Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВИАН (Флавий Клавдий Иовиан; лат. Flavius Claudius Iovianus) (330/1, Сингидун, ныне Белград, Сербия - 17.02.364, Дадастана, М. Азия), рим. имп. (с 26/27 июня 363). Род. в семье комита доместиков Варрониана, к-рый в 30-х гг. IV в. был командующим гвардией имп. Константина II (337-340). Скорее всего И. принял крещение в юном возрасте, так же как Юлиан Отступник , поскольку при имп. дворе в 30-50-х гг. IV в. принадлежность к христианству была необходимым условием развития карьеры. Как и его отец, И. посвятил жизнь военной службе. При имп. Констанции II (337-361), вероятно с сер. 50-х гг. IV в., занимал пост протектора-доместика в имп. гвардии. После смерти имп. Констанция II в нояб. 361 г. сопровождал его тело из Киликии в К-поль. При имп. Юлиане Отступнике (361-363) И. получил пост примикерия доместиков (начальник имп. гвардии). Ряд христианских авторов позднеантичной и византийской эпох упоминали, что И. был уволен со службы имп. Юлианом за верность христианству ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 22; Oros. Hist. adv. pag. 1967. VII 31); эти сведения следует признать легендарными. С весны 363 г. И. участвовал в походе имп. Юлиана против Персии в качестве примикерия доместиков. И. был избран императором на совещании командиров рим. армии в лагере в Сев. Месопотамии (восточнее совр. Самарры, Ирак) в ночь на 27 июня 363 г., сразу после гибели имп. Юлиана. Скорее всего И. представлял собой компромиссную фигуру, пребывание к-рой на престоле устраивало большинство группировок внутри рим. армии (офицеров-язычников и христиан, выходцев из разных провинций и т. п.). Так или иначе, его избрание не вызвало к.-л. серьезного противодействия как в армии, так и в гос-ве. Ввиду краткости периода правления И. сложно говорить о его политической программе. Основные мероприятия его правления были связаны с преодолением последствий и возможным сокращением ущерба для Римской империи от неудачного Персидского похода имп.

http://pravenc.ru/text/578216.html

2 Имеются в виду основатель Византийской империи Константин I (306 – 337) и его сыновья – Константин II (337 – 340), Констант (337 – 350) и Констанций II (337361), который после смерти Константа, правившего на Западе, стал единоличным императором. 3 Т. е. Константинополем. Город был освящен 11 мая 330 г. Этот день стал одним из важнейших государственных праздников Византии и ежегодно отмечался пышными процессиями и яркими представлениями на ипподроме. 8 Прокопий при описании Римской империи, очевидно, использовал карту IV в., ибо, как видно из § 18, он включает в нее и Британию. 9 Речь идет об остготах (остроготах), которых историк обычно называет просто готами и отождествляет с восточногерманскими племенами вообще. В свою очередь, западных германцев он объединяет под общим именем германцев. См., например: B.G. IV. 20. 2; 5. 5 – 6 etc. Образцами для историка послужили в данном случае Фукидид (1.3), Страбон (CLXXXVI. 12) и Тацит (Германия. 3). А Плиний Старший объединял восточногерманские племена под именем «вандалы». См.: Hist. Nat. IV. 14. 99. 10 Савроматы, или сарматы, не являлись германским племенем, Здесь Прокопий, как это нередко с ним бывало, использовал географический принцип, назвав один народ именем другого, зачастую обитавшего на той же территории задолго до этого. Ср. название гуннов массагетами (В.Р. I. 21. 13. etc). 12 Аларих – вождь (король) вестготов (визиготов) (ок. 391 – 410). Из рода Балтов, трижды осаждал Рим, взяв его, наконец, в 410 г. 14 Приск Аттал был одним из ведущих членов римского сената. Прокопий называет его эвпатридом, что значит «благородный по отцу». Вполне возможно, что его отцом являлся префект города Рима 371 – 372 гг, Публий Ампелий. Провозглашение Аттала императором имело место после второй осады Рима – в ноябре 409 г. См.: PLRE. I. Р. 56 – 57; II. Р. 180 – 181. 15 Имеется в виду Флавий Клавдий Константин, возможно, обыкновенный солдат, провозглашенный императором армией, расположенной в Британии, в 407 г. В 411 г. он был осажден в Арле, сдался полководцам Гонория и по дороге в Рим был убит. См.: PLRE. II. Р. 316 – 317.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

