Филистимляне собрались воевать с израильтянами. Произошла битва, и израильтяне были поражены. После этого старейшины израильские сказали: «Возьмем себе из Силома ковчег Господень, и он спасет нас от врагов». Принесли к войску ковчег завета Божия, а при ковчеге были Офни и Финеес. Но святыня не помогла людям, прогневавшим Бога своими грехами. Филистимляне сразились с израильтянами, разбили их и обратили в бегство, а ковчег завета взяли в плен. Офни и Финеес были убиты. В тот же день с поля сражения прибежал в Силом вестник и рассказал о происшедшем бедствии. Илий в это время сидел при дороге у ворот скинии и смотрел; сердце его трепетало за ковчег Божий. Когда вестник сказал ему, что израильтяне поражены, Офни и Финеес пали мертвыми, и ковчег Божий взят в плен, он упал с седалища своего, сломал себе хребет и умер (98-и лет; 1Цар. 4 ). Пребывание ковчега Господня в земле Филистимской и возвращение Филистимляне, взяв ковчег Божий, принесли его в Азот, в храм Дагона, и поставили подле Дагона 332 . На другой день утром они нашли Догона лежащим пред ковчегом Господним. Они взяли и поставили Дагона на его место. На следующее утро они опять нашли Дагона лежащим пред ковчегом Господним, а голову, обе ноги и обе руки его на пороге. Вскоре самих жителей Азота Господь поразил мучительными наростами, а землю их стали опустошать мыши. Перенесли ковчег Господень в Геф; но те же казни Господни поразили и Геф. Из Гефа перенесли ковчег Господень в Аскалон, – и здесь произошли те же бедствия. Тогда филистимляне поставили ковчег Господень на колесницу, с боку его поставили ящик с пятью золотыми изображениями мышей и с пятью золотыми изображениями наростов, по числу владетелей филистимских, впрягли в колесницу двух отелившихся коров и пустили их идти по произволу, а телят их удержали дома. Коровы сами собою привезли ковчег Господень в землю Израильскую, в Вефсамис. Израильтяне с радостью встретили ковчег Господень, а левиты поставили его на камень. Изрубив колесницу на дрова, принесли коров во всесожжение Господу 333 . При этом случае многие из народа прикасались ковчегу Господню неосвященными руками и заглядывали в него, и за это были поражены от Господа смертью (50.070 человек) 334 . После сего ковчег Господень был поставлен в Кариафиариме, в доме благочестивого левита Аминадава ( 1Цар. 5, 6 ). Освобождение от филистимлян. Правление Самуила

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Подобно же тому, как засыхают и бывают бесплодными деревья, растущие в пустыне, где нет воды, так же засыхают и бывают бесплодными перед Богом люди непослушные, самонадеянные в своем собственном разумении, которые погибнут быстро, как трава 330 . Горе же нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Я не умолчу, но их грехи и грехи их отцов воздам в лоно их, сказал Господь» 331 , или: «Их грехи и их дела Я воздам в лоно их 332 бедами, и скорбями, и обличениями, и проклятиями», или скажет: «Я предам вас мечу, вы падете все от меча, потому что Я звал вас, (а) вы не послушали меня, Я говорил, а вы не обращали внимания, (и) творили зло передо Мной, и избрали то, что Я не хочу» 333 , или скажет: «Они избрали свои нечестия и свои дела, те, которые их душа восхотела, Я же, сказал Он, изберу их поругания и воздам за их грехи, потому что Я звал их, (а) они не послушали Меня, Я говорил, а они не слушали, и творили зло передо Мной, и избрали то, что Я не хочу» 334 . Благо тем из нас, кому Слово, которое написано, скажет: «Они построят дома, и поселятся в них, и насадят виноградники, и будут есть их плод и пить вино; не построят, чтобы другие поселились в них, кроме как они сами, и не насадят, чтобы другие ели их, но они сами будут насыщаться их плодами; ибо дням древа жизни уподобятся дни Моего народа; Мои избранные будут делать дела их трудов и будут трудиться не напрасно, и не родят чад на проклятие, потому что это – семя, которое благословенно Богом, и будет (так, что) прежде чем они воззовут, Я услышу их, пока еще они говорят, Я скажу: что происходит?» 335 . Горе же нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Ты построишь дом и не поселишься в нем, ты насадишь виноградник и не соберешь плодов с него, твой телец заклан перед тобой, и ты не поешь от него» 336 . Я говорю вам, что как те, кто ест мясо свиное и похлебку (жертвенную), и все их сосуды нечисты 337 , согласно тому, как написано, так и у людей борющихся, спорящих их помыслы сердечные нечисты в нечистоте всякой, будь то в осквернениях, или в воровстве, или во лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

