Конец времен стал разыгрываться перед глазами человека ежедневно и многократно: он в детальнейших формах и сценах был представлен на небольшой иконе, наподобие той, которая показана на илл. 34. Небесная судебная процедура взвешивания душ архангелом Михаилом сопрягается здесь с противопоставлением ада и рая (праведники отделяются от грешников) и накладывается на идею второго пришествия. В притче о Страшном суде в Евангелии от Матфея мы читаем: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» ( Мф. 25; 31–33 ). (илл. 34, цв. табл. 28) Раскол Церкви усилил эсхатологические настроения: массовое сознание стало жить страстным ожиданием Страшного суда. Образы «большой» и «малой» эсхатологии сосредотачиваются в «красном углу» крестьянской избы, частном пространстве человека. 32. Спас в силах. Конец XVIII века. Музей истории религии, Петербург. 33. Адское чудовище. Рисованная религиозная картинка. Середина XIX века. Исторический музей, Москва. 34. Страшный суд. XIX век (цв. табл. 28). Музей истории религии, Петербург. 35. Христиан, ангел-хранитель, диавол и «мир». Рисованная религиозная картинка. Конец XIX века. Исторический музей, Москва. К этой же теме примыкали иконы Воскресения Христова с Двунадесятыми праздниками, средник которых занимало Воскресение и Сошествие во ад, а также иконы Вседержителя. Образы Спаса на небесном престоле отражали апокалиптическую идею конца времен по описанию Иоанна Богослова (илл. 32). На других иконах престол не изображался; Вседержитель держит раскрытую книгу со словами: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня...» ( Мф. 11:28–29 ). Это совмещение в одном моленном образе (или двух образах, стоявших рядом) «большой» и «малой» эсхатологии (Страшный суд в конце истории и суд сразу после смерти человека) один из парадоксов средневекового христианского сознания.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

19 «Это – совет в Самом триипостасном Боге, то есть между лицами Святой Троицы…» (19: 226. Книга 1). 21 Здесь два различных понятия «образ и подобие Божие в человеке» объединены в одно – «подобный Богу образ в человеке», что, по нашему мнению неправомерно. 22 Эти способности присущи душе, как отделенной от тела, так и соединенной с ним, причем во втором случае данные способности души проявляются только при определенном состоянии тела, а именно при его здравии. 32 Мы здесь даем лишь самые общие обозначения ума, сердца и воли, не уточняя содержания (определения) этих терминов и не проводя их анализ в православной антропологии и религиозной философии. Это предполагается сделать в отдельной работе, специально посвященной данной проблеме. 33 «В человеке надо различать душу и дух… О чем ни станешь рассуждать – всегда приходишь к тому заключению, что человек обладает духом, которого истинная жизнь есть жизнь в Боге» (34: 346, 347). 34 «Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс. 32:9 ); «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» ( Пс. 134:6 ); «Я – Господь, сказал – и сделал» ( Иез. 36:36 ); «Запретит Он морю – и оно высыхает и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил и блекнет цвет на Ливане. Горы трясутся пред Ним и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его и вселенная и все живущие в ней. Пред негодование Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним» ( Наум. 1:4–6 ). 35 Вместе с этим ангелы считаются существами более высшими, чем человек, как по своей природе вообще, так и по своим уму и могуществу, в частности (см. сноску 55). 36 Ниже, в разделе 2. 2. 2 мы опять вернемся к рассмотрению вопроса об определении термина «творить». 44 Это следует из слов святителя о том, что живое тело, созданное из персти земной, имело до вдуновения Божиего душу животную (34: 344. Данные слова приведены ниже в основном тексте). Иначе говоря, душа, оживляющая тело, не была получена от вдуновения Божиего и, следовательно, была создана из праха земного. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) по данному вопросу пишет: «Епископ Феофан Затворник также (имеется в виду также как и преподобный Серафим Саровский – П. Д.) считает, что душа человека, как и души животных и растений, создана из праха земного, и будучи сходной с душами животных, все же в значительной степени превосходит их в силу сочетания ее с Духом , вдунутым в лицо человека Богом при завершении творения» (42: 125, 126).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Две малые птицы продаются за ассарий ( Мф.10:29 )» Две, не одна. Хотел показать ничтожность малой птицы. Ибо что имеет большую цену, то продается в одиночку, а что дешево, то продается вместе, как трава. «И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего ( Мф.10:29 )». Если малые птицы, которые ничтожны по цене и представляют собой как бы тень, не ловятся – не сказал: без воли Бога, но «без воли Отца вашего», то это промышление Отца о ничтожных вещах не служит ли для нас прекрасным доказательством большей заботливости и любви, какую Он имеет относительно нас? «Исповедую того пред Отцом ( Мф.10:32 )», как бы говорил: «приидите благословенные Отца Моего —128— ( Мф.25:34 )». И что говорит: «отрекусь от него ( Мф.10:33 )» – (тоже самое), как и там: «не знаю вас ( Мф.25:12 )», – не потому, чтобы они каким-либо образом были скрыты от Него, но потому что Он не признает их Своими. Пойми, насколько хорошо их знал, поскольку отвергает их, а не принимает. