Часть VII. ГОДИЧНЫЙ КРУГ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ Глава 1. О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ ЕВАНГЕЛИЯ Чтения Евангелия начинаются с литургии Святой Пасхи, иначе говоря днем Пасхи открывается церковный пасхальный год (или круг) чтений Священного Писания. Расписание этих чтений помещено в конце богослужебного Евангелия, в указателе, носящем название «Сказание, еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета» (печатается также в обиходных изданиях Евангелия и в изданиях Нового Завета). Чтения, или зачала, даны в указателе для 50 седмиц, которые можно расположить по следующим группам или отделам: I. Триодь цветная – период от Святой Пасхи до Святой Пятидесятницы – 7 седмиц. II. Период от Пятидесятницы до Недели (воскресенья) по Просвещении (Богоявлении) – 33 седмицы. Седмицы, в свою очередь, делятся на седмицы Матфеевы – евангелиста Матфея (17) и седмицы Лукины – евангелиста Луки (16). III. Триодь постная: 10 седмиц (3 седмицы приготовительных к Великому посту и 7 седмиц Великого поста со Страстной седмицей). Первым светилом над церковной твердью восходит евангелист Иоанн, уже в пасхальную литургию озаряющий нас первыми словами своего благовествования: «В начале бе Слово». Евангелие от Иоанна читается семь седмиц Пятидесятницы, за исключением трех дней: вторника Пасхи, Недели жен-мироносиц и четверга – Вознесения Господня, когда читаются зачала из других Евангелий. Чтение Евангелия от Иоанна заканчивается на литургии Пятидесятницы (Троицы). В День Святого Духа восходит светило евангелиста Матфея и единовластно господствует 11 седмиц. В следующие шесть седмиц (12–17) своим благовествованием оглашает будничные (седмичные) дни (понедельник, вторник, среда, четверток, пяток) евангелист Марк, оставляя евангелисту Матфею все субботы и Недели (воскресенья). Эти 17 седмиц в Уставе называются Матфеевыми. За евангелистом Матфеем 18 седмиц благовествует евангелист Лука: сначала в течение 12 полных седмиц один, затем с евангелистом Марком, который занимает будничные дни, оставляя евангелисту Луке все субботы и Недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Слово на праздник Св. Пятидесятницы. О благодати Святого Духа, как цели нашей христианской жизни 18 В сей великий день св. Пятидесятницы, когда Церковь празднует сошествие Святого Духа на Апостолов, мне хотелось бы указать вам, возлюбленные о Христе братия и сестры, на следующие слова св. Симеона Нового Богослова : «Цель всех по Богу живущих, говорит он, состоит в том, чтобы благоугодить Христу Богу нашему... чрез приятие Святого Духа и таким образом устроить свое спасение, ибо в этом состоит спасение всякой души. Если этого нет у нас в цели и действии, то тщетен всякий другой труд и суетно всякое другое делание наше» 19 . Эти слова великого отца Церкви побуждают нас не только сознать все значение ныне празднуемого события для нашего спасения, но и стремиться к благодати Святого Духа, как к самому драгоценному для нас сокровищу, как к цели всей нашей жизни. Если этой цели у нас нет, то какие бы добрые дела мы ни совершали, мы не спасемся. И как может быть иначе? Ведь ради дарования благодати Святого Духа Господь пострадал и умер на кресте: Уне есть вам, говорит Он, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам ( Ин. 16:7 ). Ведь эта благодать Святого Духа есть, по учению преп. Антония Великого , тот бисер, о котором говорил Господь, или то сокровище, ради которого мы должны пожертвовать всем, чтобы его приобрести. Эта благодать Святого Духа, по учению св. Макария Великого , и есть Царство Божие, которое обнаруживается в душе христианина своими дивными проявлениями: правды, мира и радости ( Рим. 14:17 ). К сей благодати, как к Царству Божиему, Господь и велит нам прежде всего стремиться, когда говорит: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Мф. 6:33 ; Лк. 12:31 ). Итак, памятуя все великое значение для нас благодати Святого Духа, сошедшей некогда на Апостолов, а затем даруемой каждому из нас в таинствах крещения и миропомазания, поставим для себя целью всей нашей жизни приятие Святого Духа, как об этом учит св. Симеон Новый Богослов .