Во времена скорбей и опасностей, видимых и невидимых, особенно нужна молитва: она, будучи выражением отвержения самонадеянности, выражением надежды на Бога, привлекает к нам помощь Божию. IV, 326. «Объяснение таинственного значения евангельской повести [о слепце]». См. IV, 333–341. Нужна вера для постоянства в молитвенном подвиге; нужны постоянство, терпение и долготерпение; нужны отвержение ложного стыда и настойчивость, чтобы подвиг принес чудный плод свой. I40;, 336337. Необходимо в молитвенном подвиге отречение от себя, предоставление преуспеяния нашего воле Бога нашего, Который дает в известное Ему время благодатную молитву тому, кто собственным подвигом деятельно докажет свое произволение иметь ее. IV, 337. Состояние глубокого постоянного внимания при молитве происходит от прикосновения Божественной благодати к духу нашему. Дарование благодатного внимания молящемуся есть первоначальное духовное Божие дарование. IV, 339. Чистая молитва есть предстояние лицу Божию. Представший пред Бога, просит прозрения и получает благодатное просвещение ума и сердца. IV, 340. Вера – основание молитвы. Кто уверует в Бога, как должно веровать, тот непременно обратится к Богу с молитвою, и не отступит от молитвы, доколе не получит обетований Божиих, доколе не усвоится Богу, не соединится с Богом. IV, 340. «Поучение о молитве». См. IV, 345–353. Молитва гордых уничтожается рассеянностью. Они лишены власти над собою: не повинуются им ни мысли их, ни чувствования. IV, 348. Бог внемлет молитвам одних вдовиц, то есть одних нищих духом, преисполненных сознания своей греховности, своей немощи, своего падения; чуждых самомнения, которое состоит в признании за собой достоинств, добродетелей, праведности. IV, 348. Вступившего в истинный молитвенный подвиг руководствует в нем Сам Бог, с премудростию, непостижимой для тех, которые не посвящены в ее таинства. IV, 349. Видя постоянно возникающие в себе страсти, видя постоянное преобладание над собою греховных помыслов и мечтаний, приносимых духами, подвижник стяжавает нищету духа, заповеданную Евангелием, умерщвляется для мира, соделывается истинною вдовицею в духовном отношении, и, от сильнейшего ощущения вдовства, сиротства, одиночества, бесприютности своей, начинает с особенным бесстудием, с особенною неотвязчивостью стужать молитвою, соединенною с плачем, Судии, небоящемуся Бога и человек несрамляющемуся, – утомлять Неутомимого. IV, 350.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

329 . Esbroeck M. van. Maxime le Confesseur. Vie de la Vièrge. (CSCO 478=Scr. iber. 21, текст; CSCO 479=Scr. iber. 22, пер.). Lovanii 1986. [Груз. версия «Жития Богоматери», приписываемого преп. Максиму Исповеднику . (Vita Virginis (georgice). CPGS 7712). Крит. изд., франц. пер.] 330 . Esbroeck М. van. La question 66 du «Ad Thalassium» géorgien//Philohistor. Miscellanea in Honorem Caroli Laga Septuagenarii/Ed. Schoors A., Deun, van P. Leuven 1994. 329–337. (Orientalia Lovaniensia Analecta. 60). 331 . Garitte G. Les Lettres de saint Antoine en géorgien//Muséon. 64. 1951. 267–278. 332 . Garitte G. Les Lettres de saint Antoine. Version géorgiennne et fragments coptes. Louvain 1955. (CSCO 148–149. Scriptores Iberici. 5–6). Gribomont J.//RHE 1956. 51. 333 . Garitte G. Vies géorgiennes de S. Symeon Stylite l’ancien et S. Ephrem. Louvain 1957. (CSCO 171–172. Scriptores Iberici. 7). 334 . Garitte G. La version géorgienne de l’Entretien VI d’Aphraate//Muséon. 