330 Бесы Гадаринского бесноватого умоляют Христа «не мучить их» и не заставлять их идти прежде времени» ( Мф. 8, 29 ) «в бездну» ( Лк. 8, 28, 31 ). Низвергнутые духи «злобы поднебесной», «начальства, власти, мироправители века сего» ( Еф. 6, 12 ) творят свои «козни диавольские», обольщая человека, хотя ему и дано «всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и все преодолевши устоять» (13). Однако собственная судьба падших духов такова, что Бог, «связав их узами адского мрака, предал блюсти на суд наказания» ( 2Петр. 2, 4 ), «соблюдает в вечных узах под мраком на суд великого дня» ( Иуд. 6 ). Нелегко соединить оба определения, – изгнание князя мира сего в область поднебесную и блюдение в узах на суд, – здесь очевидно, имеются в виду или разные времена, или разные стороны одного состояния. Во всяком случае утверждается еще некоторое пребывание демонов в мире, которое прекращается с изгнанием. 331 «И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ его в бездну и заключил его, и положил над ним печать, чтобы не от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на 1000 лет и низверг прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет» ( Откр. 20, 1–9 ). 332 Воскресшие в первом воскресении «будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним 1000 лет» (20, 6). 333 Этому не противоречит то, что Откровение говорит о них на своеобразном языке; «зверь и лжепророк... оба живые брошены в озеро огненное, горящее серой» (19, 20). Это означает еще неисчерпавшую себя силу обоих ложных начал жизни. 334 Это особенно явно в мистериях Байрона: Каин. Земля и Небо . Таков же и Лермонтовский Демон . 335 Не об этом же ли говорится в Евангелии относительно времени земного служения Христа, в связи с изгнанием легиона бесов из бесноватого: «и они просили (Иисуса), чтобы не повелел им идти в бездну», но «чтобы позволил им войти в стадо свиней» ( Лк. 8, 31–32 ). Противопоставление бездны с возможностью хотя бы освинения выражает эту же мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Прихожанка. Но ведь ладан действительно отгоняет нечистых духов! Пресвитер. Кто вам такое сказал? Прихожанка. По-моему это общее мнение. Пресвитер. Я бы не спешил так обобщать, хотя и не отрицаю, что это мнение довольно распространенное. Обычай воскурять фимиам перешел к нам из ветхозаветной традиции: «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас» ( Исх. 30, 34–36 ). Прихожанка. Вот видите, здесь говорится о ладане как святыне! Пресвитер. А святыней он становится от чего? От перечисленных благовонных веществ или своего использования? Прихожанка. От перемешанных благовоний вряд ли он станет святым… Пресвитер. Я тоже так считаю. Впрочем, и использование ладана в богослужении не делает его церковной святыней как таковой. Святыней он становится как знак богослужения и символ молитвы святых ( Откр. 5, 8 ). Могу предположить, что как символ молитвы ладан может быть неприятен нечистому миру, но именно как символ, а не как особое «бесогонное» средство. Не каждение само по себе отгоняет бесов. Их страшит молитва. Прихожанка. А если в ладанку положить не ладан, а земельку со святых мест или с могилы какого-нибудь святого? Пресвитер. Опять же, с какой целью? Вам наверняка известны народные представления о целебной силе «родимой землицы». В народном представлении «вся та земля, куда схоронены кровные и близкие, называется родительскою и считается священною: она могущественна до такой степени, что горсточка ее, взятая с семи могил, укрывающих заведомо добродетельных людей, спасает всех родичей, оставшихся в живых, от всяких бед и напастей» 331 . Издревле на Руси был известен крестьянский обычай перед отправлением в дальний путь, и особенно, при переселении, брать с собой горсть родной земли. Землю эту хранили в ладанке, нося ее на груди, рядом с крестом. При этом верили, что таким способом можно избавиться от тоски по родине или защититься от болезней. В случае смерти в чужих краях, родную землю клали в могилу. После революции 1917 года этой традиции придерживались русские эмигранты, вывозя с собой на чужбину русскую землю для того, чтобы быть похороненным вместе с ней 332 . Все это может и выглядит романтично, но по сути своей все тоже грубое суеверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

