Сщмч. Ипатий Гангрский. Икона из деисусного чина иконостаса Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1652 г. (КГОИАХМЗ) Сщмч. Ипатий Гангрский. Икона из деисусного чина иконостаса Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1652 г. (КГОИАХМЗ) Помимо основного дня памяти (14 нояб.) в визант. Синаксарях и служебных Минеях имя И. обозначено также под 25 февр., 5, 30 и 31 марта, 15 нояб. и под др. числами; в разных рукописях «апокрифического» Мученичества говорится, что И. пострадал 8, 19 янв. или 31 марта. В К-поле рядом с мавзолеем равноап. имп. Константина Великого находилась часовня, посвященная И., с нартексом и атриумом ( Janin. Églises et monastères. P. 491). В наст. время частицы мощей И. находятся в Греции во мн. мон-рях: часть главы И. хранится в мон-ре прор. Илии недалеко от Коринфа, др. частицы находятся в Иверском мон-ре на Афоне , в мон-рях св. Агафона (близ Ипати, ном Фтиотида), Пресв. Богородицы Хрисоподаритиссы (ном Ахея), Иерусалим (ном Беотия), Вулкану , Введения во храм Пресв. Богородицы (Облу) близ Патр, Успения Пресв. Богородицы (Макеллария) близ Калавриты (ном Ахея), прор. Илии (о-в Самос), Пресв. Богородицы Турлиани (о-в Миконос), а также в ц. Успения Пресв. Богородицы (Калаврита). И. особо почитался у славян. Апокрифическое Житие И. содержится в серб. списке 1-й четв. XIV в. (Ath. Pantel. Slav. 22). В сер. XVI в. прп. Зиновий Отенский составил Похвальное слово И. В Костроме был основан Ипатиевский во имя Св. Троицы муж. мон-рь . 2 марта 1997 г. представитель Антиохийского Патриархата при Московском Патриархе передал в мон-рь частицы мощей И. В календаре РПЦ содержится указание, что И. пострадал в 326 г. Однако нек-рые совр. исследователи на основе Жития и списка участников Гангрского Собора предлагают датировать кончину епископа 362 г. ( Бугаевский. 2008. С. 39-40). И. считается покровителем г. Тиджано в обл. Апулия на юге Италии, где его память празднуется 18 янв. Ист.: BHG, N 759-759f; MartRom. P. 521; PG. 117. Р. 159-160 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 223, 228, 489, 573, 576; Ferri S. Il «bios» e il «martyrion» di Hypatios di Gangrai//SBN. 1931. T. 3. P. 69-103; Halkin F. Un recueil de légendes hagiographiques: le ms. Bollandien 1009//BZ. 1951. Bd. 44. S. 253-257; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 163-166; ЖСв. Март. С. 610-614; Бугаевский А. В. Священномученик Ипатий, еп. Гангрский, славный чудотворец и целитель. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/673743.html

1796 Устав напечатан, как мы указывали выше, в III томе Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографич. Комиссией. 1797 Вел. кн. Георгий или Юрий Всеволодович пал в битве с Татарами на Сити не 4-го Февраля, а 4-го Марта, так что установители празднования его памяти ошиблись на целый месяц. 1798 Проявление мощей значит обретение мощей; в другом уставе Московского Успенского собора, напечатанном в VI томе Вивлиофики Новикова, вместо: проявление мощей и стоит именно: обретение мощей, – стр. 211. Но обретение мощей было 14-го Июня, – Никон, лет. VI, 41 и Воскресенск. лет. в Собр. летт. VIII, 171. Что значит в данном случае «проявление мощей» и по какому поводу установлен был праздник, это объясняют святцы с летописью, напечатанные в Москве, в 1648-м году, в которых читается под 4-м Августа: «Проявление мощей иже во святых отца нашего Петра митрополита Московского: святитель Пётр митрополит явися благочестивой царице Анастасии (т. е. супруге Грозного, вступившей в брак с ним 13 Февраля 1547-го года и скончавшейся 7-го Августа 1560-го года), не повелевая никомуже гроб свой раскрывати никогда, и повеле ей своею печатию раку запечатлети, и того дня уставиша праздник сей праздновати», см. в Памятниках Московской древности Снегирева стр. 7 (в каталоге Русских святых половины XVII века, находящемуся в академич. ркп. 201, читается о празднике нашего дня: «в 4 день явление иже во святых отца нашего Петра митрополита Московского и всеа России благочестивой царице Анастасии», – л. 326 об.). 1799 Преосв. Сергий в Полном месяцеслове Востока, I, 315, говорит, что со времени патр. Иоакима перестали быть вносимы в печатные книги: под 13-м Июня Андроник Московский и под 31-м Июля Никодим Кожеезерский, но, вероятно, он разумеет не 48-ю главу Устава и не святцы, а Пролога. 1800 Память митр. Ионы, положенная собором 1547-го года на 30-е Марта (вместо 31-го, составляющего действительный день его кончины) в XVI веке праздновалась в Московском Успенском соборе, в разные дни, как укажет царь или патриарх. В Выходах государей записаны дни её празднования; 29:30 и 31 Марта, 1:4, 16:21, 23 Апреля, 13 Мая и 6 Июня. Почему перенесена, намять с 30 Марта на 15-е Июня, сказать не можем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очерк жизни подвижника Глинской пустыни монаха Петра/Изд. Глинской пустыни. Одесса, 1909. 