Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. – СПб., 1869–1885, Ют. Записки русского инока-афонца//Душеполезный собеседник. – 1901. – С. 179. Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря [ Пимен (Благово) ]. – М., 1872. – С. 109. Историческое описание Московского Богоявленского монастыря. – М., 1902. – С. 18. Браил. Церковные вопросы в России и русские духовные ведомости Браила. – 1896. – С. 37–38. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. – М., 1877. – С. 22–24, 406, 407. Церковный вестник. – 1891, 34. – С. 532. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, январь. – С. 77–81; апрель. – С. 310–326, том доп. 1. – С. 249. Душеполезный собеседник. – 1895, апрель. – С. 120. – 1914. – С. 289–290. Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1903, 31. – С. 1162–1171. Русская старина. – 1879, апрель. – С. 657. – 1880, ноябрь. – С. 608. – 1885, июль. – С. 168. – 1904, июнь. – С. 559. Исторический вестник. – 1885, июль. – С. 218–219; декабрь. – С. 34. – 1906, август. – С. 527–530. Русский паломник. – 1916, 8. – С. 127–128. Русский инок. – 1910, 9–10. – С. 131–138. – 1911, февраль, 63; вып. 8, апрель. – С. 18–19; вып. 9, май. – С. 16–17; 10, май. – С. 12–13. – 1912, вып. 50. – С. 8–11. – 1913, вып. 88. – С. 999–1004; вып. 90–92. – С. 118, пр. 12, 1187, пр. 14, 1188, пр. 15. – 1915, 8. – С. 448, пр. Татьяна Васильевна Шлыкова//Русский архив. – 1889, кн. 1. – С. 518. Из писем Игнатия Брянчанинова к С. Д. Нечаеву//Русский архив. – 1893, кн. 2. – С. 153–158. Из писем А. П. Дубовицкого к Н. И. Буличу//Русский архив. – 1897, кн. 2. – С. 443. Русский архив. – 1900, кн. 3, 10. – С. 235–236. Екатеринославские епархиальные ведомости. – 1872, 10. Мариуполь и его окрестности. Отчет об учебных экскурсиях Мариупольской Александровской гимназии. – 1892. Журнал Московской Патриархии. – 1945, 3. – С. 73. 1958, 1. – С. 57–69. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб.. 1900–1911, т. 5. – С. 797; т. 7. – С. 641–642.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИСК И МАМАНТ [греч. Βασιλσκος, Μμας], мученики (пам. греч. 29 июля). Время и место их мученической кончины не известны. В. был усечен мечом. В визант. календарях он назван старцем. М. был утоплен в море. Согласно Типикону Великой ц . X в. их синаксис совершался в к-польской местности Ксироцирк ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 98; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 354). В Синаксаре К-польской ц. X в. говорится, что в Дариевом квартале в К-поле в их честь был построен храм (SynCP. Col. 856). В визант. рукописных календарях память мучеников указывается под 30 июля (напр., Paris. gr. 1587, XII в.; Paris. Coislin. 223, 1301 г.) или 31 июля (напр., Mess. 103, XII в.; Paris. gr. 1624, XIII в.), а в печатную Минею (Венеция, 1591) и совр. календарь греч. Церквей она внесена под 29 июля. Ист.: SynCP. Col. 853-858; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 129. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 229, 231; Janin. Églises et monastères. P. 326-331; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 732; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 77. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149795.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ МАЛЕИН [греч. Γεργιος, ν τ ρει Μαλαι ] (V-VI вв.), прп., Пелопоннесский (пам. 4 апр.). Подвизался на мысе Малея (юго-вост. оконечность п-ова Пелопоннес). Сведения о жизни Г. М. находятся в греч. богослужебных текстах. Вопреки воле родителей, собиравшихся женить его, он стал отшельником. Вокруг Г. М., преуспевшего в духовных подвигах, собралось множество учеников, но он, не желая земной славы, удалился в пустынное место на Малею и поселился на одноименной горе, где прожил много лет. Г. М. предвидел свою кончину за 3 года. Непосредственно перед смертью он собрал в своей келье окрестных монахов и, благословив их, предал дух Господу. Он получил прозвище Георгос (γεωργς - земледелец) за то, что неустанно трудился на ниве спасения души. Кроме 4 апр. в визант. синаксарях память Г. М. отмечена под 5 и 15 апр., а также под 12 мая. Ист.: ActaSS. Apr. T. 1. P. 326-337; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 185; SynCP. Col. 586, 587, 605, 675. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 129-130; Γεργιος, ν τ ρει Μαλαι//ΘΗΕ. Τ. . Σ. 456-457; Janin R. Giorgio, eremita in «Malaeo monte»//BiblSS. Vol. 6. Col. 512; Aubert R. Georges (51)//DHGE. T. 20. Col. 641; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 93. Рубрики: Ключевые слова: ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/164389.html