77. 1964. 301–366. же: Id. L’Entretien VI d’Aphraate en géorgien//BK 1964. 17–18, n. 45–46. 81–87. 335 . Garitte G. Version géorgienne de la vie de Sainte Marthe. Louvain 1968. (CSCO 285–286. Scriptores Iberici. 17). 336 . Garitte G. Le « Discours ascétique» d’Étienne le Thebain en géorgien//Muséon. 1970. 83. 73–93. [ " Слово подвижническое» преп. Стефана Фивейского на груз. яз. Со списком разночтений между груз., греч. и арабским текстами]. 337 . Garitte G., Halleux A de. Le sermon géorgien du moine Martyrius et son modèle syriaque//Muséon. 1956. 69. 243–312. [Дошедшие фрагм. гл. 7–12 сир. «Книги совершенства» Мартирия Сахдоны (см. Разд. 5 ): изд. и пер. груз. текста и пер. парал. мест с сирийского]. 338 . Kauchcicvili С. Georgii Monachi chronicon//Monumenta Hagiographica Georgica. Publ. Universitatis Tiphlisiensis. 1–2. Tiflis 1920, 1926. 339 . Ninua G. Die georgische Version der Pseudo-Makarios Schriften. Résumé//BK 1984. 42. 80–87. 340 . Outtier B. Les enseignements des Pères. Un récueil géorgien traduit de l’arabe//BK 1973. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

772 Pitra, op. cit. рр. 337 (ик. 4 и 5), 338 (ик. 1), 340 (ик. 2), 343 (ик. 2), 347 (ик. 4), 349 (ик. 2), 351 (ик. 10, 1:2), 354 (ик. 1:3), 355 (ик. 1), 356 (ик. 3) 359 (ик. 5), 367 (ик. 1) 370 (ик. 5). 774 Ibid. 337 (ик. 3), 339 (ик. 4:5), 341 (ик. 7), 347 (ик. 3) 349 (ик. 1), 357 (ик. 8), 369 (ик. 1). 779 462, IV. С этими икосами имеют сходство по содержанию икосы в субботу сырную (p. 465, VII) и в неделю сырную (p. 471. VIII). Из напечатанных Питрой двух икосов в неделю сырную первый есть седален по третьей песне канона, положенный в ту же неделю по современной Триоди. 780 )p. 532, XXII, 5 Питра высказывает предположение, что эти икосы могли быть написаны в период иконоборческих волнений. 785 Здесь мы встречаем особенно много выражений и оборотов речи, свойственных перу преп. Феодора. Например, φοτν ϑαλες=Ик. св. Павлу, 3; τν ρϑην... πορπτοντες=ик. св. Ефрему, 3; σταυρο τ ξλον βαστζοντα π μων=ик. св. Емельяну, 3. 795 Фабриций с этой точки зрения говорит о них следующее: Theodori epistolae inter ejus Opp. principatum quasi tenent. Namque non solum ad ejus vitam animique notationem penitius cognoscendam, sed etiam ad controversiarum in Ecclesia graeca, praesertim de cultu imaginum sanctorum eo tempore acriter agitatarum historiam illustrandam cum primis faciunt. t. X p. 438. 799 Вследствие неисправности кодекса издание писем у Сирмонда не всегда безупречно в текстуальном отношении, помимо того, что 11 писем изданы только в отрывках, а три (первой книги 45, 46 и 47) отмечены только адресами (Ср. Nova P. Biblotheca, t. VIII, p. XII: defectu codicis olim Columnensis nunc Vaticani 1432 a nobis explorati, contigit, ut in Epistolis apud Sirmond pleraeque adessent lacunae, ut in Codice sunt...) 811 Ер. Mai 17, 18, 30, 31, 163, 211. Преп. Феодор много говорит о благотворительности этих простых людей в отношении к бедным, нуждающийся, особенно к гонимым за веру. И благотворительность высших классов он также неоднократно прославляет. Ср. Ер. Mai 17, 22, 72, 119, 129, 133, 212.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

