Византийцы, ромеи, греки — passim    Влахи 22, 26, 232, 267, 268, 503, 506, 507, 530, 540, 541, 554    Генуэзцы 316, 585    Германцы, см. также немцы 319, 338, 472, 503, 561    Геты (торки) 131, 484    Гипербореи 524    Гунны (торки) 214    Даки (венгры), см. также угры 131, 384, 396    Далматы (сербы), см. также сербы 187, 220, 240, 241, 263, 328, 463, 548    Евреи, см. также иудеи 307    Египтяне 607    Исмаилиты (турки, арабы) 274, 276, 369, 391, 393, 525, 557    Испанцы 596    Италийцы 63, 171, 172, 336    Иудеи 565    Карфагеняне 599    Кельтиберы (испанцы) 338    Кельты (выходцы из стран Западной Европы), см. также латиняне, франки 57, 64, 147, 150—154, 159, 162—166, 168, 169, 176, 178, 192, 193, 202, 203, 219, 232, 236, 275—278, 285, 287, 289, 291—302, 304, 305, 307, 310, 312, 316, 317, 320, 322, 327, 334, 337, 351—358, 361, 373, 381, 384—386, 388, 406, 442, 446, 504, 561    Киликийцы 55    Критяне 246    Куманы (половцы), см. также скифы 208, 213—215, 233—240, 266—274, 384, 394, 396, 397, 528, 542, 543, 555, 556    Лакедемоняне, см. также лаконцы, спартанцы 195    Лаконцы, см. также лакедемоняне, спартанцы 216    Латиняне (выходцы из стран Западной Европы), см. также кельты, франки, норманны 21, 26, 44, 82, 134, 141, 147, 151, 153, 159, 162—164, 167—170, 172, 176, 177, 185, 188, 193, 196, 202, 203, 209, 210, 214, 217, 219, 222, 278—282, 284—286, 288, 289, 291—296, 299—302, 306, 308— 311, 317—319, 337, 350, 359, 362, 376, 377, 442, 527, 561, 563, 578, 601, 608, 609    Лидийцы 55    Ломбардцы 581    Лонгиварды 319, 356    Македонцы 63, 145, 396, 473    Мариандины 274, 557    Мизийцы (печенеги) 131    Митиленцы 247, 248    Немцы, см. также германцы 109, 110, 472    Неренчане, см. также ветоны 596    Норманны, см. также латиняне 7, 20, 26, 277, 278, 310, 311, 439, 446, 447, 452, 454, 489, 492, 497, 499, 500, 508, 511, 520, 538, 561, 568, 584, 586, 596, 600—602    Памфилийцы 55    Персы (древние) 195, 556    Персы (сельджуки) 57, 179, 196, 217    Печенеги, см. также скифы 8, 13, 22—24, 208, 212, 213, 216, 217, 233, 235, 439, 448, 466, 484, 500, 517, 527—529, 533, 536, 540, 542, 543, 548

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Отношения церкви к государству, как они сложились в царствование Константина, конечно не идеальны. Император отказывается от занятого им первоначально положения, от своего благодетельного для церковной жизни нейтралитета, и позволяет себе довольно часто вмешиваться в дела церкви. Не став еще ее сыном, он действует как ее покровитель, даже как руководитель. Его отношения к ней не ограничиваются созданием благоприятных для ее существования условий. Но трудно сказать и то, приобрело ли в его сознании это вмешательство характер правовой. Сфера, в которой живет и действует Константин Великий , весьма благоприятна для развития власти на счет церкви. Кажется, скорее слабость, чем тонкое понимание положения вещей руководили поведением большинства приближенных Константина: его окружает душная атмосфера придворной лести; его действия, в которых заметно стремление к блюстительству церкви, не опротестованы; всякий шаг его в этом направлении отмечен сочувствием его панегириста-историка. Император встречал мало преград, и можно дивиться не тому, что он переходил ту границу, которая отделяет Божье от кесарева, – а тому, почему он не нарушал ее чаще. Замечательно, например, уже то, что он ссылал епископов, несогласных с собором, но не замещал их места своей властью. Он всегда действовал по лучшему своему разумению церковных интересов, но далеко не всегда имел подле себя хороших советников, которые раскрывали бы ему истинные потребности церкви. Не он создал своим влиянием тех, которые его окружали: они выбраны были свободным голосом независимой церкви, и то, что было в устанавливающихся отношениях неправильного, зависит не исключительно от личных несовершенств Константина, но и от недостатков нравственных и интеллектуальных самих членов церкви 10 . При ближайших преемниках Константина эти отношения не изменяются к лучшему. Напротив, дети Константина, в особенности Константий, идут еще далее по тому направлению, которому следовал отец их в последние годы. Констанций II (337–361), не наследовав лучших сторон характера своего отца, его умеренности, политического смысла, осторожности, – в увеличенном объеме совместил в себе его недостатки, наклонность к деспотизму, к жестокости, при слабости характера, открывавшей сильный простор всяким придворным влияниям; его лукавство, мстительность, даже вероломство, показывают, как мало в нем было личного величия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