(13.1) Как-то вышли мы из Рима в место, называемое Равенна 326 , и пригласил нас во дворец Григорий 327 , сын Боэтия 328 ; ибо он был там принцепсом и был нам другом с самого начала. И был там некий диакон византиец, поставленный служить в тамошней церкви. (13.2) Нам рассказывал он и говорил: «Во времена Ираклия царя я был схвачен и отведен в плен и много времени провел у них. (13.3) И в конце концов я бежал с прочими товарищами, которые были вместе со мной схвачены и уведены; и ночами мы шли по Фракийской пустыне много дней, но днем не ходили из боязни. (13.4) И ничего совсем не осталось у нас из еды, так что были мы на грани смерти 329 . И был день тот утро дня Господня 330 ; и горевали мы сильно, не только из-за еды, но и о том, что переходим от временного без приобщения Таин Божиих. (13.5) Начали те со мной просить меня, заклиная и принуждая, и говорили мне: «Не оставь нас умереть без приобщения; если же [сделаешь это], ты дашь ответ Господу за нас в страшный день Судный». (13.6) Я же ответил им и сказал: «Зачем так неразумно умоляете и принуждаете меня? Первое то, что я не пресвитер, и второе – у меня нет хлеба. И как мне возможно причастить вас?» (13.7) И поднялся один из них, и перетряс все наши карманы, и нашел малую долю хлеба; и когда увидели они его, поднялись все, и протянули мне, и сказали: «Возьми это и как хочешь сделай нам жертву». Я же спорил ними и говорил: «Не разрешается так делать». Они же принялись понуждать меня со многим плачем. (13.8) Тогда положился я на милосердие Божие и веру их, и поднялся, и нашел в месте том, по промыслу Божию, камень большой и голый. И дерзнул, и взял долю , и положил на него. И пал на землю, преклонив колени со своими товарищами, и долгое время плакал. И встал, и сотворил молитву диакона, и сказали мы, как в литургии говорят – и «Верую», и «Отче наш», и были очи наши устремлены в небо. И сказали: и как дальше следует. (13.9) И сделалась доля хлебом большим и святым 331 . И когда увидели мы это, прославили Бога и возблагодарили за таковое чудо. И приобщились от него, и укрепились; согласно слову, И более чем прежде укрепились. И вкушали от него двадцать дней, доколе не пришли в селение» 332 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По праву старшинства наследие трона принадлежало Адонии, сыну Аггифы. Но Соломон был любимое дитя Давида в дни его старости: он поручил его покровительству своего обличителя, пророка Нафана 332 , а Вирсавии обещал сделать его своим преемником. Человек Божий является к Вирсавии и извещает ее, что важная опасность угрожает жизни ее сына и ее собственной. В эту минуту пир соединил всех сторонников Адонии, и они провозглашали его царем. По совету Нафана, царица пришла в комнату Давида. С царем была молодая и прекрасная девица, Ависага, Сунамитянка. Она распространяла на старость царя прелесть своей девственной красоты, и Давид относился к ней, как к своей дочери. Вирсавия, поклонившись пред царским величием, упала Давиду в ноги. «Что ты?» спросил ее супруг. «Государь мой!» отвечала она, «ты клялся рабе своей Господом, Богом твоим: после меня царем будет сын твой, Соломон, и он сядет на престоле моем. Но вот теперь воцарился Адония; а ты государь мой, царь, и не знаешь. Он заколол множество быков, и откормленного скота, и овец, и позвал всех сыновей царевых, и Авиафара священника, и Иоава военачальника, а Соломона, раба твоего, не позвал» 333 . Народ, прибавляла Вирсавия, ждет, что царь сам назовет его будущего государя… Ужели же Соломон и его мать будут предоставлены мщению принца, которого правами Давид хотел пожертвовать в их пользу? Вирсавия затронула и честь царя, и нежность супруга, и любовь отца. Она еще говорила, послышался голос. «Вот, Нафан, пророк!» 334 извещают. Царица удалилась. Человек Божий подтвердил Давиду все, что говорила Вирсавия. «Да живет царь Адония!» 335 кричали гости Адонии. Этот крик нашел эхо в сердце мужа Вирсавии. «Позовите ко мне Вирсавию!» сказал царь. Царица, возвратившись к своему супругу, становится перед ним и ждет. Давид начинает говорить. «Жив Господь, Который избавляет душу мою от всякого бедствия! Как я клялся тебе Господом, Богом Израилевым, говоря: царем после меня будет сын твой, Соломон, и будет сидеть на престоле моем вместо меня, так и сделаю сегодня».