32 с., илл. Глинский подвижник монах Петр: (Память 14 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Апрель. М., 1908. С. 175–199. Глинский монах Пимен. О нем: Подвижники Глинской пустыни: (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Апрель. М., 1908. С. 10–11. Иеромонах Порфирий (Глинская пустынь). О воспитании девиц в духе истинно-христианском//Странник. 1866. Сентябрь. СПб., 1866. С. 85–125. Иеромонах Порфирий (Глинская пустынь). Взгляд на монашество//Странник. 1867. Февраль. С. 39–51. Иеромонах Порфирий (Глинская пустынь). О причинах расколов//Странник. 1867. Июнь. С. 123–129. Иеромонах Порфирий (Глинская пустынь). Беседа со старообрядцами//Странник. 1867. Июль. С. 10–31. Иеромонах Порфирий (Глинская пустынь). О бессмертии//Странник. 1868. Март. С. 95–102. В конце ст.: 15 дек. 1867 г. Глинский иеромонах Порфирий. О нем: Глинские иноки: схимонах Марк, иеромонах Порфирий и монах Димитрий: (Память 29 марта)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Март. М., 1907. С. 331–336. Немирович-Данченко В.И. Крестьянское царство. (Валаам). 2-е изд. СПб., 1889. 275 с. [О Глинском о. Порфирии. С. 264–266]. Земщина: [Газета] 1991. 3 (20). Январь. С. 1. [Упомин. о Глинском старце Порфирии]. Глинский послушник Прохор юродивый: (Память 24 мая)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. 1. Кн. 1. Янв.-июнь. М., 1912. С. 824–825. Глинский подвижник иеродиакон Серапион: (Память 25 июня)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Июнь. М., 1908. С. 326–330. Глинский иеросхимонах Серафим любомудрый: (Память 16 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. 1. Кн. I. Янв.-июнь. М., 1912. С. 588–589. Схиархимандрит Серафим (Романцов): Некролог/Архимандрит Иоанн (Маслов) //ЖМП. 1976. 10. С. 29–30. Глинский послушник Сергий юродивый: (Память 14 июня)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. 1. Кн. I. Янв.-июнь. М., 1912. С. 860–862.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Когда в 326 году святой Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, на него напали недоброжелатели и враги, последователи раскольников Новата и Фелициссима. Сильно израненный мечами и кольями святой Ипатий молился за насильников: «Господи, не постави им греха сего». Он скончался от удара камнем по голове. Убийцы спрятали тело священномученика в пещере и поспешили уйти, но не смогли скрыться от Божьего наказания, и у них помутился разум. Женщина-арианка, нанесшая святому последний удар, непрестанно била себя в грудь тем самым камнем... Между тем, некий крестьянин, хранивший в пещере солому, придя за ней, услышал в пещере голоса поющих ангелов и несказанно удивился. Обнаружив израненное тело убиенного святого, он побежал к своим односельчанам, а те рассказали об этом в городе. С великим плачем пришли жители города Гангры за останками святого отца и любимого пастыря своего и, взяв честное тело святого Ипатия, погребли его с великой честью. Когда тело святого было погребено, женщина, бившая себя камнем в грудь, исцелилась от беснования. Другие убийцы, принеся покаяние, также исцелились при гробе святого, который по незлобию своему и по смерти благодетельствовал своим врагам. Священномученик Ипатий с древних пор особо чтится в Русской земле. В 1330 году в Костроме был воздвигнут Ипатьевский монастырь, на месте явления Божией Матери с Предвечным Младенцем Иисусом и предстоящими святыми – апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. Древние списки Жития святого Ипатия были широко распространены на Руси, один из них вошел в состав Великих Четьих Миней Митрополита Всероссийского Макария (1542–1564). В этом Житии повествуется о явлении Христа Спасителя святому Ипатию накануне его мученической кончины. Помимо службы святому, написанной в древности преподобным Иосифом Студитом, в России в XVII веке служилась особая полиелейная служба на вторую память святого, 16 ноября. На память преставления, 31 марта, иеромонах Карион Истомин в 1707 году составил новую бденную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из житий, представляющих любопытные данные в смысле их характерности и отличия от данных, предлагаемых другими памятниками, прежде всего я остановлюсь на житии митрополита Ионы († 1461 г., память 31 марта), занимающем одно из первых по времени мест среди житий Макарьевского времени и составленном по поручению Макария в 1547 году 325 . Московский святитель, в юности приняв иночество, подвизался в Симоновом монастыре, вблизи Москвы, и