2:13). В третьей главе книги Михея богатые землевладельцы, вгоняющие бедняков в долговое рабство, изображаются прямо-таки людоедами. Вот какая звучит в их адрес инвектива: «Вы ненавидите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их плоть с костей их, едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть – как бы в котёл» ( Мих. 3:2–3). Обвиняя власти и элиту израильского общества, пророк использует шокирующую и брутальную метафору. Те, у кого в руках сила и власть, ведут себя по отношению к обедневшим согражданам как живодёры и людоеды! Собственный народ для них — что скотина для забоя и поедания. Исайя применяет эту же самую метафору для изображения алчных иноземных захватчиков, которые «полным ртом пожирают Израиля» (Ис. 9:11–12. Ср. Иер. 10:25, Ос. 7:9). В том, что так ведут себя чужеземцы, нет ничего необычного, но когда так действуют «свои» — родная, так сказать, власть — это не может не вызывать оторопи. Детализирующий метафору людоедства пассаж 3:2b-3 призван подвигнуть читателей на гнев и внушить отвращение к ненавистным правителям, к их вопиющим злодействам. Озверевшие от жадности и злобы начальники, отбирающие у беззащитных соотечественников дома и земельные участки (2:2,9), ничем не лучше для собственного народа, чем дикие агрессоры-идолопоклонники. А вина их несравненно больше, чем у завоевателей, ведь они прекрасно знают законы, защищающие бедных и обездоленных членов общества. Знают они и о собственных обязанностях по защите прав малоимущих. Однако, беззаветно любя зло (3:2а), правители народа самоуверенно и цинично попирают все законы и ведут себя как людоеды, у которых законов нет . С тех, у кого нет законов, спросу всегда меньше, чем с тех, у кого они есть и для кого они что дышло — куда повернёшь, туда и вышло. Ср. Ис. 1:23, Иер. 2:34, Иез. 22:29, 34:10, Ам. 2:6, Соф. 3:3, Пс. 14/13:4. Наказание для них неотвратимо, и об этом наказании пророк возвещает им: «Будут они взывать к Господу, но Он не услышит их и сокроет лицо Своё от них» (Мих 3:4).

http://bogoslov.ru/article/6174492

С виду правители — приличные люди и вовсе не безбожники. В трудных обстоятельствах они готовы молиться, взывать ( можно переводить и кричать ) к Господу (ср. Мих. 3:11). Но когда постигнет их беда, напрасны будут их молебны — Он не ответит им , не изменит их злосчастной судьбы, не спасёт их (ср. Иер. 15:1–2). Ср. Ис. 1:15: «Когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови». Причина, по которой Бог не желает слушать мольбы злодеев — их нераскаянность: они не меняют своего отношения к бедным, не хотят, как говорит Исайя, очиститься и перестать делать зло, не хотят научиться делать добро, то есть стремиться к правосудию (), спасать угнетённого, защищать сироту, вступаться за вдову (Ис. 1:16–17). Если б они отвратились от злых своих дел и прекратили угнетать и порабощать впавших к ним в долговую кабалу соплеменников, изменилось бы и отношение Всевышнего к ним: если бы они простили долги беднякам, Господь простил бы и их долги, ведь Он любит миловать (7:18). В противном случае правителей ждёт возмездие: как они не щадили ближних (3:2b-3), так и им не будет пощады — придут враги и будут их «пожирать полным ртом» (Ис. 9:12). Патологическая коррумпированность правящего класса ведёт к тотальному закабалению малоимущих. Исайя обличает Иерусалим: «Князья твои — законопреступники ( — «упрямые») и сообщники воров; все они любят взятки и гоняются за мздой; не защищают в суде ( ) сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис. 1:23). Так в Иерусалиме. Но правящий класс коррумпирован насквозь не только в столице, но и в провинции. У провинциала Михея мы читаем: «Начальники требуют подарков и судьи судят за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Мих. 7:3). Религиозность таких правителей лицемерна (Ис. 1:11–15) и не позволяет им рассчитывать на благосклонность YHWH: «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи мои» (Ис. 1:15). Когда Господь скрывает () Своё лицо от тех, кто Ему молится? Когда не желает прощать им: Ис. 59:2. Ср. Втор. 31:17–18; 32:20. Злые правители будут отставлены от управления, у них будут отобраны все земли и дома, а самих их погонят в плен. Тогда они будут не просто молиться, они будут кричать ко Господу ( ) о помощи — и не будут услышаны. Не обращали внимания на вопли угнетённых — не обратит Господь внимания и на ваши вопли. Ср. Ос. 5:6, Ам. 8:11–12.