Константин VIII , византийский император в 1026–1028 гг. – 401, 459 Константин IX Мономах , византийский император в 1042–1054 гг. – 402, 417, 426, 428, 429, 443, 465, 481, 482, 484 Константин X Дука , византийский император в 1059–1067 гг. – 463, 464, 466,467,470,484 Константин XI Палеолог , византийский император в 1449–1453 гг. – 63 Константин I , папа Римский в 708–715 гг. – 305, 306 Константин , префект Константинополя в годы правления Феодосия II – 162 Константин Кефалас (Кефала, IX в.), византийский писатель, составитель знаменитого поэтического сборника Anthologia Palatina – 477 Константин Родосский (X в.), византийский поэт – 477 Констанций II (Флавий Юлий, 317–361), римский император в 337–361 гг., сын имп. Константина Великого , единолично правил после 352 г. – 64, 105, 118, 120–122, 124–127, 261, 262 Констанций I Хлор (Флавий Валерий, ок. 250–306), римский император в 293–306 гг., отец имп. Константина Великого – 94, 115, 116, 125 Копитарь Ерней (Бартоломей Копитар, Kopitar, 1780–1844), австрийский филолог-славист и этнограф (словенец по происхождению) – 250 Корипп Флавий Кресконий (сер. и вторая пол. VI в.), византийский латино-язычный поэт, автор панегирических поэм о днях имп. Юстиниана Великого – 199,228,258 Косма Индикоплов (Косьма Индикоплевст, Козьма Египтянин, VI в.), традиционное наименование автора «Христианской топографии» – 232, 233, 234, 254 Кребс Э. (Krebs), немецкий антиковед – 99 Крист В. (Christ), немецкий византинист – 77 Круг Филипп Иванович (Johann Philipp Krug, 1764–1844), немецкий и русский византинист – 77 Крум , болгарский хан в 802–815 гг. – 375, 376 Крумбахер Карл (Krumbacher, 1854–1909), выдающийся немецкий историк-византинист, основатель и первый редактор «Byzantinische Zeitschrift» – 66, 76, 86, 178, 394, 480 Кудама (X в.), арабский географ – 307 Кулаковский Юлиан Андреевич (1855–1919), филолог-классик, византинист, археолог – 81, 192, 294, 308, 361 Куник Арист Аристович (Ernst Eduard Kunick, 1814–1899), немецкий и русский византинист – 77

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Константин оказывал поддержку христианству еще в рамках религиозной терпимости. Однако уже его преемники начали преследование нехристианских, традиционных религий (Констанций II в 341 и в 346 годах принял законы, преследующие язычество), хотя западная часть империи едва ли что-либо слышала о христианстве. При императоре Констанции (337-361) христианство фактически стало государственной религией. В те времена император уже называл себя главой церкви, епископом над епископами. Однако это не имело отношения к Риму и к никейскому символу веры. К концу епископства Евсевия из Никомедии Константин уже увлекся арианством, а когда в 350 году Констанций вновь объединил в своих руках империю, он хотел распространить арианство на всю Западную Европу. На соборах, созванных императором в 353 году в Арле и в 355 году в Милане, он заставил и западных епископов принять арианство, сформулированное Евсевием. Когда папа Либерий (352-366) выступил с протестом против этого, император отправил его в ссылку. Либерий смог вернуться в Рим только после того, как отказался от никейского символа веры. Таким образом, временно единство церкви было восстановлено под знаком арианства. С 361 года император Юлиан Отступник (361-363) возвратился к политике религиозной терпимости и позволил развиваться различным христианским течениям (с целью способствовать дальнейшему ослаблению христианской церкви, раздираемой на фракции, что позволило бы восстановить традиционную веру). Однако политика Юлиана лишь разрушила арианское единство и привела к укреплению кафолицизма. За полтора года правления языческого императора попытка реставрации прежнего культа потерпела неудачу. Причину неудач, вероятно, следует искать в том, что в то время как Юлиан, продолжая придерживаться прежних традиционных взглядов, с целью достижения единства империи хотел объединить различные воззрения и религии в эклектическую (синкретическую) систему, христианство представляло собой синтез, основанный на коренных изменениях, соответствующих новому единству и представлявших собой фактический разрыв с прошлым, - и в этом заключалась его большая притягательная сила.

