266 καθπερ γρ µικρ ζµη, καθς φησιν πστολος, λον τ φραµα πρς αυτν ξοµοιο, οτως τ θανατισθν π το θεο σµα ν τ µετρ γενµενον λον πρς αυτ µεταποιε κα µετατθησιν (Greg. Nyss. Or. catech. magn. 37. 20–23//TLG. 2017/46). 269 sicut Manichaei inter alia, quodlibet fermentatum fatentur animatum esse (Excommunicatio//Will. Acta et scripta. P. 153). 270 Ζµη, τ µικρν φραµα, παρ τ ζως οµον εναι, παρ τ ζω ζµη, ς λω λµη. κα ζυµτης ρτοποις (Etymologicum Gudianum. 232. 49–51//TLG. 4098/2). 271 ζµων γρ νεκρ στι θυσα, κνησιν οκ χουσα ν ζµ λως, νεκρν θµα γρ ο προσγεται λως, Παλου βοντος ζσαν ατν προσφρειν, ζσα δ στιν κινουµνη ζµ. νεκρν θµα γρ τυγχνει τν ζµων, τν ζµων ζωος στ γρ φσις (Mich. Psell. Poem. 57. 85–91//TLG. 2702/15). 274 Grondijs L. H. Der Heilige Geist in den Schriften des Niketas Stethatos//Byzantinische Zeitschrift. 1958. Bd. 51. S. 343. 276 Πραγµατεα περ νζµων κατ ρµενων κα Λατνων//Hergenröther J. Monumenta graeca ad Photium... pertinentia. Ratisbonae, 1869. 278 См.: Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. История Крестовых походов. М., 2001. С. 174–203; Jugie M. Theologia dogmatica christianorum orientalium ab ecclesia catholica dissidentium. P., 1930. T. 3. P. 317–325; Ермилов П. В. Проблематика богословских споров в Византии XI–XII вв.: Ересь Сотириха Пантевгена: Дисс. ПСТГУ. М., 2005. Ркп. 279 Можно заметить также, что в каноническом сборнике Sinait. gr. 482 (1117), XIV в., дошедшие до нас определения (σημειματα) Соборов, разбиравших эти споры, помещены составителем друг за другом. 280 Возможно, Евстафий – см.: Fedalto G. Hierarchia Ecclesiastica Orientalis... Padova, 1988. Vol. 1. P. 529 283 Среди древних авторов эту многозначность глагола προσφρειν использовал блж. Феодорит Кирский , чтобы обойти сложный вопрос об отношении Жертвы Христовой ко времени: «Но (Христос. – Авт.) есть Первосвященник вовек, не как приносящий жертвы, потому что один раз принес Свое Тело, но как Посредник, приводящий к Отцу верующих (ρχιερες δ ες τν αν στιν, οχ ς θυσας προσφρων, παξ γρ τ αυτο προσεννοχε σµα· λλ ς µεστης προσγων τ Πατρ τος πιστεοντας)» (Theodoret. Interpretatio Epistolae ad Hebraeos. 6. 20//PG. 82. Col. 724).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

41 Павликиане (от имени ап. Павла) — ересь, возникшая в VII–VIII вв. в Византии (в Зап. Армении в том числе) и сочетавшая дуализм манихейства, докетизм, прославление грехопадения как восстания против заповеди злого Бога и др. — Пер. 42 Nicetas Choniates. Historia. Bonn ed., pp. 278–276. О всем эпизоде см. Bonis C. G. Qessalon…khj dЪo “mTmoi” тоа A/Котпнпоа (1143/80) топ e„j Crqodox…an Buzanminon Spoudon 19, 1949, pp. 162–169. 45 Английский перевод, комментарии и библиографию см. в: Jeffrey A. Gevond’s Text of the Correspondence between Umar II and Leo III//Harvard Theological Review 37, 1944, pp. 269–332; автор предлагает убедительное число внешних и внутренних свидетельств в пользу подлинности письма, вопреки Беку (см. Beck H.-G. Vorsehung und Vorherbestimmung in der theologischen Literatur der Byzantiner//Orientalia Christiana Analecta 114, 1937, SS. 43–46), который полагает, что письмо не могло появиться раньше конца IX в. Ср. также недавнее предположение А. Абеля, что возможным автором письма был Лев Математик (By­zantion 24, 1954, p. 348, n. 1). Из первых исследователей, веривших в аутентичность письма, см. Бертольд Б. Халиф Омар II и противоречивые известия о его личности//ХристианскийВосток 6, 3. 1922, с. 219. 57 Письмо 1. Там же, р. 2; о настоящем происхождении этого письма, адресованного не “эмиру Крита”, как это указано в имеющейся надписи, но самому халифу, см. Jenkins R. J. H. The Mission of St. Demetrianus of Cyprus to Bagdad//Annuaire de l’Institut de Phil. et d’Hist. Orient. et Slaves 9. 1949, pp. 267–275. 58 “Письмо к Арефе” было опубликовано в: Compernass J. Denkmдler der griechischen Volkssprache. 1. Bonn, 1911, pp. 1–9. Французский перевод А. Абеля “La lettre polemique d’Arethas а l’emir de Damas” в Byzantion 24, 1954, pp. 343–370; еще одно издание П. Карлин-Хайтера в Byzantion 29–30, 1959–1960, pp. 281–302; решающее суждение см. в: Jenkins R. J. H. Leo Choerosphactes and the Saracen Vizier//Vizant. Institut. Zbornik radovi. Белград, 1963, pp. 167–318.