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 21-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 21-я по Пятидесятнице Понедельник Лк, 59 зач., 11, 29—33 Когда же народ стал сходиться во множестве, Христос начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. Когда народ сходится во множестве, Господь дает ответ тем, кто требует от Него знамения, удостоверяющего Его небесное посланничество. Как часто в Священном Писании в устах Господа слова «род сей» — суровое обличение неверия. Бог отказывается дать знамение этому роду лукавому, кроме знамения Ионы пророка. В отличие от Евангелия от Матфея знамение Ионы здесь не связано с его пребыванием во чреве морского чудовища, и потому — с Воскресением Сына Божия в утро Пасхи. Это знамение — призыв к покаянию, обращенный Ионой к ниневитянам — одному из самых жестоких языческих народов древности. Проповедь Ионы была услышана: царь и народ, сидя во вретище и пепле, отозвались на нее покаянным постом, в котором приняли участие даже животные. Подобным образом роду сему не будет дано иного знамения, кроме Сына Человеческого и Его проповеди. Есть одно только знамение — призыв к покаянию. Но не будем торопиться с выводами, будто Бог скуп на знамения. Притча о богаче и Лазаре ясно показывает, что кто не кается, слушая слово Божие, тот не покается, когда кто из мертвых воскреснет. Господь знает, что Его проповедь среди иудеев не будет столь же действенной, как проповедь Ионы среди ниневитян. «Покайтесь — говорит Христос, — ибо приблизилось Царство Небесное». Его призыв к покаянию и чудо Крестной смерти и Воскресения — одно и то же знамение, прообразуемое Ионой пророком. И те, кто отвергает это знамение, пусть не ищет больше ничего, кроме собственной погибели. Ибо «Сын Человеческий и есть знамение для рода сего».

http://moral.ru/седмица-24-я-по-пятидеся...

Православие.Ru Поместные Церкви 14 апр Православный Календарь English Српска Архив RSS Карта сайта Православие.Ru Встреча с Православием Православие.Ru Встреча с Православием Авторы сайта А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Последние поступления [Встреча с Православием/Проповеди] Христианский Новый Год Иеромонах Игнатий (Шестаков) Что такое для христианина Новый год? О чем Господь призывает нас задуматься? [Встреча с Православием/Богослужение] Божественная литургия в Сретенском монастыре в день празднования Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого 1/14 января 2016 г. Четверг 33-й седмицы по Пятидесятнице. Обрезание Господне. Сретенский монастырь. Божественная литургия Василия Великого. Хор Сретенского монастыря. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Православие.Ru " 2015: лучшее Мы подготовили подборку лучших материалов портала Православие.Ru за минувший 2015 год. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Гордость и гордыня: смысловая ловушка (+ВИДЕО) Игумен Нектарий (Морозов) О том, почему греховно гордиться даже своей страной, как связаны заниженная самооценка и гордыня и чему не учат психологи. [Встреча с Православием/Подвижники благочестия] О жизни протоиерея Думитру Станилоаэ Дмитрий Трибушный «Патриарх богословия» и исповедник, в застенках сохранивший Любовь… Его труды – о святителе Григории Паламе, перевод 12 томов «Добротолюбия» на румынский – способствовали возрождению духовной жизни в стране. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Сибирские воины О тех, кто воевал с верой в Бога и молитвой Ольга Иженякова Они прошли горнило Великой Отечественной – и выжили. Разные люди, разный военный опыт – но в их судьбе чувствуется охранительная десница Божия. [Встреча с Православием/Богослужение] Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне дня празднования Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого 31 декабря 2015 г./13 января 2016 г. Среда 33-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/put/page336_1078.h...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " На пересечении дорог 30.01.