Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Умиление (оплечный вариант) " Описания иконы Оплечный вариант иконы Умиление (Елеуса) Источник: PRAVICON.COM Формально, это просто иконы Умиление, обрезанные по разным причинам. Эти иконы выделены в отдельный раздел, поскольку их часто путают с похожей Корсунской иконой, имеющей свои особенности. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Определена на сайте музея как «Богоматерь Корсунская» (в действительности не соответствует иконографии Корсунской иконы). Период создания: Первая половина XVIII века Материал, техника: дерево, левкас, темпера Размер: 41,4x35,0 см Место создания: — Номер в Госкаталоге: 9573693 Номер по КП (ГИК): ЦМиАР КП-2200 Инвентарный номер: 1658-I Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Ру[...] Файл 35406.jpg:   Размер: 648x767, 0.5 MPix, 327 Kb. Дата: 2021-01-18, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (42) , (0) . Описание: Икона определена на сайте музея как «Богоматерь Корсунская» (не соответсвует иконографии Корсунской иконы). XVI – XIX век. Материал, техника: дерево, левкас, темпера. 22,3x19,5 см. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева " Файл 35417.jpg:   Размер: 707x800, 0.57 MPix, 301 Kb. Дата: 2021-02-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (37) , (0) . Описание: " Рис. 406. Икона Божией Матери типа " Умиление " (перевод погрудный). Примеч. 1 к стр. 186: Подлинник в Третьяковской галерее в Москве. С. 188: Некоторые иконы оглавного перевода (наприм. рис. 406) относятся к значительной для русских икон древности и никак не могут быть вынесены за XVI век. " (Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон/Н.П. Лихачев. - Санкт-Пете[...] Файл 35418.jpg:   Размер: 855x985, 0.84 MPix, 369 Kb. Дата: 2021-02-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (31) , (0) .

http://pravicon.com/icon-748

4) Сам Бог есть любовь и все в мире живет любовию. Поэтому, там не может быть истинной жизни, где нет любви христианской. Так и сказано: всяк, ненавидяй брата своего, человекоубица есть: и весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечнаго в себе пребывающа ( 1Ин.3:15 ). 326. Чем должна выражаться любовь к предержащей власти? Вопрос прихожанина. Чем должна выражаться любовь к предержащей власти? Ответ священника. Любовь к предержащей власти должна выражаться вообще верноподданической ей преданностию, а частнее: а) Благоговением к верховной власти. Господь заповедует нам: не прикасайтеся помазанным моим. б) Уважение к отечественным законам, издаваемым верховной властию. Подданные обязаны, во-первых, узнавать те законы, сколько возможно лучше, во-вторых, соблюдать их, сколько можно, точнее. в) Повиновение властям судебным и исполнительным в государстве, как органам верховной власти и отечественных законов. г) Содействием верховной власти в устроении общественного благополучия. д) Наконец, общественною молитвою за царя и за всех, иже во власти суть. Молю прежде всех, заповедует апостол, творити молитвы, моления, прошения, благодарения, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим. 2:1–2 ). 327. Может ли православие истребиться в мире христианском среди множества неправославных учений? Вопрос дворянина. Может ли православие истребиться в мире христианском среди множества неправославных учений? Ответ священника. Православие или истинное исповедание веры в мире христианском истребиться не может. Неправославные учения и общества бывали в церкви Божией всегда – от начала её доныне. – Не раз бывало, что они казались сильнее православия, грозили истребить его. Нечего удивляться тому: все это предсказано было Господом. Но еще святой пророк Давид и псалмопевец сказал: истина Господня пребывает во век ( Пс.116:2 ). А сам Господь предрек, что церкви Его не одолеют врата адова ( Мф.16:18 ); следовательно, ничто не одолеет и той истины, для которой церковь есть столп и утверждение, т. е. истинной, православной веры. Он же сказал, что в Его законе или учении не пройдет, т. е. не истребится, не пропадет ни одна иота, – доколе стоит небо и земля. И сообразно такому обетованию, святое православие, из века в век сохранялось, сохраняется и будет сохраняться; тогда как учения неправославные сменялись, сменяются и будут сменяться одно другим, как бы ни казались они в известное время твердыми и сильными 14 . 328. Должен ли христианин любить грешников?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