таким образом с Москвой и московской жизнью был связан почти все время своей деятельности, если не считать только времени епископства в Рязани. Житие останавливается на различных фактах его жизни главным образом уже в сане митрополита. Замечание историка русских житий о „витиеватости, обилии общих мест и скудости фактического содержания» 326 в житии относится по преимуществу к его 1-й части; действительно, что касается раннего времени подвижничества Ионы, мы узнаем лишь о его воздержании, смиренной мудрости, любви к ближним, презрении к земнымъ вещам; более конкретного пояснения этих понятий биограф не дает и ни на одном не останавливается; по принятии святым епископства житие отмечает его учительную деятельность; впрочем также лишь отмечает и не делает попытки познакомить с тем, чему именно он учил свою паству. В повествовании о митрополитстве Ионы мы встречаем прежде всего сухие указания на чисто исторические факты, вроде избрания его в митрополиты собором епископов, отношения его к Флорентийской унии, встречаем и ту же общую и бессодержательную характеристику, фразами, взятыми из богослужебных книг и других житий (чистоты хранитель, целомудрия образ, неложный учитель, умный правитель, учивший всех душеполезному, и т. п,); но затем биограф переходит к ряду эпизодов, по преимуществу представляющих рассказы о чудесах Ионы; большинство их нельзя, по-моему, не признать в высшей степени характерными; именно эти подробности дали биографу главное содержание его труда, именно они выдвинуты им, как свидетельство душевных доблестей святителя. Из девяти эпизодов ничего характерного в смысле образа мыслей не дают 1-й, 3-й и 7-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Соч.: Просветитель или обличение ереси жидовствующих: Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого. Казань, 1857 (переизд.: 1904); Послания Иосифа Волоцкого . М.; Л., 1959; Слово об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого //Памятники литературы Древней Руси: к. XV – 1-я пол. XVI в. М., 1984; Послание Иосифа Волоцкого кн. Голениной//Там же. Иеромонах Иоанн (Кологривов) Иосиф Песнописец (Иосиф, Смотрины ольховые) Народное название дня прп. Иосифа, Песнописца Сицилийского, 4/17 апр. К этому дню зацветала ольха. По обычаю, девушки выходили смотреть, как она цветет. Пчеловоды заранее готовились к этому дню, чтобы выпустить из ульев пчел. В это же время начинал петь домашний сверчок. Курлыкали журавли, возвращавшиеся с юга. В некоторых областях России у крестьянок было принято при пении журавлей выходить на ниву и семь раз кувыркнуться или покататься с боку на бок, заговаривая свою спину, чтобы она в страдную пору не болела. Ипат (Ипатий, Беды с домовым, огнище) Народное название дня св. мч. Ипатия Гангрского (ск. ок. 326) и прп. Ипатия Печерского (XIV), 31 марта/13 апр. По народным преданиям св. Ипатий Печерский считался покровителем плодородия. Ему молились женщины, не способные к деторождению, а также роженицы, у которых пропадало грудное молоко. Особо ему молились о разрешении «неплодства и бесчадия». Крестьяне считали, что в этот день с раннего утра до ночи бесятся домовые, не узнавая своих хозяев. Они злобствуют, чтобы извести всех домашних и даже разрушить дом. Поэтому следовало усердно молиться Ипатию Печерскому, чтоб он защитил от беснования домового. С заходом солнца многие крестьяне не выходили во двор, запирали весь скот и даже не подходили к окну. В этот же день с древности соблюдался обряд огнища в память о тех временах, когда крестьянам, чтобы создать пашню, приходилось вырубать и сжигать леса. Из дома выносили горящие головешки и угли, раскладывали их на поле и грядках, а затем поджигали от домашнего очага. Возникший костер считали очистительным огнем, через который проносили орудия труда, сохи и бороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

81 . Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. – СПб.: НЕСТОР, 1999. 82 . Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. – М.: Вече, Лепта, 2010. 83 . Эзрин Г.И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества. – М.: Политиздат, 1974. 84 . Ярославский Ем. Мысли Ленина о религии. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – Москва-Ленинград: Государственное издательство, 1925. Приложение Таблица 1 Об учившихся в духовных учебных заведениях (Ведомость [размерность – чел.] Дата Учащихся в академиях (всего), в т.ч. [выборочно] – казеннокоштных – пользующихся пособием Учащихся в семинариях (всего), в т.ч. [выборочно] – казеннокоштных – пользующихся пособием Учащихся в училищах (всего), в т.ч. [выборочно] – пользующихся пособием Итого учащихся, в т.ч. – казеннокоштных – пользующихся пособием Доля казеннокоштных учащихся, % Доля учащихся, пользующихся пособием, % Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 2). и 3). 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 3). Ошибка в сумме до 15% 4). За 1902 г. в семинариях в число казеннокоштных взята сумма казенно- и полуказеннокоштных