http://pravmir.ru/vizantijskie-predstavl...

323 См., например, Theophanes Continuatus, p. 47,20 sq.; Symeon Magister, p. 620,16–20 (=Leo Grammaticus, p. 211,13–17); Georgius Monachus, p. 792–793 (=Ignatii Vita Nicephori, loc. cit.), и т. д. 324 Theodori Epistulae, ep. 429,30–34, и ep. 532,10–31 соответственно. Cp. Theodori Studitae Parva Catechesis, Car. 127, где упоминается «двенадцатый год гонения» (р. 442,11), что также соответствует 826 г. 325 Theodori Epistulae, ep. 478,50–53: το βασιλεοντος... οκ ατο λγοντος κρνειν τν διαδικασαν, λλ τοτον κκενον τν δθεν μοφρνων μν. Таковые, конечно, имелись ο изобилии – например, корреспондент Феодора логофет геникона (=министр финансов) Димохарис (ibid., ер. 426). 337        Nicolai Papae epistula 88, p. 473,8–9: Et quast non hinc auctoritatem praedicandi sumpserit [scil. Methodius] nec hic [scil. Romae] infulis sacerdotalibus ditatus extiterit. 342 Например, Beck, Kirche und theologische Literatur, S. 497 (Г.-Г, Бек впоследствии скорректировал свою позицию: Idem. Geschichte der orthodoxen Kirche, S. 90); Dvornik, The Photian Schism, p. 13, Stiernon, Méthode, 1107; Успенский, Очерки по истории византийской образованности, с. 24 и т. д., и т. д. Ср. некритическое отношение к гипотезе Грюмеля у Dagron, L " Iconoclasme et l " etablissement de l " Orthodoxie, p. 151. 343 Так, y П. Александера фигурирует «правительство Феодоры», которое проводит чистку клира «под давлением монашеской партии»: Alexander, Religious Persecution and Resistance, p. 246. 344 Самый молодой епископ на II Никейском Соборе был Евфимий Сардский, родившийся в 754 г, и рукоположенный уже при Тарасии. Дагрон, между тем, причисляет к данной категории Льва Математика (L " Iconoclasme et l’établissement de l " Orthodoxie, p. 159, n. 287) – явно по ошибке. Относительно 30 лет как возрастного ценза для принятия священства      см. Ρλλης, Ποτλς, Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων, τ. I, σ. 66, τ. II, σ. 337, τ. III, σ. 88, 342,      τ. V, σ. 302. Подробное рассмотрение вопроса [и возможных исключений) см. у Dvornik, Les Légendes de Constantin et Mémhode, p. 46–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

343 Коран 2, 216: Спрашивают тебя о вине... скажи: оно есть вред, хотя есть и польза от него. Этот стих отменен 5 гл. 92-м стихом. Коран 16 гл. 69 ст.: Из плодов пальм и виноградных лоз вы достаете упоительную влагу и прекрасную пищу: в этом знамение для людей рассудительных. Коран 47 гл. 16 ст. Вот очерк рая: в нем реки из вина, приятного для пьющих. Ср. 83 гл. 27–35 ст. 357 Асбабуль-Нузуль на 18 гл. По этому поводу явилось в душе Мухаммеда раздумье, выразившееся в новом стихе: «А ты никогда не говори: завтра сделаю это, не сказав: если захочет Бог». 362 Ренан даже иронизирует над одним полемистом за одну попытку поставить мусульманину вопрос: почему Коран написан не на более распространенном языке, а на арабском. См. «Магомет и начало ислама», 36–37 стр. 367 Здесь разумеются не вообще мусульмане, а арабы, которым, по толкованию Абдуль Кадира, Мухаммед высказывает этим стихом похвалу за войну с неверными. А comprehensive commentary on the Quran. E. M. Wherry. London 1882. 370 Так называется место, куда мусульмане обращаются во время молитвы. Мухаммед сначала назначил кыблою Иерусалим, а потом Мекку. 372 Arnold, «Islam, its history, character, and Relation to Christianity», London 1874 г., 201–202 стр. по Мишкатуль-Масабиг (2 т. 651) и Айну-ль-Хайят (26 л.). 373 Автор книги: «Отношения ислама к науке» (1887 г. с.-петербургский мулла Атаулла Баязитов, повторяющий приведенные слова два раза: см. 9 и 14 стр. 377 Русский перевод и разбор этого рассказа Г. Михайловым см. в Оренб. Еп. Вед. 1889 г. X 10 и 11. 