326. «Не понимает того , как расходящееся с собою согласуется: противовратная гармония, как у лука и лиры» (Гераклит. F51). 327. Lowry S. T. The Archaeology of Economic Ideas. Р. 46. 328. Современные ученые иногда приписывают данную работу Теофрасту, ученику Аристотеля. 329. Аристотель. Экономика. 1353b27. 330. Там же. 1344a3. 331. Ксенофонт. О доходах. 2.7. Метеки — отпущенные рабы или чужеземцы, которые имели намного меньше прав, чем граждане Афин. 332. Там же. 2.4–7. 333. Игра, в которой выигрыш возможен только за счет другого. Проигравший теряет столько же, сколько выигрывает победитель. 334. Ксенофонт. О доходах. 3.4. 335. Ксенофонт. Домострой. 1.10–1.12. 336. Понятие value in use означает ценность вещи при ее использовании — какое значение она для нас имеет с точки зрения удовлетворения некой потребности. Value in exchange означает ценность данной вещи с точки зрения относительной количественной ограниченности данного товара на рынке, его способность обмениваться на другие товары в определенных пропорциях. Вода, например, имеет большую value in use, так как без нее жить невозможно. Но ее value in exchange (цена на рынке, например) низкая, так как воды в мире много. 337. Ксенофонт. Киропедия. VIII.II. 338. Lowry S. T. The Archaeology of Economic Ideas. P. 90. 339. «…Сколько денег приносили налоги до заключения мира, на эти деньги управляйте государством и в наступающем году. А сколько денег станут приносить налоги вследствие заключения мира… увеличения ввоза и вывоза товаров, наконец, вследствие увеличения портовых сборов и роста рыночной торговли, — все это вы используйте для того, чтобы появилось как можно больше новых доходов» (Ксенофонт. О доходах. 4.40). 340. Ксенофонт. Домострой. 5.18. 341. Иак. 4:13–17: «Теперь послушайте вы, говорящие: “сегодня или завтра отправимся в такойто город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль”; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того чтобы вам говорить: “если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”, — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Эти слова призывают рассматривать все события в более широком, мировом контексте, не отделять будущее и ведущие к нему действия от космоса.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

318. Bibliotheka veterum patrum Gallandii. Τ. VII, Macarii Alexandrini sermo de excessu justorum et peccatorum. 319. Святой Кирилл жил в V веке и председательствовал на Вселенском Соборе. Приводимое здесь Слово его на исход души помещено в Следованной Псалтири. Учение, подобное святому Кириллу, проповедовал и патриарх Феофил, которого Кирилл был племянником и преемником. См. «Достопамятные сказания». 320. Смотри выше сноску с. 27 321. Многие перед кончиною своею видели смерть. Если значительная часть предметов видимого мира нам неизвестна, тем более неизвестны предметы мира невидимого, неизвестны особливо тем, которые на изучение их не обратили всего своего внимания, а занимаются ими только поверхностно. Не все, что кажется странным для плотского ума человеческого, уже странно и само по себе. Мы не должны ограничивать всемогущества Божия своими предрассудками. Каждый человек, не стяжавший истинного духовного разума, преисполнен предрассудков, как бы он ни был образован скорогибнущею образованностию мира — этим буйством в отношении к Богу. 322. Лк. 16. 22. 323.  …«безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12. 20). 324.  …душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26. 38). 325.  Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26. 39). 326. Четьи-Минеи, 15 августа. 327. Патерик Скитский. 328. Благовест. Мф. 22. 14. 329. Патерик Скитский. 330. Patrologia. Vitae Patrum. Lib. VI, cap. XIII. 331. Патерик Скитский. 332. Пролог. 17 октября. 333. Лествицы 6 степень. По рукописному славянскому переводу с греческого, сделанному в молдавском Свято-Вознесенском Нямецком монастыре. 334. Лествицы 5 степень. 335. Патерик Скитский. 336. Молитва на вечерне Пятидесятницы. Требник. 337. Слово 1, гл. 2, по изданию 1833 года. 338.  …от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2. 16, 17). 339.  …проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой взят ты, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3. 17–19). Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, послание к монахине Ксении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