103 Не очень понятно, в каком смысле «заботился»: «о приобретении которых позаботился, пока был на царской службе»; или «о которых заботился, пока был на службе в войсках, охраняя их»; или «заботился о землях, в обработке которых состоял его, как человека, интерес». 104            Речь идет об арианах, которые пользовались покровительством императоров Констанция II (337–361) и Валента (364–378). На соборе в Селевкии Исаврийской в 359 г. присутствовали два арианских епископа из Пентаполя: Стефан и Гелиодор. 105 δειντης – возможно, в более широком смысле: искусности, ловкости. Хотя неприязнь к мужам политическим, в высокой степени свойственная всем платоникам, проходит красной нитью через все литературное наследие нашего автора. 106 Т. е. от опытных епископов, состарившихся на этой службе. Ср.: Письма 12 (41), 138; 14 (72), 20; 16 (76); 86 (140). 107 Σνθημα τς χειροτονας. Из этого выражения совершенно ясно, что собственно хейротонией Синезий называет исключительно и только избрание народом, в отличие от поставления (от καθστημι) – второй составляющей, обозначающей признание коллегами. И вот это последнее было исключительно знаком избрания, но не самим избранием: необходимым условием епископской власти, но не ее производящей причиной. 109 Филон Старший был епископом в Кирене в то время, когда Сидерий был избран епископом (в 365–366 гг.) 110 Об этом Филоне нам ничего не известно, хотя он мог унаследовать кафедру Кирены от своего дяди. 114 Афанасий Александрийский был архиепископом Александрии с 328 по 373 г. Будучи противником ариан, пять раз отправлялся в ссылки. Вероятно, во время последней из них (в 365–366 гг.) Сидерий и был избран епископом Палайбиски и Гидраксы. 115 Постановление 15-го Никейского собора (325 г.) запрещало перевод епископов по службе, но из-за всплеска арианства в IV в. это правило нарушалось по обстоятельствам времени. 116 Сидерий был избран епископом еще при жизни своего предшественника по кафедре – епископа Ориона. 120 τος δ θρονιστς γενσαι. Очевидно, этими двумя процедурами: объявлением (в том числе и донесением по начальству) и поставлением на кафедру действия поместных епископов, «рукополагающих» коллегу, обычно и ограничивались.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Одновременно священствовал при Моск. Возне­сенском Девичьем монастыре. Умер в 1863 г. 341 Штатное число на 1 курсе составлялось из 60 студ.; было принято при открытии Академии 70; на обоих курсах – 120. См. там же, стр. 5 и 150. 345 «История Академии», стр. 349; «Богосл. Вестник» 1913 г. отчет академии; академические стипендии числятся под 49–50. Сведения о настоящем состоянии стипендий сообщены помощником библиотекаря академии иеромонахом о. Игнатием (Садковским) . 348 Там же, стр. 370, 371, 372, 385. Ср. обзор рус. дух. литературы. Арх. Ф. Гумилевского П. 1884 г. Изл. 3-е. стр. 341, 475. 350 «Русский Биогр. Словарь». Петерб. 1905 г. Стр. 41. «История Троиц. семинарии». 516. Обзор рус. дух. литер. 438. 351 «История Слав.-гр.-л. акад.» 383., «Истор. Моск. Акад.» 528 и «История Моск. духов. семинарии». М. 1889 г., стр. 12. Списки начальников, наставников и должностных лиц Моск. семинарии. 352 «История Слав.-гр.-лат. Акад.» 384; Московской – 528; «Русский биографический словарь» 38; цитат в словаре из истории Троиц. семинарии стр. 516–517 не ве­рен, здесь идет речь о Николае, но не о Никите Платонове. 354 Там же, стр. 35, 36, 235, 394, 414, 530; ср. списки начальников, настав­ников и воспитанников Виф. дух. сем., с 1800–1897 г., стр. 59. 358 Там же. 534, 237, 238, 484: «История Моск. дух. сем.». Списки. Стр. 13. Биогр. словарь 1912 г. 498–499 стр. 361 «Русс. Биогр. Словарь», Петерб. 1905 г. Стр. 37–38. «Истор. Акад.» 270 , 488–439. Хронологические сведения последнего источника расходятся с первым, ко­торому мы придаем большее значение, как основанному на позднейших данных. 362 «Истор. Акад.» 43, 337, 380, 384, 387, 430–431. «Ср. истор. Моск. сем.», списки. Стр. 5 и списки начальствующих, наставн. и пр. Вифан. семинарии. 363 Павловская, т.е. денежная, процент с капитала купца Павлова, пожертвовавшего 3000 р. «Истор. Ак.», 358. 365 «Истор. Акад.» 399 , 340. ср. 34–35 и 44–45, 240. «Истор. Моск. сем.» списки. 66 стр. Здесь сказано, что умер в 1874 г. 368 Там же, 42–43, 137, 388.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