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 26-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 35 по Пятидесятнице «Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» — спрашивает Господа некто из начальствующих, горя духом, готовый заплатить за Царство неземное любую цену. И Господь назначает цену: раздай все, что имеешь, нуждающимся и будешь иметь сокровище на небесах. Но надо сделать это свободно и сознательно, пока не пришла смерть, и не настал срок платежей, когда мы должны будем отдать все, что имеем, хотим мы этого или не хотим. Чтобы не получилось с нами, как с другим известным нам евангельским богачом, который размечтался о своем благополучии на земле, в то время когда смерть уже входила в его дом, чтобы насильно отнять у него все. «Вот, мы восходим в Иерусалим, — говорит Господь Своим ученикам после беседы с внезапно опечалившимся из-за невозможности расстаться с земным богатством человеком, — и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет» (Лк. 18, 31—33). Страшно впереди, и вся наша жизнь есть восхождение к Иерусалиму, к смерти. Когда Крест и смерть Господа приближались, ученики испытывали ужас и потрясение. Они просто не могли вместить того, что Он говорит. Они видели в Нем Царя-Победителя, сокрушающего всех врагов и утверждающего Свою власть в Иерусалиме. То, что с нами произойдет, издалека видно, за много дней, и если повернуть назад, кажется можно всего избежать. Посмотрите: этот богатый человек стоит на перекрестке. Он как будто готов был идти вон по той дороге, да он уже шел по ней, но случай один помешал. Однако для христианина не существует случая — существует таинственный князь мира сего, скрытая власть которого над душой этого человека обнаружилась, когда он подошел ко Христу. Корень всех зол, сребролюбие, дает страшные, не всегда сразу различимые побеги. И каждая душа человеческая, и вся история человечества исполнены пронзительной печали об этом.

http://moral.ru/crossroad/

Седмица 3-я по Пятидесятнице Воскресенье. О Царствии Небесном и царстве земном Неделя 2-я, Всех святых, в земле Российской просиявших. Мф.4:18–23 Рим.2:10–16 В прошлое воскресенье мы со всею Церковью праздновали память всех святых, от века угодивших Богу. А ныне – особо – творим память святых, в земле Российской просиявших. «Слава и честь и мир всякому, делающему доброе»! Но, как истинная любовь ко всему человечеству начинается с любви к родным, так и истинное почитание всех святых невозможно без почитания, в первую очередь, тех, следы чьей жизни остались рядом с нами, на нашей земле. Мы можем посещать места их подвигов, которые доселе посещает их дух. Мы можем молиться у их мощей, прославленных многими чудесами. Мы благоговейно созерцаем предметы, когда-то освященные их прикосновением, и берем целебную воду из источников, возникших по их молитвам. Можно бы назвать не один город на месте бедной кельи, когда-то построенной одиноким отшельником. Преподобный уходил в пустынные леса работать Единому Богу, а мир смиренно тянулся за ним; люди селились вокруг его жилища, чтобы пользоваться духовным руководством. И постепенно возникал белокаменный монастырь, а потом и целый город. Смиренные иноки мечтали о уединенных подвигах и молитвах, но по послушанию становились епископами, митрополитами, патриархами. Они собирали народ вокруг Христа, и в трудные годы испытаний христианские воины знали, что они защищают не столько временное земное царство, сколько – спасительную православную веру, без которой невозможно наследовать и Царство Небесное. Так, наши святые старались угодить Богу, по заповеди, а Бог давал им послужить и всему народу. Они хотели трудиться лишь для Царства Небесного, а Господь через них оказывал блага и царству земному. Здесь действовал вечный закон Христов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Все это наши земляки, такие же люди, как и мы. Все они сначала занимались такими же земными делами, какими и мы занимаемся. Откуда же взялось в них то, за что мы их славим, и чему удивляемся?.. А просто каждый из них когда-то встретился с Господом, и Господь просто позвал его, как позвал первых Апостолов. «Идите за Мною» – «И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним». Понедельник. О первом приближении Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf 11. 