На это сам Господь указал в Евангелии, говоря: «Не Моисей дал вам хлеб с неба, но Отец мой дает вам хлеб с неба» 731 , и, поясняя свои слова о хлебе, говорит: «Я сам живой хлеб, который ниспослан с неба» 732 ; об этом также сказано у пророка Давида: «Вкушал человек хлеб ангелов» 733 . (III, 3) Итак, представляется совершенно очевидным единство и неизменность сущности Отца и Сына, об этом и сам он говорит в Евангелии: «Я в Отце и Отец во мне», и еще: «Я и Отец мой суть едины» 734 . Что указывает не только на единство воли, но и одновременно на единую сущность, ибо не сказал «я и Отец желаем одного», но «суть едины». Из этого поистине следует вывод о единстве с Отцом не только в желаниях, но в самой сути. Также Иоанн евангелист говорит: «Ибо иудеи требовали убить его не потому только, что он не соблюдал субботу, но потому, что он Отца своего на-зывал Богом, равным образом и себя делая Богом» 735 . Об этом, однако, не прямо было сказано иудеям, но как справедливо утверждает евангелист о Сыне, он неизменно являл собою Бога. Также написано в Евангелии: «Что бы ни совершал Отец, то же самое совершает и Сын» 736 . И еще: «Как Отец воскрешает мертвых и животворит, также и Сын тех, кого пожелает, воскрешает» 737 . И еще: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца» 738 , ибо равная честь только лишь равным оказывается. Также об этом Сын говорит Отцу: «Все мое – твое и все твое – мое» 739 . И еще: «Филипп, кто видит меня, видит и Отца, как же ты просишь: яви нам Отца?» 740 Не сказал бы этого, не будь он во всем подобен Отцу. Также сам Господь говорит: «Веруйте в Бога, и в меня веруйте» 741 . Кроме того, чтобы показать, сколь неразрывно их единство, он утверждает: «Никто не знал Сына прежде Отца, также и Отца никто не узнал прежде Сына, но Сын, кому пожелает, откроет его» 742 . И как Сын, кому пожелает, откроет Отца, так и Отец откроет Сына, подобно тому, как и сам он сказал Петру, признавшему его Христом, сыном Бога живого: «Блажен ты, Симон Бар Иона, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой, сущий на небесах» 743 . И еще Сын говорит: «Никто не придет к Отцу, кроме как через меня» 744 , и: «Никто не придет ко мне, нежели через Отца, который послал меня и вновь призовет к себе» 745 ; единство Отца и Сына явствует из того, что они взаимно свидетельствуют верующим друг о друге. Также Сын говорит: «Если приняли меня, то тем самым приняли и Отца моего: и через это узнали его и свидетельствовали о нем» 746 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Припомни по порядку все сказанное и найдешь, что удобоисполнима и драгоценна для жизни апостольская заповедь; поймешь, как тебе «всегда радоваться», следуя здравому разуму, как «непрестанно молиться», как «за все благодарить», каким образом утешать скорбящих, чтобы во всем быть тебе совершенным и уготованным при помощи Святого Духа и при обитающей в тебе благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков 738 . Стремление к усовершенствованию Невозможно дойти до совершенства в искусстве или в знании тому, кто переходит от одного предмета к другому. Правила пространные, 5 739 Не тот совершен, кто хорошо начал, но тот, кто даст совершенный в своем деле отчет. Письмо 42 740 Кто искренен в любви к Богу и твердо уверен в полноте мздовоздаяния от Господа, тот не довольствуется тем, что сделал, но всегда стремится к большему. И если по видимости делает что-либо и сверх сил, то не оставляет своей заботы, как исполнивший меру, но непрестанно полон стремления, как будто далеко отстоит от совершенства, внимая Господу, Который повелел: «Когда исполните все, повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ); внимая и апостолу, для которого мир распят и который распят для мира ( Гал.6:14 ). Он, не смущаясь, говорит: «Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп.3:13–14 ). Он, хотя и имел власть, проповедуя «Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:14 ), однако говорит: «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работой ночь и день, ...