391 См. Перри-Фогга, «Путешествие по Египту, Apabuu u VIepcuu», Спб. 1876 г., 100 стр. Знание 1873 г., 45–46 стр. Прав. Соб. 1887 г. 2 кн. 346 стр. 392 Коран 2, 100: Когда Мы повелеваем забыть какое-либо знамение.., –87, 6–7: Ты забудеш только то, что хочет Бог... 399 По их объяснению стих нужно передать так: передай все, если всего не передашь, то, как бы, ничего не передашь. Абдуль-Кадир-Эррази. 418 У последних была легенда о посланных с неба двух ангелах, которые разлучили одну женщину от мужа, развратили ее и за свой грех повешены с неба вниз головою.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

332 Волынец А. Государственная Дума и Духовенство//Церковные ведомости. 1908. 50. 13 декабря. С. 2442. 335 Лудмер Я. Бабьи стоны (из заметок мирового судьи)//Юридический вестник. 1884. Ноябрь. С. 446. 337 См. : Андреева Ю.С. Деятельность Русской православной Церкви по духовному воспитанию населения Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX в./Автореф. дисс. ... к. ист. н. Челябинск, 2006. С. 21; Она же. Деятельность православного духовенства по воспитанию трезвого образа жизни среди населения Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX в.//Культура и искусство в памятниках и исследованиях. Челябинск, 2006. Вып. 4. С. 66–73. 342 См. : Ключарева А.В. Пастырское служение православного духовенства в России в конце ХГХ – начале XX в. (по материалам Тульской епархии)//Известия Тульского государственного университета. Сер. Теология. Вып. 2. Тула, 2006. С. 40–11. 343 См. : Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801–1917 гг. Нью-Йорк, 1997. Т 1. С. 1, 160; Т. 2. С. 29. 344 Фоменко К., прот. Хулиганство//Киевские епархиальные ведомости. 1913. 40. Неоф. ч. С. 1028. 345 РГИА. Ф. 797. Оп. 77. II отд. 3 стол]. Д. 230. Л. 1 об., цит. по : Алексеев А.В. Духовно-нравственное состояние русского общества конца XIX – начала XX века: историко-конфессиональный (православный) взгляд/Автореф. дисс. ... к. ист. н. М., 2008. http://www.bogoslov.ru/text/311827.html (02.10.09). 346 См.: Лосский Н.О. Характер русского народа//Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 350. 349 См. : Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., 1999. Т. 1. С. 177. 354 Необычные для нашего времени речи//Московские церковные ведомости. 1906. 31. 6 августа. С. 317. 356 См.: Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811–1913): Статистические очерки. М., 1956. С. 293. 357 См.: Колосов Н., свящ. Заведомая неправда//Московские церковные ведомости. 1907. 2. 14 января. С. 39–46.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ореол за Младенцем шит сканым серебром. По контурам и деталям рисунка проложен серебряный жгутик. На каймах по зеленому атласу прядеными золотными нитями вязью вышит тропарь иконе «Богоматерь Знамение»: ко неборимую стну чюдес стжавши т//раби твои бдце прч(с)та сопротивныхъ ополчение//низлаагем тм же молим т миръ граду тво//ему даруи и дшам нашим велию мл(с)ть 936 . Песнопение начинается на левой кайме, переходит на нижнюю, затем на правую и верхнюю. Буквы направлены наружу. Подкладка из китайской камки бежевого цвета (выцветшая розовая?) с узором цветущих веток и облаков. На подкладке черными чернилами надписи: 46–9, СТР: 92 и две холстинные петли. СОХРАННОСТЬ Ткани выцвели, помяты; подкладка имеет штопки, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Иконография традиционна для произведений второй половины XVII в. (см. кат. 114, 137, 140). АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служат технологические и художественные особенности, именословное перстосложение Младенца и характер надписи узкими длинными буквами, тесно расположенными друг к другу, как и на других произведениях этой мастерской 937 . Составляет комплект с сударем «Агнец Божий» (кат. 164) и воздухом «Христос во гробе» (кат. 163). ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Архангельского собора 1730, л. 47; Опись Архангельского собора 1771–1773, л. 109–109 об.; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12241; Маясова 2002. С. 343. 166. САККОС СПАС ВЕЛИКИЙ APXIEPEЙ Москва, Мастерская боярыни Матрены Тимофеевны Дашковой (?), 1690 Золотная объярь (XVII в., Турция), бархат (XVII в., Западная Европа (?)), атлас (XVII в., Италия (?)), золотное кружево (XVII в., Западная Европа), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг, серебро; качество, шитье, низание, кружевоплетение. Дл. 134, подол ш. 134 Принадлежал патриарху Адриану (?). Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 938 Инв. ТК-24.37 Кат. Сшит из турецкой белой золотной объяри с орнаментом, в который включены головки херувимов, перемежающиеся с четырехконечными крестами в ромбовидных клеймах, образованных цветочными гирляндами, соединенными розетками 939 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

600 руб. и наличных остатков 40.922 руб. На счет сих доходов назначено в 1896 г. на содержание 4 академий 564.391 руб.·, 57 семинарий 2.827.595 руб.; 183 мужских училищ 1.508.201 руб. и 17 женских училищ духовного ведомства 289.095 руб., итого 5.189.282 руб.; сверх того, на строительные надобности по учебной части 340.000 руб. и на разные другие расходы (содержание учебных заведений по особым положениям, на прогоны, путевое довольствие и первоначальное обзаведение по духовно-учебным заведениям и проч.) 325.726 руб., а всего 5.855.008 руб. В 1897 г. всего на расходы исчислено было по смете 6.147.099 руб., в том числе: из Государственного Казначейства 2.349.541 руб., процентного сбора с церковных доходов 1.676.425 руб., процентов с духовно-учебного капитала 1.299.294 руб., взносов от церквей и духовенства на погашение ссуд 62.045 руб., из средств Грузинского Экзархата, Донской, Таврической и Енисейской епархий и других местных средств духовного ведомства 154.860 руб., из капитала духовенства Западного края 63.026 руб., процентов с капиталов духовно-учебных заведений 99.603 руб., платы за содержание пансионеров и других платящих воспитанников 319.236 руб., от продажи книг и учебных пособий 600 руб., от оброчных статей 46.638 руб., от мелочных поступлений 22.493 руб., от посторонних ведомств 12.390 руб. и наличных остатков 40.948 руб. В счет сих доходов назначено в 1897 г. на содержание 4 академий 582.761 руб. 23 коп.; 58 семинарий 2.955.854 руб. 78 коп.; 183 мужских училищ 1.511.565 руб. 40 коп. и 18 женских училищ духовного ведомства 293.186 р. 78 коп., итого за округлением 5.343.368 руб.; сверх того, на строительные надобности по учебной части 372.000 р. и на разные другие расходы (содержание учебных заведений по особым положениям, на прогоны, путевое довольства и первоначальное обзаведение по духовно-учебным заведениям и проч.) 431.731 р., а всего 6.147.099 руб. О постройке новых и исправлении старых зданий духовно-учебных заведений Постройка новых и исправление существующих зданий духовно-учебных заведений в 1896 и 1897 гг. производилась частью на счет духовно-учебного капитала, частью на местные епархиальные средства. Всего в 1896 году разрешено построек и исправлении зданий для духовно учебных заведений на счет специальных средств Святейшего Синода на сумму 385.837 руб. 55 коп. и на счет местных средств на 329.937 руб. 70 коп.; кроме того, назначено из духовно-учебного капитала в ссуду духовенству на постройку здания Белозерского духовного училища 15.000 руб. В действительности же отпущено в 1896 году на строительные потребности духовно-учебных заведений из духовно-учебного капитала 341.497 руб. 78 коп. и разрешено к отпуску из местных епархиальных средств на приобретение недвижим ых имений для означенных заведений 61.530 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