580 См. Прайс Е. Б . Свидетели Иеговы. — Калининград, 1994, с. 91. 581 Несмелов В. И. Наука о человеке. Т. 2. — Казань, 1906, с. 354. 582 В начале было Слово, с. 327. 583 Там же, с. 331. 584 Напомню, что в святоотеческой православной традиции видение Даниила понимается как откровение о двух природах Богочеловека: Ветхий Днями есть Предвечный Логос, Сын Божий, а Сын Человеческий, подходящий к престолу Ветхого Днями, есть знак соединения вечной, исконной божественной природы Сына с человеческой природой Христа. См. главу " Большой Московский Собор и образ Бога Отца " в книге Л. А. Успенского " Богословие иконы Православной Церкви " (Париж, 1988, сс. 315–352). 585 В начале было Слово, с. 332. 586 Там же, с. 318. 587 Там же, с. 326. 588 Там же, с. 339. 589 Там же, с. 174. 590 Там же, с. 63. 591 Там же, сс. 327 и 331. 592 Да, Христос священнодействует в скинии (Евр. 8, 1–2) Но это литургическое действие, а не " разборка " с ангелами. Христос литургисает: чудесно входит в наши литургии, чтобы приобщить нас к тем же плодам, что и апостолов на Тайной Вечере. 593 Привожу все тексты из 8 и 9 глав Послания к Евреям, где говорится о входе Христа в небесное святилище. Стоит отметить, что все эти тексты говорят в настоящем и прошедшем временах, и ничто в них не предполагает, будто нечто дллжно совершиться в предстоящем (для апостола Павла) 1844 году: " Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек…Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее… Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление… Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

Ныне Иерусалим – святыня трех религий, чтущих Бога Авраама. Но Бог Авраама ведет всех его потомков, все народы к вратам Небесного Иерусалима, где будет Единый Небесный Архиерей вовек по чину Мелхиседека ( Рим.7:17 )- Иисус Христос . Мы исходим из часовни Адама. Перед нами под стеклом большой камень. На нем кирпичного цвета запекшаяся кровь Спасителя. Кровь, омывающая и очищающая всех нас. Только что приобщившись ее от Святой Чаши, мы видим ее отпечатанною на камне. Идем дальше. Вот придел Лонгина Сотника. Здесь стоял руководитель воинов, прибивших гвоздями Христа к древу Крестному, когда Он висел на нём, умирая за Своих распинателей. Здесь Лонгин прославил Бога и сказал: Истинно человек этот был Праведник, воистину Он был Сын Божий ( Лк. 23: 47 ; Мф. 27:54 ). А вот Темница Господня. Здесь по взятии в Гефсиманском саду Иисус Христос провел несколько часов в узах. Темница – это углубление в скале с каменной скамьей, в которую через два отверстия продевались ноги и снизу сковывались цепью. На этой скамье сидел Спаситель. Руки Его были заключены в оковы. Эту каменную скамью Святого Узника с двумя отверстиями мы видели. Он стал Узником, чтобы проповедовать пленным освобождение... и отпустить измученных на свободу ( Лк. 4:18 ). И для того еще, чтобы Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет... и заключил его ( Откр. 20: 2–3 ). Далее проходим Столп бичевания. К этой колонне был привязан Спаситель, когда претерпевал насмешки и подвергался бичеванию. Многие паломники, прикладываясь к Столпу, отчетливо слышат удары бичей. Слышал их и наш паломник из Красноярска до тех пор, пока не прошла вся наша группа. Мы подходим к месту обретения Креста Господня святой царицей Еленой в 326 году. Вот сюда Крест Христов и кресты разбойников были сброшены с холма и со временем засыпаны. Сверху мы видим окно, там стояла царица Елена, наблюдая за раскопками. Оттуда она бросала деньги, ободряя копающих. Мы стоим и поем тропарь праздника Воздвижения и «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...». На лице отца Андрея радость и умиление. Ведь он – настоятель Крестовоздвиженского прихода и строит храм в честь Воздвижения Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Священники окружали ковчег, левиты и священники и весь Израиль стояли по одну и по другую сторону, как написано: Весь Израиль, старейшины его и