не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам» ( 2Фес.3:8–9 ) 741 . Об исполнении заповедей Господних Люди от природы имеют тяготение к заповедям Господним и силу исполнять их. Правила пространные, 3 742 Ради любви Господа нашего Иисуса Христа, давшего «Себя за нас» ( Тит.2:14 ), позаботьтесь о душах ваших, имейте скорбь о суете протекшей жизни, начните подвизаться ради будущего во славу Бога и Христа Его и поклоняемого и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Среди друзей Иова, сколько бы они ни рассуждали перед ним, не найдется ни одного мудреца. Они искажают правду, смешивая свет истины с тьмой лжи. Иову же не остается теперь ничего иного, кроме как сойти во гроб, в преисподнюю, куда вместе с ним низринется и его надежда на помилование от Бога. Так вместе со страдальцем умирает и его последняя надежда... Иов говорит: Изумятся о сем праведные, и невинный вознегодует на лицемера. Но праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый руками будет больше и больше утверждаться. Выслушайте, все вы, и подойдите; не найду я мудрого между вами. Дни мои прошли; думы мои – достояние сердца моего – разбиты. А они ночь [хотят] превратить в день, свет приблизить к лицу тьмы ( Иов. 17:8–12 ). По Златоусту, говоря Изумление об этом объяло праведных ( Иов. 17:8 ; Септуагинта), Иов выражает опасение, что стремящиеся к праведности люди, видя судьбу Иова и понимая, что за их добрыми делами от Бога не обязательно последует справедливое воздаяние, могут совсем отказаться от шествия по пути добродетели. Иов как бы говорит здесь: «Праведники смущаются обо мне. Как... верный может отныне держаться своего пути?.. Как чистый сохранит смелость, когда эти события произошли вопреки его ожиданию?.. Как другие выстоят на пути добродетели?» 740 По сути Иов здесь страшится в первую очередь именно того, как бы праведники, видя ту Божественную несправедливость, что приключилась с ним, страдальцем, вообще не передумали делать добро, решив, что оно для них бесполезно... Упрекая своих друзей, Иов, по словам святителя Григория Великого , подчеркивает, что «они не могут достичь истинной мудрости и пребывают в обмане своей лжемудрости. О таких написано: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! ( Ис. 5: 21 )» 741 . Иов завершает эту свою речь следующими словами: Если были ожидать стал, то преисподняя – дом мой; во тьме постелю я постель мою; гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя. Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит? В преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе ( Иов. 17:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Ч. 4. 740. Ответ 177. 741. Мф. 22. 12–13. 742. Преподобный Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, ответ 325. 743. Лествица. Слово 28, гл. 64. 744. Лествица Божественных даров инока Феофана. Добротолюбие. Ч. 1. — Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 54. Добротолюбие. Ч. 2. — Старца Серафима наставление 11. 745–746. Преподобного Варсонофия Великого и Иоанна Пророка ответы 264 и 274; Пс. 45, 11. Приведенные здесь ответы даны преподобному авве Дорофею, который по благословению этих Отцов занимался непрестанною памятию Божиею, т. е. умною Иисусовою молитвою. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждою, — ответ 263. 747.  Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2. 4). 748. Лк. 12. 49. 749. Ис. 6. 7. 750. Притч. 3. 34. 751. Ответ 111. 752. Слово о трезвении, гл. 1, 3 и 5. Добротолюбие. Ч. 2. Блаженный Никифор. Слово о трезвении и хранении сердца. Добротолюбие. Ч. 2. 753. Преподобный Симеон Новый Богослов. О третьем образе молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 754. Слово 28, гл. 45. 755. Добротолюбие. Ч. 1. 756. Поведание Затворника описано во 2 т. Аскетических опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 757. Святой Исаак Сирский. Слово 68. 758. Лествица. Слово 28, гл. 51. 759. Лествица. Слово 28, гл. 16, 21 и 27. 760. См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети». Добротолюбие. 4.1. 761. Там же. О еже како подобает пети. 762. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 763.  …идет и продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13. 44). 764. Письменный Отечник. 765. Слово 2. 766.  Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет (Еккл. 11. 6). 767. О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 3. 768. Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 769. О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 770. Кол. 4. 2. 771. Ср.: …хожу мрачен, ужас объял меня (Иер. 8. 