http://bogoslov.ru/article/6174492

…в тот день. – это специфическое выражение часто используется пророками для обозначения особого божественного вмешательства в историю (ср. Ис 2:20;3:18; 4:1; 10:20; Иер 39:16-17 и др.). У Захарии  «тот день» становится абсолютно синонимичным эсхатологическому «дню Господню» (Зах 14:1 ® 14:6,13,21) – более редкому выражению, хронологически впервые появляющемуся у Амоса (Ам 5:18) и, в отличие от выражения «тот день», всегда имеющему эсхатологическое значение (ср. Иоил 1:15; 2:1,31. Соф 1:14) . В Ос 1:5 тот день, в 1:11 названный днем Изрееля, не имеет далекой эсхатологической перспективы и указывает на какое-то современное пророку событие – видимо, на завоевания Галилеи Тиглатпаласаром III в ходе экспедиции 734-732 гг. …сокрушу лук Израилев в долине Изреель. Лук здесь – образ войны. Сломанный Богом лук означает прекращение войны и наступление мира: «Придите и видите дела Господа, какие произвел Он опустошения на земле, прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем» (Пс 45:9-10); в том числе окончательного, эсхатологического мира: «Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук, и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах 9:10). Но у Осии образ переломленного лука означает, в отличие от приведенных текстов, не военное поражение врагов, а поражение самого Израиля, военную мощь которого ( лук)  Бог сломит руками его врагов – ассирийцев. В Таргуме появляется эсхатологический оттенок: И будет в то время, Я сокрушу силу тех, которые ведут войны Израиля на равнине Изреель. Карбоне и Рицци так комментируют слова таргумиста: «Пророчество о несчастье Северного царства, содержащееся в оригинале, приобретает новую, эсхатологическую ориентацию, использованием языка мессианских пророчеств намекая на полное исчезновение войны в Израиле» . Мессианско-эсхатологическую интерпретацию мы еще не раз встретим в тексте Таргума Осии. Да и во многие другие пророческие тексты Таргум Йонатана вводит мессианский смысл.

http://bogoslov.ru/article/4408559

Что же отвечает Иисус Христос на такой вопрос учеников своих: не в сие ли время. Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Рече же к ним: несть ваше разумети времена и лета, я же Отец положа во своей власти. «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Как вопрос учеников был неуместен, и происходил из неправильного их понятия о царстве Израильском, о котором говорили древние Пророки ( Ам.9: 11 , Ос.14: 6 ; Иоил.3: 20 ); то Господь не благоволил дать им прямой ответ, а преподает сперва наставление о том, что они, сознавая свою ограниченность и внимая непостижимым для них судьбам Божеским, не должны испытывать то, что в делах Божеских сокрыто от их разумения. Долг человека с благоговейным смирением внимать делам Божеского промысла и повиноваться премудрому и всеблагому Его управленью. Вечность ведома одному вечному, всеведущему Богу. Времена и лета, как ограниченные проявления безграничной вечности, доколе не открылись, также ведомы одному вечному Богу. Иисус Христос, как Сын Божий, Сый в лоне Отчи, без сомнения знал все то, что Отец положил в Своей власти; но не открывал ученикам потому, что они не должны были знать это. Как бы так говорил Господь: не пытайтесь узнавать, когда и как восстановится царство Израилево; не пытайтесь узнавать и вообще сокровенные от вас времена и сроки, которые во власти Божией и ведомы одному Богу. Но не давши прямого ответа, Иисус Христос не оставил их без утешительного слова, которого значение они и теперь отчасти могли понять, а в то время, когда были просвещены сошедшим на них Святым Духом, и когда стали видеть исполнение слов Господа, – без сомнения и вполне уразумели. Иисус Христос далее говорит: Но приимете силу нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели в Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли. Господь говорит ученикам не прямо на их вопрос, или не то, что Они хотели знать, но то, что Он, всеблагий, по своей премудрости и благости, хотел им открыть к их наученью и утешенью.