742 . Treu K. Zu einer Kiewer Handschrift der Opuscula des Makarios//Studien zum Neuen Testament und zur Patristik. Erich Klostermann zum 90. Geburtstag dargebracht. B. 1961. (TU 77). 294–310. 743 . Tugwell S. Evagrius and Macarius//SS 1 .598). 168–175. 744 . Van de Bank J. H. Macarius en zijn invloed in de Nederlanden. Rodopi publ. 1977. 167. [Макарий и его влияние в Голландии; англ. рез.]. 745 . Villecourt L. Homélies spirituelles de Macaire en arabe sous le nom de Syméon Stylite//ROC 1918–1919. 21. 337–344. 746 . Villecourt L. La date et l’origine des «Homélies spirituelles» attribuées à Macaire//Académie des Inscriptions et des Belles-Lettres. Comptes rendus des séances de l’année 1920. P. 1920. 250–258. 747 . Villecourt L. La grande lettre grecque de Macaire, ses formes textuelles et son milieu littéraire//ROC 1920–1921. 22. 29–56. 748 . Villecourt L. S. Macaire. Les opuscules ascétiques et leur relation avec les Homélies spirituelles//Muséon. 1922. 35. 203–212. 749 . Völker W. Neue Urkunden des Messalianismus?//ThL 1943 (Mai-Juni). 68 (5–6). 129–136. 750 . Vööbus A. On the historical importance of the legacy of Pseudo-Macarius. New observations about its Syriac provenance. Stockholm 1972. 32. 751 . Wilmart A. L’origine véritable des Homélies pneumatiques//RAM 1920. 1. 361–377. См. также публ. архим. Палладия в 4 .270. Аммон епископ CPG 2378; BHG 1397 IV в. С достат. достоверностью этому святому атрибуируется послание святителю Феофилу Александрийскому о свв. Пахомии и Феодоре (CPG 2378; BHG 1397) – один из важнейших источников древней «Пахомиауы». 752 . Halkin F.//Id. Sancti Pachomii Vitae graecae. Bruxellis 1932. 97–121. (Subsidia hagiographica. 19). Рус. пер.: 1) анонимный: 753 . Письмо еп. Аммона к Феофилу, папе Александрийскому, о жизни и делах Пахомия и Феодора [по AS. Maii. 3]//ХЧ. 1827. 26. 3–64. 2) Сидорова А. И.: 754 . Послание об образе жизни и отчасти о жизни Пахомия и Феодора//АО 2000. 4(26). 79–102. [Пред. и 1–19]; 2001. 1(27). 94–115. [ 20–37]. У истоков культуры святости 4 .12). 177–260.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Аврааму, архиеп. Ярославскому//РС. 1886. 3. С. 590-592. Лит.: [Бекетов П. П.] Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843. С. 33, 34; Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке, с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 319-322; Макарий (Миролюбов), архим. Историко-стат. описание Рязанской ДС и подведомственных ей духовных училищ. Новгород, 1864; Смирнов С. К. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. С. 166, 221, 337-338, 396, 408-409, 429, 433, 445-448, 479, 490-492; он же. История МДА до ея преобразования: (1814-1870). М., 1879. С. 2, 4; Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всерос. со времени учреждения Свят. Правительствующего Синода: (1721-1871). СПб., 1872. 226; Благовещенский И. А., прот. Архиеп. Евгений Казанцев: Биогр. очерк. М., 1875; Строев. Списки иерархов. С. 157, 161, 181, 204, 208, 319, 335, 382, 417, 635; Морев Ф. С., прот. Обозрение епархии преосв. Ионафаном, еп. Ярославским и Ростовским. Ярославль, 1881. С. 205, 257; Мирославский В. П. Из восп. о высокопреосв. Евгении (Казанцеве), архиеп. Ярославском (1836-1854 гг.)//Ярославские ЕВ. 1884. Ч. неофиц. 41. Стб. 324-326; 42. Стб. 334-336; 43. Стб. 341-343; 1886. 50. Стб. 798-802; 51. Стб. 832-836; 1887. 1. Стб. 11-16; 2. Стб. 28-30; Дурново Н. Н. 900-летие рус. иерархии, 988-1888: Епархии и архиереи. М., 1888. С. 24, 36, 51, 54, 57; Никифор (Бажанов), архим. Сб. для любителей духовного чтения. М., 1888. С. 347-348, 677-681; Агнцев Д. И. История Рязанской ДС. Рязань, 1889. С. 173, 175, 186, 188-190, 193-194, 197, 200, 215, 224, 248-249, 289, 291, 301, 318-319, 327-329, 341, 353-355, 359-361, 372-375, 379-381; Кедров Н. И. МДС, 1814-1880: Кр. ист. очерк. М., 1889. С. 10, 12, 14, 16-17, 33-34, 40-41; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 297-298; Титов А. А. Летописец о ростовских архиереях. СПб., 1890. С. IX, 26, 60-61; Головщиков К. Д. Архиеп. Евгений Казанцев: Биобиблиогр. очерк. Владимир, 1894; Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Свят.