В основу службы трех антифонов был положен гимн «Единородный Сыне», о происхождении и догматическом значении которого было сказано ранее 303 . В памятнике VII века «Иерусалимском канонаре» мы видим его в иерусалимском патриаршем богослужении, где им начинается литургия в первый день Пасхи, как первое песнопение этого дня 304 . В этом был глубокий богословский смысл, поскольку Единородный Сын и Слово Божие вочеловечился близ Иерусалима и в Иерусалиме же Он был распят и смертью смерть попрал, т. е. воскрес из мертвых. Еще папа Лев I Великий (440–461) после Халкидонского Собора в 454 году обращался с нарочитым посланием к патриарху Иерусалимскому Ювеналию. Он советовал патриарху собрать и записать все, что касается мест, связанных с земной жизнью Господа, в обличение монофизитов 305 . Вполне возможно, что этот гимн стал известен в Иерусалиме вскоре после его появления в Константинополе и его приняли армяне, сирийцы, совершители литургий апостола Иакова и апостола Марка 306  в ту пору, когда еще не было обычая полагать Евангелие на престоле и оно хранилось, как и прочие священные книги, в пастофории – отдельном помещении, предназначенном для хранения богослужебных книг и не имеющем непосредственного входа в алтарь. Когда наступало время чтения священных книг, диаконы приходили сюда за ними и сюда же относили их по прочтении. Процессию несения Евангелия в алтарь сопровождали пением гимна «Единородный Сыне». Эта общехристианская традиция когда-то имела место и в Константинополе, потому что в толковании литургии патриарха Германа (редакция VIII-X веков) малый вход еще назван входом с Евангелием: Εσοδος του ευαγγελου (рукопись бывшей Синодальной библиотеки XVI века, греч. 327) и Въхоженье евнгельское (рукопись той же библиотеки XII века 163) 307 . Жан-Батист Тибо приводит среди памятников экфонетической и святоградской нотации Греческой Церкви запись гимна «Единородный (!ыне» в исполнении доместика и народа. Доместик поет постишно гимн, а народ на каждый стих отвечает припевом «Един Сый Святыя фоицы» 308 . Это простейший вид освоения псалмодии, существовавший у ветхозаветных евреев в эпоху первых царей. Памятником этой школы канторов является 135-й псалом «Исповедайтеся Господеви, я ко благ, яко в век милость Его», последняя фраза которого «яко в век милость Его» повторяется в конце каждого стиха псалма. Это был хороший метод заучивания священных текстов, и им воспользовался неизвестный доместик, чтобы народ знал наизусть этот гимн. Факт существования такой записи подтверждает значимость гимна «Единородный Сыне» в православном богослужении в послеюстимиановскую эпоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