21). 772. Мф. 11. 12. 773. О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Беневенто) (738) противником Лиутпранда герц. Годескальком II (Готшальком). В авг. 739 г. Лиутпранд отправился с походом на Рим. Не желая просить помощи у императора-иконоборца, Г. обратился за поддержкой к франк. майордому Карлу Мартеллу (740), положив тем самым начало развитию отношений с правителями франков. Стремясь оказать папе помощь, Карл Мартелл послал с дипломатической миссией к Лиутпранду аббатов Гримона и Сигиберта, добившихся снятия осады Рима. Однако Лиутпранд продолжал удерживать 4 крепости в Римском дукате, к-рые Г. вернуть не удалось, несмотря на посредничество епископов Тусции (совр. Тоскана). Повторная просьба Г. о помощи, направленная Карлу Мартеллу, осталась без конкретного ответа (741). В 741 г. папа заключил союз с Трасамундом, договорившись при помощи рим. войска освободить Сполетий в обмен на военную поддержку герцога в возвращении захваченных рим. крепостей. В дек. 741 г. рим. войско заняло Сполетий и, изгнав ставленников Лиутпранда, восстановило власть Трасамунда. Однако герцог, нарушив свои обещания, не оказал римлянам поддержки. По примеру предшественника Г. продолжал способствовать распространению христианства в Германии: он рукоположил во епископа Патавии (совр. Пассау) Вавилу и возвел в сан архиепископа св. Бонифация , проповедовавшего в Тюрингии и В. Саксонии. В 737 г. Бонифаций прибыл в Рим, где Г. наделил его полномочиями легата, подтвердив его первенство среди епископов Баварии и Алеманнии и даровав право учреждать в этих землях новые епископские кафедры. В 740 г. Г. одобрил проведенную архиеп. Бонифацием реорганизацию церковно-адм. структуры в Баварии, заключавшуюся в разделении страны на 4 диоцеза и поставлении для них епископов. В помощь Бонифацию папа послал в Германию св. Виллибальда (Vita prima S. Willibadi. 36). По основному тексту Liber Pontificalis, Г. скончался 28 нояб. 741 г., что противоречит указанию заглавия его жизнеописания, согласно к-рому папа занимал кафедру 10 лет 8 месяцев и 22 дня, т. е. до 10 дек. 741 г. По мнению Л.

http://pravenc.ru/text/166747.html

Год 6248-й сосчитан по эре константинопольской, тождественной с нашей; следовательно, 6248–5508=это 740-й год от Р. Хр. по нашему счислению и 740 – 8=732-й по счислению Феофана, тот самый, в июле которого умер Лев и о котором только сейчас была речь. Замечательно, что в том и в другом случае 740-й год одинаково необычно помечен 9-м индиктом; и если отдать преимущество указанию на индикт пред указанием на год, то в 9-м индикте был не 740-й, а 741-й год; ибо 741 + 3 : 15=остаток 9. В виду этих затруднений Геймбах прибегает к предположению, что «во время иконоборцев существовало другое летосчисление, которое относительно общеизвестного и обшепринятого заключало в себе разницу на один год» 346 . Это утверждение Геймбаха, хотя и с некоторыми ограничениями, мы признаем вопреки отзыву проф. Васильевского совершенно верным. Геймбах в доказательство своего мнения приводит примеры из хронографии Феофана, подобные тем, которые нами уже указаны, и старается открыть тот пункт, «откуда собственно пошла разница, где начинается это отставание римской мировой эры на один год (против индикта и) против годов от Р. Хр.» 347 Но дальнейшие положения гипотезы Геймбаха нужно признать неудачными. Просматривая летопись Феофана назад от интересующего его года смерти Льва Исаврянина с целью найти пункт, с которого пошли упомянутые аномалии, он слишком поспешно остановился на большом отделе под 6218-м годом, где действительно рассказывается о событиях, происходивших в продолжение двух индиктов: 9-го и 10-го 348 ; а именно упомянуты: лето 9-го индикта и 18-е апреля и лето 10-го индикта. Геймбах на основании этого предположил, что именно отсюда начались аномалии в отношениях индиктов и лет. Но это доказательство Геймбаха весьма неудачно. Дело в том, что у Феофана не было указания на 9-й индикт, и это указание нужно признать вставкой позднейшей. В переводе Анастасия рассматриваемый отдел передан буквально; помечен два раза индикт 10-й, и только во всем отделе пропущено указание на индикт 9-й, – и это совершенно согласуется с постоянной манерой Феофана под одной рубрикой рассказывать события только одного года – индикта, начало которого