http://pravenc.ru/text/186977.html

Исследования морского дна в районе Д. позволили обнаружить портовые постройки, древнейшие из к-рых относятся к эпохе средней бронзы (XIX в. до Р. Х.), каменные причалы рыбные запруды, мастерские по производству пурпурной краски. В акватории Д. найдено свыше 200 каменных якорей, использовавшихся средиземноморскими мореплавателями вплоть до эллинистической эпохи, и множество керамической посуды, в т. ч. амфор. На побережье Средиземного м., к югу от Д. (совр. кибуц Мааган-Михаэль), были найдены остатки потерпевшего кораблекрушение грузового корабля V в. до Р. Х., водоизмещением 25 т. Деревянный остов корабля скрепляли медные и железные гвозди. Сохранились элементы оснастки (канаты, веревки), набор плотницких инструментов. Корабль перевозил продовольственные товары (ячмень, вино), керамику (70 сосудов - от больших тарных кувшинов до миниатюрных кубков), деревянные ларцы. Находки позволяют проследить путь корабля, связывавшего палестинское побережье с эгейским миром. Неподалеку от Д. были также обнаружены остатки двух визант. кораблей VI в. по Р. Х., видимо перевозивших вина. Для археологии христианской важно открытие на берегу моря вблизи Д. паломнического комплекса визант. эпохи (раскопки проводились: Лейбовиц, 1952; Дофен, 1979-1983, 1994), состоящего из благоустроенного странноприимного дома и 5-нефной 3-апсидной базилики. Возможно, здесь также располагалась епископская резиденция (среди находок - скипетр епископа (?) из слоновой кости с завершением в виде руки, один из пальцев к-рой украшен перстнем, в благословляющем жесте). Начало строительства комплекса относится ко 2-й трети IV в. (в полу базилики найдена монета имп. Констанция II - 337-361). По мнению исследовательницы, ранняя базилика была выстроена на руинах языческого святилища, относящегося к эллинистической или рим. эпохе, и, просуществовав менее 100 лет, была заменена новым церковным комплексом. В вост. конце юж. внешнего нефа были погребены мощи двух неизвестных святых. Гробница была покрыта плитами, в одной из к-рых имелось отверстие с глиняной трубочкой для извлечения чудесного мира или возлияния елея, к-рый затем паломники собирали и развозили по миру в ампулах как евлогии.