О Трирском нешвенном Хитоне Господа в евангилие от Иоанна сказано «…хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу (воины): не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» . Рядом с этой церковью на холме Святого Креста, шестнадцать столетий назад, стояли ворота, такие же как и эти, сохранившиеся до наших дней, ворота Порта Нигра. Те ворота назывались Порта Альба. Они были южными воротами. В 326 году через эти ворота, в город вошла немолодая женщина. Только по следовавшим за ней большим количеством собравшихся людей, можно было догадаться, что это мать императора. Святая Елена, вернулась из своего паломничества на Святую землю — место Земной жизни, Смерти и Воскресения  Господа. Она уже стала свидетельницей силы Божией, явленной при обретении Животворящего Креста. Господь воскресил мертвого юношу через прикосновение  к  Древу, ставшему свидетелем Страданий и Славы. Теперь в Трир, через эти ворота, везла царица еще одну Святыню Страстей Господних. Его Хитон. Тот самый, который воины не разделили. С тех пор он здесь. Когда в Европе бушевала Реформация, Мартин Лютер, встречался с епископом Трира и говорил с ним. Владыка увещевал Мартина не рвать Тело Церковное, говоря, что Господь не напрасно в дни  тяжких сомнений привел Мартина в Трир, к Хитону Господа. Ведь это не только святая реликвия, но и символ – символ Единой Церкви Христовой.  Даже воины не решились рвать его… Но Лютер отступил, не послушавшись советов мудрого иерарха. Европа на столетия захлебнется в крови религиозных войн. Елена вошла в город. Ее встречал епископ и священство. Здесь на этом холме, и совершили первый молебен у святыни. И заложили храм, в память о первой молитве. Вот он этот храм. Сейчас здесь часто молятся православные. В городе православный приход Московского Патриархата. Приход  во имя Св. Мучеников Севастийских. Здесь проходят регулярные Богослужения.

http://pravmir.ru/xiton-gospoden-v-trire...

Эти несчастные не понимают того, что Крестом Христовым был спасён мир, что на Кресте Христовом были пригвождены грехи всего мира, что Крест освящён самым высшим освящением – Кровью Христовой и тем величайшим делом, которое на нём совершил Господь Иисус Христос: делом спасения рода человеческого. Может ли быть для нас большая святыня, чем освященный Кровью Христовой Крест? Если в Ветхом Завете жертвенник древнего храма Иерусалимского считался великой святыней, если меч Голиафа, которым Давид отрубил голову этому великану, сохранялся в храме, завёрнутый в драгоценные одежды, то нам ли не чтить как величайшую святыню Крест Христов? Вы знаете, что все реликвии великих людей бережно сохраняются теми, кто чтит память их. Вы знаете, с какой заботой создаются музеи великих людей, как чтут люди всё, что осталось от этих людей. И нам ли не чтить всем сердцем Крест Господень, который был найден в 326 году царицей Еленой? Не должны ли мы отвратиться от несчастных сектантов, поносящих Крест Христов? Не должны ли мы, по слову Павлову, причислить их к погибающим, споткнувшимся о камень преткновения, только мнящих себя носителями истины Христовой? Да не будет у нас никакого общения с этими несчастными хулителями Креста Господня! Да будет перед нами всегда знамя Креста Христова! Да не будет среди вас никого, кто не носил бы на шее своей крест! Знаю я, что не у всех вас на шее крест Христов, вижу я бусы и медальоны, но далеко не у всех кресты. Не отговаривайтесь тем, что негде купить крест, ибо если бы любили крест, то нашли бы его, вырезали хотя бы из дерева и надели бы на свою шею. Вспомните об этом и все наденьте на шею крест Христов, все начертайте его в сердце своём! И спасёт Он вас и введёт в жизнь вечную. 