– Покой и праздность вредят душе больше демонов (85:497). – При упоении души радостью надежды, тело не чувствует скорбей, хотя бы оно было и немощно (85:497). – Первая мысль, руководящая душу к жизни, есть мысль о смерти (86:498). – Бог не оставляет души надолго в омрачении, чтобы не утратила она христианской надежды (88:502–503). – Благодать не вдруг приходит в полноте и вселяется в душе, но постепенно (88:504). – Слабые для подвига души Бог приводит к добродетели невольными скорбями (91:521). –Душа скорбящая, привлекает к себе Божие человеколюбие (91:522). Девственник . Кто – девственник? (58:380) Дела, делание, деятельность. О делании и созерцании (1, 31; 2, 40; 59:393–394). – Деятельность телесная и духовная в чем состоит? (2, 38–39; 80:475–476) – Того, кто прежде делания ищет созерцания, постигает гнев Божий (2, 39; 55:339–340). – Без доброделания душе невозможно приять дух откровения (2:40–41). – Всякому делу – свой порядок, и всякому роду жизни – свое время, и начинающий, что свыше его меры, вредит себе (11:83). – Дела ради Бога (14:92). – Какие суть дела правды? (25:167) – Все добрые дела от Святого Духа (27:171–172). – Награда дается (Богом) не за делание, а за смирение (34:195). – Без смирения дела бесполезны и даже вредны (46:252). – По сугубому составу человека – из души и тела – и духовная жизнь его должна состоять из делания и созерцания, и последнее предваряется первым (55:312). – Приведем в благоустройство сердце наше делами покаяния и богоугодной жизнью – и Господь Сам придет, если место в сердце будет чисто и нескверно (55, 319; 2:40). – Через какие дела человек сподобляется духовных тайн? (55:325) – Телесное делание предшествует душевному (56, 342; 85:496). – Дела телесные без печали ума – то же, что и тело неодушевленное (89:505). – Чему уподобляются дела без милосердия? (89:506) – Признаки правильного сердечного делания (90:517). Е Евангелие . Наставление читать Евангелие; какая цель и польза от сего чтения? (56:349) Евхиты (еретики). Их лжеучения (46, 249; 55:335). – Кто положил начало этой ереси? (55:337) Еретики . Ложные у них откровения и созерцания (55:336–337). – Не следует читать еретических учений, и почему (56:349). Еродий . Птица цапля (85:492). Ефрем Сирин . Изречения его (38:213). Ж Желание . Доброе желание исполняется помощью Божией (33:193). – Не всякое доброе желание входит в сердце от Бога (33:193). – Почему Бог не помогает иногда в исполнении желания по видимому доброго? (33:193) – О добром желании должно молиться, чтобы узнать, истинно ли оно доброе или нет (33:193–194). – Под личиной доброго дела диавол иногда стремится повредить человеку (33:193).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Имп. Константин II. Монета. Аверс, реверс. 321–324 гг. (Младший) [Флавий Клавдий Константин; лат. Flavius Claudius Constantinus] (февр. 316, Арелат, ныне Арль, Франция - март/апр. 340, Аквилея, Италия), рим. имп. (с лета 337); управлял Галльской префектурой Римской империи (Галлия, Испания, Британия). Второй сын и соправитель (с 317) имп. Константина I Великого (306-337). 1 марта 317 г. в Сердике (Сардика, ныне София, Болгария) был заключен мирный договор, завершивший 1-ю войну между имп. Константином I (правил Западом империи) и Лицинием (правил Востоком). По условиям договора были одновременно провозглашены цезарями и соправителями этих 2 августов сыновья Константина Крисп (ок. 12 лет) и К. (неск. недель от роду), а также сын Лициния Лициниан (двоюродный брат К.) (Consularia Constantinopolitana. 317//MGH. АА. T. 9. P. 232; Anon. Vales. Chron. Const. 5. 19; Aur. Vict. De Caes. 41; Idem. Epitom. 41; Euseb. Vita Const. IV 40; Oros. Hist. adv. pag. VII 28. 