http://pravenc.ru/text/180223.html

Лит.: Болотов В. В. Либерий, еп. Римский, и Сирмийские соборы//ХЧ. 1891. Ч. 1. С. 304-315, 434-459; Ч. 2. С. 61-79, 266-282, 386-394; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 259; Т. 3. С. 341-342; Saltet L. La formation de la légende des papes Libère et Félix//BLE. Sér. 3. 1905. T. 7. P. 222-236; Duchesne L. Libère et Fortunatien//MArHist. 1908. T. 28. P. 31-78; Amann É . Libère//DTC. T. 9. Col. 631-659; Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 166-195; Leclercq H. Libère//DACL. T. 9. Pt. 1. Col. 497-530; MartHieron. Comment. P. 259, 498, 524, 256; Amore A., Carpano C. M. Liberio//BiblSS. 1966. Vol. 8. Col. 17-23; Hamman A. Saint Hilaire est-il témoin à charge ou à décharge pour le pape Libère?//Hilaire et son temps: Actes du colloque de Poitiers, 29 sept.- 3 oct. 1968. P., 1969. P. 43-50; Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. R., 1975. P. 214-243, 395-397; idem. Eusebio nella controversia ariana//Eusebio di Vercelli e il suo tempo/Ed. E. dal Covolo, R. Uglione, G. M. Vian. R., 1997. P. 155-179; idem. Liberio//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 1. P. 341-348; Pietri Ch. Roma Christiana: Rech. sur l " Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311-440). R., 1976. T. 1. P. 237-268; Brennecke H.-Ch. Hilarius von Poitiers und die Bischofsopposition gegen Konstantius II.: Untersuch. z. 3. Phase des arianischen Streites (337-361). B., 1984. S. 108-177, 265-297; Cantarella G. M. Gregorio VII e papa Liberio//Aevum. 1985. Vol. 59. Fasc. 2. P. 196-207; Fern á ndez Hern á ndez G. Athanasius of Alexandria and Liberius of Rome: Analysis of the Letter «Pro deifico timore» of Liberius in the Light of the Edict of Arles of 353//Arianism: Hist. and Theol. Reassesments: Papers from The 9th Intern. Conf. on Patristic Stud., Sept. 5-10, 1983/Ed. R. C. Gregg. Camb. (Mass.), 1985. P. 303-311; idem. Liberio de Roma y el homoiousianismo//Antigüedad y Cristianismo. 2006. N 23. P. 499-502; Barnes T. D. The Capitulation of Liberius and Hilary of Poitiers//Phoenix. 1992. Vol. 46. N 3. P. 256-265; idem. Athanasius and Constantius: Theology and Politics in the Constantinian Empire. Camb. (Mass.), 1993; Paoli E. Libère//Dictionnaire hist. de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1046-1048; Ulrich J. Die Anfänge der abendländischen Rezeption des Nizänums. B.; N. Y., 1994. S. 231-243; Hanson R. P. C. Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318-381. Edinb., 1997r; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 276; Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 464; Синаксарь: Жития святых Православной Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 6: Июль-Авг. С. 781-782; Castelli E. La chiesa di Roma prima e dopo Costantino: Da Vittore (189-199) a Liberio (352-366)//Enciclopedia Constantiniana. R., 2013. Vol. 1. P. 795-814.