8 неделя по Пятидесятнице. О насыщении пяти тысяч человек. О духовном общении с Господом (Мф. 14:13–22) «И ели все и насытились» ( Мф. 14:20 ). В сегодняшнем Евангельском чтении, благочестивые слушатели, святая Церковь предлагает нашему назиданию повествование о чуде насыщения Спасителем пяти тысяч человек. Много разных чудес совершил Господь наш Иисус Христос во время Своего общественного служения. Тут были и чудеса по исцелению отдельных людей от их болезней. Были и чудеса по исцелению многих недужных из среды окружающего Христа народа ( Мф. 4:24 ; Мф. 14:14 ). Наконец, были и чудеса, захватывающие весь бывший с Христом народ. Такими чудесами были, например, два насыщения Христом народа в количестве пяти тысяч человек ( Мф. 14:13–23 ) и четырёх тысяч ( Мф. 15:32–39 ). Повествование о первом из этих чудес мы и слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Вспомним кратко историю этого чуда ( Мф. 14:13–23 ). Однажды Спаситель был один в пустынном месте и по обыкновению молился. Народ, узнав, где Он, устремился к Нему, желая послушать Слово Божие и получить исцеление недужным. Христос сжалился над народом, исцелил больных ( Мф. 14:14 ). На исходе дня апостолы стали просить Христа отпустить народ в селение, чтобы купить себе пищи. Христос восхотел Сам напитать их и повелел народу возлечь на траву. Взяв у апостолов пять хлебов и две рыбы, Он воззрел на небо, благословил снедь, преломил, дал ученикам, а те – народу. Все ели и насытились. Таковых оказалось около пяти тысяч мужчин, кроме женщин и детей. Остатки собрали в двенадцать полных коробов. После этого Христос понудил учеников переправиться в лодке на другую сторону озера, а Сам, отпустив народ, взошёл на гору помолиться ( Мф. 14:15–23 ). Такова краткая история чуда. Вникнем, братия и сестры, во внутренний смысл этого чуда для своего назидания. Евангелист Марк, повествуя об этом чуде, указывает, что Христос, увидев народ, сначала начал учить его много ( Мк. 6:34 ). Всякий раз, когда народ слушал Спасителя, он умилялся сердцем, хотя быть может и не всегда всё понимал из Его учения. И на этот раз, перед чудом насыщения, народ молча, с сердечным увлечением, внимал учению о Царстве Божием ( Лк. 9:11 ), не чувствуя ни усталости, ни голода, ни потребности возвратиться к домашним очагам. Апостолы и Сам Спаситель ( Ин. 6:5–6 ) позаботились о нуждах народа. Духовно питая окружающих Его людей, Христос возымел намерение напитать их и телесно, чтобы каждый из народа воочию убедился, что Отец Небесный может и телесно питать тех, кто алчет больше всего пищи духовной, нетленной ( Ин. 6:27 ), кто ищет, прежде всего Царство Божие ( Мф. 6:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Глава 13 Зач. 58. Беседа Иисуса Христа с учениками о разрушении Иерусалима, втором Его пришествии и кончине мира. Читается в пяток 33-й недели по Пятидесятнице. Эта беседа Господа передается у еванг. Марка более в сокращенном виде, чем у св. Матфея ( Мф.24 ), но с некоторыми, немногими дополнительными частными чертами. Учение о кончине мира и втором пришествии Христовом для всемирного суда было последним учением Господа Спасителя, окончанием дела просвещения людей: что нужно было возвестить людям для спасения, Он уже возвестил, оставалось теперь Ему, для примирения грешных людей с правосудием Божиим, принести Себя в жертву на кресте. И это скоро совершилось. Мк.13:1 . И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! По еванг. Матфею, Иисус Христос после обличительной Своей речи на фарисеев и вообще на весь еврейский народ, сказал, что храм, святилище их, в наказание за неверие в Него, – Мессию, будет оставлен Богом и запустеет ( Мф.23:38 ). Услышав такое печальное предсказание относительно храма, ученики Его, проходя горой Елеонской, откуда очень хорошо был виден храм со всеми при нем зданиями: притворами, дворами и пр., указали Ему на красоту храма, недоумевая, как может быть оставлена в запустении такая святыня, такая красота и такая драгоценность. Им казалось, что это будет оскорблением Самого Бога и погибелью иудейской веры и народа. У евангелиста Матфея говорится, что вообще ученики указали Господу на красоту зданий храма, Марк же говорит, что сначала один из них указал Ему на здание храма, а потом, когда Господь изрек пророчество о разрушении храма, четверо из Апостолов Петр, Иаков, Иоанн и Андрей спросили Его о времени сего разрушения и тем вызвали Его на целую беседу о разрушении храма и Иерусалима и кончине мира. Но в этом нет противоречия, а только один из евангелистов определенно рассказывает о том, о чем другой упоминает только в общих чертах. Учитель, посмотри (виждь), какие камни и какие здания! Какие камни. Камни, из которых были построены здания храма, действительно были замечательны. По свидетельству еврейского историка Флавия, они были громадные: около 25 локтей в длину, 12 в ширину и в 8 в толщину. (Локоть мера в 11,5 вершков). Казалось, что такой постройке и веку не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Скачать epub pdf 17. 