22; Zosim. Hist. II 20). Впосл. К. четырежды провозглашали консулом: в 320, 321, 324 и 329 гг. В 321 г. было празднование пятилетия правления К., который в это время находился при отце в Сердике (XII Panegyrici Latini. X 2/Ed. R. A. B. Mynors. Oxf., 1964). В 326 г. было отмечено десятилетие правления К. В том же году, после смерти цезаря Криспа, К. стал управлять префектурой Галлии и командовать галльскими легионами, хотя К. на тот момент исполнилось только 9 лет. В 331 г. он фигурирует в надписях (CIL. III, N 7000) с почетным титулом «алеманнский» (Alemannicus), что свидетельствует о его участии в боевых действиях римлян против этого герм. народа на рейнской границе. В 332 г., во время большой кампании имп. Константина I против готов на Дунае, К. находился близ Маркианополя (ныне Девня, Болгария) (CTh. III 5. 4. 5), где командовал резервом рим. армии, а также одержал победу над готами в битве 20 апр. 332 г. (Consularia Constantinopolitana. 332//MGH. AA. T. 9. P. 234; Hieron. Chron., a. 2348). К. также участвовал в кампании своего отца против сарматов, к-рая окончилась разгромом сарматов и расселением 300 тыс. из них в качестве колонов во Фракии, в Италии и Македонии ( Anon. Vales. Chron. Const. 6. 31-32; Julian. Apost. Ог. I 9; Euseb. Vita Const. I 8; IV 5; Eutrop. Breviar. X 7; Aur. Vict. De Caes. 41). К 335 г. К. был женат, однако никаких сведений о его супруге не сохранилось ( Euseb. Vita Const. IV 49). В 335 г. он вновь был в Галлии в Августе Треверов (ныне Трир, Германия), где в это же время находился в ссылке свт. Афанасий I Великий ( Euseb. De laudibus Const. 3; Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 87). Между К. и Афанасием установились дружеские отношения.

http://pravenc.ru/text/2057036.html

344 . 37–39. Aliud (LXIX-LXX). PG 38,117–118. 345 . 40. Aliud (LXXI-LXXII). PG 38,118–119. 346 . 41–44. Aliud (LXXIII-LXVI). PG 38, 119–120. 347 . 45–46. Aliud (LXXVIII-LXXIX). PG 38, 121. 348 . 47–48. Aliud (LXXX). PG 38, 121–122. 349 . 49–54. Aliud (LXXXI-LXXXVI). PG 38,122–124. 350 . 55–60. Aliud (LXXXIX-XCIV). PG 38, 125–130. 1848 Творения св. Василия Великого. Часть 7 ТСО 11. Кн. 1. 351 . Отдел II. Письма, написанные св. Василием во время епископства. Письма 180–283. С. 1–293. 2040/4. CPG 2900. Classis II. Epistulae CLXXXVIII-CCXCU. PG 32, 664–1033. ТСО 11. Кн. 2. Отдел III. Письма, написанные св. Василием, в которых не видно времени написания. 2040/4. CPG 2900. Classis ИП. Epistulae. 352 . Письма 284–312. С. 294–325. Epistulae ССХСИИ-СССХХ. PG 32, 1033–1068. 353 . Письма 313–326. С. 325–335. Epistulae СССХХИИ-СССХХХ40;. PG 32, 1068–1077. 354 . Письмо 327. С. 335–336. Epistula СССХХХ40;ИИ. PG 32,1081. 355 . Письмо 328. С. 336–337. Epistula СССХХХИХ. PG 32, 1084–1085. 356 . Письмо 329. С. 338. Epistula CCCXLII. PG 32, 1088. 357 . Письмо 330. С. 339. Epistula CCCXLIV. PG 32, 1088–1089. 358 . Письмо 331. С. 339–340. Epistula CCCXLVIII. PG 32, 1092–1093. 359 . Письмо 332. С. 340–341 31 . Epistula CCCL. PG 32, 1093. 360 . Письмо 333. С. 341–342. Epistula CCCLI. PG 32, 1093, 1096. 361 . Письмо 334. С. 342. Epistula CCCLIII. PG 32, 1096. 362 . Письмо 335. С. 343 32 . Epistula CCCLVI. PG 32, 1097. 363 . Письмо 336. С. 343–344. Epistula CCCLIX. PG 32,1100. Указатель мест Священного Писания , объясняемых или приводимых в творениях, и алфавитный указатель предметов, содержащихся в семи частях творений св. Василия Великого . Т. 11. Кн. 2. С. V-LXXVIII. Письма св. Василия Великого (сводная таблица) 33 TCO Pyc. пер. T. 10. Кн. 3. T. 10. Кн. 4. 73–112 77–116 113–160 118–165 161–179 168–186 T. 11. Кн. 1. 180–283 188–291 T. 11. Кн. 2. 284–312 292–320 313–325 322–334 Творения св. Ефрема Сирина. Часть 1 ТСО 12. Кн. 3. ПИСАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ. 364 .1. Слово о добродетелях и пороках. С. 3–31. [Т. I. С. 3–23.] TLG 4138/1. Sermo de virtutibus et vitiis [Dub.] 34 . CPG 3903.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