1898, IX, 123–142; X, 38–54; Корсунский, Иуд. толкование, стр. 125 и след. 324 F. Weber говорит, что собственно происхождение (die Genesis) новоиудейской теологии относится ко времени древнейших соферимов, от Ездры до Маккавейских времен; век же великах школь, особенно Гиллела и Шаммая, был посвящен образованию ее (Ausgestaltung); последующие генерации, от разрушения 2-го храма до заключения талмуда, только собирали ранее приобретенное, развивали в подробностях и записывали. Die Lehren des Talmud, s lX=Judische Theologie, s. XIII. 326 Cp. Bousset, Die Religion des Judenthums im neuetestamentlichen Zeitalter. Berlin. 1903. S. 291. 327 Цитаты мы по необходимости заимствуем не из талмуда, а из книг, явившихся приблизительно в исследуемое время. В вопросах общих богословских они, конечно, носят отражение господствующих идей времени. См. Bousset, Die Religion Judenthums, S. 292–293. W. Baldensperger, Die Messianisch-Apokalyptischen Hoffnungen des Judenthums. Strasburg. 1903. S. 57, 59–60. 328 Bereschith rabba с. XVII. Weber, Die Lehren Talmud. S. 14 и след.­ Jüdische Theologie, S. 14. 329 Проф. M. И. Муретое: „Учение о Логосе у Филона Александрийского и И. Богослова. Вып. 1. Москва. 1885, стр. 33–34, У него же см. примеры или доказательства из таргумистов, стр. 34–35. 333 Между ангелами есть прежде всего такие, которые имеют чрезвычайно скоротечное бытие. Они ежедневно создаются, прославляют Бога и исчезают. Но есть еще „ангелы служения“, которые, прославляя Бога, в то же время служат „орудиями божественного управления и промышления“. Во главе таких ангелов стоят Гавриил и Михаил. Задача этих ангелов ограничивается управлением над силами природы и естественными стремлениями человека. Но там, где требуется творческое вмешательство в историю и излияние особой благодати Божией, там должны выступать, по иудейскому сознанию, посредствующие ипостаси. К таким существам принадлежат: 1) Метатрон, 2) Мемра или слово Иеговы, 3) Шохина Господня и др. Соответствующие указания в талмуде, см. у Weber " a, Dio Lehren Talmud. S.S. 166–167, 170–3, 177=Judische Theologie, 172–3; 175–8, 183. Проф. М.И. Муретов, Учение о Логосе, стр. 30–82; Bousset, Religion des Judenthums, S. 336–350. Baldensperger, Die Mes.-apokal. Hoffnungen. S. 62 и дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Из книги Е.Поселянина Богоматерь. Полное илллюстрированное описание ея земной жизни и посвященных ея имени чудотворных икон.(от23.2.) и по книге С.Снессоревой. явл.ик. в 1172г. в Сокольском Преображенском монастыре, Полтавская губерния. Файл 24975.jpg:   Размер: 1957x2763, 5.41 MPix, 1201 Kb. Дата: 2015-03-08, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 8 (227) , (9) . Описание: Образ Сокольская Пресвятая Богородица. XIX в. Афон. Дерево, левкас, масло. 13 х 10.5 см. На обороте штамп: " Благословение русского Свято-Андреевского скита, что на Святой Афонской Горе. " Частное собрание. Файл 30743.jpg:   Размер: 841x995, 0.84 MPix, 243 Kb. Дата: 2017-12-26, анонимно. Рейтинг изображения: 14 (327) , (12) . Описание: Сокольская. Рождество Пресвятой Богородицы, Февраля 23 дня. Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. С.10-11. Файл 32021.jpg:   Размер: 549x731, 0.4 MPix, 184 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (139) , (3) . Описание: Рождество Пресвятой Богородицы Сокольская (Бухарев, Иоанн Николаевич. О праздниках православной церкви : С прил. тропарей с рус. пер. и объясн., указания литургийн. еванг. чтений и особ. поучительности празднич. событий и с разъяснением празднич. обрядов и обычаев : С картинами праздников : Прил. к кн. по закону божию : Для нар. чтения и употребления в шк. : (Опыт собеседования с народом и препод. в учеб. заведениях)/Сост. д. И. Бухарев. - Москва : Коммиссионер, 1874. - 65.) Файл 35117.jpg:   Размер: 689x843, 0.58 MPix, 215 Kb. Дата: 2020-11-07, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (47) , (0) . Описание: Рождество Пресвятой Богородицы. XIX век. Материал, техника: дерево, левкас, темпера. 53 х 44 х 3,5 см. Место создания: Российская империя. Тотемское музейное объединение. Файл 35121.jpg:   Размер: 637x800, 0.51 MPix, 105 Kb. Дата: 2020-11-08, анонимно. Рейтинг изображения: 14 (69) , (1) .

http://pravicon.com/icon-684-photo

Примечания: 1 Высоцкий С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. К., 1989. С. 45–46, 78–79, 91–97, 101–102. 2 Хорошев А.С. Указ. соч. С. 85–88; Поппе А.В. Владимир Святой: у истоков церковного прославления//Византинороссика: Труды Санкт-Петербургского общества византино-славянских исследований. СПб., 2000. Т. 2. С. 9–55. 3 Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 104; Гусев. 1921. Табл. VI. 4 Царевская Т.Ю. Новые данные о составе росписей церкви Николы на Липне//ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 421, 426, 429–430; она же. Княжеская тематика. С. 605–620. 5 Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи.  Опыт историко-художественной классификации: В 2 т. М., 1963. Т. II. Кат. 153; Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. М., 1982. Кат. 4. 6 Преображенский А.С. Иконография Владимира Святославича//Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 705–718. 7 Память и похвала князю русскому Владимиру//БЛДР. Т. 1. СПб., 1997. С. 316–327. 8 Срезневский И.И. Мусин-Пушкинский сборник 1414 г. в копии начала XIX в.//Записки императорской Академии наук. СПб., 1893. Т. 72. Прил. 5. С. 17–31. 9 Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1977. Табл. XXII об. 10 Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971. Табл. 5, 6. 11 Там же. С. 19–20. Ил. 26; Маясова Н.А. Памятник шитья московской великокняжеской светлицы XV в.//ГММК. Материалы и исследования. Вып. III: Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства. М., 1980. С. 56–75. Табл. 3. 12 Смирнова Э.С. Роспись подпружных арок собора Ферапонтова монастыря. Состав фигур и замысел//Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 219–228. 13 Преображенский А.С. Иконография Владимира. С. 705–718.

http://e-vestnik.ru/analytics/svyatoy_ko...