13 неделя по Пятидесятнице. О злых, недобросовестных виноградарях (Мф. 21:33–42) «Царство Божие дано народу, приносящему плоды его». Однажды, братия и сестры, Иисус Христос рассказал искушавшим его книжникам и фарисеям следующую притчу о двух сыновьях виноградаря. Отец предложил сыновьям поработать в винограднике. Один сын ответил: не хочу, но после, раскаявшись, пошёл и стал работать. Другой сказал: иду, но, однако, не пошёл, обманув отца и не выполнив свою долю работы в винограднике. Закончив эту притчу, Христос спросил слушателей, – который из двух сыновей выполнил волю отца? Они правильно ответили: первый. Кого же в притче этой следует разуметь под сыновьями, отцом их и виноградником? Христос разъяснил: под первым, раскаявшимся сыном, следует разуметь покаявшихся блудниц и мытарей, под вторым – нераскаявшихся книжников и фарисеев, под отцом их – Отца Небесного, а под виноградником – Царство Божие. Истинно говорю вам, сказал Христос книжникам и фарисеям, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царство Божие ( Мф. 21:31 ). Ибо пришёл к вам Иоанн Креститель, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему и устремились к нему. Чтобы сильнее обличить неправоту книжников и фарисеев, их злостное противление воле Божией, Христос рассказал вслед за первой вторую притчу – о злых виноградарях, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. И здесь речь идёт о домовитом хозяине-виноградаре. Его хозяйство в полном порядке: виноградник посажен, обнесён оградой, сделано точило, построена башня для охраны. Но вот у хозяина явилась нужда отлучиться на долгое время. Чтобы не пострадало хозяйство, он передаёт его на время отъезда. По закону Моисея на пять лет ( Лев. 19:25 ) виноградарям с условием, чтобы они по снятию плодов (урожая) передавали ему через слуг его определённую часть этих плодов. Когда пришло время получить свою долю от собранного урожая, хозяин послал своих слуг к виноградарям, но они схватили их и часть побили камнями, другую часть убили. Так же они поступили и с другими слугами, посланными хозяином.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf 17. Неделя святых отец Седьмое воскресенье по Пасхе – за неделю до Троицына дня Деян. ХХ, 16–18, 28–36 16. Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. 17. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 18. и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами. 28. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. 29. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30. и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. 31. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. 32. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. 33. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: 34. сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. 35. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». 36. Сказав это, он преклонил колена свои и со всеми ими помолился. В последний год своего свободного проповедования о Христе, пред праздником Пятидесятницы, св. апостол Павел был вдалеке от Иерусалима. А праздник этот, особенно в Иерусалиме, праздновался христианами с первых времен с особенным благоговением; в Иерусалим, где было сошествие Св. Духа на апостолов, к этому дню христиане-богомольцы собирались из дальних стран. И апостол Павел всячески поспешал на этот праздник и именно в этом году желал быть в Иерусалиме, особенно потому, что от Господа ему было открыто и суждено здесь в последний раз возвещать славу Божию и веру во Христа, и что после праздника Пасхи его ожидают скорби, узы, цепи, в которых его отведут с Востока на Запад. Поэтому же он знал также, что теперь по пути в Иерусалим он идет среди христианских азийских жилищ и Церквей уже в последний раз. А для его отеческого, любящего сердца тяжело было не видеться со своими духовными детьми, им обращенными ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010