http://sedmitza.ru/lib/text/441575/

Остаётся только предполагать, что это была подлинно христианская кончина живота. В историю древнецерковной письменности Созомен вошёл как автор лишь одной “Церковной истории”. Она содержит девять книг и охватывает период с 324 г. до 414 г., хотя сам автор имел явное намерение довести свою “Историю” до 439 г. Произведение посвящено императору Феодосию II Младшему, и в специальном “Посвящении”, предваряющем само сочинение, Созомен много говорит о добродетелях этого василевса. Перечислив многие из его добродетелей, автор заключает: “По всем этим причинам, приступая к изложению Церковной истории, я счёл необходимым посвятить её тебе. Ибо кому ещё я мог преподнести это сочинение, намереваясь изобразить добродетель многих богодухновенных ( qespes…wn) мужей, описать события вселенской Церкви ( kaqTlou ™kklhs…an) и показать, сколько встречала она врагов и как всегда находила покровительство у тебя и твоих предков? Итак, ты, знающий всё и обладающий всякой добродетелью, а особенно — благочестием ( в этом случае ‘православием’), которое, по слову Божию, есть начало премудрости, прими от меня это сочинение, рассмотри его и сделай к нему либо прибавления, либо что-нибудь исключи из него, как то подсказывает точное [рассуждение твоё], очищенное твоими трудами. Ибо что покажется хорошим тебе, то будет полезно и превосходно для всех читателей”. Следовательно, Созомен делает императора как бы высшим судьёй своего труда. Здесь же в “Посвящении” он излагает и структуру произведения: первый и второй тома ( mTmoj) охватывают церковные события царствования Константина Великого (324–337 гг.), третий и четвёртый тома — события при правлении его сыновей (337–361 гг.), пятый и шестой — царствование Юлиана Отступника (361–363), Иовиана (363–364 гг.), Валентиниана (364–375 гг.) и Валента (364–378 гг.), седьмая и восьмая — события до начала царствования Феодосия Младшего (408 г.), а девятая — само это царствование. Эта авторская структура действительно определила остов “Церковной истории”, только девятая книга по каким-то неизвестным нам причинам не была завершена.

http://pravmir.ru/drevnetserkovnaya-isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАГНЕНЦИЙ [Флавий Магн Магненций; лат. Flavius Magnus Magnentius] (ок. 303, Самаробрива, ныне Амьен, Франция - 10.08.353, Лугдун, ныне Лион, Франция), рим. император (с 18 янв. 350). М. был выходцем из германцев и кельтов, к-рых в большом числе принимали на военную службу в империи. Его отец принадлежал к племени бриттов, мать происходила из франков. М. был женат на некой Юстине, вероятно родственнице имп. фамилии Флавиев. Прославился своей храбростью уже при имп. Константине I Великом (306-337) и стал командиром имп. гвардии при имп. Константе I (337-350). Пришел к власти в результате мятежа армии в Августодуне (ныне Отён, Франция) против Константа. 18 янв. 350 г. войска провозгласили М. императором, Констант бежал и вскоре был убит. Под власть М. перешел почти весь Запад Римской империи (в т. ч. Сев. Африка). Лишь в Иллирике 1 марта 350 г. был провозглашен императором Ветранион, к-рый в конце того же года передал власть правившему Востоком имп. Констанцию II (337-361), брату Константа. 3 июня 350 г. сенат в Риме объявил императором Юлия Непоциана, сына сводной сестры имп. Константина Великого. Однако Непоциан 30 июня был убит после столкновения с силами магистра оффиций М. Марцеллина. Сторонники Непоциана и Констанция из числа сенаторов подверглись репрессиям. Первоначально М. надеялся на соглашение с имп. Констанцием II и признание с его стороны. Однако с кон. лета 350 г., видимо после поражения Непоциана, М. перестал чеканить монеты с изображением Констанция и отказался признавать его своим старшим соправителем. Не позднее нач. 351 г. М. объявил своим соправителем Магна Децентия, вероятно своего брата. Констанций II не признал власть М. законной и вскоре начал готовиться к войне с ним. Имп. Магненций. Золотой солид. 350 г. Аверс, реверс Имп. Магненций. Золотой солид. 350 г. Аверс, реверс М. придерживался политики религиозной толерантности, провозглашенной имп. Константином Великим; сам он был христианином.