649 Πτρος, – говорит он (Евс. h. е. VI, 25)… μαν πιστολν μολογουμνην αταλλοιπεν στω δ α δευτραν μφιβλλεται γρ. 650 В письме к Киприану (75 между письмами Киприана) он говорит, что Петр и Павел в посланиях своих осудили еретиков (Adhuc etiam infamans Pctrum et Paulum beatos apostolos, quasi hoc ipsi tradiderint, qui in epistolis suis haerelicos execrati sunt, et ut cos evitemus, monuerunt). Конечно эти слова не необходимо предполагают несколько посланий Петра, но так как в первом послании Петра не особенно много говорится о еретиках, то надобно кажется заключить, что Фирмилиан признавал подлинным и 2-е послание Петра. 651 Н. Е. III, 3.: Πτρου μν ον πιστολ μα, λεγομνη ατο προτρα, νωμολγηται τατ δ α ο πλαι πρεσβτεροι ς ναμφιλτ ν τος σφν ασν αταχρηνται συγγρμμασι. Τν δ φερομνην ατο δευτραν ο νδιϑηον μν εναι παρειλφαμεν. μως δ πολλος χρσιμος φανεσα, μετ τν λλων σπουδσϑη γραφν. 652 Заметив предварительно: Scripsit (Petrusl duas epistolas, quae catholicae nominantur, Иероним говорит: «quarum secunda a plerisque ejus esse negatur propter still cum priore dissonantiam.» 653 Дидим решительно приписывает каноническое достоинство этому посланию в Enarratio in ер. Iudae (Biblioth. patr. max. Lugd. Т. IV. p. 337) и истолковывает его как и прочие соборные послания. В своем, недавно открытом главном сочинении de trinitate (ed. Mingarell.) 1. 11. с. 10 p. 234 и в других местах, он как соборное послание прямо приписывает его Петру (de trinitate 1, 15. p. 21. 28; 1, 28, 87; 1, 32. 99; 11, 6, 151; 11, 10. 234) и приводит из него цитаты наравне с прочими книгами Писания (de tr. 1, 29. 90; 11, 1, 115; 11, 7, 198; 11, 12:259); причем первое попослание Петра он ясно называет первым посланием Петра (de tr. 1, 32. 99; 11, 7, 182; 11, 14. 276; 111, 3:340) и т. д. 654 Non est ignorandum, praesentem epistolam esse falsatam, quae licet publicetur, non tamen in canone est. Противоречие и одинокость этих слов Дидима невольно бросились в глаза уже издателю книг de trinitate Мингарелли. Он говорит (р. 21 но его изданию, not. 7): Equidem conjecerim, aut brevissimam illam impcrfectamque ennarrationem, ne dicam abortivura foetum, Didymi non esse; aut ab iis, quorum intererat vel pravam doctrinam obtrudere, vel Didymi nomen multis olim post ejus mortem invisum infamia afficere, interpolatam fuisse: aut eum tandem, cum libros hosce de trinitate extremis, ut arbitror, vitae annis conscripserit, opinionem, quam antea amplexus fueraf, seu dubitationem omnem abjecisse. Итак очень вероятно предположение, что Дидим в зрелом возрасте оставил свои юношеские сомнения; но нельзя не признать справедливым и мнения Basnage (In Canisii Lectt. antiq. Т. 1. p. 202), по которому все место: non est ignorandum и дал. вовсе не вяжется с прочим, и следовательно есть позднейшая вставка, что допускают и I. Gerhard, Wolf, Nietzsch, Pott, Mayerhoff и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