21 сентября 1945 г. Возьми свой крест и иди за Христом «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» ( Мк.8:34–35 ). Эти слова Христовы, слова огромной важности и глубины, у многих из вас могут вызвать недоумение. Как это Господь говорит, что если ты хочешь спасти душу свою, то должен её погубить?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Нужно заметить еще, что составленное при Феодосии Младшем сочинение «Notitia urbis Constantinopolitanae» не упоминает ни о каких языческих храмах, хотя с точностью исчисляет все существовавшие в Константинополе храмы. 68 Между важнейшими источниками, служащими к ознакомлению с религиозной политикой Константина, возбудила особенный интерес надпись, открытая в марте 1733 г. в умбрийском городке Спеллоне и в том же столетии не раз опубликованная. Особенности орфографии и еще более самое ее содержание побуждали некоторых ученых считать надпись подозрительной (Муратори) или решительно фальсификацией. В новейшее время Моммзен подверг тщательному исследованию вопрос о подлинности надписи, и после этого исследования все сомнения рассеялись: надпись оказалась не поддельной, а подлинной. Надпись начинается латинскими литерами Е. S. R., которая, по вероятной догадке Муратори, значит список священного рескрипта (Exemplum Sacri Rescripti); затем указываются имена Константина и его троих сыновей: «Император цезарь Флавий Константин Великий , победитель германцев, сарматов, готов, триумфатор, август, – и Флавий Константин, – и Флавий Юлий Констанций, – и Флавий Констанс». Так как в этом перечне сыновей Константина не упоминается сын его Крисп, казненный в 326 г., то, значит, надпись возникла не раньше 326 г. Самое позднее время, когда могла явиться та же надпись, по изысканию Моммзена, есть 333 г. Следовательно, она возникла между 326 и 333 гг. Побуждением к изданию императорского рескрипта, список которого находится в надписи, служило следующее: Две провинции, Тусция и Умбрия, будучи в административном отношении подчинены одному и тому же корректору, обязаны были, по древнему обычаю, в общей их митрополии – Болзене (Volsinii) ежегодно держать собрание, с которым соединялись игры цирка и театральные зрелища. Жители Умбрии такое собрание в вышеуказанном городе находили для них обременительным, вследствие затруднительности путей сообщения; поэтому они обратились с просьбой к императору, испрашивая разрешения иметь отдельные от жителей Тусции собрания и соединенные с этими последними игры; городом, где должны были происходить собрания, они желали иметь Спеллон, митрополию Умбрии; при этом они просили позволения называть этот город впредь Urbs flavia Constans, а также позволения устроить храм Флавиева рода в память об императорской фамилии Константина, принадлежащего к роду Флавиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Архимандрит Аполлинарий: (Память 11 октября)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. 1. Кн. II. Июль-дек. М., 1912. С. 266. Глинский схимонах Артемий: (Память 5 февраля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. 1. Кн. I. Янв.-июнь. М., 1912. С. 154. Глинский схимонах Артемий – ученик схиархимандрита Илиодора, любитель безмолвия. О нем: Подвижник Глинской пустыни: (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Апрель. М., 1908. С. 10. Жизнеописание Глинского подвижника схимонаха Архиппа: С портр. старца. Одесса, 1902. 111 с.; 1 вкл. л. портр., илл. Глинский подвижник схимонах Архипп: (Память 27 сентября)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Сентябрь. М., 1909. С. 326–358, 361. Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. 2-е изд. Брянской Белобережской пустыни. Одесса, 1904. 84 с. Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни: (Память 27 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Апрель. М., 1908. С. 249–295. Глинский послушник Василий Милонов кающийся: (Память 30 января)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. 1. Кн. I. Янв.-июнь. М., 1912. С. 146–148. Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пустыни настоятеля архимандрита Германа/А. Ф. Ковалевский. 2-е изд. Харьков, 1894. 