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Поэтому Спаситель дальше говорит: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое 331 . Конечно, речь идет не о том, чтобы никто не заметил, что мы постимся. Некоторые древние подвижники так жестоко постились, что не заметить их телесного состояния было невозможно. Как можно было не увидеть, что люди постятся, если они, как говорит Иоанн Кассиан Римлянин , от слабости едва-едва открывали веки? Если они не могли на службе стоять и поэтому садились? Если они ходили как трость, колеблемая ветром? Но в то же время они, по возможности, скрывали тяжесть своего подвига, подвизались не ради человеческой славы, а ради того, чтобы спасти свою душу, получить прощение грехов. И не нужно понимать слова: Помажь голову твою и умой лице твое, – буквально, а то некоторые начнут во время поста употреблять духи, якобы исполняя заповедь Евангелия. Это образное выражение, призывающее нас совершать свой подвиг с радостью. Чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно 332 . Обратите внимание на выражение: Пред Отцем твоим, Который втайне. Мы постимся перед Богом и для Бога, а не перед людьми. И подражаем в этом Небесному Богу Отцу, Который скрывает Свои дела и как бы тайно совершает управление миром и промышляет о спасении человеческого рода. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше 333 . Эти слова можно отнести как к последующему поучению – о том, чтобы не заботиться о земном, так и к предыдущему – о тщеславии. Тщеславие – это также сокровище, собираемое на земле. Где наша слава, там и наше сердце. Если человек ищет славы от Бога, то не помышляет ни о чем земном, а думает только о Боге, только о будущей жизни. Он имеет сердце свое на небесах. Тот же, кто ищет человеческого одобрения, готов ради него пойти на все, даже на грех. Когда люди его за какое-то дело одобряют, то он делает это дело с вдохновением, а если не одобряют, то он огорчается и работа теряет для него всякий смысл. Ему все становится неинтересным.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

IV ч. 332 стр. по изд. 1900 г.). «Прежде, нежели они низринуты (с неба), говорит Немезий, и им, как людям при жизни, предоставлена была возможность прощения. А так как они не воспользовались ею, то справедливо подверглись вечному и непреложному осуждению» (Nemes. De hom. opific. c. 1). 298 Эту мысль высказывали многие из древних, напр. Иустин (Разг. с Триф. 141), – Ириней (Пр. ересей 1, 10), – Василий В. (На Ис.14 гл.), – Кирилл иер. (Огл. поуч. IV, 1), – Иероним (Прот. Руфииа, II, 6–7; Пис. 124, к Авиту), – Августин, (О град. Бож. XV, 27; XXI, 17), – Дамаскин (Точн. изл. в. II, 4). А в житии св. Антония В. эта мысль подтверждается рассказом о том, как однажды пришел к нему диавол в образе человека и просил его помолиться об нем Богу. Великий подвижник помолился, и Бог открыл ему, что диавол должен стоять на одном месте три года, и днем и ночью молить Бога о прощении своей злобы и о даровании ему прежней славы. Когда Антоний сказал это диаволу, то последний ответил ему: «если бы я захотел помолиться Богу, то давно бы раскаялся» (Чет. Мин. под 17 Янв.). 300 В откровении ап. Иоанна это событие изображается так: произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:7–9 ). Что это событие относится к прошедшему, ясно из сопоставления этого описания со словами Спасителя ( Лк.10:18 ) и указанием ап. Иуды (6 ст.). 302 Соответственно этому в описании искушений И. Христа от диавола говорится, что диавол, показав И. Христу все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее ( Лк.4:5–6 ). 