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

Но как ее поправить? Одни (Bacherius и Mommsen) поправляют так: «IIII idus apr.», т.е. 10 апреля. 10-го апреля должна быть пасха 326 года и по Анатолию. Но в рукописях часто смешиваются «иды» с «нонами», а потому другие ученые (ван-дер-Хаген и Круш) предлагают читать: «III non. apr.», т.е. 3 апреля, в какой день и должна была праздноваться в 326 году пасха по александрийской пасхалии. Ясно, что при таком положении дела едва ли следует и говорить о том, справлялись или нет с анатолиевой таблицей в Александрии в 326 году. Что же делает о. Д. А. Лебедев ? Его рассуждения примечательны в логическом отношении. Он пишет: «Если допустить (?), что александрийская церковь в 326 году даже только справлялась с пасхальной таблицей Анатолия на ряду с александрийским 19-летним циклом; и тогда представляется очень возможным (?), что вопрос о пасхе 326 года в Александрии решен был в пользу Анатолия, против александрийской пасхалии» (стр. 226). По нашему мнению, такие именно рассуждения и называются в логиках – «circulus vitiosus in demonstrando». В самом —55— деле, о. Д. А. Лебедев задался вопросом о влиянии анатолиева цикла на празднование пасхи в Александрии, но здесь вместо обоснования этого предположенного влияния уже молчаливо допущенным влиянием доказывает, что пасха 326 года праздновалась в Александрии не 3-го апреля, как было нужно по александрийской пасхалии, а 10-го. В сущности, рассуждения о. Д. А. Лебедева таковы. Пасха 326 года в Александрии праздновалась или 3-го, или 10-го апреля. Так как в этом году в Александрии справлялись с циклом Анатолия, то следует принять, что пасху праздновали именно 10-го апреля. А если пасху праздновали 10-го апреля, то это значит, что в 326 году на празднование пасхи повлиял цикл Анатолия. Quod erat demonstrandum! Circulus совершенно правильный! А между тем о. Д.А. Лебедев своим рассуждениям склонен придавать важное значение. В статье о цикле Анатолия по В.В. Болотову он пишет: «Реконструкция В.В. Болотова имеет и тот недостаток в сравнении с моею, что в таком виде цикл Анатолия – почти тождественный с александрийским – теряет всякое значение для вопроса о пасхах 326 и 346 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Относительно пасхи 326 года мы даже не знаем, допустила ли в этом случае александрийская церковь уклонение от цикла, праздновала ли она эту пасху 3-го или 10-го апреля. И однако самая возможность уклонений от александрийского цикла во дни Афанасия в. проще всего (? ? ?) объясняется тем предположением, что, хотя этот цикл в то время уже существовал в качестве нормы александрийской пасхалии; но подле него александрийские папы находили не излишним (?) справляться и с другими циклами, как цикл Анатолия». 91 Здесь о. Д. А. Лебедев свое, как мы видели, висящее в воздухе предположение о влиянии анатолиева цикла на день александрийской пасхи 326 года делает даже одним из аргументов против реконструкции анатолиева цикла, принадлежащей великому ученому. Но допустим, что пасху 326 года в Александрии действительно праздновали 10-го апреля. Значит ли это, что в данном случае повлиял на александрийцев цикл Ана- —56— толия и повлиял так сильно, что ради него они отступили от своего собственного пасхального цикла? Нет, возможно более удовлетворительное иное решение вопроса, почему в 326 году александрийцы праздновали пасху 10-го апреля. Предоставим слово самому о. Д. А. Лебедеву . «Дело в том, что астрономические данные (а с ними справлялись в Александрии, как показывают даты возраста луны в день пасхи в κεφλαια) в 326 году были решительно в пользу 10-го апреля, против 3-го» (стр. 226). Астрономия, конечно, была для александрийцев убедительнее анатолиева цикла, о котором вовсе неизвестно, даже и знали ли его в Александрии. Кроме того, такой ученый как E. Schwartz ( – для которого пасха 326 года по анатолиеву циклу была тоже 10-го апреля – ), считая днем пасхи 326 года в Александрии 10-е апреля, не находит нужным для объяснения отклонения александрийцев от своей пасхалии предполагать какое-нибудь влияние анатолиева цикла. По мнению Е. Schwartz’a, пасха 326 года в Александрии была назначена по западным пасхальным принципам: александрийский епископ просто уступил римскому, как это бывало и в другие годы того же 4-го века (См.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010