140 с. Глинский монах Димитрий. О нем: Глинские иноки: схимонах Марк, иеромонах Порфирий и монах Димитрий: (Память 29 марта)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Март. М., 1907. С. 336, 339. Монах Досифей Глинский: (Память 5 ноября)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Ноябрь. М., 1910. С. 82–86. Глинский монах Досифей. О нем: Подвижники Глинской пустыни: (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Апрель. М., 1908. С. 9. Краткое сказание о жизни монаха Досифея/Сост. иеромонах Иассон//Курские епархиальные ведомости. 1894. 7. С. 45–54.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Проблемы взаимоотношений фронта и тыла, патриотический подъем и шпиономания, героические подвиги на фронте и политические интриги в Государственной Думе и Зимнем дворце, психология русского солдата и выдающиеся военные изобретения русских ученых - все эти и многие другие темы будут раскрыты участниками конференции - крупнейшими российскими историками. Среди них такие известные специалисты, как О.Р.Айрапетов, И.Н.Гребенкин, И.Н.Новикова, Д.Н.Филипповых, Г.Д.Шкундин, Н.В.Суржикова, А.В.Лубков, В.Л.Степанов, А.М.Фомин, А.А.Иванов, И.В.Купцова, П.А.Новиков, В.В.Страхов, С.Г.Нелипович, О.С.Поршнева, О.С.Нагорная, А.А.Зданович, Е.С.Сенявская, В.А.Зубачевский, Н.Д.Постников и многие другие. Помимо этого, в ходе конференции пройдет круглый стол «Память о Первой мировой - общественная инициатива», на которой практическим опытом поделятся представители общественных и государственных организаций из разных регионов России, Белоруссии, Литвы, Латвии, Литвы. 27 июня состоится возложение венков к памятнику героям Первой мировой, а на следующей день участники проедутся по местам боевых действий русский армии в Калининградской области и Польши, а также возложат цветы на могилы русских солдат в г.Черняховске (бывший Инстербург, где непродолжительное время размещался штаб 1-й русской армии генерала П.К. фон Ренненкампфа) и г.Гижицко (бывшая крепость Летцен, Польша). Специально для публикации на «Русской народной линии» предлагается отрывок из воспоминаний нижнего чина, разведчика 326-го Белгорайского пехотного полка Евгения Владиславовича Тумиловича. Крестьянский сын, в конце 1915 г. в возрасте 18 лет он добровольцем ушел на фронт и стал участников кровопролитных сражений в на р.Прут и в Карпатах. Ниже приводится описание боя 28 (15) июня 1916 г. на р. Черемош, который в журнале называется «небывалым в истории полка по упорству и ожесточению». Публикацию предваряет краткое описание общей стратегической обстановки и самого боя на основе различных исторических материалов (прежде всего, журнала боевых действий 326-го полка).

http://ruskline.ru/analitika/2014/06/24/...

Уровень тела. Низшие способности познания, по святителю Феофану, – это наблюдение внутреннее и внешнее, воображение и память. «Сии две способности (память и воображение) принадлежат к числу рабочих сил, а потому обыкновенно бывают таковы, каков весь человек». 318 «Наблюдение (внешнее. – Е. Н.) некоторым образом изменяет состав души и полагает основу характеру». 319 2. Силы деятельные. Уровень Духа. Совесть передаёт сознанию волю Божию. «Совесть назначена к тому, чтобы образовать человека в гражданина того мира, куда впоследствии он должен переселиться». 320 Совесть не действует одна, а «берет себе в посредники и орудия другие силы: рассудок, волю, силу чувствования». 321 Уровень души. Воля занимается устроением нашего временного быта и временных наших отношений. «Главное расположение воли у христианина суть: самоотвержение и ревность о пребывании в сообщении с Богом». 322 «Она то же в деятельности, что рассудок в познании». 323 Уровень тела. Способности низших пожеланий. «Частое удовлетворение одного и того же желания образует склонность пожелания стоят на переходе от потребностей к склонностям и условливают их образование». 324 3. Силы чувствующие, или сердце. Сердце составляет для сил деятельных основу, оно же – орган высшего познания и общения с Богом. 325 Свт. Феофан Затворник определяет разные состояния сердца, как отношение центра сил и как точки соприкосновения со всем сущим вне нас. 326 Уровень Духа. Сердце как вместилище духовных чувств. Чувствования религиозные. Это «...