346 – Филократов мир, контроль Филиппа над Грецией. Первая филиппика Демосфена 345 (ол. 108,4) – Аристотель (и Феофраст?) в Митиленах (V 9) 342 (ол. 109,2) – Аристотель при дворе Филиппа Македонского как учитель Александра (V 10) 341 (ол. 109, 3) – род. Эпикур (X 14). Род. комедиограф Менандр 340–337 (ол. 110) – расцвет Анаксарха (IX 58) 339 (ол. 110, 2) – ум. Спевсипп. Ксенократ во главе Академии (IV 3, 14); Гераклид Понтийский спорит с ним за главенство, а потом возвращается в Гераклею 338 – битва при Херонее, закрепление власти Македонии над Грецией. Диоген в македонском плену (? VI 43); Ксенократ в посольстве от афинян к Филиппу (IV 9). Смерть Исократа 336 – смерть Филиппа, воцарение Александра Македонского. Расцвет скептика Пиррона. Род. Зенон Китийский 335 (ол. 111, 2) – поход Александра в Грецию, разорение Фив; он встречается с Диогеном (? VI 38) и гостит у киника Кратета (V 88). Аристотель возвращается в Афины и учит в Ликее (V 10) 334 – Александр отправляется в поход против Персии; среди его спутников – Каллисфен (V 4), Онесикрит (VI 84), Анаксарх (IX 58), Пиррон (IX 61) 332 – основание Александрии 331 – победа Александра над персами при Гавгамелах. Род. Клеанф (VII 176) 327 – Каллисфен казнен Александром (V 5) 325 – Эпикур впервые приезжает в Афины (X 1) 324 – Александр требует от греков божеских почестей, Диоген высмеивает его (VI 63). Гарпал, казначей Александра, укрывается в Афинах; начало политической деятельности Деметрия Фалерского (V 75) 323 (ол. 114, 3) – ум. Александр в Вавилоне и Диоген в Коринфе (VI 79). Расцвет киника Кратета; Гиппархия и Метрокл – его ученики. Возмущение в Афинах против сторонников Македонии; Аристотель уезжает в Халкиду (V 10) 322 – Ламийская война; Ксенократ и Деметрий Фалерский в посольстве греков к Антипатру Македонскому (IV 9). Гибель Демосфена. Аристотель умирает в Халкиде (V 10); Феофраст во главе Ликея (V 36). Афиняне изгнаны с Самоса, Эпикур переезжает в Колофон (X 1) Ок. 320 – Анаксарх замучен Никокреонтом Кипрским (IX 59). Род. скептик Тимон Флиунтский

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

При Феодосии I была разделена на Армению I и Армению II. При Юстиниане (вместе с западной частью Большой Армении) подверглась новому административному делению. См.: Адонц Н. Указ. соч. С. 66 – 90; 172 – 173. 137 Мелитина (Мелитена) первоначально служила стоянкой для римских войск. Представляла собой небольшое укрепление на ровном месте в виде четырехугольника. Стала городом во времена императора Траяна. Постепенно город разросся за пределами укреплений. Юстиниан все это пространство обнес стеной. См.: Адонц Н. Указ. соч. С. 147. 139 Речь идет о парфянах. Осров – глава Эдесского царства, которое существовало примерно со 131 г. до н. э. по 217219 гг. н. э. 142 Антиохия – главный город Сирии и всего Востока. Основана Селевком I Никатором в 330 г. до н. э. 143 Тимострат – дукс Осроены 503 – 504 гг., дукс Месопотамии в 527 г. На этом посту его сменил Велисарий. Иоанн – сын Луки – был дуксом и комитом rei militaris. Оба они были взяты в плен Аламундаром в 523 г. См.: PLRE. II. Р. 611, 1119 – 1120. 144 Арефа, сын Гавалы – Харит ибн Габала. Наиболее яркий представитель арабов-гассанидов, царство которых, образованное в 530 г., находилось в зависимости от Византии. Как и многим другим главам находившихся в зависимости от империи государственных образований, Арефе жаловались византийские титулы и звания. Он, в частности, получил, титул иллюстрия и патрикия. См.: Kawar J. The Patriciate of Arethas//BZ. 1952. Bd. 52. P 336 – 337, 340 – 341. 