Причины такого обычая в Церкви хорошо разъясняются св. Василием Великим в 27 главе его послания о св. Духе к Амфилохию. Эта часть главы вошла затем в 91 правило св. Василия Великого Канонического Кодекса Православной Церкви. Стоянием во время молитвы в день воскресения, свидетельствует св. Василий, мы, как совоскресшие Христу и долженствующие искать горнего, не только напоминаем —198— себе о дарованной нам благодати, но поступаем так и потому что этот день представляет некоторым прообразом будущего века. Поэтому как начало дней и у Моисея он назван не первым, но единым. Этот день знаменует собой будущее после настоящего века состояние, день не предстающий, невечерний беспреемственный, нескончаемый оный и нестареющий век. Таким образом Церковь основательно научает своих питомцев совершать в этот день молитвы стоя, чтобы при частом напоминании о нескончаемой жизни мы не оставляли в пренебрежении, напутствия к ней. Но и вся пятидесятница есть напоминание воскресения ожидаемого в будущем веке… Церковные уставы научают нас предпочитать в эти дни прямое положение тела во время молитвы ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. «При всяком же коленопреклонении и восстании мы показываем действием, что через грех ниспали на землю и человеколюбием Создавшего нас опять возваны на небо». 326 Поэтому естественно, что Трулльский Собор объявил «от богоносных отцов канонически переданным не преклонять колена в дни воскресные ради чести Воскресения Христова» и в своем 90 правиле только подробнее определил время в богослужении, с которого нужно так поступать, именно в субботу с вечерним входом священнослужителя в алтарь и до вечера воскресного дня, когда опять бывает вход священнослужителей. 327 Богослужение в великие праздники, как мы видели, рассчитано на общецерковные вселенские мысли, чувства и потребности, связанные с фактом нашего искупления, и вызывает состояние той неописуемой радости, которая, по выражению 5 песни второго канона на Богоявление, доступна лишь тем, с которыми Бог примирился. Воспринимая в себя в достаточной степени такое состояние, человеческая душа начинает переживать необычайное настроение, и перед ней открываются величественные перспективы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но разве гностицизм – первое заблуждение, с которым вступила в борьбу Церковь ? Борьбу с ересями начал уже ап. Павел. В прежнее время некоторые учёные не признавали, что уже в апостольский век были гностики. А. Ричль, например, заявлял, что гностицизм апостольского времени есть гипотеза, изобретённая для объяснения пастырских посланий, противоречащая всем историческим данным 322 . Гносис не мог, говорят, существовать раньше гностиков, а гностики, как известно, появились во II веке 323 . Но в настоящее время вопрос о гностицизме в апостольское время можно считать решённым в положительном смысле 324 . Те исторические данные, которые приводит А. Ричль и которым, по его мнению, противоречит гипотеза о гностицизме в апостольское время 325 , относятся к появлению знаменитых гностических лжеучителей и целых школ II века 326 , но гносис, как и всякое явление, развивался постепенно, и уже то цветущее состояние, которого он достигает во II веке, необходимо предполагает предварительную ступень его развития 327 . Действительно, указания на гностицизм можно находить во многих посланиях апостола Павла: к Коринфянам 328 , к Колоссянам 329 , Ефесянам 330 и особенно в посланиях пастырских 331 . Лжеучители распространяли своё учение, искажали учение Христово (καπηλεοντες τν λγον το Θεο) 332 . А потому в борьбе с тем же гностицизмом уже в апостольское время 333 установлен был принцип Предания и авторитет Церкви . Как оградить верующим себя от заблуждений? Апостол Павел даёт один ответ: должно держаться преданного учения. Этот ответ одинаково проходит через все его послания. Солунян он убеждает твёрдо держаться Преданий 334 , удаляться от всякого... поступающего бесчинно (τκτως), а не по преданию, которое приняли от него (μ κατ τν παρδοσιν ν παρελβετε παρ’ μν) ( 2Фес.3:6 ). [Он] хвалит коринфян за то, что они держат Предания, как он им передал (καθς παρδωκα μν τς παραδσεις κατχετε ( 1Кор.11:2 ). Филиппийцев [он] убеждает исполнять то, чему они научились, что приняли, что слышали и видели ( Флп.4:9 ) 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