такие духовные чувства суть те изменения в сердце, кои происходят в нем от созерцания или воздействия на него предметов из духовного мира». 327 «Главное чувство есть чувство сыновства Богу». 328 Уровень души. Сердце как вместилище душевных чувств. «Чувства душевные суть те движения сердца, кои происходят в нем вследствие изменений, происходящих в душе, от свойственной ей деятельности. Они разделяются на теоретические, практические и эстетические». 329 «Теоретические чувства рождаются из отношения сердца к познаваемым истинам. Здесь потребностью знать рассудок возбуждается к деятельности, а потом, в конце своих трудов, плод их слагает в сердце». 330 «Чувства практические суть те движения сердца, кои состоят в существенной связи с деятельностью воли и то возбуждают её, то сами последуют за нею». 331 «Эстетические чувства суть те движения сердца, кои происходят в нем от действия на него особенного рода предметов, называемых изящными или прекрасными». 332

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

2 В Косовской битве (15 июня 1389 г.) Сербское войско понесло тяжелые потери, впрочем, как и завоеватели-турки. Христианская Европа восприняла исход битвы именно как победу сербов. Однако позже в сознании народа битва стала символизировать гибель Сербии. Вук Бранкович, зять князя Лазаря, был одним из участников битвы и командовал правым флангом Сербского войска. Сведения о Косов¬ском сражении крайне скудны и противоречивы. Это была настоящая кровавая сеча, в которой погиб и князь Лазарь, и большая часть его ратников. Вук Бранкович и Влатко Вукович с остатками своих отрядов отступили. В народных песнях Косовского цикла о Вуке поется как о предателе, который ушел с поля боя со своими воинами: " Будь он проклят и все его племя!/Изменил он на Косове князю/И увел с собой двенадцать тысяч/Лютых латников с поля сраженья... " . То есть в числе причин поражения сербов песни называют и измену. Вместе с тем в сербской науке существует вполне обоснованное мнение, что это - книжная легенда, и возникла она, по всей видимости, только в XVII в. Но самый факт измены Вука Бранковича настолько глубоко вошел в память народа, что во время Первого сербского восстания (1804-1813), после захвата Крушевца, повстанцы вскрыли могилу Вука, прах сожгли, а пепел развеяли по ветру. Это событие как раз красноречиво свидетельствует, к чему ведут разного рода " перекосы " национальной истории - народ, утративший историческую память, вполне способен уничтожить сам себя. Для восстановления ее, осмысления " белых пятен " прошлого в ХХ в. много сил и трудов положил великий православный богослов еп. Николай Велимирович - св. Николай Сербский. О смысле и значении Косовской битвы он, в частности, писал следующее: " Ошибаются те, кто говорит, что Косово остановило ход нашей истории, отбросило нас назад, что если бы не было Косова, мы были бы сегодня великим народом. Как раз именно Косово сделало нас великим народом. Оно есть наша народная Голгофа и одновременно - наше народное Воскресение, духовное и моральное. Оно остановило нравственный распад сербского народа. Оставило нам сонм витязей веры, чести и жертвенности... Ошибаются те, кто считают Косово поражением. Князь Лазарь и его воины погибли... Они принесли в жертву Богу все, что имели и могли, а потому и победили. Погубили плоть, но спасли душу... Святые мощи князя Лазаря, напоенные Небесной благодатью, и сегодня покоятся в мире и исцеляют многие немощи человеческие. Не утрачены и останки витязей Креста, хотя остались они на поле боя. Святые души их освятили тела, а святые тела их освятили всю Косовскую землю. Потому Косово стало Святым Полем. Потому сербы со всех концов света приезжают на Косово поле и берут горсти святой земли, чтобы хранить ее как святыню в церквах и домах своих... Косово - это великая гробница христианских мучеников. Весь сербский народ прославляет Видовдан... [ибо] он напоминает нам о нашей победе и Воскресении " Hukoлaj, епископ. Сабрана дела. У 13 Химелстир, 1983. 9. С. 326-327).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010