http://pravenc.ru/text/2561190.html

Имеется в виду Мартин Турский, к которому Сульпиций Север относился с огромным уважением и почитанием. 691 Более подробных сведений об этих епископах не сохранилось. 692 В оригинале patronus fisci, что равно advocatus fisci. Со времен императора Адриана это был чиновник, защищавший интересы государственной казны. 693 Присциллиан и его сообщники были казнены в 385 г. 694 Ныне о. Сулискер, располагающийся к северу от Шотландии. 695 Дезидерий - точно личность адресата не установлена. На сегодняшний день относительно нее существуют две версии: 1) пресвитер из Аквитании, который фигурирует в качестве адресата и у Иеронима. Возможно именно этому Дезидерию в 396 или 397 г. Сульпиций Север и направил " Житие " ; 2) седьмой по счету епископ Нанта. 696 В Веронском кодексе далее следует: " Будь здоров, достопочтенный брат во Христе; украшение всех справедливых и святых " . 697 Савария (ныне Сомбатхей, Венгрия) - административный центр Верхней Паннонии. Мартин родился в 316 г. (по другим данным - в 336). 698 Тицин - ныне г. Павия (Италия). 699 Военный трибун - офицер (в легионе их было 6), исполнявший преимущественно военно-административные функции посменно в течение двух месяцев в году. 700 Император Констанций (337-361), сын Константина I Великого. 701 Имеется в виду император Юлиан Отступник (361-363). 702 Оглашенный (катехумен) - см. прим. 406 к " Хронике " . 703 Ветеран - солдаты римской армии, по окончании службы (длившейся для легионеров 20 лет, а для солдат вспомогательных частей 25-26 лет) оставшиеся в войске и пользующиеся многочисленными льготами. После выхода в почетную отставку ветераны получали земельные наделы и преимущества в налогообложении. Солдаты вспомогательных частей к тому же получали права римского гражданства. 704 Амбианы - племя, жившее в северной Галлии на реке Самара (ныне Сомма). Главный городской центр этого племени - Самарабрива (ныне Амьен). 705 Мф. 25:40. 706 Также и у Паулина, которого цитирует де Прато: " Четвертое, за исключением двух лет, минуло пятилетие " . 707

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

В сент. 324 г. разгромленный имп. Лициний отступил в Н. и здесь отрекся от престола. На неск. лет город стал основной вост. резиденцией имп. Константина. Однако взаимоотношения между еп. Евсевием и новым императором были испорчены; Константин не доверял главе столичной христ. общины, вероятно будучи информирован об обширных связях еп. Евсевия с окружением свергнутого имп. Лициния. В 325 г. Евсевий Никомидийский принял активное участие во Вселенском I Соборе в Никее и, по-видимому, как епископ столицы, был в числе его организаторов. Евсевий подписал все акты Собора, в т. ч. документ об осуждении Ария , однако вскоре по приказу имп. Константина его все же отправили в ссылку с др. епископами, среди к-рых был Феогнис Никейский. Вместо Евсевия кафедру Н. занял еп. Амфион. В 326 г. в Н. была заложена большая базилика взамен уничтоженной Диоклетианом ( Euseb. Vita Const. III 50; Sozom. Hist. eccl. II 3); однако эта базилика сгорела от удара молнии в 333 г. ( Theoph. Chron. P. 29). В 328/9 г. Евсевий был возвращен на кафедру по приказу имп. Константина и сумел вернуть себе прежнее влияние при дворе. В последующие неск. лет с его деятельностью во многом связаны укрепление позиций противников Никейского Символа веры в Восточных Церквах и (после смерти имп. Константина в 337) открытый их переход к арианству. В 339 г. еп. Евсевий был переведен на кафедру К-поля (что запрещалось канонами Никейского Собора). После освящения Константинополя имп. Константином в 330 г. начался постепенный переезд органов гос. управления из Н. в новую столицу империи; политическое значение Н. начало уменьшаться. Однако Константин по-прежнему проводил в Н. значительное время. В мае 337 г., находясь в Н., на смертном одре император принял крещение. В последующие годы в Н. жили нек-рые близкие родственники правящей династии, большую часть детства здесь провел буд. имп. Юлиан Отступник (361-363). Утрата столичного статуса не привела к экономическому упадку Н. Город сохранил значение одного из культурных центров империи: в сер.