327 Пахтусов П. К., Моисеев С. А. Дневные записки Π. К. Пахтусова и С. А. Моисеева. М., 1956. С. 206. 333 Самойлович Р. Л. Краткие сведения об экспедициях на Новую Землю 1921, 1923, 1924, 1925 и 1927 годах//Труды Института по изучению Севера. М., 1929. Вып. 40. С. 27. 337 Чулков Н. Экспедиция на Новую Землю под начальством Розмыслова в 1768–1769 гг. Архангельск, 1898. С. 53–55. 340 Чулков Н. Экспедиция на Новую Землю под начальством Розмыслова в 1768– 1769 гг. Архангельск, 1898. С. 168–169. 343 Боярский Π. В. Культурное наследие//Новоземельский полигон. Обеспечение общей и радиационной безопасности ядерных испытаний. Факты, свидетельства, воспоминания. М., 2000. С. 45–46. 347 Боярский Π. В., Гусев С. В., Доронина Н. А. и др. Физико-географический и исторический очерк//Ядерный архипелаг. М., 1995. 348 Дневник Г. Я. Седова, веденный во время экспедиции к Северному Полюсу (8 декабря 1912 г. по 12 августа 1913 г.) – Архив Географического общества СССР. СПб. Ф. 93 Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 88. 350 Самойлович Р. Л. Краткие сведения...//Труды Института по изучению Севера. М., 1929. Вып. 40. С. 112. 354 Среди основной литературы по данному вопросу следует отметить следующие: Дмитриева С. И. Мезенские кресты//Памятники культуры: Новые открытая. М., 1986.; Овсянников О. В. Старинные поморские кресты по исследованиям 1982– 1984 гг.//200 лет арктической археологии. М., 1990.; Овсянников О. В., Чукова Т. А. Северные деревянные кресты. К вопросу о типологии//Язычество восточных славян. Л., 1990.; Овсянников О. В., Чукова Т. А. Крест в культуре Русского Севера XVIII – начала XX века//Семантика культуры: Тезисы доклада Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры. Архангельск, 1989; Овсянников О. В., Ясински М. О. О деревянных крестах Русского Севера//Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. Архангельск, 1995; Значительная подборка статей о северных крестах содержится в альманахе «Наука и бизнес на Мурмане», серия «История и право», 2. 1997. 355 Основная функция любого креста – быть объектом поклонения христиан, напоминать о крестной жертве Христа и призывать к покаянию. Эта функция достаточно изучена и в святоотеческой, и в научной литературе, поэтому мы ее здесь не рассматриваем. Все кресты, имеющие отношение к промысловой культуре, мы условно называем промысловыми.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

20 Живой; божественный, божество ‚от асу – дыхание; жизнь. 21 От сура – божество. 22 Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. – М., 1991. Т. 1. С. 118 23 Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. – М., 1991. Т. 1. С. 359 24 Рудра – от руд – кричать; жаловаться; рыдать. 25 Цит. по: Иллюстрированная история религий в двух томах. – М., 1992. Т. 2. С. 24 26 Мировая душа . 27 Упанишады/Пер. А. Я. Сыркина . – М., 2003. C. 90 («Брихадараньяка упанишад», II.3.6). 28 Цит. по: Православие и религии Востока. – М., 2005. С. 343 ( Трубецкой С.Н. «Православие и религии Индии»). 29 Дыхание; жизнь; сущность; собственное «я»; мировая душа в индийской философии . 30 Упанишады/Пер. А. Я. Сыркина . – М., 2003. C. 128 («Брихадараньяка упанишад», IV.4.5). 31 Странствование; мирская жизнь; рождение и перерождение . 32 От reincarnor – перевоплощаться, облекаться плотью снова. 33 Упанишады/Пер. А. Я. Сыркина . – М., 2003. C. 505 («Каушитаки упанишад», I.2). 