145 Этот Лонгин со своими исаврами принимал затем участие в войне с готами. См.: В. G. II. 10., 19 – 20. 147 Несколько иначе рисует это сражение хронист Иоанн Малала, согласно которому последними на поле боя оставались Суника и Симма, в то время как Велисарий покинул его до окончания сражения. См.: Malal. P. 462 – 465. В основу рассказа хрониста был, по всей видимости, положен доклад императору магистра оффиций Гермогена, о котором Иоанн сам упоминает. См.: Malal. Р. 465. 148 Т. е. химьяритов, государство которых возникло в южной Аравии в конце II в. до н. э. Начиная с IV в. н. э. вся южная Аравия (Йемен) оказалась под властью химьяритов. В начале VI в. территория химьяритов была захвачена эфиопами, в 70-х годах – Ираном. 149 Имеется в виду провинция Палестина Третья, находившаяся на территории Синайского полуострова.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Уже будучи смертельно болен, он сделал болгарскому народу свой последний подарок, переведя третью часть Триоди на все дни от Пасхи до Пятидесятницы (Пентико старий, или Цветную Триодь) 336 . На начальную пору деятельности Климента на Охридской кафедре (с 893 г.) приходится событие огромной важности для всего славянства: замена в 893/894 г. глаголицы кириллицей 337 . До этого момента греческий язык был официальным государственным и церковным языком в Болгарии. В правление царя Симеона (893–927), поклонника греческой культуры, трудный глаголический алфавит был заменен похожим на греческий кириллическим (называемым так по недоразумению, вследствие путаницы Константина Преславского с Константином-Кириллом). Проводником этой реформы был Константин Преславский, ученики которого приложили много сил для распространения новой системы письменности. Как следствие, в Охриде под руководством Климента, усвоившего глаголицу в моравский период, сложился кружок ревнителей традиционного письма 338 . Этими до сих пор не поколебленными выводами В. Златарского и Г. Ильинского, по-видимому, окончательно решен некогда спорный вопрос, какой из двух славянских алфавитов древнейший, иными словами, какой из них был изобретен апостолами 339 . Кроме самого факта реформы письменности, а также совершенно определенных палеографических аргументов 340 , в пользу такой точки зрения говорит и возможность понимать сочинение Черноризца Храбра “О письменах” в том смысле, что он защищает старую глаголическую письменность от сторонников грецизированной кириллической 341 . Да и в соответствующих местах Паннонских житий, равно как и в древнеславянских похвальных словах солунским братьям, несомненно, говорится об изобретении совершенно нового алфавита, а не о приспособлении уже существующего к нормам славянского произношения 342 . Если задаться вопросом о главнейших побудительных причинах языкотворческой миссионерской деятельности апостолов славянства, деятельности, не только стоившей огромных трудов, но и связанной с личными разочарованиями и поражениями, то следует четко различать между их собственными намерениями (проповедь Евангелия на понятном для паствы языке) и целями их заказчиков, мораво-паннонских князей Ростислава и Коцела, для которых во главе угла находилось, вероятно, сохранение национальной самостоятельности между Востоком и Западом и “международно-правовое” признание их государств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010