http://pravenc.ru/text/2566234.html

§3. Сыновья Константина. 337361 г. по P. X. См. список литературы к §2 и 4. После смерти Константина единовластной монархии тоже наступил конец. Империя была поделена между тремя его сыновьями: Константином II, Константом и Констанцием. Правили они не по–христиански, но в духе подлинно турецкого, восточного деспотизма – шагали по трупам многочисленных родственников своего отца, из которых уцелели только два его племянника, Галл и Юлиан, которых от ярости солдат спасла лишь болезнь и молодость. Три года спустя последовала война между братьями за единовластие. Константин II был убит Константом (340), а тот, в свою очередь, был убит офицером–варваром его соперника Магненция (350). После поражения и самоубийства Магненция Констанций, правивший до того на Востоке, стал единственным императором и продержался на этом посту, несмотря на множество волнений, до своей естественной смерти (353 – 361). Сыновья Константина обращали мало внимания на свое христианское воспитание и отошли от мудрой веротерпимости отца. Констанций, умеренный и целомудренный, но завистливый, тщеславный и слабый, полностью находившийся под контролем своих евнухов, женщин и епископов, начал жестоко подавлять языческую религию, разграбил и разрушил много храмов, отдавал добычу церкви или своим евнухам, льстецам и бесполезным фаворитам и запретил под страхом смерти все жертвоприношения и поклонение изображениям в Риме, Александрии и Афинах, хотя приказ этот не мог быть выполнен. Теперь в христианство обращались массы людей, хотя, конечно, в основном на словах, а не в сердце. Но потом этот император с той же нетерпимостью начал относиться и к сторонникам никейской ортодоксии, наказывая их конфискациями и изгнанием. Его братья поддерживали Афанасия, но сам он был фанатичным арианином. Он вмешивался во все дела церкви, которую во время его правления раздирали доктринальные противоречия. Он созывал множество соборов – в Галлии, Италии, Иллирии и Азии, стремился к славе богослова, ему нравилось, когда его называли епископом из епископов, хотя, как и его отец, собственное крещение он откладывал до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

IV в. господствующим исповеданием, но и против язычников и иудеев, а также против еретиков и схизматиков. Серия законов, ограничивавших свободу языческого культа, открывается эдиктами имп. Констанция II (337-361) о запрещении жертвоприношений (341) и о закрытии языческих храмов, расположенных внутри городских стен Рима (342) (CTh. XVI 10. 2-3). В 356 г. последовали законы о повсеместном закрытии языческих храмов, о прекращении жертвоприношений, о запрете магии, гадания, астрологии, о смертной казни за идолопоклонство (CTh. XVI 10. 4-6). Эти распоряжения отменил имп. Юлиан Отступник (361-363), но его законы, исполненные «языческого духа», были объявлены недействительными в 370 г. (CTh. XVI 2. 18). Наиболее жесткие меры, поставившие язычество вне закона, принимались зап. императорами Грацианом (367-383), Валентинианом II (375-392), Феодосием I (392-395) и Гонорием (393-423). В 380 г. нарушение христ. заповедей, даже совершенное по неведению, было приравнено к кощунству (sacrilegium - CTh. XVI 2. 25). Отступники от христианства были лишены права оставлять завещание (законы 381, 383, 391 гг.), а впосл. и остальных гражданских прав (закон 391 г.). Кровавые жертвоприношения и дивинация карались ссылкой (CTh. XVI 10. 7). Указ о запрещении языческого культа и о закрытии языческих храмов, адресованный префекту претория, был издан в Медиолане 24 февр. 391 г. (CTh. XVI 10. 10). Вопреки мнению нек-рых исследователей (напр.: Joannou. 1972. P. 47-48) этот указ, по-видимому, должен был исполняться не только в Риме, но и во всей Зап. Римской империи. Аналогичные законы для вост. части империи были изданы в 391, 392 и 395 гг. В законе 392 г. пояснялось, что запрет относился как к публичному, так и к частному культу, причем жертвоприношение богам приравнивалось к гос. измене (CTh. XVI 10. 12). Инициатива издания этих законов обычно приписывается имп. Феодосию I, нек-рые меры, направленные против язычников, иудеев и еретиков, были приняты под влиянием свт. Амвросия , еп. Медиоланского.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010