http://pravenc.ru/text/2463649.html

Аввакум, протопоп (лишен сана). Житие./Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975, с.55 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция В). В настоящем исследовании используются четыре редакции Жития протопопа Аввакума. Для удобства ссылок на них вводится следующее обозначение: «Полная» редакция обозначается буквой А, Прянишниковская редакция – буквой П, «Пространная» редакция – буквой В, «Краткая» редакция – буквой Б, самая краткая редакция – буквой К. Аввакум... Житие./РГБ, собр. Е.Е.Егорова: ф.98, 1898, 4°, лл.190об – 253об. Полуустав, 20-е годы XIX века (бум.с датой 1826 г.), л.228об.-229 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция Б). Аввакум... Житие протопопа Аввакума./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Публикация Н.К. Гудзия, предисловия и комм. В.Е. Гусева, А.С. Елеонской, А.И. Мазухина, В.И. Малышева, Н.С. Сарафанова.  М.: ГИХЛ, 1960, с.106 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция А). Аввакум... Житие протопопа Аввакума (Прянишниковский список)./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Указ. соч., с.337 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция П). Аввакум... О заточении и расстрижении Аввакума и о сношениях его с Лазарем и Епифанием после первой их казни./Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991, с.237. См. так же Приложение наст. раб. «Вилица – …2) развилина у языка». Дьяченко Г., прот. Полный Церковно-Славянский словарь (Репринтное воспроизведение издания 1900 г.). М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, с.76-77. Данная информация предоставлена главным анестезиологом-реаниматологом Костромской области Толкачевым О.В. (далее: Толкачев О.В.). Феодор, дьяк. (лишен сана). Послание сыну Максиму. Часть 3./Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009, с. 361-362. Лазарь, свящ. (лишен сана). Челобитная царю Алексею Михайловичу./Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.273-274.

http://bogoslov.ru/article/4792683

Следствием всего этого стало превращение Иллирика в один из центров соборной активности эпохи арианских споров. Однако расцвет Иллирика продолжался недолго. Именно пограничный характер дунайских провинций Империи сделал их на рубеже IV и V вв. первой жертвой варварских вторжений, которые вскоре кардинальным образом изменили политическую карту Европы, превратив дунайские области в место особенно интенсивного взаимодействия позднеантичной и «варварских» социокультурных традиций. Важное значение в этом диалоге имела получавшая развитие в Паннонии, Дакии и отчасти в некоторых латиноязычных областях Фракии местная специфическая латиноязычная богословская традиция, которая обозначается в научной литературе как «иллирийское арианство». 5 Это обстоятельство, а также тот факт, что иллирийские епископы ранее, в середине IV в., сыграли важную роль в реализации церковно-политического курса императора Констанция II (337–361), которого часто упрекают (как будет показано в настоящей работе, не вполне заслуженно) в «проарианских» симпатиях, приводят к формированию традиционного образа Иллирика как одного из очагов арианской ереси. Несмотря на очевидную упрощенность и даже карикатурность подобного рода взгляда, это обстоятельство еще раз подчеркивает значимую роль иллирийских церквей в истории христианского мира. Как явствует из всего вышесказанного, в центре внимания в рамках настоящей работы находится церковная история Паннонии и Дакии в различных ее аспектах (история доктринальных споров, церковно-политической борьбы, богословской традиции, церковной организации и взаимодействия церковных и имперских институтов, а также христианизации и евангелизации населения северных областей Иллирика) в период арианской смуты (IV – начало V в.), определившей во многом вектор развития духовной и общественной жизни как Иллирика, так и всего позднеантичного мира. В силу того, что настоящее исследование направленно на изучение целого ряда различных аспектов церковной жизни Балкано-Дунайского региона в IV – V вв., оно, естественным образом, приобретает междисциплинарный характер и предполагает сочетание конкретно-исторического, историко-теологического и историко-канонического подходов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010