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю ( Мф.10:34 )». Где же то, что всем говорят: «Христос пришел, чтобы умиротворить то, что на небе, и то, что на земле (ср. Кол.1:20 )». Конечно Господь возвестил мир, как и Апостол говорит: «соделал нам мир ( Еф.2:14 )», и в другом месте: «которые Его приняли, мир над теми (ср. Гал.6:16 )». Но с другой стороны не принес мира вследствие того, что чрез Него верные были отделены от неверных, «Я пришел разделить человека с отцом его ( Мф.10:35 )» и пр. Разделяются, – говорит, – мыслью, потому что не помышляют правильно о вере, поскольку один почитает Бога так, а другой иначе. «Меч ( Мф.10:34 )», 1520 – говорит, – чтобы им отсечь у душ вредную любовь и послать в них стрелу сладостной любви Своей. «Кто хочет сберечь душу свою, потеряет её ( Мф.10:39 )». Как это понять, когда об одной и той же душе возвещается сбережение и потеря? Именно, тот, кто исповедует (Господа) пред гонителями, теряет душу свою, но находит (её) у Господа. Говорит: «потерявший душу свою ради Меня сбережет её ( Мф.10:39 )». Итак, кто теряет душу свою ради Христа, тот необходимо сберегает её у Христа; ибо Бог, ради Которого теряется душа, не-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одно из двух: или твердо исполнять свой долг, несмотря на угрозы человеческие, или же, оставив свой долг и совесть, ожидать вечной погибели. Если неверие не в состоянии сделать того, чего хочет — то оно делает то, что может, к ниспровержению христианства “ Ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги ” (ст. 22). 1. Оно не в состоянии, как оно хочет, отвергнуть божество Иисуса Христа и признать Его обыкновенным человеком; но оно делает то, что может, подрывая устно и письменно основы христианства (ст. 24). 2. Оно не в состоянии, как оно хочет, отвергнуть действительность чудес Христовых; но оно делает все, что может, для унижения их силы и достоинства (ст. 16). 3. Оно не может, как оно хочет, поставить закон Моисея выше Евангелия Христова (ст.28:29); но оно делает то, что может, выхваляя свое всезнание и ученость (ст. 34). 4. Оно не может, как оно хочет, воспрепятствовать всем неверующим сделаться верующими учениками Христовыми; но оно делает все, что может, стращает всем, что в его власти, чтобы не допустить их до того (ст. 22). 5. Оно не может, как оно хочет, заставить исповедников имени Христова молчать или отречься от своей веры; но оно делает все, что может, чтобы отравить жизнь их скорбями и преследованиями и сделать, сколько возможно, затруднительным для них исповедание веры (ст.24:34, 35). II. Апостольское чтение. Зачало (38): Деяния Святых Апостолов 16:16–34 16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. 17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. 18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. 19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Новые обличения фарисеев Иисусом ( Лк.11:14–54 ; Мф.9:32–34 ). Несмотря на неоднократные обличения Господом фарисеев и законников, они не переставали при всяком случае клеветать на Него и распространять между народом то нелепую молву о характере Его чудес, то указывать на мнимые нарушения Им Закона. В свою очередь и Спаситель не переставал обличать их в неправильных мнениях и в лицемерных добродетелях. Так, однажды после исцеления бесноватого немого, когда фарисеи снова повторили свою богохульную клевету на Иисуса Христа, что Он исцеляет бесов силою веельзевула, князя бесовского, Он с новою силою обличает их в клевете. В доме же одного фарисея, пригласившего Его на обед и удивлявшегося отступлению Иисуса от преданий старцев, обличает фарисеев в предпочтении внешнего внутреннему, в честолюбии и лицемерии, а законников в отягощении народа излишнею требовательностью) относительно исполнения Закона и в подражании своим отцам, убившим пророков, возвещая тем и другим троекратное горе. А они с большим раздражением нападают на Него, подыскиваясь под Него и стараясь найти в Его словах что-либо к обвинению Его. Сего ради и Премудрость Божия рече: послю в них пророки и Апостолы, и от них убиют и изженут ( Лк.11:49 ). Где и когда сказала эти слова Премудрость Божия, толкователи разногласят. В Ветхом Завете такого выражения нет. В Новом Завете Иисус Христос Сам никогда не называл Себя Премудростью, и раньше этого никогда не говорил фарисеям и законникам об убиении ими пророков и Апостолов. И потому некоторые думали, что эти слова взяты из какой-то ныне утраченной книги – может быть, какого-нибудь апокрифического Евангелия. Но так как в параллельном месте из Евангелия от Матфея, в обличительной речи Иисуса Христа к фарисеям, буквально читаются эти слова, только без слов: Премудрость Божия рече, – то некоторые не без основания предполагают, что у Евангелиста Матфея этими словами Спаситель говорит о Себе ( Мф.23:34 ). В Евангелии от Матфея ( Мф.23:34–35 ) Господь говорит то же: Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших, и гнать из города в город.