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Изображая их сладострастие, Иеремия говорит: « это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого » (Иер. 5:8). Что может быть хуже такой нечистоты? Они, не как люди, совокуплялись с женами друг друга; потому он и назвал такое неистовство их ржанием. И не в блуде только он обвиняет их, но и в прелюбодеянии, которое притом совершалось так бесстыдно, как у бессловесных животных. Другой пророк говорит: « даже отец и сын ходят к одной женщине; на одеждах, взятых в залог, возлежат » (Ам. 2:7, 8). Не для того ли, скажи мне, Бог послал вас учителями, чтобы мы научились блуду и прелюбодеянию и тому, что отцу и сыну должно иметь одно ложе? А из что говорит Иезекииль? « Даже не поступаете », говорит он, « и по постановлениям язычников » (Иез. 5:7). Не тех ли, скажи мне, которые были хуже язычников, Он послал учителями? А кто может вынести их отвратительные убийства? Они закалали в жертву бесам сыновей и дочерей своих и сжигали их. Это показывает Давид: « приносили », говорит он, « сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам » (Пс. 105:37). Не для того ли Бог послал вас, чтобы род человеческий научился, что должно закалать сыновей и дочерей? И вы не стыдитесь, не смущаетесь, сочиняя такие нелепости! И другой пророк говорит: « клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием » (Ос. 4:2). И третий: « у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд » (Иер. 3:3). И четвертый: « князья его посреди него — рыкающие львы » (Соф. 3:3). И еще: « Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного » (Пс. 13:2, 3). 5. Не этому ли вышли вы учить, — бесстыдству, безумию, блуду, прелюбодеянию, убийствам и всякого рода порокам? Но перестанете ли вы вынуждать нас объявлять ваши преступления? Вы — носимые от чрева и наказуемые даже до старости (Ис. 46:3); вы — слепцы, которые ввергаете друг друга в яму: « если слепой ведет слепого », говорит Господь, « то оба упадут в яму » (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Что такое высоты? Это возвышенные площадки, на которых ставились жертвенники для служения Богу. В период между пленением ковчега Завета и сооружением Храма Соломонова такая форма служения Богу не осуждалась явным образом (ср. 3Цар. 3:2–3 ). После сооружения Храма служение на высотах стало уже предосудительным. Система жертвоприношений была лишь частью Закона, одним из его элементов. Закон же в свою очередь был условием пребывания в Завете, смысл которого состоял в верности и любви к Богу. Жертвоприношения на высотах выделяли только один аспект взаимоотношений с Богом – жертвы, носивший символический характер и сам по себе не имевший ценности ( Иер. 6:20 ; Ос. 6:6 ; Ам. 5:21–22 ; Мал. 2:13 ). Такое выделение могло провоцировать магическое отношение к жертве, не говоря уже о том, что оно очень легко сливалось с поклонением другим богам, поскольку по своей форме очень мало отличалось от него (ср. 2Пар. 28:25; 33:17 ; Ис. 65:3 ; Иер. 48:35 ; Иез. 20:28 ). Продолжительное правление Асы было довольно мирным, если не считать напряженных отношений с Ваасой, царем израильским. Когда же Вааса стал укреплять пограничный город Раму и тем самым угрожать границам Иудеи (а от Иерусалима до границы было 15 километров), Аса «взял всё серебро и золото, остававшееся в сокровищницах дома Господня и в сокровищницах дома царского, и дал его в руки слуг своих, и послал их царь Аса к Венададу царю Сирийскому, жившему в Дамаске, и сказал: союз да будет между мною и между тобою, как был между отцом моим [идолопоклонником!] и между отцом твоим; вот, я посылаю тебе в дар серебро и золото; расторгни союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтобы он отошел от меня» ( 3Цар. 15:18–19 ). Пророк Анания обличает союз с Венададом, и Аса заключает пророка в темницу ( 2Пар. 16:7–14 ). Свою царскую волю он поставляет выше пророческого служения и считает, что ему самому виднее, как ходить, и как угождать Богу, и когда нужно положиться на свои силы. После этого он так и не покаялся, так как сказано, что он стал притеснять народ, а заболев, он взыскал врачей, а не Господа ( 2Пар. 16:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