326 В Тихонравовском списке имеется добавление: Услышав это, жена возжелала равнобожия. И [змий] обольстил жену, а жена прельщает мужа. Видишь: прельщённая злая жена съела и понуждает съесть мужа, чтобы не одной ей стыдиться, уговорила и обласкала [его], и он послушал и повиновался жене. – А.М.К. 327 Т. е. времени, близком к концу истории. До конца XV b. было достаточно широко распространено мнение, что отмеренный человечеству срок равен 7000 лет, где каждое тысячелетие символически отождествляется с шестью днями творения, а седьмой день толкуется как образ эсхатологической вечности. Если в предложенном Палеей аллегорическом ключе рассматривать век человечества как день, то пришествие Христа в 5500 году будет соответствовать вечерней поре этого образно-символического дня. 328 Указание на 5500 лет, прошедших от сотворения мира до Рождества Христова, показывает, что автор Палеи пользовался антиохийской эрой. Возможно, в этом следует видеть указание на среду происхождения самого памятника либо его основных источников. Это косвенно подтверждает также то, что на русской почве Палея стала переписываться довольно рано, уже в Киевский период, когда ещё использовалась антиохийская эра (см.: Кузьмин–1993. С. 7). Такую же хронологию даёт «Речь философа» в «Повести временных лет». К использованной в Палее дате близок один из вариантов александрийской эры, датирующий сотворение мира 5501 г. до Р. Х. (Гусарова–1990. С. 183). Справедливости ради стоит отметить, что в христианском мире существовало до 200 различных космических эр, а отсчёт самой антиохийской эры начинался в разные сроки: 1 сентября 5969 г. до Р. Х., в 5515 г. до Р. Х., в 5507 г. до Р. Х. (Шорин–1994. С. 216). В зависимости от эры и начала отсчёта нового года сотворение Адама приходилось на пятницу или 1 марта, или 1 сентября. В эпоху Киевской Руси преобладал мартовский год, и лишь с конца XV века на Руси он повсеместно заменяется сентябрьским. 330 В Тихонравовском списке добавление: Почему он убоялся и скрылся? Убоялся из-за преступления и скрылся из-за наготы. – А.М.К.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Мазурина Л.115б–116б); Румянцевский список нач. XIX в, хранится в Отделе рукописей РГБ, фонд 256 (Рум.35. Л.1а–4а). 2 Впервые опубликовано в кн.: Памятники древнерусского канонического права. Памятники XI–XV вв./изд. Подг. А.С. Петровым//РИБ. T.VI. СПб., 1908. Стб. 21–51. 3 Кирик Новгородец и древнерусская культура. Великий Новгород, 2012. Библиография публикаций и исследований наследия Кирика подготовлена Н.И. Морылевой. См. ук. соч. с.199–219. 4 Мильков В.В., Симонов Р.А. Наследие Кирика Новгородца (к 900-летию древнерусского ученого и мыслителя)//Эпистемология и философия науки. 2011. 5 Симонов Р.А. Своеобразие хронологически-календарных воззрений Кирика//Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. М.: Кругъ, 2011. 6 Мильков В.В. Ученый инок. Антониев монастырь. XII век//Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. М.: Кругъ, 2011. 7 Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустог о архиепископа Константинопольского избранные творения. Беседы на Книгу Бытия. Т.1. XXV. 6. Репринтное издание. М., 1993. С.251. 8 Цит. по: Симонов Р. А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси (по данным средневековой книжной культуры). М., 2007. С. 327–328. 9 Платон. Тимей//Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.3. М., 1994. С.427. 10 Платон называет стихии второй материей, тогда как первоматерию он называет «Кормилицей», мысля последнюю как пространство, вместилище материального мира. Вторая материя производна от своего корня-первоматерии. 11 Зверкина Г.А. Архаические представления о числах и наследие Кирика Новгородца//Труды IX Международных колмогоровских чтений. Ярославль. 2011. 12 О динамике поляризации во времена кризиса см.: Герасимова И.А. П.А. Флоренский о противоречии (логико-методологический анализ)//огические исследования. Вып.18, 2012. 13 Казанцева М.Г. Певческая традиция Древнего Новгорода//Прошлое Новгорода и новгородской земли. Новгород. 1995. С.57. 14 Демественное пение//Полный церковно-славянский словарь. Сост. Г. Дьяченко .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010