он всегда считает с сентября 349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Другие, также хорошие и старинные, хотя и не столь древние рукописи, обыкновенно указывают 6247 год (,5σμζ); к числу их, по-видимому, принадлежит и список Московской синодальной библиотеки, XV века. Как почти всегда, новых рукописей больше чем самых древних, и потому естественно, что большинство находится на стороне 6247 года. Но если обратить внимание на авторитет старшинства, то предпочтение нужно будет отдать 6248 году. Мы полагаем, что Цахариэ допустил некоторое отступление от законов филологической критики, остановившись на 6247 (=739 по Р. X.) годе. Разница во всяком случае небольшая, и оба чтения служили бы только к более полному и окончательному подтверждению принадлежности Эклоги Льву Исавру, если бы не существовало еще одного затруднения, при разрешении которого вышеозначенное различие на один год получает уже важное значение. Затруднение состоит в том, что показание индикта не сходится с показанием года. Именно: девятый индикт, обозначаемый согласно во всех рукописях Эклоги, начинается, по греческому летоисчислению с 1-го сентября 740 года и простирается до сентября 741 года. Таким образом месяц марта IX индикта есть марта 741 года. Но этому противоречит то, что 741 году, или точнее, первым его восьми месяцам, соответствует год от сотворения мира 6249, а не 6248 или 6247. И на оборот, 6248 год соответствует 739–740 году (от сентября по сентябрь) по Р. X., а индикт его по сентябрь будет VIII. Устранить всякие сомнения относительно принадлежности Эклоги Льву Исавру и вообще относительно её происхождения казалось делом в такой степени важным, что даже юристы считали нужным пускаться по этому случаю в область хронологических разысканий. Цахареэ, увеличивший для себя трудность соглашения индикта с годом принятия более нового чтения или 6247 года, сделал замечание, что способ летосчисления у Византийцев не имел точной определенности, и высказал предположение, что Греки, в эпоху Исаврийской династии, может быть, держались какой-нибудь другой системы счисления, либо индиктов, либо годов от сотворения мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Трасамунда, пытавшегося выйти из подчинения лангобардскому королю. Григорий III отказался выдать Лиутпранду бежавшего в Рим мятежного герцога; при этом конфликт осложнил союз, заключенный папой с пришедшим к власти в Беневенте (совр. Беневенто ) ( 738 ) противником Лиутпранда герц. Годескальком II (Готшальком). В августе 739 году Лиутпранд отправился с походом на Рим. Не желая просить помощи у императора-иконоборца, Григорий III обратился за поддержкой к франкскому майордому Карлу Мартеллу ( 740 ), положив тем самым начало развитию отношений с правителями франков. Стремясь оказать папе помощь, Карл Мартелл послал с дипломатической миссией к Лиутпранду аббатов Гримона и Сигиберта, добившихся снятия осады Рима. Однако Лиутпранд продолжал удерживать четыре крепости в Римском дукате, которые Григорию III вернуть не удалось, несмотря на посредничество епископов Тусции (совр. Тоскана ). Повторная просьба Григория III о помощи, направленная Карлу Мартеллу, осталась без конкретного ответа ( 741 ). В 741 году папа заключил союз с Трасамундом, договорившись при помощи римскому войска освободить Сполетий в обмен на военную поддержку герцога в возвращении захваченных римских крепостей. В декабре 741 году римское войско заняло Сполетий и, изгнав ставленников Лиутпранда, восстановило власть Трасамунда. Однако герцог, нарушив свои обещания, не оказал римлянам поддержки. По примеру предшественника Григорий III продолжал способствовать распространению христианства в Германии: он рукоположил во епископа Патавии (совр. Пассау) Вавилу и возвел в сан архиепископа св. Вонифатия , проповедовавшего в Тюрингии и Верхней Саксонии. В 737 году Вонифатий прибыл в Рим, где Григорий III наделил его полномочиями легата, подтвердив его первенство среди епископов Баварии и Алеманнии и даровав право учреждать в этих землях новые епископские кафедры. В 740 году Григорий III одобрил проведенную архиеп. Вонифатием реорганизацию церковно-административные структуры в Баварии, заключавшуюся в разделении страны на четыре диоцеза и поставлении для них епископов.

http://drevo-info.ru/articles/13681323.h...