Вот насколько тесна связь между природою и человеком. А настоящее бесплодие Палестины свидетельствует, что угрозы Божии не напрасные слова, – IV, 2, 3. «И среди этой общей испорченности, которая позднее должна овладеть Иудою ( Иер.7:9 ) никто не защищает дела Божьего, никто не обличает народа и не укоряет его за грехи». Если находятся несколько благочестивых священников, которые пытаются сделать это, то твой народ, говорит Превечный к Осии, не смиряется пред их голосом, он хочет принудить их к молчанию ( Ам.5:10, 13 ; Иез.30:10:11 ), он противится им прямо в лице и спорит с ними; это – преступное восстание, которое, на основании закона, заслуживает наказание смертью ( Втор.17:12 ), и напоминает возмущение Корея и Дафана ( Чис.16 ; Пс.104:16:17 )». – IV, 4. «Так, продолжает Превечный, обращаясь теперь к самому виновному, ты будешь спотыкаться и падать (V, 5; XIV, 1), о Ефрем, при ясном дне; среди твоего бегства ты будешь уведен в плен. И пророк, бессильный против таких беспорядков, падет с тобою в ночь изгнания, в изнеможении он не возвысит более голоса. И я доведу до молчания твою мать (II, 2) всегда мятежную, я погублю твой народ. И почему погублю я его? Потому что он без познания Бога. Так как ты отверг ведение, то и я отвергну тебя от священнодействия предо мною. Во время Мессии, другие, а не ты, будут составлять священнический род ( 1Пет.2:9 ). Но ты не остановишься на этой степени вины; ты, начав с нее, дойдешь до полного забвения закона твоего Бога, и тогда я забуду также твоих детей, которые не только не вступят в новый завет, но, будучи рассеяны между идолопоклонническими народами, как бы исчезнут среди их и едва ли вспомянут, что происхождение их от еврейских предков. Я благословля их, умножая их, умножая их число чрез многочисленные семейства и делая их великим народом; но чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; – славу их обращу в бесславие (IV, 5–7). Грехами народа Моего кормятся они: священники, вместо того чтобы стараться удержать от греха, извлекают свою выгоду из жертв за грех , которыя должен вкушать священник, совершающий жертву ( Лeb. VI. 17, 25–30 ), и к беззаконию его стремится душа их ( Ос.5:8 ), они только и желают видеть, чтобы преступления умножались все более и более. Они не лучше народа, и потому разделят с ним его наказание ( Uc. XXIV, 2 ). Они будут есть мясо жертв и не насытятся ( Лев.26:6 ; Мих.6:14 ; Агг.1:6 ). Будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу, – они, которые должны были бы приводить к нему народ» (IV. – 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Чужие – Сирияне ( 4Цар.13:7 ), Филистимляне ( Ис.9:11 ), Ассирияне ( 4Цар.15:19:20 ) пожирали силу его и он не замечал; седина покрывала его и он не знает ( Ос.7:9 ); все возвещает ему близкую смерть его, а он нисколько не остерегается. Отчаянный больной ( Ам.6:6:11 ), он упорствует в своем гордом уповании на самого себя, и его высокомерия свидетельствует против него (V, 5). Как глупый голубь, который не избегает никаких силков и бросается в сети, расставленные ему, он ищет помощи у своих врагов в Египте ( 4Цар.17:4 ), в Ассирии (Менаим, 4Цар.15:19 ). Но когда он направит полет к этим странам, я накину на него сеть Мою (V, 1; Иез.12:13; 17:20 и пр.) и я низвергну его как птицу, которую поразила стрела на воздухе, когда она считала себя в безопасности. Я накажу его сообразно с тем, чему он научен книгами Моисея и пророков в своем собрании (VII, 8–12) 44 . Горе им, что они удалились от Меня, гибель им, что они отпали от меня. Я спасал их из Египта рукою Моисея в древние времена ( Втор.7:8 и пр.; Мих.6:4 ), от Сириян при Иеровоаме 11 в недавние времена; а они ложь говорили на Меня ( Oc. VI 113); они хотят скрыть от Меня свое идолослужение (IV цар. XVII, 9), они не прямодушны в отношении ко Мне ( Пс.87:36 ), они окружают меня ложью (XII, 1–2) и следуют лжи своих отцов ( Aмoc. II. 4 ). Когда они вопят от горя на ложах своих, они взывают ко мне (VII, 14; Cyд. III, 9, 15 и пр.: 1Цap. XII, 10 и пр.). Собираются из-за хлеба и вина, а от меня удаляются. Я даю им временные благословения. Я укрепляю их мышцы (при Иеровоаме II), а они умышляют злое против Меня. Когда один путь привел к погибели, они оставляют его, чтобы