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Время было перед Пасхой ( Ин.6:4 ). Это была третья Пасха за время общественного служения Господа Он находился на берегу Галилейского озера (в окрестностях Тивериады), куда пришел по направлению от Назарета, послав на пути своих Апостолов на проповедь по Галилее; после чего они должны были здесь сойтись со своим Учителем ( Мф.10 ; Мк.6:1–13 ; Лк.9:1–6 ). В это время пришли ученики Иоанна Крестителя и рассказали о мученической кончине его ( Мф.14:12 ). Дошла до Господа весть о том, что Ирод, убив Иоанна, искал видеть и Его ( Лк.9:7–9 ). Возвратились наконец и Апостолы и отдали Ему отчет в том, что они сделали и чему научили ( Мк.6:30 ). Господь решил удалиться на другую сторону озера ( Мф.14:13 ; Мк.6:30–31 ; Лк.9:10 ) И вот Он говорит ученикам: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного ( Мк.6:31 ). И взяв их с собой, вместе с ними ( Лк.9:10 ) отправился на лодке ( Мф.14:13 ) на ту сторону озера ( Ин.6:1 ) и удалился затем один в пустое место близ города, называемого Вифсаидой ( Лк.9:10 ) Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их И пешком по берегу бежали за ними из всех городов ( Мк.6:33 ; Мф.14:13 ; Лк.9:11 ; Ин.6:2 ), потому что видели чудеса, которые Он творил над больными ( Ин.6:2 ). И предупредили они их, и собрались к Нему ( Мк.6:33 ) Выйдя Иисус увидел множество народа ( Мф.14:14 ; Мк.6:34 ). Он сжалился на ними: они были как овцы, не имеющие пастыря ( Мк.6:34 ), и Он принял их, много беседовал с ними о Царствии Божием и больных, требовавших исцеления, Он исцелял ( Лк.9:11 ; ср. Мф.14:14 ; Мк.6:34 ). Затем Иисус восшел на гору и там сидел с некоторыми из своих учеников ( Ин.6:3 ) Наступала же Пасха, праздник иудейский ( Ин.6:4 ) Возвел Иисус очи Свои и видит: множество народа идет к Нему. И говорит Он Филиппу: где бы нам купить хлебов, чтобы они поели? Это Он говорил, испытывая его; Сам же знал, что будет делать. Отвечал ему Филипп: на двести динариев хлебов недостаточно будет им, чтобы каждый из них хоть немножко что-нибудь получил. Говорит ему один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра: есть здесь один мальчик, который имеет у себя пять ячменных хлебов и две рыбы, но что это для стольких?! ( Ин.6:5–9 ). А было уже много часов ( Мк.6:35 ), день начал склоняться ( Лк.9:12 ); становилось уже поздно ( Мф.14:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Самого имени «христиане» тогда еще не было, а люди, поверившие в Господа, назывались святыми не в том смысле, что они были святы, как Бог, но в том, что они стремились к святости жизни. «Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении» (ст. 33). Расслабленный, которого исцелил Спаситель, был болен тридцать восемь лет. Он надеялся на то, что его опустят в купель при возмущении воды и он исцелится. Эней же, как видно, ни на что не надеялся, уже привык к своему положению и постоянно находился в постели. «Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос» (ст. 34). Этими словами расслабленный, или парализованный, был восставлен. Даже если бы здоровый человек восемь лет лежал без движения, то мышцы его пришли бы в такое состояние, что он был бы почти не способен двигаться. А тут парализованный вдруг совершенно исцелился и поднялся с постели. В Синодальном и церковнославянском переводе есть одна неточность: может быть, и несущественный момент, но, тем не менее, очень интересный. Слова апостола Петра переведены так: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей» (ст. 34). А в переводе епископа  Кассиана (Безобразова)  говорится: «Встань и перестели себе постель». Может быть, апостол Петр оказался свидетелем беспомощности Энея и пожалел его: он настолько слаб, что даже не может сделать такую мелочь, как самому себе поправить постель. В одной детали содержится намек на целое событие. Восстановленная подробность заставляет нас представить себе все остальное. Апостол Петр зашел, увидел этого беспомощного человека, за которым ухаживают, и сказал ему: «Встань и сам себе постель постели». Тот встал и, уже не нуждаясь в посторонней помощи, сделал все необходимое для себя. «И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу» (ст. 34–35). Мы видим, что апостол Петр творил много великих чудес — даже его тень исцеляла людей. В то время он был своего рода великим чудотворцем, слава о нем распространялась по всей Иудее.

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010