В „беседе“ 24 апреля московский м. Филарет предложил Г. П. Павскому еще сомнения: 1) касательно хронологии пророческих речей Исаии; 2) касательно замечания к трем первым стихам XII главы Даниила и 3) касательно разделения книги Даниила на XII отделений. Г. П. Павский представил свои объяснения по этим предметам 30 апреля. 1) Касательно хронологии пророческих речей Исаии. „Зная, что читатель пророческих речей гораздо яснее будет понимать их, когда укажешь время, в которое пророк произнес или написал свою речь, или, по крайней мере, время, на которое падал его пророческий взгляд первоначально и с которого он простирался вдаль, расставляя речи пророка Исаии в хронологическом порядке, я употребил оба средства, как бы навести читателя на ту точку времени, на которой стоял пророк. В речах пророка, касающихся до современных ему происшествий, я ставил прямо тот год, в который произнесено пророчество, если год означен в надписи Самой пророческой речи, напр. при главах VII, XIV, XXXVI – XXXIX; если же не означен в надписи год, в который произнесено пророчество, то я ставил тот год, на который указывала сама пророческая речь. Например, если пророк в речи угрожает нашествием ассириян, или описывает опустошения, производимые ассириянами, то я при такой речи ставлю те годы, в которые ассирийские цари производили опустошения в израильском и иудейском царствах. Три царя ассирийские беспокоили народ Божий во времена пророка Исаии. Первый Тиглит-Фелассар, призванный на помощь Ахазом против царства израильского и дамасского около 743 года пред Р. X. Он увел в плен заиорданскую часть израильского народа в 741 г. и разорил Дамаск в 740 г. Потому я и поставил при пророческих речах, касающихся до сих времен, годы: 743,741,740 до Р. X. Это не то значит, что пророк написал свои речи в эти года. Он написал не современную историю, а предречения, которые обыкновенно пишутся прежде событий. Словом сказать: приписанные мною годы здесь означают не время написания пророчества, а время, на которое падает взгляд пророческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

I гл. – 743 г. «Обличительная речь. Пророк в несчастиях, постигавших Иудею во дни Ахава и прежде, указывает руку Божию; вместо жертв и наружнаго богослужения требует правосудия и предвещает, что Бог наказаниями очистит наконец Иерусалим от идолослужения и сделает судей правосудными» (аист 8–12). V гл. – 743 г. «Пророк влагает в уста другу своему песнь, в которой жалуется на неблагодарность сада, со всем прилежанием возделаннаго, и грозит отдать его на попрание. Исаия в сей песни о саде видит судьбу иудиных вельмож и богачей, которые роскошью и неправосудием влекут на себя наказание Божие, и грозит им нашествием Ассириян» (лист 12 обор. 17). VII гл. – 743 г. «По случаю нашествия на землю Иудину царя Сирийского и царя Израильскаго, Пророк предвещает Ахазу, что сии цари немного повредят Иудее и скоро будут сами наказаны. Но вместо сего грозит Иудее многими бедствиями от Ассирии» (лист 18–21). VIII – IX гл. ст. 5. – 741 г. «Когда Тиглатфелиссар, призванный Ахазом, жителей за-Иорданских земель увел уже в плен (ст. 23), тогда Пророк надписью и именем сына: Магер-шалал-хаш-баз предвещает новые бедствия, предстоящие Дамаску и Самарии, а иудеев успокаивает и обнадеживает будущею славою при царе премудром, кротком и правосудном» (лист 21 обор. – 26). XVII гл. – 740 г. «Пророк также предвещает раззорение Дамаску и царству Израильскому. Что и исполнилось над Израилем и над Дамаском. Жители Галилеи, Галаада и все колено Нефеалимово Тиглатфелассаром уведены в плен в 741 г., а жители Дамаска и Сириане в 740 до Р. Хр.» (лист 27 – 28). IX гл. ст. 7 – X, ст. 4. – 739 г. «Пророчество на Израильское царство. По опустошении земель израильских, Израильтяне не унывали. Пророк сам сказывает, что они еще много пострадают от внешних врагов и внутренних междоусобий, что и действительно было по убиении Фекая в 739 году» (лист 29–31). XIV гл. ст. 28–32. – 728 г. «В последний год Ахаза Филистимляне свергли иго иудеев, но Пророк не советует им радоваться, потому что тягчайшее бедствие постигнет их от севера (от Ассирии); что и случилось в 716 году. См. Исаии – XX. 1.» (лист 31, 1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010