надзиратели, и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега (8:33). Обратили лицо свое к горе Гаризим и начали благословение: благословен человек, который не делает себе изваяния, ни литого кумира, и все как один отвечали: проклят человек, который делает себе изваяние или литой кумир (ср. Втор. 27:15 ), и все как один отвечали: аминь, и так до завершения благословений и проклятий. Затем принесли камни, построили алтарь и покрыли его известью и написали на нем слова Торы на семидесяти языках, как написано: очень явственно ( Втор. 27:8 ) " 322 . Это отрывок из Мишны. Как видно из этого описания, Талмуд представляет событие как некую литургию, с церемониями и антифонными возглашениями. Притом, описанное здесь, как видим, несколько отличается от повелений Второзакония. Что же было написано на камнях, покрытых известью? Вся Тора, как считает иудейская традиция 323 ? Декалог, как полагают некоторые современные комментаторы 324 ? Ориген и Св. Иоанн Златоуст на основании LXX 325 считают, что текстом было Второзаконие: «Иисус строит жертвенник из цельных камней и пишет на них Второзаконие» 326 . Бл. Феодорит и бл. Августин в своих толкованиях на книгу Иисуса Навина пропускают без внимания это событие. Ориген посвящает ему целую гомилию (IX гомилия на книгу). Для него, рассматривающего весь Ветхий Завет через призму Нового, алтарь есть новозаветная Церковь , камни, из которых был построен алтарь, – христиане: «Все мы, верующие в Иисуса Христа, называемся живыми камнями, как утверждает Писание» 327 (ср. 1Петр. 2:5 ). Фундамент Церкви – Христос как краеугольный Камень, в основании Церкви – тоже камни: апостолы и пророки (ср. Еф. 2:20 ) 328 . Второзаконие, согласно LXX, написанное Иисусом Навином на камнях алтаря становится у Оригена «новым законом», «законом Евангелия», который «Иисус написал на живых камнях, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях нашего сердца» 329 (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

“Восхотеть спасти, говорит, например, святой Григорий Нисский , есть знак благости; ме­ной искупить пленника – знак правды; а недоступное для врага сделать доступным есть дело высочайшей премудрости”. 325 Мысль о всеведении Божием и взгляд на мир – дело рук Божиих, совершенно достаточны для убеждения естественного разума человеческого в высочайшей премудрости Вседержителя, которую признавали даже и язычники. 326 § 21. Свойства воли Божией. Волю Божию можно рассматривать с двух сторон: саму в себе и в отношении к тварям. В первом случае она пред­ставляется нам: а) по естеству своему высочайше свободной, а – б) по свободной деятельности всесвятой. В последнем – являет­ся: а) прежде всего всеблагой: так как благость есть первая и главнейшая причина всех действий Божиих по отношению ко всем тварям, разумным и неразумным; б) потом, в частности, по отношению к одним тварям разумным – истинной и верной: поскольку открывает себя им в качестве нравственного закона для их воли и в качестве обетований или нравственных побуждений к исполнению этого закона; в) наконец – право­судной: поскольку следит за нравственными действиями этих существ и воздает им по заслугам. Таким образом главные свойства воли Божией, или точнее, главные свойства Божии по воле суть: 1) высочайшая свобода, 2) совершеннейшая святость, 3) бесконечная благость, 4) совершеннейшая истинность и вер­ность и 5) бесконечное правосудие. 1. Высочайшая свобода. Бог называется высочайше-свободным ( λεθερος, υτεξοσιος, liberrimus), потому что Он определяет Себя к деятельности совершенно независимо от всякой необходимости или принуждения, как внешнего, так и внутреннего, а единственно на основании представлений (идей) своего совершеннейшего разума и все по изволению воли Своей ( Еф. 1:11 ): Он и избирает, что хочет, и осуществляет избранное, как хочет. 327 Священное Писание приписывает Богу высочайшую свободу: а) вообще во всех Его действиях, утверждая, что Он совершает все по изволению воли ( Еф. 1:11 ), и в частности – б) в сотворении мира: Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено ( Апок. 4:11 ). Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет ( Пс. 113:11 ). Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Пс. 134:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Так понимают это место многие современные экзегеты, объясняющие эти слова в историческом смысле, дальше которого некоторые из них (напр. Гитциг, Де-Ветте и т. и.) и не идут. И Ап. Павел, доказывая, на основании этих стихов псалма, замену ветхозаветных жертв жертвою, принесённою Спасителем, после приведения этих стихов, оставляя без внимания выражение, названное нами пока непонятным, говорит: „сказав прежде т. е. Иисус Христос (к Которому он относит предыдущие слова), что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжения, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону), Ты (Боже) не восхотел и не благоизволил, потом прибавил: се иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы поставить второе” ( Евр. 10:8–9 ). Ап. Павел ясно, таким образом, показывает, что произносящий означенные слова выражает в них ту общую мысль, что он, вместо неугодных Богу жертв, обещается исполнить волю Его, а так как эта воля в псалме представляется высказанною раньше, то, следовательно, можно сказать, что Апостол видел здесь замену жертв послушанием воле Божией. В чём состоит это послушание воле Божией, певец этого не определяет в разбираемых словах. Он говорит об этом весьма неопределённо. Однако же видно, что он хочет совершить что-то положительное, а не удержаться от чего либо, как думают иные 324 . „Вот я иду, чтобы исполнить волю Твою, Боже, и закон Твой у меня в сердце” говорит псалмопевец. К этому ещё он ранее заявил, что то, что он готов исполнить, уже было заявлено прежде. Кем это было заявлено: самим-ли им, или предначертано Богом и где, – всё это здесь не показывается. Ап. Павел, равно как LXX, высказываются в этом месте насколько частнее, но также не вполне определённо. Они только вместо „в свитке книжном”, как буквально переводится с еврейского (би мегиллат сефер) 325 согласно с переводами Акилы и Симмаха, переводят ν κεφαλδι γραμματικ что у нас переводится: „в главизне книжной” 326 . Почти все более замечательные немецкие экзегеты расходятся в определении того места, которое в частности имеется здесь в виду, но почти все соглашаются в том, что здесь под разумеется книга Закона Моисея, или вообще Тора 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Так что, теперь мы можем с радостью узнать, что мормонскую землю обетованную – Америку открыл мормон – Христофор Колумб. Если кто-либо из ваших детей, внуков, правнуков станет мормоном, то он не оставит вас в покое и на том свете, приложит все силы, чтобы сделать мормоном и вас. Целью мормонов является «…в один прекрасный день завершить крещение всех людей когда-либо живших на Земле…» (12, с. 63). По имеющейся информации «…к сентябрю 1997г. функционировали пятьдесят два храма и ещё сорок шесть новых храмов объявлены и находятся на разных стадиях строительства. Сотни миллионов микрофильмов с генеалогией хранятся в Гранитной Горе.» (5, с. 191). Всех мормонов призывают заполнять специальные анкеты об умерших родственниках и направлять их в храмы для совершения над умершими обрядов: «Кроме необходимых таинств есть много законов, которым мы должны быть послушны, чтобы стать правомочными на возвышение. Нам надо: … 9. изыскивать сведения о своих умерших родственниках и совершать для них спасительные таинства Евангелия;… » (17, с.326). Эти сведения являются для мормонов настолько важными, что их хранение обеспечивается в хранилищах Гранитной Горы. Это было сделано для того, чтобы обеспечить сбережение генеалогических архивов, а попросту «Переписи когда-либо жившего населения Земли» в случае ядерной войны. По мнению руководителей ЦИХСПД «Регистрация наших имен в церковных записях и на Небесах, активное участие в жизни по законам Евангелия – это необходимые условия получения наследия в Сионе и благословений вечной жизни» (12, с. 44). При этом, мы должны помнить о том, что говорится о подобных действиях в Библии: «И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я.» (2Цар.: 24, 10). 4.10. Крещение за мертвых, проповедование мертвым «Но только, воля ваша, здесь не мёртвые души, здесь скрывается что-то другое» «Мёртвые души». Н.В. Гоголь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tserkov-...