искать другого, но никогда не избирают того, который один приводит ко мне. Они стали как неверный лук, который негоден ни для чего ( Пс.77:57 ); иногда можно бы сказать, что они хотят обратиться ко Мне, но их благочестие подобно утренней росе (VI, 4). По этому падут от меча князья их, а другие будут покрыты посмеянием в новом доме рабства, куда будут отведены (VII, 13–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Вы, которые день бедствия считаете далёким и приближаете торжество насилия… нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада... пьёте из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями... За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» ( Втор. 32:35 ; Ос. 7:13; 8:4 ; Ам. 6:3–7 ). «И подобно тому, как сбылось всё это, так сбудется и последнее Его предсказание, и тогда, без сомнения, они покорятся Ему; но это нисколько не послужит им в оправдание, так же как и всем, которые будут раскаиваться тогда в виду разрушения их государства» (Иоанн Златоуст, свт. Беседа 74. Ч. 3). 91 ...по приговору законного суда... – Например, митр. Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) учил, что Христос признавал смертную казнь, а заповедь «не убий» относится не к убийствам, совершаемым правительством, а лишь к убийствам «незаконным» (Наша жизнь. 1906. 5 мая. 437. С. 4). 92 Начётчик – грамотей, промышляющий по деревням обученьем грамоте (Даль); у старообрядцев – человек, хорошо знающий Святое Писание. 94 Отойди, сатана вовсе! – «Ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»... ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской... Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться» ( Мф. 4:10; 16:23; 18:6; 26:24 ). 98 Штунда безбожная! – Штундизм [нем. Stunde час; время для изучения Библии ] – разновидность протестантизма, «русский баптизм». Возник среди крестьян Херсонской губ. в 1860-х, распространению способствовал нравственный образ жизни адептов. В 1894 Комитет министров признал его сектою, особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях. «Несколько русских рабочих у немецких колонистов поняли, что немцы живут богаче русских. Случившиеся тут пасторы разъяснили что вера другая. Вот и соединились кучки русских тёмных людей, стали слушать, как толкуют Евангелие, стали сами читать и толковать всяк на свой страх и на свою совесть» (Достоевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Пророчества, последовавшие от времени разделения царства еврейского до времен плена. Отпадение десяти колен от союза с домом Давидовым имело весьма гибельные последствия. Как повлекшее за собою удаление от храма и духовных руководителей, оно способствовало к развитию идолопоклонства и нравственной распущенности, которые, появившись первоначально между коленами, отпадшими или в царстве Израильском, перешли потом и в царство Иудейское. Хотя обстоятельства эти и были весьма печальны, тем не менее и они послужили новым поводом к раскрытию мессианских пророчеств. Вызвав собою слово обличения и возвещение наказания, они вызвали, вместе с тем, и слово утешения, состоявшее в указании на приближение мессианского царства, на свойства его и на самое лицо Мессии. Провозвестниками такого слова были теперь мужи, нарочито к тому Богом призванные, или в собственном смысле Пророки. Из оставивших по себе пророчества в письмени, до времен плена, было шесть, из них два: Осия и Амос действовали в царстве Израильском, а четыре: Авдий, Иоиль, Михей и Исаия – в царстве Иудейском. Пророк Осия, в противоположность той нравственной распущенности, которая господствовала в царстве Израильском и которая выставлена им под образом прелюбодейцы, указывает, под образом брака, на чистый союз Христа с церковию ( Ос.3 ) 384 . Пророк Амос изображает Церковь под образом восстановленной скинии. В тот день, говорит пророк от имени Бога, Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие ( Ам.9:11–12 ) 385 . Пророк Иоиль говорит об обильном излиянии на эту Церковь даров Св. Духа. И будет после того, говорит он, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего ( Иоил.2:28–29 ) 386 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010