал реальность благодати Божией, не православно учил о первородном грехе. Целестин (Целестий) – римский патриций, увлеченный учением Пелагия и открыто проповедовавший это учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010