Точнее и нагляднее объяснил это св. Феофилакт: как нельзя сказать, что ум иногда бывает без слова, так и Отец Бог не был без Сына. Отношение Сына Божия к Богу Отцу есть отношение вечного сопребывания с Ним; Сын Божий, как Слово, от вечности рождается от Бога Отца, как Ума, внутренним образом, бесстрастно. Кроме того, наименование Слово показывает отношение Сына Божия ко всем тварям: «Сын называется Словом потому, что Он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, по и по соединению с Отцом и потому, что являет Его. А иной сказал бы может быть, что относится к Отцу, как определение к определяемому, потому что и определение называется словом. Ибо сказано, что познавший Сына познал Отца, и Сын есть выражение Отчего естества, поскольку и всякое порождение есть безмолвное слово родившего. Но не погрешит в слове тот, кто скажет, что Сын именуется Словом, как соприсущий всему сущему. Ибо что стоит не Словом». Далее, это наименование выражает отношение Сына Божия к людям, сообщившего им откровение об Отце: «потому еще наименовал Евангелист Сына Божия Словом, что Сын пришел возвестить нам об Отце. Вся, яже слышал от Отца Моего, сказах вам», 323 и «Он возвестил нам о свойствах Отца, подобно как и всякое слово объявляет настроение ума». Итак, по учению отцов Церкви, «слово» обозначает как безначальное, бесстрастное рождение Сына Божия от Бога Отца, так и откровение Бога Отца через Сына миру и людям. Св. Писание, и преимущественно Евангелие св. Иоанна, подтверждает это учение: 1) в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 324 2) Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть, в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. Им создано все, что на небесах, и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и все Им стоит. 325 3) И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истицы; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца... Бога не видал никто, никогда; единородный Сын, сущий в ведре Отчем, Он явил. 326

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Если же кто скажет нам: неужели Бог не мог лучше умертвить Ирода? то я в ответ на это спрашиваю, не мог ли Бог еще в начале уничтожить змия и не говорить: «положу вражду между ним и женою и между семенем его и семенем ее» 322 ? Не мог ли Он вдруг сотворить множество людей? Но, поскольку Он знал, что прекрасно быть тому так, то сотворил ангелов и человеков со свободною волею для делания правды, и определил периоды времени, в продолжение которых Он признал за хорошее им пользоваться свободою воли; и предоставя им свободу воли, Он назначил всеобщие и частные суды, потому что знал, что это прекрасно. Поэтому Писание повествует о построении башни и о разделении и изменении языков так: «И сказал Господь: вот народ один и язык у всех один, и начали делать это; и теперь у них не будет недостатка во всем том, что они вознамерятся делать» 323 . Изречение: «иссохла сила Моя, как черепок, и язык мой пристал к гортани», также предвозвещало то, что Он по воле Отца намерен был сделать. Ибо сила Его могущественного слова, с которою Он всегда обличал фарисеев и книжников и вообще всех учителей вашего народа, когда они спорили с Ним, остановилась на подобие многоводного и сильного источника, которого вода отвращена в сторону, – когда Он молчал и никому при Пилате ничего не хотел отвечать, как сказано в памятных записях Апостолов Его 324 , для того, чтобы принесли действительный плод и слова Исаии: «Господь дает мне язык, чтобы я знал, когда мне должно говорить слово» 325 . Изречением: «Ты Бог Мой, не отступи от Меня», Он между прочим научает нас, что все мы должны надеяться на Бога, сотворившего все, и у Него одного искать спасения и помощи, а не думать подобно другим людям, что можем спастись происхождением или богатством, или силою или мудростью, как вы всегда делали, вы, которые некогда слили золотого тельца и всегда показывали себя неблагодарными, убийцами праведников и гордыми своим происхождением. Если и Сын Божий ясно говорит, что Он не может спастись ни тем, что Он Сын, ни тем, что Он силен или мудр, но показывает, что Он не может спастись без Бога, хотя Он безгрешен, как говорит Исаия, и не согрешил даже словом – ибо «Он не сделал беззакония и обмана устами» 326 , – то как вы и другие, ожидающие спасения без этой надежды, не подумаете, что вы обманываете себя самих? Глава 103

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010