34 Избавление; окончательное спасение души . 35 Действие; ритуал, обряд; судьба . 36 Упанишады/Пер. А. Я. Сыркина . – М., 2003. C. 103 («Брихадараньяка упанишад», III.2.13). 37 Освобождение; окончательное спасение . 38 Святой Ипполит, епископ Римский. О Христе и антихристе. – СПб., 2008. С. 365 «Обличение всех ересей» I.XXIV. 39 Видение; философское учение, система , от дарш – видеть, смотреть; исследовать. 40 Верующий, набожный . 41 Скептик; атеист . 42 Цит. по: Чанышев А. Н. История философии Древнего мира. – М., 2005. С. 69 43 Махабхарата (Философские тексты). – Ашхабад., 1981. С. 80 44 Тот, кто хорошо считает; приверженец санкхья даршаны – от санкхья(а) – цифра; число. 45 Цит. по: Чанышев А. Н. История философии Древнего мира. – М., 2005. С. 71 («Санкхья-карика», 4) 46 Природа; характер; первопричина мира объектов . 47 Человек; герой; род человеческий; душа; мировой дух . 48 Качество, свойство; атрибут . 49 Истина; реальность; принцип . 50 Б. К. С. Айенгар. Йога-сутры Патанджали. Прояснение. – М., 2007. С. 99 («Йога-сутры» 1.23); Говиндан М. Крийя йога-сутры Патанджали и сиддхов. – М., 2005. С. 62 (то же)

http://azbyka.ru/induizm-i-ego-transform...

   «Против Ария и Савеллия», 3.    Ibid 7.    «О Троице», I, 15. P.G. 39, 321 A.    «Против Аполлинария», I, 10 и II.    P.G. 39, 117, В.    «Против Евномия», V; P.G. 46, 705, В.    «О Троице», III, 1; Толков. 1 Петра 1, 1.    Толков. Иова 10, 8; Толков. Пс. 23:17.    P.G. 39, 1079 С; 1092 С; 1093 ВС; 1145 A; 1185 CD; 1597 D.    Ibid. 288 A; 301 A; 1324 A; 1400 A; 1628.    Ibid., 673 A; 1088 D; 1108 D; 1176 ВС; 1261 С; 1404 С.    Leipoldt, Didymus der Blinde von Alexandria (Texte u. Untersuchungen 29, 3), Leipzig 1905, p. 72—73. Глава 7. Св. Кирилл Иерусалимский § 1. Жизнь и значение для богословской письменности    Биографические данные о св. епископе Иерусалимском Кирилле достаточно скудны и вдобавок сбивчивы. Некоторые подробности его жизни неясны.    Родился он около 313—315 г. в области иерусалимской. Образование его было достаточное и главным образом направлено было на изучение Священного Писания. Есть основания думать, что он был близок к монашеской среде, может быть, сам был иноком. Около 343—345 г. он был рукоположен в иереи св. Максимом Иерусалимским.    Епископом он стал в 348 г., а не, как думали раньше, в 351. Это доказано трудами J. Mader’a. Кирилл становится преемником св. Максима, смерть коего имела место в 348 г. С вопросом об епископской хиротонии св. Кирилла не все ясно. Существуют в древней литературе два совершенно противоположных свидетельства.    По одному, основывающемуся на «Хронике» блаж. Иеронима (написана в 349 г.), св. Кирилл был в то время близок с арианином Акакием, еп. Кесарии Палестинской. Этот последний предназначал Кирилла на иерусалимский престол, буде Кирилл откажется признать свое пресвитерское посвящение от Максима (!). Кирилл якобы на это пошел. Максим предназначал себе в преемники Ираклия.    Основываясь, по-видимому, на этом свидетельстве, Руфин пишет: «Cyrillus post Maximum sacerdotio confusia jam ordinatione suscepto».    Арианское рукоположение готовы защищать и историки Сократ и Созомен.    Но с другой стороны, блаж. Феодорит считает св. Кирилла защитником апостольской веры и достойно посвященным во епископа. Точно так же и восточные епископы, собравшиеся в Константинополе в 382 г., пишут папе Дамасу о Кирилле, что он был «давно канонически посвящен епископами иерусалимской области». Наука, лишний раз принужденная отнестись с сугубой осторожностью к показаниям бл. Иеронима, пришла к выводу о законности епископской хиротонии иерусалимского епископа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010