303 Древние отцы и учителя церкви подробно выясняли библейское воззрение на язычество, т. е. как на происшедшее под влиянием демонов и в его целом как на область действий и господства сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Впрочем, в словах, которые пророку Самуилу заповедал Господь сказать Вифлеемлянам не было ни фальши, ни лицемерия; ибо Самуил в самом деле совершил в Вифлееме жертвоприношение – по наставлению Господню, – хотя это была и придаточная цель его путешествия в сей город. Скрывать что-нибудь, по разным благоразумным соображениям и целям, еще не значит лукавить 329 . Ст. 4. …Когда пришел он (Самуил) в Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему и сказали: мирен ли приход твой?.. Появление великого пророка Божия, и бывшего судии Израильского в незначительном городке Иудейском, весьма естественно могло взволновать жителей и расположить их к ожиданию каких-нибудь важных событий. Ст. 5. … И освятил (Самуил) Иессея и сыновей его, и пригласил их к жертве… На вопрос, как и чем освятил Самуил Иессея и сыновей его, должно припомнить, что по закону, они должны были перед жертвоприношением вымыть одежды свои и не прикасаться к женам 330 . Ст. 6. …И, когда они (сыновья Иессея) пришли, он (Самуил), увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его!... Елиав привлек на себя взоры пророка стройным станом и высоким ростом своим 331 . Самуил припомнил, вероятно, величественную фигуру Саула, первого избранника Божия, и по аналогии предположил, что с подобной внешностью будет и новый избранник Божий. Самуил судил здесь, как человек. «Знать все – свойственно Богу, – замечает по сему случаю блаж. Феодорит, – пророку же достаточно знать, что открывает ему Бог». С другой стороны, неведение пророка открывало Божие определение. Если бы пророк прямо обратился к Давиду, то могли бы подозревать, что сделал это по какому-либо предупреждению. Поскольку же приступил к первому, и ко второму, и к третьему, до ссдьмого, то познали, что отвергнувший первых и избравший последнего – есть Бог 332 . Ст. 13. …И взял Самуил рог с елеем и помазал его (Давида) среди братьев его... О самом сосуде помазания можно приметить, что в древности в рогах содержали и перевозили разные жидкости. Даже сосуды для питья делали нередко из рогов, или натуральных, или металлических.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Некоторые впрочем понимали это древо только в смысле духовном, напр. Григорий Б., – в сл. на Богоявление – III ч. 200–201 стр. по изд. 1889 г., – Дамаскин. Точн. изл. в. II, 11, хотя самого рая и не представляли исключительно духовным. 328 Сын Сирахов в таких выразительных чертах изображает попечение Божие о первозданном человеке: Бог исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло. От положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание и дам им в наследство закон жизни; вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои. Величие славы видели глаза их, и славу голоса Его слышало ухо их (17:6–11). 331 Филарета митр. Моск. Слова и речи изд. 1848 г. I, 182. См. Городкова. Догм. Бог. по сочин. м. Филарета 104–105 стр. О том же апологетическое рассуждение см. у Эбрарда. Апологетика I т. §§ 132–133. 332 См. Теодоровича. Уч. Тридент. собора о первор. грехе и оправдании в связи с православным и протестантским учением о том же предмете. 1886 г. 4–18 стр. – Ястребова М. проф. Уч. лютеранских символов о первор. грехе. Киев. 1877 г. 1 и 3 гл. – Беляева Н. Я. проф. Полупелаг. принцип в рим. католичестве (Пр. соб. 1871 г. I т). 333 Символическое протестантство не полагает различая между образом и подобием Божиим в человеке. По их мнению, подобие Божие – тот же образ Божий, только взятый в его высшем обнаружении, – это imago simillima, или, что то же, justitia originalis (См. у Ястребова. Уч. лютер. симв. о первор. грехе. 103 стр.). Новейшее протестантское даже ортодоксальное богословие не следует строго символическим книгам в учении о первобытном состоянии человека (напр. известный Мартенсен). 335 Подробный разбор этого довода см. у В. Д. Кудрявцева в ст. Безусловный прогресс и истинное усовершенствование рода человеческого. Собр. соч. III т. 2 вып. 336 Вот что именно говорит Катрфаж: «ни опыт, ни наблюдение не дают нам ни малейших фактов относительно первого начала человеческого рода. Строгая наука должна поэтому оставить неприкосновенною эту проблему. Меньше удаляется от истины тот, кто признает в данном случай свое невежество, чем тот, кто не сознает его и старается навязать его другим» (Antropologie, 1876. р. 251. См. Рождественского, Апологетика II т. 294 стр.). Опровержение материалистического мнения о первобытном состоянии человека на основании данных самого естествознания см. в кн. проф. Глаголева. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010